Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
111801 Ветеринария
Квалификация (степень) «специалист»
Москва 2011
1. Цели и задачи дисциплины: Целью изучения физиологии и этологии животных при подготовке специалистов высшей квалификации по направлению подготовки (специальности) 111801 Ветеринария (квалификация (степень) «специалист»), является формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, о их качественном своеобразии в организме продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых ветеринарному врачу для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов.
Задачами физиологии и этологии животных являются:
- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;
- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства и ветеринарии.
^ Общепрофессиональный ветеринарно-биологический цикл. При изучении дисциплины «Физиология и этология животных» студенты должны знать особенности строения клеток, тканей, органов, их биохимический состав, уметь пользоваться микроскопической техникой, препаровать ткани и органы, готовить и окрашивать гистологические препараты. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Патологическая физиология», «Цитология, гистология и эмбриология», «Клиническая диагностика», «Внутренние незаразные болезни», «Болезни молодняка», «Ветеринарная фармакология. Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Биологическая химия», «Иммунология», «Оперативная хирургия с топографической анатомией», «Акушерство и гинекология».
^ :
- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- использует знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой клинического исследования животных, назначает необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом;
- способен и готов анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний;
- способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности;
- способен и готов участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям;
- способен и готов проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения; осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных;
- способен и готов осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности;
- способен и готов проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей.
- способен и готов осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвавать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты;
- способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии.
^
Знать: Закономерности осуществления физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой и с учетом влияния условий окружающей среды, технологии содержания, кормления и эксплуатации, механизмы их нейрогуморальной регуляции, сенсорные системы; высшую нервную деятельность; поведенческие реакции и механизмы их формирования, основные поведенческие детерминанты.
Уметь: Использовать знания физиологии и этологии при оценке состояния животного; самостоятельно проводить исследования на животных.
Владеть: Знаниями и навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента.
^
(Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц)
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестры
|
III
|
IV
|
^
|
180/5
|
90
|
90
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
Лекции
|
72
|
36
|
36
|
Практические занятия (ПЗ)
|
6
|
2
|
4
|
Семинары (С)
|
10
|
4
|
6
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
92
|
48
|
44
|
^
|
180/5
|
90
|
90
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
-
|
-
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
-
|
-
|
Реферат
|
+
|
+
|
+
|
^
|
+
|
+
|
+
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
Зачет
|
Экзамен
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
360
|
180
|
180
|
10
|
5
|
5
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
ВВЕДЕНИЕ
|
Наука физиология. Предмет, конечная цель, место ее среди других наук. Методы физиологии. История развития физиологии.
|
2.
|
^
|
Общие свойства возбудимых тканей. Законы возбуждения. Лабильность. Оптимум, пессимум, парабиоз.
|
Биоэлектрические явления в тканях: потенциал покоя, потенциал действия. Проведение возбуждения в тканях. Физиологические свойства нервных волокон.
|
Скелетные и гладкие мышцы, свойства их. Сокращения мышц, механизм, виды сокращения. Сила, работа, утомление мышц.
|
3.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
НЕРВНОЙ
СИСТЕМЫ
|
Принцип рефлекторной регуляции деятельности органов, систем и организма. Нервная система как основной компонент рефлекторного механизма регуляции. Нейрон, его деятельность. Рефлекторная дуга, звенья ее, их роль. Физиология нервного центра, нервного волокна, нерва, синапса. Рефлекс.
|
Деятельность организма по принципу функциональных систем. Функциональная система. Роль П.К. Анохина в создании учения о функциональных системах организма.
|
Центральная нервная система. Роль спинного, продолговатого и среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, промежуточного мозга, лимбической системы, подкорковых ядер и коры больших полушарий головного мозга.
|
Вегетативный отдел нервной системы. Роль ее в рефлекторной регуляции деятельности органов. Вегетативные рефлексы.
|
4.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
^
|
Общая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика гормонов. Механизмы их действия. Характеристика отдельных желез внутренней секреции и гормонов: гипоталамус, гипофиз, щитовидная и паращитовидные железы, эпифиз и тиммус.
|
Роль надпочечников, островкового аппарата поджелудочной железы, половых желез. Диффузная эндокринная система и тканевые гормоны.
|
5.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ
|
Рецепция, рецептор, анализатор. Общие свойства анализаторов, принципы их строения и кодирования сигналов. Роли слуховой, зрительной, вкусовой и обонятельной рецепций.
|
Роли кожной, мышечно-суставной, висцеро- и вестибулорецепций.
|
6.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМЫ
ДВИЖЕНИЯ
|
Движение и его виды. Поддержание позы и движение животного.
|
7.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМЫ
КРОВИ
|
Состав, функции и свойства крови. Плазма и форменные элементы крови, их роль.
|
Кроветворение. Свертывание крови. Группы крови.
|
8.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
^
|
Иммунитет, его значение. Структурная организация иммунной системы. Клетки иммунной системы, их виды, функции. Естественный иммунитет.
Молекулярные и клеточные основы адаптивного иммунитета. Антигены. Антитела. Иммунный ответ.
|
9.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМ
КРОВООБРАЩЕ-НИЯ
^
|
Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Законы сердца. Внешние проявления деятельности сердца. Регуляция сердечной деятельности.
|
Физиология кровеносных сосудов. Давление и движение крови по сосудам. Внешние проявления деятельности сосудов. Регуляция кровообращения.
Лимфа, ее состав. Лимфообразование. Движение лимфы. Регуляция лимфообразования и лимфообращения.
|
10.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМЫ
ДЫХАНИЯ
|
Легочное дыхание, его механизмы. Легочная вентиляция. Жизненная и общая емкость легких. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью. Обмен газов между кровью и клетками. Регуляция дыхания.
|
11.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМЫ
ПИЩЕВАРЕНИЯ
|
Сущность пищеварения. Методы исследований функций органов системы пищеварения. Прием корма. Ротовое и желудочное пищеварение. Регуляция его.
|
Кишечное пищеварение. Секреторная деятельность поджелудочной железы, кишечных желез и печени, их роль в пищеварении. Моторная деятельность кишечника. Регуляция кишечного пищеварения.
|
Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание продуктов превращения питательных веществ и освободившихся минеральных веществ, воды и витаминов в пищеварительном тракте. Регуляция всасывания.
|
|
|
Особенности пищеварения у жвачных животных, лошадей, свиней и птиц.
|
12.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
ОБМЕНА
^
|
Значение обмена веществ и энергии. Методы исследования. Обмен белков, углеводов и жиров, его регуляция. Обмен минеральных веществ, воды и витаминов, его регуляция.
|
Обмен энергии, его регуляция. Пути освобождения и потребления энергии в организме. Методы исследования обмена энергии. Поддержание оптимальной температуры тела.
|
13.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМЫ
ВЫДЕЛЕНИЯ
|
Выделение из организма чужеродных веществ и нелетучих продуктов обмена. Почки и мочевыводящие пути. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды организма. Образование мочи. Выведение из организма образующейся мочи.
|
14.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМЫ
РАЗМНОЖЕНИЯ
|
Половая система самца. Органы размножения и их функции у самцов. Образование спермиев, половое поведение, половое взаимодействие, выведение спермы.
|
Половая система самки. Органы размножения и их функции у самок. Развитие яйцеклеток, половое поведение, половое взаимодействие и оплодотворение. Поддержание беременности. Роды. Развитие животных после рождения.
|
15.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСТЕМЫ
ЛАКТАЦИИ
|
Образование молока, распределение и накопление молока в емкостной системе вымени. Молоко и молозиво.
|
Выведение молока при доении и сосании. Остаточное молоко. Физиологические основы сосания, ручного и машинного доения.
|
16.
|
ФИЗИОЛОГИЯ
ВЫСШЕЙ
НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Функциональные и структурные особенности коры больших полушарий. Учение об условных рефлексах. Условный рефлекс. Методики выработки условных рефлексов.
|
Механизм образования условного рефлекса. Биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов.
|
Типы высшей нервной деятельности. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Первая и вторая сигнальная системы.
|
17.
|
^
|
Понятие этологии. История. Врожденное и приобретенное поведение.
|
Формирование поведения животных. Виды поведения. Коммуникации между животными.
|
18.
|
ФИЗИОЛО-
^
ЖИВОТНЫХ
|
Понятие о физиологической адаптации. Принципы деятельности механизма адаптации. Основные закономерности адаптации животных к разной температуре окружающей среды, шумам, условиям газовой среды, технологическим условиям. Природные факторы среды.
|
^
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
1
|
Безопасность жизнедеятельности
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Биологическая химия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
3
|
Клиническая биохимия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
4
|
Цитология, гистология и эмбриология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
5
|
Патологическая физиология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Ветеринарная генетика
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
7
|
Разведение животных
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Кормление животных с основами кормопроизводства
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Зоогигиена
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10
|
Клиническая диагностика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
11
|
Болезни молодняка
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12
|
Ветеринарная фармакология. Токсикология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
13
|
Оперативная хирургия с топографической анатомией
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
14
|
Иммунология
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Акушерство и гинекология
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
16
|
Внутренние незаразные болезни
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
17
|
Паразитология и инвазионные болезни
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Примечание: (+) – связь физиологии с последующими дисциплинами.
^
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л.
|
П.
зан.
|
Лаб.
зан.
|
Семин.
|
СРС
|
Все-го
|
1.
|
ВВЕДЕНИЕ
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
2.
|
^
|
6
|
-
|
10
|
-
|
18
|
34
|
3.
|
^
|
8
|
-
|
8
|
-
|
18
|
34
|
4.
|
^
|
4
|
-
|
6
|
-
|
10
|
20
|
5.
|
^
СИСТЕМ
|
4
|
2
|
4
|
-
|
8
|
18
|
6.
|
^
ДВИЖЕНИЯ
|
2
|
-
|
-
|
2
|
4
|
8
|
7.
|
^
КРОВИ
|
4
|
-
|
8
|
-
|
12
|
24
|
8.
|
^
|
2
|
-
|
-
|
2
|
4
|
8
|
9.
|
^
КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ
|
4
|
-
|
10
|
-
|
14
|
28
|
10.
|
^
ДЫХАНИЯ
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
11.
|
^
ПИЩЕВАРЕНИЯ
|
8
|
-
|
10
|
-
|
20
|
38
|
12.
|
^
ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ
|
4
|
2
|
4
|
2
|
12
|
24
|
13.
|
^
ВЫДЕЛЕНИЯ
|
2
|
-
|
4
|
-
|
6
|
12
|
14.
|
^
РАЗМНОЖЕНИЯ
|
4
|
-
|
6
|
-
|
10
|
20
|
15.
|
^
ЛАКТАЦИИ
|
4
|
-
|
4
|
-
|
8
|
16
|
16.
|
^
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
6
|
-
|
6
|
-
|
12
|
24
|
17.
|
^
|
4
|
-
|
6
|
2
|
8
|
20
|
18.
|
^
|
2
|
2
|
-
|
2
|
6
|
12
|
ИТОГО:
|
72
|
6
|
92
|
10
|
180
|
360
|
|