|
Скачать 165.11 Kb.
|
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Медицинский Институт Кафедра неврологии и нейрохирургии РПД НиНХ 08 - 2005 ДЕОНТОЛОГИЯ И ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке_______________специалиста____________________ По направлению_____________060101-Лечебное дело___________ Специальности______________060101-Лечебное дело___________ Экземпляр №___ 1. РАЗРАБОТАНА на основе программы по деонтологии Государственного образовательного учреждения Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию 2001 г. 2 Автор – ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии МИ ПГУ М.В.Дочева «___»__________________2005 г.________________________(М.В.Дочева) 3. РЕЦЕНЗЕНТ – зав. кафедрой общей хирургии и анестезиологии МИ ПГУ, д. м. н., профессор А.Н.Митрошин «___»_________________2005 г._______________________(А.Н.Митрошин) 4. СОГЛАСОВАНА с кафедрой нормальной и патологической физиологии зав. кафедрой, к. м. н., доцент Н.И.Микуляк 5. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры неврологии и нейрохирургии МИ ПГУ «___»________________________2005 г., протокол №_____. Зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии Медицинского института ПГУ, к. м. н., доцент А.И.Ермолаева 6. УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии медицинского института ПГУ «___»_________________2005 г., протокол № _____. «___»_________________2005 г. Председатель методической комиссии Медицинского института ПГУ д. м. н., профессор О.В. Калмин ^ Рабочая программа дисциплины
Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента в области медицинской психологии и определяет содержание учебных занятий и отчетности. Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по специальности 060101 – Лечебное дело.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 060101 лечебное дело (позиция **.**). Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 060101 – Лечебное дело, утвержденный «___»_____________200___г. (блок **, позиция **). Семестровый учебный план на текущий учебный год. 151.30.03 – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.
Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 17 – недельного семестра во II полугодии (всего в семестре/в среднем в неделю): 132,8/7,8
4.1 Целью Деонтологии и врачебной этики является формирование морального сознания врачей, приобщение к нравственной традиции отечественной медицины через непосредственную передачу морального опыта от учителей к ученикам. Деонтология и врачебная этика изучает принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и исключение неблагоприятно возникающих упущений в медицинской деятельности. Деонтологию называют учением о должном поведении медицинского персонала. 4.2. В результате изучения Деонтологии и врачебной этики студент должен: Знать:
Уметь:
^ Преподавание Деонтологии и врачебной этики проводится на 1 курсе в I семестре. Деонтология и врачебная этика является связующим звеном между современным арсеналом гуманитарных знаний и реальными острейшими проблемами медицинской науки и практики. Изучение данной дисциплины базируется на философских, юридических вопросах, истории медицины. Деонтология и врачебная этика рассматривает широкий круг вопросов, интересующих врача любой специальности: особенности взаимоотношений врача и больного, складывающиеся в процессе диагностики и лечения, психология больного, вопросы профессиональной врачебной этики, сохранения медицинской тайны, этические аспекты медицинских исследований на людях. Особое внимание уделяется роли психогенных факторов в развитии нервно-психических и соматических заболеваний, изменениям системы отношений личности, самооценкам течения болезни, анализу различных возрастных этапов в жизни больного. Рассматривается проблема социально-трудовой реабилитации больных, подчеркивается роль трудотерапии, влияния социальной среды. ^
^ 8.1. Тематический план практических занятий.
8.2. Разделы и их содержание. ^ Психология обращения с больными: что – нет и что — да. Понятие психологии обращения с больными. Болезнь: ее роль в отношениях между личностью и средой. Болезнь: актуальные опасения, пережитые впечатления, связанные с ней. Реакция на заболевание: изменения настроения, отрицание факта болезни. Каковы же хронические больные? Несколько слов об агрессивных больных. Фазы лечебной деятельности. Ход врачебного обследования. Отношения между врачом и больным и их варианты. ^ Механическая деятельность сестры: уход за больным без внимания к нему. О контакте между сестрой и больным. О важности основных навыков ухода за больными. О стиле работы медсестры. Отдаленность, доверие и вопрос обращения к больному. О способах создания контакта между сестрой и больным. Искусство выслушивать больных. Личность медсестры. ^ Цель деятельности больниц. Некоторые основные положения о больничной среде. Больница начинается со швейцара. Прием. О роли освещения, тишины, тепла в больнице. Члены лечащего коллектива. О главном враче, о старшей сестре. Дифференциация круга деятельности членов больничного коллектива. Обход. Принципы размещения больных. Атмосфера лечебного учреждения. Психотерапевтические воздействия. Занятость больных. ^ Принципы и задачи клинической диагностики. Анамнез. Психологический анамнез. Психологический анамнез болезни. Опрос о влиянии болезни на различные отношения больного. Анамнез жизни: перенесенные болезни, профессиональный путь и деятельность, семейные и интимные отношения, отношения с непосредственным окружением, наиболее тяжелые события в прошлой жизни, вредные привычки. Способы собирания анамнеза. Объективный анамнез. Психологический катамнез. Наблюдение за поведением больного. Регистрация наблюдений. ^ Проблема теоретического моделирования ВКБ. Функциональная структура ВКБ. Церебральное информационное поле болезни. Психологическая зона информационного поля болезни. Информационное поле мозга. «Схема тела». Информационная модель болезни. Модель прогноза заболевания. Модель ожидаемых результатов лечения. Модель полученных результатов лечения. Тип эмоциональных отношений. Модель, противоположная ВКБ – Внутренняя Картина Здоровья (ВКЗ). Общий методический подход к изучению ВКБ. ^ Формирование нового подхода к терапевтическим больным с позиций целостного понимания человеческого организма. Личность и соматическое заболевание. Как вследствие психических травм возникают соматические жалобы. Проблемы эссенциальной гипертонии. Психогенные расстройства пищеварения. Жалобы на затруднение глотания. О язве желудка и колите. Струма. Мышечная система и психика. Несколько слов о суставах. ^ Хирургия сегодня. Человек и хирургическая операция. Патологические факторы и операция. О страсти к оперированию. Душевнобольные в хирургическом отделении. Связь между хирургом и больным. Боязнь операции. Этапы подготовки к операции. Психологические проблемы, связанные с анестезиологией. Некоторые психические воздействия операции. Психические последствия, осложнения операций. Проблемы рака. Люди преклонного возраста в хирургическом отделении. ^ Предрассудки в их историческом освещении. О развитии акушерства и гинекологии. О гинекологическом исследовании. Психология менструации и ее нарушений. Истинные проблемы климактерического периода. О неврозах у гинекологических больных. Фригидность и диспареуния. Размышления о психологии работы с гинекологическими больными, подвергающимися хирургическим вмешательствам. Некоторые психологические замечания в связи с противозачаточными средствами и их приемом. Психология и психопатология беременных. Аборт и его психические последствия. Развитие чувства материнства. Обезболивание родов. Психология обращения с пациентами в послеродовой период. Значение психологии обращения с пациентами в гинекологической и акушерской практике. ^ О значении психиатрии. О некоторых спорных взглядах. Развитие психиатрических лечебных учреждений. Психиатр, санитары, сестры. Контакт между больным и сестрой. Необходимость понимания больного и трудности на пути такого понимания. Переживания страха и тревоги. Активность-пассивность и степень близости в отношениях между лечащим персоналом и больными. Агрессивный больной. Необщительный, замкнутый больной. Несчастные случаи. Прием вновь поступивших больных. Посещение больных психиатрического отделения родными и близкими. О расстройствах сознания. О неврозах. Психология работы с больными при невротических жалобах. Проблема депрессии. Психопатии. Проблема шизофрении. Параноидные состояния. Эпилепсия. Алкоголизм и мероприятия по борьбе с ним. Токсикомании. ^ Больница и амбулатория. С глазу на глаз с больным. Амбулаторный прием. Приход больных на прием, отсылка их при необоснованном приходе. О чем говорят больные, ожидая приема? Влияние больных друг на друга. Экстренные случаи и принятие решения. Амбулаторная сестра и врач. Психотерапия и психогигиена амбулаторных коридоров. Понятие реабилитации. Психологические проблемы реабилитации. Работа на участках. Патронажные сестры и патронажная работа. ^ О ятрогенных вредностях и ошибках. О личности врача. Сообщение диагноза. Сороригенные вредности. Словесные воздействия в различной обстановке. Ошибочная техника обращения с больными. Люди с легко ранимой личностью. Предупреждение ошибок. Диагностический отбор больных. Профилактика неврозов. О защите здоровья врачей и сестер. Чрезмерная нагрузка, отдых. Об отношениях между сотрудниками. О групповых совещаниях. Значение самоусовершенствования. Потребности постоянного развития, учебы. О радости труда. 8.3. Форма проведения практических занятий – традиционная. 8.4. Материально-техническое, обеспечение практических занятий: кодоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы.
Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, решения ситуационных задач. Курс деонтологии и врачебной этики завершается зачетом. ^ 1. Деонтология в медицине: В 2 т. / Под общ. ред. Б.В. Петровского. М., 1988. 2. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990. 3. Макшанов И.Я. Врачебная деонтология: Учеб. пособие для мед. институтов. Мн., 1998. 4. Медицинская этика и деонтология (для мед.-психол. фак.): Учеб.-метод. пособие. Гродно, 1998. 5. Медицинская этика и деонтология: Метод. разраб. для студентов и врачей-стажеров / Сост. Н.И. Артишевская и др. Мн., 1997. Дополнительная: 1. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. AKADEMIAI KIADO, BUDAPEST, 1973. 2. Богораз И.В. Больной и врач. М., 1982. 3. Бахур В.Т. Болезнь и больной. М., 1987. 4. Концевич И.А. Долг и ответственность врача. Киев, 1983. 5. Орлов А.Н. Милосердие: Избр. лекции по деонтологии. Красноярск, 1993. ^ Методические рекомендации к практическим занятиям по биоэтике медицинского института Пензенского Государственного университета.
РЕЦЕНЗИЯ ^ «ДЕОНТОЛОГИЯ И ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА» НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ИСТИТУТА ПГУ Рабочая программа разработана на основе программы по деонтологии и врачебной этике Государственного образовательного учреждения Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию 2001 г. Настоящая программа составлена с учетом особенностей преподавания на лечебном факультете. Данная Программа предусматривает рассмотрение широкого круга вопросов, интересующих врача любой специальности: особенностей взаимоотношений врача и больного, складывающихся в процессе диагностики и лечения, психологии больного, вопросов профессиональной врачебной этики, сохранения медицинской тайны, этических аспектов медицинских исследований на людях. Особое внимание уделяется роли психогенных факторов в развитии нервно-психических и соматических заболеваний, изменениям системы отношений личности, самооценкам течения болезни, анализу различных возрастных этапов в жизни больного. Рассматривается проблема социально-трудовой реабилитации больных, подчеркивается роль трудотерапии, влияния социальной среды. Программа соответствует государственным стандартам высшего образования и действующим учебным планам преподавания деонтологии и врачебной этики. Данная рабочая программа по деонтологии и врачебной этике может определять содержание учебных занятий, отчетность и использоваться преподавателями, ведущими данную дисциплину и студентами, обучающимися по специальности лечебное дело. Зав. кафедрой общей хирургии ПГУ, д. м. н., профессор А.Н.Митрошин. |