Содержание курса «Основы голосообразования»
Раздел I. Учение академика И.П. Павлова и его значение для вокальной подготовки.
Пение – одна из функций организма , подчинения общим законам его деятельности.
Строение нервной системы.
Условные и безусловные рефлексы.
Первая и вторая нервные системы.
Внешнее и внутреннее торможение.
Типовые особенности нервной системы.
Раздел II. Некоторые вопросы вокально-педагогического процесса в свете учения И.П. Павлова.
О связи техники и исполнительства.
Развитие певческих навыков: три этапа.
Развитие ощущений и формирование вокального слуха певца.
Мышечный анализатор.
Роль и развитие слуха. Вокальный слух.
Распевание, врабатываемость , утомляемость.
Воспитание воли, уверенность в себе.
Раздел III. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса.
Певческий голос – акустическое явление.
Возникновение и распространение звука.
Звуки тоновые и шумовые.
Высота и сила звука , тембр.
Основной тон и обертоны.
Явление резонанса. Резонаторы.
Певческие форманты : низкая и высокая.
Роль носового резонатора.
Вибрато.
Голосовой аппарат – взаимосвязанная система резонаторов , гортани и дыхания .
Импеданс. Роль связок в выработке «импеданса».
Раздел IV. Устройство голосового аппарата.
Носовые полости . Полость рта. Твердое и мягкое небо. Язык, губы, глотка и ее особенности.
Гортань: мышцы и голосовые связки, их положение в обычном состоянии и при академическом пении.
Строение мышцы грудной клетки, диафрагма.
Раздел V. Дыхание в речи.
Дыхание при певческом голосообразовании.
Типы дыхания.
Воспитание голоса путем контроля над деятельностью дыхания.
Раздел VI. Работа артикуляционного аппарата.
Раскрытие рта, работа губ, мягкое небо и глотка в пении.
Артикуляция при переходе от речи к пению.
Раздел VII. Работа гортани в пении.
Внутренняя работа мышц гортани.
Анатомия гортани и голос.
Голосовые связки. Их расположение и особенность работы.
Атака глосса. Различные виды атак и их назначение в пении.
Опора певческого голоса. Чувство опоры.
Опертое звукообразование и приемы для овладения им.
Регистры голоса: мужской и женский голос.
Головной и грудной резонаторы. Прикрытие.
Раздел VIII. Дефекты голоса и пути их преодоления.
Болезни голосового аппарата:
простудного происхождения;
профессиональные болезни, вызванные неправильным пением;
недостатки голоса, связанные с неправильным звуковедением: гнусавость, тремоляция, плоское, резкое звучание, горловой звук и т.д.
Раздел IX. Способы педагогического воздействия на голос ученика.
Знакомство с учеником : определение типа голоса , дефектов речи и голоса .
Постановка технических задач по установке корпуса, головы, рук в пении.
Объяснение и показ педагога в случае непонимания.
Применение определенных примеров, конкретных движений, выработка ощущений вибрационного и мышечного характера.
Выработка вокального слуха.
Раздел Х. Основные музыкально педагогические принципы воспитания певца.
Принцип единства вокально-технического и духовно эмоционального развития певца.
Принцип постепенности в развитии голоса.
Принцип индивидуального подхода к учащимся.
Соответствие репертуара вокально-техническому уровню исполнителя.
Постановка перед исполнителем музыкально-художественных задач.
|