«Кожа и ее производные» icon

«Кожа и ее производные»





Скачать 222.04 Kb.
Название «Кожа и ее производные»
Дата 07.03.2013
Размер 222.04 Kb.
Тип Методическая разработка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА - ЮГРА»


«Утверждаю»

Зав. кафедрой ____________

проф. Коваленко Л.В.

« »___________ 200 г.


Медицинский институт

Кафедра общей патологии


Дисциплина «Гистология »

Раздел «Частная гистология»


Методическая разработка практического занятия № 13

для студентов по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия».


^ Тема занятия: «Кожа и ее производные»


Методическую разработку подготовил:

доцент Туровинина Л.П.

Методическая разработка

обсуждена и утверждена

на кафедральном совещании №__

« »________ 200 г.


Сургут 200_ г.

Занятие №

Тема занятия: «Кожа и ее производные».

Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.


^ Цель: изучить гистофизиологию, регенерацию кожи и ее производных: волос, ногтей, сальных, потовые.

Задачи:


Знать:

1. Микро- и ультраструктуру эпидермиса, морфологические различия эпидермиса «толстой» и «тонкой» кожи.

2. Строение сетчатого и сосочкового слоев дермы и влияние сосочкового слоя на рельеф поверхности кожи.

3. Строение производных кожи: волос, ногтей, сальных и потовых желез. Их регенерация.

Уметь:

1. Диагностировать гистопрепараты по теме.

2. Определять структурные элементы в гистопрепаратах кожи, волоса, ногтя.


^ Значение изучаемой темы:

Знание структуры кожи ее производных позволит выявить особенности их функционирования, возможного нарушения их структуры и функции при развитии патологического процесса в различные возрастные периоды. Визуальное обследование кожи и ее произвольных имеет большое значение для диагностики заболеваний органов других систем организма.


^ Методические рекомендации по самоподготовке

Теоретические вопросы для самоподготовки

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов и тем:

  1. Строение эпидермиса. Подвижная норма ткани.

  2. Железистый эпителий, типы строения экзокриновых желез, типы секреции.

  3. Строение рыхлой, плотной неоформленной, жировой соединительной ткани.

  4. Нервные окончания в эпителии и соединительной ткани.

  5. Строение гемокапилляров.

  6. Регенерация эпидермиса, соединительной ткани.

По теме занятия:

I. Общая характеристика кожи. Принцип структурной организации. Функции. Классификация.

II. Источники развития. Органогенез.

^ III. Гистофизиология кожи:

  1. Строение эпидермиса. Слои эпидермиса: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой.

Особенность их клеточного состава. Механизм синтеза кератина. Особенности строения эпидермиса в различных участках кожи.

2. Строение дермы:

- Строение и гистофизиология сосочкового слоя дермы.

- Строение и гистофизиология сетчатого сдоя дермы.

- Строение и гистофизиология гиподермы.

3. Кровоснабжение кожи.

4. Иннервация кожи.

5.Регенерация кожи.

IV. Строение и гистофизиология производных кожи.

1. Потовые железы:

- Эккриновые потовые железы. Строение, механизм секреции (тип), локализация в коже, функции.

- Апокриновые потовые железы. Строение, тип секреции, локализация в коже, роль.

^ 2. Сальные железы. Общий принцип строения. Гистофизиология, тип и механизм секреции, локализация в коже, роль.

3. Волосы.
Развитие. Виды волос, их расположение. Строение волоса:

3.1. Стержень волоса.

3.2. Корень волоса (фолликул, собственно волос, луковица)

- фолликул: эпителиальные корневые влагалища, соединительнотканная сумка.

- луковица: соединительнотканный сосочек, матрица.

- собственно волос: мозговое, корковое вещество, кутикула.

3.3. Процессы формирования собственно волоса (регенерация).

3.4. Смена волос.

3.5. Поседение волос.

4. Ноготь:

4.1. Строение ногтевой пластинки (тело, корень, матрица).

4.2 Фиксация ногтевой пластинки:

- Строение ногтевого ложа (эпителиальная часть - гипонихий, соединительно-тканная часть), эпонихий.

- Строение ногтевых валиков (боковых, заднего). Их роль.

4.3. Рост ногтя.

При подготовке к занятию по теме: «Кожа и ее производные», следует обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Особенности строения эпидермиса кожи новорожденного и ребенка первых лет жизни.

  2. Морфо-функциональные особенности дермы в детском возрасте.

  3. Строение и функция сальных желез у детей различных возрастов.

  4. Строение и функция потовых желез в различные возрастные периоды.

  5. Особенности строения и рост волос у детей различных возрастов.


Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

  1. Васкуляризация, иннервация кожи.

  2. Рост и смена волос. Облысение. Поседение волос.

  3. Ноготь.

УИРС. Темы рефератов

  1. Эпидермис новорожденного и детей первых лет жизни.

  2. Строение и функция сальных желез в разные возрастные периоды.

  3. Строение и функция потовых желез у детей различных возрастов.

  4. Рост и смена волос.

  5. Регенераторные возможности тканей кожи. Структурные обоснование функций кожи.

  6. Дерматоглифика и ее значение диагностике заболеваний органов.

  7. Зоны Захарьина – Геда. Их роль в диагностике заболеваний.

  8. Морфофункциональные особенности дермы в детском возрасте.



^ Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.


Особенности кожи и ее производных у детей.

Кожа ребенка, особенно новорожденного и на первом году жизни, по своему строению и в функциональном отношении во многом отличается от кожи взрослого. Эти особенности позволяют понять и объяснить как частоту кожных поражении в раннем детском возрасте, так и некоторые особенности их течения.

Кожа грудных детей и детей первых лет жизни отличается от кожи взрослого человека своей бархатистостью, мягкостью и более розовым цветом. Она значительно тоньше, чем у взрослого. Особенно тонок роговой слой эпидермиса у новорожденного. Он состоит всего из 2-3 рядов ороговевших, слабо связанных между собой клеток, которые беспрерывно слущиваются. У новорожденных роговой слой эпидермиса очень тонок, но утолщается в течение 1-го месяца жизни. Так, роговой слой кожи предплечья новорожденного равен 0.01 -0,1мм, спины- 0,01 мм, живота - 0,05-0,06 мм, подошвы ступни-0,08-0,14 мм при общей толщине эпидермиса - 0,15-6,25 мм. Ростковый слой, в котором происходит энергичное разрастание клеток, развит хорошо. Базальная мембрана, на которой лежит эпидермис новорожденного, недоразвита. Она очень топкая и рыхлая вследствие слабого развития ее волокнистых структур, поэтому и связь между эпидермисом и дермой очень слабая.

С возрастом происходит утолщение эпидермиса, особенно его рогового слоя. Это утолщение на многих местах тела становится заметным уже через 1-2 месяца после рождения ребенка.

Дерма у новорожденного и детей первых лет жизни не только более тонкая, по и строение ее своеобразно. Сосочковый слой дермы хорошо выражен только на ладонях, подошвах и тыльной поверхности кистей и стоп, а на других местах он развит слабо и еще не закончил своего формирования. Дерма значительно богаче клеточными элементами, в ней больше содержится аморфного вещества, воды, муцина и преобладают преколлагеновые волокна. Эластические волокна появляются только в конце I месяца жизни, причем раньше всего в коже лица. К 8 годам количество эластических волокон достигает максимума (гиперэластоз) и удерживается на этом уровне лет до 30 лет.

Утолщение рогового слоя эпидермиса, а также развитие соединительнотканной основы кожи продолжается до 16 лет, причем особенно энергично эти процессы идут в течение первого года жизни.

У взрослого человека толщина эпидермиса может достигать 0,6 мм на подошвах ног, а толщина дермы - на различных участках кожи равна от 1,1 до 2,6 мм. Содержание гликогена в коже у новорожденных примерно в полтора раза меньше, чем у взрослых. Содержание ДНК в коже не зависит от возраста. Время обновления клеток эпителия - это среднее время, за которое все базальные клетки из базального слоя переходят в роговой. Для взрослых это время колеблется (на различных участках кожи) от 12,4 до 26 суток - в среднем 17,7 суток. У детей обновление эпителия протекает медленнее, чем у взрослых, так как клетки эпидермиса детей имеют больший срок жизни.

Толщина подкожно жировой клетчатки у новорожденных колеблется в широких пределах. Особенностями строения этого слоя у детей грудного возраста являются: очень богатое капиллярное кровоснабжение жировых долек, узкие прослойки соединительной ткани между жировыми дольками и наличие большого количества недифференцированных жировых клеток (мелких с незначительными жировыми включениями).

Характерная особенность кожи новорожденного - богатство ее кровеносными сосудами с густой сетью широких капилляров. Капилляры долго остаются широкими, чем и объясняется нежно-розовая кожа ребенка первого года жизни. Нервы кожи у новорожденных в значительной мере соответствуют таковым у взрослого человека, но многие концевые нервные аппараты к моменту рождения ребенка не заканчивают своего развития.

Таким образом, защитная функция кожи в детском возрасте, особенно у новорожденных детей и детей первого года жизни, ввиду ее морфологических особенностей явно недостаточна. По сравнению с кожей взрослого у детей она легко ранима и более доступна проникновению инфекции и вредному воздействию химических раздражителей.

Сальные железы усиленно функционируют уже во время внутриутробного развития и в течение первого года жизни, обильно выделяя сало на поверхность кожи. У детей старше одного года наблюдается атрофия части секреторных отделов, и у детей 7 лет сальные железы становятся меньших размером по сравнению с новорожденными. Вновь увеличиваются сальные железы с началом полового созревания, и максимальных размеров они достигают у лиц 18—25 лет.

Потовые железы в течение первых 3-4 месяцев не функционируют, и просвет их закрыт эпителиальными клетками, хотя к моменту рождения некоторые железы уже достаточно развиты. В настоящее время большинство авторов склонно объяснять отсутствие функциональной деятельности потовых желез недоразвитием потоотделительных центров в головном мозгу. Этим и объясняется слабая выраженность теплорегуляционной функции кожи у новорожденного и ребенка первого года жизни. Ребенок этого возраста легче, чем более старшие дети, переохлаждается и перегревается при соответствующих переменах окружающего воздуха.

Окончательное развитие потовые железы достигают к 5-7 годам жизни ребенка. Апокриновые железы заканчивают свое развитие и начинают функционировать только с периода полового созревания.

Дыхательная функция кожи у детей грудного возраста имеет большое значение, чем у взрослых, ввиду тонкости рогового слоя эпидермиса и усиленного кровоснабжения дермы.

К производным эпидермиса относятся волосы. Они на голове новорожденных вполне развиты, но отличаются отсутствием мозгового вещества. Кожа туловища, особенно спины и плеч, покрыта пушковыми волосами, причем у недоношенных детей их больше, чем у доношенных. Этот пушковый волосяной покров выпадает в течение первого месяца жизни и заменяется волосами, которые в течение первого года жизни несколько раз выпадают и вновь вырастают. Волосы головы начинают расти до рождения. У новорожденных их средняя длина у мальчиков равна 2,4 см. у девочек 2,6 см. Скорость роста волос у новорожденных равна 0,2 мм, (затем увеличивается до 0,3-0,5 мм) в сутки. Под мышками и на лобке волосы появляются к 10 годам у девочек, и к 12-15 годам у мальчиков. Порядок появления следующий: лобок, мошонка, подмышка и борода.

Общая продолжительность жизни волос (в том числе период роста и покоя перед выпадением) зависит от участка тела и типа полос. Например, брови, ресницы и подмышечные волосы живут 3-4 месяца, головы - от 5 до 7 лет.

Количество волос на 1 см2 головы у детей 3-9 лет: мальчики – 199 ±14, девочки – 185±10,у взрослых: рыжие около 200, брюнеты - около 250, блондины около 300.

Скорость роста ногтей пальцев рук и ног неодинакова и зависит от ряда факторов.

До трех лет скорость ногтей пальцев рук равна 0,07 мм в сутки, В период от 20 до 30 лет увеличивается до 0,12 мм в сутки, к 80 годам равна 0,09 мм в сутки. Быстрее всех растет ноготь среднего пальца, за ним следует указательный, безымянный, большой и мизинец. Зимой скорость роста ногтей на 8-10% ниже, чем летом. Ногти на пальцах ног растут медленнее, чем на пальцах рук.

Следует также отметить, что в период полового созревания, в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма, наблюдается повышенная вазомоторная возбудимость кожи (быстрая смена окраски), а также усиленное функционирование апокриновых потовых и сальных желез, что ведет к закупориванию их выводных протоков с последующим воспалением.

^ Методические указания к самостоятельной работе на занятии

Задания и ориентировочные основы действий


Изучить гистологические препараты:

Препарат №137. Кожа пальца человека. Окраска: гематоксилин и эозин.

Получите изображение препарата на "малом" увеличении, расположите его горизонтально. Эпидермис должен располагаться выше соединительной ткани, в верхней части поля зрения. Найдите на препарате базальную мембрану эпидермиса. Определите слои эпидермиса. На базальной мембране располагается светло-фиолетовый ростковый слой эпидермиса (совокупность базального и шиповатого слоев). Найдите зернистый слой, в клетках которого определяются гранулы кератогиалина. Блестящий сдой виден как волнистая полоса красного, либо желтого, либо темно-синего цвета. Часто студент делает ошибку, принимая блестящий слой за базальную мембрану эпидермиса. Найдите роговой слой.

Изучив эпидермис, обратите внимание на дерму. Найдите сосочковый слой, образованный рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью, который располагается непосредственно под эпидермисом между вдающимися в соединительную ткань эпителиальными сосочками. Обратите внимание на сетчатый слой дермы, сформированный плотной неоформленной соединительной тканью. Определите обилие пучков грубых коллагеновых волокон, хаотично переплетающихся между собой. Сравните структуру соединительной ткани этого типа с рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью сосочкового слоя. В сетчатом слое дермы найдите потовые железы. Определите их секреторные отделы: поперечные срезы нескольких трубочек, выстланных кубическим эпителием. Выводные протоки пронизывают все вышележащие слои. Они оказываются продольно срезаны, определяются в некоторых участках среза в виде тяжей, если срезаны по касательной, или в виде косых срезов трубочек.

Ниже сетчатого слоя найдите дольки жировой ткани, между которыми располагаются прослойками рыхлой соединительной ткани, сосуды, нервы. На границе сетчатого слоя и гиподермы определите чувствительные окончания Фаттер-Пачини – барорецепторы.

Переведите микроскоп на "большое" увеличение и рассмотрите структуры, описанные выше.

^ Определить, зарисовать и обозначить: 1) базальный слой. 2) шиповатый. 3) зернистый. 4) блестящий. 5) роговой.





^ Препарат № 138. Кожа головы с продольным разрезом волоса.

Окраска: гематоксилин и эозин.

Получите изображение препарата на "малом" увеличении, расположив его горизонтально в поле зрения. Эпидермис должен располагаться над соединительной тканью. Определите тип кожи, ориентируясь на наличие, либо отсутствие блестящего слоя в эпидермисе. Обратите внимание на то, что в подлежащей соединительной ткани располагаются многочисленные корни - фолликулы волос. В зависимости от того, как прошла плоскость среза, может быть виден корень волоса по всей длине - продольный срез, либо какая-то его часть-косой срез или поперечный срез. Постарайтесь найти в препарате продольный срез волоса. В нижних отделах корня волоса найдите луковицу волоса и ее соединительнотканный сосочек, на его располагающейся вершине - матрицу волоса, которая и обеспечивает рост стержня волоса. В центре корня найдите вещество собственно волоса коричневого, либо желтого цвета. В центре его – мозговое вещество, по периферии от него, более светлое, – мозговое вещество. Кнаружи от собственно волоса располагается светло-фиолетовое наружное эпителиальное корневое влагалище, являющееся продолжением росткового слоя эпидермиса. В зоне матрицы волоса с обеих сторон от собственно волоса найдите тонкое внутреннее корневое эпителиальное влагалище, окрашенное в розовый цвет. Внутреннее эпителиальное влагалище исчезает на уровне сальных желез, протоки которых открываются в фолликул волоса. Кнаружи от корневых эпителиальных влагалищ располагается соединительнотканная волосяная сумка. В верхней трети корня волоса найдите сальную железу. Сальная железа видна как альвеолярное скопление светлых слабо-базофильных эпителиальных клеток. В зависимости от того, как сальная железа располагается в плоскости среза, Вы сможете увидеть концевой секреторный отдел соединенный с корнем волоса коротким выводным протоком, либо концевой секреторный отдел, лежащий отдельно от корня волоса. Обратите внимание на пучки гладких мышечных клеток, расположенных под секреторным отделом сальной железы косо по отношению к корню волоса. Это мышцы поднимающие волос. В соединительной ткани, окружающей нижние отделы корня волоса, найдите секреторные отделы потовых желез, которые просматриваются скоплением поперечно срезанных трубочек, выстланных кубическим эпителием. Найдите кровеносные сосуды различного калибра и типа, нервы, располагающиеся на различной глубине в соединительной ткани.

Найдите в поле зрения корни волос, разрезанные поперечно. В этом случае корень волоса виден как круглая, либо овальная структура. В центре корня волоса найдите собственно волос, вокруг расположено наружное и внутреннее эпителиальные корневые влагалища. Снаружи выявляется соединительнотканная сумка. Найдите сальные и потовые железы.

Переведите микроскоп на "большое" увеличение. Изучите все вышеперечисленные структуры.

^ Определить, зарисовать и обозначить: 1) концевые отделы 2) выводные протоки.3) мышца






  1. Волосяная луковица 2) волосяной сосочек. 4) внутреннее эпителиальное влагалище





Препарат 148 - Развитие волоса. Фронтальный разрез нижней челюсти зародыша крысы.

Окраска: гематоксилин и эозин.

Получите изображение препарата на "малом" увеличении, расположив его горизонтально в поле зрения. Найдите эпидермис. Эпидермис должен располагаться по выпуклой стороне среза на поверхности формирующейся соединительной ткани. Найдите в соединительной ткани закладки корней волос, которые называются волосяными втулками. Волосяные втулки образуются путем погружения в соединительную ткань базальной мембраны и клеток росткового слоя. В некоторых зачатках корней волос можно наблюдать процесс образования стержня волоса. Найдите формирующиеся волосяные сосочки, закладки сальных желез.

Определить, зарисовать и обозначить: 1. Эпидермис. 2. Базальная мембрана. 3. Соединительная ткань.4. Кровеносные сосуды. 5. Волосяная втулка. 6. Волосяной сосочек, 7. Закладка сальных желез.


Препарат - Продольный разрез ногтя. Окраска: гематоксилин и эозин.

Получите изображение препарата на "малом" увеличении. Найдите в препарате ногтевую пластинку розового цвета. Ногтевая пластинка должна быть расположена горизонтально в поле зрения и быть выше остальных тканей. Определите с одной из сторон ногтяной пластинки задний валик, под которым определите матрицу ногтя. Под ногтевой пластинкой располагается ногтевое ложе, в котором найдите эпителиальную часть - гипонихий, и располагающееся под гипонихием - соединительное ложе. Между ногтевой пластинкой и задним валиком определите эпонихий.

Определить, зарисовать и обозначить: 1. Ногтевая пластинка. а) тело. б) корень. 2. Ногтевое ложе: 3. Эпителиальная часть (гипонихий). 4.Соединительнотканное ложе. 5. Ногтевой задний валик. 6. Ногтевая щель. 7. Матрица . 8. Эпонихий.


Препарат– Поперечный разрез ногтя

Определить, зарисовать и обозначить: 1. Ногтевая пластинка. а) тело 2. Ногтевое ложе: 3. Эпителиальная часть (гипонихий). 4.Соединительнотканное ложе 5. боковые валики.


Изучить демонстрационные препараты.

  1. Кожа. Окраска азур 2- эозином.

  2. Сукцинатдегидрогенеза в клетках эпидермиса и дермы.

  3. Лактатдегидрогеназа в эпидермисе и дерме. Окраска по Нахласу.

  1. Коллагеновые волокна дермы. Окраска по Маллори.

5. Коллагеновые волокна дермы. Окраска пикрофуксином по Ван Гизону.

6. Эластические волокна дермы. Окраска резорцин фуксином.


Изучить микрофотографии и электроннограммы.

1.Эпидермоциты (кератиноциты) на разных стадиях дифференцировки.

2.Меланоцит.

3.Клетки Лангерганса.

4.Секреторный отдел потовой железы.


Контрольные вопросы для самопроверки.

  1. Назовите источники развития эпидермиса и дермы.




  1. Чем отличается «толстая » кожа от «тонкой»?




  1. Какие клетки являются источником регенерации эпидермиса?




  1. С какими изменениями клеток эпидермиса связан процесс ороговения?




  1. Какими структурами обусловлен рисунок кожи на подушечках пальцев?




  1. Что является источником роста и ногтя?




  1. Каково функциональное значение кожного покрова?

  2. Из каких источников развивается меланоциты и клетки Лангерганса?




  1. Каковы особенности строения и функции мерокриновых и апокриновых потовых желез?




  1. Каковы морфологические проявления голокриновый секреции сальных желез?



Ситуационные задачи.

1. Потовые железы, секретирующие по апокринному типу, развиваются с периода полового созревания. Чем это обусловлено?

2.При механическом повреждении эпидермиса происходит его восстановление. Какие клетки участвуют в этом процессе?

3.Проводили микроскопический анализ двух биоптатов кожи кисти. В одном было обнаружено пять четко выраженных слоев эпидермиса и простые железы в дерме; в другом - эпидермис был тонким, слизистость слабо прослеживалась, дерма содержала корни волос, волосяные луковицы и два вида простых желез. Какие участки кожи подвергались анализу? Каких сведений не хватает для определения желез и уточнения морфологического диагноза биоптатов?

4. Под действием ультрафиолетовых лучей большая часть кожи европейцев приобретает коричневый цвет. При прекращении действия ультрафиолета она через некоторое время светлеет, за исключением определенных участков (вокруг соска грудной железы, мошонки и др.). От чего зависит изменяемый при ультрафиолетовом облучении цвет кожи? Какие клетки принимают в этом участие?

5. В дерме кожи имеются пуски гладкомышечных клеток, сокращение которых вызывает появление так называемой “гусиной кожи”. В чем значение этой реакции?

6.На разгибательных поверхностях тела (плечи, спина) сетчатый слой дермы развит значительно сильнее, чем на сгибательных (живот). С какой функцией кожи это связано?

7. В результате болезни снизилась функция сальных желез. Какие изменения произойдут в состоянии эпидермиса и волос?

8. Как утверждает дерматоглифика, по кожному рисунку можно идентифицировать личность, выявить предрасположенность человека к той или иной патологии и другие интересные данные по состоянию здоровья. Какие структуры кожи позволяют расшифровать эти вопросы?

9.В базальном и шиповатых слоях эпидермиса кожи повышено число митотически делящихся клеток. О чем может свидетельствовать эта активизация?

10.В участке дермы кожи преобладают коллагеновые волокна, располагающиеся мощными пучками, расположенными в разных направлениях. Клеток соединительной ткани и основного вещества мало. Назовите разновидность соединительной ткани и какой слой дермы она формирует?

11.В результате механического воздействия повреждены все слои кожи. Как, при каких условиях и с участием каких клеток будет происходить регенерация эпидермиса и дермы?

В условиях длительного голодания сохраняется слой жировой клетчатки в области кожи подошв и ладоней. Почему?

12.В сценариях и художественной литературе указываются случаи “поседения волос за ночь или сутки после сильного нервного стресса”. Объясните, возможно, ли это?

13.В пубертантный период наблюдается гиперфункция сальных желез. В некоторых случаях это сопровождается угревой сыпью. Объясните то и другое состояние.

14.Наблюдается, что процесс облысения более характерен для мужчин, чем для женщин. Объясните с чем это связано?

15. Какая система организма более выражено оказывает влияние на строение кожи и ее производных?

16. Благодаря каким структурным особенностям кожа защищает организм от проникновения свободной воды?

17.Бытует мнение, что стрижка волос детей первого года жизни может повлиять на их густоту. Так ли это?

18.Ряд повреждающих факторов могут вызвать ожог кожи, в области которого под эпидермисом образуются пузырьки. Какого значение этой реакции кожи?


^ Основные термины к теме «Кожа и ее производные»


Волосы pili

Дерма Dermis (corium)

Кожа Cutis

Корень волоса Radix pili

Корневое влагалище внутреннее Vagina radicularis interna

Корневое влагалище наружное Vagina radicularis externa

Луковица волоса Bulbus pili

Матрикс (ростковая часть) Matrix pili

Меланоцит Melanocytus

Мышца, поднимающая волос Musculus arrector pili

Ноготь Unguis

Пластинка надногтевая Eponychium

Пластинка подногтевая Hyponychium

Подкожная (клетчатка) основа Tela subcutanea

Сетчатый слой Stratum reticulare

Сосочек волоса Papilla pili

Сосочковый слой Stratum papillare

Стержень волоса Scapus pili

Сумка волоса Bursa pili

Фолликул волоса Folliculus pili

Эпидермис Epidermis


Литература

Основные учебники

  1. Гистология, цитология и эмбриология: Учеб. для студентов мед. ВУЗов/Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Медицина, 1999 – 744с.: ил.-

  2. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина. Москва. Издательство «Медицина»,1989г.

  3. Гистология: Учебник для ВУЗов/Под ред.В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 592с.:ил.

  4. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина Москва. Издательство «Медицина», 1983г

  5. Гистология: Учебник для студ. мед. ин-тов / Под ред. В.Г. Елисеева. – М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1969.-671с.

Дополнительные учебники

  1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров., В.Л. Горячкина. – М.: Мед. информ. агентство, 2002. –373с.

  2. Гистология, цитология и эмбриология; Атлас Учеб. пос. (О.В.Волкова, Ю.К.Елецкий, Т.К Дубовая и др.; Под ред. О.В.Волковой, Ю.К.Елецкого.- М.Медицина, 1996.-544с.

  3. Гистология. Ф. Хэм, Д. Кормак. – М.: Мир. 1-5т., 1982-1983г.

  4. Гистология: Учеб.- Н.А. Юрина. А.И. Радостина. М.: Медицина, 1995. – 256с.

  5. Руководство по гистологии. Общая гистология (учение о тканях 1 том, 2 том). Р.Д. Данилов, В.Л. Быков Санкт-Петербург. Издательство: СпецЛИТ, 2001г.

  6. Гистология. Э.Г. Улумбеков, Ю.А. Челышева Москва. Издательство: «Мир», 1982г.

  7. Гистология. Н.А. Юрина, А.И. Радостина. – м.: Медицина, 1996.

  8. Руководство по гистологии. Общая гистология (учение о тканях 1 том). Р.Д. Данилов, В.Л. Быков, Санкт-Петербург. Издательство: Спец.ЛИТ, 2001г.

Литература для углубленного изучения

  1. Основы сравнительной гистологии Заварзин А.А.: Учеб. пос. для студентов, обуч. по спец. «Биология»/ЛГУ. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. – 400с.

  2. Основы общей цитологии. А.А. Заварзин, А.Д. Харазова Ленинград. Москва. Изд-во: Ленинградского университета, 1982г.

  3. Общая цитология. Ю.С. Ченцов. Москва. Изд-во: МГУ, 1978г.

  4. Функциональная морфология тканей. Е.А. Шубникова. М.: МГУ, 1981.

  5. Регулярные механизмы регенерации. А.Н. Студитского, Л.Д. Лиознера. Москва. Изд-во: «Медицина», 1973 г.

Учебные пособия, практикумы

  1. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. / Под ред. проф. Ю.И. Афанасьева. – М.: Высш. школа, 1990.-399с.:ил.

  2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии: Практикум/Гос. комитет СССР по народному образованию; Под ред. Н.А. Юриной, А.И. Радостиной. – М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1989. –253с.:ил.

  3. Практикум по гистологии: (Учеб. пос.) И.И. Таскаев, В.В. Семченко, Л.П. Туровинина; М-во общ. и проф. Образования Р.Ф., М-во здравоохранения Р.Ф. Сиб. отд-ние акад. наук. Высш. Шк., Омск. гос. мед. акад., Сургут. гос. ун-т. – Омск; Сургут: ОГМА, 2000. – 198с.

  4. Экскурс в медицинскую эмбриологию и практическую гистологию: учеб. пос. / И.И. Таскаев, В.В. Семченко, Л.П. Туровинина; под ред. И.И. Таскаева. М-во общ. и проф. образования Р.Ф., М-во здравоохранения Р.Ф. Сиб. отд-ние акад. наук. Высш. Шк., Омск. гос. мед. акад., Сургут. гос. ун-т. – Омск; Сургут: ОГМА, 2005. – 128с.

  5. Возрастная гистофизиология: учеб. пос./ И.И. Таскаев: М-во общ. и проф. образования РФ и др. – Омск: Б. И, 1998. – 256с.

  6. Ситуационные задания по гистологии: (Для практических занятий и экзаменов)/ М-во здравоохранения РСФСР; Омский мед. ин-т; Омское отделение Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов. – Омск, 1984. – 19с.

  7. Видеоатлас: Приложение к видеофильму «Общая и частная гистология»/ М-во здравоохранения РФ; Омская гос.мед. академия; Сибирское отд.АН высшей школы; Под ред. В.В. Семченко, И.И. Таскаева 1997. – 52 с.:ил.

  8. Практикум по функциональной гистологии И.И. Таскаев, В.В. Семченко.: Учебно-методическое пос./м-во здравоохранения РФ; Омская гос. мед. академия. –3-е изд., перераб., доп. – Омск, 1997. – 84 с.: ил.

  9. Клинические аспекты гистофизиологии (избранные темы) / м-во здравоохранения РФ. Омская гос. мед. академия – Омск: Изд-во Омской мед. академии, 1999.-128с. И.И. Таскаев, В.В. Семченко.

Ситуационные задания, тестовый контроль знаний.

  1. Ситуационные задания по гистологии: для практических занятий и экзаменов / М-во здравоохранения РСФСР; Омский мед. ин-т;. – Омск, 1984. – 19с.

  2. Тестовые задания по гистологии и эмбриологии: учеб. пос. / В.В. Семченко, И.И. Таскаев; Омская мед. академия. – Омск, 1997. – 90с.

  3. Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии. Н.Н. Мушкамбаров, Кузнецов С.Л.— М.: Диаморф, 2002.

Атласы

  1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. В.Г. Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский. – М.: Медицина, 1970.

  2. Атлас по гистологии и эмбриологии. И.В. Алмазов, Л.С. Султанов. – М.: Медицина, 1978.

Словари

  1. Международная гистологическая номенклатура на латинском, русском и английском языках/ М-во здравоохранения РФ Всерос. науч. общ. анатомов, гистологов, эмбриологов и др.; Под ред. В.В. Семченко и др. (3-е изд.). –т Омск: Омск. гос. мед. акад., 1999-156с.

  2. Словарь по гистологии / В.Д.Новиков, Г.В. Правоторов, В.А. Труфакин; Новосиб. мед. ин-т Новосибирск: Б.и., 1998.-149с.

Электронные образовательные ресурсы локальной компьютерной сети

Общая и частная гистология: Видеофильм. - 1 видеокассета +Бр. видеоатлас 51с. Омск, 1997.-

  1. Семченко, В.В. Видеоатлас: Приложение к видеофильму «Общая и частная гистология»/ В.В. Семченко, И.И. Таскаева Омская гос. мед. акад.; Сибирское отд.АН высшей школы; 1997. – 52 с.:ил.

  2. Кузнецов, С.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: рук-во / Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.П., Горячкина В.Л. - М.: ММА, 1998.

  3. Данилов, Р.К. Гистология человека в Мультимедиа: электронный учебник / Р.К. Данилов, Клишов А.А., Боровая Т.Г. - СПб: В МедА, 1998.

  4. Павлов, А.В. Знаете ли Вы гистологию? Павлов А.В., Гансбургский А.Н., Щербаков А.О.— Ярославль: ЯГМА, 1999.

  5. Мельников И.А. Гистологические тесты (ГистоТест). - Мн.: БГМУ, 2000.

  6. Корн М.Я. Световая микроскопия: атлас-справочник. - М.: Диаморф, 2001.

  7. Слука Б.А. Принципы диагностики электронограмм: мультимедийная презентация к лекции (электронное учебное пособие). - Мн.: БГМУ, 2001.

  8. Мушкамбаров, Н.Н. Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии. Н.Н. Мушкамбаров, Кузнецов С.Л.— М.: Диаморф, 2002.

  9. Слука Б.А. Принципы диагностики гистологических препаратов: мультимедийная презентация к лекции (электронное учебное пособие). - Мн.: БГМУ, 2002.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Кожа и ее производные» icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кожа и ее

«Кожа и ее производные» icon Методические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: кожа и ее

«Кожа и ее производные» icon 11 кожа, ее функции и строение, профилактика кожных заболеваний кожа сложный полифункциональный орган,

«Кожа и ее производные» icon Антибиотики – тетрациклины (частично гидрированные производные нафтацена)

«Кожа и ее производные» icon 3 Механизмы действия наркотических анальгетиков. 5 Алкалоиды–производные фенантренизохинолина и их

«Кожа и ее производные» icon Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя Тема: Кислородсодержащие

«Кожа и ее производные» icon «Кожа»

«Кожа и ее производные» icon Кожа подростка

«Кожа и ее производные» icon Методика статистического исследования, его этапы и их характеристика. Абсолютные и производные статистические

«Кожа и ее производные» icon Тема: «Кожа и её значение»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы