Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
Эпизоотология и инфекционные болезни
Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
111801 Ветеринария
Квалификация (степень) «специалист»
Москва 2011
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления и распространения инфекционных болезней животных, средствах и способах профилактики и борьбы с ними.
Задачи. Изучить основные разделы общей и частной эпизоотологии и ветеринарной санитарии, а именно:
эпизоотологические аспекты инфекции и иммунитета;
эпизоотический процесс и его движущие силы в различных природно-географических и социально-экономических условиях;
эволюцию, номенклатуру и классификацию инфекционных болезней; комплексный метод диагностики инфекционных болезней животных; приемы и методы эпизоотологического исследования;
принципы противоэпизоотической работы в современном животноводстве;
средства и методы терапии и лечебно-профилактических обработок животных при инфекционных болезнях;
основы ветеринарной санитарии – дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию и их применение в практических условиях;
основные характеристики наиболее важных в эпизоотологическом и экономическом отношениях инфекционных болезней, их диагностику, лечение, общие и специфические профилактические и оздоровительные мероприятия.
^
С.3 - Профессиональный цикл - Эпизоотология и инфекционные болезни.
Входные знания, умения, компетенции.
Знать: физические и химические основы жизнедеятельности организма; устройство персонального компьютера, методы сбора и обработки информации, методы математической и вариационной статистики в биологической и ветеринарной науке; понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных; основные виды болезнетворных бактерий и грибов, их классификацию и методы диагностики; понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных; основные виды вирусов; биотехнологию защитных препаратов; классификацию лекарственных средств, их фармакокинетику, фармакодинамику; принципы ветеринарной генетики при разведении животных; гигиенические параметры содержания животных, ветеринарно-санитарные требования к планировке сельскохозяйственных помещений; организацию и экономику ветеринарных мероприятий, организацию ветеринарного надзора, ветеринарный учет, отчетность и делопроизводство;
Уметь: использовать знания физиологии при оценке состояния животного; проводить бактериоскопию; отбирать материал для микробиологических и вирусологических исследований; определять антибиотикочувствительность; определять гигиенические параметры в помещениях; использовать основные и специальные методы клинического исследования животных; оценивать результаты лабораторных исследований; проводить диспансеризацию, составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения животных;
Владеть: навыками работы на лабораторном оборудовании; методами оценки топографии органов и систем организма; навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента; знаниями по механизмам развития болезни; врачебным мышлением, основными принципами охраны труда и безопасности работы биологическим материалом; техникой клинического обследования животных.
Дисциплина «Эпизоотология и инфекционные болезни» является предшествующей для таких дисциплин, как «Ветеринарно-санитарной экспертиза» и «Организация ветеринарного дела».
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):
- уметь правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой обследования животных;
- осуществлять лечебно-диагностические мероприятия при инфекционных болезнях, владеет методами дезинфекции и оздоровления хозяйств при инфекционных болезнях;
- проводить клиническое обследование и назначает необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом;
- осуществляет необходимые диагностические и терапевтические мероприятия;
- проводить вскрытие трупов инфекционно больных животных и профессионально ставить посмертный диагноз с составлением документов;
- уметь применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
виды инструктажа, законодательную базу в области охраны труда;
классификацию, синдроматику инфекционных болезней, их этиологию;
закономерности развития эпизоотического процесса при заразных болезнях, классификацию инфекционных болезней, морфологическую характеристику и классификацию;
патологоанатомическую картину при болезнях различной этиологии;
ветеринарно-санитарные требования к производству, переработке, хранению, транспортировке подконтрольных грузов;
Уметь:
применять полученные знания на практике;
использовать основные и специальные методы клинического исследования животных; оценивать результаты лабораторных исследований;
составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения животных;; составлять схемы оздоровления стада от заразных болезней;
Владеть:
врачебным мышлением, основными принципами охраны труда и безопасности работы биологическим материалом;
техникой клинического обследования животных, введения лекарственных веществ,
эффективными методами профилактики заразных болезней, дезинфекции и оздоровления предприятий;
разрабатывать и осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных противоэпизоотических мероприятий в животноводстве, птицеводстве, рыбоводстве и пчеловодстве.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего часов/зач.ед.
|
Семестры
|
7
|
8
|
9
|
10
|
^
|
180/5
|
58
|
58
|
46
|
18
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лекции
|
72
|
20
|
28
|
16
|
8
|
Практические занятия (ПЗ)
|
50
|
18
|
16
|
10
|
6
|
Семинары (С)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
58
|
20
|
14
|
20
|
4
|
Самостоятельная работа (всего)
|
180/5
|
50
|
60
|
20
|
50
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курсовой проект (работа)
|
+
|
|
|
|
+
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
зач.
|
экз.
|
зач.
|
экз.
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
360
|
108
|
118
|
66
|
68
|
10
|
|
|
|
|
^
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
Общая эпизоотология
|
Эпизоотология как наука. Эпизоотологические аспекты инфекции и иммунитета. Эпизоотический процесс. Эпизоотический очаг и природная очаговость инфекционных болезней. Номенклатура, эволюция и классификация инфекционных болезней животных. Основы эпизоотологического исследования, эпизоотологическое обследование. Значение эпизоотологического мониторинга в современной ветеринарии, основы эпизоотологического надзора и прогнозирования. Эпизоотологический мониторинг, основы эпизоотологического прогнозирования и эпизоотологического надзора. Понятие о молекулярной эпизоотологии и ее современное значение. Прикладная (количественная) эпизоотология и основы статистического анализа эпизоотологического материала. Противоэпизоотические мероприятия. Профилактика, контроль и меры борьбы с инфекционными болезнями животных. Терапия и лечебно-профилактические мероприятия при инфекционных болезнях.
|
2
|
Ветеринарная санитария
|
Понятие о ветеринарной санитарии. Значение и роль ветеринарной санитарии в профилактике инфекционных болезней и получении продуктов животноводства высокого качества. Ветеринарно-санитарные требования к животноводческим и перерабатывающим предприятиям. Ветеринарно-санитарные объекты в животноводстве. Место и значение дезинфекции, дератизации и дезинсекции в комплексе противоэпизоотических мероприятий. Виды, методы и средства дезинфекции. Дезинфектанты различных классов. Организация и техника проведения дезинфекции различных животноводческих объектов, предприятий переработки животноводческой продукции, на транспорте. Дезинфекция помещений в присутствии животных. Утилизация трупов, отходов животноводства и навоза. Обеззараживание кормов, питьевой воды и сточных вод и других объектов – факторов передачи возбудителя инфекции. Организация и механизации дезинфекционных работ. Современная ветеринарно-санитарная техника и ее применение. Виды, методы и средства дератизации и дезинсекции. Правила безопасности при проведении ветеринарно-санитарных мероприятий. Методы контроля эффективности дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
|
3
|
Инфекционные болезни животных (частная эпизоотология)
|
Болезни общие для многих или нескольких видов животных (зоонозы): сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, некробактериоз, лептоспироз, пастереллез, листериоз, мелиоидоз, туляремия, псевдотуберкулез, сальмонеллез, стрептококкоз, эшерихиоз, ящур, бешенство, оспа, везикулярный стоматит, болезнь Ауески.
Клостридиозы, риккетсиозы, хламидиозы, микоплазмозы, микозы и дерматомикозы, микотоксикозы, прионные инфекции.
Инфекционные болезни крупного и мелкого рогатого скота; свиней; лошадей; молодняка с-х животных; собак и кошек; пушных зверей и кроликов; птиц, рыб и пчел; лабораторных, диких и экзотических животных.
|
^
№ п/п
|
Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
ветеринарно-санитарная экспертиза
|
*
|
*
|
-
|
2.
|
организация ветеринарного дела
|
*
|
-
|
*
|
^
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
|
Практ.
зан.
|
Лаб.
зан.
|
Семи-нары
|
СРС
|
Всего
|
1.
|
Общая эпизоотология
|
16
|
6
|
6
|
-
|
50
|
78
|
2.
|
Ветеринарная санитария
|
6
|
4
|
4
|
-
|
10
|
24
|
3.
|
Инфекционные болезни
|
50
|
40
|
48
|
-
|
120
|
258
|
|
Всего:
|
72
|
50
|
58
|
-
|
180
|
360
|
^
№ п/п.
|
№ раздела дисциплины
|
Наименование лабораторных работ
|
Трудо-емкость
(часы)
|
1
|
Общая эпизоотология
|
Правила взятия биоматериала для исследования на инфекционные болезни
Биопрепараты. Оценка их качества и правила применения
Математические методы оценки эпизоотологичес-кого материала
|
2
2
2
|
2
|
Ветеринарная санитария
|
Определение концентрации действующих веществ в дезинфектантах
|
4
|
3
|
Инфекционные болезни
|
Диагностика важнейших инфекционных болезней животных, решение диагностических задач
|
48
|
|
Всего:
|
|
58
|
^
№ п/п.
|
№ раздела дисциплины
|
Наименование занятий
|
Трудо-емкость
(часы)
|
1
|
Общая эпизоотология
|
Проведение массовых противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах (термометрия, клинические осмотры, вакцинация, взятие крови и получение сывороток, аллергические исследования, применение лечебно-профилактических средств.
|
6
|
2
|
Ветеринарная санитария
|
Знакомство с работой ветеринарно-санитарной техники.
Проведение различных видов дезинфекции в условиях производства. Контроль качества дезинфекции
|
2
2
|
3
|
Инфекционные болезни
|
Организация, планирование и проведение противоэпизоотических мероприятий по контролю и ликвидации важнейших и наиболее экономически значимых инфекционных болезней животных
|
40
|
|
Всего:
|
|
50
|
^
1 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней КРС в хозяйстве
2 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней свиней в хозяйстве
3 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней лошадей в конном заводе (на конеферме)
4 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней овец в хозяйстве
5 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней молодняка в хозяйстве
6 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней пушных зверей в зверохозяйстве
7 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней кроликов в хозяйстве
8 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней рыб в рыбоводческом хозяйстве
9 Мероприятия по профилактике инфекционных болезней птиц на птицефабрике
10 Мероприятия по профилактике ящура в районе (хозяйстве)
11 Мероприятия по профилактике бешенства в районе (хозяйстве)
12 Мероприятия по профилактике туберкулеза в районе (хозяйстве)
13 Мероприятия по профилактике бруцеллеза в районе (хозяйстве)
14 Мероприятия по профилактике сибирской язвы в районе (хозяйстве)
15 Мероприятия по профилактике лептоспироза в районе (хозяйстве)
16 Мероприятия по профилактике пастереллеза в районе (хозяйстве)
17 Мероприятия по профилактике трихофитии КРС в районе (хозяйстве)
18 Мероприятия по профилактике чумы свиней в районе (хозяйстве)
19 Мероприятия по профилактике рожи свиней в районе (хозяйстве)
20 Мероприятия по ликвидации туберкулеза в хозяйстве
21 Мероприятия по ликвидации бруцеллеза в хозяйстве
22 Мероприятия по ликвидации лептоспироза в хозяйстве
23 Мероприятия по ликвидации некробактериоза в хозяйстве
24 Мероприятия по ликвидации пастереллеза в хозяйстве
25 Мероприятия по ликвидации бешенства в эпизоотическом очаге
26 Мероприятия по ликвидации оспы животных в хозяйстве
27 Мероприятия по ликвидации дерматомикоза в хозяйстве
28 Мероприятия по ликвидации эмкара КРС в хозяйстве
29 Мероприятия по ликвидации кампилобактериоза КРС в хозяйстве
30 Мероприятия по ликвидации лейкоза КРС в хозяйстве
31 Мероприятия по ликвидации ИРТ (ПГ-3, ВД) КРС в хозяйстве
32 Мероприятия по ликвидации энтеротоксемии (брадзота) овец в хозяйстве
33 Мероприятия по ликвидации инфекционной агалактиии овец в хозяйстве
34 Мероприятия по ликвидации копытной гнили овец в хозяйстве
35 Мероприятия по ликвидации контагиозной эктимы овец в хозяйстве
36 Мероприятия по ликвидации чумы свиней в хозяйстве
37 Мероприятия по ликвидации рожи свиней в хозяйстве
38 Мероприятия по ликвидации трансмиссивного гастроэнтерита поросят в хозяйстве
39 Мероприятия по ликвидации гриппа свиней в хозяйстве
40 Мероприятия по ликвидации энзоотической бронхопневмонии в хозяйстве
41 Мероприятия по ликвидации инфекционного атрофического ринита в хозяйстве
42 Мероприятия по ликвидации респираторно-репродуктивного синдрома свиней в хозяйстве
43 Мероприятия по ликвидации дизентерии свиней в хозяйстве
44 Мероприятия по ликвидации гемофилеза свиней в хозяйстве
45 Мероприятия по ликвидации актинобациллезней пневмонии свиней в хозяйстве
46 Мероприятия по ликвидации мыта жеребят в хозяйстве
47 Мероприятия по ликвидации ринопневмонии кобыл в конезаводе
48 Мероприятия по ликвидации гриппа лошадей на конеферме
49 Мероприятия по ликвидации сальмонеллеза телят (овец, лошадей, поросят) в хозяйстве
50 Мероприятия по ликвидации колибактериоза молодняка в хозяйстве
51 Мероприятия по ликвидации отечной болезни поросят в хозяйстве
52 Мероприятия по ликвидации стрептококкоза молодняка в хозяйстве
53 Мероприятия по ликвидации стафилококковой инфекции животных
54 Мероприятия по ликвидации чумы пушных зверей (собак) в неблагополучном хозяйстве
55 Мероприятия по ликвидации парвовирусного энтерита пушных зверей (собак) в неблагополучном хозяйстве
56 Мероприятия по ликвидации панлейкопении кошек в населенном пункте
57 Мероприятия по ликвидации алеутской болезни норок в неблагополучном хозяйстве
58 Мероприятия по ликвидации псевдомоноза норок в неблагополучном хозяйстве
59 Мероприятия по ликвидации миксоматоза в неблагополучном хозяйстве
60 Мероприятия по ликвидации ВГБК в неблагополучном хозяйстве
^
- Учебник / Сидорчук А.А Е.С.Воронин, А.А.Глушков// М., КолосС.- 2005 г.,- 176 с.
Инфекционные болезни животных. Учебник / под. ред. А. А. Сидорчука.// М.: КолосС,- 2007 г.,- 671 с.
Урбан В.П.Практикум по эпизоотологии и инфекционным болезням с ветеринарной санитарией. /Урбан В.П., Сафин М.А., Сидорчук А.А. и др. //М. КолосС, -2002.- 215 с.
Крупальник В.Л. Ветеринарная санитария. Учебное пособие/ Крупальник В.Л., Попов Н.И, Васенко С.В. //М., МГАВМиБ,- 2005,- 160 с.
Сборник санитарных и ветеринарных правил. Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных. /М. -1996.- 240 с.
Сидорчук А.А Краткий словарь эпизоотологических терминов. /Сидорчук А.А., Глушков А.А. //М.- КолосС, -2007 г,- 143 с.
б) дополнительная литература :
Ветеринарное законодательство / Под ред. А. Д. Третьякова. //М.Колос, -1972. Т. 1,- 1981-. Т. 3; -1986.- Т. 4.
Инфекционные болезни животных: Справочник / Под ред. Д. Ф. Осидзе. //М,: Агропомиздат,- 1987.- 288 с.
Куриленко А. Н., Лечение сельскохозяйственных животных при инфекционных болезнях/ Куриленко А. Н., Крупальник В. Л.// М.: Агропромиздат, -1986.
Лабораторные исследования в ветеринарии. /Под ред. Б. И. Антонова // М.: Агропромиздат, -1987. 320 с.
Руководство по общей эпизоотологии / Под ред. И. А. Бакулова и .А. Д. Третьякова. //М.: Колос,- 1979.- 424 с.
Самуйленко А.Я. Инфекционные болезни животных /Самуйленко А.Я. Сюрин В.Н., Воронин Е.С. и др .//М. -2006. в 2-х томах.
Тропические болезни животных: Учебное пособие / Под ред. А. А. Конопаткина, М.: Агропромиздат, -1990.
Болезни рыб и основы рыбоводства. Учебник./ Л.И. Грищенко, М.Ш.Акбаев, Г.В. Васильков. //М.,- Колос, -1999.
Бакулов И.А. Особо опасные болезни животных Справочник. / Бакулов И.А. и др. // Покров-Новосибирск .- 2002.
Бессарабов Б.Ф Болезни птиц. /Бессарабов Б.Ф и др.// М., -Лань. -2007.
Джупина С.И. Методы эпизоотологического исследования и теория эпизоотического процесса/ Джупина С.И.// Новосибирск.: Наука.- 1991,- 142 с.
Куриленко А.Н., Бактериальные и вирусные болезни молодняка с.-х. животных /Куриленко А.Н., Крупальник В. Л.Пименов Н.В.// М. -КолосС ,- 2005.
Макаров В.В... Эпизоотологический лексикон / Макаров В.В.// Москва: -Колос,- 2001..
Справочник по инфекционным болезням собак и кошек. /М. :Аквариум, -2001.
Сидорчук А.А., Инфекционные болезни лабораторных животных Учебное пособие. / Сидорчук А.А., Глушков А.А., //М.- КолосС, -2009.- 128 с.
Сидорчук А.А., Риккетсиозы. Учебное пособие. /Сидорчук А.А., Глушков А.А., // М.МГАВМиБ, -2002.- 84 с.
Масимов Н.А. Гемобластозы. Учебное пособие. /Масимов Н.А.// М., : 2002.- 89 с.
Сидорчук А.А., Клостридиозы. Сидорчук А.А., Крупальник В.Л. М. : 2004. -140 с.
Сидорчук А.А., Микоплазмозы с\х животных/Глушков А.А., Сидорчук А.А. М:-2004. -235 с.
Сидорчук А.А Хламидиозы животных / Сидорчукк А.А. и др. //М. : 2006.- 120 с.
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы доступные пользователям, а также материалы подготовленные на кафедре.
^
Учебные помещения.
Лекционные аудитории (вместимостью на поток) и лабораторные практикумы (вместимостью учебная группа/подгруппа) количестве достаточном для проведения занятий в соответствии с расписанием обучающихся по дисциплине студентов.
Специализированные учебные лаборатории, компьютерный класс вместимостью 1 учебная группа (подгруппа)
Учебная библиотека, лаборантская, аспирантская, моечная, автоклавная, ординаторская с кабинетом для приема животных, склад материалов и реактивов, помещение для хранения таблиц, виварий лабораторных животных, холл со стендами кафедры.
^
Таблицы, плакаты, слайды, фотографии, муляжи, патологоанатомические препараты, микропрепараты, биопрепараты (вакцины, диагностикумы, сыворотки и пр.).
Оцифрованные компьютерные изображения для учебных целей.
Компьютеры последних поколений в локальной сети для обучения и тестирования знаний студентов.
Канал «Интернет» и электронная почта с выходом на локальную сеть. Принтер, сканер, цифровая камера, проекторы для слайдов, кодоскопы,
Компьютерные программы и мультимедийные презентации по курсу общая эпизоотология и инфекционные болезни. Учебные цифровые фильмы.
^
Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ( необходимо выбрать один вариант ответа 1-4)
Задание 1.
|
Что изучает наука эпизоотология
|
1. Закономерности заразных болезней и меры борьбы с ними
|
2.Течение и проявление вирусных и бактериальных болезней
|
3.Болезни животных которые могут передаваться человеку
|
4.Закономерности всех массовых болезней животных
|
Задание 2.
|
Эффективность противоэпизоотических мероприятий зависит от
|
1.Комплекса примененных методов и средств
|
2.Широты распространения болезней
|
3.Быстроты принятия решений
|
4.Наличия эффективных вакцин и лекарств
|
Задание 3.
|
Формы инфекции
|
1.Вирусная, бактериальная, Грибная
|
2.Простая. смешанная
|
3.Алиментарная, респираторная, раневая и т.д.
|
4.Явная, скрытая, иммунизирующая субинфекция микробоностительство
|
Задание 4.
|
Динамика инфекционной болезни характеризует ее:
|
1.стадийность
|
2.Периодичность
|
3.Интенсивность проявления
|
4.Сезонность
|
Задание 5.
|
Источниками возбудетелей инфекции могут быть
|
1.Только больные животные
|
2.Животные больные и микробоносители
|
3.Животные, которые могут выделять возбудитель
|
4.Зараженные животных и объекты внешней среды
|
Задание 6.
|
Механизмом передачи возбудителей являются
|
1.Пути передачи
|
2.Факторы передачи
|
3.Способы передачи
|
4.Весь комплекс спсобствующий передачи возбудителя в процессе эволюции
|
Задание 7.
|
Восприимчивость животных к заболеванию обусловлена
|
1.Генетическими факторами
|
2.Фенотипическими признаками
|
3.Способностью заражаться и заболевать
|
4.Состоянием иммунитета
|
Задание 8.
|
Интенсивность эпизоотического процесса означает
|
1.Массовость проявления болезней
|
2.Количество заболевших животных в стаде
|
3.Широту охвата заболеванием различных видов животных
|
4.Степень проявления эпизоотического процесса от единичных случаев до массового проявления
|
Задание 9.
|
Какие цели преследует комплексная диагностика инфекционных болезней
|
1.Наиболее точно и достоверно поставить диагноз
|
2.Выявить всех больных животных
|
3.Определить направления оздоровительных мероприятий
|
4.Наметить методы лечения больных животных
|
Задание 10.
|
Специфическая профилактика инфекционных болезней заключается в:
|
1.Специальных диагностических и лечебно-профилактических мероприятиях
|
2.Вакцинации животных
|
3.Защите животных от возбудителей волезней
|
4.Системе ветеринарно-санитарных мероприятий общих для всех болезней
|
Задание 11.
|
Специфическая терапия предусматривает лечение
|
1.Больных животных
|
2.Этиотропное воздействие лекарств
|
3.Патогенетичекую терапию
|
4.Устранение симптомов болезни
|
Задание 12.
|
Специфическая профилактика направлена на:
|
1.Предохранение животных от заражения и заболевания
|
2.Ликвидацию возникшей болезни
|
3.Предупреждение возникновение болезней всеми доступными средствами
|
4.Санацию внешней среды от возбудителей болезней
|
Задание 13.
|
Методы дезинфекции включают
|
1.Применение физи-ческих, химических и биологических средств
|
2.Отлов грызунов и уничтожение насекомых
|
3.Применение кислот, щелочей, и других классов дезинфек-тантов
|
4.Проведение дезинфекционных работ
|
Задание 14.
|
Дератизация предусматривает уничтожение
|
1.Грызунов переносчивов болезней
|
2.Крыс и мышей
|
3.Вредителей посевов
|
4.Вредных запахов
|
Задание 15.
|
Дезинсекция предусматривает борьбу с:
|
1.Насекомыми во внешней среде
|
2.Членистоногими преносчиками возбудителей болезней
|
3.Клещами и насекомыми нападающими на животных
|
4.Клещами вызывающими болезни животных
|
Задание 16.
|
Каковы особенности эпизоотического процесса при ящуре.
|
1.Энзоотическое распространение
|
2.Эпизотическое распространение с высокой контагиозностью
|
3.Отдельные вспышки с охватом животных многих видов
|
4.Высокая заболеваемость и летальность у КРС и свиней
|
Задание 17.
|
Источник и резервуар возбудителя бешенства в РФ.
|
1.Сельскохозяйственные животных
|
2.Безнадзорные собаки и лисы
|
3.Летучие мыши
|
4.Дикие полтоядные
|
Задание 18.
|
Как поступить, если при плановом диагностическом исследовании выявлено несколько положительно реагирующих на туберкулин коров.
|
1.Отправить на убой всех животных неблагополучного стада
|
2.Изолировать и отправить на убой этих животных
|
3.Провести диагностический убой с последую-щим лабораторным исследованием
|
4.Обработать реагирующих противотуберкулез- ными препаратами
|
Задание 19.
|
Какие биопрепараты используются для специфической диагностики и иммунопрофилактики бруцеллеза животных.
|
1.Вакцина БЦЖ
|
2.Только диагности-ческие, вакцин не существует
|
3.Антигены для РА, РСК, РНГА, вакци-на из штамма 19
|
4.Роз-бенгал антиген, антигеныы для РА, РНГА, вакцины из штаммов 82 и Рев-1
|
Задание 20.
|
Каковы формы клинического проявления некробактериоза у разных видов животных
|
1.Кишечная, легочная, копытная
|
2.Конечностей, внутренних органов, кожная
|
3.Кожная, карбункулезная, смешанная
|
4.Легкая, средней тяжести, тяжелая, злокачественная
|
Задание 21.
|
Какие ветеринарно-санитарные, специальные и организационно-хозяйственные мероприятия проводят в благополучных хозяйствах с целью недопущения возникновения болезни.
|
1.Осушение болот, мелиорация пастбищ
|
2.Диагностические исследования, организация водопоя, вакцинация.
|
3.Уничтожение переносчиков
|
4.Удаление больных и лептоспироносителей
|
Задание 22.
|
Каковы основные изменения в мозгу животных при прионных инфекциях.
|
1.Воспаление мозговых оболочек
|
2.Вакуолизация нейронов
|
3.Кровоизлияния в области мозжечка и продолговатого мозга
|
4.Воспаление астроцитов и нейроглии
|
Задание 23.
|
Каковы характерные поражения в области мышц при эмкаре.
|
1.Атрофия мускулатуры и нарушение движения
|
2.Некротические очаги с гнойным творожистым содержимым
|
3.Почернение, ихорозный отек, крепитация, запах прогорклого масла
|
4.Крупные разлитые горячие карбункулы
|
Задание 24.
|
Какова последовательность диагностических исследований с целью подтверждения или исключения диагноза на паратуберкулез.
|
1.Патологоанатомичес-кое исследование, бактериологические и гистологические исследования.
|
2.Аллергические исследования и биопроба на морских свинках
|
3.Серологические тесты РА, РН, РНГА и др.
|
4.Клинические и патологоанатоми-ческие исследования
|
Задание 25.
|
Как установить окончательный диагноз на копытную гниль.
|
1.Путем выделения возбудителя
|
2.Микроскопией и биопробой на кроликах
|
3.Микроскопией, выделение возбудителя, биопробой на мышах
|
4.Микроскопией, РИФ и биопробой на овцах
|
Задание 26.
|
Какие животные поражаются чаще всего анаэробной энтеротоксемией.
|
1.Взрослые наиболее упитанные овцы при смене типа кормления
|
2.Наиболее слабые овцы и ягнята
|
3.Бараны производители
|
4.Животные всех возрастов и полов в дождливый период
|
Задание 27.
|
Наиболее характеерные изменения при заболевании овец висной-мэди.
|
1.Нервные явления с признаками буйства
|
2.Одышка, поражение легких и нервные явления
|
3.Растройство желудочно-кишечного тракта
|
4.Зуд, расчесы, изменение походки, сонливость
|
Задание 28.
|
Какие характерные патологоанатомические изменения отмечают при чуме свиней
|
1.Кровоизлияния в толстом и тонком кишечнике
|
2.Кровоизлияния на коже и во внутренних органах
|
3.Множественные геморрагии, чаще в лимфоузлах и поч-ках, инфаркты селезенки, изъязвле-ния толстого кишечника
|
4.Поражения мозговых облочек
|
Задание 29.
|
По каким данным можно отличить рожу от классической чумы свиней
|
1.По характеру поражения кожи
|
2.По результатам лабораторных исследований
|
3.По тяжести заболевания
|
4.По результатам биопробы на поросятах
|
Задание 30.
|
На основании каких данных окончательный диагноз на вирусный гастроэнтерит свиней считают установленным
|
1.Выделение возбудителя и биопроба на поросятах
|
2.По результатм микроскопии мазков из стенки кишечника
|
3.По результатам ИФА и ПЦР
|
4.На основании серолических исследований
|
Задание 31.
|
Имеет ли значение вакцинация против энзоотического энцефаломиелита свиней
|
1.Нет при этой болезни вакцины не разработаны
|
2.Вакцинация имее важнейшее значение в неблагополучных хозяйствах
|
3.Вакцины применяются только за-рубежом
|
4.Имеет, но вакцины слабые и создают относительный иммнитет
|
Задание 32.
|
^
|
1.Сап не регистрируется в РФ, исследования не проводятся
|
2.Сап регистрируется органиченно по границе с Монголи-ей, где проводятся диагностические исследования
|
3.Сап не регистрируется в РФ, проводятся исследования всех лошадей
|
4.Сап не регистриуется, проводятся исследования только при подозрении на заболевания
|
Задание 33.
|
Методы лабораторной диагностики инфекционной анемии лошадей
|
1.Вирусологические
|
2.Микроскопические
|
3.Методы лабораторной диагностики не разработаны
|
4.Гематологический и серологический в РДП
|
Задание 34.
|
Каковы основные клинические признаки ринопневмонии лошадей
|
1.Поражения легких и аборты
|
2.Поражения верхних дыхательных путей
|
3.Мертвореждения и задерка последа
|
4.Поражения верхних дыхательных путей и нервные явления
|
Задание 35.
|
Какие клинико-эпизоотологические признаки африканской чумы лошадей имеют диагностическое значение
|
1.поражение легких и расстройство сердечной деятельности
|
2.Наличие резервуара в природе, тяжелое течение, высокая летальность
|
3.Высокая контагиозность, трансмиссивный характер, лихорадка, поражение легких и расстройство сердечной деятельности
|
4.Легкое переболевание, длительное вирусоносительство, лихорадка
|
Задание 36.
|
На основании каких данных можно поставить диагноз на чуму плотоядных.
|
1.Наличие или отсутствие вакцинации
|
2.Клинических и патологоанатомических данных
|
3.Результатов аллергических исследований
|
4.Клинических и лабораторных
|
Задание 37.
|
Основной метод лабораторной диагностики алеутской болезни норок.
|
1.РСК
|
2.РИЭОФ
|
3.РНГА
|
4.ИФА
|
Задание 38.
|
Главные мероприятия по профилактике и ликвидации ВГБК.
|
1.Лечение заболевших кроликов
|
2.Уничтожение всего неблагополучного
поголовья
|
3.Убой больных и вакцинация условно здоровых
|
4.карантинирование хозяйства
|
Задание 39.
|
Что означает термин львиная голова при миксоматозе кроликов
|
1.Усиленное разрастание шерсти на голове
|
2.Появление отеков головы
|
3.Гидроцефалия у больных кроликов
|
4.Образование специфических опухолей
|
Задание 40.
|
С каким заболеванием сходна панлейкопения кошек
|
1.Алеутской болезнью норок
|
2.Чумой собак
|
3.Гемобартонеллезом
|
4.Инфекцией вирусом Сендай
|
Таблица ответов
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
25
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
26
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
27
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
28
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
29
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
30
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
31
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
32
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
33
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
34
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
35
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
36
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
37
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
38
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
39
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
40
|
|
|
|
|
Примечание: заштрихован правильный ответ.
Разработчики:
____МГАВМиБ____ ____Зав. кафедрой____ ____А.А.Сидорчук_____
__С-ПГАВМиБ____ ____Зав. кафедрой____ __ ____В.А.Кузьмин____
_Ставропольский ГАУ_ ____Зав. кафедрой____ ____А.Ф. Дмитриев___
_
__Воронежский ГАУ_ ____Зав. кафедрой____ ____ Г.Н Кузьмин _____
Эксперты:
_______ВГНКИ_____ _______директор______ ________А.Н.Панин____
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|