Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности "Офтальмология" (040112)





Скачать 430.29 Kb.
Название Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности "Офтальмология" (040112)
Дата конвертации 05.03.2013
Размер 430.29 Kb.
Тип Документы
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургская Государственная Медицинская Академия им.
И.И. Мечникова



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по последипломному образованию
СПбГМА им. И.И. Мечникова
профессор

Л.П.Зуева

" 20 " мапта 2004 г.


Учебный план и программа
подготовки в ординатуре по специальности
"Офтальмология" (040112)



"Одобрено"

методическим советом Управления
последипломного образования

" 18 " марта 2004 г.
Протокол № 14

Обсуждено

на заседании кафедры офтальмологии

"15" марта 2004 г.
Протокол № 8
Заведующий кафедрой, профессор

В.Н. Алексеев


2004 г.


Учебный план и программа разработаны на основании типовой программы подготовки в клинической ординатуре по специальности 040112 "Офтальмология"

Учебный план и программа подготовлены сотрудниками кафедры офтальмологии СПбГМА им. И.И. Мечникова

Доктор мед. наук, профессор В.Н. Алексеев ……………………………….

Кандидат мед. наук, доцент В.И. Садков……………………………………..

^ Цель и задачи обучения в клинической ординатуре
по специальности "Офтальмология" (040112)


Целью обучения в клинической ординатуре по специальности "Офтальмология" является овладение профессиональными навыками, изучение основ этиологии и патогенеза с учетом современных достижений медицины, приобретение теоретических знаний, усвоение вопросов организации офтальмологической помощи населению.

В процессе обучения необходимо обеспечить знание этиологии и патогенеза глазных болезней, изучить современные методы дифференциальной диагностики, лечения, профилактики и реабилитации. Курс обучения охватывает весь объем теоретических знаний и практических навыков, необходимых специалисту-офтальмологу для успешного проведения самостоятельной лечебной и профилактической работы. Обязательным элементом обучения является усвоение конкретных вопросов врачебной этики и деонтологии, медико-социальной экспертизы.

^ Задачей клинической ординатуры является подготовка высоко квалифицированных офтальмологов, владеющих всеми современными методами исследования функций зрительного анализатора, диагностикой, терапией, профилактикой заболеваний и повреждений органа зрения, способных самостоятельно работать в глазном кабинете поликлиники или глазном стационаре, а также руководить их работой.

Глазные болезни многообразны по своей клинической патологии. Врачу офтальмологу необходимы глубокие знания по своей специальности, поэтому в курс изучения предмета включено:

- усвоение теоретических основ дисциплины с изучением современных достижений медицины;

- овладение методами диагностики, дифференциальной диагностики, методами лечения и принципами профилактики глазных заболеваний в соответствии с достижениями современной офтальмологии;

- приобретение необходимых практических навыков для диагностики глазных заболеваний;

- освоение знаний по ведению документации, необходимой для специалиста.


^ Длительность обучения

Длительность обучения в клинической ординатуре на основании приказа МЗ РФ № 23 от 17.02.93 «Об утверждении положения о клинической ординатуре» – 2 года (3456 часов).


^ Учебный план послевузовской профессиональной подготовки
специалистов в клинической ординатуре по специальности
«Офтальмология» (040112)



Срок обучения: 3456 часов: 96 недель


№ п/п

Наименование разделов

Всего

Недели

1.

Профессиональная подготовка

3096

86













^ Федеральный компонент













1.1

Клиническая подготовка врача офтальмолога

2736

76




«Специальность»:

2592

72




- подготовка в стационаре

2448

68




-подготовка в поликлинике


288

8




В том числе подготовка по смежным специальностям:

144

4




1. Анестезиология и реанимация

36

1




2. Оториноларингология

36

1




3. Эндокринология

36

1




4. Профессиональные болезни

36

1













^ Национально-региональный компонент













1.2

Фундаментальная подготовка:

216

6




Медицинская информатика и статистика

72

2



Патологическая физиология

36

1




Микробиология

36

1




Клиническая фармакология

72

2

1.3

Общественное здоровье и здравоохранение

144

4

2.

Элективы

288

8




Итого:

3384

94




Экзамены:

72

2




Всего часов обучения:

3456

96







Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки
специалистов в клинической ординатуре по специальности "Офтальмология"
(два года, 3456 часов)








 

Наименование курсов и разделов

Лекции

Семинары

Практические занятия

Поликлиника

Самостоятельная работа

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

^ Федеральный компонент




1.1. Подготовка по специальности "Офтальмология" (2592 часа)

1.

Клиническая анатомия и физиология органа зрения

4

16

21

 

109

150

2.

Функции глаза и методы их исследования

4

16

21

19

109

169

3.

Физиологическая оптика, рефракция и аккомодация

2

16

20

20

109

167

4.

Расстройство нервно-мышечного аппарата глаза

2

12

20

16

105

155

5.

Заболевания глазницы

3

13

19

16

107

158

6.

Заболевания век

3

12

21

18

107

161

7.

Заболевания конъюнктивы

3

12

19

20

105

159

8.

Заболевания слезных органов и слезоотводящих путей

3

18

21

18

107

167

9.

Заболевания роговицы и склеры

3

12

20

21

107

163

10

Заболевания сосудистой оболочки

1

13

20

21

105

160

11

Патология хрусталик

1

16

19

20

107

163

12

Патология стекловидного тела

2

12

22

16

105

157

13

Заболевания сетчатки

2

16

23

23

107

171

14

Заболевания зрит. нервов, путей и центров

3

12

20

18

105

158

15

Глаукома

3

16

20

21

109

169

16

Травмы органа зрения

3

12

20

21

109

165

 

ИТОГО

42

224

326

288

1712

2592




 

 

 

 

 

 

 




^ Подготовка по смежным дисциплинам

30

44

70







144




























Анестезиология и реаниматология – зав. кафедрой доц. В.А. Глущенко

1.

Основы анестезиологии

2

3

4







9

2.

Реанимация и интенсивная терапия при острых заболеваниях и при шоке различной этиологии

2

3

4







9

3.

Нарушение гомеостаза у больных

2

3

4







8

4.

Длительная инфузионная и парентеральная терапия

2

3

4







10




ИТОГО

8

12

16







36




























Оториноларингология – зав. кафедрой, профессор В.В. Митрофанов

1.

Клиническая анатомия и физиология ЛОР-органов

2

3

4







9

2.

Клиника и лечение болезней носа и придаточных пазух

2

3

4







9

3.

Ангины. Хронический тонзиллит. Воспалительные заболевания уха.

2

3

4







8

4.

Скорая помощь при заболеваниях ЛОР-органов

2

3

4







10




ИТОГО

8

12

16







36




























Эндокринология – зав. кафедрой профессор С.М. Котова

1

Сахарный диабет, этиология, клиника, осложнения. Ведение больных.

2

2

8







12

2.

Заболевания щитовидной и паращитовидных желез.

2

2

8







12

3

Заболевания гипоталамо-гипофизарной системы.

2

2

8







12




ИТОГО

6

6

24







36




1

2

3

4

5

6

7

8




^ Профессиональные болезни – зав. кафедрой проф. В.Г. Артамонова

1.

Основы профпатологии

2

6

4







12

2.

Действие профессиональных факторов: химические вещества, инсектициды

2

4

4







10

3.

Действие профессиональных факторов: лучевые воздействия и т.д.

4

6

4







14




ИТОГО

8

16

12







36

























Национально-региональный компонент




^ 1.2.  Фундаментальная подготовка

48

72

72




24

216




^ Клиническая фармакология – зав. курсом А.Т. Бурбелло

1.

Основные принципы фармакокинетики и фармакодинамики

4

8

6




6

24

2.

Клиническая фармакология лекарств, применяемых при глазных заболеваниях

4

8

6




6

24

3.

Клиническая фармакология химиотерапевтических средств. Иммунотропные средства. Гормоны. Антибиотики. Диуретики. Бетаблокаторы.

4

8

6




6

24




ИТОГО

12

24

18




18

72




^ Патологическая физиология – зав. кафедрой В.И. Николаев

1.

Современные альтернативные подходы по профилактике заболеваний.

Использование компьютерной томографии в диагностике состояний человека

2

4

3




3

12

2.

Иммунодефицитные состояния. Современные проблемы иммунопатологии и иммунокоррекции.

2

4

3




3

12

3.

Физиология эмоций и эмоциональные расстройства. Современные представления о психосоматической патологии

2

4

3




3

12




ИТОГО

6

12

9




9

36




^ Микробиология – зав. кафедрой проф. В.П. Иванов

1.

Основы клинической микробиологии

2

4

3




3

12

2.

Роль микроорганизмов в патологии глаз

2

4

3




3

12

3.

Современные микробиологические методы диагностики

2

4

3




3

12




Итого

6

12

9




9

36




^ Медицинская информатика и статистика – В.Г. Лифлянский

1.

Использование систем управления базами данных в практическом здравоохранении, (основные понятия и термины, организация и структура, виды баз данных, хранение, обработка информации в базах данных, программное обеспечение).

4

4

6




10

24

2.

Современные виды удаленного информационного обслуживания (компьютерные сети, электронная почта, мультимедиа). Организация локальных, удаленных и глобальных телекоммуникационных сетей (аппаратные и программные средства, доступ к информации, обмен информацией).

4

4

6




10

24

3.

Решение практических задач офтальмологии с помощью телекоммуникационных технологий (Интернет).

4

4

6




10

24




Итого

12

12

18




30

72




1

2

3

4

5

6

7

8




^ 1.3. Общественное здоровье и здравоохранение – зав. кафедрой В.С. Лучкевич

1

Задачи и методы социальной медицины и управления здравоохранением в организации комплексного медико-социального изучения здоровья населения и здравоохранения России.

6

18

12







36

2

Первичная медико-санитарная помощь и диспансеризация населения на административной территории.

4

12

12







28

3

Экономика планирования и финансирования учреждений здравоохранения в условиях медицинского страхования.

6

24

22







52

4

Основы медицинской экспертизы

4

12

12







28




ИТОГО

20

66

58







144

























2.

Элективы

28

26

26

 89

119

288




ИТОГО
















3384




Экзамены
















72




^ Всего часов обучения

168

434

550

377

1855

3456


Результаты обучения

^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ клинический ординатор ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ОФТАЛЬМОЛОГИЯ"


Три уровня усвоения материала:

1-ый (*) – наличие профессиональной ориентировки в знаниях и основных диагностических навыков;

2-ой (**) – четкое знание профессиональной ориентировки по основным вопросам офтальмопатологии, полное владение основными диагностическими приемами;

3-ий (***) – самостоятельная диагностика и терапия основных нозологических форм офтальмопатологии, умение проводить расширенную дифференциальную диагностику с соответствующими инструментальными методами исследования, овладение навыками амбулаторной и стационарной офтальмохирургии.



п/п

Наименование темы

Уровень усвоения







1-ый год

2-ой год

1
^

Эмбриогенез органа зрения


*




2

Строение зрительного анализатора


– сетчатка

**




– проводящие пути

*




– корковый отдел

*




3
^

Строение глазного яблока и его придатков


**




4

Функции органа зрения, классические методы исследования:

остроты зрения

– визометрия

**

***

цветового зрения

– по таблицам Рабкина

**

***

– по таблица Юстовой

**

***

периферического зрения

– периметрия кинетическая

**

***

– периметрия статическая

*

**

– кампиметрия

*

**

– определение центральной скотомы по Гайцу

*

***

– определение центральной скотомы с сеткой Амслера

**

***

световой чувствительности

– адаптометрия

*

**

бинокулярного зрения

– на четырехточечном приборе

*

***

 – освоение синоптофора и приборов для определения бинокулярного зрения.

*

**

5.

Рефракция

– определение клинической рефракции глаз (скиаскопия, рефрактометрия)

**

***

– определение степени астигматизма и направления главных осей (по лучистой фигуре и кресту)

**

***

– определение у больных ближайшей точки ясного зрения, объема относительной и абсолютной, отрицательной и положительной аккомодации.

**

***

– подбор очков при миопии, гиперметропии, пресбиопии, астигматизме

**

***

– определение клинической рефракции и подбор очков на форопторе

*

***

6

^ Методы исследования органа зрения

– наружный осмотр

**

***

– экзофтальмометрия

**

***

– методики исследования проходимости слезных путей (проба с колларголом, контрастная рентгенография)

**

***

– фокальное освещение

**

***

– исследование в проходящем свете

**

***

– офтальмоскопия (прямая и обратная) с помощью зеркального, электрического, бинокулярного налобного и безрефлексного офтальмоскопов

**

***

– офтальмохромоскопия

**

***

– биомикроскопия

**

***

– гониоскопия, определение глубины передней камеры и ширины радужно-роговичного угла ориентировочными способами (по Герику и Вургафту)

**

***

– тонометрия (аппланационная и импрессионная)

**

***

– тонография

*

**

– нагрузочные и разгрузочные пробы при диагностике глаукомы.

**

***

– определение толерантного давления и давления цели при глаукоме.

**

***

– диафаноскопия, ,

**

***

– аутоофтальмоскопия

**

***

– механофосфен

**

***

– алгезиметрия роговицы

**

***

– экзофтальмометрия

**

***

– ультразвуковые исследования

**

***

– электрофизиологические исследования

*

**

– фотострестест

**

***

– флюоресцентная ангиография

*

*

– реоофтальмография и доплерография

*

*
















Рентгенодиагностика в офтальмологии, методика локализации внутриглазных инородных тел

**

***




Освоение методик глазных физиотерапевтических процедур

**

***




Взятие мазка, посева и соскоба с конъюнктивы и роговицы. Исследование на Demodex

**

***














После окончания клинической ординатуры врач офтальмолог должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, быть широко эрудированным специалистом, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, владеть современными методами диагностики и лечения глазных заболеваний, в соответствии с достижениями современной офтальмологии, иметь навыки необходимые для практической деятельности в соответствии с характером работы и занимаемой должностью.
^

Врач, прошедший обучение в клинической ординатуре должен знать:


– вопросы общемедицинских дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач; со знанием общеврачебных навыков и манипуляций по смежным дисциплинам;

– современные представления об этиологии и патогенезе развития заболеваний;

основы диагностики глазных заболеваний;

– клинические проявления и клинико-лабораторные показатели заболевания, иммунологические изменения;

– современные методы терапии, офтальмохирургии, тактику ведения глазных больных;

– основы медицинской этики и деонтологии;

– иметь навыки работы с медицинской литературой.

^

СПЕЦИАЛИСТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:


-выполнять работу врача офтальмолога (вести прием больных, знать объем обследования);

Врач-выпускник по специальности "Офтальмология" должен уметь выполнять совокупность следующих видов деятельности через решение соответствующих им профессиональных и социально-профессиональных задач.

I. Организация, управление, планирование в системе оказания населению офтальмологической помощи.

I.I. Организовать работу офтальмологического отделения (кабинета):

- организовать рабочее место для приема пациентов с учетом эргономики, правил асептики и антисептики, профилактики СПИД;

- провести оснащение офтальмологического кабинета с учетом санитарно-гигиенических требований и комплектации средств для ургентной помощи;

- рассчитать количество медикаментов, инструментария, перевязочного материала и прочих средств для различных видов офтальмологической помощи;

- выписать требования на получение медикаментов и медицинских материалов;

- составить план лечебной работы и профилактических мероприятий;

- организовать прием больных;

- вести учетно-отчетную медицинскую документацию;

- определить степень трудоспособности и оформить временную нетрудоспособность;

- организовать офтальмологическую помощь в районе;

- организовать работу скорой и неотложной медицинской помощи при острых глазных заболеваниях и травмах;

- подготовить больных к операции и вести их в послеоперационном периоде;

- на практике применять знания по асептике и антисептике, методы обезболивания при офтальмологических операциях;

- оборудовать операционные, подобрать необходимый хирургический инструментарий, применяемый при различных операциях;

- организовать, провести и дать анализ эффективности диспансеризации населения;

- провести экспертизу временной и постоянной нетрудоспособности с оформлением необходимой документации;

- решать правовые вопросы деятельности врача офтальмолога на основе законодательства РФ об ответственности врача в профессиональной деятельности.

- организовать оказание медицинской помощи в очагах массового поражения (вспышки особо опасных инфекций, ухудшение радиационной обстановки, землетрясение и другие стихийные бедствия).

2. Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента (здорового и больного).

2.1. Производить расспрос пациента и его родственников.

2.2. Производить осмотр и физическое исследование пациента.

2.3. Составлять план лабораторно-инструментального исследования пациента.

2.4. Анализировать результаты лабораторно-инструментальных исследований.

2.5. Сделать вывод о состоянии здоровья пациента.

3. Диагностика, лечение, профилактика заболеваний и повреждений органа зрения, их осложнений.

4. Выполнять работу заведующего отделением.

Методы оценки знаний ординаторов


Непосредственное руководство подготовкой клинических ординаторов осуществляют доценты или ассистенты, которые несут ответственность за ход и качество подготовки.

Методическое руководство и контроль за подготовкой клинических ординаторов осуществляет заведующий кафедрой или доцент.

Каждый клинический ординатор работает по индивидуальному плану, составленному совместно с непосредственным руководителем на основании данной программы, с учетом базовых знаний и дальнейшей самостоятельной работы после окончания клинической ординатуры.

Не реже одного раза в квартал клинический ординатор на кафедральном совещании отчитывается о ходе выполнения своего индивидуального плана. В конце каждого года обучения составляет отчет о проделанной работе.

На клинического ординатора полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка академии. Продолжительность рабочего дня клинического ординатора такая же, как и врача ординатора клиники глазных болезней.

Контроль за качеством и своевременностью изучения литературы и клиническим формированием ординатора осуществляется на клинических обходах и разборах больных, которые проводятся профессором и доцентами, а также ассистентом, к которому прикреплен клинический ординатор.

Ежемесячно клинические ординаторы в соответствии с индивидуальным планом подготовки сдают зачеты по различным разделам офтальмологии заведующему кафедрой или доценту, ответственному за подготовку клинических ординаторов.

Проведение зачета проходит в два этапа: тестирование и собеседование. Освоение практических навыков контролируется при самостоятельном ведении больных.

Тестирование проводится по "Квалификационным тестам по офтальмологии", которые утверждены руководством МЗ МП РФ и центральной аттестационной комиссии МЗ МП РФ (1996).

За время обучения клинические ординаторы готовят рефераты по актуальным вопросам офтальмологии.
^

Темы рефератов для клинических ординаторов


  1. Миопическая болезнь. Этиология, патогенез, принципы консервативного и оперативного лечения.

  2. Контактная коррекция аметропии, афакии и пресбиопии.

  3. Содружественное косоглазие: этиология, клиника и принципы лечения.

  4. Паралитическое косоглазие, консервативное и оперативное лечение.

  5. Патология слезоотводящих путей. Этиология, диагностика, хирургическое лечение.

  6. Пластические операции в офтальмологии.

  7. Воспалительные операции орбиты.

  8. Герпетическая болезнь глаза.

  9. Язва роговицы

  10. Пересадка роговицы

  11. Экстракапсулярная экстракция катаракты. Интраокулярная коррекция афакии.

  12. Реклинация хрусталика.

  13. Ранняя диагностика глаукомы. Дифференциальная диагностика глаукомы и офтальмогипертензии.

  14. Медикаментозное лечение глаукомы.

  15. Осложнения хирургии глаукомы. Профилактика осложнений хирургии глаукомы.

  16. Причины недостаточного гипотензивного эффекта операции и послеоперационного снижения зрительных функций.

  17. Злокачественная глаукома.

  18. Вторичная глаукома: патогенез, клиника, лечение.

  19. Иридоцилиарные дистрофии.

  20. Стекловидное тело и его патология.

  21. Отслойка сетчатки: патогенез, клиника, современные методы лечения.

  22. Современное состояние витреоретинальной хирургии.

  23. Наследственные дистрофии области желтого пятна и периферии сетчатки.

  24. Возрастная макулодистрофия.

  25. Изменения органа зрения при общих заболеваниях (гипертоническая болезнь, диабете).

  26. Острое нарушение кровообращения в сосудах сетчатки. Диагностика. Неотложная помощь. Лечение.

  27. Топическая диагностика заболеваний периферического неврона зрительного пути.

  28. Топическая диагностика заболеваний центрального неврона зрительного пути.

  29. Проникающие ранения глаза. Клиника, диагностика, осложнения, лечение.

  30. Химические ожоги глаз (ожоговая болезнь), патогенез, клиника, лечение.

  31. Анестезия в офтальмологии.

  32. Рефлексотерапия в офтальмологии.

  33. Применение лазера в офтальмологии.

  34. Применение ультразвука в офтальмологии.

  35. Электрофизиологические методы исследования в офтальмологии.

  36. Флюоресцентная ангиография.

В конце каждого года обучения проводится аттестация, в конце обучения проводится экзамен, который состоит из тестирования и собеседования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности.- М.:,1993, 495 С.

  2. Аветисов Э.С. Близорукость –М.: Медицина, 1986. –239 с.

  3. Антелава Д.Н., Пивоваров Н.Н., Сафоян А.А. Первичная отслойка сетчатки Тбилиси,1986.

  4. Беляев В.С., Кравчинина В.В. Заболевание глаз в странах с жарким климатом. – М. –1989.

  5. Бойнинген Е. Атлас гониобиомикроскопии. М.,1965.

  6. Бржевский В.В., Сомов Е.Е. Роговично-конъюнктивальный ксероз (диагностика, клиника, лечение). –СПб: Издательство "САГА", 2002. –142 с.

  7. Бровкина А.Ф. Офтальмоонкология. –М.: Медицина. –2002. –424 с.

  8. Буратто Л. (Buratto Lucio) Хирургия катаракты. Переход от экстракапсулярной экстракции катаракты к факоэмульсификации. Fabiano Editore, 1999.

  9. Веселовский З.Ф. Катаракта. –Киев: Книга-плюс. –2002. –202 с.

  10. Водовозов А.М. Исследование дна глаза в трансформированном свете. –М.: Медицина, 1986. –250 с.

  11. Волков В.В., Горбань А.И., Джалиашвили О.А. Клиническая визо- и рефрактометрия. –Л.: Медицина. –1975. –216 с.

  12. Волков В.В., Горбань А.И., Джалиашвили О.А. Клиническое исследование глаз с помощью приборов. –Л.: Медицина. –1971. –328 с.

  13. Волков В.В., Сухинина Л.Б., Устинова Е.И. Преглаукома, глаукома, офтальмогипертензия

  14. Галкин В.П. Пособие по подбору очков М., 1960.

  15. Глазные болезни: Учебное пособие. –М.: Изд. центр "Федоров". –2002. –388 стр.

  16. Глазные болезни: Учебник/ Под ред. В.Г.Копаевой –М.: Медицина, 2002. –560 стр.

  17. Горбань А.И., Джалиашвили О.А. Микрохирургия глаза –Л.: Медицина. –1982

  18. Горбань А.И.,Джалиашвили О.А. Микрохирургия глаза: ошибки и осложнения. СПб,1993.

  19. Гундорова Р.А. Проникающие ранения и контузии глаз. –М., 1975.

  20. Гундорова Р.А., Малаев А.А., Южаков А.М. Травмы глаз. М.,1986

  21. Егоров Е.А., Муратова Н.В. Аллергические заболевания глаз (клиника и лечение): Справочное руководство. –М. –1998. –63 с.

  22. Живков Е., Денев В., Големинова Р. Глазные симптомы в общей диагностике. София, 1967.

  23. Журналы: "Вестник офтальмологии", "Офтальмологический журнал", "Офтальмохирургия"

  24. Золотарева М.М. Глазные болезни (пособие для практического врача-офтальмолога). Минск, 1961

  25. Каллахан А. Хирургия глазных болезней. М., 1963.

  26. (Кански) Kanski Jack J. Clinical Ophthalmology. –Oxford. –1999. –623 p.

  27. Каспаров А.А. Офтальмогерпес – М.: Медицина, 1994, 224 с., ил.

  28. Кацнельсон А.А., Форофонова Т.И., Бунин А.Я. Сосудистые заболевания глаз. –М.: Медицина. –1990. –272 с.

  29. Коровенков Р.И. Справочник по офтальмологической семиологии: Эпонимы. –СПб: Химиздат, 199. –480 с.

  30. Краснов М.Л. Элементы анатомии в клинической практике офтальмолога. М., 1952. -107 с.

  31. Краснов М.М. Микрохирургия глаукомы М., 1974.

  32. Руководство по глазной хирургии. /Под ред. Краснова М.Л., Беляева В.С. М.: Медицина. –1987. –624 с.

  33. Краснов М.М. Элементы анатомии в клинической практике офтальмолога

  34. Майчук Ю.Ф. Аллергические заболевания глаз –М.: Медицина. –1983.

  35. Майчук Ю.Ф. Вирусные заболевания глаз М., 1981.

  36. Майчук Ю.Ф. Паразитарные заболевания глаз. М.,1988.

  37. Многотомное руководство по глазным болезням. М., 1959-1963

  38. Морозов В.И., Яковлев А.А. Фармакотерапия глазных болезней: Справочник. –Изд. 3-е, перераб. и доп. –М.: Медицина, 1998. –336 с.

  39. Нестеров А.П. Первичная глаукома М., 1999.

  40. Новохатский А.С. Клиническая периметрия. М.,1973.

  41. Офтальмология: Учебник /Под ред. Е.И. Сидоренко. –М.: ГЕОТАР-МЕД, 2002. –408 с.: –(Серия "XXI")

  42. Офтальмофармакология /Егоров Е.А., Астахов Ю.С., Ставицкая Т.В. –М.: ГЕОТАР-МЕД. –2004. –464 с.

  43. Поляк Б.Л. Военно-полевая офтальмология

  44. Поляк Б.Л. Повреждения органа зрения. –Л.: Медицина. –1972. –416 с.

  45. Пучковская Н.А. Основы офтальмоэндокринологии. –М., 1977.

  46. Пучковская Н.А. Атлас глазных болезней. –М.: Медицина. –1981.

  47. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. М.,1971.

  48. Раднот М. Атлас глазных болезней. Том 1-2. –Будапешт. –1962-1963.

  49. Розенблюм Ю.З. Оптометрия. –М.: Медицина. –1989. –192 с.

  50. Сергиенко Н.М. Офтальмологическая оптика. –М.: Медицина. –1991. –144 с.

  51. Сомов Е.Е. Введение в клиническую офтальмологию. –СПб., ПМИ, 1991, 199 с.

  52. Сомов Е.Е. Клиническая анатомия органа зрения человека (издание второе, переработанное и дополненное). –СПб., изд. "Ольга", 1997. –С.144.

  53. Сомов Е.Е. Глазные болезни и травмы. –СПб: СПб мед. издательство. –2001. –236 стр.

  54. Сомов Е.Е., Бржеский П.Н. Слеза (физиология, методы исследования, клиника). –СПб: "Наука", 1994. –156 с.

  55. Терапевтическая офтальмология /Под ред. М.Л. Краснова, Н.Б. Шульпиной. М.: Медицина. –1985. –559 с.

  56. Трон Е.Ж. Глаз и нейрохирургическая патология. –Л.: Медицина. –1966. –492 с.

  57. Трон Е.Ж. Заболевания зрительного пути. –Л.:Медицина. –1968. –552 с.

  58. Федоров С.Н., Егорова Э.В. Ошибки и осложнения при имплантации искусственного хрусталика. М.,1992.

  59. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. –М.: Мир. –1990. –240 с.

  60. Ченцова О.Б. Туберкулез глаз. М., 1990.

  61. Шамшинова А.М., Волков В.В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. –М.: Медицина. –1998. –416 с.

  62. Шамшинова А.М. Наследственные и врожденные заболевания сетчатки и зрительного нерва. –М.: Медицина. –2002. –528 стр.

  63. Шепкалова В.М. Анатомия и гистология глаза. В кн.: Многотомное руководство по глазным болезням, М.,1962, т.1, кн.1, отд.2, ч.1, гл.Х-ХХ1, стр. 137-205.

  64. Шульпина Н.Б. Биомикроскопия глаза. –М.: Медицина. –1974. –264 с.

  65. Юстова Е.Н., Алексеева К.А., Волков В.В.,Росляков В.А., Сергеев В.П. Пороговые таблицы для исследования цветового зрения. М., 1993.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Цель и задачи обучения в клинической ординатуре по специальности «Офтальмология»(040112) Целью обучения

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности стоматология

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности стоматология

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической интернатуре по

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Учебная программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов в интернатуре по специальности

Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «оториноларингология» (очная и очно-заочная
Учебный план и программа подготовки клинических ординаторов по специальности «Оториноларингология»...
Учебный план и программа подготовки в ординатуре по специальности \"Офтальмология\" (040112) icon Типовой учебный план и программа подготовки иностранных клинических ординаторов по специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина