АННОТИРОВАННЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ОСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ 2012 – 2013 уч. года
№ п/п
|
Тема лекции
|
Аннотация
|
Лектор
|
1.
|
Семиотика поражений органов кровообращения у детей.
|
Клинические синдромы поражения органов кровообращения у детей. Синдромы поражения миокарда, эндокарда, перикарда. Семиотика ВПС у детей (ДМЖП, ДМПП, ОАП, тетрада Фалло). Сердечная недостаточность (право- и левожелудочкового типа). Сосудистая недостаточность. Особенности ЭКГ у детей разного возраста.
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
2.
|
АФО и семиотика поражений органов кроветворения у детей.
|
Кроветворение у плода. Изменение кроветворения после рождения ребенка. Особенности состава периферической крови и миелограммы у детей разного возраста. Семиотика поражения органов кроветворения. Анемический синдром. Геморрагический синдром, причины, типы кровоточивости (гематомный, петехиально-пурпурный, васкулитный). Лимфопролиферативный синдром. Основные заболевания органов кроветворения (железодефицитная анемия, тромбоцитопеническая пурпура, гемораггический васкулит, гемофилия, лейкоз, гемолитическая анемия Минковского-Шоффара).
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
3.
|
Возрастные особенности органов мочевой системы у детей.
|
Особенности анатомии почек, лоханок, мочеточников, мочевого пузыря и уретры в возрастном аспекте. Особенности клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции, секреции. Кратность мочеиспускания, объем мочевого пузыря, суточный диурез у детей разного возраста. Состав мочи у здоровых детей.
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
4.
|
Семиотика поражений органов мочевой системы у детей. Методы исследования органов мочевой системы.
|
Характеристика мочевого синдрома в норме и патологии (лейкоцитурия, гематурия, протеинурия, оксалурия, уратурия, фосфатурия, изменения рН мочи). Клиническая и лабораторная характеристика синдромов: отечного, болевого, дизурического, артериальной гипертензии, азотемии. Понятие нефритического и нефротического синдромов у детей, синдромов острой и хронической почечной недостаточности. Инструментальные и рентгенологические методы исследования органов мочевой системы (УЗИ, цистография, внутривенная урография, цистоскопия).
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
5.
|
Возрастные особенности и семиотика поражения эндокринной системы у детей.
|
АФО гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, поджелудочной железы, половых желез у детей. Роль гормонов щитовидной железы в физическом и НПР детей грудного и раннего возраста. Значение соматотропного гормона для роста и развития детей старше 1 года; половых гормонов – для развития детей старше 10 лет. Половое развитие детей: фазы формирования пола, сроки телархе, пубархе, менархе. Семиотика нарушений полового развития.
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
6.
|
Возрастные особенности иммунной системы у детей.
|
Основные органы лимфоидной системы (центральные – костный мозг, тимус; периферические – лимфоузлы и другие скопления лимфоидной ткани у детей), их развитие после рождения. Особенности неспецифической резистентности (лизоцим, фагоцитоз, система комплемента и др.) у детей, связь с заболеваниями. Становление и особенности функционирования специфического иммунитета: клеточного (Т-лимфоциты), гуморального (В-лимфоциты), связь с заболеваниями. Возрастные изменения количества лимфоцитов. Уровни иммуноглобулинов. Синдромы нарушения иммунитета у детей. Иммунодефицитные состояния: первичные (агаммаглобулинемия, синдром Диджорджи, синдром Вискотта-Олдрича, изолированный дефицит иммуноглобулинов А). Вторичные иммунодефицитные состояния, их причины и клинические проявления.
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
7.
|
Принципы рационального питания детей. Естественное вскармливание.
|
Принципы рационального питания детей. Преимущества естественного вскармливания для ребенка и матери. Состав женского молока. Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди. Пути сохранения лактации. Режим и диета кормящей матери. Способы расчета объема пищи для ребенка. Потребность в пищевых ингредиентах и энергии. Сроки введения прикормов и блюда прикормов. Критерии эффективности естественного вскармливания. Правила отлучения ребенка от груди матери.
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
8.
|
Искусственное и смешанное вскармливание.
|
Определение искусственного и смешанного вскармливания. Классификация смесей, применяемых для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании. Количественные и качественные отличия состава женского и коровьего молока. Преимущества адаптированных смесей. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах. Сроки введения прикормов при искусственном вскармливании. Гипогалактия, ее причины, степени, методы усиления лактации. Профилактика гипогалактии. Определение объема докорма при смешанном вскармливании. Правила смешанного вскармливания.
|
Профессор Л.С.Зыкова
|
|