Задания для самостоятельной работы студентов 6 курса лечебного
факультета по дисциплине инфекционные болезни.
Тема «Критерии диагностики, тактика врача при неотложных состояниях в клинике инфекционных болезней».
I. Вопросы для самоконтроля.
1. Шок. Определение, классификация.
2. Патогенез разных видов шока (дегидратационного, инфекционно-токсического, анафилактического), печеночно-клеточной недостаточности.
3. Клинические и лабораторные данные при разных видах шока.
II. Целевые задачи
Студент должен знать:
1. Основные нозологические формы, при которых развивается дегидратационный шок.
2. Патогенез дегидратационного шока.
3. Клинические проявления дегидратационного шока. Степени обезвоживания.
4. Патогенез инфекционно-токсического шока.
5. Клинические проявления и стадии инфекционно-токсического шока.
6. Анафилактический шок. Патогенез.
7. Клинические проявления анафилактического шока.
8. Принципы и методы патогенетической терапии различных видов шока.
|
Основная литература, рекомендованная федеральной программой:
1. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник.-4-е изд., перераб. И доп.- М.:Медицина. 1995.- 656 с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. 3-е изд., перераб. и доп.- М., Медицина, 2007.- 1024с. (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).
3. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник.- 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР – Мед, 2004.- 816 с.
Дополнительная литература.
1. Лобзин Ю.В. (ред.) Руководство по инфекционным болезням (Руководство для врачей).- С-Пб., 2000.
2. Лобзин Ю.В. (ред.) Клинико-лабораторная диагностика инфекционных болезней.- С-Пб., 2001.
|
Студент должен уметь:
1. собрать анамнез заболевания и эпидемиологический анамнез;
2. выявить диагностические признаки
и установить наличие неотложных состояний.
3. интерпретировать данные лабораторных исследований.
4. Составить план лечебных мероприятий при различных шоковых состояниях
|
1. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней.
2. Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.М.
Практика инфекциониста. Минск. 1994.
|
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
1. Шок –
2. Инфекционно-токсический шок –
3. Опищите опорные клинические признаки ИТШ по степеням :
4. Принципы терапии ИТШ:
5. Перечислите принципы лечения отека головного мозга:
- коррекция нарушений витальных функций – дыхания и сердечно-сосудистой системы;
6. Дегидратационный шок -
7. Перечислите ЭКГ-признаки гиперкалиемии:
8. Заполните таблицу. Клинико-патогенетическая характеристика основных видов шока
Основные показатели
|
ИТШ
|
Гиповолемический шок
|
Анафилактический шок
|
Ведущий патогенетический механизм
|
|
|
|
Основные клинические данные
|
|
|
|
АД
|
|
|
|
К-во эритроцитов
|
|
|
|
Показатели гематокрита
|
|
|
|
б/х крови
|
|
|
|
9. Анафилактический шок –
10. Принципы лечения анафилактического шока:
11. Перечислите этиологические факторы, которые могут привести к печеночной недостаточности.
12. Схематически изобразите развитие печеночной недостаточности.
13. Принципы лечения печеночной недостаточности.
14. Решите задачу.
Больная Н., 50 лет, по «скорой помощи» прибыла в инфекционный стационар. Заболела остро, среди ночи появился жидкий, водянистый стул, затем повторная рвота. Нарастала слабость, появилось сильное головокружение. Участковым врачом был поставлен диагноз «пищевая токсикоинфекция».
Больной промыт желудок. Состояние продолжало ухудшаться, участилась рвота, появилась рвота «фонтаном», без предшествующей тошноты. Стул водянистый, обильный в виде рисового отвара до 15-20 раз, появились судороги в икроножных мышцах, мышцах верхних конечностей.
При обследовании – голос сиплый, акроцианоз, черты лица заострены, кожные покровы холодные на ощупь, тургор снижен, температура тела 35° С, пульс – нитевидный, тахикардия. АД – 50/20 мм рт. ст. ЧДД – 40 в мин. Язык сухой. Икота. Тонические судороги всех групп мышц. Живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка – не пальпируются. Больная не мочится. Сознание сохранено.
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Какие сведения нужно выяснить из эпиданамнеза?
3. Дифференциальный диагноз.
4. План обследования.
5. План лечения, выпишите рецепты.
Тесты
Основные причины развития ГВШ (гиповолемического шока):
аллергия к лекарственным препаратам
кровопотеря и обезвоживание
инфицирование
внезапное повышение АД
увеличение уровня глюкозы в крови
Какой показатель является основным при лечении гиповолемического шока:
АД
психическое состояние
температура
центральное венозное давление
мочеотделение
Наиболее частая причина кровопотери:
кровотечение из легочных каверн
внематочная беременность
передозировка антикоагулянтов и тромболитических средств
желудочно-кишечное кровотечение
ничего из выше перечисленных
Заболевание, которое наиболее часто осложняется отеком головного мозга:
менингоэнцефалит
менингит
арахноидит
абцесс головного мозга
все выше перечисленные
При каком из перечисленных заболевании может развиться ИТШ:
бруцеллез
Ку-лихорадка
менингококкцемия
катар дыхательных путей
эшерихиоз
Какой из иммуноглобулинов имеет ведущее значение в патогенезе развития анафилактического шока:
Ig A
Ig M
Ig G
Ig E
Ig D
Тромбогеморрагический синдром при ИТШ обусловлен:
повышением активностью калликреиновой системы
фибринолизом
повреждением органов и тканей, связанное с гипоперфузией
превышением проницаемости капилляров
всеми выше перечисленными
Каков порядок проведения неотложных мероприятий при лекарственном анафилактическом шоке
1.Обколоть место введения лекарственного препарата 0,1% р-ром
адреналин. 2.Наложить жгут. 3.Прекратить поступление аллергена.
4.Вести борьбу с асфиксией. 5.Провести профилактическую работу
по предупреждению осложнений.
1,2,3,4,5
5,2,1,4,3
2,4,5,1,3
3,2,1,4,5
5,4,3,2,1
Ответы
Б
Г
Г
А
В
Г
Д
Г
|