|
Скачать 0.49 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ПИРОГОВА» ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития РФ ![]() Болезнь и здоровый образ жизни Материалы II Московской научно-практической конференции молодых ученых (с региональным участием) Под ред. Г.А. Адашинской, Д.Н. Чернова Москва, 2012 Болезнь и здоровый образ жизни: Электронный сборник материалов II Московской научно-практической конференции (с региональным участием) / Под ред. Г.А. Адашинской, Д.Н. Чернова. – М.: РНИМУ им. Н.И. Пирогова. 2012. В сборнике собраны материалы, которые содержат тезисы докладов, представленных на II Московской научно-практической конференции (с региональным участием), проведенной в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова 7 декабря 2012 г. Рассмотрены психологические и медицинские аспекты лечения и профилактики соматических и психосоматических заболеваний, социальные проблемы здоровья и болезни, роль личности в ситуации преодоления болезни. Авторы – студенты, аспиранты и молодые ученые научных центров Москвы и регионов России. Представленные материалы будут интересны психологам, медикам, социальным работникам и широкому кругу читателей, интересующихся психологическими и социальными проблемами изучения здорового образа жизни. © ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 2012 ^ А.Г. Камкин – о.и. ректора ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д.м.н., профессор – председатель ^ – проректор по научной работе и инновационному развитию ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д.м.н.. профессор – заместитель председателя ^ – начальник управления научной деятельностью ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д.м.н, профессор Н.В. Королева – начальник научно-аналитического отдела ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д.м.н., ^ – декан психолого-социального факультета ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к. психол. наук, доцент Оргкомитет конференции: Ю.В. Микадзе – заведующий кафедрой клинической психологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д. психол. н., профессор – председатель ^ – доцент кафедры общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к.психол. н. – заместитель председателя М.Г. Ивашкина – заведующий кафедрой общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к. психол.н., доцент ^ – заведующий кафедрой психотерапии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, д.м.н, профессор Д.Н. Чернов – доцент кафедры общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к. психол. н., доцент ^ – доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к. психол.н. Т.Ю. Гогберашвили – доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к. психол.н. ^ – доцент кафедры социальной работы ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к. психол.н. А.Ю. Паршуков – ст. преподаватель кафедры общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России ^ – ассистент кафедры психотерапии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России И.А. Захарова – лаборант кафедры общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России ОГЛАВЛЕНИЕ СЕКЦИЯ 1. Психологические и медицинские аспекты лечения и профилактики соматических и психосоматических заболеваний
СЕКЦИЯ 2. Социальные проблемы здоровья и болезни. Личность в ситуации болезни
^ Психологическая реабилитация больных после инсульта Вильховая Э.П., аспирант кафедры психотерапии Научный руководитель – Гарданова Ж.Р., д. м. н., заведующий кафедрой психотерапии [email protected] ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия Актуальность психологической реабилитации пациентов после инсульта головного мозга является высокой. По данным Wade D. 25-30% пациентов остаются инвалидами, а к трудовой деятельности возвращается не более 12%, поэтому реабилитация больных перенесших мозговой инсульт является очень важной медицинской и социальной проблемой. В России инсульт занимает 2-е место в структуре общей смертности населения и является основной причиной стойкой утраты трудоспособности. Около 80% больных, перенесших инсульт, имеют ограниченную трудоспособность в связи с сохраняющимися нарушениями двигательных функций, из них 10% становятся тяжелыми инвалидами и нуждаются в посторонней помощи. При этом острые нарушения мозгового кровообращения все чаще развиваются у лиц работоспособного возраста (до 64 лет) (Гусев Е.И., Скворцова В.И., 2001). По определению ВОЗ инсульт – это быстро развивающееся фокальное или глобальное нарушение функций мозга, длящееся более 24 ч или приводящее к смерти, при исключении иного генеза заболевания. ^ : выявить эффективные способы психокоррекции больных после перенесенного инсульта в остром периоде заболевания. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе ГКБ №1 им. Н.И.Пирогова в неврологическом отделении для больных с нарушением мозгового кровообращения. В исследование были включены 27 пациентов после перенесенного ишемического инсульта (1 группа) и 15 пациентов после перенесенного геморрагического инсульта (2 группа). Возраст исследуемых 42-х пациентов составлял от 26 до 75 лет, женщин 23, мужчин 19. В ходе реабилитации применялись: - когнитивно-поведенческая терапия; - арт-терапия; - гештальт-терапия; - эриксоновский гипноз. ^ Эффективность психокоррекции определялась изменением состояния пациентов по данным клинического и клинико-психологического обследования. В 1-ой группе 19 (71%) пациентов отметили снижение уровня тревожности и депрессии в процессе проведения когнитивно-поведенческой терапии, и 11 (42%) – в процессе проведения арт-терапии. Все пациенты отмечали улучшение состояния, что приводило к адекватному выполнению рекомендаций врача и способствовало повышению мотивации к выздоровлению у 25 (94%) пациентов. В группе 2 отметилось улучшение эмоционального состояния , снижение уровня тревожности и депрессии после применения эриксоновского гипноза у 12 (80%) пациентов, у 6 (41%) пациентов – после применения арт-терапии. Критическое отношение к собственному состоянию, повышение мотивации на выздоровление и создание адекватной жизненной перспективы с учетом заболевания отметилось у 13 (87%) пациентов. Методы гештальт-терапии не показали своей эффективности ни в одной из групп пациентов, перенесших инсульт головного мозга, в остром периоде заболевания. Эффективность проводимой психокоррекции определяет залог успеха реабилитации пациентов после перенесенного инсульта. ^ Дунаева К.А., аспирант кафедры клинической психологии Научный руководитель – Чебакова Ю.В., к. псх. н., доцент кафедры клинической психологии [email protected] ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия ^ Психологические особенности женского образа Я у девушек-подростков с функциональными нарушениями репродуктивной функции (функциональные нарушения менструального цикла) являются фактором включения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий в процесс лечения. ^ . Исследовательская группа состояла из 20 девушек-подростков: 10 с диагнозом вторичная аменорея (ВА) и 10 с диагнозом маточные кровотечения подросткового периода (МКПП); контрольную группу составили 20 девушек-подростков. ^ для изучения гендерной идентичности (ГИ): поло-ролевой опросник С. Бэм с дополнительными шкалами («у моей матери», «у моего отца»), тест «Рисунок человека», авторская психосемантическая методика «Классификация дескрипторов гендерной структуры» (КДГС). Факторы анализа ГИ: 1) идентификация с родительскими фигурами; 2) восприятие сексуальности в отношениях между полами; 3) внешность как способ выражения поло-ролевых различий; 4) социально-ролевой образ женщины и мужчины. ^ . В группе нормы значимо чаще происходит идентификация с матерью (необходимый критерий для формирования базового чувства женственности). В клинических группах образ себя коррелирует с фигурой отца (p=0,52). В группе ВА сексуальность обезличена и является самостоятельной ценностью. В группе МКПП отмечается субъективная важность темы женственности и отношений с собственной матерью, сексуальные характеристики женских фигур подавляются. Выводы: 1. Противоречивость женского образа Я (снижена преемственность фемининных качеств матери – эти качества в большей степени наблюдаются у отцов) в клинической группе. 2. В подгруппе МКПП фемининный образ отца (фигура идентификации) – основа для поиска сексуально «безопасного» партнера, диагноз является дополнительным барьером для реализации сексуальности. Женственность приравнивается к способности к материнству при отрицании сексуальности. 3. В подгруппе ВА противоречивость образа себя как женщины затрагивает преимущественно аспект материнства (значимо больше совпадений с родительскими фигурами по ангдрогинным качествам, «бесполость»); женственность обретается за счет сексуального компонента, и психосоматическим путем (аменорея) достигается обретение более сексуального тела. Таким образом, конфликт «сексуальность-материнство» для данной категории больных является областью психокоррекционного воздействия в рамках комплексного подхода к функциональным нарушением репродуктивной сферы. ^ Иванова Т.А., студент факультета клинической психологии Научный руководитель – Ялтонский В.М., д. м. н., профессор кафедры клинической психологии [email protected] ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Москва, Россия ^ Болевые синдромы – одно из наиболее распространенных явлений при большинстве заболеваний человека. Их распространённость оборачивается значительными материальными, социальными и нравственными потерями. Рассмотрение психологического аспекта боли, эмоционального уровня её восприятия определяет актуальность работы для клинической психологии и неврологии. ^ сравнительное исследование параметров эмоционального уровня внутренней картины боли у пациентов с лицевыми болями и болями в спине. ^ В исследовании применялись психодиагностические методики: 1) опросник «Эмоциональное реагирование на болезнь»; 2) опросник «Интегративный тест тревожности». ^ Группу сравнения № 1 составили 20 больных с хроническими лицевыми болями (невропатия тройничного нерва), средний возраст которых составил 53,54±3,6 лет (от 37 до 59 лет). Группу сравнения № 2 составили: 20 больных с хроническими болями в спине (компрессионная радикулопатия), средний возраст которых составил 53,27±3,6 лет (от 39 до 61 года). Результаты. Подавленное настроение, страх, тревога, страдание и отчаяние являются наиболее интенсивными проявлениями эмоционального реагирования на боль в двух обследуемых группах. Эмоциональное реагирование на боль пациентами с лицевыми болями статистически достоверно интенсивнее, выраженнее, чем у пациентов с болями в спине. В группе больных с лицевыми болями статистически значимо более выражены такие показатели эмоционального реагирования на боль, как подавленное настроение, страх, тревога, гнев, страдание, злость, отчаяние, раздражение, ужас, ярость, опустошение, т.е. более выражены негативные эмоциональные реакции на боль по сравнению с группой больных с болями в спине. Переживание лицевых болей сопровождается высоким уровнем ситуативной тревоги, в структуре которой преобладает высокий эмоциональный дискомфорт и тревожная оценка перспектив. Также, у больных с лицевыми болями обнаруживается высокий уровень личностной тревожности, в структуре которой преобладает астенический компонент. Выводы. Для больных с лицевыми болями, в связи с большей значимостью в социальных контактах лица, чем такой части тела, как спина, их боль является эмоционально более значимой, чем для больных с болями в спине. ^ Корниенко А.В., студент факультета клинической психологии Научный руководитель – Ялтонский В.М., д. м. н., профессор кафедры клинической психологии [email protected] ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия ^ больные с гемофилией страдают от болей в суставах, поврежденных в результате кровоизлияний (Santavirta N., 1996). Стратегии совладания с болью являются когнитивными, поведенческими и эмоциональными ответами, возникающими в ответ на острую или хроническую боль. В отечественной клинической психологии и гематологии фактически отсутствуют исследования способов совладания с болью, которые играют важную роль в адаптации к болезни и повышении качества жизни больных с гемофилией. ^ исследование особенностей способов совладания с болью больных гемофилией А, находящихся на длительном стационарном лечении. Характеристика выборки: обследовано 26 мужчин больных гемофилией А, находящихся в периоде подготовки к хирургическому вмешательству или проходящих постоперационную реабилитацию в отделении хирургической восстановительной ортопедии ГНЦ гематологии РАМН. Средний возраст: 36,45±4,94 лет. ^ для измерения копинг-стратегий применялся опросник совладания с болью при гемофилии Дж. Эландера, Г. Робинсон, пилотажная версия которого разработана авторами данного исследования. Результаты: для совладания с болью взрослыми больными с гемофилией наиболее часто применяется приём обезболиваюших лекарств, отдых (иногда в сочетании с релаксацией) или применение льда. Такой комплекс способов преодоления болезни отражает пассивное следование рекомендациям врача. Реже больные гемофилией А обращаются к активным стратегиям совладания с болью или используют выражение негативно окрашенных эмоций для совладания (совладание с болью, сфокусированное на негативных эмоциях). Активные способы совладания с болью проявляются повышенной активностью поведения (делаю что-нибудь, чтобы отвлечься от боли), игнорированием болевых ощущении (внушаю себе, что мне не больно) или иным их толкованием (стараюсь думать об этом не как о боли, а как о ноющем ощущении), отвлечением внимания от боли (стараюсь думать о чем-нибудь приятном). Сфокусированное на негативных эмоциях совладание с болью характеризуются появлением страха, тревожных мыслей (беспокоит, что кровотечение не останавливается), гнева (думаю, что мне не повезло в этой ситуации, и что это не справедливо) и катастрофизацией ситуации (чувствую, что не могу это больше терпеть). Выводы. В структуре совладающего с болью поведения больных гемофилией преобладают стратегии направленные на пассивное следование рекомендациям врача в сочетании с менее широко используемыми активными способами преодоления боли и совладанием с болью, сфокусированном на выражении негативных эмоций. Полученные результаты являются мишенями для проведения когнитивно-поведенческого тренинга навыков совладающего с болью поведения больных гемофилией. ^ Малыгин Я.В., кафедра психотерапии ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия Введение: пациенты, страдающие психическими расстройствами, характеризуются отсроченным обращением за медицинской помощью. ^ : было исследовано 44 пациента. Большинство из них – мужчины (81 %). Средний возраст составил 39,0±12,3 лет. Среди обследованных у 32 % наблюдались аффективные расстройства депрессивного спектра, у 68 % - невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Пациенты были разделены на 2 группы – с активным поиском медицинской помощи (аПМП) (n=32) – пациенты, обратившиеся к врачу в течение 6 месяцев с момента возникновения 1-ых симптомов заболевания, и группа пациентов с пассивным поиском медицинской помощи (пПМП) (n=12). Методы: сбор анамнестической информации проводился с использованием полуструктурированного интервью. Для изучения психологических факторов использовали тест на копинг-стратегии Лазаруса, тест Леонгарда-Шмишека, и Тест на отношение к болезни. Результаты: в группе с аПМП доля женатых или имеющих официально не оформленные отношения с партнером была статистически значимо выше, чем в группе с пПМП. Наличие опыта обращения к психиатру в период, предшествующий текущему эпизоду, был предиктором аПМП. Наличие тревоги в отношении симптомов также способствовало формированию аПМП. В группе с аПМП невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства встречались чаще, а явления апатии или астении – реже, чем в группе с пПМП. Тревога в различных формах чаще встречалась в группе с аПМП, а агорафобия – в группе с пПМП. В группе с аПМП по сравнению с пПМП были более выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и планирование решения проблемы. У пациентов с аПМП были более выражены возбудимые черты личности. Сенситивный тип отношения к болезни был более распространен в группе с пПМП, чем с аПМП. Заключение: на активность поиска медицинской помощи оказывает влияние комплекс факторов. Эти факторы могут быть использованы для прогнозирования поведения пациентов в отношении поиска медицинской помощи с целью выявления лиц для проведения профилактики пассивного поиска медицинской помощи. ^ Перепелкина М.Ю., студент факультета клинической психологии Научный руководитель – Сулимовская Е.И., к. псх наук, доцент кафедры клинической психологии [email protected] ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.Е. Евдокимова, Москва, Россия Данная работа посвящена изучению внутренней картины здоровья (ВКЗ) у подростков с хроническими соматическими заболеваниями. ^ – изучение структурных компонентов ВКЗ у подростков с хроническими соматическими заболеваниями. Методы и методики исследования: теоретический обзор научно-практических исследований, эмпирическое психологическое исследование и методы статистической обработки данных. Эмпирическое психологическое исследование составили следующие методики: опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской, проективная методика «Незаконченные предложения» Р.А. Березовской, проективная методика «Волшебная страна чувств», цветовой тест отношений Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда. ^ . Были сформированы две группы: подростки с хроническими соматическими заболеваниями и условно здоровые подростки. Группа подростков с хроническими соматическими заболеваниями была разделена на две подгруппы по степени выраженности дефекта: имеющие III группу здоровья (хроническое заболевание или врожденную патологию в состоянии компенсации, с нетяжелым характером течения, без выраженного нарушения состояния самочувствия) и имеющие IV и V группу здоровья (врожденные пороки развития, с наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями с нарушением общего состояния и самочувствия). Объем выборки составил 66 человек, из них 35 юношей и 31 девушка. Средний возраст - 15,5 лет. ^ . Полученные результаты проведенных методик позволяют выделить как общие специфические особенности подросткового возраста, так и различия между группами подростков. У подростков с хроническими соматическими заболеваниями снижены показатели по эмоциональной, когнитивной, поведенческой и ценностно-мотивационной шкалам. Подростки, находящихся в ситуации тяжелого соматического заболевания, меньше оценивают значимость здоровья, используют более узкий набор стратегий по поддержанию здоровья, меньше оценивают значимость факторов, влияющих на здоровье. На когнитивном уровне подростки из этой группы дают наиболее разнообразные определения здоровья. На эмоциональном уровне спектр испытываемых эмоций у них шире, здоровье данным подросткам приносит не только положительные эмоции - радость, спокойствие, но и отрицательные – печаль, сожаление. В проективной методике выявлена экстернальная направленность в заботе о своем здоровье. Телесный образ подростков из данной группы наиболее дифференцирован. Подростки с нетяжелые хроническими заболеваниями по многим показателям находятся ближе к условно здоровым подросткам. Общие показатели по всем шкалам опросника «Отношение к здоровью» в этой группе ниже, чем у условно здоровых подростков, но выше, чем у подростков с тяжелыми соматическими заболеваниями. Существуют различия в степени дифференцированности телесного образа и спектра испытываемых эмоций – в данной подгруппе эти показатели минимальны. Выводы: подростки с хроническими соматическими заболеваниями имеют специфические особенности структурных компонентов ВКЗ, которые зависят от тяжести заболевания. ^ Самарина М.А., студент факультета клинической психологии Научный руководитель – Ялтонский В.М., д. м. н., профессор кафедры клинической психологии [email protected] ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия ^ Сахарный диабет (I типа) – одно из самых частых эндокринных заболеваний, встречающихся у подростков. Оно может приводить к многочисленным осложнениям. Отсутствие исследований субъективных представлений о болезни препятствует выработке рекомендаций по активному вовлечению подростков в преодоление болезни. ^ сравнительное исследование параметров когнитивного уровня ВКБ у подростков, больных сахарным диабетом (I типа) с восприятием болезни как выраженной и умеренной угрозы. ^ 1) Сформировать две группы подростков в зависимости от интенсивности субъективного восприятия болезни как умеренной (ПУУ) или выраженной угрозы (ПВУ) своему здоровью и благополучию; 2) Провести сравнительное исследование параметров когнитивного уровня ВКБ (продолжительность, идентификация болезни, влияние болезни на эмоции, контроль лечения, последствия болезни, озабоченность болезнью, понимание и контроль болезни) в группах подростков с восприятием болезни как умеренной (ПУУ) или выраженной угрозы (ПВУ). ^ обследовано 40 подростков, больных сахарным диабетом (I типа) (шифр Е10 по МКБ-10), мужского и женского пола, в возрасте от 11 до 16 лет, проходящих стационарное лечение на базе РДКБ (г. Москва). ^ 1) Краткий опросник восприятия болезни; 2) Компьютерная программа для стат. обработки данных SPSS 16.0. (Най и др., 2008). ^ По результатам исследования восприятия болезни как угрозы выборка пациентов была разделена на две группы. Группу №1 (ПУУ) составили 24 подростка, больные сахарным диабетом (I типа), воспринимавшие болезнь как умеренную угрозу своему здоровью и благополучию, а группу №2 (ПВУ) составили 16 подростков, больные сахарным диабетом (I типа), воспринимавшие болезнь как выраженную угрозу. В группе №1 (ПУУ) по сравнению с группой №2 (ПВУ) были получены статистически достоверно более выраженные показатели контроля болезни, контроля лечения и понимания болезни. А в группе №2 (ПВУ) по сравнению с группой №1 (ПУУ) были статистически достоверно более выражены показатели идентификации болезни, озабоченности болезнью и влияния болезни на эмоции. Выводы: Выделены два типа субъективного восприятия сахарного диабета подростками как представляющего выраженную либо умеренную угрозу для здоровья. Подростки, с восприятием болезни как умеренной угрозы лучше понимают болезнь, обладают более высоким контролем над заболеванием и его лечением, однако, меньше ощущают свое заболевание и его симптомы, менее озабочены своей болезнью и вследствие чего менее эмоционально реагируют на нее. Подросткам, больным сахарным диабетом (I типа) с восприятием болезни как выраженной угрозы, болезнь менее понятна, они хуже контролируют ее течение и лечение. Однако, они выраженнее ощущают свое заболевание и его симптомы, более озабочены своей болезнью и вследствие чего более эмоционально реагируют на нее. |