«Основы ухода за больными» icon

«Основы ухода за больными»





Скачать 116.11 Kb.
Название «Основы ухода за больными»
Дата 18.03.2013
Размер 116.11 Kb.
Тип Документы


СОСТАВИТЕЛИ:

В.И.Твардовский, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

О.Н.Волкова, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра педиатрии Учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

В.И Бобровничий, доцент 2-ой кафедры детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент, главный пульмонолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь

^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 8 от 11.03. 2009 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 8 от 22.04. 2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 Педиатрия Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 8 от 25.04.2009 г.)



Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Основы ухода за больными» представляет комплекс научных знаний и методик обеспечения благоприятных психологических, физиологических, гигиенических условий пребывания больного ребенка в процессе лечения, приемов оказания помощи, как в условиях стационара, так и в домашних условиях, организации безопасных условий труда младшего медицинского персонала.

Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 02 Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02 2008) и типовым учебным планом № L 79-007/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008).

Основу содержания данной типовой учебной программы составляет организация санитарно – противоэпидемических мероприятий и контроль эффективности их выполнения в соответствии с нормативными документами. Профилактика внутрибольничного инфицирования. Основы личной гигиены и питания больных детей. Правильная организация ухода за больным ребенком является важным элементом в комплексе лечебных мероприятий при различных заболеваниях с момента поступления ребенка в стационар.

Цель преподавания и изучения основ ухода за больными состоит в приобретении студентами предварительной подготовки для последующего освоения профессиональных знаний и умений на клинических кафедрах. Изучение дисциплины при совмещении с учебной практикой формирует у студентов академическую компетенцию путем:

  • приобретения знания основ ухода за больным ребенком различного возраста в учреждениях здравоохранения и в домашних условиях;

  • приобретения знания нормативных документов по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в учреждениях здравоохранения и в домашних условиях.

Преподавание дисциплины и инициативная организация студентом самостоятельной учебы обеспечивают формирование социально-личностной и профессиональной компетенции в результате:

  • приобретения знания норм медицинской этики и деонтологии при общении с больным ребенком и его родителями, их применения;

  • воспитания чувства сострадания к больному ребенку и желания приобрести в последующие годы учебы необходимую профессиональную подготовку для оказания медицинской помощи.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Основы ухода за больными» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Этика (биомедицинская этика) – особенности межличностных взаимоотношений, основы медицинской деонтологии.

Иностранный язык и латинский язык - их знание обеспечивает необходимый уровень межнационального и профессионального общения, высокую коммуникативность врача.

^ Анатомия человека – особенности строения органов и тканей человека.

Медицинская биология и общая генетика – понятие об экосистеме, знание общих закономерностей развития живой природы и влияния окружающей среды на формирование наследственных факторов.

^ Нормальная физиология – знание физиологических основ жизнедеятельности организма человека, их взаимосвязи с условиями внешней среды.

Структура учебного материала дисциплины:

  1. Введение. Значение ухода за здоровым и больным ребенком в зависимости от возраста

  2. Особенности межличностных взаимоотношений, основы медицинской деонтологии.

  3. Режим работы лечебных учреждений, принципы госпитализации;

  4. Санитарно-гигиенические требования к помещениям и оборудованию. Личная гигиена персонала и пациента;

  5. Особенности ухода при патологии различных органов и систем организма ребенка;

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании:

    • знаний об основных санитарно-гигиенических нормативных документах регламентирующих работу детских стационаров;

    • приобретению навыков ухода за больным ребенком в зависимости от патологии и возраста.

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов( компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе практических занятий.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины:

Студент должен знать:

  • особенности межличностных взаимоотношений, основы медицинской деонтологии;

  • организационно-распорядительные документы, инструкции по обеспечению санитарно – противоэпидемического режима в детских стационарах;

  • перечень дезинфицирующих средств, правила их приготовления и использования;

  • основные мероприятия по обеспечению микроклимата, гигиенического ухода и питания больных;

  • требования к организации безопасных условий труда младшего медицинского персонала;

уметь:

  • обеспечить в соответствии с гигиеническими требованиями воздушный, температурный режим и комфортные условия для больных детей в зависимости от возраста;

  • приготовить дезинфицирующие средства и осуществлять все виды санитарной обработки лечебно-диагностических помещений, предметов ухода;

  • выполнять приемы по гигиеническому уходу за больным ребенком, помощи пациенту при приеме пищи;

  • осуществить обработку рук и применять защитные средства.

В соответствии с утвержденным типовым учебным планом по специальности 1-79 01 02 « Педиатрия» преподавание «Основы ухода за больным» осуществляется в течение второго курса обучения (4 семестр).
^

Распределение бюджета учебного времени по семестрам


Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

в т.ч. аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 02 Педиатрия

4

44

30

12

-

18

-

зачет
^

Примерный тематический план


Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий

лекций

практических

1. Периоды детского возраста. Особенности ухода за детьми различного возраста. Деонтология в педиатрии

2

6

1.1. Анатомо-физиологические особенности (АФО) детей в возрастном аспекте и особенности ухода

2

3

1.2. Значение ухода за здоровым и больным ребенком. Принципы деонтологии

3

^ 2. Принципы госпитализации детей. Санитарно-гигиенические требования к детским стационарам

2

3

2.1. Организация работы приемного отделения детского стационара. Осмотр и санитарная обработка

2

3

^ 3. Сбор, хранение, транспортировка биологического материала для исследования у больных детей при различных заболеваниях

2

3

3.1. Организация сбора биологического материала

2

3

^ 4. Особенности ухода за детьми в зависимости от патологии органов и систем

4

6

4.1. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы

2

3

4.2. Уход за больными с патологией желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и мочевыделительной систем

2

3

^ 5. Гигиена медперсонала. Личная гигиена больного ребенка. Организация питания

2

-

5.1. Основные требования санитарно-эпидемиологического режима

2

-

Всего часов

12

18
^

Содержание учебного материала


1. Периоды детского возраста. Особенности ухода за детьми различного возраста. Деонтология в педиатрии

1.1.АФО детей в возрастном аспекте и особенности ухода

1.2.Значение ухода за здоровым и больным ребенком. Принципы деонтологии

Определение понятия «уход за больными». Роль ухода за больными в лечебном процессе. Врач как организатор квалифицированного ухода за больными. Медицинская этика и деонтология. Роль медперсонала в лечении и уходе за больными. Обязанности палатной медсестры и санитарки. Медицинская этика и деонтология в работе медицинского персонала.

Общение и психологическое влияние как эффективное средство помощи больным людям. Ятрогении, причины возникновения, профилактика.

^ 2. Принципы госпитализации детей. Санитарно-гигиенические требования к детским стационарам

2.1.Организация работы приемного отделения детского стационара. Осмотр и санитарная обработка

Приемное отделение. Прием больного и его регистрация. Санитарная обработка больного (полная и частичная). Обработка больного при выявлении педикулеза. Стрижка волос и ногтей. Приготовление к проведению гигиенических ванн, мытье под душем, наблюдение за больными во время приема ванны.

Уход за больными и транспортировка больных с ограниченным самообслуживанием. Оценка функционального состояния больного. Личная гигиена больного. Уход за полостью рта, глазами, носом. Уход за кожей и профилактика пролежней. Умывание, обработка кожи больного одним из дезинфицирующих растворов. Подмывание, спринцевание.

Понятие об инфекционной безопасности. Санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения. Государственные и отраслевые нормативные правовые (законы, инструкции) и организационно-распорядительные документы (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь), регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.

Понятие о внутрибольничной инфекции. Понятие об асептике и антисептике. Стерилизация. Дезинфекция. Виды, способы, методы дезинфекции.

^ 3. Сбор, хранение, транспортировка биологического материала для исследования у больных детей при различных заболеваниях

3.1. Организация сбора биологического материала

Правила сбора биологического материала у детей с различной патологией (моча, рвотные массы, мокрота, испражнения). Время забора, необходимый инвентарь, условия хранения (допустимые сроки, температурный режим). Соблюдение правил транспортировки (наличие специально оборудованных контейнеров). Сопроводительные документы (направление, цель исследования).

^ 4. Особенности ухода за детьми в зависимости от патологии органов и систем

4.1. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы

Признаки нарушения внешнего дыхания, их оценка и помощь больному при кашле. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и раздача индивидуальных плевательниц для сбора мокроты. Помощь больному при использовании ингалятора. Особенности ухода за больными в зависимости от степени ДН.

Наблюдение и гигиенический уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Методы наблюдения и ухода за больными. Исследование пульса и артериального давления: методика измерения, регистрация полученного результата. Отёки: виды, причины возникновения, методы выявления. Понятие о водном балансе, ведение листов учёта водного баланса. Гигиенические мероприятия, помощь больному при приеме жидкости. Методы дезинфекции предметов ухода. Помощь больному при проведении компьютерного мониторинга сердечной деятельности. Особенности ухода за больными в зависимости от степени СН.

^ 4.2. Уход за больными с патологией желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной систем

Организация лечебного питания больных в учреждении здравоохранения, в домашних условиях. Зондовое и парентеральное питание. Гигиенические мероприятия как элемент ухода за больным. Помощь больным при рвоте, метеоризме. Методы дезинфекции предметов ухода: желудочный зонд, газоотводная трубка. Промывание желудка, введение газоотводной трубки в прямую кишку. Первая помощь при желудочном или кишечном кровотечении.

Уход и помощь больным при поносе, запоре, недержании кала. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и подача и судна. Подготовка пациента и условия для выполнения очистительной клизмы. Гигиеническая помощь как элемент ухода за больным.

Диурез, контроль диуреза, регистрация. Помощь больному при нарушении мочеотделения. Гигиенические мероприятия как элемент ухода за больным. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и подача больному мочеприемника. Психологическая и физиологическая подготовка к дополнительным исследованиям (катетеризации мочевого пузыря, лучевой диагностике – рентгенологическому исследованию, микационной цистографии, экскреторной урографии и др.).

^ 5. Гигиена медперсонала. Личная гигиена больного ребенка. Организация питания

5.1. Основные требования санитарно-эпидемиологического режима

Организация условий безопасного труда медицинского персонала: личная гигиена, правила ношения спецодежды, гигиенические требования к обуви, гигиена рук. Правила работы с дезинфицирующими средствами, профилактика побочных действий химических препаратов, профилактика профессиональных дерматитов. Влажная уборка палат и других помещений. Текущая и заключительная дезинфекция. Чистота воздуха и вентиляция в палатах.

информационная часть

литература

Основная:

  1. Общий уход за больными: Учеб. пособие/ В. В. Мурашко, Е. Г Шуганов, А. В. Панченко. — М.: Медицина, 1988. — 224 с.

  2. Практические навыки педиатра: / Чичко М.В. – Минск: Книжный дом – 2005. – 360 с.

Дополнительная:

  1. Справочник по уходу за больным ребенком:/ В.А.Еренков. – Кишенев, 1982г. 285с.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Основы ухода за больными» icon Методика забора материала у больных кишечными инфекциями. Брюшной тиф и паратифы: а и в общие понятия,

«Основы ухода за больными» icon Правила оказания помощи утопающему. Основы ухода за больными

«Основы ухода за больными» icon 7. оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными

«Основы ухода за больными» icon 7. оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными

«Основы ухода за больными» icon Тема оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными

«Основы ухода за больными» icon Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными. Количество часов: 2

«Основы ухода за больными» icon Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными Первая медицинская помощь (пмп)

«Основы ухода за больными» icon Конспект №7 проведения занятия по гражданской обороне для групп не вошедших в насф тема №7: «Оказание

«Основы ухода за больными» icon Общие вопросы ухода за больными

«Основы ухода за больными» icon Правила ухода за больными, нуждающимися в постоянной посторонней помощи

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы