|
Скачать 116.11 Kb.
|
![]() СОСТАВИТЕЛИ: В.И.Твардовский, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; О.Н.Волкова, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра педиатрии Учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; В.И Бобровничий, доцент 2-ой кафедры детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент, главный пульмонолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь ^ Кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 11.03. 2009 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 22.04. 2009 г.); Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 8 от 25.04.2009 г.) Пояснительная записка Учебная дисциплина «Основы ухода за больными» представляет комплекс научных знаний и методик обеспечения благоприятных психологических, физиологических, гигиенических условий пребывания больного ребенка в процессе лечения, приемов оказания помощи, как в условиях стационара, так и в домашних условиях, организации безопасных условий труда младшего медицинского персонала. Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 02 Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02 2008) и типовым учебным планом № L 79-007/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008). Основу содержания данной типовой учебной программы составляет организация санитарно – противоэпидемических мероприятий и контроль эффективности их выполнения в соответствии с нормативными документами. Профилактика внутрибольничного инфицирования. Основы личной гигиены и питания больных детей. Правильная организация ухода за больным ребенком является важным элементом в комплексе лечебных мероприятий при различных заболеваниях с момента поступления ребенка в стационар. Цель преподавания и изучения основ ухода за больными состоит в приобретении студентами предварительной подготовки для последующего освоения профессиональных знаний и умений на клинических кафедрах. Изучение дисциплины при совмещении с учебной практикой формирует у студентов академическую компетенцию путем:
Преподавание дисциплины и инициативная организация студентом самостоятельной учебы обеспечивают формирование социально-личностной и профессиональной компетенции в результате:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Основы ухода за больными» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ – особенности межличностных взаимоотношений, основы медицинской деонтологии. Иностранный язык и латинский язык - их знание обеспечивает необходимый уровень межнационального и профессионального общения, высокую коммуникативность врача. ^ – особенности строения органов и тканей человека. Медицинская биология и общая генетика – понятие об экосистеме, знание общих закономерностей развития живой природы и влияния окружающей среды на формирование наследственных факторов. ^ – знание физиологических основ жизнедеятельности организма человека, их взаимосвязи с условиями внешней среды. Структура учебного материала дисциплины:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов( компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий. ^ : Студент должен знать:
уметь:
В соответствии с утвержденным типовым учебным планом по специальности 1-79 01 02 « Педиатрия» преподавание «Основы ухода за больным» осуществляется в течение второго курса обучения (4 семестр). ^
1. Периоды детского возраста. Особенности ухода за детьми различного возраста. Деонтология в педиатрии 1.1.АФО детей в возрастном аспекте и особенности ухода 1.2.Значение ухода за здоровым и больным ребенком. Принципы деонтологии Определение понятия «уход за больными». Роль ухода за больными в лечебном процессе. Врач как организатор квалифицированного ухода за больными. Медицинская этика и деонтология. Роль медперсонала в лечении и уходе за больными. Обязанности палатной медсестры и санитарки. Медицинская этика и деонтология в работе медицинского персонала. Общение и психологическое влияние как эффективное средство помощи больным людям. Ятрогении, причины возникновения, профилактика. ^ 2.1.Организация работы приемного отделения детского стационара. Осмотр и санитарная обработка Приемное отделение. Прием больного и его регистрация. Санитарная обработка больного (полная и частичная). Обработка больного при выявлении педикулеза. Стрижка волос и ногтей. Приготовление к проведению гигиенических ванн, мытье под душем, наблюдение за больными во время приема ванны. Уход за больными и транспортировка больных с ограниченным самообслуживанием. Оценка функционального состояния больного. Личная гигиена больного. Уход за полостью рта, глазами, носом. Уход за кожей и профилактика пролежней. Умывание, обработка кожи больного одним из дезинфицирующих растворов. Подмывание, спринцевание. Понятие об инфекционной безопасности. Санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения. Государственные и отраслевые нормативные правовые (законы, инструкции) и организационно-распорядительные документы (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь), регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения. Понятие о внутрибольничной инфекции. Понятие об асептике и антисептике. Стерилизация. Дезинфекция. Виды, способы, методы дезинфекции. ^ 3.1. Организация сбора биологического материала Правила сбора биологического материала у детей с различной патологией (моча, рвотные массы, мокрота, испражнения). Время забора, необходимый инвентарь, условия хранения (допустимые сроки, температурный режим). Соблюдение правил транспортировки (наличие специально оборудованных контейнеров). Сопроводительные документы (направление, цель исследования). ^ 4.1. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы Признаки нарушения внешнего дыхания, их оценка и помощь больному при кашле. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и раздача индивидуальных плевательниц для сбора мокроты. Помощь больному при использовании ингалятора. Особенности ухода за больными в зависимости от степени ДН. Наблюдение и гигиенический уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Методы наблюдения и ухода за больными. Исследование пульса и артериального давления: методика измерения, регистрация полученного результата. Отёки: виды, причины возникновения, методы выявления. Понятие о водном балансе, ведение листов учёта водного баланса. Гигиенические мероприятия, помощь больному при приеме жидкости. Методы дезинфекции предметов ухода. Помощь больному при проведении компьютерного мониторинга сердечной деятельности. Особенности ухода за больными в зависимости от степени СН. ^ Организация лечебного питания больных в учреждении здравоохранения, в домашних условиях. Зондовое и парентеральное питание. Гигиенические мероприятия как элемент ухода за больным. Помощь больным при рвоте, метеоризме. Методы дезинфекции предметов ухода: желудочный зонд, газоотводная трубка. Промывание желудка, введение газоотводной трубки в прямую кишку. Первая помощь при желудочном или кишечном кровотечении. Уход и помощь больным при поносе, запоре, недержании кала. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и подача и судна. Подготовка пациента и условия для выполнения очистительной клизмы. Гигиеническая помощь как элемент ухода за больным. Диурез, контроль диуреза, регистрация. Помощь больному при нарушении мочеотделения. Гигиенические мероприятия как элемент ухода за больным. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и подача больному мочеприемника. Психологическая и физиологическая подготовка к дополнительным исследованиям (катетеризации мочевого пузыря, лучевой диагностике – рентгенологическому исследованию, микационной цистографии, экскреторной урографии и др.). ^ 5.1. Основные требования санитарно-эпидемиологического режима Организация условий безопасного труда медицинского персонала: личная гигиена, правила ношения спецодежды, гигиенические требования к обуви, гигиена рук. Правила работы с дезинфицирующими средствами, профилактика побочных действий химических препаратов, профилактика профессиональных дерматитов. Влажная уборка палат и других помещений. Текущая и заключительная дезинфекция. Чистота воздуха и вентиляция в палатах. информационная часть литература Основная:
Дополнительная:
![]() |