|
Скачать 95.07 Kb.
|
Здравствуй, весна! Цели: обобщить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; познакомить с разнообразием раннецветущих растений, воспитывать любовь к природе, стремление беречь ее и охранять. Слайд № 1 (Учащиеся исполняют русскую народную песню « Веснянка» ) Ой бежит ручьём вода Нету снега, нету льда. Ой, вода! Ой, вода! Нету снега, нету льда. Прилетели журавли И соловушки малы. Журавли, журавли И соловушки малы. Мы весняночку поём Весну красную зовём. Ой, поём! Ой, поём! Весну красную зовём! Слайд №2 Ученик 1: Полюбуйся, весна наступает. Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает. И ручьи по оврагам шумят. Ученик 2: Первый луч Весёлой птицей Над полями покружил И кубанскую станицу Тёплым светом разбудил. И, смахнув остатки сна, Люди поняли - весна! Слайд №3 Учитель: Ребята, чтобы весна пришла к нам на смену зиме, надо её покликать. Давайте хором произнесём слова заклички: Жучик-крючик- паучок, Прилети к нам куличок, Виту-виту-виту-лай, Принеси весну в наш край! ( Звучит музыка П. Чайковского «Времена года». Входит Весна. С ней за руки идут Веснянки. Они танцуют.) Весна: А вот и я, Весна - красна! Кому я здесь была нужна? ^ Я – Весна - красна, Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На лугах ращу цветочки, Прогоняю с речек лёд, Светлым делаю восход. Всюду, в поле и в лесу Людям радость я несу! Здравствуйте, гости дорогие! Удобно ли вам? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Я пришла не одна. У меня есть хорошие помощницы- Веснянки. Вы их узнали? Веснянка 1: Весна света - март. Веселятся птицы в роще, Всё поёт. И лишь сугроб недоволен мартом- Морщит Под весенним солнцем лоб. Веснянка 2: Весна воды - апрель. Разбудила птичья трель Рощи отдалённые. Деревцам принёс апрель Платьица зелёные. Веснянка 3: Весна зелёной травы - май. Бегут столбы высотные Вдоль поля и гудят, А птицы, знаки нотные, На проводах сидят. И льётся песня звонкая, Везде она слышна. Идёт родной сторонкою Весёлая Весна. ( Звучит песня «Весна пришла».) Весна: Прошлась я, ребята по лесу, посмотрела, как растения лесные да звери живут, весну встречают, да вот какие разговоры подслушала: Слайд №4 Верба: Послушай, дубочек…Я проснулась и не понимаю - сейчас весна? ^ : А почему же ты стоишь в жёлтых листьях, как осенью? Дуб: Ты же махонькая и не знаешь, что я не простой дуб. Я - зимний. На зиму я листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. Сниму я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весну тоже не пропущу. ^ : Из - под снега вышел друг И весной запахло вдруг. ( Подснежник). Слайды № 5, 6 Учитель: У занесённых снегом кочек Под белой шапкой снеговой Нашли мы беленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. Должно быть сильно припекало Сегодня солнышко с утра. Цветку под снегом жарко стало И он подумал, что пора! И вылез, а кругом всё тихо. Соседей нет, он первый здесь. Его увидела зайчиха, Понюхала, хотела съесть. Потом вздохнула, пожалела: -Уж больно тонок ты, дружок И вдруг пошёл пушистый, белый, Холодный мартовский снежок. Он падал, заносил дорожки, Опять зима, а не весна! И от цветка на длинной ножке Лишь только шапочка видна. И он, от холода синея, Головку слабую склоняя, Сказал: - Ну что ж, я не жалею, Ведь началась весна с меня! Подснежник: Подснежник, подснежник Проснулся в лесу. Подснежник, подснежник Встречает весну. Ученик: Бедненький подснежник Спят ещё цветы Смотри – в такой одежде Подхватишь насморк ты! Подснежник: А вот мне не спится Разве тут до сна? Ведь может заблудиться Без меня весна. Веснянка 2: Золотой и молодой За неделю стал седой А денёчка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший… (одуванчик) ^ Одуванчик: Я не жалуюсь. Расту везде, где упадут мои семена. Корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие. Но если листья оторвут, я выживу. Корень-то в земле останется. Веснянка 3: На зелёном шнурочке белые звоночки. (Ландыш) Слайд № 9 Ландыш: Я живу в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесён в Красную книгу. Учитель: Отгадайте ещё одно раннецветущее растение. Слайд № 10 (Показывает изображение мать - и- мачехи ) Мать-и-мачеха: Возле ручья, на желтеющем склоне Листья мать-и- мачехи Словно ладони. Если ты к этому склону придёшь, Если ты к листьям щекой припадёшь, Мать тебя нежно теплом обогреет, От мачехи чем-то холодным повеет. ( Появляется изображение фиалки. Дети отгадывают, что это за растение.) Фиалка: Зима уйти не торопилась, Земля холодная была. Я над межою наклонилась, Листву рукою разгребла: Пять хрупких крохотных фиалок Ну, разве это не подарок? Слайд № 11 Учитель: (читает легенду) Когда богиня Флора появилась на Земле, она стала одаривать цветы именами Всем цветам дала имена и уже хотела удалиться, как вдруг услышала слабый голосок: «Не забудь и меня. Флора!» Оглянулась богиня - никого не видно. Пригляделась и увидела голубенький цветок, совсем крохотный. «Хорошо,- сказала она,- не забуду. Ты будешь называться… Слайд № 12 Дети: Незабудка! (Появляется незабудка. Все цветы становятся в круг.) Учитель: Сколько цветов на нашей полянке собралось! Красиво! Радостно! Как не закружить в вальсе! ( Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Цветы танцуют.) Весна: Мне всё ясно. Радуйтесь, пока не сгубила вас красота ваша и людская жадность. Учитель: Разнообразен мир цветов весной. Давайте назовём их. (Появляются изображения раннецветущих растений. Дети угадывают и называют их.) Слайды № 13-23 Учитель: Многие из этих растений являются лекарственными, а некоторые занесены в Красную книгу и охраняются, так как стали редкими. Весна: Пойду, посмотрю, что у насекомых происходит. (На сцену выбегают Муха и Бабочка) Слайд № 24 Бабочка- крапивница: Пусти, Муха, пусти негодная! Тут на брёвнышке моё место, я сама хочу на солнышке греться. ^ : Бабочка я, крапивница! Не тебе, Мухе, чета! Муха: Ну и лети себе в крапиву! Бабочка- крапивница: Где крапива, когда снег везде ещё? Муха: А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, моё брёвнышко! Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окном! ^ И я спала в щелочке под окном! Ты с какой стороны? Муха: С левой! Бабочка- крапивница: А я - с правой! Я тоже здешняя! Муха: Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся. (Вбегают Филин и Зяблик) Слайд № 25 Филин. Сиди, не бойсь! Я тебя, зяблик, не трон. Я тебя спросить хочу! ^ : Обида у меня! Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пение, и овсянок, и тебя вот тоже. ^ : Пускай хорошая! Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят, бегут, понимаешь, кто куда! ^ : Замечательная! Вот послушай: Пу-гу! Пу- гу! Пу- гу! Пу- гу! Стой, куда ты? И этот удрал! И чем моя песенка не нравится? ^ . Мы сегодня рано встали, Ждали птиц еще вчера ^ . Наконец-то из-за леса Мчится по небу отряд. Ученик. Наконец-то из-за леса Птицы быстрые летят. Весна. Кто же к нам прилетел? ( загадываются загадки) Слайд№26 Что за весенняя черная птица Трактору чуть ли не на нос садится? Кто там за плугом носится вскачь? (Грач) Слайд № 27 (Прослушивается грамзапись птичьих голосов) Слайд №28 Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворение. (Жаворонок) Слайд № 29 Слайд №30 Эта птица никогда Не строит для себя гнезда Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. ( Кукушка) Слайд № 31 Слайд №32 Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный Лепит домик под окном Из травы и глины. ( Ласточка) Слайд № 33 (Звучание голосов сопровождается показом слайдов с изображением птиц) ^ . Из окна смотрели в сад Ученик. Ну когда же, ну когда же Ученик. Гости наши прилетят? Ученик. А сегодня поглядели, Ученик. На ольхе сидит скворец. ^ . Прилетели! Вместе. Прилетели, наконец! (Звучит песня «Здравствуйте, птицы») Учитель. У скворцов весной три заботы. Первая – найти дом, если скворечник не повесили, вторая забота – не прозевать на лошадях, коровах и овцах покататься, когда тех в поле выгонят, а третья – от трактора не отставать, когда тот землю пашет. Скворцам забота, а вам загадки: Слайд № 34 1. Где гнездятся скворцы, когда скворечен нет? 2. Для чего скворцы садятся на коров, лошадей, овец? 3. Почему скворцы за трактором перелетают? Весна. Пойду, посмотрю, как мои зверушки поживают... Здравствуйте, целый год не виделись. Как зиму провели? Еж. Я спал. Похудел. Белка. У меня запасов полно было. Не голодала. Сейчас себя так хорошо чувствую, будто и не было холодной зимы. Слайд № 35 Лиса. А я голодала. Одними мышками питалась. Слайд № 36 Белка. Брось, лиса. Ты каждый день в деревню за курами бегала. Один раз еле живая ушла. ^ . Это неправда! Все врут про меня! Еж. Миша! Расскажи, как ты чуть весну не проспал. Слайд № 37 Медведь. Без заботы, без тревоги Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны ^ . Вот беда. В темноте пошарил лапой И вскочил – кругом вода. ^ . Заливает – не до сна! Еж. Вылез он и видит лужи, Тает снег: пришла весна! (Вбегает Заяц и прячется за Весну. За ним гонится Волк) Весна. Что ты, Волк, такой худой? Слайды № 38, 39 Волк. Будешь, худ с такой едой. Я не ел четыре дня, Увидал обед у пня… (показывает на Зайца) А обед во все лопатки Припустился от меня. Вот несчастье! Вот беда! Быстроногая еда. (Волк уходит) Учитель. Прошлась Весна по лесу. Цветам и деревьям подарила свет и тепло. Встретила птиц перелетных. Разбудила насекомых и зверей. Словом, вступила в свои права. Слайды № 40 - 42 Ученик. Пришел сегодня день чудес. Пришел он не напрасно. И вдруг в лесу раздался треск, И ожил день ненастный. Ученик. И лес проснулся в тишине, Как будто от печали. Проснулся он, и в вышине Вдруг птицы зазвучали. Ученик. Они на сотню голосов Звенели отовсюду: «Весна идет! Весна идет! И ей дорога всюду!» |