|
Скачать 0.51 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Утверждаю заведующий кафедрой доцент к. м. н. А. Д. Калоев «_____» ___________2012 год Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине «Экстремальная и военная медицина» для студентов 3 курса лечебного, 4 курса педиатрического и 3 курса стоматологического факультетов. Тема № 22 . Токсичные химические вещества цитотоксического действия. Занятие № 1. Ингибиторы синтеза белка и клеточного деления. Обсуждена на заседании кафедры «_____»_____________2012года протокол № 2 Методическая разработка составлена старшим преподавателем кафедры Лобозовой О. В. Ставрополь, 2012
Цитотоксическим называется повреждающее действие веществ на организм путём формирования глубоких и функциональных изменений в клетках, приводящих к их гибели. В основе такого действия лежит прямое или опосредованное иными механизмами поражение внутриклеточных структур, сопровождающееся грубыми нарушениями генетического аппарата клеток и клеточных мембран, процессов синтеза белка и других видов пластического обмена. Следует отметить, что практически любая тяжёлая интоксикация в той или иной степени сопряжена с повреждением клеток различных типов. Однако часто повреждение носит вторичный характер (в результате стойкого нарушения токсикантами или продуктами их метаболизма гемодинамики, газообмена, кислотно-основного состояния, ионного состава внутренней среды организма и т. д.) либо проявляется при воздействии химических соединений на клетку лишь в очень высоких дозах (на фоне уже развившихся иных признаках поражения). Вместе с тем существуют вещества, цитотоксическое действие которых обусловлено прямой атакой ксенобиотика на структурные элементы клетки и является основным в профиле вызываемого ими токсического процесса. Такие вещества можно отнести к группе цитотоксикантов. Особый интерес представляют вещества, способные при экстремальных ситуациях вызывать массовые санитарные потери. К числу таковых из группы цитотоксикантов относятся прежде всего боевые отравляющие вещества кожно-нарывного действия (иприт, азотистый иприт, люизит), некоторые промышленные агенты (соединения мышьяка, ртути и т. д.), фитотоксиканты и пестициды, и их токсичные примеси (диоксин и диоксинподобные соединения), а также некоторые другие соединения. Мышьяксодержащие вещества широко используются в медицине, а также в качестве пестицидов (инсектицидов и гербицидов), осушителей в производстве изделий из хлопка, консервантов древесины, пищевых добавок в рацион некоторых животных и т. д. Хотя случаи массовых интоксикаций соединениями мышьяка в настоящее время редки, сохраняется потенциальная возможность таких инциндентов. Так, в Японии (1972 г.) более 12 тысяч детей получили отравление консервированным молоком, заражённым мышьяком. Случай привёл к гибели 130 человек. Широкое применение мышьяксодержащих веществ в хозяйственной деятельности, их доступность делают возможным их применение с террористическими целями. На основе мышьяка в начале 20 века были созданы высокотоксичные боевые отравляющие вещества, запасы которых в настоящее время подлежат уничтожению. 3. Учебные и воспитательные цели. ^ - расширение и углубление у студентов общего и медицинского кругозора знаний, развитие умений клинически мыслить, продолжение формирования личности врача; - подготовка медицинских специалистов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. ^ в результате изучения дисциплины студент должен: ЗНАТЬ: - характеристику очагов создаваемых токсическими веществами цитотоксического действия в военное время и в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - патологию, клинику и лечение поражений токсическими веществами цитотоксического действия. УМЕТЬ: - практически осуществлять основные мероприятия по защите населения, больных, медицинского персонала от поражающих факторов цитотоксикантов; - оценивать химическую обстановку; - квалифицированно использовать медицинские средства защиты. ^ - о содержании мероприятий, проводимых по защите населения, больных, персонала и имущества медицинских учреждений в военное время. ВЛАДЕТЬ: - способами логического анализа обстановки; - навыками планирования деятельности по защите людей в условиях возникновения очагов химического заражения. ^ - в организации химического контроля за обстановкой, принятием быстрых и правильных решений при её изменении и реализации. ^ А) Для изучения темы необходимы базовые знания по патологической анатомии (тема № 2 «Патология клетки», тема № 3 «Повреждение»), биологии с экологией (тема № 2 « Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации живого», цитологии, гистологии, эмбриологии (тема № 19 «Цитология»). Требуются знания по ответным реакциям на повреждающее действие со стороны органов дыхания, покровных тканей. Б) Полученные знания по данной теме необходимы для изучения медицинской службы гражданской обороны, занятия № 2 цикла «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны», профессиональных болезней (занятие № 3 и № 4 « Профессиональные интоксикации»), гигиены (тема № 1 «Основы военной гигиены и гигиены чрезвычайных ситуаций и катастроф»), реанимации и интенсивной терапии (тема № 12 «Особенности интенсивной терапии и реанимации при различных острых отравлениях»). ^ 5.1. Повторите: из пройденного курса патологической анатомии тему № 2 «Патология клетки», тему № 3 «Повреждение», из курса биологии с экологией тему 2 «Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации живого»; из курса цитологии, гистологии, эмбриологии тему №19 « Цитология». 5.2. Перечень и классификация веществ цитотоксического действия. Обратите внимание на критерии отнесения химических соединений к группе веществ цитотоксического действия. 5.3. Оцените особенности механизма действия, патогенеза при поражении ингибиторами синтеза белка и клеточного деления. 5.4. Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации. Составьте схему этапов эвакуации при поражении химическими веществами цитотоксического действия. 5.7 . Оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации. ^ Обязательная:
Дополнительная:
6.3. Лужников Е. А., Остапенко Ю. Н., Суходолова Г. Н. « Неотложные состояния при острых отравлениях ( диагностика, клиника, лечение)». М.: Медпрактика – М, 2001
Перечень и классификация веществ цитотоксического действия. К числу наиболее токсичных представителей цитотоксикантов относятся: 1. Металлы: - мышьяк; - ртуть и др. 2. Элементорганические соединения: - сероорганические соединения (галогенированные тиоэфиры: сернистый иприт); - азоторганические соединения (галогенированные алифатические амины и некоторые аминосоединения жирного ряда: азотистый иприт, этиленимин); - мышьякорганические соединения (галогенированные алифатические арсины: люизит); - органические окиси и перекиси (этиленоксид) и др.; - галогенированные бензофураны; - галогенированные бифенилы и др. 4. Сложные гетероциклические соединения: - афлатоксины; - трихотеценовые микотоксины; - аманитин и др. 5. Белковые токсины: - рицин и др. Общим в действии цитотоксикантов на организм являются: - медленное, постепенное развитие острой интоксикации (продолжительный скрытый период, постепенное развитие токсического процесса), - изменения со стороны всех органов и тканей (как на месте аппликации, так и после резорбции), с которыми токсикант или продукты его метаболизма в силу особенностей токсикокинетики способны непосредственно взаимодействовать, - основные формы нарушений со стороны органов и систем, вовлечённых в токсический процесс: воспалительно-некротические изменения, угнетение процессов клеточного деления, глубокие функциональные расстройства внутренних органов. Вместе с тем поражения различными токсикантами имеют и свою специфику, обусловленную особенностями основного механизма их токсического действия. Основные ОВТВ рассматриваемого класса в соответствии с особенностями механизма действия можно отнести к одной из следующих групп:
а) образующие аддукты нуклеиновых кислот: - сернистый иприт, азотистый иприт. б) Не образующие аддукты нуклеиновых кислот: - рицин. 2. Тиоловые яды: - мышьяк, люизит. 3. Токсичные модификаторы пластического обмена: - галогенированные диоксины, бифенилы. Процессы синтеза белка и клеточного деления необыкновенно сложны. Механизмы, посредством которых токсиканты способны воздействовать на них – многообразны. При этом условно вещества, нарушающие процессы, можно подразделить на две группы. Представители первой группы взаимодействуют с нуклеиновыми кислотами ядра клетки (образуют аддукты), повреждая её генетический код и нарушая механизмы репликации. Поражение такими веществами сопровождается повреждением преимущественно делящихся клеток, нарушением пролиферации клеточных элементов. Соединения другой группы действуют на этапах транскрипции и трансляции генетической информации. Поэтому основным видом нарушения является угнетение синтеза белка. Наиболее чувствительными к этим ядам являются органы с высокой интенсивностью пластического обмена. Основные свойства сернистого иприта.
Основные свойства азотистого иприта.
|