Цель и задачи обучения в клинической ординатуре
по специальности «Офтальмология»(040112)
Целью обучения в клинической ординатуре по специальности «Офтальмология»
является овладение профессиональными навыками, изучение основ этиологии и
патогенеза глазных заболеваний с учётом современных достижений медицины,
приобретение теоретических знаний и практических навыков, усвоение вопросов
организации офтальмологической помощи населению.
В процессе обучения необходимо обеспечить знание этиологии и патогенеза глазных болезней, изучить современные методы дифференциальной диагностики, лечения,
профилактики и реабилитации .Курс обучения охватывает весь объём теоретических
знаний и практических навыков, необходимых специалисту-офтальмологу для
успешного проведения самостоятельной лечебной и профилактической работы.
Обязательным элементом обучения является усвоение конкретных вопросов
врачебной этики и деонтологии ,медико-социальной экспертизы.
^ является подготовка высоко
квалифицированных офтальмологов ,владеющих всеми современными методами
исследования функций зрительного анализатора ,диагностикой , терапией,
профилактикой заболеваний и повреждений органа зрения ,способных
самостоятельно работать в глазном кабинете поликлиники или глазном стационаре,
а также руководить их работой.
Глазные болезни многообразны по своей клинической картине. Врачу офтальмологу
необходимы глубокие знания как по своей специальности, так и по смежным
дисциплинам, поэтому в курс изучения предмета включено:
-усвоение теоретических основ дисциплины с изучением современных достижений
медицины;
-овладение методами диагностики, дифференциальной диагностики, методами
лечения и принципами профилактики глазных заболеваний в соответствии с
достижениями современной офтальмологии и смежных специальностей;
-приобретение необходимых практических навыков для диагностики и лечения
глазных заболеваний;
-освоение знаний по ведению документации, необходимой для специалиста.
^
Длительность обучения в клинической ординатуре на основании приказа МЗ РФ
№23 от 17.02.93 «Об утверждении положения о клинической ординатуре»-2 года
(3456 часов).
^
Специалистов в клинической ординатуре по специальности
«Офтальмология»(040112)
Срок обучения:3456 часов:96 недель
-
№
п/п
|
Наименование разделов
|
Всего
|
Недели
|
1.
|
Профессиональная подготовка
|
3096
|
86
|
|
1.1
|
Клиническая подготовка врача офтальмолога
|
2736
|
76
|
|
«Специальность»:
|
2592
|
72
|
|
-подготовка по взрослой офтальмологии
|
2448
|
68
|
|
-подготовка по детской офтальмологии
|
288
|
8
|
|
|
|
|
|
В том числе подготовка по смежным специальностям:
|
144
|
4
|
|
1. Анестезиология и реанимация
|
36
|
1
|
|
2. Оториноларингология
|
36
|
1
|
|
3. Эндокринология
|
36
|
1
|
|
4. Профессиональные болезни
|
36
|
1
|
|
5. Онкология
|
36
|
1
|
1.2
|
Фундаментальная подготовка:
|
216
|
6
|
|
Медицинская информатика и статистика
|
72
|
2
|
|
Патологическая физиология
|
36
|
1
|
|
Микробиология
|
36
|
1
|
|
Клиническая фармакология
|
72
|
2
|
1.3
|
Общественное здоровье и здравоохранение
|
144
|
4
|
2.
|
Элективы
|
288
|
8
|
|
Итого:
|
3384
|
94
|
|
Экзамены:
|
72
|
2
|
|
Всего часов обучения:
|
3456
|
96
|
|
|
|
|
^
Специалистов в клинической ординатуре по специальности «Офтальмология»
(два года,3456)
|
Наименование курсов и разделов
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
Поликлиника
|
Самостоятельная работа
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
1.1 Подготовка по специальности «Офтальмология»(2592 часа)
|
1.
|
Клиническая анатомия и физиология органа зрения
|
4
|
16
|
21
|
|
109
|
150
|
2.
|
Функции глаза и методы их исследования
|
4
|
16
|
21
|
19
|
109
|
169
|
3.
|
Физиологическая оптика, рефракция и аккомодация
|
2
|
16
|
20
|
20
|
109
|
167
|
4.
|
Расстройство нервно-мышечного аппарата глаза
|
2
|
12
|
20
|
16
|
105
|
155
|
5.
|
Заболевания глазницы
|
3
|
13
|
19
|
16
|
107
|
158
|
6.
|
Заболевания век
|
3
|
12
|
21
|
18
|
107
|
161
|
7.
|
Заболевания конъюнктивы
|
3
|
12
|
19
|
20
|
105
|
159
|
8.
|
Заболевания слёзных органов и слезоотводящих путей
|
3
|
18
|
21
|
18
|
107
|
167
|
9.
|
Заболевания роговицы и склеры
|
3
|
12
|
20
|
21
|
107
|
163
|
10.
|
Заболевания сосудистой оболочки
|
1
|
13
|
20
|
21
|
105
|
160
|
11.
|
Патология хрусталика
|
1
|
16
|
19
|
20
|
107
|
163
|
12.
|
Патология стекловидного тела
|
2
|
12
|
22
|
16
|
105
|
157
|
13.
|
Заболевания сетчатки
|
2
|
16
|
23
|
23
|
107
|
171
|
14.
|
Заболевания зрит. Нервов, путей и центров
|
3
|
12
|
20
|
18
|
105
|
158
|
15.
|
Глаукома
|
3
|
16
|
20
|
21
|
109
|
169
|
16.
|
Травмы органа зрения
|
3
|
12
|
20
|
21
|
109
|
165
|
|
ИТОГО
|
42
|
224
|
326
|
288
|
1712
|
2592
|
|
|
Подготовка по смежным дисциплинам
|
30
|
44
|
70
|
|
|
144
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
|
1.
|
Основы анестезиологии
|
2
|
3
|
4
|
|
|
9
|
2.
|
Реанимация и интенсивная терапия при острых заболеваниях и при шоке различной этиологии
|
2
|
3
|
4
|
|
|
9
|
3.
|
Нарушение гомеостаза у больных
|
2
|
3
|
4
|
|
|
8
|
4.
|
Длительная инфузионная и парентеральная терапия
|
2
|
3
|
4
|
|
|
10
|
|
ИТОГО
|
8
|
12
|
16
|
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оториноларингология
|
1.
|
Клиническая анатомия и физиология ЛОР-органов
|
2
|
3
|
4
|
|
9
|
|
2.
|
Клиника и лечение болезней носа и придаточных пазух
|
2
|
3
|
4
|
|
9
|
|
3.
|
Ангины. Хронический тонзиллит. Воспалительные заболевания уха
|
2
|
3
|
4
|
|
8
|
|
4.
|
Скорая помощь при заболеваниях ЛОР- органов
|
2
|
3
|
4
|
|
10
|
|
|
ИТОГО
|
8
|
12
|
16
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эндокринология
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Сахарный диабет, этиология, клиника, осложнения.
Ведение больных.
|
2
|
2
|
8
|
|
|
12
|
2.
|
Заболевания щитовидной и паращитовидной желёз.
|
2
|
2
|
8
|
|
|
12
|
3.
|
Заболевания гипоталамо-гипофизарной системы.
|
2
|
2
|
8
|
|
|
12
|
|
ИТОГО
|
6
|
6
|
24
|
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Онкология
|
1.
|
Современные представления об этиологии и патогенезе онкологических заболеваний, классификация, виды опухолей.
|
2
|
2
|
8
|
|
|
12
|
2.
|
Современные методы диагностики онкологических заболеваний.
|
2
|
2
|
8
|
|
|
12
|
3.
|
Современные подходы к лечению онкологических заболеваний.
|
2
|
2
|
8
|
|
|
12
|
|
ИТОГО
|
6
|
6
|
24
|
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
|
1.
|
Основы профпатологии
|
2
|
6
|
4
|
|
|
12
|
2.
|
Действие профессиональных факторов: химические вещества, инсектициды
|
2
|
4
|
4
|
|
|
10
|
3.
|
Действие профессиональных факторов: лучевые воздействия и.т.д.
|
4
|
6
|
4
|
|
|
14
|
|
ИТОГО
|
8
|
16
|
12
|
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 Фундаментальная подготовка
|
48
|
72
|
72
|
|
24
|
216
|
|
^
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Основные принципы фармакокинетики и фармакодинамики
|
4
|
8
|
6
|
|
6
|
24
|
2.
|
Клиническая фармакология лекарств, применяемых при глазных заболеваниях
|
4
|
8
|
6
|
|
6
|
24
|
3
|
Клиническая фармакология химиотерапевтических средств. Иммунотропные средства. Гормоны. Антибиотики. Диуретики. Бетаблокаторы.
|
4
|
8
|
6
|
|
6
|
24
|
|
ИТОГО
|
12
|
24
|
18
|
|
18
|
72
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
|
1.
|
Современные альтернативные подходы по профилактике заболеваний.
Использование компьютерной томографии в диагностике состояний человека.
|
2
|
4
|
3
|
|
3
|
12
|
2.
|
Иммунодефицитные состояния. Современные проблемы иммунопатологии и иммунокоррекции.
|
2
|
4
|
3
|
|
3
|
12
|
3.
|
Физиология эмоций и эмоциональные расстройства. Современные представления о психосоматической патологии
|
2
|
4
|
3
|
|
3
|
12
|
|
ИТОГО
|
6
|
12
|
9
|
|
9
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Микробиология
|
1.
|
Основы клинической микробиологии
|
2
|
4
|
3
|
|
3
|
12
|
2
|
Роль микроорганизмов в патологии глаз
|
2
|
4
|
3
|
|
3
|
12
|
3.
|
Современные микробиологические методы диагностики
|
2
|
4
|
3
|
|
3
|
12
|
|
ИТОГО
|
6
|
12
|
9
|
|
9
|
36
|
|