Негосударственное образовательное частное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Москва, 2011
Учебно-методический комплекс подготовлен Юртаевым В.И. кандидатом медицинских наук наук, доцентом
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовно-правовых дисциплин протокол №5 от 17 января 2011г.
Рецензент: Легошин А.П. доктор медицинских наук, профессор (Московский государственный медико-стоматологический университет им. Н.А. Семашко)
Рецензент: Тихомиров С.Н., кандидат педагогических наук, доцент
Учебно-методический комплекс составлен с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».
© МНЮИ
Оглавление
Раздел I. Пояснительная записка
Программа курса судебной медицины разработана в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных программ и квалификационных требований к выпускникам данного вуза.
Судебная медицина является составной частью медицинских и биологических наук; основное её назначение - изучение и разработка вопросов медицинского и биологического характера применительно к потребностям следственной и судебной практики при расследовании и рассмотрении уголовных и гражданских дел. В законодательстве РФ «Об охране здоровья граждан» среди основных принципов охраны здоровья назван и принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий. В целях реализации последних в системе здравоохранения Основами предусмотрено функционирование судебно-медицинской экспертизы. Объекты её исследования - живые лица, трупы, вещественные доказательства, материалы следственных и судебных дел. Поводами к назначению экспертизы этих объектов являются в основном различные виды внешнего воздействия на человека, приводящие к вреду его здоровья или смерти.
Как известно, заключение судебно-медицинского эксперта - один из источников доказательств в следственном и судебном процессе.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 27 марта 2000 г. № 260 гум/сп учебная дисциплина «Судебная медицина» является дисциплиной федерального компонента ГОС ВПО для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Учебное время на ее освоение определяется учебным планом по каждой форме обучения.
^ «Судебной медицины» является формирование основных представлений о сфере действия судебной медицины и права, раскрытие структуры и основного содержания судебной медицины, ее базовых понятий и методов.
По ряду важных теоретических вопросов судебной медицины до сих пор нет единства во мнениях. Изданные учебники и учебные пособия свидетельствуют о разном понимании предмета судебной медицины, ее задач и методов.
^
Умение
|
Алгоритм
|
Определение значимых особенностей поведения и свойств участников юридических действий в области судебной медицины
|
1. Определить и использовать метод изучения участника юридических действий, определить значимые действия в судебной медицине
2. Определить тактику и технику осуществления конкретных действий юриста с учетом проведения суд.мед. экспертизы.
|
Определение средств успешной реализации юристом своих действий в области судебной медицины
|
1. Проанализировать цели, задачи и последствия взаимодействия с суд.мед. экспертом, представляющим профессиональный интерес.
2. Определить возможные действия в области судебной адекватные конкретной ситуации средства психологического медицины.
|
Определение и использование тактических ошибок при проведении суд.мед. экспертизы
|
1. Провести анализ действий суд.мед. эксперта
2. Оценить приемы и технику труда юриста в области судебной медицины.
|
В связи с вышеизложенным в курсе были поставлены следующие учебные задачи:
раскрыть теоретические понятия и положения курса «Судебной медицины»;
познакомить студентов с основами Судебной медицины;
показать и обосновать специфику проявления судебной медицины в правовом регулировании;
оказать помощь студентам в самостоятельной работе над юридической литературой по данной учебной дисциплине.
Курс «Судебная медицина» является одной из учебных дисциплин, формирующих у студентов знания и навыки практического применения судебной медицины в сфере юриспруденции.
Проблемы курса «Судебная медицина» тесно связаны с такими дисциплинами, как «Уголовное право», «Гражданское право» «Уголовный процесс», «Криминология», «Криминалистика».
Учебный процесс строится в соответствии с разработанной программой курса и тематическим планом по изучаемой дисциплине и осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов. Итоговой формой контроля знаний является зачет.
Программа курса «Судебная медицина» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В результате изучения курса студенты должны:
знать:
сущность и содержание предмета судебной медицины;
место и роль судебной медицины в системе научного знания;
принципы и методы судебной медицины;
предмет, основания, поводы и особенности назначения суд.мед. экспертизы.
процессуальные и организационные основы отечественной судебной медицины и виды судебно-медицинской экспертизы;
составление различных вариантов экспертного задания;
понятия степени вреда здоровью, причинно-следственной связи между тем или иным воздействием на человека и наступившими последствиями;
знать методы определения времени и причины (причин) наступления смерти, вреда здоровью;
основные факторы, приводящие к вреду здоровья человека или к его смерти;
основные критерии судебно-медицинской оценки в случаях вреда здоровью от воздействия различных факторов.
уметь:
применять судебно-медицинские знания в профессиональной деятельности;
выявлять и квалифицированно формулировать основания суд.мед. экспертизы.
владеть:
навыками организации своей профессиональной деятельности на основе рекомендаций суд.мед. эксперта;
навыками суд.мед. экспертизы.
Раздел II. Тематический план
2.1 Тематический план курса для студентов очной формы обучения (специалист)
№
№
пп
|
Наименование
разделов и тем
|
Общ.
кол-во
час.
|
Очная форма обучения
|
Аудиторные часы
|
Сам.
работа
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. и пр.
занятия
|
1
|
Тема 1. Основные сведения об организации судебно-медицинской службы в России
|
8
|
2
|
2
|
|
6
|
2
|
Тема 2. Вред здоровью и смерть человека от механических воздействий
|
16
|
11
|
3
|
8
|
5
|
3
|
Тема 3. Вред здоровью и смерть от острого дефицита кислорода
|
8
|
4
|
4
|
|
4
|
4
|
Тема 4. Действие на человека физических факторов
|
8
|
6
|
6
|
|
2
|
5
|
Тема 5. Действие на человека химических факторов
|
4
|
3
|
3
|
|
1
|
6
|
Тема 6. Теоретические и практические аспекты судебно-медицинской экспертизы трупа
|
8
|
6
|
2
|
4
|
2
|
7
|
Тема 7. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы живых лиц.
|
10
|
2
|
2
|
|
8
|
8
|
Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств
|
6
|
2
|
2
|
|
4
|
9
|
Тема 9. Судебно-медицинское исследование орудий преступления и идентификакация человека по их следам.
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
10
|
Тема 10. Проблема идентификации человека
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
11
|
Тема 11. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы письма.
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
12
|
Тема 12. Судебно-медицинская экспертиза по делам связанных с деятельностью медицинских работников.
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
|
ВСЕГО
|
80
|
40
|
28
|
12
|
40
|
^
№
№
пп
|
Наименование
разделов и тем
|
Общ.
кол-во
час.
|
Очная форма обучения
|
Аудиторные часы
|
Сам.
работа
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. и пр.
занятия
|
1
|
Тема 1. Основные сведения об организации судебно-медицинской службы в России
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
2
|
Тема 2. Вред здоровью и смерть человека от механических воздействий
|
8
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Тема 3. Вред здоровью и смерть от острого дефицита кислорода
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
4
|
Тема 4. Действие на человека физических факторов
|
8
|
6
|
5
|
1
|
2
|
5
|
Тема 5. Действие на человека химических факторов
|
6
|
2
|
|
2
|
8
|
6
|
Тема 6. Теоретические и практические аспекты судебно-медицинской экспертизы трупа
|
6
|
2
|
|
2
|
4
|
7
|
Тема 7. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы живых лиц.
|
8
|
4
|
4
|
|
2
|
8
|
Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств
|
6
|
8
|
6
|
2
|
2
|
9
|
Тема 9. Судебно-медицинское исследование орудий преступления и идентификакация человека по их следам.
|
6
|
2
|
2
|
|
6
|
10
|
Тема 10. Проблема идентификации человека
|
10
|
4
|
4
|
|
4
|
11
|
Тема 11. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы письма.
|
12
|
2
|
2
|
|
2
|
12
|
Тема 12. Судебно-медицинская экспертиза по делам связанных с деятельностью медицинских работников.
|
4
|
6
|
4
|
2
|
4
|
|
ВСЕГО
|
92
|
46
|
32
|
14
|
46
|
^
№
№
пп
|
Наименование
разделов и тем
|
Общ.
кол-во
час.
|
Очно-заочная форма обучения
|
Аудиторные часы
|
Сам.
работа
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. и пр.
занятия
|
1
|
Тема 1. Основные сведения об организации судебно-медицинской службы в России
|
8
|
1
|
1
|
|
7
|
2
|
Тема 2. Вред здоровью и смерть человека от механических воздействий
|
12
|
5
|
1
|
4
|
7
|
3
|
Тема 3. Вред здоровью и смерть от острого дефицита кислорода
|
10
|
1
|
1
|
|
9
|
4
|
Тема 4. Действие на человека физических факторов
|
10
|
1
|
1
|
|
9
|
5
|
Тема 5. Действие на человека химических факторов
|
8
|
1
|
1
|
|
7
|
6
|
Тема 6. Теоретические и практические аспекты судебно-медицинской экспертизы трупа
|
4
|
1
|
1
|
|
3
|
7
|
Тема 7. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы живых лиц.
|
10
|
1
|
1
|
|
9
|
8
|
Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств
|
6
|
1
|
1
|
|
5
|
9
|
Тема 9. Судебно-медицинское исследование орудий преступления и идентификация человека по их следам.
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
10
|
Тема 10. Проблема идентификации человека
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
11
|
Тема 11. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы письма.
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
12
|
Тема 12. Судебно-медицинская экспертиза по делам связанных с деятельностью медицинских работников.
|
3
|
1
|
1
|
|
2
|
|
ВСЕГО
|
80
|
16
|
12
|
4
|
64
|
^
№
№
пп
|
Наименование
разделов и тем
|
Общ.
кол-во
час.
|
Очно-заочная форма обучения
|
Аудиторные часы
|
Сам.
работа
|
Всего
|
Лекции
|
Сем. и пр.
занятия
|
1
|
Тема 1. Основные сведения об организации судебно-медицинской службы в России
|
10
|
1
|
1
|
|
9
|
2
|
Тема 2. Вред здоровью и смерть человека от механических воздействий
|
5
|
1
|
|
1
|
4
|
3
|
Тема 3. Вред здоровью и смерть от острого дефицита кислорода
|
4
|
1
|
1
|
|
3
|
4
|
Тема 4. Действие на человека физических факторов
|
8
|
2
|
2
|
|
6
|
5
|
Тема 5. Действие на человека химических факторов
|
12
|
2
|
2
|
|
10
|
6
|
Тема 6. Теоретические и практические аспекты судебно-медицинской экспертизы трупа
|
6
|
2
|
2
|
|
4
|
7
|
Тема 7. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы живых лиц.
|
9
|
2
|
|
2
|
7
|
8
|
Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств
|
8
|
1
|
1
|
|
7
|
9
|
Тема 9. Судебно-медицинское исследование орудий преступления и идентификация человека по их следам.
|
8
|
1
|
1
|
|
7
|
10
|
Тема 10. Проблема идентификации человека
|
9
|
1
|
|
1
|
8
|
11
|
Тема 11. Основные аспекты судебно-медицинской экспертизы письма.
|
6
|
1
|
1
|
|
5
|
12
|
Тема 12. Судебно-медицинская экспертиза по делам связанных с деятельностью медицинских работников.
|
7
|
1
|
1
|
|
6
|
|
ВСЕГО
|
92
|
16
|
12
|
4
|
76
|
|