|
Скачать 136.13 Kb.
|
Содержание
35.1. Квалификационная характеристика |
Из приложения к приказу Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. № 579 35. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА - НЕВРОПАТОЛОГА В соответствии с требованиями специальности врач - невропатолог должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации неврологической и нейро - хирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи; - анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы; - основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы; - причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития; - клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; клиническую симптоматику пограничных состояний в невропатологии; - общие и функциональные методы обследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено - радиологическому обследованию неврологического больного; - основы фармакотерапии в клинике нервных болезней, включая применение антибиотиков и гормонов, принципы фармакотерапии больных пожилого возраста; - основы иммунобиологии, общие вопросы генетики, генетики в неврологии; - показания и противопоказания к хирургическому лечению; - применение физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно - курортному лечению; - основы рационального питания и принципы диетотерапии в неврологической клинике; - вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно - трудовой экспертизы; - организацию и проведение диспансеризации неврологических больных, анализ ее эффективности; санитарно - просветительная работа; - вопросы организации медицинской службы гражданской обороны. 2. Общие умения: - получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром; - выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии; - оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий; - определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации; - провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного; - дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику; - определить программу реабилитационных мероприятий; - решить вопрос о трудоспособности больного; - оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению. 3. Специальные знания и умения: Невропатолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии: - травмы головного и спинного мозга; - острые сосудистые мозговые нарушения; - острые нейроинфекционные заболевания; - эпилепсия; - миастения; - церебральные коматозные состояния; - компрессии спинного мозга; - болевые синдромы; а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс); острой дыхательной недостаточности; острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.). Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях: Сосудистые заболевания нервной системы: - начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения; - острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние; - дисциркуляторная энцефалопатия; - спинальные инсульты, дисциркуляторные миелопатии. Заболевания периферической нервной системы: - вертеброгенные поражения нервной системы; - моно- и полиневропатии, плекситы; - невралгии, компрессионные поражения нервов (туннельные синдромы). Инфекционные и инфекционно - аллергические заболевания центральной нервной системы: - энцефалиты (вирусный, клещевой, эпидемический); - полиомиелит; - миелит; - менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный); - эпидуриты; - арахноидиты; - поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе. Паразитарные заболевания нервной системы: - эхинококкоз; - цистицеркоз; - токсоплазмоз; - демиелинизирующие заболевания нервной системы (острый энцефаломиелит, оптикомиелит, рассеянный склероз, диффузный энцефалит Шильдера, боковой амиотрофический склероз). Опухоли нервной системы: - опухоли головного мозга (супратенториальные, субтенториальные); - опухоли спинного мозга (экстрамедуллярные и интрамедуллярные, глиозисирингомиелия); - опухоли периферических нервов. Экстрапирамидные заболевания нервной системы: - паркинсонизм; - генерализованный тик (синдром Туретта); - малая хорея; - лицевой пара- и гемиспазм, блефароспазм; - спастическая кривошея; - двойной атетоз; - оромандибулярная дискинезия. Эпилепсия; Токсические поражения нервной системы: - интоксикация алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, полиоэнцефалит Гайе - Вернике, алкогольная полинейропатия); - энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая); - лекарственные интоксикации (наркотические анальгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты). Неврозы: - астенический; - фобический; - ипохондрический. Заболевания вегетативной нервной системы: - поражения надсегментарных отделов вегетативной нервной системы (гипоталамические, обменно - эндокринные синдромы); - поражение сегментарных отделов вегетативной нервной системы (трунциты, ганглиониты); - вегето - сосудистая дистония. Наследственные заболевания: - нервно - мышечные заболевания (спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения); - заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, деформирующая мышечная дистония, семейная миоклонусэпилепсия); - дегенеративные заболевания с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация). Закрытые травмы нервной системы: - черепно - мозговая травма (сотрясение и ушиб мозга, субдуральные и субарахноидальные кровоизлияния); - травмы позвоночника и спинного мозга; - травма периферических нервов. Должен уметь: - делать люмбальную пункцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования; - дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, пневмоэнцефалографического исследования и церебральной ангиографии, электроэнцефалографии и реоэнцефалографии, допплерографического исследования магистральных артерий на шее, эхоэнцелографии, состояния электровозбудимости мышц и электромиографии, а также картины глазного дна и исследования полей зрения. ^ СПЕЦИАЛИСТА - НЕВРОПАТОЛОГА ДЕТСКОГО ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В соответствии с требованиями специальности врач - невропатолог детского лечебно - профилактического учреждения должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи детям в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи; - правовые вопросы; - анатомию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы, их онтогенез; - основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы; - причины возникновения основных неврологических заболеваний, механизмы их развития; - общие и дополнительные методы обследования, применяемые в детской неврологической клинике, и их возрастные особенности; - основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа и ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения, применяемых в клинике нервных болезней у детей; - общие вопросы генетики и тип наследования при наследственных заболеваниях нервной системы; - клиническую симптоматологию и синдромологию основных заболеваний нервной системы у детей, их профилактику, диагностику и лечение; - клиническую симптоматику пограничных состояний в детской невропатологии; принципы и методы реабилитации больных; - показания и противопоказания к хирургическому лечению заболеваний нервной системы у детей; - основы рационального питания и принципы диетотерапии в детской неврологической клинике; - показания и противопоказания к санаторно - курортному лечению; - неврологические противопоказания к проведению профилактических прививок; - организацию и проведение диспансеризации детского населения, неврологических больных; - вопросы организации медицинской службы гражданской обороны. 2. Общие умения: - собрать необходимые сведения о течении беременности, характере родов, двигательном, психическом и речевом развитии ребенка; - выделить факторы риска из генеалогического, акушерского, эпидемиологического, социального анамнеза; составить родословную; - применить объективные методы обследования нервной системы больного ребенка; оценить тяжесть состояния больного ребенка; принять необходимые меры для выведения его из этого состояния; оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях; определить показания к госпитализации, организовать ее; - определить необходимость специальных методов исследования; - выделить клинические синдромы заболевания, провести топическую и дифференциальную диагностику неврологического заболевания, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного. Оценить данные: - морфологического и биохимического исследования крови и ликвора; - офтальмологического исследования; - отоневрологического исследования; - контрастных методов рентгенографии, включая пневмоэнцефалографию и ангиографию; - электрофизиологических методов (электровозбудимости мышц, электромиографии, электроэнцефалографии); - радиоизотопной и ультразвуковой диагностики; - осуществлять мероприятия по реабилитации больных; - оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению; - оценить эффективность проводимой диспансеризации; - провести санитарно - просветительную работу; - составить отчет о своей деятельности. 3. Специальные знания, умения: Специалист детский невропатолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказать первую помощь при следующих неотложных состояниях: - травматический шок; - острая кровопотеря; - мозговая кома; - острая сердечно - сосудистая и дыхательная недостаточность; - сердечно - сосудистый коллапс; - поражение молнией, электрическим током, при тепловом ударе, обморожении, утоплении. Специалист детский невропатолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях: Пре- и перинатальные поражения нервной системы: - микроцефалия; - черепно - мозговые и спинномозговые грыжи; - гидроцефалия; - другие формы врожденных аномалий и пороков развития нервной системы; - перинатальные энцефалопатии (гипоксические, травматические, инфекционные, токсические, метаболические); - натальные травмы спинного мозга и плечевого сплетения. Инфекционные и инфекционно - аллергические поражения нервной системы: - менингиты гнойные (в т. ч. менингококковые) и серозные; - арахноидиты; - энцефалиты первичные и вторичные; - острый полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания; - миелит; - полирадикулоневрит и мононевриты; - поражения нервной системы при туберкулезе, сифилисе, токсоплазмозе, паразитарных заболеваниях; - поражения нервной системы при гриппе, ботулизме, столбняке и других инфекциях; - поражения нервной системы при ревматизме и других коллагенозах; - демиелинизирующие заболевания (панэнцефалит, диссеминирующий энцефаломиелит и другие формы). Травматические поражения нервной системы: - черепно - мозговая травма (сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга, внутричерепные кровоизлияния, переломы черепа); - спинно мозговая травма; - травматические повреждения периферической нервной системы. Опухоли и опухолеподобные заболевания: - опухоли головного и спинного мозга; - опухоли периферической нервной системы; - сирингомиелия и сирингобульбия. Заболевания вегетативной нервной системы: - гипоталамические синдромы (в т.ч. вегетативно - висцерально - сосудистые, нейроэндокринные и обменные нарушения, нарушения терморегуляции, сна, другие формы); - вегетативно - сосудистые дистонии; - мигрени и синкональные состояния; - соляриты и ганглиониты; - болезнь Рейно, вегетативный полиневрит. детские церебральные параличи: - спастическая диплегия, двойная гемиплегия; - гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически - астатические формы. Поражения нервной системы при хромосомных болезнях: -болезнь Дауна, другие формы. Наследственные нейромышечные заболевания: - миопатии; - спинальные и невральные амиотрофии; - миотония Томсена; - миастения и миастенические кризы; Наследственные болезни с преимущественным поражением экстрапирамидной системы: - гепато - церебральная дистрофия, деформирующая мышечная дистония; болезнь генерализованного тика; миоклонусэпилепсия; Наследственные болезни с преимущественным поражением спинного мозга: - болезнь Фридрейха, болезнь Штрюмпеля; Наследственные нейроэктомезодермальные дисплазии (факматозы): - множественный нейрофиброматоз (болезнь Реклингаузена); энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Штурге - Вебера), атаксия, телеангиоэктазия (болезнь Луи - Бара), другие формы; Поражения нервной системы при наследственных болезнях обмена: - лейкодистрофии и другие липидозы (в т. ч. болезнь Тей - Сакса); фенилкетонурия, другие формы; Эпилепсия и другие судорожные состояния: Неврозы и неврозоподобные состояния: - неврозы истерических, фобических, ипохондрических, навязчивых состояний; - неврастения, церебрастенический синдром; - невротическое нарушение сна и аппетита; - энурез; - аффектно - респираторные пароксизмы; - тики. Неотложные состояния в детской неврологии: - острые ликвородинамические нарушения (в т.ч. гипертензионно - окклюзионные кризы); - энцефалические реакции и отек головного мозга; - эпилептический статус; - нарушения внешнего дыхания (центральный, фаренгиальный, спинальный типы); - мозговая кома; - острые нарушения мозгового кровообращения (в т. ч. геморрагические и ишемические инсульты); - бытовые отравления. Смежная патология. Психиатрия: - умственная отсталость (олигофрения) и задержка психического развития; - нарушение формирования характера; - неотложные состояния (возбуждение, отказ от еды, суицидальные попытки); - наркомания и токсикомания; Педиатрия: - новорожденные и грудные дети группы риска; - рахит, гипотрофия; - анемии, острый лейкоз, геморрагический васкулит; - крапивница; отек Квинке; - неотложные состояния (дыхательная и сердечно - сосудистая недостаточность; гипертермический синдром; комы - диабетическая, печеночная, почечная; задержка мочи и анурия); Ортопедия: - мышечная кривошея; врожденные косолапость и вывих бедра; деформация стоп, сколиоз и кифоз позвоночника; Офтальмология: - аномалии рефракции; косоглазие; Эндокринология: - патология вилочковой железы; синдром Иценко - Кушинга; нарушение роста и полового развития. Инфекции: - инфекционно - токсический шок; менингококкцемия; - столбняк, бешенство. 4. Манипуляции: - люмбальная и родничковая пункции; - ликвородинамические пробы; - реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, массаж сердца, дренаж трахеобронхиального дерева, трахеотомия); - лечебные блокады. |