|
Скачать 0.77 Mb.
|
Валерий Боцула. ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА. (рабочая версия, сокращённый вариант) (полная версия серии этих статей в настоящее время печатается в журнале «Неведомый мир» с №11,2005, по №8,2006) Все журналы и мои книги по восточным оздоровительным системам можно приобрести в магазине «Здесь и сейчас». ВВЕДЕНИЕ Современное общество с прозападной ориентацией достигло пика развития в сфере высоких технологий и медицина не является исключением. Несомненно, вклад науки в понимание жизненных основ организма удивителен и полезен, но как это ни странно, здоровье людей на нашей планете продолжает катастрофически ухудшаться. Несмотря на многомиллиардные социальные программы, на сверхсложное медицинское оборудование, на беспрецедентное разнообразие лекарственных препаратов – население даже самых богатых стран по-прежнему подвержено всем возможным недугам. Современные врачи давно уже не помышляют о полном излечении человека, а лозунг «не навреди» заменил главную цель медицины – «излечи». По сути, терапия, которая должна лечить и вылечивать внутренние органы больного, отдала этот процесс на откуп хирургии, чем практически расписалась в своём бессилии, методами хирургии побороть болезни невозможно. Хотя в критических случаях скальпель, несомненно, может принести облегчение, но всё же истинным лечением назвать можно только терапию. Все чаще в условиях современности мы встречаемся с такими случаями, когда «приговоренный умирать» пациент, ищет целителей любого ранга за пределами дорогих современных клиник, лишь бы сохранить жизнь. Одной из таких универсальных методик, способной оказать помощь больному с «неизлечимым» диагнозом, является тибетская медицина. В основе тибетской медицины лежит стройная система восприятия человека, как неотделимой частицы космоса, основой бытия которого есть гармония всех стихий. Такая философия совершенно не воспринимается европейскими медиками, и потому попытки отдельных современных врачей перенять опыт тибетских целителей терпят полный крах. Ибо совершенно недопустимо пользоваться компиляционным методом, как в диагностике, так и в методиках самой терапии. Возможности тибетской медицины небезграничны, но превосходны по простоте и эффективности. Для правильного определения причин расстройства здоровья человека и постановки диагноза, в данной методике широко применяют пульсодиагностику. Этот очень точный метод диагностики повергает современных эскулапов, мягко говоря, в шок, потому, что то, что творят тибетские лекари, находится за рамками восприятия врачей-прагматиков. Специфика тибетской медицины состоит ещё и в том, что лечение становится только тогда эффективным, когда целитель не только точно определил основополагающие причины расстройств, применил правильный метод терапии, но, и это, пожалуй, самое главное, если пациент следует рекомендациям врача и корректирует в соответствии с ними питание и образ жизни. Любому человеку трудно менять именно свои привычки, и даже угроза прогрессирующей болезни и мучительной смерти не останавливает многих. А когда привязанности становятся сильнее инстинкта самосохранения, любая медицина оказывается бессильной. В чём же сила тибетской медицины – этого чудесного метода, преподанного Бхайшаджья-гуру (Буддой медицины)? Можно много говорить о достоинствах тибетской медицины, но основополагающая доктрина заключается в том, что она лечит не только болезни тела и энергетику внутренних органов, а, прежде всего – человеческую душу. В тибетской медицине уместно говорить о взаимосвязи между понятиями душа и карма. Если не лечить душу, то человек будет продолжать пребывать в омрачении, и рано или поздно он опять накопит негативную карму, и его снова начнут одолевать недуги. Согласно философии тибетцев, все болезни коренятся в неведении и лечение абсолютно эффективным можно считать только тогда, когда пациент начинает следовать Благому Пути, освобождаясь от двойственности восприятия и привязанности к объектам и ощущениям. И только в этом случае у него появляется шанс преодолеть самую страшную болезнь – сансару. Наша двойственность восприятия и привязанность к объектам и ощущениям влечёт за собой нарушение функций ваджрного тела (энергетики), и, как следствие, эти нарушения проявляются на физическом плане в виде болезней, старости и смерти. Как уже отмечалось ранее, тибетская медицина не только помогает преодолеть недуги тела, но и вернуть личность пациента в изначальное состояние, т.е. в такое состояние, где существует баланс жизненных основ. Жизненной основой считаются: три доши (на уровне тела), пять махабхут (на уровне энергии) и Ригпа (уровень ума). Три доши – это слизь, жёлчь, ветер; пять махабхут или пять элементов – это земля, вода, огонь, ветер, пространство и Ригпа – это самоосвобождённый ум. Конечно, не все пациенты, прибегшие к услугам тибетской медицины, способны следовать Благому Пути, постигая Учение Будд. Но, как говорится у тибетцев «лучше иметь плохую связь с Учением, чем никакой». Сострадание Будд безгранично и людям всегда даётся возможность сделать выбор, а уж, кто и какой выбор сделает – это личное дело каждого человека. Врач тибетской медицины практикует Учение, которое передается ему по карме, и он просто делает свое дело без выбора и предпочтения, следуя Благому Пути. Итак, подводя итог, можно сказать, что тибетская медицина лечит вполне земные болезни, но делает это исходя из ясности, а не эмпирическим путём или методом проб и ошибок. Компетенция средств тибетской медицины распространяется намного дальше, чем просто лечение тела и энергетики внутренних органов. Следуя рекомендациям тибетского врача, у человека появляется возможность без иллюзий осознавать свои реалии, чтобы никогда более не совершать фатальных ошибок. Именно такой подход к избавлению от недугов тела и духа является глобальным в своей основе. Если пациент находит всё это приемлемым для себя, и искренне и последовательно следует методу, то он получает в результате здоровье, счастье в жизни и Благой Плод духовного просветления. ^ О тибетской медицине написано достаточно книг, изданы прекрасные атласы, коренные Тантры «Чжуд-ши» и много других методических пособий. Однако, не смотря на столь серьёзные и доступные труды, эта тема до сих пор остаётся тайной за семью печатями. В чём же кроется проблема, почему в столь мощной и довольно доступной традиции прикладного знания до сих пор возможны чудовищные спекуляции и довольно странные трактовки методик лечения? Во-первых, культура тибетцев сильно отличается от культуры европейцев, и, потому, многие понятия просто не укладываются в голове современного западного человека. Во-вторых, без преемственности традиций, без прибежища в Дхарме, без хорошего Учителя совершенно невозможно разобраться в тонкостях тибетской медицины и, тем более, в прикладных тантрийских методах воздействия на человека и его мандал (окружение, сферу бытия личности). Тибетская медицина – прежде всего буддистская медицина и её невозможно освоить, не применяя тантрийских методик для развития способностей целителя, а также для обнаружения в себе мистических сил (сиддхи). Именно мистическая часть этой доктрины является самым «тёмным» местом и это неудивительно. Ведь без практики Тантры можно пользоваться только выхолощенным методом, основанным сугубо на материалистических воззрениях, а это не просто не эффективно, но и не неприемлемо. В современной европейской системе образования считается вполне нормальным явлением получать знания в виде отвлечённой информации, через опосредованные источники (книги, компьютеры и т.д.). Но на Востоке всегда было принято учиться, опираясь на линию преемственности. Абстрактная информация всегда ценилась там намного ниже, чем живой опыт конкретного Учителя, который от сердца к сердцу передавал не только технологии метода, но и нечто большее – саму душу традиции. При передаче Учителем Учения, ученик не только получает новую для себя информацию и обучается определённым навыкам, но и включается в некий мистический «поток традиции», он интегрирует свою личность в океан мистического знания и спонтанных откровений. Этот «поток традиции» не является чем-то абстрактным, это вполне ощутимое измерение, в котором реально существуют опыт, энергия и присутствие всех учителей данной традиции. Кроме того, в нём также активны мистические защитники данной линии передачи. Вступая в этот «тайный клуб реализованных существ», ученик начинает глубже осознавать сам предмет изучения, свою личность и весь мир вокруг себя. При таких условиях личность адепта претерпевает колоссальные изменения, а само Учение становится не предметом исследования извне, а составной частью души ученика, его мистическим аспектом ума, сущностью личности адепта. По мере проникновения в сердце традиции, ученик начинает осознавать очень тонкие явления и различать почти невидимые отношения мира проявленного и тайного. Только при таких условиях можно говорить о постижении учеником истинной традиции и об его проникновении в мистический источник вечного вдохновения, из которого можно черпать сиддхи (сверхспособности) без ограничений. Настоящий врач тибетской медицины обязан обладать всеми качествами тантрийского практика и владеть методами визуализации мистических существ – Идамов и Дакини. Без практики тантрийских методов будущему целителю совершенно невозможно наработать силу лечебных мантр, создавать для себя и пациентов защитное поле от провокаций природных сил, злонамеренных духов и разных болезнетворных причин. Посредством мантр, тибетский врач способен освящать и усиливать действие лекарств и процедур (например, моксу). Только такой подход к изучению традиций тибетской медицины способствует обретению лекарем феноменальных качеств диагноста и терапевта. Очевидно, что условия для истинного овладения традицией очень сложные, и именно этот фактор является причиной того, что в последнее время появляются недобросовестные мистификаторы, которые, не постигнув истиной сути Учения, не стесняются выдавать себя за тибетских целителей, манипулируя неведением людей. Конечно же, не все тибетцы являются специалистами в области тибетской медицины и, тем более, не все являются реализованными практиками тантрийских доктрин. На Востоке считается вполне нормальным явлением вначале удостовериться в квалификации мастера, а уж потом принимать его услуги или искать другого. Там даже выработалась целая философская концепция и огромное количество примет и приёмов, посредством которых можно отличить мастера от имитатора. Например, в Китае лекарь мог вывешивать фонарик на ворота, если при его лечении умирал очередной пациент, чем больше фонариков – тем лучше врач. Логика тут была простая (хотя и китайская), раз врачу доверяют очень больного или даже неизлечимого пациента, то это означает, что ему безгранично доверяют, а уж карма распоряжается по-своему – кому жить, а кому умереть. К высококвалифицированным врачам в Тибете относятся с безграничным доверием и почтением. Если врач считает, что больному следует умереть, тот принимает такое известие безропотно и с благодарностью. Ясность просветлённого лекаря не вызывает сомнения. Считается, что эмчи (тибетский целитель) видит невидимые для глаза простого человека причины его проблем и может точно знать судьбу пациента. С этим спорить трудно, ведь обладая чудесным методом пульсодиагностики, глубоким видением внешних признаков расстройств и прямым постижением жизненных основ пациента (трех дош: бедкен, трипа и рлунг), целитель может с феноменальной точностью предсказать ближайшее будущее человека. Если энергия пациента истощилась, то более уместным будет дать ему наставление, как правильно умереть, чем обманывать имитацией лечения и вводить в иллюзии несбыточными надеждами. (На Востоке и Западе существуют разные нормы морали и представления о сострадании, но в данном случае излагается точка зрения тибетской традиции). Будда не должен создавать иллюзий ни для кого, ведь неадекватное поведение и ошибочные представления больного могут навлечь на него неблагую карму. В тибетской тантрийской традиции есть даже практика под название «пхова», что означает «перенос сознания». Практикуя этот метод, ученик учится правильно умирать, чтобы при наступлении бардо момента смерти, он смог направить сознание в центральный канал и покинуть своё тело через макушку головы. Для европейца это звучит довольно дико, ведь на Западе даже мысль о смерти считается ужасной, не говоря уже о том, чтобы тренироваться в правильном умирании каждый день. Следует также отметить, что ни тибетцы, ни какая-либо другая нация на Востоке, не обладают монополией на Учения и разные прикладные аспекты знания, которые были рождены в лоне тибетской или какой-либо другой Восточной культуры. В наш век глобализации информации, ни один народ не может удержать при себе свои тайные доктрины. Форма глаз и носа уже не может служить гарантией качества или визитной карточкой врача, практикующего тибетскую медицину. В данном случае большую роль играет квалификация и опыт целителя, нежели его национальность или причастность к тибетской культуре в целом. Как природа Будды (изначальный ум) не знает севера и юга и присуща всем без исключения живым существам, так и способности практика Тантры и тибетской медицины могут быть присущи любому человеку. Именно кармические предпосылки и благое сочетание возможностей (вторичных причин) изучать тайные методы в этой жизни, являются определяющими для адепта тибетских доктрин. (Исключением не является и китайская, и индусская медицина, а также любые прикладные традиции Востока). Уже давно слова «медитация», «карма», «сиддхи» не являются чисто санскритскими идиомами. Человечество ассимилировало в себе многие культурные и духовные аспекты Востока и Запада. И если для кого-то совпали первичные и вторичные условия, то такой человек вполне может освоить Учения Востока и тибетскую медицину, и это событие можно считать для него «вторым рождением». Ведь прибежище в Дхарме даёт не только ценные знания и навыки, но и действительно спасает от многих напастей сансары, не говоря уже о возможности получить учеником полное освобождение (достижение «того берега» или нирваны). Таким образом, можно сказать, что настоящий врач тибетской медицины должен не только быть безгранично сострадателен к страждущим существам, но и обладать просветлённым видением и различительной мудростью. Методами тибетской медицины успешно лечат людей, дают надежду тяжело больным, и в этой традиции не забывают также и о безнадёжно больных. Бхайшаджья-гуру безгранично сострадателен и он может прикрыть своей рукой от «ветра кармы» «огонь жизни» больного, но он не в силах помочь, если в «светильнике исчерпалось масло» (жизненная сила иссякла). В Тантре основ есть рекомендация Будды медицины, которая гласит примерно так, что не следует лечить человеконенавистников и людей, порочащих учение Будды. Этот тезис также довольно спорный, но кто может быть судьёй? Традиции Тибета на десятки тысяч лет старше западных и было бы не уместно приходить в чужой монастырь со своим уставом. ^ Люди называют чудесами явления природы, стоящие за гранью понимания обыденного ума. Если же человек практикует чудесную Дхарму, то уже из самого названия этого учения можно догадаться, что плоды этой практики будут также чудесными или, по крайней мере, необычными. Когда у просветлённого мастера спрашивают, как он достиг таких чудесных способностей, то он обычно отвечает, что просто сделал то-то и то-то, без применения тайного метода и без намерения проявлять какие-либо способности. И это не лукавство и не ложная скромность, ведь действительно освобождённое сознание фонтанирует сиддхами (чудесными силами) как из рога изобилия. Не важно, к какой конфессии или традиции принадлежит мастер, будь он буддист, даос или последователь Дзогчен, освобождённый ум не знает границ и, тем более, не обусловлен ни названием Учения, ни своей национальностью или сферой приложения способностей. Хотя тибетская медицина изучается в рамках логической и вполне научной методики, в её программу включено большое количество мистических дисциплин, которые просто невозможно понять обычным умом. Их следует постигать только через практику Тантры, развивая в себе мистические качества, ясность ума, интуицию и всевозможные, удивительные приёмы общения с миром и людьми. Зачем это необходимо целителю? Тибетская медицина рассматривает тело пациента, как составную часть личности (тело, энергия, ум) и всего космоса, а не как отдельную и самостоятельную сущность. Потому проблемы тела трактуются, как продолжение дисфункций ума и энергии пациента. Чтобы понять проблемы пациента, врач тибетской медицины должен изучить не только возможные симптомы расстройств, но и глубоко разбираться в принципах функционирования основополагающих законов природы и жизненных основ. Ему надо не только уметь ориентироваться в структурах тела, но и ясно видеть различные функции энергетики пациента и проникать в самые тайные уголки человеческой души, ведь именно там кроются первоначальные причины всех недугов и проблем. Истинный целитель просто обязан обладать чудесными силами. Чтобы справиться с расстройствами или «провокациями вредоносных духов», он должен быть не только мудрым, но и сильным «волшебником», иначе негативные провокации одолеют пациента, а при неблагоприятных обстоятельствах и самого целителя. Всё вышесказанное для скептика может показаться полнейшим бредом, но на самом деле это не так. Не зря Восток называют краем чудес. Именно в Тибете изобрели и усовершенствовали гениальный метод проникновения в тайные аспекты человеческой природы, названный пульсодиагностикой. Этот способ диагностики известен также в Китае, в Индии и во многих странах, где сохранилась традиционная медицина. Но тибетская пульсодиагностика сильно отличается от других, и уже одно это говорит об оригинальности метода и исконно тибетских корнях традиции. Со времён гениального целителя Тибета Ютогбы, который систематизировал теоретические аспекты тибетской доктрины, основные принципы лечения и диагностики за 12 веков не изменились. Это ни коим образом не говорит о косности метода, а лишь свидетельствует о проникновении восточных мудрецов в абсолютные и сущностные аспекты знания о природе человека и мира вообще. А в таких глобальных и фундаментальных сферах знания, что-либо менять не имеет смысла. В арсенале диагностики, принятой в традиции тибетской медицины, существуют разные методы, начиная от вполне традиционного опроса о причинах визита к врачу, и, кончая абсолютно мистическими способами гадания, трактовкой снов и примет. Но, несмотря на столь огромное разнообразие способов распознания причин расстройств, пульсодиагностику можно назвать главным и абсолютно необходимым методом исследования причин болезней. Целитель, не владеющий пульсодиагностикой подобен слепому, которому не видны тайные причины расстройств, кроющиеся в глубинах внутренних органов и в сложных отношениях между ними. Только проникнув в хитросплетения энергетических потоков происходящих внутри человека, можно эффективно применять средства терапии: коррекцию питания, изменения образа жизни, лекарства и процедуры. Однако, в среде современных дипломированных врачей существует мнение, что без высшего образования, полученного в рамках программы доминирующей государственной нетрадиционной медицины, никому нельзя заниматься медицинской практикой. Но тогда возникает вопрос, а что же делали столько веков целители Тибета, Китая, Индии, да и вообще целители всего мира без диплома Минздрава? Может быть, слава легендарного Хуато в Китае была фальшивая, а Ютогба ничего не понимал в природе человека и в целебных свойствах растений? Конечно же, нет. Скорее всего, современные терапевты блуждают в глубоком неведении относительно своего рода занятий. Итак, если вы попали на приём к врачу, практикующего тибетскую медицину, или обратились в медицинский центр, где эти методы лечения возможны, можете считать, что вы прикасаетесь не только к экзотическому способу избавления от собственных проблем, но у вас есть еще уникальная возможность узнать о себе много интересного и полезного. Если целитель обладает должной квалификацией, а у вас есть желание следовать наставлениям более глубокого порядка, чем просто выполнение расписания приёма лекарств, то вы можете получить бесценные знания о природе отношений вашей личности и космоса, которые скорректируют вашу жизнь в русло счастья и здоровья. С точки зрения тибетской доктрины лечения, счастье основано не на мифических причинах, не на материальном благополучии (хотя это только приветствуется), а на балансе жизненных основ человека. Если они находятся в дисгармонии, то нарушается работа внутренних органов и, как следствие, человек болеет, испытывает депрессии, его ум начинает страдать от неудовлетворённости в жизни. Не зря многие практики различных Учений, которым посчастливилось сбалансировать свои доши (три жизненных начала) и привести в гармонию пять энергий, утверждают, что их жизнь обретает иное качество. При такой реализации, счастье становится реальным переживанием не по причине чего-то, а просто от факта самого бытия, ум адепта пребывает в блаженстве и в равновесном созерцании своей светоносной сущности. Именно такие цели преследует тибетская методика лечения, но, конечно же, при этом врач не забывает привести в порядок внутренние органы человека, его энергетические каналы и здоровье в целом. Чтобы распутать клубок проблем пациента и без вреда для него сбалансировать доши и энергетику, целитель должен точно определить какие общие процессы доминируют в теле, и на какие внутренние органы пациента вначале следует воздействовать. После опроса, внешнего осмотра тела, языка и глаз, врачу необходимо провести пульсодиагностику всех внутренних органов. Без этого исследования невозможно точно сказать, какой процесс и как именно протекает в каждом отдельном органе. Этот метод с одной стороны очень мистичен – требует от диагноста глубокого погружения в свои ощущения и в тоже время удивительно точен – даёт колоссальный объём объективной информации о состоянии внутренних органов и всего организма. Целитель получает не только информацию о доминирующих процессах в том или ином органе, через пульсодиагностику он налаживает мистическую связь с пациентом и, по большому счёту, активно влияет на развитие дальнейших событий в жизни человека, чем корректирует течение его кармы в более выгодное русло. Если между целителем и пациентом устанавливаются доверительные отношения и пациент при этом следует всем рекомендациям, то это способствует быстрому и, что немаловажно, окончательному успеху в лечении. В данной методике лечения не может быть и речи о том, чтобы человека ориентировать на постоянный приём лекарств. Даже в тяжелых случаях, прописывая постоянный прием лекарств, целитель все же ориентирует пациента на коррекцию питания и образа жизни. Потому что правильное питание и образ жизни – это лучшее средство поддержания здоровья после лечения. В качестве профилактики так же можно регулярно применять поддерживающие процедуры (в частности очень эффективна мокса). Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что залог правильного лечения и полного выздоровления лежит в точном определении причин расстройств, в установлении доверительного контакта между врачом и пациентом, и в неукоснительном выполнении пациентом рекомендаций относительно питания, образа жизни и процедур. Это является, как достоинством тибетского метода терапии, так и его недостатком. Если пациент в силу разных обстоятельств не хочет или не может следовать определенным для него целителем «правилам игры», то лечение будет или малоэффективным, или вообще безрезультатным. К сожалению, наше общество сильно поражено обезличенным подходом к человеку. Сейчас больше верят документам, а не выражению глаз или характеристикам пульса. Такое положение дел приводит к тому, что люди начали терять способность воспринимать мудрость традиции и довольно скептически относятся к советам истинных целителей. Тем не менее, не смотря на все перипетии, сложного технократического мира, традиции древних мудрецов сохранились, живут до сих пор и распространяются по всему миру. Сострадание просветлённых существ и в наш век проявляется улыбками на лицах людей, которым не чужды принципы духовного здоровья. ^ В любой стратегии первоочередной задачей является определение изначальных условий для адекватного применения всего спектра возможных средств. Это утверждение можно отнести и к терапии методами тибетской медицины. Чтобы правильно выбрать тактику и технические приёмы в отношениях с пациентом, целителю необходимо точно уяснить не только основополагающие дисфункции и расстройства органов, но и условия жизни больного, в которых будет протекать само лечение. Почему это необходимо? С точки зрения тибетской доктрины лечения, совершенно недостаточно прописать одни лишь лекарства или назначить, например, моксу (прогревание биологически активных точек полынными сигарами или конусами). Если лекарства и процедуры будут применяться без правильной поддержки со стороны самого пациента, они будут малоэффективны или вообще бесполезны. Такую поддержку пациент должен делать себе сам, изменив свой рацион питания, как в количественном отношении, так и по составу продуктов. Ему также необходимо скорректировать свой образ жизни (привычки, режим дня, в некоторых случаях даже род занятий). Врачу важно понять, может ли пациент выполнить предписанные изменения или нет, и, по возможности, объяснить значимость этого аспекта терапии. На Востоке говорят, что мы являемся тем – что едим. Это утверждение вполне соответствует действительности. Продукты питания имеют различные свойства и довольно сильно влияют не только на тело человека, но и на его личность вообще. Например, если человек страдает истощением рлунг (элемента ветра), обессилен, имеет астеническую конституцию тела (худой), то в этом случае ему совершенно противопоказаны следующие продукты: сырые овощи, холодные напитки и еда, пиво, вино, кофе, крепкий чай и т.д. С холодными расстройствами рлунг показаны продукты горячие и по температуре и по свойствам, например, такие как: отварное мясо, горячее молоко, топлёное масло гхи, овощи тушёные с маслом, каши с мясом, бульоны на кости, из алкоголя только коньяк или водка, также специи горячего действия. Почему так? При холодных расстройствах необходимы не только лекарства и процедуры горячего свойства, но и такое же по действию питание, которое будет усиливать горячие лекарства и процедуры, и влиять на холодную основу расстройства. При горячих расстройствах всё делается наоборот: прописываются лекарства холодного свойства и назначаются охлаждающая горячую основу расстройства диета и образ жизни. Часто лекарства надо употреблять с усиливающими их действие компонентами. Тибетцы эти компоненты называют «конём». Например, сахар является крайне холодным по действию продуктом, и потому, если запивать лекарство охлаждающего свойства холодной водой с сахаром, получаем многократно усиленный эффект воздействия на организм. Если при этом соблюдается охлаждающая диета, то в случае горячего расстройства лечение может быть быстрым и эффективным. Если же пациент не соблюдает диету, лекарства принимает не вовремя (время суток тоже может быть удобно для того или иного вида расстройств), не дополняет действие лекарств силой «коня», то, как правило, лечение затягивается на годы или вообще не имеет успеха. Но даже при неблагоприятных условиях лечения можно наблюдать значительные улучшения, что говорит об эффективности данного метода. Если пациент сразу отказывается соблюдать диету и сообщает, что регулярное и правильное принятие лекарств или процедур для него проблема, то лучше будет посоветовать ему обратиться в другое медицинское учреждение, где существуют более интенсивные средства и методы лечения, не требующие напряжения силы воли в соблюдении диеты. Примерно те же принципы актуальны и относительно образа жизни. Поскольку расстройства могут затрагивать ту или иную дошу (бедкен, трипа, рлунг), то надо так корректировать образ жизни, чтобы, как можно меньше провоцировать неблагоприятные факторы, которые приводят доши в дисбаланс. Например, если доминирует доша бедкен (слизь) и она находится в подъёме, пациенту необходимо избегать холодных и сырых мест для жилья, надо менять род деятельности, если это связано с сыростью, холодом и неподвижностью, также не рекомендуется много спать и есть. Чтобы сбалансировать эту дошу, надо больше двигаться, есть горячую пищу и понемногу, пить только горячие напитки, жить в тепле и вообще делать всё, чтобы разгонять застойные и холодные процессы в организме. Коррекция образа жизни важна не меньше, чем коррекция питания, например, если вы склонны к простуде и у вас наблюдается астматический компонент, аллергии, снижение аппетита и тучность тела, то тут надо понимать, что микроклимат и условия вашей жизни не совсем вам подходят. Не существует общих рекомендаций для всех категорий расстройств, в каждом отдельном случае надо давать рекомендации относительно образа жизни и питания индивидуально. Коррекция диеты и образа жизни рекомендуются врачом, учитывая возраст пациента, пол, род деятельности, тип доминирующих дош, дисфункцию тех или иных внутренних органов, степенью расстройства и т.д. Не существует полезных или вредных продуктов вообще, просто надо понимать, каково действие того или иного продукта, и употреблять или не употреблять его в соответствии со своими расстройствами. Даже если нет возможности найти компетентного целителя, ясность в этом вопросе поможет многим людям не совершать грубых ошибок в области питания и образа жизни, что, безусловно, принесёт несомненную пользу. Если лечение было успешно, и правильная диета и образ жизни возымели благотворное действие, не обязательно прекращать их соблюдение сразу же после окончания лечения. Как правило, предписанная диета и образ жизни должны соблюдаться всю жизнь, хотя бы в основных позициях, и особенно в случае длительных (хронических) расстройств, когда проблемы накапливались в течение длительного времени, и привели к сильным изменениям на уровне энергий и дош. Нет ничего плохого в том, чтобы немного слушать не только свои прихоти, но и реакцию своего организма на употребление пищи и различных удовольствий. В этом и заключается духовный подход тибетской медицины, ведь без созерцательности и ясности ума, у человека нет шансов видеть и ощущать тонкие процессы, как внутри себя, так и во всех явлениях мира. Все живые существа в мире не существуют сами по себе в отдельно взятом измерении, мы все есть продукт космоса и его законов. Без сил земли мы бы не имели ног; без воздуха – лёгких; без огня – пищеварительной активности и тепла тела; без воды – самого тела и т.д. Так что лечением можно назвать не только воздействие на тот или иной симптом в теле, но и баланс всех факторов личности (тела, энергии, ума) с силами природы. Здоровье – это баланс дош и гармония элементов, это ощущение блаженства и счастья, это радость бытия без всяких условий. ^ Существует огромное количество мифов и совершенно нереальных историй о тибетских йогах, которые могут развивать в себе «тумо» или мистическое тепло. Тем не менее, такой факт на самом деле имеет место. Развивать внутренне тепло можно двумя способами – практикой тантрических методов или посредством моксы. В данной главе разговор пойдет именно о втором способе – моксе. Этот удивительный метод воздействия на энергетику широко применяется в странах Азии и во всех традиционных медицинских доктринах занимает, чуть ли не главенствующее место, а по эффективности часто превосходит все остальные методы лечения. Мокса является самодостаточным методом лечения и в комплекте с правильным питанием и образом жизни может вполне эффективно применяться в огромном перечне показаний. Термин «мокса» существует как в китайской, так и в тибетской медицине и переводится как «прогревание» или «прижигание». Назначение моксы, как правило, производится целителем, после проведения пульсодиагностики. Если врач определяет по пульсу, что в каком-то органе есть расстройство холодного свойства (бедкен или рлунг) и есть холод в каналах или во всём теле, то он может назначить в качестве лечения моксу. На теле человека существуют сотни точек, которые посредством энергетических каналов связаны с определенными органами. Воздействуя на эти точки разными тепловыми приёмами, врач разогревает каналы и внутренние органы, балансируя, таким образом, внутреннее тепло в теле в соответствии с дошами и расстройствами пациента. Классический метод применения моксы – прогревание полынными сигарами или конусами. Но это не единственный прием и вид моксы. Моксой лечат не только внутренние органы, но и травмы, опухоли, болевые синдромы, психические расстройства, эпилепсию и другие расстройства. А в холодном климате моксу можно применять к абсолютному числу пациентов, ведь расстройства холода имеют тенденцию накапливаться, переходить в хронический процесс и проявляться в виде тысяч различных симптомов. Даже если пациент не жалуется, например, на почки, у него могут быть довольно сильные расстройства на этом фоне. Моксой можно не только лечить патологию, она успешно применяется и как профилактическое средство, особенно в холодные периоды года. А для людей с холодными расстройствами мокса может быть полезна в течение всей жизни. Увеличивая внутреннее тепло через прогревание определённых точек тела, можно достигать не только совершенно необычных эффектов в лечении расстройств, но и в области увеличении общего потенциала энергии человека. При этом усиливаются, как естественные функции тела, так и творческая активность личности. Конечно, мокса не является панацеей от всех бед, но если её применять правильно и по назначению, она может быть очень эффективным средством против огромного количества расстройств, возникающих в сферах энергетики, при нарушении психики, во внутренних органах, при травмах, бесплодии, гинекологических расстройствах, недонашивании детей и т.д. В нашем обществе на приём, к так называемым «альтернативным» медикам идут только тогда, когда уже исчерпаны все доступные средства в официальных медицинских структурах. Зачастую расстройства бывают запушены и усугублены до крайности антибиотиками или гормональными препаратами. В таких случаях практически невозможно разобраться в показаниях пульса пациента. Но даже при таких обстоятельствах, при лечении пациентов моксой были получены достаточно хорошие результаты и улучшение общего состояния. Очень эффективно лечатся моксой многие виды гинекологических расстройств, и, как следствие, восстанавливается детородная функция. Если делать моксу на области травм, то рассасываются опухоли, костные мозоли и проходят боли. Ущемления позвоночника и радикулитные боли также успешно лечатся такой процедурой, как мокса. Если пациент будет поддерживать себя правильным питанием и образом жизни, то боли не вернутся больше никогда, а если к тому же займется упражнениями для восстановления сил, то его жизнь и здоровье претерпят кардинальные улучшения. Что касается увеличения творческих сил методами моксы, то тут всё достаточно логично. На Востоке считается, что творческая энергия человека прямо пропорциональна сексуальной силе. Чем больше естественных сил, тем больше можно их направлять в области творчества или культурные сферы жизни. В даосских традициях Китая мастера Тайцзи-цюань или Багуа сравнивали эти занятия с сексом. Адепт получал от занятий удовлетворение очень похожее на сексуальное, но при этом он еще и усиливал все функции тела, улучшал работу внутренних органов. Долголетие, здоровье, счастье, творческие способности – вот простые и понятные цели, которые преследуют жители Востока, практикуя методы оздоровительных систем, и тибетская медицина в этом преуспела. Мокса это не банальный способ прогревания. В рамках этого метода целитель может совершенствоваться всю жизнь. Здесь есть свои тайны и мистические аспекты, связанные с традицией тантрического Буддизма. Например, эту процедуру можно усиливать визуализацией огненных Идамов (мистических божеств тантрического пантеона) и силой целебных мантр, которые разработаны мистиками Тибета специально для усиления внутренней теплоты. Метод моксы на Востоке существует много тысяч лет и на практике доказал свою эффективность. Это чудесное средство усиления мистического тепла (внутренней теплоты) сейчас широко применяется во многих странах мира и как терапия, и как профилактика заболеваний. ^ Современные исследователи древних традиций зачастую грешат компиляторским подходом. Авторы книг по восточным традициям часто заменяют непонятные для себя аспекты учения более удобными представлениями, стремясь популяризировать тот или иной метод весьма некорректными средствами, и выдают это за свои эксклюзивные разработки. Нередко можно слышать утверждение, что кто-то в очередной раз нашёл новую систему медицины или единоборств, но, как правило, на деле это оказывается обычным компиляторством. В таких системах «перемешаны» совершенно несовместимые принципы, теории и упражнения. Можно какое-то время практиковаться таким способом, но, в конце концов, всё это оказывается малоэффективным, а само «новое учение» умирает вместе со своим создателем, а то и раньше. Как это ни странно, но проверенные веками традиции не всегда вдохновляют современных искателей истины и тому есть причина. Имя этой причины удивительно просто – это эгоизм. Чтобы изучить традицию, ученику надо на какое-то время забыть о своих амбициях, стать «чистым сосудом» для восприятия знаний. Однако господа, снедаемые желанием прославиться или преуспеть в бизнесе, не хотят следовать Благому Пути. Им надо получить все без труда и быстро. Отсюда и чисто умозрительный подход к теории и довольно фривольная трактовка многих методик. Но не следует думать, что коренные традиции Востока лишены гибкости и духа новаторства. Наоборот, в них приветствуется всё живое и новое. Но всему своё время. Сначала ученик должен освоить фундаментальные принципы учения, методологию, выучить конкретные практики, реализовать в себе некий дух традиции, и только тогда он может включать в неё что-то своё или какой-либо новый аспект знания. Без открытия «глаза мудрости» любое новаторство будет нецелесообразным. Ведь не зря говорят, что «от добра - добра не ищут». Иногда люди изобретают «велосипед», когда у них под носом имеется скоростной «автомобиль» или «самолёт». Именно это происходит сейчас в медицине, когда тратятся миллиарды долларов на поиски средств, например, против болезни под названием «рак». В тибетской медицине до сих пор нет такой болезни и не потому, что тибетцы не догадываются об её существовании. Рак, с точки зрения тибетской медицины, есть ни что иное, как обычная форма опухолевого процесса, который просто зашёл в свою крайнюю точку развития. Например, человек пьёт холодное пиво и тем самым охлаждает пищеварительную систему или лёгкие. В результате он получает застойный процесс и холодную опухоль в каком-либо из внутренних органов, эта опухоль понемногу развивается и увеличивается. Если такому человеку объяснили бы, что холодное пиво вредно для него, и он бы в это поверил и бросил пагубную привычку, то возможно он не получил бы развития опухоли. Но часто всё идёт в рамках логики: человек продолжает охлаждать уже поражённую часть тела, а поскольку холодные опухоли, как правило, не болят и не сильно беспокоят, то наступает момент, когда организм больше не может бороться с этим процессом, и опухоли начинают возникать по всему телу. Пресловутые метастазы здесь ни при чём. Просто энергия исчерпывается, и все органы превращаются, как бы в застойное болото, откуда не выводятся продукты распада жизнедеятельности, которые там откладываются в виде ядовитых залежей, что и вызывает цепную реакцию. Охваченное застойным процессом тело начинает, как бы разлагаться уже при жизни, а первоначальная опухоль, говоря терминами тибетской медицины, «созрела» и перешла из холодной стадии в горячую. Горячие процессы развиваются очень быстро, что часто приводит в короткий срок к летальному исходу. Вот и получается, жил себе человек, не делал ничего плохого и вдруг быстро «сгорел» от рака. Все хватаются за голову, учёные ищут страшные и таинственные причины ужасной болезни, добрались уже до генов и субмолекулярных уровней, но пресловутый рак «косит» народ миллионами и при таком подходе к этой проблеме вряд ли что-то изменится. Причины многих «неизлечимых» болезней кроются не всегда в генах и в дурной наследственности. Просто образ жизни и культура питания в современном обществе настолько деструктивны, а сами продукты питания являются концентратом ядохимикатов, которыми щедро снабжает нас пищевая промышленность, что тут не то что застойный процесс можно заработать, но и просто отравиться, не отходя от стола. Если посмотреть на всё это с точки зрения тибетской диетологии, то извращённое питание, курение, алкоголь, употребление сладких (холодных по действию) продуктов, всё это только способствует застойным процессам в организме. Так что рак в ближайшем будущем не побороть ни антибиотиками, ни химиотерапией, тем более это абстрактный термин, обозначающий всё, что не понятно медикам или учёным. Кстати говоря, антибиотики и средства химиотерапии являются препаратами с крайне холодным действием и зачастую становятся последней каплей в борьбе организма с холодным процессом, отсюда и большое количество летальных исходов сразу после интенсивной химиотерапии. Есть много разных «неизлечимых» расстройств, например, цирроз печени. Причины такие же, что и в предыдущем примере, только в данном случае в их возникновении могут быть виноваты и неумеренное употребление алкоголя, и курение, и жирная или копчёная пища и т.д. Печень просто не справляется с выведением ядов, накапливает их в себе, по этой причине возникает опухоль и начинается горячий процесс в органе. Получается, что рак можно победить, только воевать с ним надо умеючи. Неудивительно, когда человек начинает заниматься какой-нибудь йогой или спортом, ему тут же становится легче, а иногда проходят ужасные болезни (и рак в том числе), это легко объясняется. Нагрузки на тело, умеренное питание и отказ от огромного количества алкоголя, курения и тяжёлой ядовитой пищи способны повернуть даже застарелый опухолевый процесс вспять. Так что, если мы слышим, что кто-то вылечил рак обычными упражнениями и диетой – это вполне может быть правдой. Но не всегда диета или упражнения могут эффективно повлиять на застойный или опухолевый процесс, вот тут тибетская медицина совершенно необходима. Моксой можно успешно активизировать общий рлунг (усиливать обменные процессы), разогревая застойную область. Если лечение пойдёт успешно, то опухоль начнёт рассасываться, из неё будут выводиться отработанные вещества и возможно наступит момент, когда всё в организме человека придет в норму. Как правило, моксу следует дополнять специальными упражнениями, правильной диетой и коррекцией образа жизни. Однако не всегда и эти методы могут быть эффективными. Если опухолевый процесс перешёл в горячую стадию, мокса, да и вообще любая медицина, может быть бессильна, тут следует надеяться только на чудо. В настоящее время существует множество разработок в области оздоровительных систем и у каждого из нас есть возможность выбрать, как современную, так и традиционную методику. Трудно давать заочные советы, какая система лучше, в данной работе сделана попытка показать лишь некоторые возможности тибетской медицины. Чтобы получить от этого метода пользу, человеку совершенно не обязательно становиться тибетцем по способу мышления или осваивать культуру Тибета, достаточно понимать суть данной методики и одно это уже принесёт неизмеримые блага. ^ Как уже отмечалось, в программу изучения тибетской медицины включаются не только стандартные дисциплины, такие как анатомия, знание лекарственных препаратов, диагностика, разные процедуры и т.д., но и довольно специфические занятия. Целитель-буддист наравне с обычными знаниями о природе и человеке должен обладать и чудесными возможностями. Чтобы развить в себе необычные способности можно практиковать тантрийские методы, которые способствуют усилению энергии (ваджрного тела) и просветлению сознания. Именно это сочетание ясности ума и чудесных сил даёт эффект чуда. Иногда за чудо принимается обычный расчёт и более тонкое восприятие процессов внутри личности или в мире. Сверхчувствительность (экстрасенсорика) это необходимое условие для практика тибетской медицины, но это качество в рамках данной традиции, тренируется несколько иначе, чем предлагаю современные экстрасенсы. Как уже неоднократно отмечалось, методы Тантрического буддизма совершенно недопустимо практиковать без прибежища в традиции, без передачи правомочности и силы той или иной практики опытным мастером, без системного и последовательного подхода. Бум экстрасенсорики на постсоветском пространстве так же быстро «сошёл на нет», как и появился. Вакуум в области духовных учений притянул с чистым потоком истинных традиций и шелуху эгоконцептуальных воззрений. Новоиспечённые неогуру, целители, маги и волшебники как-то уже стали забываться, хотя прошло не так уж много времени с момента пика их активности. Тем не мене, традициям Тантры уже много тысяч лет и внутри этих Учений не прекращалось обучение мистическим дисциплинам. Разница между экстрасенсом, прошедшим двухнедельный курс обучения в сомнительном заведении, и истинным практиком Тантры даже не поддаётся сравнению. Реализованный адепт Тантрийского буддизма или любой другой истинной традиции Востока никогда не будет выставлять напоказ свои чудесные возможности, а уж диплом в этой области выглядит просто смешным недоразумением. Если целитель прошёл курс обучения на мистическом факультете или получил передачу в методы просто от реализованного Учителя, то он может углубить свою реализацию. Например, многие будущие целители уходили в уединение (ритриты) и практиковали методы связанные с визуализацией божеств, начитывали мантры, обладающие защитными свойствами и придающие чудесные силы адепту. Индонезийские хилеры (целители, способные проникать в тело руками без хирургических инструментов) прежде, чем заняться лечением и применять свою удивительную методику, именно так и делают. Некоторые практики принимают обеты, тем самым, усиливая силу своих намерений, за это им также даются определённые сверхвозможности. Например, один индонезийский хилер рассказывал, что он дал обет лечить бедных бесплатно, а если бы он его нарушил, он пожелал, чтобы у него отнялись ноги. Следуя этому обету, он стал принимать всех бедных пациентов, как и обещал бесплатно, но богатые пациенты ему платят довольно большие деньги за лечение и это всех устраивает. Несмотря на то, что в тибетской медицине применяются абсолютно все те же правила, что и в других традиционных учениях, в ней есть и своя специфика, и нюансы. В первую очередь они касаются целителя. Он может быть менее или более компетентен, как в области обычных явлений природы, так и в своих мистических наработках. Но, тем не менее, если он имел хорошего Учителя и успешно реализовал потенциал тантрических методов, то чудесные возможности исцелять станут для него доступными. Каковы же эти чудесные возможности? Например, лечение на расстоянии без присутствия пациента считается в тибетской медицине вполне корректной методикой, но это совершенно не похоже на методики экстрасенсов. Существуют так же определённые методы и мантры, которыми можно воздействовать на крайне запущенные процессы деструктивной энергии в теле человека и на опасные опухоли. К разряду чудес можно отнести некоторые тантрийские ритуалы, посредством которых могут устраняться провокации злонамеренных духов, (эпилепсия является именно такой провокацией и часто лечится только ритуалами). Опытный целитель видит человека, если так можно выразиться, «с изнанки». Для него не составит труда разобраться в человеке и его проблемах, ведь прямое видение (глаз мудрости) – это тоже чудесное качество всех истинных последователей традиции Будды. Можно долго описывать чудесные возможности Дхармы, её адепты совершили их несчётное количество, но самым большим чудом можно считать беспредельное сострадание ко всем живым существам со стороны самого Будды и его истинных последователей. Без бодхичитты (сострадания) ни о какой медицине речи быть не может, ведь лечение или помощь страдающим существам может быть только на фоне этого удивительного качества человеческой личности. ^ |
![]() |
Автор: Боцула Валерий Викторович |
![]() |
Автор: Боцула Валерий Викторович |
![]() |
Автор: Боцула Валерий Викторович www garuda com ua, www botsula ru |
![]() |
Тибетская книга мертвых |
![]() |
Востоков Виктор Индо-Тибетская школа омоложения |
![]() |
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 32 «Авиационная, космическая и В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: авиационная медицина; космическая медицина;... |
![]() |
Валерий Сергеевич |
![]() |
Умнов валерий Владимирович |
![]() |
Александров, Валерий Павлович |
![]() |
14 марта 2010 г. Суховский Валерий Сергеевич |