|
Скачать 418.46 Kb.
|
Образец заполнения речевой карты на ребенка, имеющего нарушения речи Составитель: методист ППМС-центра «Истоки» Мандражий Инна Юрьевна РЕЧЕВАЯ КАРТА Анкетные данные Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________ Домашний адрес, телефон __________________________________________ Данные о родителях (Ф.И.О., возраст на момент рождения ребёнка) мать ____________________________________________________________ отец ____________________________________________________________ Анамнестические данные От какой беременности ____________________________________________ Характер протекания беременности __________________________________ Роды _________________________________________________________________ Перенесённые заболевания _________________________________________ Слух ____________________________________________________________ Зрение _________________________________________________________________ Раннее физическое развитие: начал держать голову _____________________________________________ сидеть ______________________ ползать ____________________________ стоять ___________________________ ходить ________________________ Раннее речевое развитие: гуление _________________________ лепет __________________________ первые слова _____________________________________________________ первая фраза _____________________________________________________ фразовая речь ____________________________________________________ Методические рекомендации по заполнению. Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания. Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия. ^ – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания. ^ – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения. Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год). ^ – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года). ППМС-центр «Истоки» Особенности артикуляционного аппарата Зубы _____________________________________________________________ Прикус ___________________________________________________________ Твёрдое нёбо ______________________________________________________ Мягкое нёбо _______________________________________________________ Губы _____________________________________________________________ Язык _____________________________________________________________ Методические рекомендации по заполнению. Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы. Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный. ^ – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов. Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное. Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней. Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус. ППМС-центр «Истоки» Моторная сфера
Методические рекомендации по заполнению. Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок. Рекомендуемые исследования: - попрыгать на обеих ногах; - прыгнуть в длину с места; - потопать ногами и похлопать руками одновременно; -бросить мяч от груди и поймать его. ^ – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена). Рекомендуемые исследования: - сложить в кольцо большой и указательный пальцы; - поочередно сгибать и разгибать пальцы; - выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой; - изменять положение кистей рук (кулак – ладонь). ^ – левша, амбидекстр, правша
Методические рекомендации по заполнению. Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок. Рекомендуемые исследования: - попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге; - прыгнуть в длину с места; - потопать ногами и похлопать руками одновременно; -бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы; - перепрыгнуть через игрушку ^ – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена). Рекомендуемые исследования: - сложить в кольцо большой и указательный пальцы; - поочередно сгибать и разгибать пальцы; - выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой; ППМС-центр «Истоки» - выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»; - проба кулак – ребро –ладонь ведущей рукой. ^ – левша, амбидекстр, правша
Методические рекомендации по заполнению. Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок. Рекомендуемые исследования: - попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге; - прыгнуть в длину с места; - потопать ногами и похлопать руками одновременно; -бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы; - перепрыгнуть через игрушку; - подбросить и поймать мяч; - влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё. ^ – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена). Рекомендуемые исследования: - сложить в кольцо большой и указательный пальцы; - поочередно сгибать и разгибать пальцы; - выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой; - выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»; - проба кулак – ребро –ладонь двумя руками по очереди, одновременно обеими.. ^ – левша, амбидекстр, правша ППМС-центр «Истоки» Импрессивная речь
ППМС-центр «Истоки»
Методические рекомендации по заполнению. ОЦЕНКА (в баллах): 5 - понимает обращённую речь в полном объёме; 4 – хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов; 3- понимает обращённую речь на бытовом уровне, понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром: 2 – понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации; 1 – ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения. ППМС-центр «Истоки» Сенсомоторный уровень речи Общее звучание речи
Методические рекомендации по заполнению. Разборчивость: 5 баллов – разборчивость речи не нарушена; 4 балла – разборчивость речи несколько снижена; 3 балла - речь смазанная, невнятная; 2 балла - речь мало понятная окружающим; 1 балл – речь понятна только близким. Темп: 5 – темп соответствует норме; 4 – незначительные, единичные нарушения темпа речи; 3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки. 2 – тахилалия, брадилалия, заикание. 1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание. Ритм : 5 – ритм речи соответствует норме; 4 - незначительные, единичные нарушения ритма речи; 3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи); 2 – проявления гиперкинезов; 1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание. Дыхание: 5 – дыхание свободное; 4 – незначительные, единичные нарушения дыхания; 3 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено); 2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный; 1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания. Голос: 5 – N 4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет; 3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра; 2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка; 1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи. ППМС-центр «Истоки» ^
Методические рекомендации по заполнению. При обследовании логопед отмечает: Объём движений – строго ограничен, неполный, полный; Тонус – N, повышен, понижен; Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия; ^ – достаточная, недостаточная; ОЦЕНКА (в баллах): 5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения; 4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны; 3 – замедленное и напряжённое выполнение; 2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 1 – невыполнение. ППМС-центр «Истоки» Звукопроизношение
1 – изолированное произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи В процессе обследования логопед отмечает: - N; (5 баллов) - фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; (4 балла) - фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения); (3 балла) - фонологические дефекты (замены, смешения). (2-1 балл) ОЦЕНКА ( в баллах): 5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях; 4 – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы); 3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков; 2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть –девять звуков; 1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются десять и более звуков. ППМС-центр «Истоки» ^
Методические рекомендации по заполнению. В ходе проведения обследования логопед отмечает: - N; (5 баллов) - негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла) - структура нарушена. (2-1 балла) Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены). ОЦЕНКА ( в баллах): 5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки; 3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры. 2- искажение слоговой структуры; 1 – невоспроизведение. ППМС-центр «Истоки» ^
ОЦЕНКА (в баллах): 5 – все задания выполнены верно; 4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно; 3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения; 2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение; 1 – невыполнение. По результатам проведённого обследования делается вывод: - фонематический слух в норме (5балла); - фонематический слух развит недостаточно (4-3 балла); - фонематический слух нарушен (2-1 балла). ППМС-центр «Истоки» ^
Методические рекомендации по заполнению. При обследовании логопед отмечает: -N, ( 5 баллов) - навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно, (4-3 балла) - не сформированы.(2-1 балл) ОЦЕНКА ( в баллах): 5 – все задания выполнены верно с первой попытки; 4 – допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно; 3 – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны; 2 – большая часть заданий недоступна 1 – неверные ответы, отказ от выполнения. ППМС-центр «Истоки» ^
Методические рекомендации по заполнению. При обследовании логопед отмечает: -N; (5 баллов) - грамматический строй сформирован недостаточно; (4-3 балла) - не сформирован. (2-1 балла) ОЦЕНКА (в баллах): 5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; 4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса 3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка); 2- большинство заданий не выполняются; 1 – невыполнение. ППМС-центр «Истоки» Лексика
Методические рекомендации по заполнению. При обследовании логопед отмечает: - N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме); (5 баллов) - словарный запас в пределах обихода; (4-3 балла) - словарный запас резко ограничен (2-1 балл). ОЦЕНКА (в баллах): 5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; 4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса 3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка); 2- большинство заданий не выполняются; 1 – невыполнение. ППМС-центр «Истоки» Словообразование
Методические рекомендации по заполнению. При обследовании логопед отмечает: - - N (навыки словообразования сформированы, соответствуют возрастной норме); (5 баллов) - навык словообразования в стадии формирования; (4-3 балла) - навык словообразования не сформирован.(2 -1 балл) ОЦЕНКА ( в баллах): 5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий; 4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса 3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка); 2- большинство заданий не выполняются; 1 – невыполнение. ППМС-центр «Истоки» Связная речь
Методические рекомендации по заполнению. При обследовании логопед отмечает: - уровень развития связной речи соответствует возрастной норме; (5 баллов) - в стадии формирования, требует дальнейшего развития; (4-3 балла) - не сформирована. (2 -1 балл) ОЦЕНКА ( в баллах): 5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; ППМС-центр «Истоки» полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; 4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания; 3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения; 2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов; 1 – пересказ даже по вопросам недоступен.
Методические рекомендации по заполнению. При обследовании логопед отмечает: - уровень развития связной речи соответствует возрастной норме; (5 баллов) - в стадии формирования, требует дальнейшего развития; (4-3 балла) - не сформирована. (2 -1 балл) ОЦЕНКА ( в баллах): 5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются Нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов; 3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена; 2 – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов; 1 – рассказ недоступен. ППМС-центр «Истоки» По окончании обследования логопед составляет профиль речевого развития ребёнка: ![]() Параметры обследования:
ППМС-центр «Истоки» ![]() |