Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» icon

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия»





Скачать 357.51 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия»
И.М. Сеченова
Дата29.03.2013
Размер357.51 Kb.
ТипДокументы
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Медицинский институт


Кафедра неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии и наркологии


РПД НиНХ 11 – 2006


ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины


По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием


По направлению 060101-Лечебное дело

Специальности 040115-«Психиатрия»


Экземпляр №___


1. РАЗРАБОТАНА на основе Государственного стандарта, разработанного коллективом кафедры психиатрии и психосоматики ФППО ММА им. И.М. Сеченова.

Авторы:

Зав. кафедрой психиатрии и психосоматики ФППО ММА им. И.М. Сеченова академик А.Б.Смулевич, профессор д.м.н. доцент Э.Б .Дубницкая, зав. учебной частью, доцент к.м.н. И.Ю. Дороженок.


Автор – зав. курсом психиатрии и наркологии МИ ПГУ, к. м. н., В.Б.Калистратов.

«___»_____________2006 г.___________________ (В.Б.Калистратов.)


2. РЕЦЕНЗЕНТ – Зав.кафедрой общей и клинической фармакологии МИ ПГУ д.м.н., профессор И.Я. Моисеева


«___»_________________2006 г._______________________(Моисеева И.Я.)


  1. СОГЛАСОВАНА с

кафедрой физиологии

зав.кафедрой,к.м.н.,доцент Н.И. Микуляк.


4. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) зав. курсом психиатрии и наркологии, к. м. н. В.Б. Калистратовым


  1. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии, наркологии МИ ПГУ «___»____________2006 г., протокол №________.


Зав. кафедрой неврологии и нейрохирургии

с курсом психиатрии и наркологии

Медицинского института ПГУ,

к.м.н, доцент А.И. Ермолаева


УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии медицинского института ПГУ «___»__________2006 г., протокол №________.

«___»___________2006 г.


Председатель методической комиссии

Медицинского института ПГУ

д.м.н., профессор О.В. Калмин


^ ПСИХИАТРИЯ И НАРКОЛОГИЯ


Рабочая программа дисциплины


  1. Область применения

Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям врача интерна в области психиатрии, основ наркологии и определяет содержание учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и врачей интернов, обучающихся по специальности 040115 –«Психиатрии».


  1. ^ Нормативные ссылки

Государственный стандарт, разработаны коллективом кафедры психиатрии и психосоматики ФППО ММА им. И.М.Сеченова. Направление подготовки специалиста – психиатра 040115 «Психиатрия».

Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 040115 «Психиатрия», утвержденный «___»____________200__ г.

Семестровый учебный план на текущий учебный год.


  1. ^ Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 19-недельного семестра в I полугодии и 17-недельного семестра во II полугодии (всего в году/в среднем в неделю).







Продолжительность








часы

недели




^ Профессиональная подготовка

1584

44




В том числе в поликлинике

288

8

1.1.

Клиническая подготовка:

1440

40




Пропедевтика психиатрии

144

4




Общая психопатология










(симптоматология и синдромология)

396

11




Частная психология

504

14




В том числе:










Пограничная психиатрия

216







Психосоматика

108















^

Терапия психических расстройств


216

6




Организация психиатрической помощи

36

1

1.2.

Смежные дисциплины







Неврология

72

2




Патопсихология










и медицинская психология

72

2













1.3.

Фундаментальная подготовка

108

3




Генетика

24







Биохимия

24







Нейрофизиология

20







Иммунология

20







Морфология

20







(на все 108 часов, 3 недели)



















1.4.

Общественное здравоохранение и здоровье

36

1




Организация здравоохранения

9







Экономика здравоохранения

9







Управление здравоохранением

9







Страховая медицина

9







(на все 36 часов, 1 неделя)







II

Элективы

144

4




Неотложная помощь при цереброваскулярных заболеваниях.










Клиника и лечение различных форм эпилепсии









Итого


1728

48




  1. ^ Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является освоение врачами интернами способов раннего распознавания, основных методов лечения профилактики психических заболеваний, трудоустройства и реабилитации психически больных, больных алкоголизмом и наркомании.

В результате изучения дисциплины врач, окончивший обучение по специальности «Психиатрия», должен знать и уметь:

  • Выявлять в процессе обследования больных симптомы психических и психосоматических расстройств;

  • Квалифицировать синдромы выявленных расстройств;

  • Проводить диагностику психических и психосоматических расстройств в соответствии с традиционной систематикой и систематикой психических болезней и в соответствии с МКБ 10;

  • здравоохранения альную диагностику психических и психосоматических расстройств на симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом уровнях;

  • Проводить дифференцированную психофармокотерапию пациентам с психическими и психосоматическими расстройствами с использованием новейших психотропных средств;

  • Владеть современными тестовыми методиками (клиническими шкалами) по выявлению психических и психосоматических расстройств;

  • Владеть основами психотерапии, применяемой при психических и психосоматических расстройствах;

  • Оказывать помощь при неотложных состояниях в клинике психических, наркологических и психосоматических расстройствах.




  1. Сводные данные об основных разделах дисциплины

Содержание программы представлено четырьмя разделами:

  1. Теоретическое и организационные основы психиатрии.

  2. Общая психопатология.

  3. Методы терапии в психиатрии.

  4. Частная психиатрия.


1 семестр




п/п

Тема

1.

Классификация психопатологических синдромов

2.

Астенический синдром, аффективные синдромы.

3.

Невротические и психопатические синдромы.

4.

Бредовые и галлюцинаторные синдромы.

5.

Кататонические и гебефренные синдромы

6.

Синдромы помраченного сознания.

7.

Судорожные синдромы.

8.

Амнестический синдром.

9.

Синдромы слабоумия.

10.

Шизофрения.

11.

Аффективные психозы.

12.

Функциональные психозы позднего возраста.

13.

Эпилепсия.

14.

Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга.


2 семестр.




п/п

Тема

15.

Психические расстройства при черепно – мозговых травмах.

16.

Олигофрении.

17.

Основы врачебно – трудовой и военной экспертизы психически больных.

18.

Терапия психических расстройств. Основные принципы лечения психически больных.

19.

Биологическая терапия: нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы. Механизмы действия. Фармакокинетика. Классификация. Оценка эффективности.

20.

Неотложная помощь при психических заболеваниях.

21.

Психотерапия. Теоретические основы. Классификации. Методы. Показания к применению.

22.

Реабилитация психически больных. Теоретические основы. Формы. Методы.

23.

Организация психиатрической помощи.



6. Теоретические и организационные основы психиатрии.

Предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам медицинской науки и психологии.

^ Основные этапы развития и основные направления в психиатрии.

Отношение к психическим больным в различные исторические эпохи. Ф.Пинель и движение за ограничение мер стеснения психически больных (по restraint). Основоположники клинического направления в психиатрии (Ж.Эскироль, В.Гризингер). Формирование нозологического направления в психиатрии. (А.Бейль, Э.Крепелин, С.С.Корсаков). Биологические (нейрофизиологические, патоморфологические, генетические, эндокринологические, антропологические) исследования при психических заболеваниях. Психологическое направление в психиатрии. З.Фрейд и основные положения психоаналитической концепции.

^ Организация психиатрической помощи.

Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (введен в действие 01.01.93).

Психиатрический стационар. Принципы устройства, организация надзора и ухода. Показания к госпитализации психически больных, порядок помещения больного в стационар. Условия и порядок недобровольной госпитализации. Социально-опасное и суицидальное поведение у душевно больных. Первая и неотложная помощь больному с психическими нарушениями. Особенности транспортировки психически больного, находящегося в состоянии психомоторного возбуждения. Правила удержания больного. Современные методы купирования возбуждения.

Амбулаторная психиатрическая помощь. Диспансерное наблюдение при различных психических заболеваниях, его задачи. Условия постановки больного на учет. Проблема патронажа. Преемственность стационарной и амбулаторной помощи. Структура

психоневрологического диспансера, организация работы кабинета участкового психиатра в сельских районах. Задачи участкового психиатра. Значение поддерживающей терапии при различных психических заболеваниях. Методы реадаптации и реабилитации психически больных, лечебно-трудовые мастерские. Организация работы дневного стационара. Роль: врача общей практики в раннем выявлении психически больных и оказании им медицинской помощи.

Вопросы трудовой, судебной и военной экспертизы. Временная и стойкая нетрудоспособность при психических заболеваниях. Условия установления инвалидности, организация работы специализированной МСЭК, порядок направления и освидетельствования. Клинические критерии определения степени снижения трудоспособности (групп инвалидности). Трудоустройство психически больных, использование остаточной трудоспособности, обучение новой специальности. Опека, показания для наложения опеки. Ответственность душевно больных за совершение противоправных действий. Критерии вменяемости и невменяемости. Организация судебной экспертизы. Проведение военной психиатрической экспертизы, основные положения приказа Министра обороны России о годности к несению военной службы.

^ Психогигиена и психопрофилактика.

Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Основные этапы формирования нормальной психики человека. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Критические возрастные периоды (парапубертатный, препубертатный, пубертатный, климактерический), геронтопсихиатрия. Роды как фактор риска возникновения психических заболеваний. Профессиональные группы риска.

Понятие первичной, вторичной и третичной психопрофилактики. Основные организационные; формы психогигиены и психопрофилактики. Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний, расстройств и декомпенсаций психического здоровья. Принципы проведения санитарно-просветительной работы. Ответственность врача общей практики за поддержание психического здоровья и душевного равновесия больных в процессе лечения соматических заболеваний, проблема ятрогений.



  1. ^ Общая психопатология.

Общие положения семиотики психических расстройств.

Понятие симптома и синдрома в психиатрии, их информационная значимость для уяснения содержания психических расстройств, сущности болезненного процесса. Роль синдрома в планировании лечебных мероприятий и установлении прогноза. Уровни психических расстройств (невротический, психотический). Понятие продуктивной и негативной (дефицитной) симптоматики. Органические и функциональные психические расстройства.

^ Методы исследования, применяемые в психиатрии.

Клинический и клинико-катамнестический метод: правила сбора анамнеза, субъективные и объективные сведения, порядок описания психического состояния на момент обследования, сбор катамнестических сведений, анализ полученного материала.

Параклинические методы в психиатрии: электроэнцефалография, компьютерная томография и ядерно-магнитный резонанс, рентгенография черепа, М-эхо, реоэнцефалография, исследование ликвора, психологические методики исследования мышления, интеллекта, личности. Диагностические возможности каждого метода, основные правила проведения, наиболее значимые показатели. Значение данных смежных специальностей: невропатолог, окулист и другие. Эпидемиологические исследования в психиатрии.

^ Расстройства ощущений и восприятия.

Ощущения и их расстройства: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия. Сенестопатии и их связь с ипохондрическими идеями.

Понятие восприятия и представления. Нарушения восприятий: агнозия, иллюзии, галлюцинации, расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства).

Иллюзии и их психопатологическое значение, условия возникновения у здоровых людей и при психических заболеваниях. Парэйдолические иллюзии.

Классификация галлюцинаций: по ведущему анализатору (слуховые, зрительные, тактильные и др.), по условиям возникновения (гипногогические, гипнопомпические, рефлекторные, психогенные и прочие), по степени сложности (элементарные, простые, сложные, сценоподобные). Варианты вербальных галлюцинаций (комментирующие, императивные). Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации (В.Х.Кандинский). Объективные признаки галлюцинаций.

Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорныё расстройства): микроскопия, макроскопия, метаморфопсия, ксантопсия, эритропсия, нарушения схемы тела. Понятие дереализации и деперсонализации.

Диагностическое значение каждого из симптомов. Особенности нарушения восприятия при различных психических заболеваниях. Сравнительно-возрастной анализ различных форм расстройств восприятия. Социально-опасное поведение при расстройствах восприятия.

^ Мышление и его расстройства.

Ассоциации, понятия, суждения, умозаключения как основные элементы мышления. Формирование наглядно-действенного, конкретно-образного и абстрактно-логического мышления в процессе развития человека. Речь как важнейшее выражение процессов мышления. Дефекты развития речи, письма, чтения у детей в различные периоды. Систематика синдромов речевых расстройств (заикание и логоклония, дизартрия, дислалия, олигофазия, афазия, логорея и др.), их влияние на развитие индивидуума. Развитие воображения и патология фантазий у детей.

Расстройства ассоциативного процесса. Ускорение и замедление мышления, патологическая обстоятельность (вязкость), речевые стереотипии (персеверации и вербитерации), резонерство и метафизическая (философическая) интоксикация, разорванность и бессвязность (инкогеррентность). Аутистическое, символическое и паралогическое мышление, феномен соскальзывания.

Расстройства суждений и умозаключений: бред, навязчивости, сверхценные идеи, бредоподобные фантазии, примитивные суждения.

Определение и основные варианты бреда: по фабуле (варианты бреда преследования, величия, депрессивный бред), первичный и вторичный бред, систематизированный, бред, чувственный бред и бред толкования (интерпретативный), бред малого размаха (бытовых отношений) и мега-ломанический. Симптомы свидетельствующие об остроте и длительности существования бреда.

Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. Синдром психических автоматизмов Кандинского-Клерамбо. Понятие идеаторных, сенсорных и моторных (кинестетических) автоматизмов. Симптом открытости, ментизм и шперрунг как примеры идеаторных автоматизмов. Динамика бредовых синдромов, особенности синдрома Кандинского-Клерамбо на различных этапах его формирования. Синдром Котара. Бред инсценировки, метаморфозы (синдром Капгра).

Навязчивые состояния: навязчивые мысли (обсессии), страхи (фобии), действия (компульсии), ритуалы, контрастные навязчивости. Ипохондрический синдром. Синдром дисморфомании (диморфофобии).

Диагностическое значение патологии мышления. Особенности нарушения мышления при различных психических заболеваниях. Сравнительно-возрастные особенности расстройств ассоциативного процесса, бреда, сверх ценных идей и навязчивостей. Социально-опасное поведение лиц с нарушениями мышления.

^ Расстройства внимания, памяти и интеллекта.

Внимание, определение понятия. Связь внимания и сознания. Активное и пассивное внимание. Объем внимания. Истощаемость внимания. Способность переключения внимания, отвлекаемость, прикованность (фиксация) внимания.

Память как отражение прошлого опыта, ее связь с другими психическими функциями. Кратковременная и долговременная память. Закон Рибо-Джексона. Нарушения запоминания и воспроизведения. Гипермнезия, гипомнезия, амнезия (антероградная, ретроградная, фиксационная, прогрессирующая), парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии). Корсаковский синдром.

Понятие интеллекта. Связь расстройств интеллекта с нарушениями памяти, абстрактного мышления, воли. Методы исследования интеллекта, способностей к анализу и синтезу. Интеллектуальный индекс (IQ), методики его определения. Олигофрения как недоразвитие интеллекта. Степени олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность). Динамика олигофрении. Социальное положение и возможности адаптации лиц с недоразвитием интеллекта. Слабоумие (деменция) как обратное развитие (снижение) интеллекта. Клинические варианты деменции: органическая (тотальная и лаку парная), эпилептическая (концентрическая). Понятие «шизофренического слабоумия» его отличие от деменции при органических заболеваниях.

Диагностическое значение нарушений внимания, памяти и интеллекта, особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды.

^ Аффективные и волевые расстройства.

Эмоции и мотивации. Этапы формирования эмоций. Виды эмоций. Понятие сильных положительных и отрицательных эмоций как признаков психической продукции, оскудение эмоций как негативная симптоматика (дефект). Физиологический, и патологический аффекты. Гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория (эксплозивность), страх, тревога и растерянность, аффект недоумения, эмоциональная лабильность и эмоциональная ригидность, слабодушие, апатия, эмоциональная неадекватность, амбивалентность и амбитендентность.

Понятие воли и влечений, их взаимосвязь и взаимное влияние. Расторможенность влечений, недостаточность, оскудение влечений, извращение влечений. Основные симптомы и синдромы нарушения влечений. Расстройства воли (гипербулия, гипобулия, абулия, парабулии).

Депрессивный синдром. Понятие витальной (предсердной) тоски. Расстройства мышления, воли, влечений, движений при депрессии. Соматические (вегетативные) нарушения при депрессии, понятие маскированной (ларвированной, соматизированной) депрессии. Динамика депрессий, суточные колебания настроения. Различные клинические формы депрессий (тоскливая, тревожная, ажитированная). Суицидальные тенденции, правила ухода и надзора.

Маниакальный синдром. Апатико-абулический синдром.

Диагностическое значение аффективно-волевых расстройств, особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социально-опасное поведение при нарушениях аффективно-волевой сферы.

^ Двигательные расстройства. Закономерности; формирования моторики и психомоторики в онтогенезе.

Кататонический синдром и его важнейшие проявления: ступор, симптом «капюшона» и симптом «воздушной подушки», мышечная скованность, активный и пассивный негативизм, каталепсия (восковая гибкость), мутизм, двигательные и речевые стереотипы, импульсивные действия, пассивная (автоматическая) подчиняем ость, эхо-симптомы, манерность, вычурность, парамимии. Понятие люцидной и онейроидной кататонии. Отличие кататонического ступора от депрессивного и психогенного. Уход за больным в состоянии ступора, зондовое кормление, методика растормаживания.

Психомоторное возбуждение (маниакальное, гебефреническое, галлюцинаторно-бредовое, эпилептиформное, истерическое, ажитированная депрессия) его отличие от кататонического. Связь психомоторного возбуждения с синдромами расстроенного сознания. Купирование психомоторного возбуждения, допустимые меры стеснения.

Диагностическое значение синдромов двигательных расстройств, особенности их проявления при различных заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социально-опасное поведение при двигательных расстройствах.

^ Синдромы расстроенного сознания и пароксизмальные явления.

Критерии К.Ясперса для определения расстроенного сознания: отрешенность, дезориентировка, расстройства мышления, амнезия. Синдромы выключения (снижения уровня сознания); обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознания (психотическое, амбулаторные автоматизмы, трансы и фуги). Критерии дифференциальной диагностики.

Пароксизмальные явления: припадки (grand mal, абсанс и другие варианты petit mal, диэнцефальные, парциальные, истерические припадки), особые состояния сознания (психосенсорные припадки, явления deja vu и jamais vu, приступы дереализации и деперсонализации). Отличия истерических пароксизмов от эпилептических. Понятие эпилептического статуса.

Диагностическое значение расстройств сознания, их особенности при различных заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социально-опасное поведение у лиц с расстройствами сознания.

^ Нарушения физиологических функций и соматические расстрой­ства как проявления психических заболеваний.

Нарушения питания (нервная анорексия, булимия, нервная рвота, поедание несъедобного - пикацизм), их связь с состояниями дисморфомании, депрессии, расстройствами личности и интеллекта. Врачебная тактика и способы лечения.

Бессонница как ранний симптом острых психозов, как проявление депрессии, мании и неврозов. Современные средства лечения бессонницы. Гиперсомния.

Сексуальная дисфункция как проявление депрессии и неврозов. Лекарственные средства, вызывающие нарушение сексуальной функции.

Истерические (конверсионные, диссоциативные) расстройства соматических функций: боли, анестезия, парезы и параличи, афония, астазия-абазия, нарушений глотания, одышка, рвота. Отличие истерической симптоматики от симуляции.

Астенический синдром, его связь с самыми различными соматическими и неврологическими заболеваниями, неврозами и

органическими поражениями головного мозга.



  1. ^ Методы терапии в психиатрии.

Биологическая терапия.

Шоковые методы; инсулинокоматозная и электросудорожная терапия (ЭСТ). Пиротерапия, депривация сна, физиотерапевтические методы, рефлексотерапия. Показания, основные представления о порядке проведения, терапевтическая эффективность при различных психических расстройствах, осложнения, противопоказания.

Психофармакотерапия. Переворот в организации психиатрической помощи и скачок в развитии клинической психиатрии в связи с появлением психофармакопрепаратов. Классификация психотропных средств. Нейролептики (антипсихотики), группы препаратов по химическому строению и преобладающим эффектам. Нейролептики как средства купирования психомоторного возбуждения. Нейролептический синдром (лекарственный паркинсонизм) и средства его купирования. Антидепрессанты (трициклические, четырех циклические, ингибиторы МАО и др.). Транквилизаторы (анксиолитики) бензодиазепиновой группы и другие. Психостимуляторы. Ноотропы. Нормотимические средства (соли лития и др.). Способ выбора конкретного лечебного препарата, показания, противопоказания, осложнения при применении каждой из групп психофармакологических средств. Соматотропные эффекты различных психотропных препаратов. Использование психотропных средств в качестве основных и дополнительных при лечении соматических заболеваний. Границы терапевтической эффективности при психофармакотерапии, купирующая и поддерживающая терапия, проблема терапевтических ремиссий, ситуация «вращающихся дверей».

Психотерапия.

Сущность и правила проведения основных вариантов психотерапии: рациональной, суггестивной, (в том числе гипноза), условно-рефлекторной (бихевиориальной), аутотренинга, биообратной связи (biofeedback), психоанализа. Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых методов психотерапии. Связь метода психотерапии с личностными особенностями пациента. Принципы выбора методики. Показания, ошибки при проведении психотерапии, границы терапевтической эффективности.


  1. ^ Частная психиатрия.

Классификация психических расстройств.

Принципы классификации. Этиология психических заболеваний, понятие причины и провоцирующего (триггерного) фактора, дизонтогенез и преморбидные особенности личности. Понятие эндогенных, экзогенных (в том числе соматогенных) и психогенных психических расстройств. Понятие болезни (процесса), патологического развития и конечного состояния (дефекта). Нозологический и синдромальный принцип в проведении классификации. Основные варианты течения психических заболеваний (непрерывное, прогредиентное, регредиентное, рекуррентное, фазовое, приступообразное, волнообразное). Исторически сложившиеся принципы классификации психических заболеваний в России и Международная классификация болезней (МКБ-Х).

^ Органические, экзогенные и соматогенные заболевания.

Общие проявления заболеваний данной группы, понятие психоорганического синдрома, его основные варианты. Значение методов специального обследования для установления диагноза.

Дегенеративные эндогенные заболевания мозга: болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона, сенильная деменция. Распространенность, особенности проявления деменции, течение, прогноз, болезни с которыми приходится проводить дифференциальный диагноз. Уход за дементными больными пожилого возраста.

Экзогенные, экзогенно-органические и соматогенные заболевания. Понятие «экзогенного типа реакций» (К.Бонгеффер), астения, расстройства сознания, памяти, интеллекта как типичные проявления экзогенных заболеваний.

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах. Распространенность. Классификация: открытые (проникающие, непроникающие), закрытые (коммоции, контузии). Общие закономерности течения: регредиентность, постадийная смена симптоматики (начальный, острый периоды, период реконвалесценции, период отдаленных последствий). Клинические проявления в различные периоды: начальный и острый (расстройства сознания, амнезии, астения, вегетативные и вестибулярные расстройства, транзиторные психозы с эпилептиформным возбуждением, делирий, острый галлюциноз, корсаковский синдром, локальная неврологическая симптоматика), период отдаленных последствий (церебрастения, энцефалопатия с изменениями личности, судорожным синдромом или слабоумием). Лечение, реабилитация, экспертиза. Профилактика возникновения психических расстройств при травмах головы. Проблема компенсации церебральных функций.

Психические нарушения инфекционного генеза. Сифилис мозга и прогрессивный паралич. Распространенность. Доманифестный период. Начальные проявления и клиника развернутой стадии заболевания. Различие деменции при прогрессивном параличе и сифилисе мозга. Типичная неврологическая симптоматика. Серологическая диагностика, показатели ликвора. Прогноз. Лечение, профилактика. Экспертиза. Особенности психических нарушений при различных энцефалитах. Психические нарушения при СПИДе.

Психические расстройства при интоксикациях: атропиновый делирий; психозы, вызванные применением стероидных гормонов, противотуберкулезных препаратов; депрессии, вызванные приемом резерпина и фенотиазиновых нейролептиков. Психические нарушения при промышленных отравлениях. Важнейшие промышленные яды (свинец, тетраэтил-свинец, этиленгликоль, ртуть, мышьяк, марганец, окись углерода, метиловый спирт), клинические проявления острой и хронической интоксикации. Раннее распознавание.

Психические нарушения при поражении ионизирующими излучениями. Симптомы острой лучевой болезни: состояние возбуждения с переходом в угнетение психической деятельности. Ранние проявления хронического воздействия ионизирующих излучений: астения, адинамия, нарушения памяти, навязчивые страхи, галлюцинации. Лечение, профилактика.

Психические расстройства сосудистого генеза. Общая характеристика, распространенность, нозологические формы: атеросклероз, гипертоническая болезнь, гипотония и прочие. Клиническая картина: неврозоподобные и психоподобные расстройства, различные варианты деменции. Острые сосудистые психозы. Дифференциальная диагностика с другими органическими и эндогенными психическими заболеваниями.

Психические нарушения при внутричерепных опухолях. Общемозговые и локальные (очаговые) симптомы при опухолях головного мозга. Особенности психических нарушений при различной локализации опухолей (лобные, теменные, височные и затылочные доли, гипофиз, мозолистое тело). Эпилептиформный синдром и признаки внутричерепной гипертензии как частые инициальные проявления опухолей. Значение психических нарушений для топической диагностики. Значение методов специального обследования. Дифференциальная диагностика.

Эпилепсия.

Определение. Распространенность. Этиология и патогенез, предрасполагающие факторы. Клинические проявления: пароксизмы (приладки, расстройства сознания, расстройства настроения, психосенсорные расстройства), острые и хронические эпилептические психозы, изменения личности (торпидность, взрывчатость, педантизм, эгоцентризм, вязкость мышления, эмоциональная ригидность). Особенности течения эпилепсии у детей и подростков. Дифференциальная диагностика с симптоматическими припадками (алкогольная абстиненция, внутричерепные опухоли, острые инфекции, интоксикации и травмы). Электрофизиологические и патопсихологические методы в диагностике. Принципы и методы лечения: непрерывность, комплексность, индивидуальность, длительность. Основные группы противосудорожных средств: барбитураты, дифенин (фенитоин), карбамазепин, бензодиазепины, сукцинимиды, вальпроаты и др. Терапевтический спектр, осложнения при противосудорожной терапии. Диета, дегидратация. Хирургическое лечение. Купирование эпилептических психозов, дисфории, сумеречных состояний. Меры профилактики, медико-генетическое консультирование. Трудоустройство, реабилитация. Трудовая, военная и судебная экспертизы.

Эпилептический статус. Заболевания, при которых он наиболее часто возникает. Степень опасности для жизни, методы купирования.

^ Алкоголизм и алкогольные психозы.

Острая интоксикация алкоголем. Степени алкогольного опьянения. Диагностика алкогольного опьянения. Лечение острой алкогольной интоксикации. Патологическое опьянение, диагностика и судебно-психиатрическая оценка.

Алкоголизм (алкогольная болезнь, алкогольная токсикомания, этилизм). Определение, критерии отделения от бытового пьянства. Эпидемиология. Клинические проявления алкоголизма: стадии течения. Алкогольный абстинентный (похмельный) синдром. Изменения личности при алкоголизме. Особенности алкоголизма у женщин, подростков. Неврологические и соматические расстройства, обусловленные алкоголизмом. Ремиссии и рецидивы. Дипсомания и симптоматический алкоголизм. Лечение алкоголизма: купирование абстинентного синдрома, дезинтоксикация, условно-рефлекторная терапия, сенсибилизирующие средства. Роль психотерапий в преодолении психической зависимости от алкоголя, добровольность и анонимность, как важные условия успешности терапии. Профилактика алкоголизма. Методы реабилитации, клубы анонимных алкоголиков. Функции наркологических диспансеров.

Алкогольные (металкогольные) психозы. Условия возникновения, распространенность. Белая горячка (алкогольный делирий): предвестники делирия, начальные симптомы, клиника развернутой фазы, неврологические и соматические расстройства, течение, выход из психоза. Острый и хронический алкогольный галлюциноз. Алкогольный параноид (бред преследования и ревности). Корсаковский психоз. Алкогольный псевдопаралич. Алкогольная эпилепсия. Острая алкогольная энцефалопатия Гайе-Вернике. Лечение и профилактика алкогольных психозов, тактика в случае социально-опасного поведения, методы купирования возбуждения.

^ Наркомании и токсикомании.

Определение понятия "наркоманий, как заболеваний, связанных с немедицинским применением веществ или лекарственных средств, отнесенных законом к наркотикам. Общая характеристика. Эпидемиология. Признаки наркомании: психическая и физическая зависимости от наркотика, повышение и изменение толерантности. Употребление препаратов опийной группы: признаки острой и хронической интоксикации опиатами, клиника абстинентного синдрома. Налорфин как средство экспресс диагностики опийной абстиненции. Употребление препаратов конопли, клиника острой и хронической гашишной интоксикации. Кокаиномания, психические нарушения при однократном приеме кокаина и при хронической интоксикации. Барбитураты, отнесенные к наркотикам, психические и соматические нарушения при хронической интоксикации. ЛСД и галлюциногены. Сравнительно-возрастные особенности наркоманий. Терапия наркоманий. Роль существенных и медицинских организаций в профилактике наркоманий и реабилитации больных.

Токсикомании. Общая характеристика и распространенность. Основные группы веществ и лекарственных средств, вызывающих зависимость: транквилизаторы, психостимуляторы, летучие растворители, М-холинолитические препараты центрального действия, никотин. Сравнительно-возрастные особенности токсикомании. Лечение и профилактика токсикомании. Борьба с курением. Лечение никотиновой абстиненции.

^ Шизофрения и другие бредовые психозы.

Определение. История формирования представления о шизофрении (Э.Креплин, Е.Брейлер, К.Шнайдер) и современное состояние вопроса. Эпидемиология. Предрасполагающие факторы и признаки дизонтогенеза. Продуктивные и негативные симптомы шизофрении. Понятия схизиса (шизиса), аутизма, прогредиентности. Понятие о шизофреническом дефекте. Основные клинические формы шизофрении: параноидная, простая, кататоническая, гебефреническая. Течение шизофрении: начало заболевания (острое, подострое, постепенное), типы течения (непрерывный, приступообразно-прогредиентный шубообразный, Рекуррентный периодический), признаки благоприятного и неблагоприятного прогноза при шизофрении. Проблема вялотекущей (малопрогредиентной) шизофрении: сенестопатически-ипохондрическая, неврозоподобная, психопатоподобная. Понятие циркулярной шизофрении, общие черты и различия с маниакально-депрессивным психозом. Особенности шизофрении в детском и позднем возрасте.

Современные представления об этиопатогенезе шизофрении. Данные биохимических, иммунологических, генетических (близнецовый и генеалогический метод), патоморфологических, патопсихологических исследований. Современные достижения в лечении шизофрении, основные методы и правила их выбора. Ближайшие и отдаленные последствия терапии, качество ремиссий при различных вариантах течения заболевания. Основные принципы реабилитации при шизофрении. Социально-опасное поведение больных. Трудовая, военная и судебная экспертиза.

Дифференциальная диагностика шизофрении с другими бредовыми психозами: инволюционный параноид, реактивный параноид. Проблема паранойи.

^ Аффективные психозы.

Маниакально-депрессивный психоз. Определение. Эпидемиология. Клинические проявления в период депрессивной и маниакальной фазы. Фаза интермиссии. Течении маниакально-депрессивного психоза (сезонность, суточная динамика, продолжительность фаз), варианты течения (биполярное, монополярное, циклотимия, тип continua). Атипичные и смешанные фазы. Соматические расстройства и маскированная депрессия. Прогноз. Сравнительно-возрастные особенности. Лечение в период аффективных фаз и профилактика обострений в период интермиссии (соли лития и карбамазепин). Опасность суицида, уход и надзор за больными. Данные биохимических и генетических исследований Трудоспособность больных, реабилитация. Экспертиза.

Инволюционная меланхолия (депрессия). Дифференциальная диагностика различных аффективных психозов (рекуррентная шизофрения, органические заболевания мозга, реактивная депрессия). Лекарственные средства, вызывающие депрессию.

^ Психогенные заболевания.

Общие признаки (триада К.Ясперса). Этиология и патогенез. Понятие стресса и дистресса, психической травмы, межличностного и внутри-личностного конфликта. Роль преморбидных особенностей личности. Психоаналитическая концепция «защитных механизмов» и ее роль в объяснении реакции человека на психотравмирующую ситуацию. Исходы, понятие об аномальных развитиях личности.

Реактивные психозы, определение. Острые реакции: аффективно-шоковые (ступор или возбуждение) и истерические психозы (псевдодеменция, ганзеровский синдром, пуэрилизм, истерические сумерки-трансы, амнезии). Затяжные реактивные психозы: реактивная депрессия (клинические проявления, течение, соматические проявления, отличие от маниакально-депрессивного психоза), реактивные параноиды («железнодорожный» и военный параноид, индуцированный бред, бред тугоухих, влияние иноязычного окружения, паранойяльное развитие личности). Прогноз. Понятие «постреактивное развитие личности». Лечение, профилактика, вопросы экспертизы.

Неврозы. Критерии диагностики. Этиология, роль личности и внутри личностного конфликта в возникновении неврозов. Проблема «бессознательного» и неврозы. Невротические реакции и невротические состояния. Неврастения, обсессивно-фобический невроз и истерия. Явления депрессии и ипохондрии, их связь с основными проявлениями неврозов, понятие невротической депрессии и депрессивного невроза. Прогноз при неврозах, понятие о невротическом развитии личности. Патоморфоз неврозов. Сравнительно-возрастные особенности, критические возрастные периоды. Моносимптомные неврозы детского возраста. Психологические методы исследования. Лечение: фармакологическое и психотерапевтическое. Роль семьи, профессиональной деятельности и социального окружения в восстановлении здоровья. Вопросы реабилитации. Экспертиза.

Дифференциальная диагностика при психических расстройствах невротического уровня (ипохондрия, навязчивости, дисморфофобия, деперсонализация, истерические расстройства). Неврозоподобные реакции при соматических заболеваниях. Расстройства невротического уровня в дебюте эндогенных и органических психозов.

Психопатии.

Определение (критерии П.Б.Ганнушкина), непроцессуальный характер расстройств. Эпидемиология. Систематика психопатий: ядерные и краевые (О.В.Кербиков), возбудимые (эксплозивные, паранойяльные, экспансивные шизоиды), тормозимые (астенические, психастеники, сензитивные шизоиды, дистимические), эмоционально-неустойчивые (истерические, циклотимические), неустойчивые (асоциальные). Понятие компенсации и декомпенсации. Динамика психопатий и особенности формирования психопатических личностей в сравнительно-возрастном плане. Роль наследственности, условий воспитания, интеркуррентных заболеваний в формировании патологии личности. Акцентуации характера (Э.Кречмер, К.Леонгард, А.Е.Личко). Психологические методы изучения особенностей личности. Коррекция нарушений поведения. Роль групповых методов психотерапии. Лечение в период декомпенсаций. Реабилитация и реадаптация. Экспертиза.

Олигофрении.

Определение. Общая характеристика: психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности и отсутствием прогредиентности. Эпидемиология. Систематика: по этиологическому принципу (хромосомные "аберрации, наследственные энзимопатии, системные поражения соединительной, ткани, интоксикационные, инфекционные, гормональные и иммунные эмбрио- и фетопатии, вредности перинатального и постнатального периода), по степени выраженности (идиотия, имбецильность, дебильность). Психологические методы оценки интеллекта. Медицинская и психологическая помощь детям с задержкой психического развития. Социальная адаптация. Трудовая, военная и судебная экспертиза.


^ СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



  1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных. М., 1988.

  2. Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии: Сб. научных трудов. Вып. 7. Под ред. Ю.А. Антропова. Пенза, 2004.

  3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000.

  4. Аммон Г. Психическая терапия. С.-Пб., 2000.

  5. Банщиков В.М. Атеросклероз сосудов головного мозга с психическими нарушениями. М.,1967.

  6. Белый Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. М., 1987.

  7. Болдырев А.И. Эпилепсия у взрослых. М., 1984.

  8. Ганнушкин П.Б. Клиника, психопатий, их статистика, динамика, систематика. М., 1933.

  9. Дмитриев Т.Б. Клиническая психиатрия (пер. с англ.). М., 1999.

  10. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. Учебник. – М.: Медицина, 2000.

  11. Злоупотребление психоактивными веществами (клинические правовые аспекты). Дмитриев Т.Б., Игонин А.Л., Клименко Т.В. и др. М., МНЦ, 2003.

  12. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

  13. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л.,1978.

  14. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

  15. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980.

  16. Кекелидзе З.И. Критические состояния в психиатрии. М., 1992.

  17. Клиническая психиатрия. Под ред. Бачерикова Н.Е. Киев, 1989.

  18. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

  19. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М., 1984.

  20. Лакосина Н.Д. Трунова Н.М. Неврозы, невротические развития личности. М., 1994.

  21. Лекции по клинической наркологии под ред. Н.Н. Иванца. М.,1995.

  22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

  23. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1977.

  24. Молчанов Е.К. Эпилептические психозы. М., 1960.

  25. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Закон РФ. М., 1994.

  26. Петраков Б.Д., Цыганков Б.Д. Эпидемиология психических расстройств. Руководство для врачей. М., 1996.

  27. Психиатрический тезаурус. Основные психопатолоческие синдромы. Фролов Б.С., Дехерт В.А., Пашковский В.Э., СПб., 2004.

  28. Пятницкая И.Н., Найденов Н.Г. Подростковая наркология: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2002.

  29. Руководство по психиатрии. Под ред. А.В. Снежневского. М., 1983, т. 1-2.

  30. Руководство по психиатрии: В 2т./ А.С. Тиганов, А.В. Снежневский, Д.Д. Орловская и др.; Под ред. А.С. Тиганова. – М. Медицина, 1999. – т.1.

  31. Семке В.Я. Истерические состояния. М., 1988.

  32. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина. СПб., 2001.

  33. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1955, 1959, 1965.

  34. Свядощ А.М. Неврозы. М., 1982.

  35. Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. М., 1951.

  36. Судебная психиатрия. Руководство для врачей под ред. Г.В. Морозова. Изд. 2-е. М., 1988.

37.Шабанов П.Д. Наркология: Практическое руководство для врачей – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2003.

38.Шизофрения. Клиника и патогенез (под ред. А.В. Снежневского). М., Медицина, 1969.


РЕЦЕНЗИЯ

^

НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ



ИНТЕРНАТУРЫ ПО ПСИХИАТРИИ


МИ ПГУ


Рабочая программа разработана на основе Государственного стандарта, разработанного коллективом кафедры психиатрии и психосоматики ФППО ММА им. И.М. Сеченова.

Настоящая программа составлена с учетом особенностей преподавания на лечебном факультете и предусматривает наиболее полное изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики психиатрической патологии.

В подготовленной программе имеются разделы, традиционно включаемые во все программы по психиатрии. К ним относятся такие разделы как общая психиатрия, раздел частная психиатрия.

Рабочая программа послевузовской профессиональной подготовки интернов по специальности психиатрия представляет собой свод знаний и умений, которыми должен владеть специалист-психиатр для успешного выполнения предъявляемых ему профессионально-должностных требований.

Программа соответствует государственным стандартам высшего образования и действующим учебным планам преподавания психиатрии.

Данная рабочая программа по психиатрии может определять содержание семинаров, отчетность и использоваться преподавателями, ведущими данную дисциплину и интернами, обучающимися по специальности психиатрия.


Зав. кафедрой клинической фармакологии,

д. м. н., профессор И.Я. Моисеева


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101 Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101 Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа (для клинических интернов) по психиатрии для специальности 040115 врач-психиатр
Рабочая программа подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Психиатрия» составлена...
Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 040100 Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста По направлению 040100 Лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием По направлению 060101-Лечебное дело Специальности 040115-«Психиатрия» iconРабочая программа интернатуры По подготовке специалиста По направлению 060101-Лечебное дело

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы