|
Скачать 0.87 Mb.
|
МИнистерство образования и науки украны СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Специальная гистология сенсорных и регуляторных систем В двух частях часть II Учебное пособие Сумы Изд. СумГУ 2010 СОДЕРЖАНИЕ с.
![]() ^ Содержательный модуль 5 "Специальная гистология сенсорных и регуляторных систем" Тема занятия "Центральные органы кроветворения и иммунной защиты организма (красный костный мозг, тимус)" Актуальность темы. Знания структурно-функциональной организации органов кроветворения и иммунной защиты на микроскопическом и ультраструктурном уровнях являются базовыми для понимания тех патологических изменений гемопоэза и иммунного ответа организма, которые наблюдаются при различных заболеваниях данной системы. ^ 1. Анализировать морфофункциональные особенности центральных органов кроветворения и иммунной защиты. 2. Диагностировать микропрепараты и интерпретировать электронограммы. Конкретные цели. Знать: 1. Источники и ход эмбриогенеза центральных органов кроветворения. 2. Гистофункциональные характеристики изучаемых органов (красный костный мозг, тимус). 3. Основные отличия мозгового и коркового веществ тимуса. 4. Возрастную инволюцию тимуса. Исходный уровень знаний-умений. Знать: 1. Общий план строения и функции отдельных органов кроветворения и системы в целом (соответствующие разделы биологии по курсу средней школы). 2. Общие анатомические характеристики органов кроветворения и иммунной защиты (кафедра анатомии человека). После освоения необходимых базисных знаний переходите к изучению материала, который можно найти в следующих источниках информации: А. Основная литература: 1. Гистология /под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной – Москва: Медицина, 2002. – С. 424 – 436. 2. Гистология /под ред. В.Г.Елисеева, Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. – Москва: Медицина, 1983. – С. 345–355. 3. Атлас по гистологии и эмбриологии /под ред. И.В.Алмазова, Л.С.Сутулова. – М.: Медицина, 1978. 4. Гістологія, цитологія та ембріологія (атлас для самостійної роботи студентів) /за ред. Ю.Б.Чайковського, Л.М.Сокуренко. – Луцьк, 2006. 5. Методические разработки к практическим занятиям (в двух частях ). – Черновцы, 1985. Б. Дополнительная литература: 1. Гистология (введение в патологию) /под ред. Э.Г.Улумбекова, проф. Ю.А.Челышева. – М., 1997. – С. 539–541. 2. Гистология, цитология и эмбриология (атлас) /под ред. О.В.Волковой, Ю.К.Елецкого – Москва: Медицина, 1996. – С. 208–224. 3. Частная гистология человека /под ред. В.Л.Быкова. – СОТИС: Санкт-Петербург, 1997. – С. 23–28. В. Лекции по данной теме. Г. Содержание темы в графологических схемах, таблицах, рисунках. Теоретические вопросы 1. Общий план строения, функциональное значение и классификация органов кроветворения. 2. Структурные компоненты костного мозга и их функциональное значение. 3. Общий план строения и функциональное значение тимуса. 4. Микроскопическое и субмикроскопическое строение коркового вещества тимуса. Структурные компоненты гематотимусного барьера. 5. Морфофункциональные отличия мозгового вещества тимуса по сравнению с корковым. 6. Возрастная и акцидентальная инволюции тимуса. ^ на практическом занятии В начале занятия проводится проверка выполнения домашних заданий. Потом самостоятельно Вы должны выучить такие микропрепараты: срезы красного костного мозга, тимуса и мазок красного костного мозга. Эту работу выполняете согласно алгоритму изучения микропрепаратов. Во время самостоятельной работы Вы можете консультироваться с преподавателем касательно изучаемых препаратов. Занятие завершается анализом итогов самостоятельной работы каждого студента, который должен уметь описывать каждый микропрепарат. Конечный уровень теоретических знаний будет определяться путем стандартизированного тестового контроля. ^
Для закрепления теоретического материала выполните такие задания: 1. При микроскопии в строме кроветворного органа человека обнаружены мегакариоциты. Какой это кроветворный орган? 2. На препарате кроветворного органа можно увидеть гранулоциты на разных этапах развития. Какой это кроветворный орган? 3. На серии электронограмм видим, как форменные элементы крови, образующиеся в красном костном мозге, проходят сквозь стенки кровеносных капилляров и попадают в ток крови. К какому типу капилляров можно отнести сосуды красного костного мозга, которые пропускают зрелые форменные элементы крови? 4. Есть две микрофотографии тимуса. На первой – корковое вещество и границы коркового и мозгового веществ расплывчатые, на второй – корковое вещество четко отличается от мозгового. На какой из микрофотографий показан тимус во время его участия в защитных реакциях организма? 5. Красный костный мозг заполняет полости костей. Даны три вида трубчатых костей: детского возраста, 12-18 лет и человека старческого возраста. Как с возрастом меняются состояние и топография красного костного мозга? 6. У новорожденного животного удалили тимус. В результате этой операции у него резко снизилась способность к продуцированию антител. Обьяснить причину этого явления. Вопросы тестового контроля 1. Что не принадлежит к органам кроветворения и иммунной защиты? 2. Какие функции не характерны для органов кроветворения? 3. Где располагается ККМ? 4. В каких участках ККМ осуществляется тромбоцитопоэз? 5. Какая функция характерна для тимуса? 6. Какие клетки продуцируют тимозин? 7. Где расположен гематотимусный барьер? 8. Из какого источника формируется тимус? 9. Какие морфологические признаки не характерны для возрастной инволюции? 10. Какие признаки относятся к центральным органам кроветворения и иммунной защиты? 11. Какие процессы не происходят в красном костном мозге? 12. Где наиболее интенсивно происходят процессы кроветворения? 13. Дифференцирование каких клеток крови не завершается в ККМ? 14. Какие вещества продуцируются в тимусе? 15. Эпителиоретикулоциты принадлежат к… 16. Какие структуры не входят в состав гематотимусного барьера? 17. Когда формируется тимус человека? 18. Возрастная инволюция – это… 19. При действии на организм неблагоприятных факторов имеет место… 20. Какие морфологические признаки не характерны для акцидентальной инволюции? 21. Какие органы принадлежат к периферическим органам кроветворения и иммунной защиты? 22. Какие функции характерны для периферических органов иммуногенеза? 23. Где локализуются гемопоэтические клетки в ККМ? 24. В каком возрасте ККМ у диафизах трубчатых костей замещается жёлтым костным мозгом? 25. Что является структурно-функциональной единицей тимуса? 26. Каких клеток нет в корковом веществе тимуса? 27. Какие клетки находятся в перикапиллярном пространстве? 28. Какие особенности Т-лимфоцитов мозгового вещества тимуса? 29. Когда тимус достигает максимального развития? 30. Что происходит с организмом при тимиколимфатическом статусе? 31. Какие органы не относятся к периферическим органам кроветворения и иммунной защиты? 32. В каком органе расположены стволовые клетки крови? 33. При участии каких клеток происходит эритропоэз? 34. Когда ККМ начинает функционировать как основной кроветворный орган? 35. Какие вещества обеспечивают пролиферацию и созревание Т лимфоцитов? 36. Какие клетки не являются клетками-няньками? 37. Какие сосуды входят в состав гематотимусного барьера? 38. Какие клетки не входят в состав мозгового вещества тимуса? 39. В каком сроке происходит диференцирование тимуса на корковое и мозговое вещество? 40. Чем сопровождается тимиколимфатический статус? 41. Какие функции характерны для центральных органов кроветворения и иммунной системы? 42. Какая ткань образует нежную строму красного костного мозга? 43. В какие сосуды попадают образовавшиеся форменные элементы крови? 44. Когда начинается формирование ККМ? 45. Какие клетки создают нежную строму тимуса? 46. Каких клеток нет в тимусе? 47. Какая главная функция гематотимусного барьера? 48. Чем образованы тельца Гассаля? 49. Когда образуются первые лимфоциты в тимусе? 50. Какая фаза не характерна для возрастной инволюции? Инструкция по изучению микропрепаратов А. Красный костный мозг (срез) ^ Нежную строму красного костного мозга образует ретикулярная соединительная ткань, которая представлена на препарате ретикулярными клетками звездчатой формы с бледно окрашенной цитоплазмой. Часто встречаются поперечно, косо и продольно срезанные синусоидные кровеносные капилляры. В просветах последних размещаются многочисленные эритроциты и одиночные лейкоциты. Ячейки, образованные ретикулярной соединительной тканью, заполнены клетками, которые находятся на разных стадиях гемопоэза. Их целеобразно изучать по мазкам красного костного мозга, где их легче дифференцировать. На срезе наилучше выделяются гигантские клетки–мегакариоциты. Необходимо обратить внимание на размещенные в пределах препарата перстневидные адипоциты и костные трабекулы. На рисунке обозначить: 1. Ретикулярные клетки звездчатой формы. 2. Синусоидные кровеносные капилляры. 3. Мегакариоциты (гигантские клетки). 4. Адипоциты. 5. Костные трабекулы, как островки розового цвета. Б. Красный костный мозг (мазок) Окраска – гематоксилин-эозином. Препарат изучаем под большим увеличением. Строму красного костного мозга составляет ретикулярная ткань, клетки которой имеют звездчатую форму. Их ядра овальной формы, слабо окрашены. Между отростками ретикулоцитов видим группы (островки) клеток разных гемопоэтических рядов. Мегакариоциты – большие ("гигантские") клетки с фрагментированными, химерной формы ядрами. Эритробласты, проэритробласты, базофильные, полихроматофильные и оксифильные эритробласты находятся в макрофаге. Миелобласты, миелоциты отличаются наличием зернистости в цитоплазме. Ядра миелоцитов бывают круглыми и палочковидными. Встречаются моноциты – клетки с бобовидным ядром и небольшие группы костномозговых лимфоцитов. Они локализуются преимущественно вокруг кровеносных сосудов. На рисунке обозначить: 1. Клетки ретикулярной ткани с овальными, слабо окрашенными ядрами. 2. Мегакариоциты с фрагментированными, химерной формы ядрами. 3. Эритробласты, проэритробласты, базофильные, полихроматофильные и оксифильные эритробласты вокруг макрофага. 4. Миелобласты, миелоциты с зернистостью в цитоплазме. 5. Моноциты с бобовидным ядром. 6. Костномозговые лимфоциты. В. Тимус Окраска – гематоксилин-эозином. При небольшом увеличении легко увидеть капсулу тимуса и соединительнотканные трабекулы, отходящие от нее вглубь органа, разделяя его на отдельные дольки. Каждая долька тимуса – структурная и функциональная единица органа – имеет корковое и мозговое вещества. Основой дольки является каркас из эпителиоретикулоцитов звездчатой формы, между которыми размещается большое количество лимфоцитов (тимоцитов) и меньшее – макрофагов. В корковом веществе лимфоцитов больше всего, в связи с чем в этой зоне наблюдается интенсивная фиолетовая окраска. Мозговое вещество светлее, в его состав входят лимфоциты, макрофаги, эпителиоретикулоциты (звездчатые клетки) и их оксифильные наслоения – тельца Гассаля. На рисунке обозначить: 1. Капсулу тимуса. 2. Соединительнотканные трабекулы. 3. Дольку тимуса. 4. Корковое вещество. 5. Мозговое вещество. 6. Лимфоциты (тимоциты). 7. Макрофаги. 8. Эпителиоретикулоциты (звездчатые клетки). 9. Тельца Гассаля. Задания к лицензионному экзамену "Крок-1" 1. На гистологическом препарате представлен орган кроветворения и иммунной защиты, который состоит из долек, окруженных прослойками соединительной ткани, на периферии дольки количество клеток значительно выше, чем в центре, лимфатические узелки отсутствуют. Какой орган изображён? А. Тимус. В. Красный костный мозг. С. Лимфатический узел. D. Селезёнка. E. Миндалина. 2. У новорожденного животного в эксперименте удалили тимус, а после этого пересадили ему чужеродный трансплантат. Реакция отторжения не произошла. Почему? А. Не образуются Т-киллеры. В. Не образуются моноциты. С. Не образуются макрофаги. D. Не образуются В-лимфоциты. E. Не образуются Т-хелперы. 3. 8-летнего ребенка повторно ужалила оса, в ответ на это аллергическая реакция развилась очень быстро. Какие иммунокомпетентные клетки являются причиной этого явления? А. В-лимфоциты памяти. В. В-плазмоциты. С. Макрофаги. D. Т-лимфоциты хелперы. E. Т-лимфоциты памяти. 4. У ребенка врождённый иммунодефицит. Страдает клеточный иммунитет, что приводит к частым вирусным инфекциям. Нарушениями в каком органе это, вероятнее всего, вызвано? А. Тимусе. В. Красном костном мозге. С. Лимфатических узлах. D. Селезёнке. E. Нёбных миндалинах. 5. У больного нарушены процессы эритропоэза, гранулоцитопоэза, моноцитопоэза, тромбоцитопоэза. О патологии какого кроветворного органа свидетельствуют эти нарушения? А. Красного костного мозга. В. Тимуса. С. Селезёнки. D. Лимфатического узла. E. Миндалин. Приложение А (обязательное) Гематотимусный барьер Клетки коркового вещества определенным образом ограничены от крови гематотимусным барьером, который защищает дифференциирующиеся лимфоциты коркового вещества от избытка антигенов. В его состав входят эндотелиальные клетки гемокапилляров с базальной мембраной, перикапиллярное пространство с единичными лимфоцитами, макрофагами и межклеточным веществом, а также эпителиоретикулоциты с их базальной мембраной. Барьер имеет избирательную проницаемость. Во время нарушения барьера среди клеточных элементов коркового вещества определяются также единичные плазматические клетки, зернистые лейкоциты и тучные клетки. Иногда в корковом веществе появляются очаги экстрамедулярного миелопоэза. Приложение Б (обязательное) Возрастная и акцидентальная инволюции тимуса Тимус достигает максимального развития в детском возрасте. В период от 3 до 20 лет отмечается стабилизирование его веса. Позже происходит обратное развитие (возрастная инволюция) тимуса. Это сопровождается уменьшением количества лимфоцитов, особенно в корковом веществе, появлением липидных включений в соединительно-тканных клетках и развитием жировой ткани. В редких случаях тимус не подвергается возрастной инволюции. Как правило, это сопровождается дефицитом глюкокортикоидов коры надпочечников. Такие люди отличаются слабой устойчивостью к инфекциям и интоксикациям. Особенно возрастает риск опухолевых заболеваний. Временная, быстрая, или акцидентальная, инволюция может наступить в связи с действием на организм различных сильных раздражителей (травма, интоксикация, инфекция, голодание). Во время стресс-реакции происходят выброс Т-лимфоцитов в кровь и массовая гибель лимфоцитов непосредственно в органе, особенно в корковом веществе. В связи с этим становится менее заметной грань коркового и мозкового веществ. Кроме лимфоцитолиза, наблюдается фагоцитоз макрофагами внешне неизмененных лимфоцитов. Одновременно с гибелью лимфоцитов происходит разрастание эпителиоретикулоцитов органа. Эпителиоретикулоциты набухают, в цитоплазме появляются секреторне гранулы, которые дают положительную реакцию на глюкопротеиды. В некоторых случаях они накапливаются между клетками и образуют образец фолликулов. Тимус вовлекается в стресс-реакции вместе с надпочечниками. Увеличение в организме количества гормонов коры надпочечников, в первую очередь глюкокортикоидов, вызывает очень быструю и сильную акцидентальную инволюцию тимуса. ^ Содержательный модуль 5 "Специальная гистология сенсорных и регуляторных систем" Тема занятия "Периферические органы кроветворения и иммунной защиты организма (лимфатические узлы, гемолимфатические узлы, селезёнка)" ^ Знание структурно-функциональной организации органов кроветворения и иммунной защиты на микроскопическом и ультраструктурном уровнях является базовым для понимания тех патологических изменений гемопоэза и иммунного ответа организма, которые наблюдаются при разных заболеваниях данной системы. ^ 1. Анализировать морфофункциональные особенности периферических органов кроветворения и иммунной защиты. 2. Диагностировать микропрепараты и интерпретировать электронограммы. Конкретные цели. Знать: 1. Источники и ход эмбриогенеза периферических органов кроветворения. 2. Гистофункциональные характеристики органов, которые изучаются (лимфатических узлов, гемолимфатических узлов, селезёнки). 3. Особенности кровоснабжения селезенки. 4. Регенеративные возможности органов. 5. Возрастные изменения периферических органов кроветворения и иммунной защиты организма человека. Исходный уровень знаний-умений. Знать: 1. Общий план строения и функций отдельных органов кроветворения и системы в целом (соответствующие разделы биологии из курса средней школы). 2. Общие анатомические характеристики органов кроветворения и иммунной защиты (кафедра анатомии человека). После усвоения необходимых базовых знаний переходите к изучению материала, который можете найти в таких источниках информации. А. Основная литература 1. Гистология /под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной – Москва: Медицина, 2002. – С. 436–452. 2. Гистология /под ред. В.Г.Елисеева, Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. – Москва: Медицина, 1983. – С. 355–370. 3. Атлас по гистологии и эмбриологии /под ред. И.В.Алмазова, Л.С.Сутулова. – М.: Медицина, 1978. 4. Гістологія, цитологія та ембріологія (атлас для самостійної роботи студентів) /за ред. Ю.Б.Чайковського, Л.М.Сокуренко. – Луцьк, 2006. 5. Методические разработки к практическим занятиям: в 2-х частях. – Черновцы, 1985. Б. Дополнительная литература 1. Гистология (введение в патологию) /под ред. Э.Г.Улумбекова, проф. Ю.А.Челышева. – М., 1997. – С. 541–548. 2. Гистология, цитология и эмбриология (атлас) /под ред. О.В.Волковой, Ю.К.Елецкого – Москва: Медицина, 1996. – С. 224–233. 3. Частная гистология человека /под ред. В.Л.Быкова – СОТИС: Санкт-Петербург, 1997. – С. 28–35. В. Лекции по даной теме. Г. Содержание темы в графологических схемах, таблицах рисунках. Теоретические вопросы 1. Развитие и общий план строения лимфатических узлов. 2. Морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества лимфатических узлов. 3. Строение и значение лимфатических синусов. 4. Строение и функции гемолимфатических узлов. 5. Развитие и общий план строения селезенки. 6. Особенности кровоснабжения селезенки. 7. Функции селезенки и структуры, которые их обеспечивают. 8. Представление о Т- и В-зонах лимфоидных органов. Короткие методические указания по работе на практическом занятии В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий. Потом самостоятельно Вы должны выучить такие микропрепараты: срезы лимфатических узлов, гемолимфатических узлов и селезенки. Эту работу выполните согласно алгоритму изучения микропрепаратов. Во время самостоятельной работы Вы можете консультироваться по поводу тех или иных вопросов, касающихся микропрепаратов, с преподавателем. Занятие заканчивается анализом итогов самостоятельной работы каждого студента, который должен уметь описать каждый микропрепарат. Конечный уровень теоретических знаний будет определяться путем стандартизированого тестового контроля. ^
Вопросы к тестовому контролю 1. К системе кроветворения и иммунной защиты относятся… 2. К системе кроветворения и иммунной защиты не относятся… 3. На какие группы классифицируют органы иммунной защиты? 4. Какие органы кроветворения и иммунной защиты принадлежат к центральным? 5. Какие органы кроветворения и иммунной защиты принадлежат к периферическим? 6. Какую функцию выполняют органы кроветворения и иммунной защиты? 7. Какую функцию не выполняют органы кроветворения и иммунной защиты? 8. Какую функцию выполняют центральные органы кроветворения и иммунной защиты? 9. Какую функцию не вполняют центральные органы кроветворения и иммунной защиты? 10. Какую функцию выполняют периферические органы кроветворения и иммунной защиты? 11. Какую функцию не выполняют периферические органы кроветворения и иммунной защиты? 12. Выделяют такие иммунные реакции: 13. Все органы кроветворения в основе своего строения имеют… 14. Какую функцию выполняет ретикулярная соединительная ткань в органах кроветворения и иммунной защиты? 15. Где происходит окончательное дифференцирование Т лимфоцитов? 16. Где происходит окончательное дифференцирование В лимфоцитов? 17. Функции лимфатических узлов: 18. Какие структурные компоненты входят в состав капсулы лимфатического узла? 19. Какая ткань образует нежную строму лимфатического узла? 20. На какие зоны можно разделить паренхиму лимфатического узла? 21. Какие структуры формируют остов лимфоидных фолликулов лимфатического узла? 22. Какие из перечисленных клеток не входят в состав герминативного центра лимфоидного фолликула лимфатического узла? 23. Какие клетки доминируют в периферической зоне лимфоидного фолликула лимфатического узла? 24. К какому типу клеток принадлежат дендритные клетки? 25. Какое участие дендритных клеток лимфатического узла в иммунных реакциях? 26. Какие клетки паракортикальной зоны лимфатического узла образуют основной элемент микроокружения? 27. Какую функцию выполняют интердигитатные клетки лимфатического узла? 28. Какие основные результаты дифференцирования Т-лимфоцитов в паракортикальной зоне лимфатического узла? 29. В каких участках лимфатического узла происходит образование плазматических клеток? 30. Какие синусы не различают в лимфатическом узле? 31. Какие клетки ограничивают синусы лимфатического узла? 32. Какие функции виполняют синусы лимфатического узла? 33. Какую функцию не выполняет селезенка? 34. К какому периоду эмбриогенеза в селезенке прекращается миелопоэз? 35. На какой неделе эмбриогенеза в селезенке появляются макрофаги? 36. На какой неделе эмбриогенеза в селезенке появляются В лимфоциты? 37. Какие элементы не входят в состав капсулы селезенки? 38. Сколько зон различают в лимфатических узелках селезёнки? 39 Какие из перечисленных зон не входят в состав лимфатических узелков селезёнки? 40. Какие клетки находятся в периартериальной зоне лимфатического узелка селезёнки? 41. Какие клетки находятся в центре размножения лимфатического узла селезёнки? 42. Какие клетки находятся в краевой зоне лимфатического узелка? 43. Какие клетки находятся в мантийной зоне лимфатического узелка селезёнки? 44. Какие структурные компоненты не образуют красную пульпу селезёнки? 45. Что происходит с эритроцитами селезёнки в конце жизненного цикла? 46. Какие лимфатические узлы не выделяют топографически? 47. Какую форму имеют лимфатические узлы? 48. "Ворота" – это место входа и выхода таких структур лимфатического узла… 49. Какие структуры лимфатического узла входят с противоположной стороны "ворот", с выпуклой стороны? 50. Какую функцию виполняют пучки гладких мышечных клеток, которые расположены в области ворот лимфатического узла? ^ А. Селезёнка Окраска – гематоксилин-эозином. На поверхности среза с одной стороны видим соединительнотканную капсулу, покрытую брюшиной с мезотелием, от которой вглубь органа отходят трабекулы. Между трабекулами – красная и белая пульпы. Белая пульпа – это круглые лимфатические узелки (фолликулы) с большим количеством фиолетовых ядер, которые принадлежат лимфоцитам. Узелок имеет светлый (реактивный) центр и более темную периферическую зону (мантийную и краевую). Сбоку от центра располагается центральная артерия, а вокруг нее – скопление Т-лимфоцитов – периартериальная зона. Скопление лимфоцитов, которые в виде муфт охватывают артерии, называются лимфатическими периартериальными влагалищами. Красная пульпа – это форменные элементы крови, в основном эритроциты, которые находятся между узелками белой пульпи. В трабекулах находятся трабекулярные артерии и вены. ^ Окраска – гематоксилин-эозином. Невооруженным глазом видим срез бобовидной формы с темной окраской периферии (корковое вещество) и более светлым центром (мозговое вещество). При малом увеличении находим такой участок, чтобы в поле зрения были и корковое, и мозговое вещество. Снаружи узел покрыт соединительнотканной капсулой, окрашенной в розовый цвет. В капсуле встречаются адипоциты, гладкие миоциты, мелкие кровеносные и приносные лимфатические сосуды. От капсулы вглубь узла отходят трабекулы. Под капсулой находится корковое вещество, которое состоит из круглых лимфатических узелков фиолетового цвета из-за интенсивной окраски ядер лимфоцитов. Внутри узелка располагается светлый участок – герминативный центр (реактивный центр, центр размножения). Мозговое вещество является полоской подобных скоплений лимфоцитов (мозговые тяжи, мякотные шнуры). Лимфатические узелки, мозговые тяжи и трабекулы покрыты слоем ретикулоэндотелиоцитов. Между последними есть щелевые промежутки, которые называются синусами лимфатического узла. В лимфатическом узле есть такие синусы: а) между капсулой и периферией лимфатического уелка – краевой; б) между трабекулами и лимфатическим узелком – околофолликулярный корковый; в) между трабекулами и мозговыми тяжами – мозговой; г) в воротах узла – воротный, который переходит в выносной лимфатический сосуд. ^ 1. На препарате представлен орган, покрытый соединительнотканной капсулой, от которой отходят трабекулы. В органе можно различить корковое вещество, где имеются лимфатические узелки, и мозговое вещество, представленное тяжами клеток. Какой орган изображен на препарате? А. Лимфатический узел. В. Тимус. С. Селезёнка. D. Красный костный мозг. E. Миндалины. 2. С целью уточнения диагноза изучен биопсийный материал органа, в котором лимфатические узелки формируют корковое вещество. Для какого органа характерен данный признак? А. Лимфатического узла. В. Тимуса. С. Селезёнки. D. Красного костного мозга. E. Миндалин. 3. При микроскопическом исследовании пунктата одного из органов кроветворения и иммунной защиты выявлен лимфоидный фолликул с артериальным сосудом, расположенным эксцентрично. Из какого органа был взят биохимический материал для исследования? А. Селезёнки. В. Тимуса. С. Лимфатического узла. D. Красного костного мозга. E. Миндалин. 4. В препарате представлен орган, в ретикулярной строме которого располагаются зрелые форменные элементы крови и определяются лимфоидые образования. Какой орган изображен на препарате? А. Селезёнка. В. Тимус. С. Лимфатический узел. D. Красный костный мозг. E. Миндалины. 5. В гистопрепарате представлен орган, в котором лимфоциты образуют три вида лимфоидных структур: лимфатические узелки, мозговые тяжи и синусы. Какой орган изображен на препарате? А. Лимфатический узел. В. Селезёнка. С. Тимус. D. Красный костный мозг. E. Миндалины. 6. На микропрепарате тонкой кишки в собственной пластинке слизистой оболочки выявили скопления клеток шаровидной формы с большими базофильными ядрами, которые окружены узким ободком цитоплазмы. В большинстве таких скоплений центральная часть светлая и содержит меньше клеток, чем периферическая. Назовите орган. А. Лимфатический узел. В. Нервный узел. С. Тимус. D. Кровеносный сосуд. E. Лимфатический сосуд. 7. Произведен гистологический срез через лимфатический узел. На микропрепарате наблюдается расширение его паракортикальной зоны. Пролиферация какого вида клеток лимфатического узла обусловила этот процесс? А. Т-лимфоцитов. В. Береговых макрофагов. С. Плазмоцитов. D. Макрофагов. E. Ретикулоцитов. 8. На микропрепарате выявлены шаровидные образования из лимфоцитов. В середине образований – центральная артерия. Какой орган исследуется ? А. Селезёнка. В. Почка. С. Тимус. D. Костный мозг. E. Лимфатический узел. 9. У больного наблюдается увеличение размеров селезёнки и уменьшение количества эритроцитов периферической крови. Повышение функции каких клеток селезёнки привело к этому явлению? А. Макрофагов. В. Лимфоцитов. С. Дендритных клеток. D. Плазмоцитов. E. Интердигитатных клеток. 10. В биоптате лимфатического узла в мозговых тяжах выявлены очаги повышенного плазмоцитогенеза. Определите, антигензависимая стимуляция каких иммуннокомпетентных клеток вызвала их образование? А. В-лимфоцитов. В. Т-лимфоцитов. С. Макрофагов. D. Дендритных клеток. E. Интердигитирующих клеток. Приложение В (обязательное) Особенности кровоснабжения селезенки В ворота селезенки входит селезеночная артерия, которая разветвляетсяся на систему трабекулярных артерий. От трабекулярных артерий отходят пульпарные артерии (артерии белой пульпы), около которых группируются лимфоциты и формируются периартериальные лимфатические влагалища и лимфатические узелки. Те части артерий белой пульпы, которые проходят через лимфатические узелки, получили название центральных артерий, поскольку они служат центрами выселения лимфоцитов в процессе образования лимфатических узелков в онтогенезе. Центральная артерия, которая проходит через узелок, отдает несколько гемокапилляров, после выхода из них распадается на кисточковые (пеницилярные) артериолы, которые заканчиваются элипсоидными капиллярами. Последние окружены муфтой – "гильзой" из ретикулярных клеток и волокон. Дальше элипсоидные капилляры переходят в короткие артериальные гемокапилляры. Часть последних соединяется с венозными синусами (закрытое кровообращение), а другая – непосредственно открывается в ретикулярную ткань (открытое кровообращение). Закрытое кровообращение – это путь быстрой циркуляции и оксигенации ткани. Открытое кровообращение является медленным, которое обеспечивает контакт форменных элементов крови с макрофагами. Синусы являются началом венозной системы. По поверхности стенки синусов в виде колец залегают ретикулярные волокна. Синусы не имеют перицитов. На входе в синусы и в месте их перехода в вены есть аналоги мышечных сфинктеров. При открытых артериальных и венозных сфинктерах кровь свободно проходит по синусам в вены. Сокращение венозного сфинктера приводит к накоплению крови в синусе. Плазма крови проникает сквозь стенку синуса, что способствует концентрации в нём клеточных элементов. В случае закрытого венозного и артериального сфинктеров кровь депонируется в селезёнке. Во время растягивания синусов между эндотелиальными клетками образуются щели, через которые кровь может проходить в ретикулярную строму. Расслабление артериального и венозного сфинктеров, а также сокращения гладких мышечных клеток капсул и трабекул приводит к опустошению синусов и выходу крови в венозное русло. Приложение Г (обязательное) ^
^
^ Содержательный модуль 5 "Специальная гистология сенсорных и регуляторных систем" |