|
Скачать 0.95 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ГОУ ВПО МГМСУ Росздрава) ![]() АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ СТУДЕНТА II КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» Москва 2008 Академический календарь студента II курса Лечебный факультет. М., МГМСУ. 2008, 87с Разработчики: профессор О.О. Янушевич академик РАМН, профессор Ющук Н.Д. профессор Маев И.В. профессор Ярыгин Н.В. член-корр. РАМН, профессор И.В. Ярема профессор А.И. Марченко профессор О.В. Зайратьянц профессор И.Ю. Малышев профессор С.В. Колобов доцент В.А. Еремеев доцент Фабрикант Е.Г. доцент Пустовалов Д.А. Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих технологий в медицинском университете». Данный академический календарь будет способствовать информированности студентов об особенностях их обучения в течение предстоящего учебного года. Он содержит фрагменты учебных программ по изучаемым дисциплинам, формы и ориентировочный график проведения текущего и итогового контролей теоретических знаний и практических умений, а также уровни изучаемых учебных дисциплин и приобретаемые при этом компетентности. В академическом календаре также имеется общая информация о деканате факультета и кафедрах, включая место их расположения, график работы и список контактных лиц. Мы надеемся, что данный календарь будет Вам полезен. © МГМСУ, 2008 Модернизация высшего образования в России и Болонские преобразования В настоящее время в России происходит модернизация высшего образования, в том числе и стоматологического. Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России. Некоторые направления начали активно развиваться в нашей высшей школе еще до подписания Болонской декларации. Так, в начале 90–х годов Россия предприняла шаги для введения системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях: бакалавриата и магистратуры. В 1994 году было утверждено введение в РФ системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров, наряду с традиционно готовящимися специалистами. Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.) была расширена автономия высших учебных заведений, которая позволила внедрить систему кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета единиц трудоемкости как эффективного средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. В 2002 году Министерство образования Российской Федерации начало крупный эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. Эксперимент проводится на добровольной основе и к маю 2003 года число вузов, использующих (полностью или частично) систему зачетных единиц, составило более тридцати. В том же году была разработана и направлена во все вузы России Методика расчета зачетных единиц для российских вузов. Эта Методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. В настоящее время Минобразования и науки России рассматривает вопрос о внедрении в перспективе нового Приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации. Для обеспечения высокого качества обучения начата работа по созданию сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Министерство образования и науки РФ прилагает усилия по разработке единых стандартов аккредитации учебного процесса в университетах Европейского Союза и высших учебных заведений России. Модернизация высшего профессионального образования в направлении Болонского процесса проходит быстрыми темпами. В целом, сегодня российская система высшего профессионального образования готова к включению в Болонский процесс. Российские медицинские вузы, предоставляющие возможность получения высшего профессионального образования, действуют в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В то же время, представляется вполне очевидной необходимость внесения ряда корректив в образовательный процесс нашего университета, которые сделают его более понятным для международных специалистов и сопоставимым по своим целям и содержанию учебных программ с зарубежными университетами. В этом случае мы получим равные с зарубежными коллегами права, а российские университеты будут еще более привлекательными для иностранных абитуриентов (сейчас в МГМСУ обучаются студенты из 47 стран мира). При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской декларации необходимо сохранить лучшие традиции российской медицинской школы. В рамках Болонской декларации поставлена задача по созданию Европейской системы образования. На текущий момент есть единое европейское образовательное пространство, однако полноценная система еще не существует, т.к. в странах Европы нет единой структуры высшего образования, единой системы оценки объема и качества знаний, умений и навыков, международных учебных программ и международно признаваемых дипломов. В настоящее время правовую основу европейского образовательного пространства составляет принятая Советом Европы и ЮНЕСКО в 1997 г. «Конвенция о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе». Эта конвенция подписана и ратифицирована Российской Федерации, поэтому в настоящее время перед нашей страной встает вопрос о разработке порядка признания отечественного документа об образовании. Этот порядок должен предусматривать способ определения академической и персональной квалификации. Болонская декларация предполагает сохранение национальной системы образования, которая, однако, должна быть сопоставима по своим целям и принципам с единой европейской образовательной системой. В качестве объединяющих принципов предусмотрены: двухуровневая система высшего образования, введения системы зачетных единиц (ECTS), обеспечение сопоставимого качества образования. В настоящее время только начался процесс поиска соответствия отечественной системы образования европейской, что предполагает подготовку бакалавров и магистров по ряду специальностей, разработку приложения к диплому в системе ECTS, системы контроля качества образования. Отечественная система высшего медицинского образования имеет давние традиции. Обучение трехуровневое: додипломный (базовый), послевузовский (интернатура, ординатура) и дополнительный (стажировка, усовершенствование, переподготовка). С учетом важных специфических особенностей высшего медицинского образования на сегодня нет разумных оснований к глобальному изменению общих принципов построения нашей национальной системы, тем более, что сфера медицинского образования не упоминается ни в одном из документов Болонского процесса. Различия между подходами к высшему образованию, определяемые Всемирным Фондом медицинского образования (ВФМО) и Болонской декларацией, касаются лишь отдельных вопросов структуры высшего медицинского образования, а рекомендации по подготовке специалистов по существу являются идентичными. Международные стандарты базового медицинского образования имеют конструктивные отличия от государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и неравнозначны отечественному понятию «основная образовательная профессиональная программа». Поэтому каждый вуз, стремящийся готовить квалифицированных и добросовестных врачей, обязан обеспечить освоение:
^ Декан факультета – член-корр. РАМН, профессор, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук Ярема Иван Васильевич. Штат деканата включает: декана, 4 заместителя декана, 2 методиста и 5 диспетчеров. Деканат располагается по адресу: 127473, Москва, ул. Делегатская, д.20\1, 1 этаж. Тел.\факс: 6844275 (дневное отделение), тел: 6845982 (вечернее отделение). ^ Понедельник – Четверг с 1000 до 1730 (зам. декана с 1500 до 1730) Пятница с 1000 до 1630 (зам. декана с 1500 до 1630) Лечебный факультет ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава предусматривает подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности 040100 «Лечебное дело», квалификация – врач. По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам «Лечебное дело» является врачебной специальностью широкого профиля, участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения и социальной помощи населению. Обучение на лечебном факультете по специальности «Лечебное дело» регламентировано государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и ведется на основании лицензии, выданной МЗ РФ. В состав факультета входит 32 кафедры в основном клинического профиля. Кроме того, подготовка студентов по специальности "Лечебное дело" проводится на кафедрах, общих для факультетов, входящих в состав ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава (межфакультетских кафедрах). Таким образом, подготовка врачей по специальности 040100 "Лечебное дело" проводится на 54 кафедрах. Наряду с общими гуманитарными, математическими, естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами важнейшее место в обучении врача по специальности «Лечебное дело» занимают клинические дисциплины. Итоговая государственная аттестация специалиста проходит в виде экзамена и состоит из трех этапов: 1. Федеральное тестирование (в письменной форме); 2. Сдача мануальных навыков (на муляжах, фантомах и у постели больного); 3. Собеседование (компьютерное визуализированное тестирование и решение междисциплинарных ситуационных задач). По основной образовательной программе 040100 "Лечебное дело" обучаются студенты дневного (6 лет) и вечернего (6,5 лет) отделений лечебного факультета и иностранные студенты. Преподавание на факультете осуществляется высококвалифицированными специалистами. В университете применяется рейтинговая система оценки знаний. Конкретный расчет баллов за отдельные контролируемые виды учебной работы разрабатывается каждой кафедрой индивидуально в соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе организации учебного процесса (см. приложение 1). Сотрудниками факультета осуществляется интенсивная научно-исследовательская работа по основным направлениям специальностей:
Факультет осуществляет активную международную деятельность, поддерживая научные контакты с учеными из США, стран Европы, а также сотрудничает с международными организациями ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ и различными международными фондами. На факультете активно функционирует студенческое научное общество, проводятся олимпиады и конференции. В рамках последипломного образования на факультете проводятся тематические усовершенствования для специалистов терапевтических и хирургических специальностей, а также акушерства и гинекологии. По всем организационным вопросам учебной деятельности студентам рекомендуется обращаться в деканат. ^ Кафедра анатомии Общие сведения о кафедре анатомии человека Заведующий кафедрой — член-корр. РАМН, профессор, д.м.н. Колесников Л.Л. Заведующий учебной частью — доцент, к.м.н. Макоев В.У. ^ : ул. Б. Жигуленкова, д.23, 1-2 этажи. Телефон: 365-29-11. Особенности организации учебного процесса. Для обеспечения учебного процесса используются: аудитории, биологические препараты и муляжи по всем разделам анатомии человека, костные препараты, банк рентгенологических снимков, учебные таблицы и планшеты. Имеется музей, консервационное отделение, где хранятся трупы и изолированные натуральные органы. Кроме того, имеются учебно-методические пособия и разработки, компьютерные тестовые программы для контроля знаний и самостоятельной работы, учебные видеофильмы. ^ Цель и задачи дисциплины. Для понимания физиологии и патологии, формирования клинического мышления, диагностирования и успешного лечения больных имеет большое значение умение руководствоваться функционально-анатомическим подходом, понимать причинно-следственные отношения на этапах фило- и онтогенеза в свете эволюционной теории. Важное прикладное значение приобретают особенности индивидуального развития, варианты строения органов, а также различные виды аномалий. Целью изучения анатомии человека является приобретенные каждым студентом глубоких знаний по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела в целом, составляющих его систем органов и тканей на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии, физиологии, биологии, с учетом требований клиники, практической медицины; умения использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей практической деятельности врача. Задачами изучения анатомии человека, как фундаментальной медицинской дисциплины являются:
Содержание разделов учебной программы 3 семестр Раздел 1. Сердце. Раздел 2. Ангиология, периферическая нервная система. Раздел 3. Лимфатическая система. Требования к уровню освоения дисциплины Студент должен знать и уметь использовать: Всю имеющуюся учебную литературу, методические пособия, компьютерные программы и видео фильмы по всем разделам анатомии человека. Студент должен уметь использовать: полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей практической деятельности врача. Студент должен приобрести углубленные, детальные знания, строение и функции органов человека и общие сведения, лишённых второстепенных данных по анатомии органов туловища и конечностей. ^ Обладание целостного представления о строении тела человека, о его системах органов и тканей — для обеспечения теоретического фундамента подготовки врача. Коммуникативность: Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания и представления об анатомии человека при общении с коллегами и пациентами. ^ Самостоятельной работы с учебной литературой, препаратами и простейшим инструментарием (скальпель, пинцет). ^ Об общих принципах структурно-функциональной организации тела человека, о строении его органов и систем. Формы промежуточного контроля
^ Экзамен проводится в 3 этапа: компьютерное тестирование, практические навыки, теоретические вопросы. Рекомендуемая литература
Кафедра биологической химии БИОХИМИЯ Общие сведения о кафедре биологической химии Заведующая кафедрой – профессор, д.м.н. Т.П. Вавилова Заведующая учебной частью – доцент, к.б.н. Ю.Г. Гаверова ^ : Москва, ул. Б.Жигуленкова, д.23, 4 этаж Телефон: 365-28-11, факс 365-05-36 Особенности организации учебного процесса. Студенты лечебного факультета проходят курс биохимии в течение третьего и четвертого семестров второго курса. На кафедре внедрены компьютерные технологии обучения, разработаны тестовые и ситуационные задачи, создан лабораторный практикум, ориентированный на клиническое применение данных биохимических анализов биологических жидкостей. На кафедре имеется аудитория для самоподготовки студентов, оборудованная компьютерной техникой, разработан ряд методических пособий, содержащих задачи и упражнения для самоподготовки студентов. ^ Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма, и умения применять полученные знания при изучении клинических дисциплин. Задачи:
Содержание разделов учебной программы 3 семестр ^ Раздел 2. Ферменты. Витамины. Раздел 3. Строение и функции углеводов и липидов. Раздел 4. Структура и функции биологических мембран. Раздел 5. Введение в обмен веществ. Питание. Пищеварение и всасывание. Раздел 6. Биологическое окисление. 4 семестр Раздел 7. Обмен углеводов. Раздел 8. Обмен липидов. Раздел 9. Обмен белков и аминокислот. Раздел 10. Обмен нуклеотидов. Раздел 11. Матричные биосинтезы. Раздел 12. Регуляция обмена веществ. Гормоны. Раздел 13. Биохимия крови и мочи. Требования к уровню освоения дисциплины Студент должен знать и уметь использовать:
^ Обладание представлениями о метаболических процессах, протекающих в организме человека, их регуляции и последствиях их нарушения. Коммуникативность: Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности, свободно и грамотно общаться с коллегами и пациентами, используя биохимическую терминологию. ^
Студент должен иметь представление:
^
^ Проводится в конце второго курса и включает компьютерное тестирование, собеседование по мануальным навыкам и собеседование по билетам, включающим ситуационную задачу и 4 вопроса к ней. Рекомендуемая литература
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии Общие сведения о кафедре гистологии Заведующий кафедрой-профессор, д.б.н. Ерофеева Л.М. Заведующий учебной частью – доцент, к.м.н. Лаврова Э.Н. ^ : ул.Делегатская, д.20/1, 2 этаж. Телефон: 681 – 07 – 73 Особенности организации учебного процесса. На кафедре проходят обучение студенты лечебного факультета (дневное отделение) в течение II и III семестров. Занятия ориентированы на самостоятельную работу студентов с микроскопической техникой и гистопрепаратами при консультативной и направляющей роли преподавателя. На кафедре внедрены современные компьютерные технологии, ситуационные задачи, тестовые задания с медицинской направленностью. ^ Цель и задачи дисциплины Цель: знание микроскопического строения и развития клеточных, тканевых и органных систем человека в неразрывной связи с функцией, обеспечивающее теоретический фундамент для подготовки врача, его морфофункциональное мышление. Задачи:
Содержание разделов учебной программы: 3 семестр Раздел 1. Частная гистология. Раздел 2. Эмбриология человека. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен знать и уметь использовать:
^ Владение гистологическими и эмбриологическими знаниями жизнедеятельности клеток, неклеточных структур и органов на микроскопическом уровне. Коомуникативность: Уметь использовать полученные гистологические, цитологические и эмбриологические знания при профессиональном общении с коллегами и пациентами. Студент должен иметь практические навыки:
^ О современных гистологических методах биопсийного и аутопсийного материала, цитохимии ферментов, сканирующей и трансмиссионной электронной микроскопии, авторадиографии, качественной и количественной морфометрии, эндоскопических и ультразвуковых методах, лазерной конфокальной микроскопии, компьютерных методах, автоматической обработки структур, иммуногистохимических методах с помощью меченых антител, идентификации специфических маркеров. ^
Форма итогового контроля – экзамен. Проводится в 3 этапа:
Время проведения – январь. Главенствующими являются вопросы по частной гистологии. Рекомендуемая литература:
Кафедра иностранных языков Общие сведения о кафедре иностранных языков Заведующий кафедрой – профессор Берзегова Л.Ю. заведующий учебной частью – доцент Филиппских Г.И. ^ Делегатская улица д.20/1, 3-й этаж. Телефон: 650-09-62; 684-51-53. Особенности организации учебного процесса. Студенты лечебного факультета проходят курс иностранного языка в течение первого и второго года обучения в университете (I-IV cеместры). Обучение осуществляется в соответствии с Рабочей Учебной Программой по дисциплине «Иностранный язык». ^ Цель и задачи изучения дисциплины Цель обучения иностранному языку в медицинском вузе - активное владение выпускниками иностранным языком как средством устной и письменной коммуникации в повседневной, профессиональной и социально-культурной областях. Эта цель является комплексной, включающей в себя, помимо практической (коммуникативной), образовательную и воспитательную цели. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Фонетика. Раздел 2. Грамматика. Раздел 3. Лексика. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать и уметь использовать:
^ Активное владение иностранным языком и общей медицинской лексикой на уровне, обеспечивающем осведомленность о достижениях мировой медицины. Коммуникативность: Обладать знаниями иностранного языка, позволяющими следить за достижениями мировой науки и общаться с зарубежными коллегами в повседневной профессиональной, культурной и социальной жизни. ^
^ следующий грамматический минимум: английский язык – заместители существительного one(s), that (those); парные союзы; сложное дополнение, сложное подлежащее – их структуры и способы перевода; инфинитив в простой и перфектной форме после модальных глаголов; условные предложения (нереальные условия); самостоятельный причастный оборот; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; немецкий язык – перфект, плюсквам перфект и футурум (актив и пассив); пассив состояния; инфинитивные обороты; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных предложений; распространенное определение; сложное глагольное сказуемое; императив; причастные обороты; «zu» с причастием I в роли определения; глаголы «scheinen, brauchen, pfleegen» с инфинитивом; простые и сложные формы конъюнктива; конъюнктив в косвенной речи; французский язык – сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных; условное наклонение; сослагательное наклонение; неличные формы глагола. |