ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по дисциплине
«Анатомия и возрастная физиология»
Предмет, задачи анатомии и возрастной физиологии.
Охарактеризуйте рост и развитие организма.
Основные этапы развития организма.
Охарактеризуйте основные подходы возрастной периодизации.
Дайте определение понятия «возрастная норма».
Акселерация. Теории акселерации.
Охарактеризуйте организм как единое целое.
Анатомо-физиологические особенности развития системы опоры и движения
Анатомо-физиологические особенности развития системы кровообращения.
Анатомо-физиологические особенности развития системы дыхания.
Анатомо-физиологические особенности развития пищеварительной системы.
Охарактеризуйте особенности обмена веществ на разных этапах онтогенеза.
Анатомо-физиологические особенности развития мочевыделительной системы.
Анатомо-физиологические особенности развития половой системы мальчиков.
Анатомо-физиологические особенности развития половой системы девочек.
Дайте определение ткани и перечислите все виды тканей организма и их основные функции. Какие органы состоят из разновидностей этих тканей.
Строение кожи, функциональное значение каждого слоя кожи и кожи в целом. Придатки кожи. Значение придатков в функционировании кожи.
Строение и функции кости. Какова разница в строении костей детей и взрослых. В каком возрасте заканчивается процесс окостенения трубчатых костей, костей запястья и фаланг пальцев кисти. Как по рентгеновскому снимку кисти определяется биологический возраст ребенка.
Охарактеризуйте осевой скелет человека.
Охарактеризуйте дополнительный скелет человека.
Дайте характеристику основных типов скелета животных.
Перечислите кости черепа и укажите сроки зарастания родничков.
В чем различие строения детского, женского и мужского таза. Что такое малый таз, какие органы в нем расположены.
Перечислите функции стопы и кости ее составляющие. Опишите методы определения плоскостопия. С какого возраста оно определяется.
Перечислите функции крови и лимфы. Какие форменные элементы крови их обеспечивают, и в каких органах они образуются.
Лимфотическая система. Функции лимфотических узлов, где они располагаются. В каком направлении течет лимфа по лимфатическим сосудам и как она попадает в сердце.
Опишите свойства и функции кровеносных сосудов.
Круги кровообращения, их функции.
Дайте определение внешнего и внутреннего дыхания. Опишите механизм дыхания. Какова частота дыхания у мужчин, женщин и детей.
Укажите последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Какие железы участвуют в процессе пищеварения.
Печень и поджелудочная железа, местоположение в брюшной полости, функции, роль в пищеварении.
Охарактеризуйте конечные продукты расщепления питательных веществ (белки, жиры и углеводы). Принципы составления сбалансированного рациона питания.
Роль витаминов в жизнедеятельности организма детей и взрослых.
Кожная чувствительность. Виды рецепторов, расположенных на коже. Возрастные особенности кожи.
Процесс мочеобразования в почках, объем и состав мочи в норме. Мочеиспускание и его механизм.
Перечислите периоды развития вторичных половых признаков у мальчиков.
Перечислите порядок появления вторичных половых признаков у девочек.
Понятие о железах внутренней секреции. Гормоны. Природа гормонов, характер их действия.
Особенности строения и функции гипофиза. Влияние гипофиза на функции других желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система.
Строение и функции щитовидной железы. Влияние избытка или недостатка гормонов щитовидной железы на развитие организма человека. Возрастные особенности функционирования щитовидной железы.
Строение и функции паращитовидных желез. Строение тимуса и возрастные изменения тимуса.
Функции поджелудочной железы как железы внутренней секреции. Регуляция углеводного обмена гормонами поджелудочной железы и ее нарушения.
Нейрофизиологические основы поведения.
Гормоны половых желез и их влияние на развитие детей и подростков.
Типы высшей деятельности человека, их особенности у детей.
Надпочечники, их строение, функции и топография.
Первая и вторая сигнальные системы. Развитие речи в онтогенезе.
Значение нервной системы. Принцип строения нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Формирование внимания и памяти у детей и подростков.
Спинной мозг, его строение и функции. Спинномозговые нервы.
Сон и бодрствование. Значение сна для ребенка. Длительность сна в разные возрастные периоды.
Головной мозг, принцип его строения и функционирования. Черепно-мозговые нервы.
Торможение условных рефлексов. Особенности выработки условных рефлексов и их торможения у детей.
Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг их строение и функции.
Безусловные и условные рефлексы, их классификация и биологическое значение.
Промежуточный мозг, конечный мозг их строение и функции.
Заслуги Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.
Строение коры больших полушарий мозга. Локализация функций в коре.
Строение и функции слуховой сенсорной системы. Возрастные особенности слуха. Гигиена слуха.
Строение вегетативной (автономной)нервной системы и ее возрастные особенности.
Строение и функции зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности зрения. Гигиена зрения.
Понятие «сенсорные системы» (анализатор). Основные отделы анализатора и их значение. Понятие «рецептор» и «рецепция». Классификация и свойства рецепторов.
Строение и функции обонятельной и вкусовой систем. Возрастные особенности их.
Охарактеризуйте развитие речи у детей.
Охарактеризуйте особенности строения гипоталамо-гипофизарно-надпочечникой системы.
Раскройте основные этапы развития нервной системы в онтогенезе.
Охарактеризуйте основные виды торможения в ЦНС.
Охарактеризуйте возрастные особенности структур, входящих в состав заднего мозга.
Охарактеризуйте черепные нервы и их строение и функции.
Охарактеризуйте особенности строения и функции конечного мозга.
|