|
Скачать 0.74 Mb.
|
ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1.1. Нормативное регулирование Лицензирование медицинской деятельности регулируется: - Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании); - Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291) (далее - Положение); - Приказом Росздравнадзора от 09.10.2007 N 3063-Пр/07 "Об утверждении форм документов, используемых Росздравнадзором при лицензировании медицинской деятельности". ^ Осуществление медицинской деятельности требует получения лицензии (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, приведенному в приложении к Положению, которые выполняются при (п. 3 Положения): - оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи; - оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи; - оказании скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи; - оказании паллиативной медицинской помощи; - оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении; - проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи; - трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования должны быть установлены Минздравсоцразвития России (п. 3 Положения). Ситуация из практики - необходимость наличия лицензии при оказании услуг по массажу, проколу мочек ушей, перманентному макияжу, пирсингу. На практике ряд организаций, не относящихся к медицинским (например, косметические салоны), оказывают услуги по массажу, проколу мочек ушей, пирсингу, перманентному макияжу без лицензии на медицинскую деятельность. Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, данные услуги относятся к медицинским. Так, в Перечне указаны медицинский массаж и косметология. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает, что данные работы (услуги) являются медицинскими и для их выполнения (оказания) требуется лицензия на медицинскую деятельность. Суды ссылаются при этом на Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении различных видов медицинской деятельности (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323). В силу п. 3 названного Порядка данные работы (услуги) выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к Порядку. В указанном Перечне к доврачебной медицинской помощи отнесен медицинский массаж, а к амбулаторно-поликлинической медпомощи - терапевтическая и хирургическая косметология. Различные виды массажа, прокол мочек ушей, пирсинг, перманентный татуаж относятся к простым медицинским услугам согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утв. Минздравсоцразвития России от 12.07.2004. Следовательно, перечисленные выше услуги являются медицинскими и для их оказания организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо иметь лицензию на медицинскую деятельность. Оказание данных услуг без лицензии является правонарушением, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Приведенные выше выводы содержатся в следующих судебных актах: - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2009 N А05-371/2009 (Определением ВАС РФ от 07.10.2009 N ВАС-12517/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора); - Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-1461/2009(2147-А03-32); - Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2010 N А32-11230/2010; - Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 N А53-12748/2009; - Постановление ФАС Уральского округа от 11.01.2011 N Ф09-10863/10-С1; - Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2010 N Ф09-4383/10-С1; - Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2010 N Ф09-3115/10-С1 (Определением ВАС РФ от 22.09.2010 N ВАС-12122/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора); - Постановление ФАС Уральского округа от 16.11.2009 N Ф09-8915/09-С1; - Постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2009 N Ф09-7467/09-С1; - Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2009 N Ф09-7173/09-С1; - Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2009 N Ф09-3465/09-С1; - Постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3355/09-С1; - Постановление ФАС Уральского округа от 16.09.2008 N Ф09-6231/08-С1; - Постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.2010 N А55-38634/2009; - Постановление ФАС Центрального округа от 24.04.2007 N А62-4605/2006; - Постановление ФАС Центрального округа от 06.02.2007 N А68-5704/06-34/8. Ситуация из практики - необходимо ли получение лицензии на медицинскую деятельность организациям, осуществляющим с помощью штатных медицинских работников предрейсовые осмотры собственных водителей. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Контролирующие органы на практике зачастую привлекают организации к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление ими медосмотров собственных водителей без наличия лицензии на медицинскую деятельность. В письме Минэкономразвития России от 22.12.2008 N Д05-5875 подчеркивается, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут проводиться организациями и индивидуальными предпринимателями только при наличии лицензии на право осуществления данных работ и услуг в составе медицинской деятельности. Однако судебная практика подтверждает, что для проведения медосмотров водителей транспортных средств, принадлежащих организации, силами ее штатных медицинских работников лицензия на медицинскую деятельность не требуется. В судебных актах указывается, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться медицинским персоналом организации, имеющим соответствующий сертификат, либо медицинскими работниками учреждений здравоохранения (при этом медицинское учреждение должно иметь лицензию). Это установлено в п. п. 1.2 и 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утв. Минздравом России и Минтрансом России 29.01.2002). Поэтому требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется в данной ситуации только на те организации, для которых такая деятельность является основной. Если проведение медосмотров водителей осуществляют медицинские работники самой организации, имеющие сертификат специалиста, то наличие лицензии на медицинскую деятельность не требуется. Такие выводы содержатся в следующих судебных актах: - Постановление ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10; - Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.11.2010 N А53-6995/2010; - Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009; - Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.03.2009 N Ф03-185/2009; - Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43); - Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13; - Постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-5496/10-С1 (Определением ВАС РФ от 13.11.2010 N ВАС-15270/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора); - Постановление ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07. Наличие лицензии не требуется при осуществлении медицинскими и иными организациями, входящими в частную систему здравоохранения, медицинской деятельности на территории инновационного центра "Сколково" (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ), п. 1 Положения). Медицинская деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляется на основании разрешений, выдаваемых управляющей компанией (ч. 3 ст. 17 Закона N 244-ФЗ). В письме ФФОМС от 24.01.2008 N 282/30-4/и разъяснено, что не должны иметь лицензию на медицинскую деятельность страховые медицинские организации, которые в силу специфики их правового статуса, определенного федеральным законодательством, осуществляют контроль качества медицинской помощи. ^ |