АННОТИРОВАННЫЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ОСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ 2012 – 2013 уч. года
№ п/п
|
Тема практического занятия
|
Аннотация
|
1.
|
АФО и методика исследования пищеварительной системы у детей.
|
Возрастные особенности органов пищеварения у детей (полости рта, глотки, пищевода, желудка, печени, поджелудочной железы, тонкого и толстого кишечника), их клиническое значение. Методика исследования органов пищеварения у детей разного возраста. Особенности жалоб, анамнеза жизни и заболевания, осмотр полости рта и зева, живота, пальпация, перкуссия, аускультация живота. Возрастные особенности границ и размеров печени у детей.
|
2.
|
Методы исследования органов пищеварения у детей.
|
УЗИ органов пищеварения. Исследование желудочного секрето- и кислотообразования, дуоденальное зондирование. Показания, техника проведения, оценка анализов желудочного сока и желчи.
Эндоскопические методы исследования: ЭГДС, ректороманоскопия, колонофиброскопия, лапароскопия.
Рентгенологические методы исследования: рентгеноскопия (графия) желудка и двенадцатиперстной кишки с сульфатом бария, ирригоскопия (графия), холецистография, КТ. Радиологические методы (динамическая гепатобилисцинтиграфия).
Лабораторные методы исследования органов пищеварения: биохимический анализ крови (общий белок и белковые фракции, фибриноген, протромбин, С-реактивный белок, тимоловая, сулемовая пробы, холестерин, бета-липопротеиды, билирубин и его фракции, АЛТ, АСТ,глюкоза), копрологические и бактериологические методы исследования.
|
3.
|
Семиотика поражений органов пищеварения у детей.
|
Симптомы и синдромы поражения органов пищеварения (болевой, диспептический, интоксикации, мальабсорбции, желтухи, печеночной недостаточности, острого живота): их характеристика, клиническое значение. Копрологические синдромы, их клиническое значение.
|
4.
|
Методика исследования органов кроветворения у детей.
|
Методика исследования органов кроветворения у детей: особенности жалоб, анамнеза жизни и заболевания, общий осмотр, пальпация периферических узлов, селезенки, печени, перкуссия трубчатых костей и селезенки. Эндотелиальные пробы. Симптомы увеличения внутригрудных лимфатических узлов (Филатова, «чаши» Философова, Кораньи, Аркавина).
|
5.
|
Методы исследования органов кроветворения у детей.
|
Возрастные особенности периферической крови у детей. Оценка клинических анализов крови детей разного возраста. Биохимический анализ крови (общий белок и белковые фракции, фибриноген, протромбин, кальций, железо, билирубин и его фракции, трансаминазы).
Пункция костного мозга: показания, техника проведения. Особенности миелограммы у детей разного возраста.
Биопсия лимфатических узлов. Лимфография.
|
6.
|
Семиотика поражения органов кроветворения у детей.
|
Семиотика поражения органов кроветворения. Анемический синдром. Геморрагический синдром, причины, типы кровоточивости (гематомный, петехиально-пурпурный, васкулитный). Лимфопролиферативный синдром. Синдром лейкоцитоза и лейкопении. Основные заболевания органов кроветворения (железодефицитная анемия, тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, гемофилия, лейкоз, гемолитическая анемия Минковского-Шоффара).
|
7.
|
АФО и методика исследования органов мочевой системы у детей.
|
Особенности анатомии почек, лоханок, мочеточников, мочевого пузыря и уретры в возрастном аспекте. Особенности клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции, секреции. Кратность мочеиспускания, объем мочевого пузыря, суточный диурез у детей разного возраста. Методика исследования органов мочевой системы у детей: особенности жалоб, анамнеза жизни (факторы «риска») и заболевания, осмотр. Методика выявления отеков и клиническое различие отеков почечного и сердечного происхождения. Проба Мак-Клюра-Олдрича (на скрытые отеки). Пальпация почек и мочевого пузыря. Симптом Пастернацкого. Перкуссия мочевого пузыря. Измерение АД.
|
8.
|
Лабораторные и инструментальные методы исследования органов мочевой системы (ОМС) у детей.
|
Лабораторные методы исследования: ОАМ, количественные пробы (Нечипоренко, Каковского-Аддиса), бактериологическое исследование мочи. Правила сбора мочи и оценка результатов. Методы диагностики функционального состояния почек: суточный диурез, пробы Зимницкого, Реберга (клиренс по энодогенному креатнину), титруемая кислотность, аммиак мочи; нагрузочные тесты (пробы на разведение, концентрирование, с нагрузкой хлоридом аммония, с введением лазикса); биохимические показатели сыворотки крови (мочевина, креатинин, кислотно-основное состояние, калий, натрий).
Инструментальные и рентгено-радиологические методы : УЗИ почек и мочевого пузыря, в/в экскреторная урография, цистография, почечная ангиография, ренография, нефросцинтиграфия, КТ, МРТ. Эндоскопические методы исследования: цистоскопия. Морфологические методы: биопсия почек. Показания и противопоказания к проведению исследований.
|
9.
|
Семиотика поражений органов мочевой системы у детей.
|
Характеристика мочевого синдрома в норме и патологии (лейкоцитурия, гематурия, протеинурия, оксалурия, уратурия, фосфатурия, изменения рН мочи). Клиническая и лабораторная характеристика синдромов: отечного, болевого, дизурического, артериальной гипертензии, азотемии. Понятие нефритического и нефротического синдромов у детей, синдромов острой и хронической почечной недостаточности. Показания к проведению диализа. Понятие о нозологических формах патологии мочевой системы (гломерулонефрит, пиелонефрит, цистит, баланопостит, вульвовагинит, нейрогенные дисфункции мочевого пузыря).
|
10.
|
Критерии тяжести состояния больного. Обследование детей для написания учебной истории болезни.
|
Оценка общего состояния больного. Степени тяжести состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое. Критерии тяжести состояния (степень выраженности синдромов поражения органов и систем). Состояние сознания, поведение, реакция на окружающее, положение. Понятие о токсикозе, декомпенсации органов и систем, клинические признаки.
Курация детей с различной патологией (в том числе продолжение обследования курируемых на предыдущих занятиях детей) для написания учебной истории болезни: расспрос, исследование по системам, оценка анамнеза, физического и нервно-психического развития, оценка результатов лабораторных и инструментальных методов исследования курируемых больных. Обоснование системы поражения, оформление истории по схеме.
|
11.
|
Комплексная оценка состояния здоровья детей разного возраста. Защита учебной истории болезни.
|
Собеседование с каждым студентом по написанной им учебной истории болезни: оценка анамнеза жизни ребенка с выделением факторов риска, оценка ФР и НПР, синдромов поражения органов и систем. Оценка результатов лабораторного и инструментального обследования курируемых больных.
Повторение критериев тяжести состояния больного, критериев здоровья. Группы здоровья курируемых детей.
|
12.
|
Коллоквиум по методикам исследования здорового и больного ребенка.
|
Демонстрация студентами мануальных навыков исследования органов и систем на больных (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).
|
13.
|
Естественное вскармливание.
|
Определение естественного (грудного) вскармливания. Преимущества грудного вскармливания для ребенка и матери. Состав женского молока. Сроки и техника прикладывания к груди. Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди. Пути сохранения лактации. Режим и диета кормящей матери. Режимы кормления ребенка первого года жизни. Способы расчета суточного объема пищи для ребенка (формулы Финкельштейна, Шкарина ,объемный метод). Потребность детей в пищевых ингредиентах и энергии на первом году жизни. Составление рационов питания детям от рождения до 6 мес. на естественном вскармливании.
|
14.
|
Естественное вскармливание. Прикорм.
|
Сроки введения и блюда прикорма. Техника введения прикорма. Составление рационов питания детям 6 – 12 мес.
Правила выписки рецепта на молочную кухню.
Критерии эффективности вскармливания. Правила отлучения ребенка от груди.
|
15.
|
Искусственное вскармливание.
|
Определение искусственного вскармливания. Классификация смесей, применяемых для искусственного вскармливания. Количественные и качественные отличия состава женского и коровьего молока. Преимущества адаптированных смесей. Правила выбора смеси. Сроки введения прикорма при искусственном вскармливании.
Составление рационов питания детям первого года жизни, находящимся на искусственном вскармливании. Выписка рецептов на молочную кухню.
|
16.
|
Смешанное вскармливание.
|
Понятие смешанного вскармливания. Показания к смешанному вскармливанию. Определение объема докорма при смешанном вскармливании. Смеси, применяемые для докорма ребенка. Техника дачи докорма. Гипогалактия, ее причины, степени, методы усиления лактации. Профилактика гипогалактии. Режим и диета кормящей матери.
Составление рационов питания детям первого года жизни, находящимся на смешанном вскармливании
|
17.
|
Молочная кухня. Принципы рационального питания детей старше года.
|
Занятие проводится на молочной кухне.
Организация работы молочной кухни. Ассортимент продукции молочной кухни. Требования к гарантийному молоку. Знакомство с технологией приготовления кефира и творога. Сроки реализации молочной продукции.
Принципы рационального питания детей в возрасте 1-3 лет (адекватная энергетическая ценность рациона, сбалансированность, широкий ассортимент продуктов, режим питания, адекватная кулинарная обработка продуктов и блюд, учет индивидуальных особенностей ребенка). Потребность детей в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах и калориях. Характеристика групп продуктов, применяемых в питании детей 1-3 лет.
|
18.
|
Коллоквиум по детской диететике.
|
Письменная работа: ответы на теоретические вопросы по вскармливанию детей первого года жизни, составление рационов питания детям на разных видах вскармливания (естественном, искусственном, смешанном).
|
19.
|
Заключительное тестирование по пропедевтике детских болезней.
|
Компьютерное тестирование по пропедевтике детских болезней.
|
|