|
Скачать 94.73 Kb.
|
Агнозия — расстройство процессов узнавания при сохранности чувствительности и сознания. При зрительной А. не узнают предметов несмотря на сохранность зрения; при слуховой А. не узнают звуки, хотя слух сохранен; при тактильной А. не узнают на ощупь знакомый предмет несмотря на сохранную чувствительность. А. наступает при поражении высших отделов коры головного мозга. Аграфия — нарушение письма. Проявляется в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т.д. Адаптация — приспособление организма к условиям существования. Адекватный — соответствующий, точный. Акалькулия — нарушения способности производить математические действия. Возникает в результате органического поражения коры головного мозга. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. А. чаще всего возникает при повреждениях речевых областей полушарий головного мозга во время родов или при мозговых заболеваниях, травмах в доречевой период жизни человека. При моторной А. сохраняется понимание речи, при сенсорной А. понимание речи отсутствует. Необходимо отличать сенсорную А. от непонимания речи при умственной отсталости и тугоухости. ^ – человек с одинаковым развитием обеих рук. Амимия — отсутствие или ослабление выразительности мускулатуры лица. Наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, при некоторых психических заболеваниях, а также при параличах и парезах лицевого нерва. ^ — физиологический аппарат, осуществляющий анализ раздражении, поступающих из внутренней и внешней среды. Каждый А. состоит из периферического рецепторного органа, проводящего нервного пути и области коры головного мозга, в которой воспринимаются исходящие от соответствующего рецептора импульсы (слуховой, зрительной, обонятельной, вестибулярной). Анамнез — сведения о начале и развитии болезни, которые получают от больного или его близких и используют для установления диагноза. ^ — неправильное развитие, с отклонениями от нормального. Аномальные дети – дети, имеющие отклонения от нормального психического и/или физического развития, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Апраксия — нарушение способности выполнять целенаправленные движения и действия, наступающее при поражении коры головного мозга. Астения — состояние повышенной утомляемости, нервно-психической слабости, утрата способности к длительному физическому и умственному напряжению. Асфиксия — удушье, возникающее из-за нехватки кислорода в крови и тканях и накопления в организме углекислого газа. ^ — измерение остроты слуха. Аутизм — сосредоточенность на своих собственных внутренних переживаниях, отсутствие интереса к окружающему и к общению с другими людьми. Чаще встречается при шизофрении. Афазия — утрата речи в результате очаговых поражений головного мозга. А. отличается от алалии тем, что при ней происходит утрата уже развившейся речи, а при алалии нарушается развитие речи. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Галлюцинации — мнимые, нереальные восприятия, не соответствующие действительности. Признак некоторых психических заболеваний. Гемипарез — двигательная слабость, ограничение объема движений в одной половине тела (в руке, ноге). Гемиплегия — паралич, полное отсутствие движений в одной половине тела. Гидроцефалия — водянка головного мозга (патологическое увеличение количества цереброспинальной жидкости, содержащейся в полости черепа). Гиперкинез — разнообразные непроизвольные движения, возникшие в результате органических и функциональных нарушений нервной системы. ^ — одна из форм олигофрении, при которой выраженная умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним видом. Болезнь Д. обусловлена нарушением нормального деления хромосом в оплодотворенной яйцеклетке. Дебильность — легкая степень умственного недоразвития при олигофрении. Декомпенсация – расстройство деятельности какого-либо органа вследствие нарушения компенсации. Деменция — слабоумие, наступающее в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, менинго-энцефалитах, травмах мозга. ^ – недостаточность или неполноценность какой-либо функции психической деятельности человека. ^ – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. Дефектология — наука, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей с физическими и (или) психическими недостатками. Дизартрия — расстройство артикуляции, проявляющееся в неясном произношении, замедленности или прерывности речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дисграфия — нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв, пропуски и перестановки букв и слогов, слияние букв. Дислалия — нарушение произношения звуков при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислексия — нарушение чтения, связанное с локальным поражением коры головного мозга. Выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения, сопровождающемся фонетическими искажениями и неправильным пониманием простейшего текста. Дисфония — расстройство голоса (сиплый или хриплый голос) вследствие острых или хронических заболеваний гортани. ^ (ЗПР) — отставание развития психики в целом или её отдельных функций, а также замедленный темп реализации закодированных в генотипе свойств организма. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями. ^ – расстояние между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. ^ — форма олигофрении, занимающая по степени умственного недоразвития промежуточное положение между дебильностью и идиотией. Инфантилизм — задержка в развитии организма с сохранением черт, присущих детскому возрасту. Катамнез — совокупность сведений, полученных по окончании лечения или педагогической работы с ребенком. Кахексия — крайняя степень истощения организма. Компенсация – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Коррекция – система мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического развития умственно отсталых детей. Косноязычие – неправильное произношение звуков речи, их искажение или замена. Различается косноязычие функционального и органического происхождения, мономорфное и полиморфное. Кретинизм — резкое отставание физического и психического развития при врожденной недостаточности функции щитовидной железы. Лабильность — неустойчивость. Латентный — скрытый патологический процесс. Логопедия – наука, изучающая детей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними. Логопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психику людей с речевыми нарушениями. Менингит — воспаление оболочек мозга. Микроцефалия — малые размеры головного мозга и черепа. Выраженное психическое недоразвитие. Мутизм — отсутствие речевого общения с окружающими ("отказ от речи") в результате психической травмы при сохранности речевого аппарата. Неврозы — обратимое расстройство психической деятельности. Невропатия — состояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью. Негативизм — бессмысленный, немотивируемьш отказ от контактов. ^ — показатель скорости и качества усвоения новых знаний, умений, навыков в процессе обучения. Олигофрения — врожденное или рано (в первые три года жизни) приобретенное психическое недоразвитие, возникающее вследствие поражения ЦНС, в первую очередь, коры головного мозга. По степени умственной отсталости разделяется на дебильность, имбецильность и идиотию. Олигофренопедагогика – наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая особенности психической деятельности умственно отсталых детей. ^ (ДЦП) — болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, при родах или в раннем детском возрасте. Парапарез — парез обеих рук или ног. Параплегия — паралич обеих рук или ног. Псевдокомпенсация – вредное образование, возникающее у ребёнка как реакция на нежелательные проявления со стороны взрослых. ^ — совокупность стойких особенностей склада личности (дисгармония, неуравновешенность, неустойчивость психических процессов). Ребёнок-примитив – ребёнок, не проделавший культурного развития. Ригидность — тугоподвижность, негибкость, неспособность корректировать свои действия в соответствии с изменениями ситуации. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. ^ — совокупность симптомов, связанных единым происхождением. Синкинезии — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к производимым движениям. Сомнамбулизм — сумеречное помрачение сознания, сопровождающееся блужданием во сне, потерей памяти. ^ – постепенный процесс активного приспособления индивида к условиям внешней среды. Социальная реабилитация – система социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личности, социально-трудового статуса. ^ — состояние психической и двигательной заторможенности ("оцепенение"). Субкомпенсация – неполная, частичная компенсация недостатков в психическом развитии. ^ — помрачение сознания с последующим нарушением памяти. Сурдопедагогика — раздел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, приёмы и методы, а также средства обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания. Сурдопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, а также пути его коррекции в условиях обучения и воспитания. Тахилалия — нарушение речи в форме резко ускоренного ее темпа и многословия при полном сохранении остальных компонентов фонетики, а также лексики и грамматического строя речи. Тетрапарез — парез всех четырех конечностей. Тифлопедагогика — раздел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, приёмы и методы, а также средства обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания. Тифлопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих людей, а также пути его коррекции в условиях обучения и воспитания. Тремор — непроизвольные ритмические колебания пальцев рук, головы и всего тела. Трисомия — вид хромосомной патологии (например, болезнь Дауна). Тугоухость – понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха всё же возможно. ^ – это группа разнородных состояний, в разной степени и по разным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирование индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей. (Ковалёв) Фобии — навязчивое состояние боязни каких-либо предметов, действий, ситуаций и т.д. Шизофрения — психическая болезнь, проявляющаяся изменениями личности и различными симптомами (бред, галлюцинации и др.). Энцефалит — воспаление головного мозга. Эпилепсия — медленно текущая болезнь, сопровождающаяся судорожными или иными припадками, изменениями личности. Этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезни. |