|
Скачать 233.23 Kb.
|
![]() СоставителИ: В.И.Аверин, заведующий кафедрой детской хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; В.М.Черевко, доцент кафедры детской хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; А.А.Свирский, доцент кафедры детской хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук Рецензенты: Кафедра детской хирургии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»; В.В.Троян, заведующий кафедрой детской хирургии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, доцент ^ Кафедрой детской хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 12 от 15.03.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011г.); Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 27.05.2011г.) ^ Детская хирургия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания по разделам детской хирургии и частной хирургической патологии. Полученные знания позволят студентам ориентироваться в основной хирургической патологии детского возраста, развить клиническое мышление, приобрести хирургические и общемедицинские навыки, усовершенствовать этические и деонтологические аспекты профессии врача. Типовая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания дисциплины «Детская хирургия» состоит в формировании знаний, которые позволят овладеть основными принципами диагностики и лечения хирургических заболеваний у детей. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами знаний о принципах диагностики и лечения, профилактики хирургических заболеваний, основу которых составляют следующие разделы детской хирургии:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Детская хирургия» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Знание латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума терминологии на латинском языке. Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в хирургии. ^ Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей и возрастные особенности организма. Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез. Эмбриология пищевода, кишечника, лёгких. ^ Основные физиологические функции органов и систем человеческого организма и их особенности у детей. Фармакология. Основные принципы действия лекарственных веществ, показания и противопоказания. Антибактериальные и противопаразитарные лекарственные средства. ^ Воспаление: понятие и биологическая сущность. Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы: вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. ^ Бактериологические и иммунологические методы диагностики хирургических инфекций. Микробиологические основы химиотерапии и антисептики. ^ и оперативная хирургия. Хирургический инструментарий. Техника выполнения наиболее распространенных оперативных вмешательств у детей. ^ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Практические занятия проводятся на клинических базах университета. Необходимым условием организации практических занятий является ознакомление студентов с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, правилами внутреннего трудового распорядка, техникой безопасности. Следует предусмотреть работу студентов под руководством преподавателя в палатах, диагностических кабинетах, перевязочной, процедурной и операционной. Самостоятельная работа студентов организуется во время внеаудиторной подготовки. Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:
Контроль знаний студентов рекомендуется осуществлять путем опроса, бесед, тестирования и решения ситуационных задач. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
^
СОДЕРЖАНИЕ учебного материала ^ История развития детской хирургии. Развитие детской хирургии в Беларуси. Деонтология. Методы обследования детей при хирургической патологии. Основные методы обследования: субъективный (жалобы, анамнез заболевания и жизни), объективный (осмотр, пальпация, аускультация, перкуссия). Особенность хирургического объективного обследования. Цель и задачи основных методов обследования, причины ошибок при оценке результатов. Общее представление о современных методах диагностики хирургических заболеваний. Инвазивные и неинвазивные методы диагностики. ^ Актуальность. Этиология и патогенез. Классификация острого аппендицита. Клиническая картина. Оценка состояния пациента. Субъективные и объективные данные. Местные симптомы. Клиническая и лабораторно-инструментальная диагностика. Диагностические ультразвуковые критерии острого аппендицита. Длительность заболевания как критерий адекватности диагностической программы «Острый аппендицит». Современные методы лечения острого аппендицита у детей. Осложнения острого аппендицита до операции и в послеоперационном периоде. ^ Особенности острого аппендицита у детей до 3-х лет (анатомо-физиологические, воспалительных реакций, местных проявлений, клинического течения). Клиническая картина. Особенности методов обследования, диагностики и выявления локальных признаков. Ультразвуковая картина острого аппендицита у детей. Обоснование необходимости предоперационной подготовки. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения для снижения осложнений и летальности при остром аппендиците. ^ Актуальность (частота, осложнения, сложности диагностики). Варианты анатомической локализации червеобразного отростка. Клиническая картина и течение при ретроцекальном, ретроперитонеальном, тазовом, медиальном, подпеченочном, левостороннем расположении червеобразного отростка. Семиотика. Клиническая и инструментальная диагностика. ^ Группы заболеваний (гастроэнтерологические, органов дыхания, урологические, детские и общие инфекционные, половых органов у мальчиков и девочек, системные, заболевания крови, экстренные хирургические), требующих диагностики с острым аппендицитом у детей. Дифференциальная диагностика аппендицита с пневмонией, инфекцией мочевыделительных путей, острыми респираторно-вирусными инфекциями, мезаденитом, острой патологией органов малого таза у девочек, другими ургентными заболеваниями органов брюшной полости. ^ Аппендикулярный инфильтрат. Клинические проявления, дифференциальная диагностика. Тактика хирургического лечения у детей разного возраста. Причины перитонитов у детей, классификация, патогенез, стадии перитонита, клиническая картина в зависимости от стадии заболевания. Аппендикулярный перитонит: лечебная программа предоперационной подготовки, критерии ее эффективности. Принципы оперативных вмешательств. Малоинвазивные операции. Послеоперационное лечение, объективные признаки его эффективности. Ранние послеоперационные осложнения, классификация, диагностика, методы коррекции. ^ Определение, классификация по происхождению, патогенезу, анатомической локализации, клиническому течению. Динамическая (спастическая, паралитическая) кишечная непроходимость. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, лечение. Механическая кишечная непроходимость. Этиология, патогенез. Спаечная кишечная непроходимость у детей. Основные сведения о механизме образования спаек в брюшной полости. Классификация спаечной кишечной непроходимости. Клиника, диагностика и принципы лечения спаечной кишечной непроходимости у детей. Спаечная болезнь. Профилактика спаечного процесса в брюшной полости. ^ Определение понятия инвагинация кишечника, актуальность проблемы, заболеваемость в зависимости от возраста. Этиология, патогенез, классификация инвагинации кишечника у детей. Клиническая картина, диагностика и дифференциальная диагностика, осложнения инвагинации кишечника. Современные методы лечения (консервативного и оперативного) инвагинации кишечника у детей. Показания и противопоказания к различным методам лечения. Методика проведения консервативного расправления инвагинации кишечника под контролем эхоскопии. ^ Ущемленная грыжа. Виды и механизмы ущемлений у детей (эластическое, ретроградное, пристеночное). Клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения. Оперативное лечение по экстренным показаниям. Тактика при самопроизвольном и насильственном вправлении ущемленной грыжи. Ложное вправление. Принципы оперативных вмешательств. ^ Травма живота, классификация. Этиология, эпидемиология травм. Травма селезенки (клиническая картина, методы диагностики, врачебная тактика, способы лечения). Травма печени (клиническая картина, методы диагностики, врачебная тактика, методы лечения). Травма желудка, кишечника. Особенности клинических проявлений, методы диагностики, лечение. ^ Травма грудной клетки, классификация. Этиология. Клиническая картина повреждений лёгкого, сердца, пищевода, трахеи, бронхов, крупных сосудов, переломы рёбер. Виды пневмоторакса. Врачебная тактика в зависимости от вида травмы. Показания к пункции и дренированию плевральной полости. Способы дренирования плевральной полости. Медицинский инструментарий для плевральной пункции и дренирования. ^ ЖКТ). Кровотечения из ЖКТ, требующие хирургического лечения (причины). Клиническая картина в зависимости от уровня кровотечения, источника, объема и скорости кровопотери. Диагностика кровотечения. Клинико-лабораторные критерии и расчет объема кровопотери. Степени кровопотери. Лечение кровотечений. Показания к консервативному и оперативному лечению. ^ Определение. Элементы грыж передней брюшной стенки. Анатомические особенности. Классификация грыж по происхождению, локализации, течению. Этиология, патогенез, клиническая картина. Методы диагностики, лечение, профилактика. Принципы оперативных вмешательств, малоинвазивные операции. Противопоказания к хирургическому лечению. Диспансерное наблюдение. Организация медосмотров, выявление патологии, сроки оперативного лечения. 2.2. Мегаколон Классификация. Приобретенный мегаколон. Функциональный мегаколон. Частота, этиология и патогенез. Клинические проявления, методы диагностики, дифференциальная диагностика. Лечение. Диспансерное наблюдение. ^ Пороки развития толстой кишки. Классификация. Болезнь Гиршпрунга, этиология и патогенез. Клиническая картина (острая, подострая, хроническая формы). Методы диагностики: рентенологический, сфинктероманометрия, морфологический, гистохимический. Лечение: консервативное, оперативное (принципы оперативных вмешательств). Сроки оперативных вмешательств. Диспансерное наблюдение за пациентами с болезнью Гиршпрунга. ^ Характеристика и классификация доброкачественных опухолей у детей. Эмбриология. Гемангиомы, лимфангиомы, пигментные пятна, тератомы, атеромы – клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, методы лечения. Диспансерное наблюдение, сроки оперативных вмешательств. ^ Гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭР) у детей. Причины. Клинические проявления. Методы диагностики: исследование рH пищевода, рентгенологический (кимография пищевода, «водно-сифонная проба», «провокационная проба»), сфинктерометрия, электромиография, эндоскопия, гистологический. Осложнения ГЭР (пищевод, органы дыхания, сердечно-сосудистая система), классификация. Дифференциальная диагностика. Консервативное лечение. Показания к оперативному лечению. Принципы оперативных вмешательств. Малоинвазивные вмешательства. ^ Некротический фасциит - некротическая флегмона новорожденного (этиология, клинические проявления, диагностика, осложнения, лечение). Мастит (этиология, клиника, дифференциальная диагностика, осложнения, лечение). Омфалит (этиология, клиника, осложнения, методы лечения). Абсцессы мягких тканей (этиология, клиника, осложнения, лечение). Целюллит (этиология, клиника, осложнения, лечение). Паронихия (этиология, клиника, осложнения). Острый парапроктит (этиология, клиника, диагностика, осложнения). Инфицированные родовые повреждения (раны, кефелагематома, кальциноз), этиология, клиника, осложнения. Принципы местного и общего лечения гнойно-воспалительных заболеваний новорождённых и грудных детей. Эмпирическая и рациональная антибиотикотерапия. ^ Определение понятия. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиническая картина острого метафизарного и эпифизарного остеомиелита. Особенности современного течения заболевания. Осложнения. Методы диагностики. Дифференциальная диагностика. Методы лечения. Диспансерное наблюдение. Причины развития вторично-хронического гематогенного остеомиелита. Классификация, клиническая картина, осложнения, методы диагностики, дифференциальная диагностика, лечение. Первичнохронический гематогенный остеомиелит, формы (клиника, методы диагностики, дифференциальная диагностика, лечение). Диспансерное наблюдение. ^ Плевральные и легочные осложнения пневмонии (классификация, этиология, клиническая картина, диагностика, методы лечения). ^ Пороки развития пищевода. Атрезия пищевода (клиника, диагностика, лечение). Трахеопищеводный свищ (клиника, диагностика, лечение). Короткий пищевод (клиника, диагностика, лечение). Пороки развития желудка. Пилоростеноз (клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение). Мембрана желудка (клиника, диагностика, лечение). ^ Аномалии желточного и мочевого протока. Виды пороков, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. Омфалоцеле, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение в зависимости от размеров. Гастрошизис, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, транспортировка, лечение. ^ Диафрагмальные грыжи (классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, правила транспортировки, сроки оперативного лечения). ^ Высокая врожденная кишечная непроходимость. Анатомические варианты. Клиническая картина. Рентгенологическое обследование. Принципы хирургического лечения. Врожденная низкая кишечная непроходимость. Анатомические варианты. Клиническая картина. Рентгенологическое обследование. Принципы хирургического лечения. ^ Пороки аноректальной области. Классификация. Клиническая картина в зависимости от вида порока. Диагностика, дифференциальная диагностика. Сроки оперативных вмешательств и принципы хирургической коррекции пороков. Правила транспортировки новорожденных с пороками развития. ИНФОРМАЦИОННо-методическая ЧАСТЬ Литература Основная:
Дополнительная:
^ Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Примерный перечень лекций 1. Острый аппендицит, перитонит у детей. 2. Врожденные пороки развития пищевого канала и диафрагмы. 3. Гнойно-воспалительные заболевания у новорожденных и грудных детей. 4. Гематогенный остеомиелит у детей. 5. Кровотечения из желудочно-кишечного тракта у детей, хирургическое лечение. Примерный перечень практических занятий 1. Методы обследования детей при хирургической патологии. Острый аппендицит у детей старшего возраста. 2. Особенности острого аппендицита у детей до 3-х лет. Особенности острого аппендицита в зависимости от локализации червеобразного отростка. Дифференциальная диагностика аппендицита. 3. Аппендикулярный инфильтрат, перитонит у детей. 4. Приобретенная кишечная непроходимость (спаечная, динамическая). Инвагинация кишечника. Ущемлённые грыжи у детей. 5. Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных и грудных детей. 6. Гематогенный остеомиелит у детей. Бактериальная деструктивная пневмония у детей. 7. Пороки развития передней брюшной стенки, диафрагмы. Грыжи передней брюшной стенки. Гемангиомы, лимфангиомы, атеромы, тератомы. 8. Пороки развития пищевода и желудка. Гастроэзофагеальный рефлюкс. Врождённая непроходимость кишечника. 9. Пороки аноректальной области. Мегаколон. Болезнь Гиршпрунга. 10. Травмы органов брюшной полости. Травмы грудной клетки. Примерный перечень практических навыков
![]() |