|
Скачать 188.28 Kb.
|
![]() Составители: О.А.Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент; В.Г.Объедков, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук Рецензенты: Кафедра психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; С.А.Игумнов, директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от 14.09.2009 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от 28.10.2009 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 03.12.2009 г.) Пояснительная записка Психиатрия, психогигиена и наркология – учебная дисциплина, включающая в себя теоретические и прикладные вопросы профилактики, психогигиены, диагностики, коррекции и социальной реабилитации лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами. Типовая учебная программа «Психиатрия, психогигиена и наркология» подготовлена в соответствии с нормативными документами:
Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по систематике, эпидемиологии и этиологии психических и поведенческих расстройств, а так же новые эпидемиологические данные о распространенности психических и поведенческих расстройств и методах доказательной медицины. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Психиатрия, психогигиена и наркология» - подготовка врача, владеющего современными знаниями в области психогигиены и психопрофилактики психических и поведенческих расстройств, а также знаниями в области реабилитации такого контингента пациентов. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами получения и осмысления знаний об основных психопатологических синдромах, правовых и этических аспектах работы психиатрической службы, диагностических критериях психических и поведенческих расстройств, понимание основных принципов и методов психогигиены, психопрофилактики и ребилитации, владение методами дестигматизирующего взаимодействия с пациентами и их родственниками. Задачей преподавания дисциплины является также формирование социально-личностных качеств - обучаемости, организованности, самостоятельности, ответственности, самоконтроля и планирования деятельности, потребности в реализации своего личностного потенциала, надежности, чувства долга, ориентации на ценности, терпимости, гуманности и общей культуры. Требования к профессиональной компетенции студентов включают: формирование деловых качеств врача, развитие способностей к осуществлению профессиональных функций не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях, освоение современных методов психогигиены и психопрофилактики, реабилитации, научную организацию труда. Специфика подготовки врачей по данной специальности определяет необходимость целенаправленного изучения студентами вопросов психогигиены, профилактики психических и поведенческих расстройств, обусловленных стрессом. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Психиатрия, психогигиена и наркология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Строение головного мозга, структура проводящих путей головного мозга. Биологическая химия. Представления о нейромедиаторных системах мозга. ^ Динамическая локализация высших психических функций. Гистология, цитология, эмбриология. Строение нейрона. Этапы эмбриогенеза. Медицинская биология и общая генетика. Составление и анализ родословных. Вклад генетических факторов в болезни человека. ^ Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и способы его предупреждения. Охрана окружающей среды. Человек и биосфера. Валеология — наука о здоровье человека. Рациональный образ жизни, избавление от вредных привычек, активный образ жизни, полноценное и физиологически сбалансированное питание. Структура учебной программы дисциплины включает девять разделов, соответствующих историческому обзору, концептуальному и терминологическому словарю, общим и частным вопросам. ^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. На практических занятиях студенты проводят анализ психопатологической структуры психических и поведенческих расстройств, обучаются методикам психодиагностики, приемам клинического интервьюирования, представляя полученные данные в виде дневниковых записей в картах наблюдения больного, учатся формулировать выводы. Практическую подготовку рекомендуется сопровождать решением ситуационных задач. Студентов знакомят с приемами и особенностями работы в психиатрической больнице, безопасными условиями труда, международными требованиями и этическими нормами при проведении клинического интервью. Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе проведения практических занятий. Для изучения дисциплины предусмотрено 96 часов, из них 65 часов аудиторных занятий, в т.ч. 20 часов – лекций и 45 часов практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета (6 семестр). ^
Содержание учебного материала 1. История, предмет и задачи психиатрии, методы исследования. Организационная структура психиатрической помощи в Республике Беларусь. Законодательная база оказания психиатрической помощи Определение «Психиатрии, психогигиены и наркологии» как области знаний и врачебной практики. Психогигиена и психопрофилактика. Понятие первичной, вторичной и третичной психопрофилактики. Вопросы психопрофилактики детского и подросткового возраста. Повышение риска психических расстройств в позднем возрасте. Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний, расстройств и декомпенсаций психического здоровья. Санитарно-просветительская работа врача в яслях, школах, интернатах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях. Взаимосвязь «Психиатрии, психогигиены и наркологии» с близкими и смежными ей дисциплинами: медицинской психологией, нейроанатомией, нейропсихологией и психофизиологией, молекулярной биологией. Основные теоретические направления в психиатрии. Нозологическое, феноменологическое («синдромологическое»), эклектическое («прагматическое», «атеоретическое»), психоаналитическое, антипсихиатрическое. Донаучный период, греко-римский, средневековый, эпоха Возрождения. Этапы развития психиатрии в России (монастырский, приказной, земский, советский). Развитие психиатрии в Беларуси. Описание А.Альцгеймером случая старческой деменции в 1906 году. Научный труд Э.Блейлера «Ранняя деменция или группа шизофрений» (1911). Создание Э.Крепелиным в 1915 году научно-исследовательского института в Мюнхене. Принятие Белорусской психиатрической ассоциации в члены Всемирной психиатрической ассоциации в 1996 г. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1999г.). Место учебной дисциплины «Психиатрии, психогигиены и наркологии» в структуре медицинского образования. Взаимосвязь клинической психиатрии с различными направлениями медицинской психологии, нейробиологическими науками, философией и правом. Методы исследования, применяемые в области «Психиатрии, психогигиены и наркологии». Стационарная и амбулаторная психиатрическая помощь, неотложная психиатрическая помощь и телефон доверия. Учреждения реабилитации и социального обеспечения. Учреждения судебно-психиатрической экспертизы. Критерии вменяемости и невменяемости. Порядок направления на судебно-психиатрическую экспертизу и ее производство. Принудительные меры безопасности и лечения. Проблема симуляции. Критерии дееспособности и недееспособности. Порядок наложения опеки. Учреждения МРЭК. Временная и стойкая нетрудоспособность. Клинические критерии определения групп инвалидности. Порядок направления на МРЭК. Использование остаточной трудоспособности. Правила освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение. Правовые аспекты действия врача медико-профилактического профиля при развитии острых психотических расстройств. Правовые акты Республики Беларусь по оказанию психиатрической помощи. Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» о правилах психиатрического освидетельствования, принудительной госпитализации, сохранении врачебной тайны, правилах осмотра психиатрами больных в общесоматических отделениях, правилах диспансерного учета. Права психически больных. Закон Республики Беларусь «О Здравоохранении» в части, касающейся оказания психиатрической помощи. Нормативные документы Министерства обороны и Министерства здравоохранения Республики Беларусь о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в вооруженных силах Республики Беларусь, об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, связанных с военной службой. ^ Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика». Психогигиена как научная отрасль гигиены. Основные задачи и методы психогигиены и психопрфилактики. Разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена быта, психогигиена семейной жизни, психогигиена трудовой деятельности и обучения. Основные условия воспитания (развитие и тренировка процессов торможения, воспитание эмоций, обучение преодолению трудностей). Психопрофилактика (индивидуальная и социальная), (первичная, вторичная и третичная). Научная организация труда. ^ 3.1. Эпидемиология психических и поведенческих расстройств. Причины, течение и исходы психических расстройств. Клиническая эпидемиология. Принципы классификации. Структура МКБ-10 Распространенность психических и поведенческих расстройств. Эпидемиологические свойства психических заболеваний. Представления о наиболее и наименее распространенных психических расстройствах. Стоимость общественных затрат в связи с болезненностью и заболеваемостью психическими расстройствами. Роль биологических факторов при психических расстройствах. Роль психологических и социальных факторов в психопатологии. Значение культуральных, этнических, религиозных и демографических аспектов в психической патологии. ^ Расстройства ощущений: анестезия, гипо-, гиперестезия, парестезии, сенестопатии. Их встречаемость при соматических и психических заболеваниях. Расстройства восприятия: иллюзии, истинные галлюцинации, псевдогаллюцинации. Психосенсорные расстройства. ^ Расстройства мышления по темпу. Ускорение и замедление мышления. Расстройства мышления по стройности. Разорванное мышление. Расстройства мышления по целенаправленности. Ментизмы. Обстоятельность. Резонерство. Аутизм. Формальное и паралогичное мышление. Расстройства мышления по продуктивности. Нарушения ассоциативных процессов. Бред чувственный и интерпретативный. Содержание бредовых идей. Синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. Синдром Кандинского-Клерамбо. Определение критерия социальной опасности больных с бредовыми идеями и синдромом психического автоматизма. Сверхценные идеи. Навязчивые идеи. Расстройства речи. Афазия, алалия, дизартрия, смазанная, разорванная речь, заикание, мутизм, эхолалия. ^ Расстройства эмоций. Депрессивный и маниакальный синдромы. Состояния раздражительной слабости, эмоциональной лабильности, апатии, слабодушия, тревога и страхи, эйфория, неадекватность, амбивалентность. Навязчивые страхи (фобии). Расстройства инстинктов и влечений, двигательно-волевые нарушения. Нарушения волевых функций: гипербулия, абулия, парабулии. Кататонический синдром и его разновидности. Навязчивые движения и влечения. Психомоторное возбуждение (маниакальное, кататоническое, эпилептиформное). Нарушения инстинктов: самосохранения, пищевого, полового. Патологические влечения: пиромания, дромомания, клептомания. Расстройства внимания. Гиперпрозексия. Апрозексия. Затруднение переключения внимания. ^ Расстройства памяти. Гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Корсаковский синдром. Особенности расстройств памяти при различных заболеваниях. Расстройства интеллекта. Врожденная и рано приобретенная умственная отсталость, приобретенное слабоумие (деменция). Определение степени умственной отсталости. Виды деменции и ее особенности при разных заболеваниях. Нарушения сознания. Критерии определения нарушенного сознания. Синдром оглушенного сознания: обнубиляция, сомноленция, сопор, кома. Делирий, онейроид, аменция. Сумеречное нарушение сознания: транс, фуга, сомнамбулизм, сумеречные нарушения сознания с другими психическими расстройствами (галлюцинациями, бредом, автоматизмами). ^ Эпидемиология. Принципы систематики и классификация. Этиология и патогенез. Влияние средовых и социальных факторов на возникновение шизофрении, психогигиенические аспекты проблемы психозов. Формы шизофрении. Роль генетических, инфекционных, акушерско-гинекологических, социальных, экологических факторов в этиологии шизофрении. Профилактика дизонтогенетического развития. Представления о типах биологической реактивности и уязвимости к эндогенным психозам. Профилактика обострений при шизофрении и близким к ней психическим расстройствам. Типы течения: непрерывно-прогредиентный, приступообразно-прогредиентный, периодический. Прогноз. Шизотипический диатез. Шизотипическое расстройство. Психопрофилактика инвалидности при шизофрении. Прогностические признаки исходов при шизофрении. ^ Эпидемиология, классификация, этиопатогенез расстройств настроения. Суицидальный риск. Профилактика суицидального кризиса. Оценка суицидального риска и кризисное вмешательство. Профилактика суицидального поведения. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис. Разновидности суицидального поведения. Типология суицидентов по Э.Шнейдману: «искатели смерти», «инициаторы смерти», «отрицатели смерти», «игроки со смертью». Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением. Диагностика суицидальных намерений, определение степени суицидального риска. Психогигиена и психопрофилактика расстройств настроения. Маниакальный и депрессивный синдромы. Биполярное аффективное расстройство. Рекуррентное депрессивное расстройство. Хронические аффективные расстройства. Профилактика депрессии. Когнитивный диссонанс. Иррациональные когниции. Маниакальный эпизод. Биполярное аффективное расстройство. Депрессивный эпизод. Реккурентное депрессивное расстройство. Депрессии позднего возраста. Депрессии, связанные с репродуктивным циклом у женщин. Нарушения адаптации в связи со стрессом. Профилактика негативных последствий стресса. Психопрофилактика: аутотренинг, здоровый образ жизни, научная организация труда. Послеродовая депрессия. Сезонное аффективное расстройство. Дистимия. Профилактика сезонной депрессии. 6. Психогигиена и психопрофилактика старческого слабоумия (деменции позднего возраста). Технологии ухода за пациентами со старческим слабоумием. Органические психические расстройства и умственная отсталость Деменция. Деменция при болезни Альцгеймера. Сосудистая деменция. Эпидемиологическая структура деменций и ее связь с популяционными процессами. Роль рационального питания в профилактике деменции. Борьба с курением. Формы активного образа жизни как профилактика и психогигиена старческого слабоумия. Тренинг когнитивных функций. Псевдодеменция. Технологии ухода за дементными пациентами. Органический амнестический синдром. Делирий (органический). Галлюциноз (органический), легкое когнитивное расстройство, органическое тревожное расстройство, бредовое (шизофреноподобное) расстройство, органическое аффективное расстройство при черепно-мозговой травме, первичноатрофических, сосудистых, эндокринных, инфекционных, системных заболеваниях. Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга. Психогигиена и психопрофилактика. Умственная отсталость в связи с наследственными факторами (истинная микроцефалия, энзимопатические формы с нарушением белкового, углеводного, липидного и других видов обмена - фенилкетонурия, галактоземия, синдром Марфана и др.), обусловленные хромосомными аберациями (болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера и др.), вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические агенты и др.). Психогигиена и психопрофилактика. Умственная отсталость в связи с внутриутробным поражением зародыша и плода (эмбрио- и фетопатии), вирусной инфекцией, врожденным сифилисом, токсоплазмозом и другими инфекциями. Профилактика умственной отсталости в связи с вредными факторами перинатального периода и первых 3-х лет жизни: конфликтом по резус-фактору, асфиксией и родовой травмой, тяжелыми инфекциями и черепно-мозговой травмой в раннем детстве. ^ Мероприятия по предотвращению пьянства и алкоголизма. Психогигиена и психопрфилактика потребления ПАВ. История потребления ПАВ. Эпидемиология алкоголизма и наркоманий. Биопсихосоциальные механизмы формирования зависимостей. Большой наркоманический синдром. Классификация и механизм действия ПАВ. Определение понятия «психоактивное вещество». Подразделение психоактивных веществ по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления. Клинические особенности состояния острой интоксикации психоактивными веществами. Стадии интоксикации. Клиника и экспертиза алкогольного опьянения. Клиника и экспертиза опьянения опиатми. Клиника и экспертиза опьянения снотворными и седативными средствами. Клиника и экспертиза опьянения стимуляторами. Клиника и экспертиза опьянения каннабиоидами. Потребление психоактивных веществ с вредными последствиями. Синдром зависимости от ПАВ. ^ Методы антистрессового воздействия. Методы организации труда и отдыха. Методы медитации. Поведенческие методы. Когнитивные методы. Методы профилактики приступов паники. Методы профилактики простых и социальных фобий. Копинг - стратегии. Краткосрочные методы психотерапии. Механизмы неврозогенеза. Невротические и связанные со стрессом расстройства: клиническая феноменология, систематика и классификация. Фазоспецифические этапы развития и их значение в неврозогенезе. Нарушения Я-концепции в неврозогенезе. Особенности локус-контроля при неврозах. Значение познавательной деятельности в неврозогенезе в рамках антиципационной концепции. Этапность формирования невротических синдромов. Механизмы прерывания контакта в процессе неврозогенеза. Медико-психологические особенности семейного функционирования при неврозах. Клинические аспекты неврозогенеза. Тревожные и фобические расстройства. Непатологическая и патологическая тревога. Паническое расстройство с агарофобией и без нее. Генерализованное тревожное асстройство. Социальные фобии. Изолированные (простые) фобии. Адаптационное расстройство с тревожным настроением. Феномен опережающей тревоги. Динамика тревожных и тревожно-фобических расстройств. Обсессивно-компульсивные расстройства. Структура и динамика ананкастического синдрома. Обсессии, компульсии, навязчивые фобии. Соматоформные расстройства. Психологические механизмы соматизации психологических проблем. Феномен «бегства в болезнь». ^ Профилактика нарушений сна. Психогигиенические аспекты сексуальной жизни. Психогигиена и психопрофилактика в послеродовом периоде. Расстройства приема пищи. Нервная анорексия и булимия. Расстройства сна неорганической природы. Ночные кошмары и ночные ужасы. Половая дисфункция неорганической природы. Психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом. Литература Основная:
Дополнительная:
![]() |