К, профессор В. П. Подпалов icon

К, профессор В. П. Подпалов





Скачать 0.94 Mb.
Название К, профессор В. П. Подпалов
страница 1/5
В.П. Подпалов
Дата 04.03.2013
Размер 0.94 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5


АВТОРЫ:

заведующий кафедрой терапии №1 ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.П. Подпалов;

доцент кафедры терапии №1 ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Н.Н. Огризко;

доцент кафедры терапии №1 ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент В.Г. Сорокина;

доцент кафедры терапии №1 ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Н.М. Федоренко;

доцент кафедры терапии №1 ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент А.И. Счастливенко;

ассистент кафедры терапии №1 ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук О.Н. Журова ;

профессор кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.П. Дейкало;

доцент кафедры поликлинической терапии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент К.Н. Егоров;

заведующий кафедрой хирургии ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.И. Петухов;

заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Т.С. Дивакова;

заведующая кафедрой педиатрии ФПК и ПК учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.И. Новикова

заведующий кафедрой неврологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Ю.В. Алексеенко;

заведующий кафедрой инфекционных болезней учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Т.И. Дмитраченко;

заведующий кафедрой фтизиопульмонологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент В.С. Самцов;

заведующий кафедрой онкологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Н.Г. Луд;

заведующий кафедрой дерматовенерологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.П. Адаскевич;

заведующий кафедрой отоларингологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент В.С. Куницкий;

заведующий кафедрой офтальмологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.И. Морхат;

заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.С. Глушанко;

доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент А.С. Богданов

заведующий кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент А.Л. Церковский


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

заведующая кафедрой общей и клинической фармакологиии с курсом ФПК и ПК, учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» доктор медицинских наук, профессор М.М. Сачек;

заместитель начальника Управления здравоохранения Витебского областного исполнительного комитета, С.С. Циркин


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Центральный учебно-методический совет учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол №4 от 22.04. 2009 г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ





Пояснительная записка …………..………………………………………

4

Примерный план подготовки…………………………………………….

7

Содержание программы……………….………………………………….

8

Квалификационные требования к врачу общей практики……………..

38

Информационная часть…………………………………………………...

44



^



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа подготовки в клинической ординатуре разработана в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06 января 2009 г. № 2 «Об установлении сроков подготовки в клинической ординатуре и утверждении Инструкции о порядке организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре» и приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2009 г. № 327 «Об утверждении макета Плана подготовки в клинической ординатуре и Инструкции по разработке, оформлению, согласованию и представлению на утверждение программы подготовки в клинической ординатуре».


Развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является приоритетным направлением здравоохранения в Республике Беларусь.

Медицинские услуги в рамках ПМСП становятся более универсальными, улучшается координация оказываемой помощи. Решение этих важных задач, опирается на более широкое распространение общей врачебной практики в Республике Беларусь и улучшение качества подготовки врачей общей практики.

Экспертами Европейского отделения Всемирной организации семейных врачей (WONCA, 2002) сформулировано определение специальности: «Общая врачебная практика /семейная медицина - это академическая, клиническая и научная дисциплина, имеющая собственный предмет изучения, преподавания, научных исследований и клинической деятельности; это клиническая специальность, ориентированная на оказание первичной медико-санитарной помощи».

Врач общей практики – это врач-специалист, прошедший подготовку в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к врачу общей практики. Врач общей практики работает в системе оказания ПМСП и несет основную ответственность за обеспечение непрерывной медицинской помощи каждому обратившемуся за ней пациенту, независимо от его возраста и пола, а также характера его заболевания. Врач общей практики осуществляет медицинскую помощь пациенту с учетом особенностей его семьи, общества, его культуры, обеспечивая соблюдение принципа индивидуальности личности пациента.


Целью клинической ординатуры по специальности «Общая врачебная практика» (ОВП) является углубленная профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста и готовность его к самостоятельной медицинской деятельности по оказанию многопрофильной первичной медико-санитарной помощи и получение квалификации врача общей практики.


Задачи:

углубление профессиональных знаний и совершенствование навыков по овладению основами ранней диагностики, дифференциальной диагностики, лечения, реабилитации и неотложной помощи при наиболее распространенных заболеваниях;

    повышение профессионального уровня, формирование интегрированного мышления для оказания комплексной первичной медико-санитарной помощи на всех этапах лечебно-профилактической работы и охраны здоровья пациента любого возраста и пола в соответствии с квалификационными требованиями к врачу общей практики;

    освоение инновационных медицинских технологий и внедрение их в практическое здравоохранение в условиях его реформирования и развития клинической специальности «Общая врачебная практика»;

    овладение знанием правовой базы профессии врача общей практики и знанием норм медицинской этики и деонтологии.


Программа профессиональной подготовки клинических ординаторов построена в соответствии с планом и отражает современные требования к подготовке врача общей практики. Она содержит два основных раздела: общепрофессиональная и профессиональная подготовки. Программа содержит информацию по клинике, диагностике, дифференциальному диагнозу, лечению и реабилитации всех важнейших заболеваний; а так же вопросам амбулаторной и неотложной помощи, интенсивной терапии и реанимации, методам диагностики, медико-социальной экспертизы, организации работы врача общей практики, клинической фармакологии.

Освоение программы позволяет выполнить основные задачи подготовки клинических ординаторов для работы врачами общей практики, позволяет получить знания по организации здравоохранения, навыки в работе с современными информационными технологиями, сформировать интегрированное мышление для оказания комплексной первичной медико-санитарной помощи, взаимодействия с другими специалистами и специализированными службами.

Подготовка клинического ординатора по ОВП проводится в тесном сотрудничестве с учреждениями здравоохранения на базе поликлиник, отделений или амбулаторий врача общей практики, диспансеров, специализированных отделений больниц под руководством профессора или доцента. Изучение смежных разделов подготовки проводится на соответствующих кафедрах учреждений образования.

Подготовка в клинической ординатуре по ОВП состоит из лечебно-диагностической работы, индивидуальных собеседований, тематических разборов, клинических обходов больных, самоподготовки, изучения литературы, посещения научно-практических конференций.

Подготовка в клинической ординатуре включает разборы, курацию и прием больных с акцентом на отработку навыков при различных нозологических формах патологии в соответствии с в квалификационными требованиями к врачу общей практики.

Программа также содержит: квалификационные требования к врачу общей практики и информационную часть, в которую включены перечень рекомендуемой литературы и вопросы к квалификационному экзамену.


^ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ

Наименование раздела

Распределение времени

Всего

в том числе по годам

1 год

2 год

недель

часов

недель

часов

недель

часов

1. Общепрофессиональная подготовка

3

108

2

72

1

36

1.1. Основы управления

Здравоохранением в Республике Беларусь. Классификация.

1

36

1

36







1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии

1

36







1

36

1.3. Клиническая фармакология

1

36

1

36







^ 2. Профессиональная подготовка

93

3348

46

1656

47

1692

2.1. Инструментальные и аппаратные методы исследования

3

108

3

108







2.2. Лабораторная диагностика

1

36

1

36







2.3. Психология и этика общения

2

72

2

72







2.4. Внутренние болезни

31

1116

17

612

14

504

2.4.1. Кардиология

8

288

5

180

3

108

2.4.2. Пульмонология

4

144

4

144







2.4.3. Гастроэнтерология

4

144







4

144

2.4.4. Нефрология

3

108

3

108







2.4.5. Гематология

3

108







3

108

2.4.6. Ревматология

3

108

3

108







2.4.7. Аллергология

2

72

2

72







2.4.8. Эндокринология

4

144







4

144

2.5. Инфекционные болезни

3

108







3

108

2.6. Фтизиатрия

2

72







2

72

2.7. Неврология

4

144

4

144







2.8. Онкология

2

72







2

72

2.9. Дерматовенерология

2

72







2

72

2.10. Психиатрия

2

72

2

72







2.11. Хирургия

6

216

4

144

2

72

2.12. Акушерство и гинекология

7

252

4

144

3

108

2.13. Детские болезни

10

360

5

180

5

180

2.14. Болезни уха, горла и носа

2

72







2

72

2.15. Офтальмология

2

72







2

72

2.16. Стоматология

1

36

1

36







2.17. Травматология

1

36

1

36







2.18. Урология

1

36







1

36

2.19. Амбулаторная помощь

7

252

2

72

5

180

2.20. Интенсивная терапия и реанимация

2

72







2

72

2.21. Неотложная помощь на догоспитальном этапе

2

72







2

72

Всего

96

3456

48

1728

48

1728

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь

Менеджмент в здравоохранении, экономика, маркетинг

Особенности менеджмента и маркетинга в здравоохранении. Роль государства в обеспечении функционирования системы здравоохранения. Организационные технологии и структура управления в здравоохранении.

Фармакоэкономика как отрасль экономики здравоохранения. Основные понятия и категории

Понятия о фармакоэкономике: цель, задачи, методы. Фармакоэкономические аспекты рационального использования лекарственных средств. Анализ затратной эффективности. Представление о формулярной системе обеспечения лекарственными средствами.

Социально-психологические методы управления в здравоохранении. Управление коллективами организаций здравоохранения. Ценообразование в здравоохранении

Адекватное управление как средство достижения результата. Руководство: власть и личное влияние.  Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Управление конфликтами. Классический управленческий цикл: цель, информация, решение, контроль как существенные элементы процесса управления в медицине и здравоохранении. Контроль как этап управленческой деятельности: цели, виды, способы осуществления. Особенности контролирующей деятельности руководителя в медицине и здравоохранении.

Себестоимость, цена, виды и модели цен в здравоохранении. Прибыль в здравоохранении и рентабельность медицинских учреждений. Предпринимательство в здравоохранении. Рынок труда и условия его функционирования. Социальная защита в условиях рыночной экономики.

Основы законодательства о здравоохранении. Медико-экономическая модель здравоохранения Республики Беларусь. Страховая медицина

Реструктуризация организаций здравоохранения. Профилактическая направленность отечественной медицины. Диспансеризация. Страховая медицина, виды и основные принципы.

Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь. Государственные программы развития здравоохранения.

Планирование и организация работы врача-специалиста. Статистика здоровья населения Республики Беларусь

Организация первичной помощи по принципу врача общей практики.

Роль врача общей практики в устранении существующих недос­татков медицинской помощи. Принципы формирования контингента врача общей практики. Оснащение и оборудование, необходимое врачу общей практики. Меры определения нуждаемости в медицинской помощи прикрепленного населения. Размещение кабинета врача общей практики. Режим работы. Взаимоотношения врача общей практики с другими агентствами и службами. Правовой статус врача общей практики. Правовые и финансовые меры обеспечения контакта пациента на уровне врача общей практики. Источники финансирования и структура расходов службы. Правовая, финансовая и профессиональная автономия врача общей практики. Подотчетность врача общей практики в расходовании ресурсов.

Содержание и формы деятельности врача общей практики.
Инфраструктура и характерные черты службы врача общей практики (доступность, интегрированность, постоянная основа, бригадный подход, персональный характер, ориентированность на семью и обслуживаемый контингент, скоординированность, доверительность, адвокатская функция). Формирование персонала ВОП и организация их работы.

Распределение рабочего времени, структура пациентов и числа консультаций. Индивидуальная и групповая практика. Работа среднего медицинского персонала. Организация помощи на дому и неотложной помощи. Социальная помощь. Порядок направления к другим специалистам и на госпитализацию. Ор­ганизационная работа ВОП. Учет и отчетность деятельности ВОП.

Оценка состояния здоровья населения Республики Беларусь. Показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на эти показатели.

Лекарственное обеспечение в Республике Беларусь. Национальная лекарственная политика. Система лекарственного обеспечения за рубежом

Национальная лекарственная политика. Лекарственное обеспечение в Республике Беларусь. Система лекарственного обеспечения за рубежом.

Реклама лекарственных средств.

Статистический анализ работы врачей

Статистический анализ работы врача, отделения, лечебно-профилактических организаций в целом. Методика оценки качества медицинской помощи населению в лечебно- профилактических организациях.

Система оплаты труда.

Единая тарифная сетка (ЕТС). Система оплаты труда. Формирование тарифной ставки.

^ 1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии

Современные информационные технологии в медицине. Структура компьютера. Опе­рационные системы и среды. Понятие о файловой системе, принципы работы. Про­граммное обеспечение для обработки информации. Орга­низация работы ЭВМ. Техника безопасности при работе с ЭВМ.

Информационные компьютерные системы и их применение в медицине. Опе­рационная система Windows, понятие и принципы работы. Интегрированная система Office. Текстовый процессор Word. Создание файлов. Выполнение работ в текстовом редакторе Word. Про­граммное обеспечение в работе врача общей практики. Электронные таблицы Excel. Построение таблицы, оформление, вычисле­ния. Графические объекты, диаграммы. Отработка навыков. Создание демонстраций в среде PowerPoint. Оформление работ по результатам собственных исследований.

Сети Интернет. Полезные ссылки для врачей общей практики.

Электронная почта и в медицине и здравоохранении. Виру­сы. Антивирусное программное обеспечение.

^ 1.3. Клиническая фармакология

Общие вопросы клинической фармакологии. Основы фармакокинетики и фармакодинамики. Проблемы фармакологического взаимодействия и комбинированной фармакотерапии. Побочное действие лекарств. Факторы и группы риска. Вопросы возрастной фармакотерапии. Фармакотерапевтические аспекты обезболивания, инфузионной терапии и коррекции гомеостаза. Фармакотерапия воспалительного и аллергического процессов. Фармакотерапия нарушений свертывающей системы крови. Фармакология гиполипидемических, антиангинальных, гипотензивных и антиаритмических средств. Клиническая фармакология психотропных лекарственных средств. Клиническая фармакология антибактериальных лекарственных средств. Фармакотерапия инфекционного процесса. Клиническая фармакология бронхолитиков, отхаркивающих препаратов, лекарственных средств, используемых в гастроэнтерологии, эндокринологии, гематологии. Вопросы клинической фармакологии и фармакотерапии заболеваний более конкретно рассматриваются при изучении клинических дисциплин.


^ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. Инструментальные и аппаратные методы исследования

Электрокардиография (ЭКГ)

Электрофизиологические основы. Диагностические возможности метода. Электрокардиографические отведения. Техника регистрации ЭКГ. Характеристика зубцов и интервалов нормальной ЭКГ.

Электрическая ось сердца и определение ее положения. Повороты электрической оси сердца вокруг продольной и поперечной осей. ЭКГ-признаки гипертрофии различных отделов сердца.

ЭКГ-диагностика при нарушениях сердечного ритма. Нарушения автоматизма: синусовая тахикардия, синусовая брадикардия, синусовая аритмия, синдром слабости синусового узла. Нарушения возбудимости: экстрасистолия, пароксизмальные тахикардии, трепетание и мерцание предсердий и желудочков. Синдром ранней реполяризации желудочков

ЭКГ при нарушениях проводимости: синоаурикулярная, внутрипредсердная, атрио-вентрикулярная блокады, блокады ножек пучка Гиса.

ЭКГ-диагностика инфаркта миокарда в зависимости от периода, локализации. Редкие локализации инфаркта миокарда: циркулярный, высокий боковой, задне-базальный. Сложности ЭКГ-диагностики инфаркта миокарда. Мелкоочаговый, повторный, рецидивирующий инфаркт миокарда.

ЭКГ при некоторых заболеваниях и применении медикаментов.

Показания, противопоказания к проведению нагрузочных проб, методика проведения ортостатической, гипервентиляционной и холодовой проб, велоэргометрии, чреспищеводной кардиостимуляции, тредмил-теста, оценка.


Суточное мониторное исследование ритма и артериального давления

Диагностические возможности мониторной регистрации ритма и артериального давления, показания, оценка результатов.

Диагностика нарушений функций внешнего дыхания

Подготовка пациентов к обследованию и интерпретация результатов исследований: пикфлоуметрия, спирография, пневмотахометрия.

УЗИ-диагностика

Диагностика заболеваний сердца. Стресс-эхокардиография в диагностике ИБС. Диагностика заболеваний крупных сосудов. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, мочевыводящей системы, органов малого таза. Интерпретация результатов.

Эндоскопические методы диагностики

Методы эндоскопии, показания, противопоказания, интерпретация результатов. Эндоскопические исследования: полых органов (фибробронхоскопия, ФЭГДС, колоноскопия, ректоскопия, цистоскопия, кольпоскопия и др.); полостей (лапароскопия, торакоскопия, артроскопия).

Лучевая диагностика

Рентгенологические методы диагностики заболеваний различных органов и систем, медицинские показания для назначения исследований, клиническая оценка результатов.

Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, методы радиоизотопной диагностики, показания, клиническая оценка результатов.

Проведение и оценка функциональных методов исследования осваивается также при прохождении соответствующих дисциплин.

^ 2.2. Лабораторная диагностика

Лабораторная диагностика, ее значение в обеспечении лечебно-диагностической работы врача общей практики. Лабораторные методы и клиническая оценка исследования периферической крови, биохимического анализа, серологических и бактериологических проб, исследования иммунной системы, коагулограммы, пунктата костного мозга, результатов исследований секреторных и экскреторных биологических жидкостей в норме и при заболеваниях. Клиническая интерпретация нарушений метаболизма, белков, жиров, углеводов, электролитов, азотистого обмена, ферментных нарушений. Освоение самостоятельного выполнения определений: гемоглобина, количества эритроцитов, лейкоцитов, СОЭ; глюкозы крови; экспресс метода определения белка в моче, экспресс метода общего анализа мочи тест-полосками, микроскопии мочевого осадка; теста определения беременности – тест полоской; микроскопии выделений из половых органов на предмет: грибки, трихомонады, гонококки.

Проведение и оценка специальных лабораторных исследований осваивается при прохождении соответствующих дисциплин.

^ 2.3. Психология и этика общения

Основы медицинской психологии. Роль психических факторов в предупреждении возникновения и развития заболеваний. Психология межличностных отношений, отношений между врачом и пациентом, между пациентом и его родственниками, родителями и детьми. Психология больного, стареющего, прекращающего профессиональную деятельность и одинокого человека. Принципы медицинской деонтологии.

Психология межличностных отношений, отношений между врачом и пациентом, между пациентом и его родственниками, родителями и детьми. Психологические особенности взаимоотношений врача общей практики с врачами других спе­циальностей. Принципы медицинской деонтологии. Деонтологические требования к врачу общей практики. Определение понятия ятрогенного заболевания. Риск возникновения, клиническая характеристика, лечение и профилактика ятрогенных заболеваний у лиц различного пола и возраста.

Основы семейной психологии. Определение понятия «супружеский союз». Психологическая совместимость и несовместимость, супружеское соглашение. Жизненный цикл семьи. Типы взаимоотношений членов семьи. Закономерности процесса воспитания ребенка в семье. Функции эмоций в межличностных отношениях в семье.

^ 2.4. Внутренние болезни

2.4.1. Кардиология

Артериальная гипертензия

Эпидемиология. Этиология. Факторы риска. Патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностика. Дифференциальный диагноз с симптоматическими артериальными гипертензиями. Стратификация факторов риска и прогноз осложнений. Лечение. Борьба с факторами риска. Немедикаментозная и медикаментозная терапия. Классификация гипотензивных препаратов. Дифференцированная и комбинированная фармакотерапия. Осложнения артериальной гипертензии, лечение осложнений. Гипертонические кризы, диагностические критерии. Купирование гипертонических кризов. Метаболический синдром, диагностика, тактика ведения больных. Артериальная гипертензия у беременных. Особенности артериальной гипертензии у лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика. Реабилитация. Медико-социальная экспертиза (МСЭ).
  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

К, профессор В. П. Подпалов icon К, профессор В. П. Подпалов
Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,...
К, профессор В. П. Подпалов icon Ук, профессор В. П. Подпалов
Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,...
К, профессор В. П. Подпалов icon К, профессор В. П. Подпалов
Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,...
К, профессор В. П. Подпалов icon К, профессор В. П. Подпалов

К, профессор В. П. Подпалов icon Методические рекомендации подготовили академик рамн, профессор В. А. Тутельян, чл корр рамн, профессор

К, профессор В. П. Подпалов icon Смотрин С. М. –д м. н., профессор Рычагов Г. П. – д м. н., профессор Климович И. И. –д м. н., профессор

К, профессор В. П. Подпалов icon Дицинских наук, профессор С. А. Наумович; профессор кафедры ортопедической стоматологии учреждения
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Л. Н. Дедова
К, профессор В. П. Подпалов icon Д. м н. профессор кафедры клинической и лабораторной диагностики спбмапо,член-корреспондент раен
Д. м н профессор кафедры клинической и лабораторной диагностики спбмапо,член-корреспондент раен профессор...
К, профессор В. П. Подпалов icon Рамн в. И. Кулаков, профессор, д м. н., заслуженный деятель науки РФ о. Г. Фролова, профессор, д

К, профессор В. П. Подпалов icon Экспертное обучение на фирме-производителе в Германии
Заведующий кафедрой – доктор медицинских профессор, профессор Ибрагимов Танка Ибрагимович
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы