|
Скачать 239.98 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) – совокупность учебно-методических материалов: учебных, учебно – методических, раздаточных, наглядных, аудио-, видео- и мультимедийных материалов по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности, необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса. УМК в обязательном порядке формируется по всем дисциплинам учебного плана. В состав УМК включаются: 1. Рабочая учебная программа дисциплины (учебно-тематический план), утвержденная ЦКМС ДГМА, которая начинается с пояснительной записки (указываются цели с учётом компетентностного подхода и задачи курса, место в учебном процессе), например цель и задачи: Цель: формирование и развитие у студентов по специальности «Патологическая физиология» общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на выявление, диагностику, лечение и профилактику основных патологических процессов и болезненных состояний с учётом закономерностей и механизмов их возникновения, развития и исходов. При этом задачами дисциплины являются: овладение профессиональными и общекультурными компетенциями, включающими в себя: ● изучение методов анализа результатов лабораторных и функциональных исследований; ● формирование методологических и методических основ клинического мышления и рациональных действий врача; ● формирование умений и навыков патофизиологического анализа симптомов и синдромов заболеваний органов и систем; ● приобретение студентом практических умений и принципиальных установок по постановке клинического диагноза, интерпретации патогенеза основных заболеваний и синдромов; ● приобретение студентами знаний и умений планирования и постановки патофизиологических экспериментов, моделирующих основные патологические процессы; ● формирование умения студентов работать со специальной научно-практической медицинской литературой; ●участия в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов в патологической физиологии; ● выявление, развитие и использование личностных качеств студентов - инициативности, целеустремлённости, ответственности, толерантности, способности работать самостоятельно и в коллективе; ● формирование у студентов способностей и готовности к использованию принципов анализа социальных, политических, естественно-научных и медико-биологических событий; ● учесть, использовать и развивать личностно-социальные качества студента в реализации его знаний и умений для успешной деятельности по дисциплине «Патологическая физиология»; ● реализовать компетентный подход в обучении: учить студента не просто воспроизводить информацию, а подготовить его к реальной жизненной ситуации путём воспроизведения, рассуждения и умозаключения провести диагностику болезненного состояния, либо исключить его, используя патогномоничный признак (например: покраснение и боль в коже вокруг очага воспаления), определить необходимый минимум лабораторно-практических исследований. ● включить в ООП материалы регионального компонента, способствующие развитию специальных знаний. ● представить информацию по использованию образовательных технологий, обеспечивающих не столько репродуктивную деятельность студента, сколько продуктивную деятельность по формированию профессиональных и общекультурных компетенций. ● составить контрольные процедуры, которые должны диагностировать компетенции студента: усвоенные им знания (знать, уметь, владеть), а также уровень сформированности определённых социально-личностных качеств. ^ – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС ВПО третьего поколения. Её главными целевыми установками являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения, - под которыми понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области дисциплины. ^ Для кафедры и профессорско-преподавательского состава наличие рабочей программы дисциплины (практики) является обязательным условием, допускающим преподавание данной дисциплины. Рабочая программа дисциплины (практики): 1.Составляется (разрабатывается) преподавателями кафедры. 2.Обсуждается на заседании кафедры. 3.Рассматривается Учебно-методическим отделом; на заседании совета факультета. 4. Утверждается на заседании центрального координационно-методического совета (ЦКМС). Для рассмотрения рабочей программы на методическом совете необходимы: 1. Рабочая программа дисциплины (практики) в печатном виде. 2. Выписка из протокола заседания кафедры. 3. Рецензия внешнего рецензента (из другого образовательного учреждения высшего профессионального образования, ведущего подготовку по соответствующему направлению, специальности) или рецензента из числа представителей работодателей, подтверждающая должный методический и содержательный уровень рабочей программы. Студент имеет право ознакомиться с рабочей программой, и может рассчитывать на выполнение преподавателем установок, зафиксированных в ней, по содержанию и объему часов. Рабочая программа обладает статусом учебно-методической публикации. Кафедры обязаны ежегодно обновлять отдельные разделы рабочих программ дисциплин (практик) с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, что оформляется протоколом заседания кафедры и утверждается на заседании ЦКМС, выписка из которого прилагается к рабочей программе дисциплины (практики). ^ - обоснование целей, задач курса; - должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся; - соответствие программ ФГОС ВПО. Разработчики программ в предъявляемой части содержания вправе выходить за стандарт в пределах определяемой стандартом учебной нагрузки. В заданиях контрольного типа нельзя выходить за пределы стандарта; - должен быть протокол согласования программы с другими дисциплинами; - указывается градация межпредметных связей – предшествующих, сопутствующих и последующих. Требования к входным знаниям студента должны ориентироваться на требования к знаниям и умения предшествующей дисциплины (например, дерматология – гистология, патологическая анатомия, фтизиатрия; венерология – урология); - результаты освоения учебной программы должны включать чётко сформированные общекультурные и профессиональные компетенции; - из содержания рабочей программы должно логически вытекать регламентированные требования (знать, уметь, владеть); - умения которые реально могут быть сформированы, исходя из перечня практических, семинарских и лабораторных занятий должны соответствовать умениям,требуемым ФГОС ВПО третьего поколения (самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям); - реализовать компетентностный подход в обучении студента: учебная программа должна предусматривать не просто воспроизведение информации, а учить студента самостоятельно мыслить (например, постановка вопросов к тексту, поиск ответов на них в последующем тексте) и быть готовым к реальным жизненным ситуациям (путём воспроизведения, рассуждения и умозаключения провести дифференциальную диагностику, исключить заболевание используя патогномоничный признак, определить необходимый минимум лабораторно-практических исследований) - должна быть информация по использованию образовательных технологий, обеспечивающих не только репродуктивную деятельность студента, но и нацеливающих студента на продуктивную деятельность по формированию заявленных ФГОС компетенций; - не должно быть образовательных технологий, неприемлемых для данной дисциплины (например, диспуты и дискуссии по информатике при указании в перечне только практических работ на компьютере); - контрольные процедуры должны диагностировать компетенцию студента: усвоенные им знания (знать, уметь, владеть), а также уровень сформированности определённых социально-личностных качеств (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; инициативность, целеустремлённость, ответственность, толерантность студента); - включение в содержание программы материалов регионального компонента, способствующего пониманию общенаучных и специальных знаний; - указать и согласовать критерии оценивания знаний студентов на промежуточной аттестации (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно); - оценочные средства должны позволить выявить сформированные компетенции:
^
В МР должен быть перечень рекомендованной к обязательному изучению основной учебной литературы, которая представляет собой библиографический список печатных и электронных изданий не более чем из 1-3 наименований учебников и учебных пособий (в т.ч. содержит не менее 1 учебника), составленный в соответствии с требованиями ГОСТ. В данный перечень включается только та литература, которая требует обязательного ознакомления с ней студентов и представлена в необходимом количестве экземпляров в библиотеке академии (не менее 1 экземпляра на 2 студентов), изданная за последние 10 лет (для дисциплин федерального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин – за последние 5 лет). Вся указанная в данном списке литература должна иметь гриф учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов Росси и/или федеральных органов исполнительной власти. Перечень дополнительной литературы рассчитан для углубленного изучения студентами материала и представляет собой библиографический список печатных и электронных изданий не более чем из 10 наименований литературы (учебники, учебные пособия, практикумы, атласы, справочники, словари, монографии, руководства, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания и др.), имеющиеся в библиотеке академии из расчёта 1-2 экземпляра на каждые 100 студентов. Список составляется в соответствии с требованиями ГОСТ. Вся указанная в списке дополнительная литература должна иметь гриф (учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, федеральных органов исполнительной власти). В перечень литературы также включаются учебники, учебные и учебно-методические пособия, включая методические указания по организации самостоятельной работы студента (в т.ч. в электронном виде), подготовленные сотрудниками кафедры в случае, если они представлены в библиотеке академии. б. Материалы для реализации контроля, включающие:
^ по следующим видам занятий: лекции, практические и лабораторные занятия. Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: -изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; -логичность, четкость и ясность в изложении материала; -возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов; -опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные; -тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов. В состав УММ лекционного курса включаются:
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс- опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д. Практические занятия по отдельным дисциплинам рекомендуется проводить в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений. Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум.Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. ^ т: а) Методические рекомендации для студентов по подготовке к семинарским/ практическим занятиям в печатном или электронном виде, содержащие:
б) Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские/ практические занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам, варианты тем рефератов и организацию их обсуждения, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа. Лабораторные занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студента, углубление и закрепление теоретических знаний и развитие навыков экспериментирования. Особое внимание необходимо уделить предварительной проверке готовности студентов к лабораторной работе. УММ лабораторных занятий, входящие в состав УМК, включают:
^ •Знать: иметь теоретические знания по дисциплине. •Уметь: правильно выполнять и интерпретировать методы лабораторно- практических исследований (навыки – уметь выполнять) по теоретическим дисциплинам; либо практического обследования больного на клинических дисциплинах (например: сбор анамнеза, осмотр при дневном свете, диаскопия, исследование дермографизма и тургора кожи, проведение граттажа, метода просветления, симптома Никольского, осмотр под лампой Вуда волосистой части головы) •Владеть: систематизировать практические навыки, владеть ими при самостоятельном проведении лабораторно-практической части модуля (теоретические дисциплины); либо при обследовании пациента и опираясь на их результаты обосновать предварительный (клинический) диагноз по клинической дисциплине. ^ В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий - глоссарий. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке. ^ - Контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с основной образовательной программой). - Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости - указываются оценочные средства, используемые для текущего и рубежного контроля успеваемости (проводится в течение определенного периода обучения, семестра или модуля, в том числе для контроля самостоятельной работы студента): задания в тестовой форме, ситуационные задачи, контрольные вопросы для письменного контроля или собеседования, контрольные работы (задания), примерные темы рефератов, курсовых работ и др. (необходимо представить типовые задания, примеры, темы). Обязательно представить критерии оценки при проведении текущего и рубежного контроля. - Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (экзамен или зачёт) - указываются порядок проведения аттестации, оценочные средства, используемые для промежуточной аттестации (для экзамена или зачёта) по итогам освоения дисциплины: задания в тестовой форме, ситуационные задачи, контрольные вопросы и задания, перечень практических навыков (необходимо представить типовые задания, примеры). Обязательно представить критерии оценки по каждому этапу промежуточной аттестации (экзамена или зачёта). ^ составная часть ООП ВПО, которая требует организации, современного учебно – методического обеспечения, управления и контроля, постоянной работы по анализу и оценке результатов с целью дальнейшего совершенствования. УММ по практике должны быть представлены рабочей программой и методическими рекомендациями для преподавателей и студентов, направленными на формирование моторных, сенсорных и умственных навыков в реальных условиях работы специалиста. Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (практики): перечень лабораторий, специализированных учебных классов, музеев, компьютерных классов, фантомных классов. Отдельно представить: перечень фантомов, муляжей, других наглядных пособий, гербариев, учебных фильмов, мультимедийных презентаций, наборов инструментов, лабораторного оборудования, оргтехники, для учебного процесса, теле- и аудиоаппаратуры, материалов для освоения практических навыков, лечебно-диагностического оборудования и инструментария, используемого в учебном процессе (в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины). НАПРИМЕР: а)Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1.[Электронный ресурс]: режим доступа: //www. Consilium-medicum.com. каталог медицинских ресурсов INTERNET 2. Медлайн», 3. е-library, 4. каталог «Корбис», 5. профессионально-ориентированный сайт www. Medpsy.ru 6. Энциклопедия Российского законодательства (программа поддержки учебных заведений). «Гаран-студент. Специальный выпуск для студентов, аспирантов, преподавателей»
б) Материально-техническое обеспечение дисциплины Кафедра располагает учебным фантомным классом для отработки практических навыков по первичной реанимации новорожденных в родильном зале. Методическое оснащение данного класса представлено:
Оргтехника, используемая в учебном процессе и теле- видеоаппаратура:
Фантомы, муляжи, лечебно-диагностическое оборудование:
Учебные компьютерные программы, электронные материалы:
Видеофильмы
Слайды: 1. Фотографии детей с различной патологией 2. Укладки для недоношенных детей
7. Совокупность всех учебных и УММ, входящих в УМК по соответствующей дисциплине, составляет документацию УМК. Документация УМК является интеллектуальной собственностью кафедры, разработавшей УМК. ^ 1. УМК разрабатывается кафедрой, обеспечивающей обучение по данной дисциплине в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Заведующий кафедры-разработчика УМК является ответственным за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям Государственного стандарта по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой. 2.Рекомендуется модульное построение учебно-тематического плана, при этом модуль рассматривается как часть (раздел) дисциплины, после которой следует проверка знаний (рубежный контроль). При изучении клинических дисциплин особое внимание должно быть уделено преподаванию вопросов доказательной медицины, профилактики заболеваний, экспертизы трудоспособности, биоэтики и медицинской деонтологии.Особое внимание при составлении учебно-тематического плана следует уделять строгому соответствию видов занятий и часовых нормативов учебному плану конкретной специальности. Не допускается произвольное изменение часовой нагрузки, нарушение соотношения между различными видами учебной работы, введение не предусмотренных учебным планом зачётов и экзаменов. Учебно-тематический план дисциплины составляется на учебный год и может быть продлен на период действия рабочей программы, если в методике преподавания дисциплины не возникает изменений, что оформляется протоколом заседания кафедры, выписка из которого предоставляется в ЦКМС. 3. Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
^ В целях организационного обеспечения создания и развития учебно-методических комплексов настоящим Положением предусматривается введение формы титульного листа учебно-методического комплекса учебной дисциплины (Приложения А) и структуры УМК (Приложение Б). ^ Форма титульного листа учебно-методического комплекса учебной дисциплины ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра __________________________________________ ^ Для направления/специальности__________________ (код и наименование специальности по Классификатору специальностей высшего профессионального образования) Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» ___________ 200 г. Махачкала 20.. ^ СТРУКТУРА УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК):
- тестовые задания (или другие формы) для текущего (входного и выходного) контроля; - тестовые задания (или другие виды заданий) для рубежного контроля; - перечень вопросов для итогового контроля (экзамен, зачет).
|