|
Скачать 209.62 Kb.
|
Л.В. Хибхенов, В.Г. Казакова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 3 по анатомии домашних животных Улан-Удэ 2010 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины ______группы ________________________________ (Фамилия И.О.) Улан-Удэ 2010 УДК 636:611 (07) Х 422 Рекомендовано методическим советом ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» Рецензент: Оножеев А.А., доктор вет. наук, профессор ^ Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных: учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ФГОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», 2010.- 46 с. Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 2 курса факультета ветеринарной медицины. Оно должно быть использовано при выполнении домашних заданий и проведения самоконтроля знаний. В пособии приведены задания, которые студенту необходимо выполнить. В конце каждого модуля (субмодуля) приводятся вопросы для контроля знаний. © Хибхенов Л.В., Казакова В.Г., 2010 © ФГОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», 2010 Введение Рабочая тетрадь 3 предназначена для студентов второго курса факультета ветеринарной медицины и включает разделы анатомии частично «Ангиология» (лимфатическая система и органы кроветворения), «Эндокринология», «Неврология», «Эстезиология» и «Анатомические особенности домашних птиц». При оформлении рабочей тетради использованы рисунки и схемы из учебных пособий следующих авторов: Климов А.Ф., Акаевский А.И. (2003), Юдичев Ю.Ф., Ефимов С.И. и др. (2003), Ellenberger-Baum (1943). Для выполнения работы студенту необходимо самостоятельно изучить строение органов, выполнить указанные задания. При этом рекомендуется использовать указанную ниже учебную литературу. Основная
Дополнительная
Модуль 5. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ^ ![]() Рис. 1. Схема строения лимфатического узла. лимфатический узел - 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – !Задание 1. Изучить строение лимфатического узла, найти и обозначить его основные структуры. ![]() 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – Задание 2. Изучить топографию и запомнить названия поверхностных лимфатических узлов. Проставить их русские и латинские названия. ![]() А Б Рис. 3. Лимфатические узлы головы. (А – поверхностные, Б – глубокие). 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – !Задание 3. Изучить топографию и названия лимфатических узлов головы. Проставить на рисунке предложенные обозначения. ![]() ![]() ![]() Рис. 4. Лимфатические узлы грудной конечности. ![]() 1 ![]() ![]() 2 2 – ![]() !Задание 4. Проставить на рисунке обозначения, про- ставить латинские и русские названия. ![]() Рис. 5. Лимфатические узлы грудной полости коровы. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7- 8- !Задание 5. Изучить топографию и запомнить названия лимфатических узлов грудной полости. Проставить их русские и латинские названия. ![]() Рис. 6. Лимфатические узлы кишечника жвачных. 1 – 2 – 3 – ![]() ! ![]() 1 ![]() ![]() ![]() тазовой конечности лошади. ![]() 2 ![]() 4 5 1,11 - 3 ![]() ![]() 3 - ![]() ![]() 4 - 5 - ![]() ! ![]() Таблица 1 ^
! ![]() ![]() ![]() ![]() Рис. 8. ![]() А - ; Б- В- ; Г- Д- 1 – 2 – 3 – ![]() 5 – 6 – !Задание 9. Определить и запомнить видовые особенности селезёнки. Проставить предложенные обозначения на русском и латинском языке. ![]() ![]() Рис. 9. Тимус новорожденного телёнка. 1 – 2 – !Задание 10. Изучить строение тимуса. Проставить на рисунке предложенные обозначения. Вопросы для контроля знаний. Модуль 5. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ^
Модуль 6. ОРГАНЫ ГУМОРАЛЬНОЙ и НЕРВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ Субмодуль. ЭНДОКРИНОЛОГИЯ ![]() Рис.10. Топография желез внутренней секреции. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – !Задание 11. Изучить топографию желез внутренней секреции. Проставить на рисунке предложенные обозначения. ![]() ![]() ![]() ![]() Рис.11. Схема строения гипофиза коровы. 1 – 2 – 3 – !Задание 12. Изучить строение и топографию гипофиза, уяснить из каких частей он состоит и проставить на рисунке латинские и русские названия частей железы. ![]() ![]() Рис.12. Щитовидная и паращитовидная железы. I - II - III - IV – 1 – правая доля щитовидной железы - 2 – левая доля щитовидной железы - 3 – перешеек - 4 – тело железы - 5 – паращитовидная железа !Задание 13. Изучить строение и топографию щитовидной и паращитовидной желез. Определить видовые особенности. Проставить на рисунке латинские названия. ![]() I - II - III - 1,1′ – надпочечники - 2 – почки - 3 – мочеточники - 4 – брюшная аорта - 5 – каудальная полая вена - !Задание 14. Изучить строение и взаимоотношение почек и надпочечников. Определить видовые особенности. Проставить на рисунке латинские названия. ^ ![]() Рис.14. Схема строения спинного мозга. 1 – дорсальные рога серого вещества – 2 – вентральные рога серого вещества – 3 – серая спайка - 4 – дорсальный корешок - 5 – белое вещество 6 – вентральный корешок - 7 – вентральная срединная щель – 8 – спинномозговой ганглий – 9 – спинномозговой нерв - !Задание 15. Изучить строение спинного мозга и проставить латинские названия. Рис.15. Оболочки спинного мозга. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – !Задание 16. Изучить строение оболочек спинного мозга. Проставить предложенные обозначения. Уяснить какие пространства располагаются между оболочками. ![]() Рис.16. Ветвление спинномозгового нерва. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – !Задание 17. Изучить закономерности ветвления спинномозгового нерва и проставить предложенные обозначения. ![]() Рис.17. Плечевое сплетение. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – !Задание 18. Изучить закономерности формирования плечевого сплетения. Проставить предложенные обозначения. ![]() ![]() Рис.18. Поясничное и крестцовое сплетения. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – !Задание 19. Изучить закономерности формирования сплетений. Указать какие нервы выходят из этих сплетений и проставить русские и латинские названия. ![]() Рис.19. Седалищный нерв. 10 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – !Задание 20. Изучить ветвление седалищного нерва. Проставить предложенные обозначения. ![]() ![]() А Б I I I А′ ![]() ![]() ![]() Б′ Б′′ Б′′′ А′′ А′′′ Рис.20. Головной мозг. ![]() А – ромбовидный мозг – А′ - мозжечок - А′′ - продолговатый мозг - А′′′- мозговой мост - ^ Б′ - средний мозг - Б′′ - промежуточный мозг - Б′′′ - конечный мозг - !Задание 21. Изучить строение головного мозга, найти его основные части и проставить предложенные обозначения. ![]() Pc Rd ![]() Rv ![]() Gs ![]() V V1 V2 V3 ![]() ![]() ![]() ![]() Рис.21. Схема формирования и ветвления тройничного нерва Pc – pons cerebri – Rd – radix dorsalis – Rv – radix ventralis – Gs – ganglion semilunare – V – n. trigeminus – V1 – n. ophtalmicus – 1 – 2 – 3 – 4 – V2 – n. maxillaris – 5 – 6 – 7 – V3 – n. mandibularis – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – !Задание 22. Внимательно изучите схему формирования и ветвления V пары - тройничного нерва. Переведите указанные названия. Подпишите названия ветвей глазничного, верхне- и нижнечелюстного нервов ![]() VII ![]() Рис.22. Схема формирования и ветвления лицевого нерва 1 – поверхностный большой каменистый нерв – 2 – стременной нерв – 3 – барабанная струна - 4 – каудальный ушной нерв - 5 – внутренний ушной нерв - 6 – нерв двубрюшной мышцы - 7 – векоушной нерв - 8 – шейная ветвь - 9 – дорсальный щечный нерв – 10 – вентральный щечный нерв - !Задание 23. Внимательно изучите схему формирования и ветвления VII пары - тройничного нерва. Укажите на схеме приведенные нервы. Переведите указанные названия. Таблица 2 ^
!Задание 24. Заполните таблицу согласно прилагаемому образцу. Запомните названия пар черепно-мозговых нервов. Вопросы для контроля знаний. Модуль 6. Эндокринная и нервная системы.
Модуль 7. ЭСТЕЗИОЛОГИЯ (ОРГАНЫ ЧУВСТВ) ![]() Рис.23. Схема сагиттального разреза глазного яблока. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – ! Задание 25. Сделайте обозначения на схеме и напишите названия частей глазного яблока. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рис.24. Схема органа слуха. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – ! Задание 26. Сделайте обозначения на схеме и напишите названия частей органа слуха. Вопросы для контроля знаний. Модуль 7. Эстезиология.
Модуль 8. АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ^ ![]() Рис.25. Скелет курицы. ! Задание 27. Изучите особенности строения скелета курицы. ![]() Рис.26. Желудок курицы. a – b – c – e - ! Задание 28. Изучите особенности строения желудка у птиц. Проставьте обозначения на рисунке. ![]() Рис.27. Схема лёгких и воздухоносных мешков птиц. 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – ! Задание 29. Изучите особенности строения лёгких у птиц. Проставьте обозначения на рисунке. ![]() Рис.28. Органы размножения курицы. a – b – c – d – e – f – g – h – I – m – ! Задание 30. Изучите особенности строения половых органов у птиц. Проставьте обозначения на рисунке и напишите названия органов. Вопросы для контроля знаний. Модуль 8. Анатомические особенности домашних птиц.
Учебно-методическое издание Лопсондоржо Владимирович Хибхенов Валентина Григорьевна Казакова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 3 по анатомии домашних животных учебно-методическое пособие редактор К.М. Баторов Подписано в печать 20010. Формат 60х84/16. Бумага тип № 1. Усл. печ. л. . Тираж 200. Заказ № Цена договорная Издательство ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8 e-mail: [email protected] |