Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
имени профессора В.Ф. Войно- Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине ДС.Ф.01 «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»
на 2012- 2013 учебный год
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая кафедрой, д.м.н., доцент Галактионова М.Ю.
__________________
«04» сентября 2012 год
^
Кален-дарные сроки
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
|
ВСЕГО
|
Аудиторная работа
|
Вне-
аудитор.
работа
(самост.
работа)
|
Всего
|
Лекции
|
Практ.
занятия
|
Лабор.
работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Февраль – июнь 2013
|
История педиатрии. Периоды детского возраста. Особенности обследования ребенка раннего возраста.
|
57
|
32
|
4
|
28
|
-
|
25
|
Сентябрь-июнь
2012-2013
|
Анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Семиотика поражения органов и систем. Методы исследования.
|
154
|
114
|
40
|
74
|
-
|
40
|
Сентябрь 2012 -январь
2013
|
Вопросы диетологии здорового и больного ребенка. Организация питания детей и подростков.
|
72
|
48
|
16
|
32
|
-
|
24
|
Итоговый тестовый контроль по курсу пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка.
|
3
|
3
|
-
|
3
|
-
|
-
|
|
ИТОГО:
|
286
|
197
|
60
|
137
|
-
|
89
|
Календарно - тематический план лекций
Календарные сроки
|
Тема
|
Часы
|
4 курс
|
18.09.12.
|
Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей. Дополнительные методы исследования. Основные этапы формирования системы во внутриутробном периоде. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения в период новорождённости, грудного вскармливания и у старших детей. Особенности процесса пищеварения, расщепления и всасывания у детей различных возрастов.
Основные методы функционального исследования системы органов пищеварения, нормативы и методы оценки результатов с учётом возрастного периода.
|
2
|
25.09.12.
|
Семиотика заболеваний органов пищеварения у детей. Основные синдромы нарушения функции пищеварения.
Семиотика заболеваний системы органов пищеварения у детей во все возрастные периоды.
Гастрит, дуоденит, язвенная болезнь. Дисфункции желчевыводящих путей.
|
|
02.10.12.
|
Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.
Основные синдромы поражения мочевыделительной системы.
Анатомо-физиологические особенности системы в различные возрастные периоды постнатального онтогенеза.
Семиотика основных заболеваний системы (почек и мочевыводных путей).
Основные синдромы при заболеваниях системы (мочевой, отёчной, гипертензионной).
|
|
09.10.12.
|
Основные синдромы поражения мочевыделительной системы. Понятие о почечной недостаточности. Дополнительные методы исследования в диагностике поражения мочевыделительной системы (лабораторные, функциональные, инструментальные). Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия и т.д.).
Функциональные и инструментальные методы исследования почек: проба Зимницкого, тест по эндрогенному креатинину, реабсорбции воды, цистография, внутривенная урография, ультразвуковое исследование почек т.д. и особенности их применения.
Понятие о синдроме почечной недостаточности и его признаки.
|
2
|
16.10.12.
|
Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения эндокринной системы.
Анатомо-физиологические особенности, методика исследования, семиотика поражений экдокринной системы. Клиническая картина сахарного диабета, гипотериоза, диффузного токсического зоба, нарушений полового развития.
|
2
|
23.10.12.
|
Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы у детей, методы исследования.
Этапы эмбрионного кроветворения у плода (ангиобластический, печеночный и костномозговой) и особенности форменных элементов крови плода. Кроветворение после рождения. Изменение типов гемоглобина. Особенность состава периферической крови. Миелограмма у детей различного возраста. Основные дополнительные методы исследования органов кроветворения (лабораторные и инструментальные, в т.ч. стернальная пункция, трепанобиопсия, пункция л/узлов, селезенки).
|
2
|
30.10.12.
|
Семиотика и основные клинические синдромы при заболеваниях системы крови у детей
Основные клинические проявления при поражении системы кроветворения и заболеваниях крови (синдромы: анемический, гемолитический, геморрагический, нарушение лейкопоэза), (синдром увеличения л/узлов). Поражение других органов и систем при заболеваниях крови и системы кроветворения.
|
2
|
06.11.12.
|
Понятия о гипо- и авитаминозах.
Методика клинической оценки питания. Понятия об алиментарно-зависимых состояниях. Участие витаминов в обменных процессах.
Возрастные потребности в витаминах. Понятия о гипо- и авитаминозах
|
2
|
13.11.12.
|
Особенности белкового, углеводного, жирового обмена у детей. Семиотика поражения.
Особенности белкового обмена и семиотика основных его нарушений. Синдром количественного и качественного дефицита белка, его значение для растущего организма (белковые дистрофии, квашиоркор, целиакия, непереносимость белка коровьего молока). Особенности выделения конечных продуктов обмена белка у детей различного возраста.
Потребность детей в углеводах. Семиотика нарушений углеводного обмена у детей. Возрастные особенности содержания сахара в крови. Причины и клинические проявления гипо и гипергликемии у новорожденных.
Особенности жирового обмена и семиотика основных его нарушений. Понятие о первичном и вторичном кетозе у детей.
|
2
|
20.11.12.
|
Рахит у детей.
Этиология и патогенез рахита, особенности клинической картины и течение современного рахита. Дифференциальный диагноз с некоторыми рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз Д2. Профилактика рахита.
|
2
|
27.11.12.
|
Естественное вскармливание детей 1 года жизни.
Современная концепция естественного вскармливания
Влияние вскармливания на развитие ребёнка.
Основные принципы программы ВОЗ по сохранению и продолжению естественного вскармливания.
Состав женского молока, профилактика и лечение гипогалактии.
Особенности вскармливания новорождённых. Формула расчёта питания для детей старше 10 дней.
Потребности в основных пищевых веществах и энергии детей 1 года жизни. Сроки и порядок введения прикормов.
|
2
|
02.11.12.
|
Искусственное и смешанное вскармливание детей 1 года жизни.
Основные принципы искусственного вскармливания. Группы искусственных смесей. Потребности в основных ингредиентах пищи для детей 1 года жизни, находящихся на искусственном вскармливании. Понятие о смешанном вскармливании. Виды смешанного вскармливания.
Потребности в основных пищевых веществах и энергии.
|
2
|
09.12.12.
|
Прикормы. Современные подходы к введению прикорма у детей раннего возраста.
Потребности в основных пищевых веществах и энергии детей 1 года жизни. Сроки и порядок введения прикормов
|
2
|
16.12.12.
|
Современные принципы рационального питания детей старшего возраста
Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии. Основные принципы организации правильного питания детей старше года. Необходимый набор продуктов, обеспечивающих физиологические потребности растущего организма. Организация питания в детских образовательных учреждениях. Роль врача педиатра в правильной организации питания детей на участке и в школьно-дошкольных учреждениях.
|
2
|
3 курс
|
02.2013.
|
История педиатрии. Периоды детского возраста.
История отечественной педиатрии. Научные педиатрические школы. Ведущие ученые педиатры (Сперанский Г.Н, Филатов Н.Ф., Тур А.Ф., Домбровская Ю.Ф., Вельтищев Ю.Е, Воронцов И.М, Мазурин А.В. и др.). Организация медицинской помощи детям. Роль врача в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижение младенческой смертности. Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства.
Особенности возрастной патологии и сбора анамнеза в детском возрасте. Периоды детского возраста.
|
2
|
02.2013.
|
^
АФО новорождённых.
Пограничные состояния периода новорождённости.
Комплексная оценка состояния здоровья периода новорождённости.
|
2
|
02.2013.
|
^
Физическое развитие как биологический процесс. Влияние факторов на физическое развитие плода, новорождённого и детей 1 года жизни.
Показатели физического развития – критерии комплексной оценки здоровья. Значение антропометрических показателей в оценке физического развития. Методы оценки физического развития детей (по эмпирическим таблицам, таблицам сигмальных отклонений и центильных величин).
Показатели биологической зрелости в различные периоды.
Понятие о гармоничности физического развития.
|
2
|
02.2013.
|
^
Физическое развитие детей старшего возраста, законы физического развития.Признаки биологической и морфо-функциональной зрелости детей.
Понятие об акселерации и децелерации физического развития детей, её положительные и отрицательные стороны.
|
2
|
03.2013.
|
^
Основные синдромы при заболеваниях нервной системы у детей.
Познакомить с основными закономерностями развития нервной системы статики и моторики у детей 1 года жизни, методами оценки нормальных показателей развития нервной системы. Обратить внимание студентов на особенности воспитания и развития детей в детских учреждениях закрытого типа.
|
2
|
03.2013.
|
^
Представить закономерность развития высшей нервной деятельности ребёнка, показатели и критерии нормального развития, методы их клинической оценки, в практике врача – педиатра, подчеркнуть роль педиатра в организации условий для нервно-психического развития детей, методы контроля.
|
2
|
03.2013.
|
^
Анатомо-физиологические особенности кожи у детей и их связь с заболеваниями и дефектами ухода (потница, опрелость, гнойничковые поражения и т.д.). Особенности строения подкожно-жирового слоя у детей, химический состав жира. Возрастные и половые особенности распределения и развития жира.
Семиотика поражения (склерома и склеродерма у новорожденных детей, отёчности, изменение тургора тканей).
Значение ухода и воспитания навыков личной гигиены у детей.
|
2
|
03.2013.
|
^
Морфологические особенности строения мышц и их развития у детей различного возраста.
Периоды диспропорции роста костей и мышц, их значение в клинической диагностике.
Семиотика мышечной гипо- и гипертонии, гипертрофия и атрофия мышц (истинная и ложная).
Значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки с учётом анатомо-физиологических особенностей у детей различного возраста.
|
2
|
03.2013.
|
^
Эмбриогенез костной ткани, стадии образования кости (остероидный матрикс, минерализации первичная и вторичная кости).
Регуляция отложения минеральных солей в костях. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей его регуляция.
Рост и формирование скелета. Особенности надкостницы и кровоснабжения костей, их значения в клинических проявлениях патологических процессов.
Порядок и срок прорезывания молочных и постоянных зубов.
Определение «костного» возраста, как одного из показателей биологической зрелости. Семиотика поражений костной системы с учётом анатомо-физиологических особенностей различных возрастных групп.
|
2
|
04.2013.
|
Рахит у детей.
Этиология и патогенез рахита, особенности клинической картины и течение современного рахита. Дифференциальный диагноз с некоторыми рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз Д2. Профилактика рахита.
|
2
|
04.2013.
|
Анатомо-физиологические особенности и методы исследования системы органов дыхания у детей
Анатомо-физиологические особенности верхних дыхательных путей у детей раннего возраста, их связь с заболеваниями (затруднение носового дыхания, синдром крупа, бронхоспастический синдром).
Особенности строения легких и регуляция легочного дыхания, механизмов внешнего дыхания, связь этих особенностей с заболеваниями системы у детей. Методы исследования функции дыхания и их оценки у детей.
|
2
|
04.2013.
|
^
Нарушение функции внешнего дыхания в связи с особенностями развития у детей (особенности строения грудной клетки и рахические изменения, тератогеные изменения особенности кровоснабжения, лимфосистемы и их связь с воспалительными заболеваниями легких, плевры, лимфоузлов). Виды, клинические синдромы и степени дыхательной недостаточности.
|
2
|
04.2013.
|
^
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы во внутриутробный период, периоды новорождённости, грудной, дошкольный, школьный. Кровообращение плода, кровообращение новорожденного.
Влияние различных факторов (физическая нагрузка, питание, эндокринные перестройки) на функции сердечно-сосудистой системы у детей.
|
2
|
05.2013.
|
^
Особенности основных показателей функции сердечно-сосудистой системы у детей. Основные методы функционального исследования сердечно- сосудистой системы, нормативы и методы оценки результатов с учётом возрастного периода.
Основные механизмы компенсации и регуляции сердечно-сосудистой системы у детей.
|
2
|
05.2013.
|
^
Врожденные пороки сердца и магистральных сосудов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика. Лечение, профилактика, прогноз. Понятие о сердечной недостаточности и причинах её возникновения у детей. Основные механизмы патофизиологических нарушений при сердечной недостаточности у детей.
Классификация и клиническая синдромологическая характеристика недостаточности кровообращения у детей (основные понятия).
|
2
|
05.2013.
|
^
Основные этапы формирования системы во внутриутробном периоде. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения в период новорождённости, грудного вскармливания и у старших детей. Особенности процесса пищеварения, расщепления и всасывания у детей различных возрастов.
Основные методы функционального исследования системы органов пищеварения, нормативы и методы оценки результатов с учётом возрастного периода.
|
2
|
05.2013.
|
^
Семиотика заболеваний системы органов пищеварения у детей во все возрастные периоды.
Гастрит, дуоденит, язвенная болезнь. Дисфункции желчевыводящих путей.
|
2
|
|
Итого:
|
60 часов
|
Календарно- тематический план практических занятий по дисциплине
№
п/п
|
Тема
|
Всего
часов
|
3 курс
|
Практические занятия проходят фронтально в период с 09 февраля 2012 г. по 06 июня 2012 г.
|
^
Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы.
Особенности сбора анамнеза у детей различного возраста и их родителей. Самостоятельный сбор анамнеза каждым студентом у матери больных и здоровых детей с использованием схемы истории болезни.
|
4 часа
|
^
Возрастные особенности нарастания массы тела, длины и других параметров, семиотика нарушений. Самостоятельная работа с детьми. Проведение антропометрии с расчетом индексов, и заключении о физическом развитии ребенка.
|
4 часа.
|
^
Проведение антропометрических измерений. Оценка физического развития при использовании различных методов (параметрических, непараметрических). Заключение о физическом развитии – соответствии возрасту, гармоничности.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр здорового и больного ребенка с оценкой состояния нервной системы. Особенности оценки состояния нервной системы у детей первого года жизни, с оценкой рефлекторной деятельности. Оценка психического и моторного развития у детей раннего возраста.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр здорового и больного ребенка с оценкой состояния нервной системы. Особенности оценки состояния нервной системы у детей старшего возраста, с оценкой рефлекторной деятельности. Оценка психического и интелектуального развития у детей раннего возраста.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр здорового и больного ребенка с оценкой состояния кожи и подкожно-жировой клетчатки Особенности осмотра области пупка у новорожденных детей. изменения кожи, возникающие в период новорожденности. Описание морфологических элементов на коже детей. Осмотр придатков кожи, определение тургора, эластичности, влажности кожи. Оценка степени развития подкожно-жирового слоя с расчетом ИМТ.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр здорового и больного ребенка с оценкой состояния мышечной системы. Особенности методов исследования состояния мышечной системы у детей раннего возраста. Определение мышечного тонуса, мышечной силы, двигательной активности.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр ребенка с оценкой состояния костной системы. Определение формы черепа. Проведение пальпации костей черепа с описанием характеристик большого родничка (величина, уровень, напряжение, состояние краев). Оценка формы грудной клетки, определение эпигастрального угла. Осмотр позвоночника (спереди, сзади, сбоку). Осмотр нижних конечностей (симметричность ягодичных складок, осмотр суставов). Определение объема движений в суставах
|
4 часа.
|
Практические занятия проходят фронтально в период с 09 февраля 2012 г. по 06 июня 2012 г.
|
^
Особенности строения верхних дыхательных путей у детей раннего возраста (носовой полости, глоточного кольца, гортани). Понятие о везикулярном, пуэрильном дыхании.
Особенности методов исследования органов дыхания детей раннего возраста.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр ребенка с оценкой состояния органов дыхания. Методики исследования дыхательной системы (пальпация, сравнительная и топографическая перкуссия. аускультация).
|
4 часа.
|
^
Основные синдромы и симптомы при поражениях дыхательной системы (бронхит, пневмония, плеврит, дыхательная недостаточность).
Закрепление на больных умений перкуссии и аускультации легких, осмотра зева и слизистых оболочек. Оценка степени дыхательной недостаточности.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр детей с оценкой состояния сердечно-сосудистой системы. Измерение давления на верхних и нижних конечностях. Определение пульса и его характеристика. Определение перкуторных границ сердца и сосудистого пучка.
|
4 часа.
|
^
Общий осмотр детей с патологией сердечно-сосудистой системы. Понятие сердечной недостаточности.
|
4 часа.
|
^
Проведение функциональных проб с целью определения резервных возможностей организма (клиноортостатическая проба, Шалкова, Генча).
|
4 часа.
|
Рубежный контроль знаний студентов по программе дисциплины “Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка”Клинический осмотр ребенка по системам. Практические навыки по тематическим разделам семестра.
|
4 часа
|
4 курс
|
Практические занятия проходят по цикловому принципу в период с 01 сентября 2011 г. по 19 января 2012 г.
|
^
Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения в период новорождённости, грудного вскармливания и у старших детей. Особенности процесса пищеварения, расщепления и всасывания у детей различных возрастов.
Основные методы функционального исследования системы органов пищеварения, нормативы и методы оценки результатов с учётом возрастного периода.
|
4 часа.
|
^
Основные методы функционального исследования системы органов пищеварения, нормативы и методы оценки результатов с учётом возрастного периода.
Закрепление умений оценки результатов дуоденального зондирования, фракционного желудочного зондирования, копрологического исследования.
|
4 часа.
|
^
Основные принципы организации правильного питания детей старше года. Необходимый набор продуктов, обеспечивающих физиологические потребности растущего организма.
Особенности кулинарной обработки пищи для детей с учётом анатомо-физиологических особенностей истемы пищеварения.
Клиническая оценка адекватности питания детей (решение ситуационных задач).
|
4 часа.
|
Практические занятия проходят по цикловому принципу в период
с 01 сентября 2011 г. по 19 января 2012 г.
|
^
Общий осмотр ребенка с целью определения состояния мочевыделительной системы. Пальпация мочеточниковых точек, почек.
|
4 часа
|
^ Общий осмотр детей с патологией мочевыделительной системы. Сбор анамнеза, жалоб. Выявление отеков.
Закрепление умений оценки результатов анализа мочи (общего, по Нечипоренко, Аддис-Каковскому, Зимницкому)
|
4 часа
|
^
Особенности кроветворения у детей. Миелограмма у детей различного возраста.
Основные дополнительные методы исследования органов кроветворения (лабораторные и инструментальные, в т.ч. стернальная пункция, трепанобиопсия, пункция л/узлов, селезенки).
|
4 часа
|
^ .
Общий осмотр детей с патологией органов кроветворения. Синдромы: анемический, гемолитический, геморрагический, нарушение лейкопоэза), (синдром увеличения л/узлов). Поражение других органов и систем при заболеваниях крови и системы кроветворения.
Закрепление умений оценки показателей периферического и биохимического анализов крови.
|
4 часа
|
^
Особенности гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, поджелудочной и половых желез. Гормоны отдельных эндокринных желез, их роль в росте и развитии ребенка.
Методы исследования эндокринных желез (осмотр, пальпация, определение основного обмена, содержания гормонов и др.). Наиболее частые синдромы гипер- и гипофункции отдельных эндокринных желез.
|
4 часа
|
^
Курация больных под контролем преподавателя с оценкой полученных данных и фиксацией в истории болезни. Оформление студенческой истории болезни курируемого больного.
|
4 часа
|
^
Составление рациона для беременной и кормящей женщины с учетом срока гестации и возраста ребенка. Расчет необходимого суточного объема молока для новорожденного ребенка. Режим кормления.
|
4 часа.
|
^ . Правила прикладывания к груди. Расчёт питания для детей старше 10 дней с использованием формул Зайцевой, Финекельштейна, Тура. Способы расчета питания для детей старше 10 дней (объемный метод, по Шкарину, калорийный).
|
4 часа
|
^ Правила введения прикорма. Виды прикормов. Составление меню на один день с учетом возрастной потребности в белках, жирах, углеводах.
|
4 часа
|
^ Характеристика молочных смесей, используемых для докорма и искусственного вскармливания. Курация детей первого года жизни, находящихся на разных видах вскармливания. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого больного. Критерии оценки адекватности питания, возрастные и индивидуальные особенности питания детей.
|
4 часа
|
Практические занятия проходят по цикловому принципу
в период с 01 сентября 2011 г. по 19 января 2012 г.
|
^
Виды смешанного вскармливания. Составление меню для детей, находящихся на различных видах смешанного вскармливания, с учетом суточного объема пищи и калоража. Сроки введения прикорма. Методы профилактики и лечения гипогалактии у матери. Понятие о лактационных кризах.
|
4 часа
|
^ .
Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Распределение суточного калоража. Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии.
Организация питания в детских образовательных учреждениях. Составление меню.
|
4 часа
|
^
Решение и разбор ситуационных задач.
|
4 часа
|
Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста. Практические навыки.
Проводится в виде контроля практических навыков курируемого ребенка раннего возраста с оценкой клинических и параклинических данных.
|
4 часа
|
^
Проводится в виде контроля практических навыков курируемого ребенка с оценкой клинических и параклинических данных.
|
4 часа
|
Защита истории болезни. Итоговый тестовый контроль.
Проводится в виде контроля теоретических знаний и практических навыков по оформлению истории болезни на курируемого ребенка с оценкой клинических и параклинических данных, дифференциальной диагностики синдромов.
|
5 часов
|
|
Итого:
|
137 часов
|
|