Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010





Скачать 209.62 Kb.
Название Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010
Дата 01.03.2013
Размер 209.62 Kb.
Тип Документы
Л.В. Хибхенов, В.Г. Казакова


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 3

по анатомии домашних животных


Улан-Удэ

2010


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 3

по анатомии домашних животных


студента факультета ветеринарной медицины

______группы ________________________________

(Фамилия И.О.)


Улан-Удэ 2010

УДК 636:611 (07)

Х 422

Рекомендовано методическим советом

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная

сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»


Рецензент:

Оножеев А.А., доктор вет. наук, профессор


^ Хибхенов Л.В., Казакова В.Г.

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных: учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ФГОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», 2010.- 46 с.


Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 2 курса факультета ветеринарной медицины. Оно должно быть использовано при выполнении домашних заданий и проведения самоконтроля знаний. В пособии приведены задания, которые студенту необходимо выполнить. В конце каждого модуля (субмодуля) приводятся вопросы для контроля знаний.


© Хибхенов Л.В., Казакова В.Г., 2010

© ФГОУ ВПО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», 2010

Введение

Рабочая тетрадь 3 предназначена для студентов второго курса факультета ветеринарной медицины и включает разделы анатомии частично «Ангиология» (лимфатическая система и органы кроветворения), «Эндокринология», «Неврология», «Эстезиология» и «Анатомические особенности домашних птиц».

При оформлении рабочей тетради использованы рисунки и схемы из учебных пособий следующих авторов: Климов А.Ф., Акаевский А.И. (2003), Юдичев Ю.Ф., Ефимов С.И. и др. (2003), Ellenberger-Baum (1943).

Для выполнения работы студенту необходимо самостоятельно изучить строение органов, выполнить указанные задания. При этом рекомендуется использовать указанную ниже учебную литературу.

Основная

  1. Климов А.Ф., Акаевский А.И. Анатомия домашних животных. - СПб.-Изд-во «Лань», 2003.- 1040 с.

  2. Акаевский А.И., Юдичев Ю.Ф., Михайлов Н.В. и другие. Анатомия домашних животных. - М.,1984.- 457 с.

  3. Васильев К.А., Марышев А.В., Малакшинов М.Б. и другие. Практикум по анатомии домашних животных и птиц. - Улан-Удэ, 1999.- 355 с.

Дополнительная

  1. И.В. Хрусталева, Н.В. Михайлов, Я.И. Шнейберг и другие. Анатомия домашних животных. – М.Колос,1994.-704 с.



Модуль 5. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

^ ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ

Рис. 1. Схема строения лимфатического узла.

лимфатический узел -

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

!Задание 1. Изучить строение лимфатического узла, найти и обозначить его основные структуры.

Рис. 2. Поверхностные лимфатические узлы коровы.


1 –


2 –


3 –


4 –


5 –


6 –

Задание 2. Изучить топографию и запомнить названия поверхностных лимфатических узлов. Проставить их русские и латинские названия.




А

Б
Рис. 3. Лимфатические узлы головы.

(А – поверхностные, Б – глубокие).


1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

!Задание 3. Изучить топографию и названия лимфатических узлов головы. Проставить на рисунке предложенные обозначения.




Рис. 4. Лимфатические узлы

грудной конечности.




1


1 –


2

2 –




!Задание 4. Проставить на рисунке обозначения, про-

ставить латинские и русские названия.



Рис. 5. Лимфатические узлы грудной полости коровы.


1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7-

8-


!Задание 5. Изучить топографию и запомнить названия лимфатических узлов грудной полости. Проставить их русские и латинские названия.




Рис. 6. Лимфатические узлы кишечника жвачных.


1 –


2 –


3 –


4 –


!Задание 6. Изучить топографию лимфатических узлов и проставить на рисунке предложенные обозначения на латинском и русском языках.


1


Рис.7. Лимфатические узлы

тазовой конечности лошади.



2



4


5
1,11 -


3



2 -


3 -







4 -


5 -





!Задание 7. Изучить топографию лимфатических узлов и проставить на рисунке предложенные обозначения на латинском и русском языках.


Таблица 1

^ ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ


Лимфатические узлы головы




^ Название лимфа-

тического узла

Топография

Корни




oколоушной лимфатический узел-

lymphonodus parotideus

^ Лежит ниже челюстного сустава, позади челюстной ветви, под околоушной слюнной железой

Кожа, мышцы, органы головы.




























^ Лимфатические узлы шеи




























^ Лимфатические узлы грудной конечности




























^ Лимфатические узлы тазовой конечности




















































^ Лимфатические узлы грудной стенки и

органов грудной полости












































































^ Лимфатические узлы брюшной стенки и

органов брюшной полости
















































































































!Задание 8. Заполнить таблицу 1. Запомнить названия лимфатических узлов.



Рис. 8.Селезёнка

А - ; Б-

В- ; Г-

Д-

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

!Задание 9. Определить и запомнить видовые особенности селезёнки. Проставить предложенные обозначения на русском и латинском языке.





Рис. 9. Тимус новорожденного телёнка.


1 –


2 –


!Задание 10. Изучить строение тимуса. Проставить на рисунке предложенные обозначения.


Вопросы для контроля знаний.

Модуль 5. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

^ ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ

  1. Что входит в состав лимфатической системы?

  2. Какие функции выполняет лимфатическая система?

  3. Что такое лимфа и как она образуется?

  4. Какие лимфатические сосуды различают?

  5. Каковы основные отличия лимфатических сосудов от кровеносных?

  6. Что такое «корни лимфатического узла»?

  7. Строение лимфатического узла.

  8. Почему лимфатические узлы называют «регионарными»?

  9. Чем образована строма лимфатического узла?

  10. Чем образована паренхима лимфатического узла?

  11. Что такое синусы лимфатического узла? Какие синусы различают в лимфатическом узле?

  12. Какие лимфатические узлы собирают лимфу из органов, расположенных в области головы, их топография?

  13. Какие лимфатические узлы собирают лимфу из органов, расположенных в области шеи, их топография?

  14. Какие лимфатические узлы собирают лимфу из грудной конечности, их топография?

  15. Какие лимфатические узлы собирают лимфу из грудных стенок и органов, расположенных в грудной полости, их топография?

  16. Какие лимфатические узлы собирают лимфу из брюшных стенок и органов, расположенных в брюшной полости, их топография?

  17. Какие лимфатические узлы собирают лимфу из тазовой полости и тазовой конечности, их топография?

  18. Перечислите органы, относящиеся к органам кроветворения?

  19. Назовите функции красного костного мозга, селезенки, тимуса и лимфоидных органов?


Модуль 6. ОРГАНЫ ГУМОРАЛЬНОЙ

и НЕРВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ


Субмодуль. ЭНДОКРИНОЛОГИЯ





Рис.10. Топография желез внутренней секреции.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

!Задание 11. Изучить топографию желез внутренней секреции. Проставить на рисунке предложенные обозначения.




Рис.11. Схема строения гипофиза коровы.


1 –


2 –


3 –


!Задание 12. Изучить строение и топографию гипофиза, уяснить из каких частей он состоит и проставить на рисунке латинские и русские названия частей железы.




Рис.12. Щитовидная и паращитовидная железы.

I - II -

III - IV –


1 – правая доля щитовидной железы -

2 – левая доля щитовидной железы -

3 – перешеек -

4 – тело железы -

5 – паращитовидная железа

!Задание 13. Изучить строение и топографию щитовидной и паращитовидной желез. Определить видовые особенности. Проставить на рисунке латинские названия.

Рис.13. Надпочечники.

I - II -

III -


1,1′ – надпочечники -

2 – почки -

3 – мочеточники -

4 – брюшная аорта -

5 – каудальная полая вена -

!Задание 14. Изучить строение и взаимоотношение почек и надпочечников. Определить видовые особенности. Проставить на рисунке латинские названия.


^ Субмодуль. Н Е В Р О Л О Г И Я

Рис.14. Схема строения спинного мозга.

1 – дорсальные рога серого вещества



2 – вентральные рога серого вещества



3 – серая спайка -

4 – дорсальный корешок -

5 – белое вещество

6 – вентральный корешок -

7 – вентральная срединная щель



8 – спинномозговой ганглий –

9 – спинномозговой нерв -

!Задание 15. Изучить строение спинного мозга и проставить латинские названия.


Рис.15. Оболочки спинного мозга.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

11 –

12 –

13 –

!Задание 16. Изучить строение оболочек спинного мозга. Проставить предложенные обозначения. Уяснить какие пространства располагаются между оболочками.



Рис.16. Ветвление спинномозгового нерва.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

11 –

12 –

13 –

!Задание 17. Изучить закономерности ветвления спинномозгового нерва и проставить предложенные обозначения.




Рис.17. Плечевое сплетение.


1 –


2 –


3 –


4 –


5 –


6 –


7 –


8 –


!Задание 18. Изучить закономерности формирования плечевого сплетения. Проставить предложенные обозначения.



Рис.18. Поясничное и крестцовое сплетения.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

11 –

12 –

13 –

14 –

!Задание 19. Изучить закономерности формирования сплетений. Указать какие нервы выходят из этих сплетений и проставить русские и латинские названия.





Рис.19. Седалищный нерв.

10 –


15 –


16 –


17 –


18 –


19 –


20 –


!Задание 20. Изучить ветвление седалищного нерва. Проставить предложенные обозначения.



А

Б

I


I

I


А′

Б′


Б′′

Б′′′


А′′


А′′′


Рис.20. Головной мозг.




А – ромбовидный мозг –

А′ - мозжечок -

А′′ - продолговатый мозг -

А′′′- мозговой мост -


^ Б – большой мозг -

Б′ - средний мозг -

Б′′ - промежуточный мозг -

Б′′′ - конечный мозг -


!Задание 21. Изучить строение головного мозга, найти его основные части и проставить предложенные обозначения.


Pc

Rd

Rv

Gs

V

V1

V2

V3


Рис.21. Схема формирования и ветвления тройничного нерва


Pc – pons cerebri –

Rd – radix dorsalis –

Rv – radix ventralis –

Gs – ganglion semilunare –


V – n. trigeminus –

V1 – n. ophtalmicus –

1 –

2 –

3 –

4 –


V2 – n. maxillaris –

5 –

6 –

7 –


V3 – n. mandibularis –

8 –

9 –

10 –

11 –

12 –

13 –

14 –

15 –


!Задание 22. Внимательно изучите схему формирования и ветвления V пары - тройничного нерва. Переведите указанные названия. Подпишите названия ветвей глазничного, верхне- и нижнечелюстного нервов



VII



Рис.22. Схема формирования и ветвления лицевого нерва


1 – поверхностный большой каменистый нерв –


2 – стременной нерв –

3 – барабанная струна -

4 – каудальный ушной нерв -

5 – внутренний ушной нерв -

6 – нерв двубрюшной мышцы -

7 – векоушной нерв -

8 – шейная ветвь -

9 – дорсальный щечный нерв –

10 – вентральный щечный нерв -


!Задание 23. Внимательно изучите схему формирования и ветвления VII пары - тройничного нерва. Укажите на схеме приведенные нервы. Переведите указанные названия.


Таблица 2

^ Черепно – мозговые нервы



Название пары

Из какой части головного

мозга выходит

Выход из черепной полости

Функция

Область иннервации

^ I - обонятельный нерв – nervus olfactopius

обонятельные луковицы обонятельного мозга

продырявленная пластинка решетчатой кости

чувствительный

слизистая оболочка обонятельной зоны носовой полости

II –















III –















IV –















V –















VI –















VII –















VIII –















IX –















X –















XI –















XII –

















!Задание 24. Заполните таблицу согласно прилагаемому образцу. Запомните названия пар черепно-мозговых нервов.


Вопросы для контроля знаний.

Модуль 6. Эндокринная и нервная системы.


  1. Охарактеризуйте строение и топографию эпифиза, гипофиза, щитовидных и паращитовидных желез, поджелудочной железы, надпочечников, яичников и семенников.

  2. Каково значение нервной системы для организма?

  3. Что входит в состав нервной ткани?

  4. Расскажите о делении нервной системы.

  5. Каково строение спинного мозга?Строение и функциональное значение оболочек спинного мозга.

  6. Какие пространства формируются между мозговыми оболочками?

  7. Общие закономерности хода и ветвления спинномозговых нервов.

  8. Какие нервы формируют плечевое сплетение? Какие нервы выходят из плечевого сплетения и зоны их иннервации?

  9. Закономерности ветвления срединного нерва.

  10. Какие нервы формируют поясничное сплетении? Какие нервы выходят из поясничного сплетения и зоны их иннервации?

  11. Какие нервы формируют крестцовое сплетение сплетении? Какие нервы выходят из крестцового сплетения и зоны их иннервации?

  12. Седалищный нерв: формирование, закономерности хода, ветвления, зоны иннервации.

  13. Перечислите и покажите на препарате основные части головного мозга.

  14. Ромбовидный мозг.

  15. Средний мозг.

  16. Промежуточный мозг.

  17. Конечный мозг.

  18. Чувствительные черепномозговые нервы.

  19. Двигательные черепномозговые нервы.

  20. Смешанные черепномозговые нервы.

  21. Тройничный нерв: формирование, закономерности хода, ветвления, зоны иннервации.

  22. Лицевой нерв: формирование, закономерности хода, ветвления, зоны иннервации.

  23. Вегетативный отдел периферической нервной системы.

  24. Симпатическая часть вегетативного отдела периферической нервной системы.

  25. Парасимпатическая часть вегетативного отдела периферической нервной системы.

  26. Вагосимпатический ствол.


Модуль 7. ЭСТЕЗИОЛОГИЯ (ОРГАНЫ ЧУВСТВ)



Рис.23. Схема сагиттального разреза глазного яблока.


1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

11 –


! Задание 25. Сделайте обозначения на схеме и напишите названия частей глазного яблока.





Рис.24. Схема органа слуха.


1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –


! Задание 26. Сделайте обозначения на схеме и напишите названия частей органа слуха.


Вопросы для контроля знаний.

Модуль 7. Эстезиология.


  1. Охарактеризуйте строение органов осязания, вкуса и обоняния.

  2. Назовите и расскажите о строении вкусовых сосочков языка.

  3. Где расположена обонятельная зона носовой полости?

  4. Из каких частей состоит зрительный анализатор? Каково значение этих частей?

  5. Что входит в состав глазного яблока?

  6. Расскажите о вспомогательных органах глаза.

  7. Из каких частей состоит слуховой анализатор? Каково значение этих частей?

  8. Каково строение наружного уха?

  9. Строение и функциональное значение среднего уха.

  10. Строение и функциональное значение внутреннего уха.



Модуль 8. АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

^ ДОМАШНИХ ПТИЦ




Рис.25. Скелет курицы.


! Задание 27. Изучите особенности строения скелета курицы.





Рис.26. Желудок курицы.

a –

b –

c –

e -


! Задание 28. Изучите особенности строения желудка у птиц.

Проставьте обозначения на рисунке.



Рис.27. Схема лёгких и воздухоносных мешков птиц.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –


! Задание 29. Изучите особенности строения лёгких у птиц.

Проставьте обозначения на рисунке.




Рис.28. Органы размножения курицы.

a –

b –

c –

d –

e –

f –

g –

h –

I –

m –

! Задание 30. Изучите особенности строения половых органов у птиц. Проставьте обозначения на рисунке и напишите названия органов.

Вопросы для контроля знаний.

Модуль 8. Анатомические особенности домашних птиц.


  1. Какие особенности строения характерны для костей птиц?

  2. Назовите особенности и расскажите о строении скелета головы птиц.

  3. Назовите особенности и расскажите о строении шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов позвоночного столба птиц.

  4. Какие особенности строения характерны для грудной конечности птиц?

  5. Какие особенности строения характерны для тазовой конечности птиц?

  6. Какие особенности строения у птиц имеют мышцы?

  7. Расскажите об особенностях строения аппарата пищеварения.

  8. Строение желудка у птиц.

  9. Особенности строения носовой полости, гортани и трахеи у птиц.

  10. Строение легких и воздухоносных мешков.

  11. Какие особенности строения имеют органы мочеотделения у птиц.

  12. Какие особенности строения имеют органы размножения у птиц.

  13. Расскажите об особенностях строения аппарата кроволимфообращения у птиц.

  14. Особенности строения эндокринной и нервной систем у птиц.

  15. Особенности строения органов чувств у птиц.



Учебно-методическое издание


Лопсондоржо Владимирович Хибхенов

Валентина Григорьевна Казакова


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 3

по анатомии домашних животных


учебно-методическое пособие


редактор К.М. Баторов


Подписано в печать 20010. Формат 60х84/16. Бумага тип № 1.

Усл. печ. л. . Тираж 200. Заказ №

Цена договорная

Издательство ФГОУ ВПО «Бурятская государственная

сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»,

670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8

e-mail: [email protected]


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Методическое издание «Рабочая тетрадь 1 по цитологии и эмбриологии животных» для студентов факультета

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon А. Ю. Шантыз перечень вопросов к коллоквиумам и экзамену по анатомии домашних животных для студентов

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Методические указания по выполнению самостоятельных работ по курсу патологической анатомии домашних

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Методические указания и контрольные задания по гистологии для студентов заочного обучения факультета

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 28 мая 2010 г. N 228 "Об установлении тарифов на платные
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06. 10. 2003 n 131-фз "Об общих принципах организации...
Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Микоплазмоз: от теленка к корове
Марк Вустенберг, д-р ветеринарной медицины, магистр по профилактике заболеваний в ветеринарной медицине...
Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Вторая аттестация по частной ветеринарной микробиологии для студентов 3-го курса факультета ветеринарной

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Контрольные задания по ветеринарной фармакологии для студентов факультета ветеринарной медицины,

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Вопросы итогового контроля по дисциплине «Физиология и этология животных» для студентов 2 курса факультета

Рабочая тетрадь 3 по анатомии домашних животных студента факультета ветеринарной медицины группы (Фамилия И. О.) Улан-Удэ 2010 icon Методическое указание для самостоятельной работы по дисциплине «ветеринарная генетика» Улан-Удэ,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы