|
Скачать 196.84 Kb.
|
Боровцова Л.А. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Учебное пособие Рецензенты: В. Н. Косырев, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Тамбовского государственного университета имени Гавриила Романовича Державина. А. В. Можейко, кандидат педагогических наук, председатель Городской психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова. Л.А. Боровцова Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. В учебном пособии автор излагает традиционные и современные подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении с учетом требований специальных (коррекционных) программ и модернизации системы дошкольного образования. В приложении представлены законодательные и нормативно-правовые акты РФ в области специального образования, практические материалы. Пособие предназначено для студентов коррекционных факультетов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», а также может быть использовано учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, слушателями курсов системы повышения квалификации и переподготовки. Оглавление Предисловие ………………………………………………………………… 6 Глава 1. Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения 1.1. Организация работы учителя-логопеда…………………………...…... 8 1.2. Должностные обязанности учителя-логопеда………………………. 10 1.3. Документация учителя- логопеда……………………………………. 12 1.4. Оборудование логопедического кабинета…………………………… 18 1.5. Принципы отбора детей и комплектования логопедических групп...21 1.6. Основные направления коррекционно-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении……..…………………………. 24 Глава 2. Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 2.1. Общая характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников…………………………………………………………... 27 2.2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…29 2.3. Речевая карта обследования ребенка с ФФН…………………………35 2.4. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи ………………………….......42 2.5. Организация обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………….43 2.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в старшей группе ………………………………….49 2.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН в подготовительной группе................................... 52 2.8. Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематических процессов на тему «Дифференциация звуков [c]—[ш]» (подготовительная группа) ……..………………………………………… 61 2.9. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………... 67 Глава 3. Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи 3.1. Понятие об общем недоразвитии речи………………………………. 71 3.2. Обследование детей с общим недоразвитием речи…………………. 82 3.3. Речевая карта обследования ребенка с ОНР………………………….85 3.4. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи………………………………...…………………... 95 3.5. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………………………………….. 98 3.6. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в старшей группе………………………………….103 3.7. Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР в подготовительной группе ……………………...112 3.8. Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Кто где живет?» ( подготовительнаягруппа) …………………………...……………………………………...… 120 3.9. Конспект фронтального занятия по формированию связной речи на тему «Осень» (подготовительная группа) ……………………...…………125 3.10. Программно–методическое обеспечение коррекционно-педагогичес-кого процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………..………………... 130 Глава 4. Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с заиканием 4.1. Особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………136 4.2. Обследование заикающегося ребенка………………………………..139 4.3. Речевая карта обследования ребенка с заиканием..............................141 4.4. Основные направления логопедической работы по преодолению заикания …………………………………………………………………………150 4.5. Организация обучения и воспитания детей с заиканием…………..152 4.6. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников…155 4.7. Программно–методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с заиканием..……… 159 Глава 5. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении 5.1. Организация взаимодействия учителя-логопеда с участниками корекционно-педагогического процесса………………………..…………….162 5.2. Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя………..167 5.3. Совместная деятельность учителя-логопеда с профильными специалистами ДОУ…………………………………………………………….…...169 5.4. Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями……... 172 Глава 6. Современные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками 6.1. Общие тенденции перестройки дошкольного образования………181 6.2. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями речи…182 6.3 Инновационные технологии, нетрадиционные методы и формы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками……………………186 Приложения Приложение 1. Законодательно-правовые, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области специального образования………………..192 1.1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (извлечения)……...192 1.2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (извлечения)……………………………………………………………………..196 1.3. Приказ Министерства образования РФ и госкомитета РФ по высшему образованию «Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических работников»…………………………..............198 1.4. Письмо Министерства общего и профессионального образования «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» (извлечения)…………………….……………………………………………….199 1.5. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).200 1.6. Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) …………………………….204 Приложение 2. Тематическое планирование лексического материала по формированию речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи. ………………………………………...…………………………………..207 Приложение 3. Схема анализа логопедического занятия…………………209 Приложение 4. План по самообразованию учителя-логопеда ………….. 211 Приложение 5. Образцы оформления деловых бумаг…………………….214 Краткий словарь терминов и понятий …………………………............216 Литература………………………………………………………………….226 ПРЕДИСЛОВИЕ В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для преодоления речевых нарушений. От своевременности и эффективности коррекционно-логопедической работы зависит развитие личности ребенка и дальнейшее обучение в школе. Отечественная логопедия убедительно доказала, что формирование правильной речи у детей, её коррекция – организованный, целенаправленный учебно-педагогический процесс. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется путем комплексного логопедического воздействия, в процессе которого используются медицинские рекомендации, психодиагностические и психокоррекционные методики. Обновление содержания дошкольного образования, основанное на личностно-ориентированном общении педагога с детьми, создание инновационных программ, изменение нормативно-правовой базы вызвало необходимость модернизации организационно-содержательного аспекта логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. На основе обобщения, систематизации материалов специальной литературы и личного практического опыта автор представила систему коррекционной работы по преодолению у детей дошкольного возраста фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания в условиях логопедической группы соответствующего профиля. Предлагаемые формы организации, системы воздействия, методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения не претендуют на единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший поиск коррекционных технологий, вариативность методических решений. Учебное пособие состоит из предисловия, шести глав с контрольными вопросами и заданиями, приложений. В первой главе «Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения» освещаются важные для логопедической практики вопросы: организация работы учителя – логопеда, его должностные обязанности, технология ведения документации, оформление и содержание логопедического кабинета. С учётом требований нормативно-правовых документов даны рекомендации по комплектованию логопедических групп различного профиля, по их наполняемости и срокам пребывания в них детей с разными речевыми дефектами. Вместе с тем определены основные направления логопедической работы, которые позволяют реализовать задачи специальных (коррекционных) программ. Глава вторая «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», глава третья «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи», глава четвёртая «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с заиканием» излагают современные взгляды на изучение речевых нарушений и пути их преодоления. В данных главах раскрываются задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в логопедических группах разного профиля. В пятой главе «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении» рассматриваются общие и частные задачи воспитателей, профильных специалистов, родителей в процессе преодоления речевых нарушений и в развитии личности ребёнка. Определена роль учителя-логопеда как координатора и организатора коррекционно-педагогической работы. В шестой главе «Современные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками» освещены актуальные вопросы: реформирование дошкольного образования, психокоррекция личности ребёнка с нарушениями речи, использование инновационных технологий в коррекционно-развивающем обучении. В приложении представлены законодательные, нормативно-правовые акты РФ, информационно-методические письма, регламентирующие деятельность специальных (коррекционных) групп, и практический материал, который может быть использован в логопедической работе, а также являться основой для творческих разработок. В конце пособия дан краткий словарь терминов и понятий. Автор выражает признательность учителю-логопеду ДОУ № 63 «Аистёнок» г. Тамбова Колодиной О.Е. за предоставленный практический материал из опыта работы с детьми в группах с общим недоразвитием речи. Материалы, изложенные в пособии, апробированы в течение нескольких лет в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Практический опыт показывает эффективность их применения в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями. ^ Автоматизация – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания). ^ – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Агнозия – нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая. Аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр. Адаптация – приспособление человека к условиям существования; бывает биологическая, психологическая, социальная. Анамнез – совокупность сведений о развитии ребенка на всех этапах, включая беременность матери, роды, и течении заболеваний. Сбор А. является важной частью комплексного обследования ребенка. Апраксия – нарушение свободных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга. ^ – усвоение артикуляционной базы данного звука. Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.). Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи. ^ – состояние, часто встречающее при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению. Асфиксия – удушье плода или новорожденного; отсутствие дыхания вследствие полного или частичного прекращения деятельности сердца. Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. ^ – патологически замедленный темп речи. Вербальный – словесный, выраженный речевыми средствами. Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. ^ – совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Г.А. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука. ^ – строение слова и предложения, присущее данному языку. Гуление – голосовая реакция ребенка в первые месяцы жизни, ранняя стадия лепета. Двигательные нарушения – нарушения движений, которые могут проявляться в ограничении объема и силы движений, в нарушениях темпа, характера, координации движений, в наличии непроизвольных движений. Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей. Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др. Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного. Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, вибрирующим и т.д. ^ – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи. ^ – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания. ^ – временное отставание развития психики или её отдельных функций. Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-римической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ^ – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования. ^ – уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка. Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками. ^ – совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и нормально развивающихся их сверстников; направление в специальной педагогике. Интонация – комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий (на уровне предложения) для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессии и эмоций. Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. ^ – особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их потребности в личном росте и социализации. ^ – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе. ^ – исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм. Лепет – голосовая реакция ребенка на раздражители положительного характера. Появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов). При тяжелых речевых нарушениях Л. не развивается в установленные сроки. ^ – наука, которая изучает речевые нарушения у людей и разрабатывает методы профилактической и коррекционно-педагогической работы с ними. Моторика – совокупность двигательной реакции, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую М., мелкую (ручную) М. и артикуляционную М. Назальный – носовой (звук). Негативизм – немотивированное сопротивление воздействию окружающих. Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, Н. страха, навязчивых состояний, истерические реакции. ^ – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Обтуратор – приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба. ^ – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. ^ – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов). ^ – процесс формирования произносительных навыков; создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В результате П. З. ребенок усваивает произносительное умение. Постнатальный – период после рождения ребенка. Пренатальный – период до рождения ребенка. Прогения – выступание нижней челюсти вперед. Прогнатия - выступание верхней челюсти вперед. Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательной реакции человека. Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий. ^ – система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга. ^ – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринофония – носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи. ^ – периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени. Судороги – непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно. Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа. ^ – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление. Фонация – голосообразование. Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи. ^ – психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения. К ним относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии. Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения. Этиология – причины возникновения нарушений. ЛИТЕРАТУРА
|