Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы





Скачать 154.59 Kb.
Название Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы
Дата 28.02.2013
Размер 154.59 Kb.
Тип Документы
АШТАНГА ХРИДАЯ САМХИТА
Шримад Вагбхата


Раздел 4. Уттарастхана.

Глава 2. Баламайя пратишедха (лечение детских болезней)

Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

  1. Считают, что дети, в зависимости от принимаемой ими пищи делятся на три категории: кшира вартана (питающихся только молоком), аннавартина (питающихся твердой пищей) и убхайя вартана (питающихся и жидкой, и твердой пищей).

Здоровье детей всецело зависит от этих продуктов (молока и твердой пищи): дети здоровы, если пища полноценна (не испорчена), тогда как при приеме испорченной пищи у детей развиваются болезни.

2-4. Полноценным (не испорченным) считается такое грудное молоко, которое (будучи случайно смешанным с водой) становится однородным и не проявляет признаков присутствия дош.

Молоко, подвергшееся вредоносному воздействию ваты, вылитое в воду, становится вязким, пенистым, сухим (не маслянистым) и вызывает затруднение выведения фекалий и урины. Если молоко подверглось вредоносному влиянию питты, оно становится горячим, кислым, острым, проявляет желтоватые линии на воде и вызывает ощущение жжения (в пищеварительном тракте ребенка). Молоко, испорченное капхой, - солоноватое, густое, тонущее в воде и вязкое. Если молоко подверглось одновременному вредоносному воздействию двух или трех дош, оно проявляет свойства этих двух или трех дош.

При употреблении такого, обладающего признаками присутствия всех трех дош, молока возникают болезни, порожденные соответствующей дошей (или дошами).

5-8. То, что ребенок заболел, можно определить по его внезапному и частому плачу.

^ Заболевшую часть тела можно определить по тому, как часто и усиленно ребенок дотрагивается до нее сам и не дает дотрагиваться другим.

Головную боль определяют по сомкнутым векам, боль в области сердца (груди) определяют по тому, что ребенок кусает язык и губы, тяжело дышит и сжимает кулачки. Когда у ребенка болит живот, это проявляется запором, метеоризмом, рвотой и бурчанием в животе, он кусает грудь матери, выгибает спину и его живот вздувается. Боль в мочевом пузыре и гениталиях определяют по затруднению выведения фекалий и урины и испуганному виду ребенка.

^ 12. Мать ребенка следует лечить в соответствии с той же дошей и болезнями (которые были найдены у ребенка).

Если грудное молоко испорчено ватой, матери в течение трех дней следует пить (отвар) дашамула или (отвар) агни, вача, патха, катука, куштха, дипьяка, бхарнги, дару, сарала, вришчикали, кана и ушана. Затем ей следует любой из лекарственных гхи, которые ослабляют вату, запивая его пивной накипью. Потом, насытив таким способом тело маслом, следует назначить слабые слабительные средства, затем – клизменную и потоотделительную терапии, которые ослабляют вату.

Следует принимать порошок расна, аджамода, сарала и девадару, смешанные с гхи или гхи, приготовленный с этими лекарственными средствами, смешав его с ситопала (сахарными леденцами).

13-15. Если грудное молоко испорчено питтой, и матери, и ребенку следует пить лекарственный отвар амрита, абхиру, патоли, нимба, чандана и сарива, или лекарственный отвар трипхала, муста, бхунимба и катурохини; можно также использовать средства саривади, патолади или падмакадигана (см. 15 главу сутрастханы). Следует использовать лекарственный гхи, приготовленный с вышеупомянутой (группой) средств, слабительные вещества, ослабляющие питту, массаж и нанесение на тело пасты охлаждающего воздействия.

16-19. Если молоко испорчено шлешма (капхой), ребенку следует давать слизывать гхи, смешанный с порошком яштьяхва и саиндхава или с порошком саиндхава и пиппали. На грудь женщине и на губы ребенка следует наносить приготовленную с мёдом пасту из цветов ратха (маданапхала), это легко вызовет у ребенка рвоту. Рвоту матери следует побудить более сильными лекарственными средствами. Прибегнув к рвоте и диетическому режиму, ей следует пить отвар из лекарственных средств мустади гана (см. 15 главу сутрастханы) или тагара притхвика, сурадару, калингака или ативиша, муста, шадгрантха и панчакола.

20-25. Грудное молоко, подвергшееся вредоносному воздействию трех (совместно усилившихся) дош, издает неприятный запах, остается неприготовленным (недостаточно переработанным жаром тела) и напоминает воду. От питья такого молока ребенок начинает выделять твердые, скудные, дробящиеся на маленькие кусочки, пенистые фекалии разнообразной окраски, что сопровождается разнообразными недомоганиями и болью; его урина становится желтой, белой и густой. У него проявляются лихорадка, потеря аппетита, жажда, рвота, сухая отрыжка, частая зевота, головокружение, озноб, скручивание частей тела, области носа, глаз и рта покрываются язвами; он часто стонет. Эта болезнь, называемая кширалакшака, чрезвычайно опасна и трудноизлечима.

При такой болезни и мать и ребенка следует незамедлительно лечить вамана (рвотной терапией). Следует принимать подходящие самсарджана (жидкие диетические блюда), приготовленные с лекарственными средствами вачади гана, нишади гана (см. 15 главу сутрастханы) или с мадри, патха, тикта, гхана и амайя.

Патха, шунтхи, амрита, тикта, девахвайя, сарива, муста, мурва и индрайява – эти лекарственные средства являются наилучшими для выведения испорченного грудного молока.

^ Другие сопровождающие болезни следует лечить в надлежащее время.

26-29. Начало прорезывания зубов также может стать причиной всех детских болезней, в особенности таких как лихорадка, понос, кашель, рвота, головная боль, абхишьянда (конъюнктивит), потхаки (прыщи на веках или ячмень) и висарпа (герпес).

В тот период, когда у кошек (котят) формируется спина (выпрямляется позвоночник), в то время, когда у молодых птенцов павлина вырастает гребень и в то время, когда у ребенка режутся зубки, не остается ни одной части тела, которая не была бы болезненной (в каждой из них ощущается недомогание).

Лечить такое состояние следует, учитывая в первую очередь место, время года и т.п., а затем учитывая то, какая доша была усилена, учитывая рога (первичной или вторичной является болезнь, является ли она сильной или слабой), и принимая во внимание удрека (преобладающую дошу среди всех усилившихся дош или преобладающую болезнь среди нескольких имеющих место болезней).

30. ^ Доши, душья, болезни (типа лихорадки и т.п.) и методы лечения совершенно одинаковы (как у детей, так и у взрослых), в то время как дозы (лекарств и терапий) для детей должны быть минимальными, поскольку дети нежны, их (физическое) тело мало и они не едят многие из тех видов пищи, которыми нередко злоупотребляют взрослые люди.

31. Поскольку дети принимают только гхи и молоко, их тела всегда в достаточной степени промаслены. Поэтому мудрый врач должен сразу давать им слабые рвотные средства (лекарства, побуждающие рвоту), не прибегая перед этим к масляной терапии.

32-33. Детям, принимающим только молоко и детям, принимающим молоко и твердую пищу, следует давать рвотные средства только после того, как они насытятся грудным молоком (примут его в изобилии). Детям, которые питаются твердой пищей, следует до побуждения у них рвоты дать выпить пейя (жидкую кашу) с добавлением гхи (с тем, чтобы они были полностью сыты).

При таких болезнях, для излечения которых необходима слабительная терапия, (детям) следует назначать клизму. При тех болезнях, для излечения которых необходима терапия введения лекарственных средств через нос способом марша, детям следует применять способ пратимарша. Слабительную и другие предписанные терапии следует применять только в отношении матери ребенка.

34-37. (Порошок) мурва, вьоша, вара, кола, кора джамбу, дару, саршапа и патха, принимаемый вместе с мёдом, эффективно лечит заболевания, вызванные испорченным грудным молоком.

^ Мочки ушей ребенка следует смазывать порошком пиппали, смешанным с мёдом, или с порошком из цветов дхатаки и соком плодов дхатри.

Лекарственный гхи, приготовленный с вача, двумя брихати, патха, катука, ативиша, гхана и мадхура (сахаром, молоком, мёдом) эффективно способствует росту зубов.

38-40. Порошок раджани, дару, сарала, шрейяси, двумя брихати, пришнипарни и шатахва, принимаемый вместе с мёдом и гхи, - лучшее средство для улучшения деятельности 12-перстной кишки. Он вызывает нисходящее движение марута (ваты), лечит понос, лихорадку, одышку, желтуху, малокровие и кашель. Он считается средством от всех детских болезней и дарует силу и хороший цвет кожи.

41-42. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром саманга, дхатаки, родхра, кутунната, двумя бала, махасаха, кшудрасана, мудга, молодыми плодами билва и плодами карпаси, с добавлением молока и масту (творожной воды) быстро излечивает все болезни, вызванные прорезыванием зубов у детей. Такой состав называется вриддха кашьяпа.

43. Во время болезней, порожденных прорезыванием зубов, ребенка не следует ограничивать (в отношении пищи или других действий); болезни порожденные появлением зубов утихнут сами по себе после того, как зубы вырастут.

44-45. От чрезмерно долгого сна в дневное время, питья холодной воды, питья испорченного шлешма (капхой) грудного молока каналы раса (первой жидкой ткани) закупориваются капхой. После этого у ребенка проявляются потеря вкуса или аппетита, насморк, лихорадка и кашель. Лицо ребенка становится истощенным, глаза наполняются слизью и становятся беловатыми.

46-47. Ослабленному ребенку, потерявшему аппетит и т.п., следует давать (порошок) саиндхава, вьоша, шарнгешта, патха и гирикадамбака, смешанные с мёдом и гхи.

Вскоре после этого следует дать ребенку порошок панчакола вместе с ашокарохини или порошок бадари, дхатаки и дхатри, прокипяченный вместе с гхи.

48-49. Лекарственный гхи, приготовленный с положенными по одному карша стхира, вача, двумя брихати, каколи, пиппали, ната, ничула, утпала, варшабху, бхарнги и муста (приготовленным в виде лекарственного отвара) и половиной прастха гхи является наилучшим средством для очищения каналов. Такой же (лекарственный гхи), приготовленный с шимби, ашвагандха, сураса и кана, обладает точно такими же свойствами.

^ 50. Лекарственный гхи, приготовленный с яштьяхва, пиппали, родхра, падмака, утпала, чандана, талиса и сарива, лечит истощение.

51-52. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром головы кролика, с добавлением пасты шринги, мадхулика, бхарнги, пиппали, девадару, ашвагандха, двух каколи, расна, ришабхака, дживака, шурпапарни и видангагхрита или гхи), является наилучшим для насыщения истощенного ребенка.

53. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром вача, вьястха, тагара, кайяштха и чорака, с добавлением козьей мочи и сура, благоприятен как для массажа, так и для ванн.

54-56. Лекарственный гхи, приготовленный с одним прастха тайла (кунжутного растительного масла), такого же количества раствора лакша, учетверенным количеством масту (творожной воды), таким же количеством отвара положенных в равных пропорциях ашвагандха, ниша, дару, каунти, куштха, абда, чандана, мурва, рохини, расна, шатахва и мадхука, известен как лакшади тайла. Используемый для массажа и ванны, он дарует силу, излечивает лихорадку, туберкулез, умопомешательство, одышку и эпилепсию, ослабляет вату и изгоняет якша, ракшаса и бхута (всех злых духов). Он благотворен также и для беременных женщин.

57. Ребенка, страдающего от лихорадки, кашля и рвоты следует заставить слизнуть порошок ативиша, шринги и пиппали, смешанный с мёдом или только порошок ативиша.

58-60. Ребенку, который всякий раз во время кормления отрыгивает молоко, следует давать слизывать сок двух вартаки и (порошок) панчалавана; можно давать кримиджит парибхадрака. Точно также можно давать пепел игл шаллака (дикобраза), швавид (ежа), или шикхи (павлина), - любое, какое бы из этих веществ ни оказалось доступным.

^ 61. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром кхадира, арджуна, талиса, куштха и чандана, вместе с молоком, лечит рвоту.

1-2. [Если из-за приема ребенком усиливающей вату пищи, ухудшившаяся вайю (вата), сосредоточенная в основании нижней челюсти, начинает перемещаться (функционировать) в области костей зубов, и если этот ребенок принадлежит к конституции вата, эта доша становится причиной движения сира (вен). От этого ребенок во сне начинает скрежетать зубами.]

62. Если ребенок рождается с прорезавшимися зубками или если у ребенка зубы начинают расти сперва на верхней челюсти, - в обоих этих случаях следует исполнить шанти (умилостивляющий, искупительный обряд). Ребенка следует одарить дакшина (деньгами), следует почтить дважды рожденных (брахманов) и задобрить наигамеша (злых духов).

63-64. Капха, усиливаясь в мышечной ткани нёба, вызывает болезнь талукунтака. Она сдавливает череп в области нёба, вызывает отвращение к груди матери, затруднения при сосании, выведение водянистых фекалий, жажду, высыпания во рту, боль в глазах, неспособность удерживать шею в прямом положении и рвоту.

^ 65-67. При такой болезни нёбо следует смазать явакшара, смешанным с мёдом или порошком кана, шунтхи и саиндхава, смешанным с коровьим навозом.

Таблетки из пасты шрингавера, ниша и бхринга покрывают молодыми листьями вата, заворачивают в коровий навоз и подвергают приготовлению в кучке горящей шелухи. Затем покрытие удаляют и из пасты отжимают сок. Его следует накладывать на нёбо и капать в глаза.

^ 68. Следует вместе с грудным молоком принимать пасту харитаки, вача и куштха, добавляя мёд. Это средство излечивает талукантака.

69-70. Вследствие прилипания фекалий или пота или раздражения ими, внутри прямой кишки ребенка образуется язва, порожденная ракта (кровью) и капхой, медного цвета, зудящая и сопровождающаяся множеством осложнений или вторичных заболеваний. Некоторые авторитетные источники именуют её матрика доша, другие – ахипутана, в то время как многие иные называют её приштару, гудакутта и даже анамака.

При этой болезни грудное молоко матери следует очищать, используя лекарственные средства, ослабляющие питту и шлешма (капху).

71-75. Как для питья, так и для наложения на язву прямой кишки, следует использовать воду, прокипяченную, остуженную и еще более охлажденную добавлением таркшьяшайла, смешанного с мёдом. Прямую кишку следует промывать отваром трипхала, коры бадари и плакша, затем на прямую кишку следует нанести пасту касиса, рочана, туттха, манохва, ала и расанджана, вымоченных в какой-либо кислой жидкости. Можно также посыпать язву мелким порошком из этих средств или порошком уштхи, шанкха, саувиранкаджана, порошком сарива, шанкханабхи, или порошком из коры асана. Если проявляются сильное покраснение и зуд, следует прибегнуть к кровопусканию, используя пиявок. При гудакутта благотворны все виды лечения, предписанные для лечения язв, порожденных питтой.

76. Лекарственный гхи, приготовленный с отваром патха, велла, двух ранджани, муста, бхарнги, пунарнава, билва, триушана и вришчикали, в соответствующих дозах лечит все детские болезни, порожденные поеданием грязи (глины).

77. На грудь матери следует нанести лекарственные средства (в виде сока или тонкой пасты), которые излечивают специфические болезни; эти средства следует оставить на период одного мухурта (48 минут) и затем смыть. Ребенка следует вскармливать той грудью, которая была исцелена от болезни.

^ Глава 4. Бхута виджнания (знание о злых духах, демонах и т.п.)

Теперь мы изложим главу бхута виджнания – знание о злых духах и т.п., – так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1-2. Если человеческое существо своим поведением и свойствами, - будь то обычные знания, особые познания (в науке, искусстве, философии и т.п.), речь, физическая деятельность, сила и отвага, - начинает проявлять нечеловеческие свойства, такого человека следует считать "охваченным злыми духами".

Если человек своим (внешним) поведением, темпераментом, словами (речью), походкой (движениями) и тому подобными (иными действиями) уподобляется какому-либо из демонов, его следует считать одержимым этим демоном.

^ Их (бхута или демонов) существует восемь разновидностей, таких как дева, давана и другие.

3-5. Причинами анушанга (одержимости демонами) является праджнапарадха – время, когда человек начинает совершать ошибочные действия (нарушать установленные законы и вести себя неправедно) в этой жизни или в предыдущих существованиях. Праджнапарадха возникает из-за потакания кама (желаниям) и т.п. (кродха, лобха, моха, мада, матарья), что приводит к ошибочным действиям в следовании законам дхармы (праведного поведения), врата (соблюдения обетов), ачара (следованию образцам праведной жизни) и в почитании людей и вещей, предназначенных для богослужения. Если человек становится грешником и разрушает самого себя, граха (злые духи, демоны) убьют его даже в том случае, если эти граха принадлежат к виду дева (божественных сущностей). Эти злые духи нападут на него во время чхидра (момента падения, в период ошибок и заблуждения, пренебрежения законами и неправедных действий).

6-8. ^ Чхидра – это время, когда человек начинает совершать грехи. Чхидра – это и результат уже совершенных нежелательных (плохих) действий, таких как пребывание или деятельность в месте, занятым другим человеком (претендовавшим на него ранее, но изгнанным), пребывание ночью в местах захоронений и т.п. запретных местах, обнажение, оскорбление (поношение) наставников, совершение неправедного и незаконного полового сношения, неправедного служения богам и т.п. К неправильным действиям относятся также нечистоплотность, прикосновение других людей в нечистые дни (в те дни, когда прикосновения не допускаются), неправильное поведение во время огненного жертвоприношения, пения священных гимнов, принесение жертв (обетов, умилостивляющих ритуалов и очистительных обрядов). Вкратце, чхидра – это действие, противоречащее всем тем правилам и обычаям правильного поведения, описанного в диначарья (адхьяя) (см. 2 главу сутрастханы).

9-12. Сура (дева граха) вселяется в человека в первый и тринадцатый дни светлой половины месяца. ^ Деваха граха охватывает на тринадцатый день светлой половины месяца и двенадцатый день двух темных недель месяца. Гандхарва граха охватывает на четырнадцатый день светлой и двенадцатый день темной половины месяца. Урага (нага) граха вселяется на пятый день, дханешвара (кубера) граха охватывает на седьмой и двенадцатый день светлой половины месяца. Брахмаракшаса граха охватывает на восьмой и пятый дни двух светлых недель месяца и также в дни полнолуния. Ракшаса и пишача граха вселяются на девятый и двенадцатый дни темной половины месяца, а также в дни парва (особые дни затмений и т.п.). Питри граха охватывает на десятый день и в день новолуния. Другие граха, такие как гуру, вриддха и т.п. охватывают на восьмой и девятый дни, обычно – в вечернее время.

13-15. (Таковы признаки человека, который охвачен дева граха): его лицо подобно полностью распустившемуся цветку лотоса и полно доброты. Он не впадает в гнев, он мало разговаривает и выделяет мало пота, фекалий и урины. Он равнодушен к пище, почитает богов и дважды рожденных (брахманов), необычайно чистоплотен и в речах своих учтив и обходителен. Он подолгу сидит с закрытыми глазами, источает приятный запах, благожелателен и предупредителен с окружающими. Он любит белые цветы, белые одежды, реки, горы и высокие строения, он (подолгу) бодрствует, он не груб с окружающими и не пугает других. Таковы свойства человека, охваченного дева граха.

16-17. Если у человека нарушено восприятие происходящего, если и мысли и действия его дурны, если он ненавидит наставников, богов и брахманов, если он бесстрашен, горд, отважен, но полон гнева и постоянно охвачен деятельностью, если он почитает себя за Рудру, Сканду, Вишакху и Индру, если он любит сура (пиво или вино) и мясо, считают, что он охвачен дайтья граха.

18. Если человек увлечен доброй, благой деятельностью, если он радостен и испускает приятный запах, если он любит петь, танцевать и принимать ароматные ванны, если он желает носить гирлянды, красную одежду и красные цветы, если он умащает себя благовониями и всегда увлечен праздничными, радостными действиями, - про него говорят, что он одержим гандхарва граха.

19-20. Если у человека покрасневшие глаза, если он вспыльчив и гневен, если его взгляд неподвижен, походка неправильна и неустойчива, если он всегда тяжело дышит, двигает языком и облизывает уголки рта, если ему нравятся молоко, патока и купания, если он спит вниз лицом и опасается ходить под зонтом, - его следует считать одержимым урага (нага) граха.

21-23. Если у человека слезящиеся, испуганные и покрасневшие глаза, если тело его источает приятный аромат и кожа светится, если он любит танцы, рассказы, песни, омовения, гирлянды и благовония, если ему нравится пища из рыбы и мяса, если он радостен, всем доволен, силен, ничем не огорчен, если его пальцы постоянно дрожат и он все время спрашивает у окружающих: "Чем мне одарить, кого мне одарить?" и т.п., если он бормочет про себя, оскорбляет или унижает врача и касту брахманов, если он слегка раздражен и ходит быстро, - все это признаки человека, охваченного якша граха.

24-25. Если человеку нравятся юмор и танцы, если он совершает тайные действия, будучи поражен демоном, вселившимся во время свершения неправедных поступков, если он не гневлив, если его походка стремительна, если он ненавидит богов, брахманов и врачей, пытается убить себя (или нанести повреждения) палками, оружием, ногтями и т.п., восклицая "бхо" и т.п. (громко взывая о помощи), если он увлечен науками и изучением Вед, - такого человека считают охваченным брахма ракшаса граха.

26-29. Если у человека злобный взгляд, если он непрестанно двигает бровями и делает резкие движения, ходит кругами, натыкаясь на других, издает громкие звуки с ужасным выражением лица, если он полон сил не принимая никакой пищи, если он утратил сон и бродит ночи напролет, если он не испытывает чувства стыда, неопрятен, жесток, речь его резка и полна брани, если ему нравятся гирлянды красного цвета, кровь, вино и мясная пища, если он желает полового общения, если при виде крови или мяса он облизывает губы и смеется во время еды, - такого человека считают одержимым ракшаса граха.

30-33. Если ум человека полон нездоровых мыслей, если он мечется, не в силах оставаться на одном месте, если ему нравится подбирать выброшенные вещи (еду и т.п.), если он любит танцы, музыку, юмор, вино и мясо, если из-за испуга перед окружающими его лицо выглядит застенчивым, если он кричит или плачет без всяких причин и царапает свое тело ногтями, если его тело становится сухим и напряженным, если он любит рассказывать обо всех своих реальных и мнимых несчастьях, если он утратил память, если ему нравится одиночество, чувственность, нагота и грязные вещи, если он бродит по улице в лохмотьях, носит гирлянды из травы и скачет на деревянных лошадях, если ему нравится находиться среди недостойных людей, если он часто объедается огромным количеством пищи, его следует считать одержимым пишача граха.

34. Если человек своим видом, действиями и запахом напоминает труп, если он пребывает в ужасе, ненавидит пищу, собирает и выщипывает травяные стебли, про него говорят, что он охвачен прета граха.

35. Если человек слишком много говорит, если его лицо почернело и он очень медленно ходит, если его мошонка отекает и отвисает, следует считать его охваченным кушманда граха.

36-38. Если он непрестанно бродит, сжимая в руках дубинку или камень, если он облачен в лохмотья или наг, если его взгляд блуждает, если он украшает себя травой (или сеном), подолгу остается на кладбище, скитается по заброшенным домам и дорогам, сидит под одиноко стоящими деревьями, если он беспрестанно ищет еду, приготовленную с кунжутом, вином и мясом, и если речь его груба, - о нем говорят как об одержимом нишада граха.

^ 39. Если человек постоянно просит воды и пищи, если глаза его испуганны и красны, а речь груба (полна брани), считают, что его охватил аукирана граха.

40. Если человеку нравятся гирлянды и благовония, если речь его откровенна, если он постоянно дрожит и чрезмерно много спит, о нем говорят, что он охвачен ветала граха.

41-42. Если лицо человека неприятно и взгляд жалок, если у него сухое нёбо, если он постоянно моргает, а его пищеварительная деятельность ослаблена, если он носит одежду навыворот, если ему нравится кунжут, мясо и патока, если он путается в своих речах (заикается и часто замолкает), поведение такого человека говорит о вселении питри граха.

43. Если человек в своих разговорах, употреблении пищи и действиях проявляет свойства (граха), кощунствующего и проклинающего имена наставников, старших, мудрецов и людей, наделенных особой властью, следует считать, что этот человек охвачен именно таким граха.

44. Если человек окружен стайками (дразнящих его) детей, если он обнажен, его волосы всклокочены, если рассудок его болен и страдает он уже в течение длительного времени, считают, что он охвачен несколькими граха и следует оставить попытки излечить его.

Так заканчивается глава, называемая бхута виджнания, четвертая глава Уттара стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

Перевод Ю. Сорокиной

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Аконит и рак
Чжуд-ши”, датируемый как письменное произведение XII веком, но сформировавшийся в виде устного знания...
Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Санум-терапия детских болезней

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon " синдромная диагностика детских болезней"

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Экзаменационные вопросы по пропедевтике детских болезней

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Кафедра пропедевтики детских болезней и педиатрии

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Е. А. Яценко Педиатрии и детских хирургических болезней

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Кожные болезни. Лечение экземы, дерматит лечение, лечение атопического дерматита нет никаких кожных

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Экзаменационные вопросы по курсу пропедевтики детских болезней

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии

Аштанга хридая самхита шримад Вагбхата Раздел Уттарастхана. Глава Баламайя пратишедха (лечение детских болезней) Теперь мы изложим главу Баламайя пратишедха,- лечение детских болезней,– так сказал Атрея и остальные мудрецы icon Кафедра факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы