|
Скачать 0.49 Mb.
|
ФГАОУ ВПО СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К.АММОСОВА МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Производственная практика для студентов II, III, IV, V курсов медицинского института ЯГУ по специальности «Лечебное дело» (Методические указания) Издание второе, переработанное и дополненное Якутск, 2011 Утверждено учебно-методическим советом университета Составители: Людмила Григорьевна Чибыева д.м.н., профессор, Татьяна Яковлевна Николаева д.м.н. профессор, ^ Лилия Владимировна Дайбанырова к.м.н. доцент Методические указания предназначены для студентов II, III, VI, V курсов лечебного факультета медицинского института для прохождения производственной практики в качестве младшего медицинского персонала по общему уходу за больными медицинской сестры, помощника врача стационара (терапевта, хирурга, акушера-гинеколога), помощника участкового врача поликлиники. Северо-восточный федеральный университет, 2011 Введение Основной задачей производственной практики студентов является приобретение и закрепление основных умений и навыков врача общей практики, которые будут служить основой для успешной профессиональной деятельности. По выражению К.М. Бэра, «человек по-настоящему владеет лишь тем, чем овладел самостоятельно». Во время производственной практики студент получает не только профессиональные навыки, но и обучается внимательному отношению к больному, к его родственникам, культуре общения, осознанию ответственности за состояние больного, пониманию реальных возможностей медицины. В период обучения в медицинском институте студенты проходят производственную практику после II, III, IV, V курсов, со сдачей дифференцированного зачета сразу после практики. Будущий врач должен знать особенности работы среднего и младшего медперсонала, иметь навыки ухода за больными, овладеть необходимыми манипуляциями, приобрести навыки по оказанию неотложной помощи. На IV, V курсах студенты проходят врачебную практику в стационарах и поликлиниках, где закрепляются навыки, полученные при изучении клинических дисциплин. Важной составной частью практической работы студента является проведение санитарно-просветительной работы, формирование здорового образа жизни, его активная пропаганда. Руководителями практики назначаются опытные преподаватели, хорошо знающие работу в практическом здравоохранении. Руководитель следит за качественным исполнением программы практики, а также является важным связующим звеном между кафедрами мединститута и клиническими базами. Практика проводится на базе лечебно-профилактических учреждений г. Якутска: Национального центра медицины. Центра охраны материнства и детства. Республиканского центра экстренной медицинской помощи, Якутской городской клинической больницы, городской больницы № 2, больницы ЯНЦ, поликлиник г. Якутска № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, Станции скорой медицинской помощи, детской инфекционной больницы. Студенты II, III курсов могут проходить практику в центральных улусных больницах. Структура производственной практики и кафедры, ответственные за проведение практики ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ И ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ Производственную практику студенты II курса проходят после окончания весенней экзаменационной сессии в течение 4 недель или 24 рабочих дня в терапевтических, хирургических стационарах в качестве помощника медицинской сестры. Студенты работают по 6 часов в день и имеют 2 ночных дежурства. В отделении должен быть график работы студентов. Руководство практикой осуществляют кафедра пропедевтики внутренних болезней и кафедра общей хирургии. В стационарах студенты непосредственно подчиняются старшей медицинской сестре, которая в конце практики дает подробную характеристику деятельности каждого студента. Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается ответственным медицинским персоналом и контролируется ответственным за практику преподавателем. В дневнике по окончании практики необходимо представить сводный отчет о проделанной работе с качественными и количественными показателями. Дневник заверяется заведующим отделением, где проходил практику студент. Дифференцированный зачет проводится после окончания практики в присутствии базового руководителя. Оценка вносится в зачетную книжку за подписью руководителя практики, без права пересдачи. Под общим уходом за больным понимают ряд процедур, направленных на оказание помощи преимущественно тяжелобольным пациентам с целью облегчения их общего состояния. К ним относятся следующие мероприятия: кормление в постели, создание наиболее удобного положения, смена нательного и постельного белья, уход за полостью рта, носа, профилактика развития пролежней, опорожнение мочевого пузыря и кишечника и т.д. Помощник медицинской сестры должен также четко выполнять врачебные и сестринские назначения: измерение температуры тела с ведением температурного листа, раздача лекарств и знакомство с различными способами введения лекарственных веществ, подсчет дыханий, кислородотерапия, применение компрессов, грелок, горчичников, постоянное наблюдение за состоянием больных на посту медицинской сестры или у постели тяжелобольного. Основными задачами производственной практики являются: -знакомство с организацией работы медицинских учреждений; -приобретение практических навыков по квалифицированному уходу за больными; -освоение основных принципов медицинской этики и деонтологии; -овладение различными манипуляциями и умение пользоваться медицинским инструментарием; -приобретение практических навыков по оказанию неотложной помощи. 1. Содержание работы в отделениях больницы 1.1. В терапевтическом отделении -ознакомление с режимом работы лечебного учреждения: графиком работы, правилами внутреннего распорядка и режимом дня, порядком приема и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств медицинской сестрой, правилами хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ и медицинского инструментария; -влажная уборка палат и мест общего пользования, приготовление и обработка помещений дезинфицирующими растворами, дезинфекция санитарно-гигиенического оборудования, проветривание палат, дезинфекция воздуха источником ультрафиолетового облучения; -правильный выбор и ношение медицинской гигиенической одежды (халат, колпак, обувь, маска, перчатки); -наблюдение и уход за больными: осмотр на наличие педикулеза, общее гигиеническое состояние больного (проведение ванны, смена белья, стрижка ногтей и т.д.), измерение температуры с заполнением листа; -измерение пульса, подсчет числа дыханий и давления, раздача лекарств, смены белья, наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больного, профилактика пролежней, кормление больных; -подготовка и направление больных по назначению врача на клинико-диагностические и функциональные исследования; -выполнение врачебных назначений; компрессов, клизм, катетеризация мочевого пузыря и т.д.; -оказание доврачебной неотложной помощи при кровотечении, стенокардии, отравлении, астматическом статусе, коматозных состояниях, коллапсе, желчной и почечной коликах и т.д. ^ В хирургическом отделении каждый студент кроме выше перечисленного должен: -вести наблюдение и уход за больными в послеоперационном периоде: фиксируя внимание за общим состоянием больного, его внешним видом, цветом кожных покровов, характером и частотой пульса, температурой, состоянием повязки, своевременным мочеотделением в первые сутки после операции; -владеть техникой перекладывания тяжелобольных, транспортировкой больных; -выполнять под наблюдением врача простейшие перевязки, наложение гипсовых повязок и шин, снятие гипсовых повязок; -оказывать реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, закрытый массаж сердца и т.д.); -накладывать кровоостанавливающий жгут. ^ 1. Что предусматривает общий уход за больным? 2. В чем заключается понятие деонтологии? 3. Какова роль слова в лечении больного? 4. Каков больничный режим и режим больного? 5. Как устроено приемное отделение? 6. Как производят антропометрию? 7. В чем заключается санитарная обработка больного? 8. Каковы способы транспортировки больных? 9. Что относится к личной гигиене больного? 10. Как приготовить постель тяжелобольному? 11. Какими способами можно придать больному возвышенное положение? 12. Какими способами можно сменить постель больному? 13. Как осуществляется утренний туалет больного? 14. Как осуществлять ежедневный уход за кожей? 15. Как систематически осуществлять профилактику развития пролежней? 16. Как вымыть волосы больного в постели? 17. В чем заключается ежедневный уход за волосами? 18. Как проводить профилактику педикулеза? 19. Как правильно подложить резиновый круг? 20. Как проводить подмывание больного? 21. Как кормить тяжелобольных? 22. Как устроен термометр для измерения температуры тела? 23. Как хранить термометры? 24. Как изменяется уход за лихорадящим больным в зависимости от стадии лихорадки? 25. Какие бывают варианты снижения температуры? 26. Как ставить горчичники? 27. На какие участки тела можно ставить пиявки? 28. Как применяются грелки? 29. Как применяют пузырь для льда? 30. Как характеризуется водолечение? 31. Как следует хранить медицинские баллоны с кислородом? 32. В чем заключается уход за больными при заболеваниях органов дыхания? 33. Какова техника взятия мокроты для лабораторных исследований? 34. Каковы показания к оксигенотерапии? 35. Как подсчитать число дыхательных движений? 36. Правила подсчета пульса? 37. Как определить артериальное давление? 38. Каковы симптомы желудочно-кишечных заболеваний? 39. В чем заключается уход за больным при рвоте? 40. Когда ставятся очистительные, сифонные, лекарственные клизмы? 41. В чем заключается уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта? 42. Как взять мочу для общего исследования? 43. Как производится катетеризация мочевого пузыря? 44. В чем заключается уход за больными с заболеваниями почек? ^ Ежедневно преподаватель или базовый руководитель осуществляют контроль за прохождением практики: посещаемость, правильность выполнения манипуляций, проверка правильности заполнения и оформления дневника производственной практики (приложение № 1). В конце практики студент обязан представить к дифференцированному зачету следующие документы: 1. Дневник производственной практики с характеристикой базового руководителя. 2. Зачетную книжку. Приложение 1 ДНЕВНИК студента II курса по производственной практике Наименование отделения ______________________________________ Дата начала ________________ Дата окончания ___________________
В конце дневника приводится характеристика на студента........гр.№... Здесь отражается дисциплина студента, его активность в овладении основными практическими навыками, отношение к больным. Старшая медсестра.................(подпись) Руководитель вуза..................(подпись) ^ Производственная практика на III курсе проводится после окончания весенней экзаменационной сессии на протяжении 4 недель (24 рабочих дня) в терапевтическом или хирургическом отделениях больницы в качестве медицинской сестры, в станции скорой помощи в качестве помощника фельдшера. Студенты работают 6 часов и имеют два ночных дежурства. Руководство практикой осуществляется кафедрой пропедевтики внутренних болезней и кафедрой общей хирургии. В стационарах студенты непосредственно подчиняются старшей медицинской сестре, которая в конце практики дает характеристику на студента. Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается ответственным медицинским персоналом и контролируется ответственным за практику преподавателем. В дневнике по окончании практики необходимо представить сводный отчет о проделанной работе с качественными и количественными показателями. Дневник заверяется заведующим отделением, где проходил практику студент. Дифференцированный зачет проводится после окончания практики в присутствии базового руководителя. Целью этой практики является ознакомление с работой лечебно-профилактического учреждения, овладение различными манипуляциями, приобретение навыков оказания неотложной помощи, приобретение в полном объеме комплекса знаний и умений, необходимых среднему медперсоналу, совершенствование знаний по различным методам исследования больных. По желанию студента (администрации больницы) медсестринскую практику можно проходить в каком-либо отделении, например, в терапевтическом или хирургическом, травматологическом. Важно, чтобы студент проработал в процедурном кабинете, операционном блоке, гипсовальной (в травматологическом отделении), в приемном покое, в палате интенсивной терапии. В конце практики студены овладев теоретическими знаниями и практическими навыками работают в станции скорой медицинской помощи в качестве помощника фельдшера скорой неотложной помощи. ^ - ознакомление с режимом работы лечебного учреждения: графиком работы, правилами внутреннего распорядка и режимом дня, порядком приема и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств медицинской сестрой, правилами хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ и медицинского инструментария; - наблюдение и уход за больными: измерение температуры с заполнением листа, измерение пульса, числа дыханий и артериального давления, раздача лекарств, смены белья, наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больного, профилактика пролежней, кормление больных; - овладение техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций; - подготовка и направление больных по назначению врача на клинико-диагностические и функциональные исследования; - овладение методикой забора желудочного сока, дуоденальное зондирование, промывание желудка; - запись электрокардиограммы с элементарной расшифровкой; - самостоятельное выполнение врачебных назначений: компрессов, клизм, катетеризация мочевого пузыря, сбор мочи на пробу Зимницкого и т.д.; - проведение вместе с врачом всех исследований перед переливанием. крови, определение группы крови, совместимости по резус-принадлежности ; - помощь врачам при лечебных и диагностических манипуляциях (плевральная пункция, люмбальная пункция, стернальная пункция) и оказание неотложной помощи при кровотечении, стенокардии, отравлении, астматическом статусе, коматозных состояниях, коллапсе, желчной и почечной коликах и т.д.; - знакомство с выпиской и хранением медикаментов (рецептурные прописи, порядок выписки и хранения наркотических, сердечных и сильнодействующих средств, стерильных растворов); - знакомство с диетпитанием больных; - знакомство с приемным покоем больницы (порядок приема больных, документация и т.д.), клинической лабораторией; - два ночных дежурства, во время которых студент принимает активное участие в работе дежурного врача; - санитарно-просветительная работа по пропаганде здорового, образа жизни (беседы, лекции среди больных, выпуск санлистка). ^ В хирургическом отделении каждый студент, кроме выше перечисленго должен овладеть следующими навыками: - наблюдение и уход за больными в послеоперационном периоде: транспортировка, подача судна и мочеприемника. Наблюдение за больными, оперированными под наркозом: слежение за внешним видом, цветом кожи и слизистых, пульсом и давлением, числом дыханий, состоянием повязки, температурой; - своевременное предупреждение аспирации и асфиксии при рвоте. Присутствие и помощь при проведении реанимационных мероприятий: интубация, искусственное дыхание, закрытый массаж сердца и т.д. Ведение и наблюдение в ПИТе за мониторинговым контролем; - помощь сестре перевязочного кабинета, овладение навыками подготовки к перевязочной работе, накрытие перевязочного стола, подготовка перевязочного материала, выполнение под наблюдением врача простейших перевязок, наложение гипсовых повязок и шин, снятие гипсовых повязок; - уметь накладывать кровоостанавливающий жгут, вводить противостолбнячную сыворотку; - ознакомиться с хранением лекарственных средств, перевязочного материала, со стерилизацией операционного инструментария, операционного белья, с правилами обработки рук перед операцией, подготовкой наркоза, других видов обезболивания. Принять участие в операциях в качестве помощника операционной сестры. ^ Во время прохождения практики каждый студент пишет реферат на какую-либо тему по методам ухода за больным и готовит доклад к сестринской конференции на темы (новые методы исследований, фармакологический эффект отдельных лекарственных веществ, методы выполнения сестринских процедур и т.д.) ^ 1. Права и обязанности медицинской сестры терапевтического и хирургического отделений, порядок приема и сдачи дежурств. 2. Режим и правила внутреннего распорядка в терапевтическом отделении. 3. Правила выписки и хранения медикаментов в отделениях. 4. Техника измерения температуры тела, в какое время суток она измеряется, в каком документе и как регистрируется. 5. Какова техника постановки горчичников? Возможные осложнения. 6. Перечислите необходимые принадлежности для постановки банок. Возможные осложнения. 7. Как правильно наложить согревающий компресс? 8. Как подготовить грелку к применению? 9. Как правильно поставить пиявки? Где расположены места для применения трудотерапии? 10. Назовите основные виды шприцев. 11. Как стерилизуют шприцы и иглы для инъекций? 12. Перечислите все необходимое для выполнения инъекций. 13. Как подготовить шприц для инъекции? 14. Перечислите виды инъекций лекарственных препаратов. 15. Для чего используют внутрикожные инъекции? Какова техника внутрикожной инъекции? 16. Какие показания для подкожных инъекций? В какие участки тела разрешается делать подкожные инъекции? 17. В каких случаях показано выполнение внутримышечной инъекции? В какие участки тела можно делать внутримышечные инъекции? 18. Показания к внутривенным вливаниям. 19. Технические приемы при внутривенной инъекции. 20. Показания к внутривенным инфузиям. Технические принадлежности, используемые для внутривенной инфузии. 21. Какие технические приемы выполняются при внутривенной инфузии? 22. Какие осложнения могут возникнуть при внутривенной инъекции и инфузии? 23. Показания к ингаляции и техника ее выполнения. 24. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы пищеварения (осмотр полости рта, живота, уход при рвоте, техника промывания желудка, методика дуоденального зондирования, подготовка больных к рентгеноскопии желудочно-кишечного тракта). 25. В каких случаях показано промывание желудка? 26. Что нужно иметь для промывания желудка? 27. Основные этапы промывания желудка. 28. Как собирать рвотные массы у больного и в каком положении при рвоте он должен находиться? 29. Что необходимо иметь для взятия желудочного сока с целью определения его состава и выявления функциональных нарушений желудка? 30. Как и для чего выполняется дуоденальное зондирование? Что для этого необходимо иметь? 31. Что называется клизмой? Какие существуют виды клизм? 32. На чем основан принцип выполнения очистительной клизмы? 33. Перечислите принадлежности для выполнения очистительной клизмы. 34. В чем отличие обычной очистительной клизмы от сифонной? 35. Показания к лекарственной клизме. 36. Как выполняется диагностическая клизма? 37. Правила ухода за больным с нарушением функции дыхания. 38. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы кровообращения (артериальное давление, его измерение, частота пульса). 39. Как производится взятие крови у больного? 40. Техника взятия на анализ выделений (моча, кал, мокрота), о каких неотложных внешних изменениях в выделениях больных вы должны сообщить врачу. 41. Как собрать мокроту для ее исследования? 42. В каких случаях выполняют катетеризацию мочевого пузыря? 43. Что нужно для катетеризации мочевого пузыря? 44. О чем следует помнить, выполняя катетеризацию мочевого пузыря? 45. Особенности катетеризации мочевого пузыря у женщины и мужчины. 46. Для исследования каких органов применяется рентгенологический метод исследования? 47. Как готовить больного для исследования желудка и двенадцатиперстной кишки? 48. Как готовить больного для исследования толстого кишечника? 49. В чем заключается подготовка больного к исследованию червеобразного отростка? 50. Какие методы рентгенологического исследования применяются для диагностики заболеваний желчного пузыря и желчного протока? Как к ним готовить больного? 51. Особенности подготовки больного к рентгенологическому обследованию почек и позвоночника. 52. Как готовить больного к гастродуоденоскопии? 53. Как готовить больного к колоноскопии и ректороманоскопии? 54. Какой метод исследования применяется для осмотра органов брюшной полости и как готовить к нему больного? 55. Тактика дежурной медсестры при неотложных состояниях у терапевтических больных; а) приступ бронхиальной астмы; б) приступ болей в сердце; в) обильная рвота с кровью; г) обморок; д) носовое кровотечение; е) гипертонический криз. 56. С какими критическими состояниями больного может встретиться медицинская сестра? 57. Как выполнить закрытый массаж сердца? 58. Что называется искусственной вентиляцией легких? 59. Какие существуют способы искусственной вентиляции легких? 60. Что обеспечит эффективность искусственной вентиляции легких при способе рот в рот? 61. Как выполнять искусственную вентиляцию легких при способе рот в нос? 62. Что называется временной остановкой кровотечения? 63. Перечислите основные места, где можно пережать магистральную артерию. 64. Назовите места, на которые накладывают жгут Эсмарха для временной остановки кровотечения. 65. Какие технические приемы выполняются при наложении жгута Эсмарха? 66. Правила перекладывания тяжелобольного. 67. Правила личной гигиены (уход за кожей, волосами, полостью рта, ушами, глазами, носом). 68. Подготовка больных к операции на желудке, кишечнике, грыже-сечении. 69. Техника некоторых процедур: выведение мочи резиновым и металлическим катетером, клизмы, постановка капельницы для внутривенного введения лекарственного вещества, умение ставить банки, горчичники, техника ингаляции кислородом, техника наложения жгута на конечности. 70. Способы введения лекарственных веществ в организм больного. 71. Основы диетпитания больных (столы 1-а, 1-б, 1, 4, 5, 5-а, 7, 9, 10, 15) при заболеваниях внутренних органов и при оперативных вмешательствах. 72. Техника выполнения некоторых экстренных и реанимационных мероприятий. Помощь при кровотечении из носа и слизистых. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Отсасывание слизи из полости рта и носа, промывание желудка. ^ Ежедневно преподаватель или базовый руководитель осуществляют контроль за прохождением производственной практики: посещаемость, правильность выполнения манипуляций, проверка правильности заполнения и оформления дневника производственной практики (приложение 2). В конце практики студент обязан представить к дифференцированному зачету следующие документы: 1. Дневник производственной практики с характеристикой базового руководителя. 2. Реферат по УИРС. 3. Зачетную книжку. Приложение 2 ДНЕВНИК студента III курса по производственной практике Наименование отделения ______________________________________ Дата начала ________________ Дата окончания ___________________
В конце дневника приводится характеристика на студента........гр.№...... Здесь отражается дисциплина студента, его активность в овладении основными практическими навыками, отношение к больным. Старшая медсестра.................(подпись) Руководитель вуза..................(подпись) ^ IV КУРСА В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА ВРАЧА СТАЦИОНАРА Производственная врачебная практика на лечебном и педиатрическом факультетах проводится у студентов IV курса после весенней экзаменационной сессии на протяжении 6 недель в качестве помощника врача в отделениях терапии, хирургии, акушерства в республиканских, городских и в некоторых районных лечебно-профилактических учреждениях. Практика проводится 2 недели по циклу терапии, 2 недели по циклу хирургии и 2 недели по циклу акушерства. Руководство осуществляется кафедрами факультетской терапии, факультетской хирургии, акушерства и гинекологии. Цель производственной практики - проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в вузе, ознакомление с организацией лечебного дела и условиями труда врача в стационаре, с основами организации здравоохранения и противоэпидемической деятельности, закрепление навыков по санитарно-просветительной работе по профилактике различных заболеваний. Практическая работа студентов слагается из ежедневной 6 часовой работы в стационаре, двух ночных дежурств во время работы в терапии, хирургии и родильном доме. Работая в больнице, студент должен приобрести и укрепить, полученные во время занятий диагностические навыки, методики исследования больного, научиться клиническому мышлению, освоить и соблюдать врачебную деонтологию, уметь правильно заполнять и вести историю болезни. Кроме этого, студент должен ознакомиться с санитарным состоянием больницы (водоснабжение, отопление, удаление нечистот и т.д.), с ее хозяйством, с порядком приема и выписки больных, с внутренним распорядком больницы (организация труда персонала, распорядок дня, обслуживание, питание больных, состояние санитарно-просветительной работы, Помимо лечебной работы, студент обязан принимать участие в профилактической работе, в производственных совещаниях, научных и клинико-анатомических конференциях больницы. Студент должен помнить и выполнять основы деонтологии: - показывать пример чуткого и внимательного отношения к больному и его родственникам; - внушить больному уверенность в выздоровлении и благоприятном исходе заболевания; - строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строя свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения; - уделять особое внимание ведению медицинской документации.
^ В терапевтическом стационаре студенты работают в палатах в качестве субординаторов (помощников палатного врача). Под контролем заведующего отделением и палатного врача ежедневно курируют 5-6 больных. Студенты ежедневно проводят обходы, заполняют истории болезни, делают по согласованию с врачом назначения, выполняют диагностические, лечебные манипуляции (определение артериального давления, перкуссия, аускультация, желудочное и дуоденальное зондирование и т.д.). В течение производственной практики студент должен участвовать в рентгенологическом, ультразвуковом, электрофизиологическом (ЭЭГ, ЭМГ) исследовании больных, снимать и описывать ЭКГ, ФКГ и спирограммы, ознакомиться с современными методами обследования (эндоскопии, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и т.д.). При вызове врача на консультации в другие отделения студент сопровождает его в качестве помощника. Важное значение уделяется методам неотложной помощи при состояниях, угрожающих жизни больного и освоению комплекса мероприятий при острых отравлениях. Во время ночных дежурств в качестве помощника дежурного врача, проводить вечерний обход палат отделения, уделяя особое внимание тяжелым больным. На вновь поступивших больных заполняется история болезни, намечается план обследования и лечения больного. При выписке оформляется больничный лист, эпикриз и подробная выписка из истории болезни. Студент должен ознакомиться с порядком оформления и выдачи листков по временной нетрудоспособности и с различной медицинской документацией; участвовать в производственных совещаниях и присутствовать на патолого-анатомических вскрытиях трупов; с методами своевременного выявления туберкулеза у взрослых и детей; с рентгенологическими исследованиями грудной клетки; с методикой учета больных туберкулезом; научиться производить и оценивать туберкулиновые пробы и отчетностью о них. Во время производственной практики студент проводит санитарно-просветительную работу: в палатах - индивидуальные и групповые беседы с курируемыми больными, готовит лекции о здоровом образе жизни, выпуск санлистков. ^ При прохождении практики по хирургии студент знакомится с организацией и работой хирургического блока. В стационаре студент работает в качестве помощника палатного врача, ведя 5-8 больных, делает ежедневно обход своих больных и проводит динамическое наблюдение за состоянием послеоперационных больных. Активно участвует в качестве ассистента во всех неотложных и срочных операциях (грыжесечении, острых аппендицитах, перитонитах, непроходимости кишечника и т.д.), вправлении вывихов, репонарованин переломов, наложении скелетного вытяжения, гипсовых повязок и т.д. Студент обязательно присутствует и по возможности ассистирует во всех дополнительных инструментально-эндоскопических исследованиях больных в отделениях, где проходит практику. Студент должен научиться оказывать первую помощь при несчастных случаях, в частности, при бытовой травме (раны, переломы, вывихи и т.д.). Во время ночных дежурств студент участвует в неотложных операциях, выполняет экстренную врачебную помощь. Работа в перевязочной: а) студент под руководством врача делает перевязки, снимает швы, дренирует раны, накладывает гипсовые повязки, шины, переливает кровь под руководством врача, проводит вытяжение при переломах, анестезию, знакомится с подготовкой перевязочного стола, заготовкой материала, со стерилизацией материала и инструментов; б) лично производит перевязки своим больным, делает внутривенные вливания лекарственных веществ, накладывает гипсовые повязки, скелетное липкопластырное вытяжение, плевральные пункции и т.д. Работа в операционной: а) студент ассистирует при операциях, изучает методику местной (регионарной, инфильтрационной) анестезии, помогает в проведении эндотрахеального наркоза, участвует под руководством врача на операции, преимущественно по малой хирургии (вскрытие гнойника, флегмоны, расширение ран и т.д.); б) практически знакомится с процессом подготовки стерилизационного и перевязочного стола, заготовки материала, со стерилизацией материала и инструментов. Студенты проводят санитарно-просветительную работу: в палатах -индивидуальные и групповые беседы с курируемыми больными. ^ Студенты работают в родильном доме и женской консультации по 6 дней. Перед началом практики руководитель проводит со студентами беседу по вопросам гинекологической деонтологии с обращением особого внимания на необходимость достаточного такта при сборе анамнеза и обследовании больных в родильном доме и женской консультации. Работа акушера-гинеколога во многом определяется умением завоевать доверие больных, найти правильные формы общения с ними. В данной беседе особо следует подчеркнуть необходимость тщательного соблюдения врачебной тайны. Структура деятельности студента во время прохождения производственной практики по акушерству Женская консультация 6 дней Родильный дом 6 дней ![]() ![]() Прием беременных, наружное, внутреннее исследование, направление на медаборт. Определение прогноза беременности, родов. Патронаж, взятие мазков, санитарно - просветительная работа. Прием беременных в стационар: подсчет факторов риска. Заполнение истории родов. Прием родов у повторнородящих. Методы обследования беременных. Ведение беременных с экстрагенитальной патологией в послеродовом периоде. ![]() ![]() Дневник, заверенный зав. отделением с характеристикой и оценкой работы ![]() Дифференцированный зачет В родильном доме (родильном отделении) студент знакомится с основными принципами санитарно-эпидемического режима работы родильного дома: особенности структуры родильного дома, соблюдение санитарно-эпидемического режима в каждом отделении и его особенностей, контроль за состоянием здоровья персонала, санитарная обработка и подготовка рожениц к родам. Студент проводит обследование поступающих рожениц: собирает общий и акушерско-гинекологический анамнез, проводит общее обследование, тазоизмерение, наружное и внутреннее акушерское исследование, заполняет историю родов. В родильном доме студент должен провести не менее двух дежурств. Во время дежурств в родильном доме студент под руководством ответственного дежурного врача готовится к отчету по дежурству, самостоятельно отчитывается за дежурство на утренней врачебной конференции, подробно анализирует один из наиболее сложных случаев родов. Помимо дежурств студент должен проработать три дня в послеродовой палате с целью ознакомления с принципами ведения послеродового периода. Во время ежедневной работы и дежурств студент под руководством акушерки принимает роды, преимущественно у повторнородящих, самостоятельно ведет послеродовый и ранний послеродовый периоды, проводит профилактику кровотечений, ведет историю родов. Под руководством врача обучается важнейшим акушерским приемам, манипуляциям (двуручное исследование, внутреннее акушерское исследование в родах, разрыв плодного пузыря, осмотр шейки матки в зеркалах и зашивание разрывов мягких родовых путей, ручное обследование послеродовой матки и ручное отделение плаценты, методы борьбы с гипотоническим кровотечением, инструментальное выскабливание полости матки при неполных выкидышах ранних сроков, ручное пособие при тазовых предлежаниях, туалет новорожденного и реанимационные мероприятия при его асфиксии). Студент исследует рожениц (измерение температуры, артериального давления и пульса, контроль за инволюцией матки, оценка качества и количества лохий), обучается уходу за молочными железами и мерами профилактики мастита, принципами гигиены родильниц. По согласованию с лечащим врачом студент делает назначения и выполняет соответствующие манипуляции. Студент изучает период новорожденности и уход за новорожденными в детском отделении, изучает принципы профилактики токсикосептических заболеваний новорожденных. Под контролем акушерки студент проводит первичный туалет новорожденных, делает обработку пуповины, проводит профилактику офтальмобленореи, изучает порядок кормления новорожденного. В женской консультации студент должен провести не менее 8-10 амбулаторных приемов беременных. Под контролем врача студент собирает анамнез, проводит общее и специальное акушерско-гинекологическое исследование, заполняет необходимую документацию, участвует в определении и выдаче отпусков по беременности, осуществляет профилактику токсикозов беременных. Студент может под контролем врача проводить также обследование гинекологических больных (осмотр шейки матки в зеркалах, внутреннее исследование, взятие мазков из уретры, влагалища, цервикального канала, методы функциональной диагностики - измерение базальной температуры, динамическое наблюдение за феноменом зрачка, взятие мазков на цитологию). Во время работы в женской консультации студент проводит санитарно-просветительную работу среди беременных, делает не менее двух патронажных посещений на дому, проводя при этом беседы, принимает участие в работе школы материнства, присутствует на приеме в социально-правовом кабинете, участвует в психофизической подготовке беременных женщин к родам, принимает участие в профилактических осмотрах женщин на предприятиях. За время работы в женской консультации студент суммирует и анализирует результаты ежедневной работы, обращая внимание на частоту тех или иных осложнений беременности, делает попытки выяснить причины и наметить пути профилактики. ^ Во время прохождения практики студент: - принимает участие в общебольничных конференциях, готовит доклад; - отчитывается за дежурства; - проводит анализ эффективности диспансеризации по основным заболеваниям внутренних органов: гипертоническая болезнь, ревматизм, ИБС, хроническая пневмония, язвенная болезнь, нефриты, сахарный диабет, диффузный токсический зоб, холецистит (по одной из тем, предложенных на кафедре); - реферирует литературу по курируемым больным; - изучает эффективность фармакологического действия лекарственных препаратов (по группам, изучается одна из групп или препарат). ^ 1. Неотложная помощь при приступе удушья бронхиальной астмы. 2. Неотложная помощь при анафилактическом шоке. 3. Неотложная помощь при астматическом статусе. 4. Неотложная помощь при отеке легких. 5. Неотложная помощь при болевом приступе стенокардии. 6. Неотложная помощь при кардиогенном шоке. 7. Неотложная помощь при гипертоническом кризе. 8. Неотложная помощь при остром отравлении. 9. Неотложная помощь при желудочно-кишечном кровотечении; 10. Неотложная помощь при обмороках. 11. Неотложная помощь при острой почечной недостаточности. 12. Неотложная помощь при остром инфаркте миокарда. 13. Общие принципы неотложной помощи при острых отравлениях. 14. Общие принципы лечения острой пневмонии. 15. Общие принципы лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 16. Общие принципы лечения хронической сердечной недостаточности. 17. Принципы лечения ревматизма. 18. Принципы лечения острого гломерулонефрита. 19. Дифференциальная диагностика кровотечений. 20. Дифференциальная диагностика инфаркта миокарда и ТЭЛА. 3.2. Акушерство 1. Методика наружного акушерского исследования. 2. Методика внутреннего акушерского исследования. 3. Техника осмотра родовых путей после родов. 4. Первый туалет новорожденного. 5. Техника амниотомии. 6. Техника взятия мазков аз влагалища на флору. 7. Защита промежности. 8. Техника ушивания разрывов промежности. 9. Методы реанимации новорожденных. 10. Методы наложения выходных акушерских щипцов, вакуумэкстрактора. 11. Техника гемотрансфузии. 12. Техника операции кесарева сечения (в нижнем сегменте, корпоральное). 13. Методика ведения родов по Цовьянову при ягодичных предлежаниях. 14. Методика наружного профилактического поворота плода на головку. 15. Современные методы обезболивания родов. 16. Туалет родильницы. 3.3. Хирургия 1. Методика ведения больных с острыми хирургическими заболеваниями. 2. Основные принципы подготовки больных к оперативным вмешательствам. 3. Ведение раннего послеоперационного периода у хирургических больных. 4. Оценка состояния системы дыхания и кровообращения, коррекция нарушений. 5. Оценка кислотно-щелочного и водно-солевого обмена, коррекция нарушений. 6. Функциональное состояние и подготовка к операции на печени и почках. 7. Подготовка желудочно-кишечного тракта к операции. 8. Рентгенологические признаки кишечной непроходимости. 9. Методы борьбы с парезом и параличом кишечника. 10. Показания к оперативному лечению острой непроходимости кишечника. 11. Дополнительные методы обследования при остром холецистите и панкреатите. 12. Методика ведения больных с кровотечениями из желудочно-кишечного тракта. 13. Клиническое определение степени кровотечения из желудочно-кишечного тракта. 14. Методы обследования больного с перфоративной язвой желудка и 12-перстной кишки. 15. Методика определения группы крови. 16. Возможные ошибки при определении группы крови. 17. Определение резус-фактора и возможные ошибки. 18. Реакция и осложнения при переливании крови и ее компонентов. 19. Источники хирургической инфекции и методы ее профилактики. 20. Обработка рук хирурга и операционной сестры. 21. Асептика при подготовке больного к операции. 22. Обеспечение стерильности в процессе операции. 23. Лечебные мероприятия при анафилактическом шоке. 24. Особенности предоперационной подготовки больных со стенозом привратника. 25. Принципы разрезов при флегмоне, 26. Правила разрезов и дренирование гнойника при гнойном мастите. 27 С чем применяют повязки в стадии гидратации воспалительных явлений мягких тканей? 28. С тем применяют повязки в стадии дегидратации? 29. Препараты, применяемые для снятия симптомов интоксикации. 30. Показания к переливанию крови. 31. Показания к дренированию брюшной полости при аппендэктомии. 32. Виды новокаиновых блокад при панкреатите. 33. Клиника тампонады сердца. 34. Рентгенологические признаки тампонады сердца. 35. Показания к пункции мочевого пузыря. 36. Показания к наложению свища мочевого пузыря. 37. Лечение болевого шока. 38. Первичный и вторичный шов. 39. Виды остановки кровотечения. 40. Что такое сифонная клизма? 41. Показания к проведению гипертонической клизмы. 42. Техника проведения паранефральной новокаиновой блокады. 43. Как провести параумбликальную блокаду? 44. Как провести межреберную новокаиновую блокаду? 45. Пункция плевральной полости. 46. Наружный массаж сердца. 47. Помощь при остановке дыхания. 48. Помощь при фрашентированном множественном переломе ребер. 49. Что такое декомпрессия кишечника по Желтнику? 50. Что такое декомпрессия кишечника по Дедереру? 51. Что такое Огневская клизма? 52. Методика ректороманоскопии. 53. Профилактика столбняка. Приложение 3 ДНЕВНИК студента IV курса по производственной практике Время прохождения практики с ____200_ г. по _____200_ г. Место практики______________________________________ Руководитель________________________________________ ^ Базовый руководитель____________________ ЦИКЛ ТЕРАПИИ с_______по_______
^ В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА ВРАЧА ПОЛИКЛИНИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ Поликлиническая врачебная практика с элементами неотложной помощи проводится у студентов V курса после весенней экзаменационной сессии на протяжении 4 недель в качестве помощника участкового врача в поликлиниках города и в поликлиниках центральных улусных больниц, определенных Ученым советом МИ совместно с Минздравом РС (Я). Во время практики предусматриваются в обязательном порядке два дежурства на станции скорой медицинской помощи. Подготовка специалистов в медицинском вузе ориентирована на первичное звено здравоохранения, на подготовку врачей общей практики. Развитие семейной медицины в будущем требует от студента фундаментальных знаний основ поликлинической помощи, умения оказать неотложную врачебную помощь в экстренных ситуациях, угрожающих жизни больного. В связи с этим, поликлиническая практика является важнейшей частью учебного процесса и необходимым звеном в подготовке будущего врача. Целью производственной практики является закрепление знаний по догоспитальной помощи, непосредственное применение практических навыков и умений, их дальнейшее углубление и совершенствование. Основной задачей производственной практики является ознакомление студентов с организацией амбулаторно-поликлинической и неотложной экстренной помощи населению в условиях поликлиники и на станции СМП, а также с основами организации здравоохранения и противоэпидемической работы. Руководство практикой осуществляется кафедрой госпитальной терапии МИ ЯГУ. Непосредственными базовыми руководителями являются заведующие терапевтическими отделениями поликлиник. Во время практики студенты закрепляются за определенным врачебным участком, где под руководством участкового врача-терапевта выполняют лечебно- профилактическую работу. График рабочего дня устанавливается согласно графику участкового врача и составляет 6 часов. Во время прохождения практики студент должен строго следовать правилам деонтологии, а именно, показывать пример чуткого и внимательного отношения к больному и его родственникам, выполнять принципы профессиональной этики, правильно строя свои отношения с персоналом медицинского учреждения.
1.1. В качестве помощника участкового врача студент должен проводить амбулаторные приемы больных в терапевтическом отделении поликлиники, ознакомиться с медицинской документацией (заполнение амбулаторной карты, статистических талонов, порядок выдачи больничных листков, направление на КЭК и МСЭК и др.), выезжать вместе с врачом на вызова на дом к больным. 1.2. За время прохождения практики студент должен ознакомиться со структурой и организацией всей лечебно-профилактической работой поликлиники, в том числе и с работой специализированных кабинетов (подросткового, кардиоревматологического, эндокринологического, кишечного и т.д.). 1.3. Студент должен ознакомиться с методами раннего выявления туберкулеза, научиться оценивать туберкулиновые пробы, ознакомиться с рентгенологическими методами исследования органов грудной клетки, с методикой учета больных туберкулезом и отчетностью о них. 1.4. Студент должен научиться проводить анализ работы на участке: анализ заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности, анализ инфекционной заболеваемости, диспансеризация реконвалесцентов, количество обслуженных эпидочагов. 1.5. Студент принимает участие в проведении противоэпидемической работы. Для предупреждения распространения инфекционных заболеваний противоэпидемическая работа предусматривает знание вопросов эпидемиологии и течения заразных болезней: корь, коревая краснуха, ветряная оспа, скарлатина, дифтерия, дизентерия, менингококковый менингит, вирусный гепатит и т.д. Студент должен на практике применить полученные знания: по диагностике, лечению, оформлению экстренных извещений. 1.6. Студент должен ознакомиться с показаниями и перечнем необходимых дополнительных исследований при различных формах патологии в условиях поликлиники (общеклинические, биохимические анализы, рентгенография, рентгеноскопия, УЗИ паренхиматозных органов и малого таза, ЭКГ, ФКГ, эндоскопические методы и т. д.). 1.7. Студент должен ознакомиться с работой процедурного и физиотерапевтического кабинетов. 1.8. Помимо лечебной работы студент принимает участие в санитарно-просветительной работе, в пропаганде здорового образа жизни, в профилактических мероприятиях, проводимых в поликлинике, в производственных совещаниях, научно-практических и клинико-анатомических конференциях поликлиники. 1.9. Работа на станции скорой медицинской помощи включает два дежурства, во время которых студент совместно с врачом выполняет вызова с оказанием неотложной помощи, знакомится с документацией. ^ Темы УИРС определяются кафедрами и выбираются с учетом желания студента. В качестве исследования могут быть представлены: 1. Описания редких случаев заболевания с подробным описанием жалоб, анамнеза, объективных данных, результатов лабораторно-инструментальных методов исследования, течения и методов лечения. 2. Клинико-статистический анализ по отдельному заболеванию за год или два. 3. Оценка эффективности одного из лекарственных средств при какой-либо патологии у группы больных. 4. Сравнительный анализ заболеваемости на врачебном участке и т.д. ^ 1. Структура амбулаторно-поликлинической помощи населению. 2. Перечень поликлинической документации. 3. Правила оформления больничного листа. 4. Временная и стойкая утрата трудоспособности. 5. Виды инвалидности. 6. Функции контрольно-экспертных комиссий (КЭК) и медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК). 7. Цели и задачи диспансеризации. 8. Правила выписывания рецептов. 9. План обследования больных в условиях поликлиники при заболеваниях печени, почек, сердца, легких, при артериальной гипертензии и т.д. 10. Лечение в амбулаторно-поликлинических условиях больных: - ишемической болезнью сердца; - недостаточностью кровообращения; - пневмонией; - хроническим гастритом; - хроническим холециститом; - язвенной болезнью; - хроническим пиелонефритом; - гипертонической болезнью и т.д. Врачебная тактика при: - приступе стенокардии; - остром инфаркте миокарда; - острых болях в животе; - гипертоническом кризе; - отеке легких; - приступе бронхиальной астмы; - анафилактическом шоке; - эпилептическом припадке; - коллапсе. 11. Дифференциальная диагностика коматозных состояний. 12. Техника проведения закрытого массажа сердца и искусственного дыхания. 13. Особенности течения некоторых заболеваний в условиях Севера: заболевания органов пищеварения, дыхания. ^ Ежедневный контроль за прохождением практики осуществляет преподаватель-руководитель: посещаемость, правильность постановки диагноза, назначения обследования и лечения, выписывания рецептов, выдачи больничных листов, проверка правильности заполнения и оформления документации и дневников производственной практики. Еженедельно руководителем практики проводятся семинарские занятия в виде разборов больных и теоретического опроса для закрепления навыков по обследованию больных и выработки клинического мышления. В конце практики студенты сдают дифференцированный зачет. На зачет студент представляет дневник (приложение 4), производственную характеристику с оценкой его работы заведующим отделением, справку со станции скорой медицинской помощи, отчет по санитарно- просветительной работе. Оценка по пятибалльной системе вносится за подписью преподавателя-руководителя практики в зачетную книжку студента. Приложение 4 ДНЕВНИК студента V курса по производственной практике в качестве помощника участкового врача поликлиники Время прохождения практики с ____200_ г. по _ 200_ г. Место практики____________________________________ Руководитель______________________________________ ^ Базовый руководитель_______________________________ Дневник начинается с краткой характеристики поликлиники: численность обслуживаемого населения, количество врачебных участков, наличие специализированных кабинетов, среднедневная и средненедельная нагрузка на участкового врача. Затем необходимо охарактеризовать врачебный участок, за которым закреплен студент.
^ о прохождении практики
Рекомендуемая литература Для студентов II и III курсов 1. Гостищев В.К. Общая хирургия. М.: Медицина, 1997. 2. Гребенев А.Л. Общий уход за больным. М., 1991. 3. Заликина Л.С. Общий уход за больным. М., 1984. 4. Костина В.В., Меньков Н.В. Уход за больными в терапевтической клинике. Н.-Новгород, изд. НГМА. 2000. 5. Мурашко В.В. Общий уход за больным. М., 1988. 6. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. М. изд. ГЭОТАР-МЕД, 2004. 7. Общий уход в терапевтической клинике. /Под ред. В.Н. Ослопова/, М. «МЕДпресс-информ», 2002. 8. Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больным. М., 2003. 9. Руководство по производственной практике студентов медицинского факультета /Под ред. Б.К. Панфилова Л.П. Сокова. М.: Изд-во РУДН, 1990. 10. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больным. М., 2007. Для студентов IV и V курсов 2. Акушерство /Под. ред, А.И. Иванова в соавт. М.:Изд-во ун-та-Дружбы народов, 1988 3. Бадяжина В.И., Жмакин К.Н. Акушерство. М., 1986. 4. Болезни органов кровообращения: Рук-во для врачей /Под ред. Е.И.Чазова. М.: Медицина, 1982. 5. Василевская Л.И. Гинекология. М.:Медицина, 1985. 6. Гребенева А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. М.: Медицина, 2002. 7. Маколкин В.И. с соавт. Внутренние болезни. М.: Медицина, 1987. 8. Поздняков Ю.М., Красницкий В.Б. Неотложная кардиология. М., 1997. 9. Поликлиническое депо /Под ред. В.А. Меняева. М., 1987. 10. Поликлиническая терапия: Учебное пособие /Под. ред. В.А. Галкина, 1995. 11. Пропедевтика внутренних болезней /Под ред. В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева. М.: Медицина. 1982. 12. Рахманова А.Г., Пригожина В.К. Справочник по инфекционным болезням. СПб.: ССЗ., 1999. 13. Семейная медицина. Т-1,2. М., 1994. 14. Справочник по акушерству и гинекологии /Под ред. Г.М. Савельевой. М.: Медицина, 1996. 15. Хирургические болезни /Под ред. М.И. Кузина. М.: Медицина, 1995. Оглавление Введение.................................................................................................................. 3 Производственная практика студентов II курса помощник палатной и процедурной медицинской сестры………………….......................................................................... 5 Помощник фельдшера скорой неотложной помощи студентов III курса .......... 10 Производственная практика студентов IV курса в качестве помощника врача стационара ............................................................................................................................. 17 Производственная практика студентов V курса в качестве помощника врача поликлиники с элементами неотложной помощи............................................................... 27 Рекомендуемая литература................................................................................... 33 |