|
Скачать 0.8 Mb.
|
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения РФ» «Утверждаю» Проректор по учебной работе _____________Н.С.Давыдова _________________________ УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» г. Екатеринбург 2012 ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения РФ» Кафедра офтальмологии «Утверждаю» Зав. кафедрой, профессор __________ Коротких С.А. «___» ________ 2012г. ^ Факультет: Лечебно-профилактический Курс: IV Семестр: VII 1.ТЕМА: Анатомия органа зрения и методы его исследования. ^ 2.1. Восстановить в памяти анатомическое строение глазного яблока, придаточного аппарата и проводящих путей зрительного анализатора. 2.2. Понять значение анатомии и физиологии глаза в клинической практике. 2.3. Изучить методику офтальмологического обследования пациента. ^ 3.1. Вспомнить принцип устройства и анатомическое строение органа зрения. 3.2. Знать значение анатомии и физиологии глаза в клинической практике. 3.3. Понимать значимость, смысл методов обследования пациента. 3.4. Знать информативную ценность, достоинства и недостатки методов обследования. 3.5. Овладеть практическими навыками:
По теме занятия: студент должен знать: анатомическое строение органа зрения, и его значение для клинической практики; существующие методы офтальмологического обследования пациента. студент должен уметь: применять на практике осмотр век и слезных органов, методики бокового и бифокального освещения, осмотр в проходящем свете, офтальмоскопию в обратном виде и биомикроскопию. ^ 4 академических часа. 5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал: Тема: Анатомия органа зрения и методы его исследования. Вопросы: 5.1. Строение орбиты, основные образования, щели 5.2. Строение переднего отрезка глаза (веки, конъюнктива, роговица) 5.3. Оболочки глаза (склеральная, сосудистая, сетчатая) 5.4. Кровоснабжение глазного яблока 5.5. Иннервация глазного яблока 5.6. Зрительный тракт 5.7. Методика бокового и фокального освещения 5.8. Метод офтальмоскопии и биомикроскопии ^ На занятии студенту необходимо выполнить: (прочитать, запомнить, записать, решить, собрать анамнез, составить таблицу, схему, провести обследование, исследование, определить и т.д.): 6.1.Прочитать раздел анатомии стр. 20-33 6.2. Прочитать раздел Методы исследования органа зрения стр. 34-48 6.3. Провести исследование переднего отрезка глаза на пациенте ^ 7.1.Вопросы к рубежным контролям (тестовые вопросы или их аналоги, аналоги ситуационных задач) 1. Верхняя стенка орбиты граничит с: 1. крылонебной ямкой 2.гайморовой пазухой 3.основной пазухой 4.лобной пазухой 5.носовой полостью 2. Наружная стенка орбиты граничит с: 1. крылонебной ямкой 2.гайморовой пазухой 3.основной пазухой 4.лобной пазухой 5.носовой полостью 3. Нижняя стенка орбиты граничит с: 1.крылонебной ямкой 2.гайморовой пазухой 3.основной пазухой 4.лобной пазухой 5.носовой полостью 4.Внутренняя стенка орбиты граничит с: 1.крылонебной ямкой 2.гайморовой пазухой 3.основной пазухой 4.лобной пазухой 5.решетчатой пазухой 5. Соседство орбиты с придаточными пазухами носа необходимо учитывать при: 1.злокачественных новообразованиях и воспалительных заболеваниях орбиты 2.воспалительных заболеваниях орбиты и травматических повреждениях зрительного нерва 3.травматических повреждениях зрительного нерва и проникающих ранениях глазного яблока 4.проникающих ранениях глазного яблока и злокачественных новообразованиях орбиты 6. Наружная офтальмоплегия связана с поражением: 1.n.abducens, n.facialis, n.opticus 2.n.opticus, n.trigeminus, n.facialis 3.n.abducens, n.trochlearis, n.oculomotorius 4.n.oculomotorius, n.facialis, n.opticus 7. Какие образования проходят через верхнюю глазничную щель 1. Отводящий нерв. 2. Блоковый нерв. 3. Глазодвигательный нерв 4. Первая ветвь тройничного нерва 5. Верхняя глазничная вена 6. Все перечисленные варианты 8. Причиной прозрачности роговицы не является : 1. Отсутствие кровеносных сосудов. 2. Отсутствие миелиновой оболочки у чувствительных нервов. 3. Отсутствие ороговевания эпителия. 4. Многослойность строения роговицы. 5. Определенное процентное содержание воды (75%) в межуточном веществе. 6. Правильное расположение структурных элементов стромы с содержанием сульфатированных гликозаминогликанов. 9. Какой нерв иннервирует нижнюю косую мышцу: 1. Глазодвигательный нерв 2. Отводящий нерв 3. Блоковый нерв 4. Скуловой нерв 5. Тройничный нерв 6. Ни один из вариантов. 10. Какие гладкие мышечные волокна не участвуют в формировании цилиарной мышцы: 1. Меридиальные волокна (мышца Брюкке). 2. Радиальные волокна (мышца Иванова). 3. Циркулярные волокна (мышца Мюллера). 4. Иридальные волокна (мышца Калазанса), 5. Сфинктер зрачка. 6. Все варианты. 11. Какие фоторецепторы находятся в центре желтого пятна: 1. Палочки. 2. Колбочки. 3. Палочки и колбочки. 4. Мультиполярные клетки. 5. Ни один из вариантов. 12. Кровоснабжение сетчатки осуществляет : 1. Центральная артерия сетчатки. 2. Хориокапилляры собственно сосудистой оболочки. 3. Центральная артерия сетчатки и хориокапиляры собственно сосудистой оболочки. 4. Передние цилиарные артерии. 5. Все варианты. 6. Ни один из вариантов. 13. К дренажной системе глаза не относится : 1. Корнео-склеральная трабекула. 2. Склеральный синус (шлеммов канал). 3. Система склеральных коллекторов и венозных сплетений. 4. Хрусталик. 5. Все варианты. 6. Ни один из вариантов. 14. Длина глазного яблока взрослого человека в норме 1. 23-24 мм. 2. 20-21 мм. 3. 25-26 мм 4. 15-17 мм. 5. 27-28 мм. 6. Ни один из вариантов. 15.Основные функции склеры: 1.опорная, обеспечение тонуса, защита внутренних оболочек 2.обеспечение формы глаза, поддержка тургора, защита внутренних структур, место прикрепления глазодвигательных мышц 3.место прикрепления глазных мышц и внутренних структур, обеспечение трофики хориоретинальных структур, защита преломляющих сред 7.2.Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам, зачету.
^ 8.1. Основная:
8.2. Дополнительная: 1) М.Л. Краснов. Элементы анатомии в клинической практике офтальмолога. 1952. 2) Н.Б. Шульпина. Биомикроскопия глаза. 1974. 3)В.Н. Писаренко. С.Н.Басинский. Клиническая анатомия органа зрения. 1989. ^ Факультет: Лечебно-профилактический Курс: IV Семестр: VII 1.ТЕМА: Физиология зрительного анализатора. Центральное зрение, острота зрения. Периферическое зрение, цветоощущение. ^ 2.1. Научить студентов исследовать центральное зрение по таблицам Головина - Сивцева, с помощью разрезных знаков. 2.2. Вычислять остроту зрения с помощью формулы Снеллена. 2.3. Обучить студентов методике исследования поля зрения, цветоощущения. ^ 3.1. Разобрать принцип устройства таблиц для проверки остроты зрения 3.2. Знать значение формулы Снеллена. 3.3. Понимать значимость, смысл методов обследования пациента. 3.4. Знать информативную ценность, достоинства и недостатки методов обследования. 3.5. Овладеть практическими навыками:
По теме занятия: студент должен знать: анатомическое строение органа зрения, и его значение для клинической практики; существующие методы офтальмологического обследования пациента. студент должен уметь: применять на практике различные методики периметрии, методы исследования цветоощущения. Оценить результаты исследования и их клиническую значимость. ^ 4 академических часа. 5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал: Тема: Физиология зрительного анализатора. Центральное зрение, острота зрения. Периферическое зрение, цветоощущение. Вопросы: 5.1. Зрительный анализатор, зрительный тракт 5.2. Центральное зрение и методы определения 5.3. периферическое зрение и методы его исследования 5.4.Цветоощущение и методы его исследования. ^ На занятии студенту необходимо выполнить: (прочитать, запомнить, записать, решить, собрать анамнез, составить таблицу, схему, провести обследование, исследование, определить и т.д.): 6.1. Прочитать по разделам стр.52-68, стр. 72-78 6.2. Составить схему полей зрения в норме и при патологии 6.3.Провести обследование различных методик проверки полей зрения. ^ 7.1.Вопросы к рубежным контролям (тестовые вопросы или их аналоги, аналоги ситуационных задач) 1. СОГЛАСНО ТЕОРИИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ ГЕЛЬМГОЛЬЦА, В СЕТЧАТКЕ ИМЕЕТСЯ ТРИ ^ 1.красный, зеленый, синий 2.оранжевый, зеленый, синий 3.желтый, красный, зеленый 4.зеленый, желтый, красный 5.голубой, оранжевый, зеленый 6.фиолетовый, оранжевый, зеленый ^ ДЛИНЫ ВОЛНЫ 1.нет 2.да, но в меньшей степени 3. РЕЦЕПТОРАМИ ВОСПРИНИМАЮЩИМИ ЦВЕТА ЯВЛЯЮТСЯ 1.колбочки 2.палочки 3.ганглиозные клетки 4.биполярные клетки 5.клетки пигментного эпителия ^ 1.нормальная трихромазия 2.аномальная трихромазия 3.хромазия 4.монохромазия 5. РАССТРОЙСТВАМИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ 1.аномальная трихромазия 2.дихромазия 3.монохромазия 4.протаномалия 5.дейтераномалия 6.дейтеранопия 7.протанопия 8.тританопия 9.тританомалия 10.все перечисленное ^ 1.аномальное восприятие красного цвета 2.аномальное восприятие зеленого цвета 3.аномальное восприятие синего цвета 4.полное выпадение восприятия красного цвета 5.полное выпадение восприятия зеленого цвета 6.полное выпадение восприятия синего цвета ^ 1.аномальная трихромазия, цветоаномалии, дихромазии 2.цветоаномалии, дихромазия, эритропсия 3.дихромазия, аномальная трихромазия, цианопсия 4.эритропсия, ксантопсия, хлоропсия, цианопсия ^ 1.аномальная трихромазия, цветоаномалии, дихромазия 2.цветоаномалии, дихромазия, эритропсия 3.дихромазия, аномальная трихромазия, цианопсия 4.эритропсия, ксантопсия, хлоропсия, цианопсия ^ 1.обеспечивает ориентацию в пространстве 2.дает характеристику функциональной способности зрит. анализатора 3.расстройства являются ранним симптомом многих заболеваний 4.способствует топической диагностике поражений головного мозга 5.все перечисленное ^ 1.проекция в поле зрения диска зрительного нерва 2.проекция в поле зрения желтого пятна 3.ограниченная скотома в любой части поля зрения 4.дефекты поля зрения от сосудов сетчатки ^ 1.визометрия 2.аномалоскопия 3.гониоскопия 4.периметрия 5.биомикроскопия 6.офтальмоскопия 12. СКОТОМА, КОТОРУЮ ОЩУЩАЕТ САМ БОЛЬНОЙ НАЗЫВАЕТСЯ 1.отрицательной 2.положительной 3.абсолютной 4.относительной ^ 1.периметры, кампиметры 2.кампиметры, гониоскопы 3.периметры, аномалоскопы 4.кампиметры, офтальмоскопы 5.гониоскопы, адаптометры 14. СЛЕПОЕ ПЯТНО ЭТО ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ. . . . СКОТОМА 1.абсолютная отрицательная 2.абсолютная положительная 3.относительная отрицательная 4.относительная положительная ^ 1.расстройство сумеречного зрения 2.сужение поля зрения 3.очаговый дефект поля зрения 16. ГЕМИАНОПСИЯ ЭТО 1.двустороннее выпадение половин поля зрения 2.выпадение половины поля зрения в одном из глаз 3.отсутствие поля зрения в одном из глаз 4.выраженное двустороннее сужение поля зрения ^ 1.гомонимные 2.гетеронимные 3.квадрантные 4.битемпоральные 5.биназальные 6.все перечисленные 18. ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ ХИАЗМЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ 1.битемпоральная гемианопсия 2.биназальная гемианопсия 3.правосторонняя гемианопсия 4.левосторонняя гемианопсия 5.левосторонняя гемианопсия 6.правосторонняя гемианопсия ^ 1.гемералопией 2.протанопией 3.дейтеранопией 4.тританопией 5.скотомой 7.2.Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам, зачету.
^ 8.1. Основная:
8.2. Дополнительная: 1) М.Л. Краснов. Элементы анатомии в клинической практике офтальмолога. 1952. 2) С.Н. Федоров, Н.С. Ярцева, А.О. Исманкулов. Глазные болезни. М., 2000 3) В.Н. Писаренко. С.Н.Басинский. Клиническая анатомия органа зрения. 1989. 4) Э.С.Аветисов, Ю.З.Розенблюм. Оптическая коррекция зрения. 1981. ^ Факультет Лечебно-профилактический Курс IV Семестр VII 1. ТЕМА: Виды рефракции глаза. Близорукость как социальная и медицинская проблема. ^ 2.1. Ознакомить студентов с видами рефракции человеческого глаза, 2.2. Изучить признаки клинических рефракций, 2.3. Обучить субъективному методу определения рефракции, подбору очков и выписыванию рецептов на очки при аметропиях, 2.4. Разобрать теории происхождения близорукости, клинику и лечение. ^ 3.1. Разобрать теорию рефрактогенеза, понятие физической и клинической рефракции. 3.2. Определение остроты зрения по таблицам 3.3. Знать значение формулы Снеллена 3.4. Понимать значимость, смысл методов обследования пациента. 3.5. Знать информативную ценность, достоинства и недостатки методов обследования. 3.6. Овладеть практическими навыками:
По теме занятия студент должен знать: определение понятия диоптрии, характеристику клинических видов рефракции и методику их определения, виды коррекции, этиологию и патогенез развития близорукости, клинику, осложнения. Существующие методы офтальмологического обследования пациента с аномалиями рефракции. студент должен уметь: применять на практике определение остроты зрения, осуществлять подбор коррекции аномалий рефракции, определить межзрачковое расстояние и выписать рецепт на очки. ^ 4 академических часа. 5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал: Тема: Виды рефракции глаза. Близорукость как социальная и медицинская проблема. Вопросы: 5.1. Физическая рефракция, ее значение, 5.2. Клиническая рефракция, ее виды 5.3. Методы определения рефракции 5.4. Основные методы коррекции аномалий рефракции 5.5. Виды близорукости, клиническое течение, консервативное и хирургическое лечение. ^ На занятии студенту необходимо выполнить: ( прочитать, запомнить, записать, решить, собрать анамнез, составить таблицу, схему, провести обследование, исследование, определить и т.д.): 6.1. друг на друге провести исследование рефракции субъективным и объективным способом 6.2. провести скиаскопическую пробу 6.3.научиться проводить офтальмоскопию и оценить состояние глазного дна при различных аномалиях рефракции. ^ 7.1.Вопросы к рубежным контролям (тестовые вопросы или их аналоги, аналоги ситуационных задач) .1. Рефракция - это: a) Соотношение между преломляющей силой глаза и положением сетчатки. b) Соотношение между фокусным расстоянием оптической системы и длиной передне-задней оси глаза. c) Механизм оптической установки глаза на любое расстояние. d) Преломление света в оптической системе. 2. Клиническая рефракция отражает: a) Соразмерность физической рефракции с длиной передне-задней оси глаза. b) Изменение кривизны хрусталика. c) Преломляющую силу оптической системы глаза относительно сетчатки при действующей аккомодации. d) Способ получения изображения на сетчатке в момент максимального расслабления аккомодации. 3. Аметропия - это: a) Соразмерная рефракция: главный фокус совпадает с сетчаткой. b) Несоразмерная рефракция: главный фокус не совпадает с сетчаткой. c) Несоразмерная рефракция: главный фокус находится за сетчаткой или перед сетчаткой. d) Сочетание в глазу разных рефракций или разных степеней одного вида рефракции. 4. Миопия - это: a) Соразмерная рефракция: главный фокус совпадает с сетчаткой. b) Несоразмерная рефракция: главный фокус не совпадает с сетчаткой, c) Несоразмерная рефракция: главный фокус находится перед сетчаткой d) Сочетание в глазу разных рефракций или разных степеней одного вида рефракции. 5. Гиперметропия - это: a) Соразмерная рефракция; главный фокус совпадает с сетчаткой. b) Несоразмерная рефракция: главный фокус не совпадает с сетчаткой. c) Несоразмерная рефракция: главный фокус находится за сетчаткой d) Сочетание в глазу разных рефракций или разных степеней одного вида рефракции. 6. Астигматизм - это: a) Соразмерная рефракция: главный фокус совпадает с сетчаткой, b) Несоразмерная рефракция: главный фокус не совпадает с сетчаткой. c) Несоразмерная рефракция: главный фокус находится за сетчаткой d) Сочетание в глазу разных рефракций или разных степеней одного вида рефракции. 7. Сложный астигматизм - это: a) Сочетание в глазу во взаимно перпендикулярных меридианах одной и той же рефракции, но разных степеней. b) Комбинация разных рефракций в разных взаимно перпендикулярных меридианах. c) Физиологический астигматизм до 0,5 Д, d) Сочетание эметропии в одном меридиане и аметропии в другом. 8. Простой астигматизм - это: a) Сочетание в глазу во взаимно перпендикулярных меридианах одной и той же рефракции, но разных степеней. b) Комбинация разных рефракций в разных взаимно перпендикулярных меридианах. c) Физиологический астигматизм до 0,5 Д. d) Сочетание эметропии в одном меридиане и аметропии в другом. 9. Аккомодация - это: a) Способность глаза фокусировать на сетчатке световые лучи, находящиеся на различном расстоянии от глаза, т.е. видеть хорошо и вдаль и вблизи. b) Преломление света в оптической системе глаза. c) Изменение кривизны хрусталика, что изменяет преломляющую способность глаза. d) Возрастные изменения в хрусталике, приводящие к снижению зрения вблизи. 10. Ближайшая точка ясного зрения для эметропа находится на расстоянии: a) 5 см. b) 10см. c) 15 см. d) 20см. e) 33 см. 11. К объективным методам исследования рефракции относятся: a) скиаскопия b) Рефрактометрия c) Авторефрактометрия d) Все перечисленное ^ а)способность глаза четко различать цвета и оттенки б)способность глаза четко различать предметы в центре и на периферии в)способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии с)пространство одновременно воспринимаемое неподвижным глазом ^ а)1 секунде б)1 минуте в)1 градусу с)5 секундам д)5 минутам 14. ФОРМУЛА СНЕЛЛЕНА ЭТО а)Visus=d/D б)Visus=D/d в)Visus=dxD г)Visus=D-d д)Visus=D+d ^ а)0,025 б)0,05 г)0,25 в)0,5 16. ФИЗИЧЕСКУЮ РЕФРАКЦИЮ ГЛАЗА ОПРЕДЕЛЯЕТ а)преломляющая сила хрусталика б)преломляющая сила всех оптических сред глаза в)преломляющая сила всех оптических сред глаза и положение главного фокуса по отношению к сетчатке г)положение главного фокуса по отношению к сетчатке д)преломляющая сила роговицы ^ а)преломляющая сила хрусталика б) преломляющая сила всех оптических сред глаза в)преломляющая сила всех оптических сред глаза и положение главного фокуса по отношению к сетчатке г)положение главного фокуса по отношению к сетчатке д)преломляющая сила роговицы 18. ПРЕЛОМЛЯЮЩАЯ СИЛА РОГОВИЦЫ РАВНА . . . . ДИОПТРИЯМ а)1,5-2,0 б)18,0-20,0 в)28,0-30,0 г)40,0-42,0 д)60,0-62,0 ^ а)1,5-2,0 D б)18,0-20,0 D в)28,0-30,0 D г)40,0-42,0 D д)60,0-62,0 D 20. ПРЕЛОМЛЯЮЩАЯ СИЛА ГЛАЗА РАВНА а)1,5-2,0 D б)18,0-20,0 D в)28,0-30,0 D г)40,0-42,0 D д)60,0-62,0 D 7.2.Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам, зачету.
^ 8.1. Основная: 1. А.А.Бочкарева. Глазные болезни. 1989. 2. С.Н. Федоров, Н.С. Ярцева, А.О. Исманкулов. Глазные болезни. М., 2000. 3 В.Г. Копаева. Глазные болезни. М., Медицина, 2000 4. Э.С.Аветисов, Ю.З.Розенблюм. Оптическая коррекция зрения. 1981. 8.2. Дополнительная: 7. Н.М.Сергиенко. Клиническая рефракция человеческого глаза. 1981. 8. В.В.Волков. Клиническая визо- и рефрактометрия. 1976. 9. С.Э. Аветисов. Близорукость. 2005. 10. Н.А. Кузнецова. Теория близорукости. 2005 ^ Факультет Лечебно-профилактический Курс IV Семестр VII 1. ТЕМА: Аккомодация. Пресбиопия. Косоглазие. ^ 2.1. Изучить процесс аккомодации и его изменение с возраст 2.2. Обучить подбору очков при пресбиопии 2.3. Научить определению причин и степени косоглазия 2.4. Разобрать принципы плеопто-ортоптического лечения ^ 3.1. Разобрать понятие пресбиопии 3.2. Освоить метод коррекции пресбиопии 3.3. Разобрать классификацию косоглазия 3.4. Изучить основные методики плеопто-ортоптического лечения косоглазия 3.5. Знать информативную ценность, достоинства и недостатки методов обследования. 3.6. Овладеть практическими навыками:
По теме занятия студент должен знать: понятие аккомодации, объем, резервы аккомодации, причины появления пресбиопии, ее коррекция, виды содружественного и паралитического косоглазия, методы плеопто-ортоптического лечения. студент должен уметь: применять на практике определение объема аккомодации по таблице, определение угла косоглазия по Гиршбергу и на синоптофоре. ^ 4 академических часа. |