|
Скачать 476.32 Kb.
|
Вопросы для подготовки к спец.экзамену по специальности "Стоматология ортопедическая" Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда
Несъемные протезы
Частичные съемные протезы
-газовые поры -воры давления -мраморный протез 17. Прикус. Характеристика ортогнатического прикуса. 18. Характеристика базиса протеза. Границы на базисе съемного частичного протеза на нижней челюсти. 19. Характеристика полости рта. Преддверие полости рта. Собственная полость рта. 20. Съемный частичный протез. Составные части, их назначение. 21. Функционально-ориентировочные группы зубов, их назначение. Экватор, контактная точка. 22. Дефекты зубного ряда. Классификация по Кеннеди. 23. Переходная складка, ее характеристика. Податливая, неподатливая слизистая. 24. Методы фиксации съемных протезов. Механический метод фиксации. Кламмеры. Характеристика одноплечевого проволочного гнутого кламмера. 25. Составные части металлического каркаса бюгельного протеза. Их назначение. 26. Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти. 27. Вываривание воска из кюветы. Подготовка частей кюветы для паковки пластмассового теста базисной пластмассы. 28. Характеристика базисной пластмассы "Фторакс". Стадии полимеризации пластмассы. 29. Составные части бюгельного протеза. Их назначение. 30. Системное расположение кламмеров в зависимости от дефекта зубного ряда. Кламмерные линии. 31. Передача жевательного давления в съемных частичных протезах. 32. Этапы изготовления съемного частичного протеза. 33. Сравнительная характеристика частичных съемных пластиночных и бюгельных протезов. 34. Подбор и постановка искусственных зубов в частичных съемных протезах. 35. Опорно-удерживающий кламмер, составные части, их назначение. 36. Физический метод фиксации съемных протезов. Челюстно-лицевые протезы
Анатомия
Перечень практических манипуляций по специальности Стоматология ортопедическая,
^ Задача № 1 Мужчина получи л удар кулаком в лицо. Асимметрия лица за счёт отёка мягких тканей, гематома в области нижней челюсти, нарушение прикуса, симптом «ступеньки» по нижнечелюстному краю, крепитация отломков. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения повязки – «уздечка». ^ 1. На основании объективных данных (асимметрия лица) диагноз – перелом нижней челюсти со смещением отломков. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
3. Студент демонстрирует технику наложения повязки «уздечка». Задача № 2 Во время падения мужчина ударился головой. Жалуется на сильную головную боль, тошноту, головокружение. При осмотре: сознание спутанное, кожные покровы бледные, пульс 62-64 удара в минуту. В височной области слева припухлость мягких тканей, из левого уха небольшое кровотечение. Больной избегает смотреть на свет. Левый зрачок несколько шире правого. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на ухо. ^ 1. Диагноз - перелом основания черепа. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) уложить пациента на жестокие носилки на спину с фиксацией головы ватно-марлевым кольцом, боковых поверхностей шеи – плотными валиками; б) положить асептическую повязку на левое ухо; в) приложить холод на голову, не сдавливая череп; г) срочная госпитализация в нейрохирургическое отделение. 3. Студент демонстрирует технику наложения повязки на левое ухо согласно алгоритму (на фантоме). Задача № 3 Во время драки мужчина получил удар тупым предметом по голове. Обстоятельств травмы не помнит. При осмотре: сонлив, на вопросы отвечает невпопад, несколько бледен, пульс 62 удара в минуту, в теменной области рана 8х15 см, умеренное кровотечение, носогубная складка сглажена слева, язык слегка отклонен влево, правый зрачок шире левого. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения повязки «чепец». ^
а) уложить пациента на жесткие носилки на спину с фиксацией головы ватно-марлевым кольцом, боковых поверхностей шеи – плотными валиками; б) приложить холод на голову; в) обеспечить оксигенотерапию; г) обеспечить щадящую транспортировку в нейрохирургическое отделение стационара, следить за сознанием, дыханием, сердцебиением.
Задача № 4 Молодой человек обратился с жалобами на резкие боли в области правой щеки. Со слов, болен в течение недели, когда появилась краснота, а затем “нарыв” в области правой щеки. Возникший воспалительный очаг вскрыли булавкой, выделилось небольшое количество гноя. При осмотре: температура тела 39,6C, на правой щеке резко болезненный воспалительный инфильтрат 2x2 см в центре гнойный желтоватый стержень. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения пластырной повязки. ^
а) наложение асептической повязки; б) госпитализация в челюстно-лицевое отделение.
Задача № 5 У женщины при удалении нижнего моляра появились боли в скуловой области. Рот полуоткрыт, подбородок выступает вперёд. Под скуловыми дугами впереди суставного бугорка определяется выпячивание. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику вправления височно-нижнечелюстного сустава. ^
а) провести с пациентом беседу, убедить его в благополучном исходе возникшего осложнения; б) ввести анестетик 2% р-р новокаина; в) наложить фиксирующую пращевидную повязку; г) обеспечить транспортировку в отделение челюстно-лицевой хирургии.
Задача № 6 В результате пожара воспламенилась одежда на ребёнке. Пламя затушили. При осмотре: состояние тяжелое, заторможен, безучастен, пульс частый, артериальное давление снижено, дыхание поверхностное. На коже лица пузыри с прозрачным содержимым, вскрывшиеся пузыри, участки обугленной кожи. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику подсчёта пульса и измерения артериального давления. ^
а) ввести обезболивающие средства; б) наложить асептическую повязку, уложить; в) согреть ребенка, напоить горячим чаем; г) срочно госпитализировать в хирургический стационар.
Задача № 7 В результате удара по переносице кулаком началось обильное выделение крови. Больной беспокоен, сплёвывает кровь, частично её проглатывает. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику остановки носового кровотечения. ^
а) в положение сидя наклонить голову пациента вперед, обеспечить его лотком для сплевывания крови; б) приложить холод на переносицу, прижать крылья носа к перегородке. При неэффективности произвести переднюю тампонаду носа стерильной марлевой турундой, смоченной 3% раствором перекиси водорода или применить гемостатическую губку. Наложить пращевидную повязку; в) при неэффективности вызвать бригаду “скорой медицинской помощи” для проведения задней тампонады носа и госпитализации в стационар.
Задача № 8 Через 2 часа после операции удаления зуба больной отметил появление алой крови во рту. Общее состояние хорошее, кожные покровы розовые. Пульс 80 уд. в минуту, хорошего наполнения и напряжения. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику проведения тампонады лунки. ^ 1. На основании объективных данных (появление алой крови во рту через 2 часа после операции удаления зуба), диагноз – послеоперационное луночковое кровотечение. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
3. Студент демонстрирует технику проведения тампонады лунки по общепринятой методике. Задача № 9 В школьной столовой у ученицы 6 класса во время торопливой еды и разговора появился судорожный кашель, затруднение дыхания. Её беспокоит боль в области гортани. Пациентка растеряна, говорит с трудом, испытывает страх. Лицо цианотично. Осиплость голоса. Периодически повторяются приступы судорожного кашля и шумное дыхание с затруднением вдоха. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ). ^
а) с помощью третьего лица вызвать бригаду “скорой медицинской помощи”; б) попытаться удалить инородное тело с помощью пальцев. При неэффективности применить прием Гемлиха или придать пострадавшей дренажное положение с использованием вибрационного массажа грудной клетки; в) коникотомия; г) срочная госпитализация в ЛОР-отделение.
Задача № 10 У девочки 12 лет при заборе крови из вены отмечается бледность, потливость, расширение зрачков. Затем потеря сознания. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику проведения подкожной инъекции. ^
а) придать больной горизонтальное положение с приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения; б) вызвать скорую помощь; в) расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания; г) поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта, к носу с целью рефлекторного воздействия на центральную нервную систему (ЦНС); д) обрызгать лицо холодной водой, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов; е) периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи; ж) выполнить назначение врача. 3. Студент демонстрирует технику проведения подкожной инъекции (на фантоме). Задача № 11 Молодой человек обратился с жалобами на боль в правой половине грудной клетки, резко усиливающуюся при движениях, кашле, дыхании. Передвигается медленно, придерживает рукой больное место. Час назад, поскользнувшись, упал, ударился грудью о край тротуара. Объективно: состояние средней тяжести, пораженная половина грудной клетки отстает в дыхании, дыхание поверхностное, с частотой 22 в минуту, пульс 80 ударов в минуту. Пальпаторно-резкая локальная болезненность и крепитация в проекции III-го и IV-го ребер по задней подмышечной линии, там же припухлость, кровоподтек. Задания1. Определите неотложное состояние пациента 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте транспортную иммобилизацию (на фантоме) применительно к данной ситуации. ^ 1. Диагноз: Закрытый перелом III и IV ребер справа.2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) придать положение полусидя; б) ввести обезболивающий препарат (раствор анальгина, баралгина, тригана, спазгана, максигана); в) вызвать скорую помощь через третье лицо для транспортировки в ЛПУ; г) применить местно холод; д) обеспечить транспортировку в ЛПУ в положении полусидя. 3. Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме). Задача № 12 В результате пожара жилого помещения мужчина получил ожог головы, передней поверхности туловища и верхних конечностей. Больной крайне возбуждён, на лице имеются вскрывшиеся пузыри, на передней поверхности грудной клетки плотная тёмная корка, в области живота вскрывшиеся пузыри. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения спиральной повязки на грудную клетку. ^
а) введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0-4,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана); б) расслабление одежды по швам; в) наложить асептическую повязку, укутать в одеяло; г) согреть пострадавшего, напоить горячим чаем, кофе, щелочное питье; д) следить за сознанием, дыханием, сердцебиением. 3. Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме). Задача № 13 В результате автомобильной катастрофы девочка получила тяжёлую травму. Жалобы на боль в правой нижней конечности, резко усиливающуюся при попытке движений. При осмотре состояние тяжёлое, кожа и видимые слизистые бледные. Артериальное давление 100/160 мм. рт. ст., пульс 100 ударов в минуту. Правое бедро деформировано, укорочено на 5 см. При попытке движений определяется патологическая подвижность в средней трети бедра. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации поражённой конечности. ^
а) введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана); б) транспортная иммобилизация с помощью шин Крамера; в) холод на место повреждения; г) транспортировка на носилках в травматологическое отделение стационара.
Задача № 14 В результате запуска петард мальчик 10 лет получил ранение век и обширное ранение глазного яблока. Жалобы на боль. Вытекание “тёплой жидкости” из глаза. Объективно: резаные раны век и обширная сквозная рана правого глазного яблока, покрытая сгустками крови. Острота зрения 0,02. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на глаза. ^
а) введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана); б) наложение асептической повязки на правый глаз; в) щадящая транспортировка в хирургический стационар.
Задача № 15 Больной обратился к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного была аллергическая реакция на инъекцию пенициллина. Больному проведена анестезия 2% раствором новокаина. Через 3-5 минут состояние больного ухудшилось. ^ : выраженная бледность, цианоз, обильный пот, тахикардия, артериальное давление резко снизилось; появилось ощущение покалывания, зуд кожи лица, чувство страха, ощущение тяжести за грудиной и затрудненное дыхание. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи. 3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления. ^ 1. У пациента аллергическая реакция на новокаин в виде анафилактического шока по вине хирурга, который не учел, что пенициллин разводится новокаином. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена; б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо; в) уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью притока крови к головному мозгу; г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха; д) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс); е) положить на место инъекции пузырь со льдом; ж) ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола); приготовить противошоковый набор; з) выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику измерения артериального давления. Задача № 16 К зубному врачу хирургического кабинета обратился больной с целью санации полости рта. После проведения туберальной анестезии у больного появились головокружение, тошнота, чувство стеснения в груди, судороги, артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи. 3. Продемонстрируйте технику проведения реанимационных мероприятий. ^ 1. У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствуют жалобы больного (головокружение, тошнота, чувство стеснения в груди, судороги, снижение артериального давления, учащение пульса). 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) прекратить введение препарата; б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо; в) уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу; г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха; д) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс); е) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена; ж) ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола); з) приготовить противошоковый набор; и) выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику проведения реанимационных мероприятий. Задача № 17 Больной С. обратился на прием к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного аллергической реакции на лекарственные препараты не было. Через несколько минут после проведения туберальной анестезии больной предъявил жалобы на головокружение, головную боль, слабость, тошноту. Объективно: кожные покровы и слизистые оболочки бледные, холодный пот, частое поверхностное дыхание, резкое снижение артериального давления. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи. 3. Продемонстрируйте технику проведения непрямого массажа сердца. ^ 1. У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствует головокружение, головная боль, слабость, тошнота, бледность покровов, холодный пот, частое поверхностное дыхание, резкое снижение АД. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) прекратить введение препарата; б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; в) уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу; г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха; д) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс); е) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена; ж) ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола); з) приготовить противошоковый набор; и) выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику проведения непрямого массажа сердца. Задача № 18 В холле поликлиники у больного 42 лет внезапно развился приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края стула, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, частота дыхательных движений 38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. Задания1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора. ^ 1. У пациента приступ бронхиальной астмы. Диагноз поставлен на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, частоты дыхательных движений (38 в мин), сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха; в) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола или беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов. 3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором. Задача № 19 В кабинете стоматолога пациентка 32 лет потеряла сознание. При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижен, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка, характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Артериальное давление 90/60 мм рт. ст., у пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом. Задания1. Определите неотложное состояние, развивающееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику исследования пульса. ^ 1. У пациента, страдающего сахарным диабетом, развилась гипергликемическая кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение артериального давления. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) вызвать врача через третье лицо для оказания квалифицированной медицинской помощи; б) обеспечить контроль за состоянием пациента (артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений); в) транспортировка в лечебное учреждение. 3. Студент демонстрирует технику исследования пульса. Задача № 20 На хирургическом приёме после введения новокаина больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. Артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд./мин., слабого наполнения и напряжения. Задания1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления. ^ 1. У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствует беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин., слабого наполнения. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена; ж) ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена, или 1% р-р димедрола); б) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха; в) уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу; г) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи; д) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс); ж) приготовить противошоковый набор; з) выполнить назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику измерения артериального давления. Задача № 21 Во время драки подростку был нанесён удар острым предметом в живот. При осмотре имеется рана на передней брюшной стенке длинной 5 см, умеренно кровоточащая. Из раны выступает петля тонкой кишки. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на живот. ^ 1. Диагноз: проникающее ранение брюшной полости. Эвентрация тонкой кишки в рану передней брюшной стенки. Наружное кровотечение из брюшной полости. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана); б) наложение асептической повязки, не трогая кишечник, обработать кожу вокруг раны антисептическим раствором, вокруг кишки положить валик, кишку обернуть стерильной салфеткой обильно смоченной теплым физиологическим раствором, наложить асептическую повязку; в) транспортировать на жёстких носилках в хирургический стационар. 3. Студент демонстрирует технику наложения повязки (на фантоме). Задача № 22 Во время проведения выемки протеза на руки техника попал кипяток. Жалуется на сильные боли, гиперемия кожных покровов кисти. Задания1. Определите неотложное состояние. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на кисть. ^ 1. Термический ожог I степени кожных покровов правой кисти. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) охладить проточной холодной водой кожные покровы; б) наложить стерильную повязку. 3. Студент демонстрирует технику наложения повязки на кисть. Задача № 23 При окончательной штамповке зубной техник молотком ударил по большому пальцу левой руки. Кожные покровы синюшного цвета, имеется ссадина с небольшим кровотечением. Задания1. Определите неотложное состояние. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на кисть. ^ 1. Ушиб большого пальца левой руки. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) антисептическая обработка раневых поверхностей (1% р-р перекиси водорода, р-р перманганата калия); б) обработать ссадины 5 % р-ром йода; в) наложить тугую стерильную повязку. 3. Студент демонстрирует технику наложения повязки на кисть. Задача № 24 Во время изготовления гипсового штампика зубной техник гипсовым ножом поранил указательный палец левой руки. На боковой поверхности указательного пальца левой руки имеется резаная рана, кровотечение. Задания1. Определите неотложное состояние. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки. ^ 1. Резаная рана указательного пальца левой руки. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) обработка поверхностей вокруг раны раствором антисептика; б) наложение тугой давящей повязки на палец с целью остановки кровотечения; в) придать вертикальное положение левой руке. 3. Студент демонстрирует технику наложения тугой давящей повязки. Задача № 25 Во время отбеливания мостовидного протеза отбел попал на левую кисть. Гиперемия кожных покровов левой кисти. Задания1. Определите неотложное состояние. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи. 3. Продемонстрируйте технику наложения возвратной повязки. ^ 1. Химический (кислотный) ожог кисти левой руки. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) промыть проточной водой; б) обработать раствором щелочи; в) наложить стерильную повязку. 3. Студент демонстрирует технику наложения повязки. Задача № 26 После экстракции зуба у мужчины 62 лет возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином. Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд./мин., артериальное давление 160/100 мм рт. ст., частота дыхательных движений 22 в мин. Задания1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику исследования пульса. ^ 1. У пациента после нервного перенапряжения возникли жгучие боли за грудиной, которые не снимаются нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокарда. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи; б) создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса. в) придать положение полусидя или уложить больного на спину с приподнятым головным концом; г) поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда; д) повторить прием нитроглицерина под язык 0,0005 мг с интервалом 8-10 минут (возможен прием до 6-8 раз в сутки); е) осуществлять контроль за состоянием пациента (артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений) до приезда скорой помощи; ж) выполнить все назначения врача. 3. Студент демонстрирует технику исследования пульса. Задача № 27 Во время игры подросток упал на отведённую руку, возникла резкая боль, невозможность движений в плечевом суставе. При осмотре правого плечевого сустава глубокая деформация в виде западения тканей, плечо кажется более длинным. При попытке изменить положение в конечности усиливается боль и определяется пружинящее сопротивление. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации верхней конечности. ^ 1. Диагноз: закрытый вывих правого плеча. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) обезболивание (орошение области сустава хлорэтилом, в/м 2% р-р баралгина, триган, спазган, максиган); б) транспортная иммобилизация шиной Крамера не меняя положение конечности в суставе; в) холод на место повреждения; г) транспортировка в травмпункт в положении сидя. 3. Студент демонстрирует технику транспортной иммобилизация (на статисте). Задача № 28 В автомобильной катастрофе мужчина получил тяжёлую травму головы. Сознание отсутствует, состояние тяжёлое, кровотечение из носа, рта, ушей, западение фрагментов верхней челюсти, нарушение прикуса, симптом “ступеньки” по правому нижнеглазничному краю. Задания1. Определите неотложное состояние пациента. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации при тяжелой травме головы. ^ 1. Диагноз: перелом основания черепа. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) освободить дыхательные пути от крови с помощью стерильной резиновой груши; б) наложить асептические повязки на правый глаз, уши, нос; в) уложить пациента на жесткие носилки на спину, с повернутой на бок головой и фиксацией головы с помощью ватно-марлевого круга и боковых поверхностей шеи плотными валиками; г) приложить холод на голову, не сдавливая череп; д) провести оксигенотерапию; е) щадящая транспортировка в нейрохирургическое отделение. 3. Студент демонстрирует технику транспортной иммобилизации головы (на фантоме). Задача № 29 После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному из них стало плохо. Он побледнел и упал. Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие, на свет не реагируют, пульс нитевидный. Задания1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Продемонстрируйте технику подсчета частоты дыхательных движений (ЧДД). ^ 1. В результате психоэмоционального перенапряжения и пребывания в душном автобусе у молодого человека возник обморок. Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние: - отсутствие сознания; - отсутствие реакции зрачков на свете; - бледность кожные покровов, холодные конечности; - тахикардия. 2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) уложить с несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения; б) вызвать скорую помощь; в) расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания; г) поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на центральную нервную систему ( при наличии аптечки у водителя); е) периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи; 3. Студент демонстрирует технику подсчета числа дыхательных движений. Задача № 30 На терапевтическом приеме больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. Анамнез: 25 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением. Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения, АД 80/49 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту. Задания1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния. 2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа. 3. Продемонстрируйте технику измерения АД. ^ 1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс. Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
2. Алгоритм оказания неотложной помощи: а) вызвать скорую помощь; б) обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом с целью улучшения притока крови к головному мозгу; в) для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода; г) для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай; д) следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс до приезда «скорой медицинской помощи»; 3. Студент демонстрирует технику измерения артериального давления. |