|
Скачать 134.38 Kb.
|
Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) Объем дисциплины и виды учебной работы
1. Цели и задачи учебной дисциплины 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Теоретическая подготовка, а также практические навыки по микробиологии, вирусологии и иммунологии ориентированы на конечную цель подготовки врачей в соответствии с квалификационными характеристиками. Современные достижения микробиологии, вирусологии и иммунологии, их роль и значение в клинической и профилактической медицине обосновывают важность знаний по этим дисциплинам, которыми должны овладеть студенты на первом этапе обучения, независимо от того, на каком медицинском факультете они обучаются. Преподавание микробиологии интегрировано с программами смежных кафедр профильных факультетов. ^ Современные представления о патогенезе заболеваний делают очевидным микробную природу большинства видов патологии человека и роль иммунной системы в реализации любого патологического процесса. Кроме того, в поддержании жизни и здоровья людей важную роль играет микрофлора окружающей среды, организма человека и животных. В связи с этим значительно возросла актуальность изучения микроорганизмов и системы иммунитета. Особое внимание уделяется изучению механизмов взаимодействия паразита и хозяина, приводящих к возникновению болезней, изучению свойств антимикробных препаратов и схем их использования, а также современных подходов к диагностике. Изучение свойств микроорганизмов и механизмов реализации патологического процесса с учетом роли иммунной системы позволит практикующим врачам-педиатрам обоснованно прогнозировать характер течения болезни. Рациональное использование существующих методов лабораторной диагностики необходимо для своевременной постановки и уточнения этиологического диагноза и выбора рациональной и эффективной этиотропной терапии. Выявление микроорганизмов как причины соматических заболеваний увеличивает значение профилактических мероприятий, в т.ч. иммунопрофилактики (с использованием вакцин, специфических иммуноглобулинов и др.). Т.о. основные разделы курса включает изучение значимых с медицинской точки зрения свойств микроорганизмов, особенностей их взаимодействия с организмом хозяина и иммунной системой, а также вопросы диагностики, профилактики и антимикробной терапии. ^ Кафедра общей биологии:
Кафедра гистологии:
Кафедра биохимии:
Кафедра нормальной физиологии:
^
^ По окончании изучения курса микробиологии, вирусологии и иммунологии студент должен: А. Овладеть следующими профессиональными знаниями:
Б. Приобрести следующие профессиональные умения:
В. Приобрести следующие профессиональные навыки:
^
4-ый семестр
^ Раздел 1. Общая медицинская микробиология Тема 1.1. История микробиологии, вирусологии и иммунологии. Открытие микробов и вирусов. Основные работы Л. Пастера и Р.Коха, Д.И.Ивановского. Основные этапы развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Развитие микробиологии и вирусологии в России. Открытие антимикробных препаратов. Формирование иммунологии как самостоятельной науки. Основные этапы развития иммунологии. Современный этап развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Тема 1.2. ^ . Основные таксономические категории: царство, отдел, класс, семейство, вид. Внутривидовые категории (биовары): морфовар, серовар, фаговар, патовар и др.. Популяции микробов, штамм, клон, культура. Номенклатура бактерий. Методы классификации микроорганизмов: нумерическая таксономия. Молекулярные методы выявления родственных связей между микроорганизмами, филогенетическая классификация. Тема 1.3. ^ . Основные структуры микробной клетки и их функции: нуклеоид, цитоплазма, рибосомы, включения, цитоплазматическая мембрана. Клеточная стенка грамположительных и грамотри-цательных бактерий, периплазматическое пространство и зоны Байера. Капсула и капсулоподобные оболочки, реснички (пили) и ресничкоподобные структуры, жгутики. Секретируемые компоненты микробных клеток. L-формы бактерий, протопласты, сферопласты. Споры бактерий. Особенности строения микобактерий, актиномицетов, спирохет, микоплазм, риккетсий и хламидий. Морфология и ультраструктура грибов. Морфология и ультраструктура простейших. Морфология и ультраструктура колоний и биопленок: контакты между клетками, дифференциация клеток, дополнительные структуры. Тема 1.4. ^ . Метаболизм и питание бактерий. Источники энергии, углерода, азота, минеральных веществ. Автотрофы и гетеротрофы (прото- трофы и ауксотрофы). Анаболические и катаболические процессы. Механизмы и типы питания бактерий. Транспорт веществ в микробную клетку и из нее (пассивная диффузия, активный транспорт, фосфотрансферазный путь, котрансляционная секреция, транспорт в мембранных пузырьках). Основные источники энергии (макроэргические соединения, трансмембранный электрохимический потенциал). Особенности биохимических процессов у аэробных и анаэробных бактерий. Отношение микроорганизмов к температуре (психрофилы, мезофиллы и термофилы). Подвижность микроорганизмов: роль жгутиков, фибрилл, механизм движения жгутиков, источники энергии, хемотаксис микроорганизмов. Рост и размножение бактерий. Пигменты бактерий. Конститутивные и индуцибельные процессы в микробных клетках. Морфогенез бактерий (образование цитоплазматической мембраны, клеточной стенки, капсулы и капсулоподобных оболочек, ресничек и жгутиков). Регуляция метаболизма микроорганизмов: регуляция синтеза ДНК, транскрипции, трансляции, транспорта и морфогенеза клетки. Роль внешних факторов в регуляции свойств микроорганизмов (питательные вещества, температура и др.). Особенности метаболизма риккетсий, хламидий, микоплазм. Особенности метаболизма грибов и простейших Особенности развития микробных популяций и сообществ. Методы культивирования микроорганизмов. ^ Раздел 4. Частная медицинская микробиология Унифицированная схема изучения патогенных и условно-патогенных бактерий: Положение в систематике. Номенклатура, классификации. Роль в патологии. Морфология, ультраструктура, химический состав, тинкториальные свойства. Физиология, чувствительность к внешним факторам. Антигены. Генетика. Экология. Эпидемиологические особенности. Пути и способы заражения. Факторы патогенности и их роль во взаимодействии паразита и хозяина. Иммунитет. Лабораторная диагностика: Исследуемый материал (выбор, взятие и направление материала в бактериологическую лабораторию). Микроскопические методы. Бактериологические методы (принципы выделения чистой культуры возбудителя, ее идентификации и внутривидового типирования). Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам. Определение специфических антигенов и генетических маркеров в исследуемом материале и другие экспресс-методы лабораторной диагностики. Серологические методы. Обнаружение антител в сыворотке крови больного. Диагностические титры антител. Определение динамики нарастания антител в парных сыворотках. Кожно-аллергические пробы. Значение количественных методов при лабораторной диагностике заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Оценка результатов клинико-диагностических исследований. Критерии для оценки роли условно-патогенных бактерий в патологии. Оформление документации. Антибиотики и химиотерапевтические препараты. Особенности лекарственной резистентности. Специфическая профилактика и лечение: вакцины, иммунные сыворотки и иммуноглобулины. Препараты бактериофаговфагов. Тема 4.1. Аэробные бактерии-возбудители гнойно-воспалительных заболеваний у детей. Грамположительные кокки и палочки. Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии. Тема 4.2. Анаэробные бактерии – возбудители гнойных и раневых инфекций у детей. Неспорообразующие грамположительные и грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии. Спорообразующие грамположительные палочки Тема 4.3. Бактерии – возбудители респираторных инфекций у детей. Грамположительные кокки и палочки. Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии. Микоплазмы, хламидии и риккетсии Актиномицеты. Микобактерии. Тема 2.4. Возбудители кишечных инфекций у детей Грамположительные кокки и палочки. Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии. Тема 4.5. Возбудители урогенитальных инфекций у детей Грамположительные кокки и палочки. Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии. Микоплазмы, хламидии и риккетсии Тема 4.6. Грибы – возбудители болезней человека: Возбудители системных (или глубоких) микозов у детей Возбудители подкожных (субкутанных) микозов у детей Возбудители эпидермомикозов (дерматомикозов) у детей Возбудители поверхностных микозов (кератомикозов) у детей Условно-патогенные грибы – возбудители оппортунистических микозов. Тема 4.7. Бактерии - возбудители зоонозных инфекций Тема 4.8. Бактерии - возбудители трансмиссивных инфекций Тема 4.9. Вирусы - возбудители болезней человека РНК-содержащие вирусы (ортомиксовирусы, парамиксовирусы, пикорнавирусы, рабдовирусы, реовирусы, флавивирусы и др.) ДНК-содержащие вирусы (аденовирусы, герпесвирусы, вирусы папилломы и др.). Вирусы гепатита. Вирусы иммунодефицита. Онкогенные вирусы. Эндогенные ретровирусы (ретротранспозоны). Перечень рекомендуемой литературы Основная литература:
Дополнительная литература:
|