|
Скачать 92.67 Kb.
|
Урок по ОБЖТема: «Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран». Цели: познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении; развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Оборудование: красная шапка, корзинка, лыжи, очки, листы с тестами, рисунки с изображением различных видов травм, перевязочный пакет, бинт марлевый, медицинская вата, лейкопластырь, кровоостанавливающий жгут, раствор йода или зелёнки, нашатырный спирт, перекись водорода, чистый носовой платок, карандаш или палочка, лист подорожника или крапивы, ремень, дощечка или ровная палочка, чистая вода, лёд, снег, одеколон. ^ 1. Организационный момент.
^ Жизнь полна приключений. Хорошо, если с тобой произошло что-то приятное. А если несчастный случай? Каждый должен быть готов помочь себе и окружающим. Сегодня вы поможете мне рассказать сказку про Красную Шапочку на новый лад. Она будет полна опасностей, неожиданностей. Наша задача – справиться с ними. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Инсценировка. Учитель: Жила-была в одной деревне маленькая девочка. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей нарядной красной шапочке и соседи стали называть её Красная Шапочка. В роли Красной Шапочки -…. (Дело было зимой. Красная Шапочка пошла к бабушке на лыжах. В руках у неё корзина с пирожками. На повороте она вдруг оступается, падает и вскрикивает от боли. -Как вы думаете, что случилось? - Что же такое травма? (Травма – это любое повреждение, лёгкое или тяжёлое, но всегда неожиданное. Лёгкое: ушиб, ссадина, растяжение, порез. Тяжёлое: рана, ожог, перелом). -Где и как чаще всего можно получить травму? (в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке, озере и т. д.) -Какую травму получила Красная Шапочка? ( Это перелом! У детей часто встречаются переломы рук и ног). -Что такое перелом? (При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость. Такая травма называется переломом. Переломы бывают открытые и закрытые. Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, травма называется открытым переломом. При закрытом переломе осколки кости не видны, но повреждённая рука или нога сильно болит, отекает, а на месте перелома появляется шишка или изгиб.) -Назовите признаки перелома. (Признаки перелома: сильная боль, припухлость.) -Как оказать первую медицинскую помощь при переломе? ( Вызываю ученика, он по картинкам рассказывает об оказании первой медицинской помощи при переломе) Вопрос: Очень часто при падениях человек не ломает, а только «подворачивает» ногу. Какие травмы он может получить в этом случае? -В чём отличие вывиха от растяжения связок? -Кто сможет Красной Шапочке поставить точный диагноз? -Вспомните, по какому номеру телефона можно вызвать скорую помощь. Учитель: Красную Шапочку отправили в больницу, а бабушка ждет ее. Надо сходить предупредить бабушку, чтобы она не волновалась. Роль бабушки исполнит…. (Ведущий подходит к дому бабушки, стучится.) Учитель: А бабушка то слепая стала, не заметила кастрюли с кипятком и ошпарилась. Даже пузыри появились. Что же делать в этом случае? Ученик: Это ожог не 1 степени, при нем кожа только краснеет. Это ожог 2 степени, потому что появились пузырьки. Прокалывать их нельзя. С повреждённого места нужно снять одежду, а для уменьшения боли лучше всего приложить лёд или обработать рану холодной водой. Ни в коем случае не мазать кремом, мазью, жиром, а просто забинтовать обожженный участок. - Кто знает, какие народные средства можно использовать при ожоге? (Для уменьшения боли лучше всего воспользоваться простым народным средством – тертый картофель. Чистую тряпочку, бинт прикладывают к обожженному месту, периодически меняя ее.) - Ожоги, какой степени самые тяжёлые? -В каких ещё случаях можно получить ожог? -^ Учитель: Бабушку предупредила, помощь ей оказали, теперь мне назад идти минут 30, а на улице мороз градусов 20, да и ветер северный, а я не надела варежки и куртка у меня лёгкая, а идти – то надо! Ну и пурга. (Звучит вой метели) -Какую травму можно получить в такую погоду? (обморожение) -Какую помощь нужно оказать при обморожении? (Необходимо восстановить кровообращение отмороженных частей тела путем их растирания сухой мягкой тканью и постепенного согревания. Если щеки побелели, нос, достаточно растереть до полного покраснения. Когда организм начинает согреваться, появляются неприятные ощущения: жжение, покалывание. Это восстанавливается кровообращение. Теперь нужно посмотреть, не отморозили ли вы ноги; аккуратно снимайте обувь и разотрем пальцы. Старайтесь шевелить пальцами, после этого нужно погрузить ноги в тёплую воду. Если обморожение сильное, укутайте место чем - нибудь теплым и вызывайте врача). Ведущий: Руки замёрзли. А, может, мне их растереть снегом? (Ни в коем случае не растирайте отмороженные участки снегом, так как снег не согревает, а наоборот, охлаждает кожу. Растирайте рукой, и идите домой, выпейте горячего чая, молока или кофе. -Как можно предотвратить обморожение? (одеваться по погоде) ^ Учитель: Красная Шапочка здорова, и она идет проведать свою бабушку, несет ей пирожки. Хочется ей принести еще и ягод. Идет она по лесу, собирает ягоды и себе в рот. И вдруг у Красной Шапочки закружилась голова. ( Красная Шапочка садится на пенек, держится за голову). Учитель: Тошнит? Красная Шапочка: Да! Учитель: Живот болит? Красная Шапочка: Да! -Ребята, что случилось? Ваши предположения. -Какую первую помощь мы можем оказать? ^ Идет Красная Шапочка дальше, а навстречу ей Серый Волк. Роль волка озвучит…. ^ Куда идешь, Красная Шапочка? Красная Шапочка: Иду к бабушке, несу ей пирожков. Серый Волк: Я тебя съем! Если не получится, укушу! Не бойся, я не бешеный. (Волк кусает Красную Шапочку, возникает кровотечение). ^ -Потеряв определённое количество крови, человек может умереть. - Предположите тему урока. Подумайте, какую проблему мы будем решать. -Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. ^ 1.Работа с толковым словарём -Что такое кровотечение? -Где можно уточнить значение слова? (В толковом словаре) -Со словарём работает… 2.Индивидуальное сообщение о кровотечении -Индивидуальное сообщение подготовил…. Послушаем его. Кровь – это особая жидкая ткань красного цвета, постоянно движущаяся по кровеносным сосудам живого организма. Она переносит кислород, поддерживает постоянную температуру тела. В организме взрослого человека примерно 4,5-5 литров крови, а у детей-3 литра. Если вы пораните себя, начнётся кровотечение. При потере более 50% крови возникает опасность для жизни человека. Организм человека препятствует потере крови. Кровь в области раны начинает сгущаться, стремясь закупорить повреждённый сосуд. -Знаете ли вы, что общая длина кровеносных сосудов в организме человека – примерно сто тысяч километров. От Нью-Йорка до Москвы – всего 7500 км. -….сказал, что кровь красная. Почему? ^ красная из-за наличия в ней железа в качестве переносчика кислорода. Представляете, у некоторых пауков кровь синего цвета, так как у них вместо железа в крови используется медь. -Итак, что же такое кровотечение? 2.объяснение материала учителем ^ Чтобы его остановить, надо прижать артерию к костям, наложить жгут. Перед наложением жгута конечность надо поднять вверх, согнуть в суставе. В качестве жгута можно использовать ремень, веревку, скрученное полотенце. Жгут накладывают выше места кровотечения на 3-5 см. Под жгут положить марлю, бинт, чистую тряпочку. Жгут затягивают до остановки кровотечения. Оставлять жгут можно не более 2-х часов, иначе произойдёт омертвление конечностей. 2) Кровотечение может быть венозное, когда кровь тёмного цвета вытекает из раны непрерывно, спокойно. 3) Капилярное- кровь сочится по всей поверхности раны. 4) -А как действовать, если вас укусила собака или другое животное, как героиню нашей сказки? Необходимо промыть рану перекисью водорода или большим количеством воды. Место вокруг укуса надо смазать йодом или зелёнкой – это убивает микробы. Поверх раны наложить чистую повязку. Если животное было с хозяином, надо обязательно спросить, делали ли животному прививку от бешенства. Если это бездомное животное, то нужно немедленно обратиться в травмпункт. 5) «Носовое кровотечение» (работа в парах) Ситуация: Убегая от волка, Красная Шапочка упала и разбила нос, пошла кровь. Подумайте: Как правильно оказать помощь при кровотечении из носа? -Поработаем в парах. У вас на партах лежат цветные карточки с предполагаемыми ответами. Выберите те, которые разрешат ситуацию. Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?
Ответы: 2, 4, 5, 6.
-Кто не согласен? У кого другие ответы? 5.Физминутка 6.Закрепление. 1.Чение текста -Самостоятельно прочитайте текст «Берегись травм!» 2.Работа в группах. -От несчастного случая никто не застрахован - он может произойти с каждым. Хорошо если есть рядом врач. Но, а если нет? Что делать? -Я сейчас проверю, можете ли вы оказать первую помощь пострадавшему? Поработаем в группах. Займите свои места. а) Тест (1 группа) -Проверим, знаете ли вы как справиться с кровотечением. Для этого прочитайте ещё раз текст «Берегись травм!» и ответьте на вопросы теста. б) Опираясь на прочитанный текст, составьте памятку «Оказание первой помощи при кровотечении» (2 группа) Ситуация: Мастерить из дерева любят все. Это очень увлекательное и интересное дело. Но при этом нужно быть внимательным и аккуратным, иначе можно порезать руку. Если это всё же произошло, нужно сделать следующее…. Составьте памятку «Оказание первой помощи при кровотечении». в) Практическая работа (3 и 4 группы). 3 и 4 группы: Решите задачу: Ситуация: Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс, Слава, идя ему навстречу, подставил подножку. Петя упал. У него многочисленные ссадины на локте. 3 группа: Пользуясь основными правилами наложения повязки, окажите первую помощь. -Почему вы не использовали жгут? (капилярное кровотечение) 4 группа: Окажите первую помощь с помощью подручных средств. Вопрос: кто же виноват в случившемся? Как можно было избежать травмы? 7.Домашнее задание: потренироваться на родителях: забинтовать палец, ногу (по вариантам). 8.Итог урока. Учитель: Наша сказка заканчивается. Пусть Красная Шапочка и не попала к бабушке, но конец сказки не такой ужасный и плохой. Потому что Красной Шапочке встречались люди, которые могли оказать ей первую медицинскую помощь. Если бы она их не встретила, то итог мог бы оказаться печальным. - Ребята, какой вывод вы сделали из этой сказки? - Правильно. Необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Многим людям они спасают жизнь. -Что понравилось? Удивило? Огорчило? -Оцените работу ребят на уроке. Вывод: "Малые услуги, оказанные вовремя, являются величайшим благодеяниями для тех, кто их получает". (Демокрит) |