|
Скачать 0.62 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Институт стоматологии Кафедра стоматологии детского возраста ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКАПО СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА (методические рекомендации для студентов 5 курса Института стоматологии) КРАСНОЯРСК 2009 УДК ББК А Производственная практика по стоматологии детского возраста Методические рекомендации для студентов 5 курса Института стоматологии. - Красноярск: Издательство «Версо», - 2009. – 51 с. Составители: Тумшевиц О.Н., Тарасова Н.В. Методические рекомендации полностью соответствуют требованием Государственного стандарта (2000); учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учётом специфики обучения по специальности «стоматология»; учебный материал помогает освоить правила заполнения дневника по разделам стоматологии детского возраста, представлен перечень вопросов и умений, необходимый для закрепления на практике. Рецензент: руководитель Института стоматологии КрасГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алямовский. Утверждено к печати ЦКМС КрасГМА (протокол № _____ от _______200___). Красноярск 2009 ВВЕДЕНИЕ Производственная практика в медицинской академии организуется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-ФЗ, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» (2000), инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 3 августа 2000 года «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», положения «Об организации и проведении производственной практики студентов медицинских (фармацевтических) институтов и медицинских факультетов университетов РФ» (2003), приказов КрасГМА и агенства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края согласно сроков и объемов, предусмотренных учебным планом специальностей. Производственная практика является составной частью основной образовательной программы и служит для закрепления полученных первичных умений по профилю специальности в специализированных клинических больницах, поликлиниках, на станциях скорой помощи. Производственная практика по стоматологии детского возраста проводится в 9 семестре после сдачи курсового экзамена в муниципальных лечебных учреждениях города Красноярска, Красноярского края, Тывы и Хакасии. Студенты института стоматологии проходят производственную практику по этой дисциплине в качестве помощника врача-стоматолога детского в течение 2-х недель по 6 часов в день. Их них: 6 дней - в терапевтическом и по 2 - 3 дня в хирургическом и ортодонтическом кабинетах (отделениях), а также в школах и дошкольных образовательных учреждениях. Студенты заполняют дневник производственной практики, работают с документацией врача-стоматолога детского на амбулаторном приеме. I. Цель производственной практики: Закрепить и совершенствовать практические навыки студентов по стоматологии детского возраста. II. Задачи производственной практики: 1. Ознакомить студентов с организацией работы детского врача - стоматолога. 2. Ознакомить студентов с организацией плановой санации и стоматологической диспансеризацией детей в детских отделениях ЦРБ или детских стоматологических поликлиниках. 3. Выработать навыки подхода к лечению детей различного возраста. 4. Закрепить и расширить практические навыки в области диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей. 5. Совершенствовать знания по оформлению медицинской документации в отделении стоматологии детского возраста. 6. Закрепить навыки санитарно-просветительной работы путем проведения бесед и чтения лекций. 7. Принимать активное участие в работе врачебных конференций коллектива стоматологического учреждения. III. Обязанности студента: В период производственной практики студент работает в качестве помощника врача под руководством и наблюдением врача - руководителя (базовой поликлиники) и обязан: 1. Выполнять правила внутреннего распорядка поликлиники или кабинета отделения, иметь опрятный вид (халат, шапочка, сменная обувь). 2. Во время приема ребенка учитывать состояние его психики в зависимости от возраста, соблюдать этику врача при общении с родителями и персоналом поликлиники. 3. В первый день практики ознакомиться с расписанием работы основных, смежных кабинетов (хирургического, терапевтического, ортодонтического, физиотерапевтического, рентгенологического, клинической лаборатории и др.), с формами учета и отчетности, получить инструкции от врача-руководителя по технической эксплуатации оборудования и оснащения кабинетов. 4. Ознакомиться: с санитарным состоянием поликлиники, работой регистратуры, порядком приема, постановки на диспансерный учет и санацией пациентов, внутренним распорядком поликлиники (организацией труда медицинского персонала, состоянием санитарно-просветительной работы). 5. Закрепить знания по особенностям диагностики, профилактики и лечения кариеса и его осложнений во временных и постоянных зубах, гнойно-воспалительных заболеваний, аномалий развития зубов и челюстей, заболеваний слизистой оболочки полости рта и гигиене ротовой полости. 6. Под руководством врача - руководителя ежедневно принимать 3-5 детей. Участвовать в проведении санитарно-просветительной работы, научно-практических врачебных и производственных конференциях. 7. В целях ознакомления с организацией проведения санации полости рта школьникам должен отработать 2-3 дня в школе, осуществляя лечение детей и заполняя соответствующие документы (форма №30). 8. Выполнить УИРС по одной из предложенных тем. 9. Ежедневно вести дневник установленного образца. 10. В конце практики составить цифровой отчет в соответствии с объемом проведенных работ. Без дневника, отчета, характеристики (подписанной руководителем практики и заверенной печатью лечебного учреждения), выполненного и оформленного задания по УИРС, производственная практика не зачитывается. Указанные документы должны быть представлены на кафедру стоматологии детского возраста КрасГМА на момент защиты производственной практики (не позднее завершения первой учебной недели 10 семестра). IV. Учебно-исследовательская работа студента (УИРС). За время прохождения практики каждый студент выполняет исследовательскую работу по заданной теме. Тематика подбирается в зависимости от условий прохождения практики (кафедральным руководителем). Методика и литература для выполнения каждой темы разработаны преподавателями кафедры. Выполненное студентом исследование оформляется в виде реферата с соответствующими графиками и иллюстрациями. При выполнении задания студент пользуется помощью врача - руководителя (работа с архивом амбулаторных карт, историй болезни и др.), а преподаватели, проверяющие ход практики, консультируют студентов. ТЕМЫ УИРС: УИРС № 1. Биоэтика в детских стоматологических учреждениях. Цель работы: Осветить морально-этические стороны взаимоотношений врача с детьми и их родителями, показать административную и юридическую ответственность врача за свою работу. Задача: Студент знакомится с условиями работы стоматологической поликлиники (отделения, кабинета): 1. Работа регистратуры (как принимают и отвечают родителям, есть ли отказы или выдаются талоны на поздние сроки, как принимаются дети с острой зубной болью). 2. Условия в момент ожидания приема (информация, имеющаяся для ребенка, родителей, наличие игровых или живых уголков и др.). 3. Обстановка в кабинете в момент лечения ребенка (применение методов обезболивания, премедикации, отношение персонала к детям). 4. Взаимоотношение врача с медицинским персоналом и с родителями в момент лечения ребенка. Методика: Студент оформляет теоретическую часть доклада на основании литературных данных, затем описывает свои наблюдения, касающиеся конкретных исследований работы медицинского учреждения, где проходит практика, в последовательности постановки задач исследования. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Луцкая И. К. Руководство по стоматологии: Практическое пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 540 с. 4. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 2. Научная организация труда (НОТ) в детских стоматологических поликлиниках и отделениях. Цель работы: Ознакомиться с внедрением принципов научной организации труда в детской стоматологической поликлинике или отделении. Задача: Основываясь на личном наблюдении, охарактеризовать рационализаторские приемы и методы работы, показывающие внедрение детскими стоматологами научной организации труда. Методика: Провести исследование по следующим направлениям: организация рабочего места, повышение квалификации специалистов, нормирование и стимулирование труда, обеспечение благоприятных условий труда. В качестве основных методов психологического изучения труда используются: наблюдение, метод анкетирования или опроса, естественный или лабораторный эксперименты. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Раднаев С.Н., Люлякина Е.Г., Парилов В.В. Значение эргономики в профилактике профессиональных заболеваний стоматолога. В кн.:Вузовская педагогика. Красноярск, 2002. - С.52 - 53. 4. Зайцев В.М. с соавт. Прикладная медицинская статистика. – Учебное пособие. – Санкт – Петербург: ИКФ «Фолиант», 2006. – 432 с. 5. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 3. Организация специализированной помощи детям в условиях детских стоматологических поликлиник и отделений, располагающихся на базе детских стоматологических поликлиник. Цель работы: Познакомиться с системой стоматологической помощи детям. Задача: Провести исследование на месте расположения базы: как осуществляется принцип деления населения на стоматологические участки и диспансеризация детского населения. Методика: Обратиться к главному врачу или заведующему отделением данной базы и выяснить, как организованна медицинская помощь в условиях поликлиники, сколько стоматологических отделений и какой объем работы они выполняют. Собрать данные об оборудовании, персонале, вспомогательных кабинетах, медикаментах. Выяснить, сколько школ и дошкольных учреждений обслуживается этой поликлиникой (отделением), как они оборудованы, укомплектованы штатами, сколько обслуживает детей каждый врач. Описать, используется ли участковый принцип. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для студентов. Красноярск, 2001. - 14 с. 4. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 4. Группировка детей для диспансерного наблюдения и определение содержания работы, направленной на профилактику и лечение зубочелюстных деформаций. Цель работы; В соответствии с группами диспансеризации, определить план, содержание и объем профилактических и лечебных мероприятий. Задачи: 1. Определить количество деформаций у обследуемых детей (по классификации Калвелиса). 2. Распределить детей на группы для диспансерного наблюдения участковым стоматологом. 3. Определить объем работы врача - стоматолога. Методика: Обследуется 50-60 детей (одной возрастной группы детского сада, школы или детского дома с учетом выявления отдельных нозологических форм деформации зубочелюстной системы по классификации Л.С. Персина). В процессе клинического обследования детей особое внимание обращается на лицевые и оральные отклонения от функциональной нормы и эстетического оптимума. Обследованные дети распределяются на диспансерные группы. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 3. Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с. 4. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с. 5. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 6. Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для студентов. Красноярск, 2001. - 14 с 7. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 5. Санитарно-просветительная работа, проводимая стоматологом в школе. Цель работы: Провести анализ санитарно-просветительной работы в школе. Задачи: 1. Проанализировать санитарно-просветительную работу стоматолога за один учебный год. 2. Изучить гигиеническое состояние полости рта детей одного класса. Методика: 1. По отчетной документации стоматолога в школе провести учет санитарно - просветительной работы за 2-3 учебных года. 2. В любом из (1-3) классов (30-40) человек определить гигиенический индекс. 3. Сделать выводы об эффективности санитарно-просветительной работы в школе. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. Учебно-методическое пособие для студентов. Красноярск, 2001. - 25 с. 4. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с. 5. Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с. 6. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 6. Диспансеризация детей с кариесом зубов и его осложнениями. Цель работы: Научиться распределять рассматриваемый контингент детей на диспансерные группы. Задача: Осмотреть 50-60 детей младшего школьного возраста. Выявить детей с поражением зубов. Распределить их по диспансерным группам. Методика: В диспансерной работе выделяют следующие этапы:
Изучить: а) осанку, положение головы, выявить вредные привычки б) функции речи, глотания, дыхания, смыкания губ, стоматологический статус. В диспансерной карте должны быть отмечены следующие показатели: - возраст - хронические заболевания 4. Определение сроков повторного наблюдения, вызовы на повторный осмотр и лечение. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.И. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для студентов. Красноярск, 2001. - 14 с. 3. Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с. 4. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с. 5. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 6. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 7. Диагностика начальных форм кариеса у детей. Цель работы: Выявить процент в расхождении в диагнозе начальных форм кариеса у детей с использованием общепринятых методов и с помощью индикации красителями. Задачи: 1. Провести обследование первых нижних постоянных моляров у 50 детей первого класса школы. 2. Путем осмотра и зондирования поставить диагноз, затем у каждого ребенка применить индикацию 2% раствором метиленового синего. 3. Полученные данные рассчитать и сделать заключение. Методика: Провести осмотр жевательных фиссур моляров (постоянных) у 50 детей с предварительным полосканием полости рта и высушиванием ватными тампонами. Провести исследование фиссур, выявляя целостность эмали. Результаты обследования зафиксировать в диагнозе. После обследования провести индикацию красителем в тех же зубах. Если краситель не смывается обычной струёй воды (полосканием), ставится диагноз начальный кариес. Результаты обследования 200 жевательных фиссур нижних моляров обычным методом и с помощью красителя сопоставляются в абсолютном и относительном соотношении. Делается заключение о гипо- или гипер- диагностике начальных форм кариеса при использовании обычного метода по сравнению с методом индикации. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.И. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета: Методические рекомендации для студентов. Красноярск, 2001. - 14 с. 3. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 4. Луцкая И. К. Руководство по стоматологии: Практическое пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 540 с. 5. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 8. Поражаемость постоянных зубов кариесом и состояние санации полости рта у школьников. Цель работы: Изучить частоту поражения кариесом зубов у детей 12-летнего возраста и определить степени санации. Задачи: 1. Осмотреть 100-120 детей 12-ти летнего возраста с целью выявления количества детей, пораженных кариесом и его интенсивность. 2. Провести анализ интенсивности поражения зубов кариесом. 3. Определить степень санации полости рта у обследованных детей. Методика: 1. У каждого обследованного ребенка записать знаками в зубной формуле пораженные зубы, в том числе и удаленные. Подсчитать КПУ у каждого ребенка. 2. Высчитать распространенность кариеса на число обследованных детей в процентах. Подсчитать индекс КПУ и вывести средний показатель на обследованную группу. 3. Определить соотношение неосложненного кариеса к осложненному. 4. Выявить, какие группы зубов поражаются чаще. Чем меньше будет показатель соотношения осложненного кариеса к неосложненному, тем выше будет эффективность санации. Литература:
2006. - 639 с.
Медицина, 2005. – 679 с. 3. Луцкая И. К. Руководство по стоматологии: Практическое пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 540 с.
стоматологии», «Стоматология для всех» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 9. Кариес зубов и зубочелюстные аномалии. Цель работы: Провести анализ распространенности кариеса и его интенсивности у детей с деформациями и без деформаций зубочелюстной системы. Задачи: 1. Обследовать 100-120 детей школьного возраста (одной возрастной группы). 2. Выявить распространенность кариеса у детей, имеющих деформации зубочелюстной системы, и у детей без аномалий. 3. Провести сравнительный анализ интенсивности кариозного процесса у детей с зубочелюстными деформациями и без них. Методика: При осмотре полости рта у обследуемого контингента установить наличие или отсутствие зубочелюстных деформаций. Сформулировать диагноз. Определить интенсивность кариеса по индексам КПУ, кп, КПУ+кп: К - количество постоянных кариозных и подлежащих удалению зубов, П - количество постоянных запломбированных зубов, У - количество отсутствующих зубов (удаленных) в постоянном прикусе. к - количество временных кариозных зубов, п - количество временных запломбированных зубов. Примечание: если в одном зубе имеется пломба и кариозная полость, то зуб считается кариозным. Распространенность кариеса в % = кол-во больных кариесом х 100 кол-во обследованных На основании полученных результатов сделать выводы о взаимозависимости и взаимообусловленности зубочелюстных деформаций с кариозными поражениями (распространенность и интенсивность кариеса). Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Водолацкий М.П. с соавт. Ортодонтия: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2005. – 200 с. 5. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно – лицевой областии их комплексное лечение: Учебное пособие. – Москва: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 544 с. 6. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 10. Частота заболеваний слизистой оболочки полости рта у детей находящихся на амбулаторном лечении (молочница, герпетический стоматит и др.). Цель работы: Определить распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта в различные возрастные периоды. Задача: Провести анализ амбулаторных карт стоматологических больных. Выяснить в каком возрасте и какие заболевания встречаются чаще. Методика: 1. Провести анализ амбулаторных карт (100 карт детей с заболеваниями слизистой оболочки полости рта) с целью определения процента больных с молочницей, острым герпетическим стоматитом, многоформной экссудативной эритемой, рецедивирующими афтами др. с учетом возраста. 2. Описать наиболее часто используемые средства лечения этих заболеваний. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Буянкина Р.Г., Алямовский В.В. Бахтурина Г.И. Проявление специфической инфекции в полости рта у детей (учебно-методическое пособие для студентов, врачей). Красноярск, 1999.- 31 с. 4. Луцкая И. К. Руководство по стоматологии: Практическое пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 540 с. 5. Ласкарис Дж. Лечение заболеваний слизистой оболочки рта, М.: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 304 с. 6. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 11. Короткая уздечка верхней губы. Цель работы: Определить частоту распространенности аномалий развития уздечки верхней губы. Задача: Осмотреть 100-120 детей 5-6 летнего возраста детского сада с целью выявления короткой уздечки верхней губы. Методика: Осмотр детей необходимо проводить в спокойной обстановке, при уравновешенном состоянии детей. Двумя указательными пальцами правой и левой руки поднимается верхняя губа. Если уздечка верхней губы массивна, низко прикреплена, то при поднятии верхней губы движения ее ограничены: губа поднимается с трудом, видно натяжение уздечки, имеется ишемия в зоне прикрепления в губной уздечки. Иногда наблюдается тяж и диастема между центральными резцами. Может быть выражен межзубной сосочек у инцизивного отверстия. Определить количество детей, нуждающихся в оперативном лечении и по какому методу. Литература: 1. Персин Л.С. с соатр. Стоматология детского возраста. М.: Медицина, 2006. - 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей / Ред. С.А. Рабинович. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 120 с. 5. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 12. Короткая уздечка языка. Цель работы: Определить частоту распространенности аномалий развития уздечки языка. Задача: Осмотреть 100-120 детей 5-6 летнего возраста с целью выявления короткой уздечки языка. Методика: При проведении исследования ребенок должен достать кончиком языка вестибулярную поверхность верхних резцов, твердое небо, облизать верхнюю губу, провести языком от одного угла рта до другого. В спокойном состоянии попросить ребенка высунуть расслабленный язык. Обследующий захватывает уздечку указательными пальцами обеих рук. При I и II типах уздечек определяется малоподвижность языка. Если ребенок не может произвести указанных движений, можно сделать вывод: короткая уздечка языка. Определить количество детей, нуждающихся в оперативном лечении и по какому методу. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста. М.: Медицина, 2006. - 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей / Ред. С.А. Рабинович. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 120 с. 5. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 13. Роль вредных привычек в формировании аномалий зубочелюстной системы. Цель работы: Определить количество вредных привычек у детей в процентном отношении. Сопоставить полученные результаты с классификацией вредных привычек по В.Р. Окушко (1975). Задачи: 1. Определить 100 детей детского сада или проанализировать 200 амбулаторных карт (историй болезни) пациентов ортодонтического кабинета (отделения). 2. Изучить разновидности вредных привычек у детей. 3. Провести диагностику нарушений функций по классификации В.Р. Окушко (1975). 4. Провести сравнительный анализ частоты вредных привычек у детей с аномалиями зубочелюстной системы. Методика: Вредные привычки, вызывающие зубочелюстной аномалии, В.Р. Окушко разделены на три группы: 1. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции): - сосание пальцев; - сосание и прикусывание губ, щек, предметов; - сосание и прикусывание языка. 2. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции): - нарушение функции жевания; - неправильное глотание; - ротовое дыхание; - неправильная речевая артикуляция. 3. Зафиксированные позотонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое: - нарушение осанки; - неправильное положение нижней челюсти и языка в покое. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Водолацкий М.П. с соавт. Ортодонтия: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2005. – 200 с. 5. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно – лицевой областии их комплексное лечение: Учебное пособие. – Москва: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 544 с. 6. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 14. Исследование функции мышц зубочелюстной системы. Цель работы: Определить функциональные нарушения зубочелюстной системы у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Задача: 1. Обследовать 80-100 детей в возрасте 5-8 лет. 2. Усвоить последовательное применение тестов и клинических функциональных проб, определяющих характеристику и общее состояние организма. 3. Выяснить наличие функциональных нарушений мышц челюстно-лицевой области у детей с аномалиями прикуса и без таковых. Методика: Определить наличие или отсутствие «симптома наперстка» при глотании слюны. Оценивают в положении покоя нижней челюсти и при наличии смещения нижней челюсти с помощью функциональных клинических проб устанавливают направление ее смещения и причину (по Ильиной-Маркосян). Первая проба (изучение в состоянии покоя): Осматривают лицо ребенка в фас и профиль, обращая внимание на положение нижней челюсти в покое, во время разговора. Вторая проба (изучение привычной окклюзии): Ребенку предлагают сомкнуть зубы, не размыкая губ. При привычном смещении нижней челюсти лицевые признаки нарушения усиливаются. Третья проба (изучение боковых смещений нижней челюсти): Ребенку предлагают широко открыть рот и определяют смещение нижней челюсти в сторону. Четвертая проба (сравнительное изучение привычной и центральной окклюзии): Оценивают гармонию лица после установки нижней челюсти в правильное положение (без ее привычного смещения) и сравнивают с эстетической точки зрения гармонию лица при положении нижней челюсти в привычной окклюзии (со смещением нижней челюсти) Научные данные исследования функции мышц зубочелюстной системы сопоставляются с характеристикой смыкания зубных рядов в состоянии центральной окклюзии. Полученные результаты обобщаются и делаются выводы. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Водолацкий М.П. с соавт. Ортодонтия: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2005. – 200 с. 5. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно – лицевой областии их комплексное лечение: Учебное пособие. – Москва: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 544 с.
стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 15. Раннее удаление временных моляров. Цель работы; Выявить частоту ранней экстракции временных моляров у детей 7-8 лет, определить потребность в профилактическом протезировании. Задача: 1. Определить количество временных моляров на 50 детей. 2. Определить количество временных моляров на 1 ребенка. 3. Определить количество детей, находящихся под наблюдением у ортодонта и пользующихся профилактическими протезами. 4. Определить количество детей с аномалиями зубочелюстной системы, возникшими из-за ранней экстракции временных моляров. Методика: Осмотреть 50 детей 7-8 лет. При осмотре учесть количество детей с удаленными временными молярами, количество удаленных моляров, детей, наблюдающихся у ортодонта и пользующихся профилактическими протезами. При оценке состояния зубочелюстной системы выделить детей с аномалиями зубов и прикуса, возникающих в результате ранней экстракции временных моляров. К таким аномалиям следует отнести: смещение зубов, ограничивающих изъян, в области отсутствующего моляра (горизонтальный феномен Попова-Годона или укорочение зубного ряда), зубоальвеолярное удлинение антагонистов, отсутствие места в зубном ряду для премоляров. Провести анализ полученных данных и сделать выводы о необходимости профилактического протезирования при раннем удалении временных моляров. Литература: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Особенности обезболивания при лечении стоматологических заболеваний у детей /Ред. С.А. Рабинович. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 120 с. 5. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно – лицевой областии их комплексное лечение: Учебное пособие. – Москва: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 544 с. 6. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 16. Распространенность зубочелюстных аномалий и деформаций (ЗЧАД) у детей и подростков ___________ района г. Красноярска. Цель работы: научиться проводить эпидемиологическое обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций, организации профилактических мероприятий и ортодонтического лечения детей. Уметь определить начальные признаки ЗЧАД, формулировать предварительный ортодонтический диагноз и своевременно направлять нуждающегося к специалисту (оторинолариногологу, ортодонту, стоматологу-терапевту, хирургу). Задача: осмотреть 100 детей одной возрастной группы, заполнить карточку осмотра и определить распространенность ЗЧАД в данной возрастной группе. Направить нуждающихся в специалисту с заполненной картой первичного осмотра и поставленным предварительным ортодонтическим диагнозом. Список рекомендуемой литературы: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Водолацкий М.П. с соавт. Ортодонтия: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2005. – 200 с. 5. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно – лицевой областии их комплексное лечение: Учебное пособие. – Москва: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 544 с. 6. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 17. Антропометрические методы диагностики в ортодонтии. Цель работы: научиться проводить расчет контрольно-диагностических моделей челюстей пациентов с ЗЧАД для подтверждения предварительного ортодонтического диагноза. Задача: провести расчет контрольно-диагностических моделей пациентов с ЗЧАД по методам Пона, Корзгауза, Слабковской, Линдера и Харта, Снагиной (не менее 10 моделей) и провести сравнительный анализ предварительных и окончательных диагнозов, поставленных пациентам, находящимся на аппаратурном лечении. Список рекомендуемой литературы: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Перова Е.Г., Русина Н.Г. , Масалитина Н.В. Антропометрические методы диагностики в ортодонтии. Красноярск, 2005. – 28 с. 5. Водолацкий М.П. с соавт. Ортодонтия: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2005. – 200 с. 6. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно – лицевой областии их комплексное лечение: Учебное пособие. – Москва: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 544 с.
стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. УИРС № 18. Анализ рентгенограмм в ортодонтической практике. Цель работы: научиться описывать внутриротовые рентгенограммы, ортопантомограммы и телерентгенограммы для подтверждения ортодонтического диагноза. Задача: подготовить описание внутриротовых рентгенограмм зубов верхней и нижней челюсти ( не менее 5), внутриротовых рентгенограмм небного шва (не менее 5), ортопантомограмм (не менее 10), телерентгенограмм (не менее 3-х). Список рекомендуемой литературы: 1. Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с. 2. Баум Л. с соавт. Руководство по практической стоматологии, М.: Медицина, 2005. – 679 с. 3. Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий, М.: Медицина, 2004. – 360 с. 4. Перова Е.Г., Русина Н.Г. , Масалитина Н.В. Антропометрические методы диагностики в ортодонтии. Красноярск, 2005. – 28 с. 5. Водолацкий М.П. с соавт. Ортодонтия: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2005. – 200 с. 6. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно – лицевой областии их комплексное лечение: Учебное пособие. – Москва: ООО «Мед.информ.агенство», 2006. – 544 с. 7. Периодические издания по стоматологии: «Стоматология», «Новое в стоматологии», «Стоматология для всех», «Клиническая стоматология» за период 2000 – 2007 гг. V. Санитарно-просветительная работа. По санитарно-просветительной тематике каждый студент во время производственной практики читает лекции или проводит беседы на стоматологическую или общемедицинскую тему, принимает участие в выпуске санитарного бюллетеня. Особенностью этой работы при прохождении практики по стоматологии детского возраста являются беседы с детьми в школах, детских садах, а также с родителями и воспитателями. ^ 1. Вредные привычки у детей и их последствия. 2. Зубное протезирование у детей. 3. О врожденных расщелинах губы и неба. 4. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. 5. Это должна знать беременная женщина и кормящая мать. 6. Профилактика кариеса. 7. С какого возраста нужно заботиться о зубах детей? 8. Углеводы и болезни зубов. 9. Нужна ли твердая пища детям? 10. Зубная щетка Вашего ребенка. 11. Учитесь правильно чистить зубы. 12. Полощите рот после еды. 13. Зачем лечить временные зубы? 14. Что делать, если зубы расположены неправильно? 15. Одонтогенные воспалительные процессы челюстно-лицевой области у детей. 16. Профилактика альвеолитов и остеомиелитов лунки зуба. 17. Ожоги полости рта и лица. Неотложная помощь. 18. Зубы и здоровье. 19. Гигиена полости рта. 20. Возможности ортодонтии на современном этапе развития стоматологии. 21. Особенности гигиены полости рта при ношении ортодонтических конструкций. 22. Современные предметы и средства гигиены полости рта. Путевка о прочитанной лекции (беседа) заверяется печатью и подписью руководителя базы производственной практики. Дата и тема лекции (беседы) заносится в дневник. VI. Отчет о проделанной работе по стоматологии детского возраста
VII. Указание студенту по ведению дневника производственной практики. Дневник заполняется ежедневно и отражает содержание и объем работы студента. В конце записей каждого дня должна быть подпись врача-руководителя. В последний день производственной практики студент составляет цифровой отчет о проделанной работе, вносит в него темы проведенных лекций и бесед (санитарных бюллетеней). Отчет проверяется и подписывается заведующим отделением и врачом-руководителем. В последний день производственной практики врач-руководитель оценивает работу студента и пишет характеристику. В характеристике отражаются: поведение студента на практике, его отношение к больным, взаимоотношения с персоналом, прилежность, мануальные навыки, освоенные студентом методы диагностики и лечения, отмечаются недостатки. Отчет и характеристика заверяются печатью поликлиники. К отчету прилагаются путевки прочитанных лекций и бесед, заверенные печатью. При заполнении дневника следует пользоваться прилагаемыми схемами заполнения историй болезни. VIII. Обязанности учреждения и врачей - руководителей базы производственной практики: 1. Организуют и проводят практику студентов согласно договора с детским лечебно - профилактическим учреждением, с настоящей инструкцией и программой практики:
2. Руководители практики студентов от лечебных учреждений, осуществляющие общее руководство практикой:
3. Руководитель практики студентов, осуществляющий контроль и непосредственное руководство практикой:
IX. Инструкция для вузовских руководителей производственной практики: Руководители практики - ассистенты - постоянно находятся на закрепленных за ними базах прохождения практики, совершая регулярные объезды всех точек (поликлиник, отделений, кабинетов, школ), принимая все меры для проведения практики на высоком уровне в соответствии с учебной программой. ^ :
Памятка по приему дневников производственной практики. 1. Титульный лист дневника (Ф.И.0., № группы, место прохождения практики, сроки прохождения). В случае изменения фамилии, указать обе. 2. Соблюдение формы дневника. 3. Наличие подписи руководителя практики за каждый день практики. 4. В день проведения беседы в дневнике должна быть запись темы беседы, количество больных, вопросы и их содержание. 5. УИРС сдается на отдельном формате, вложенном в дневник. 6. В конце дневника должна быть характеристика, заверенная подписью руководителя практики, подписью главного врача базовой поликлиники и печатью. 7. Наличие цифрового отчета и корешка прочитанных лекций и бесед. X. Критерии оценки знаний студентов при проведении аттестации по врачебной производственной практике. 1. Оценка ОТЛИЧНО ставится, если: - выполнен весь объем практических навыков в соответствии с программой; - студент отлично знает теоретические вопросы; - выполнено задание по УИРС; - студент дисциплинирован; - грамотно и аккуратно заполнена документация; - студент принимал активное участие в жизни коллектива базы производственной практики. ^ ставится, если: - выполнен весь объем практических навыков в соответствии с программой; - студент хорошо знает теоретические вопросы; - хорошо выполнена УИРС; - имеются неточности в заполнении документации. ^ ставится, если: - выполнен только минимум практических навыков; - студент показывает посредственное знание теоретических вопросов; - удовлетворительно выполнена УИРС; - неаккуратное ведение дневника, допущены принципиальные ошибки. ^ ставится, если: - не выполнен минимум практических навыков; - студент слабо знает теоретические вопросы; - не выполнены задания по УИРС; - студент недисциплинирован. XI. Подведение итогов практики: Итоги практики с постановкой оценки проводятся комиссией во главе с заведующим кафедрой и ведущими преподавателями соответствующих разделов стоматологии детского возраста с учетом приведенных критериев. Оценка за производственную практику вносится в зачетную книжку студента. Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно. В отдельных случаях рассматривается вопрос о дальнейшем пребывании студента в ВУЗе (по представлению кафедры). ^ 1. Назовите сроки прорезывания временных зубов. 2. Назовите сроки прорезывания постоянных зубов. 3. Дайте морфологическую и функциональную характеристику периода формирования временного прикуса. 4. Дайте морфологическую и функциональную характеристику периода сформированного временного прикуса. 5. Дайте морфологическую и функциональную характеристику периода сменного прикуса. 6. Дайте морфологическую и функциональную характеристику периода постоянного прикуса. 7. Назовите элементы механического действия в ортодонтических аппаратах. 8. Назовите элементы функционального действия в ортодонтических аппаратах. 9. От каких факторов зависит выбор конструкции ортодонтического аппарата? 10. Перечислите клинико-лабораторные этапы изготовления съемного ортодонтического аппарата. 11. Назовите отличительные особенности ортодонтической коронки. Какова методика ее припасовки? 12. Как проводится активация ортодонтического винта, ретракционной дуги, протрагирующей и рукообразных пружин? 13. Как проводятся клинические функциональные пробы дыхания, глотания, жевания? 14. Отличие кариеса в стадии пятна от флюороза. 15. Как определить индекс интенсивности кариеса? 16. Дифференциальная диагностика среднего кариеса и хронического пульпита у детей. 17. Классификация пульпитов у детей. 18. Особенности строения пульпы молочных зубов. 19. Методика проведения девитальной ампутации: количество посещении. 20. Сроки наложения девитализирующих средств: мышьяковистая паста, параформальдегидная паста. 21. Показания к проведению биологического метода лечения пульпита у детей. 22. Показания к проведению девитальной экстирпации пульпы временных и постоянных зубов у детей. 23. Пасты для пломбирования каналов молочных зубов. 24. Meтоды лечения пульпита постоянных зубов у детей в зависимости от сроков формирования корней. 25. Клиника, диагностика хронического фиброзного пульпита у детей. 26. Клиника, диагностика хронического гангренозного пульпита у детей. 27. Клиника и диагностика острого диффузного пульпита у детей. 28. Методы лечения обостренного хронического пульпита у детей. 29. Методы общей профилактики кариеса зубов у детей (названия препаратов). 30. Методы местной профилактики кариеса зубов у детей (названия средств, препаратов). 31. Пломбировочные материалы для постоянных пломб у детей. 32. Обостренные хронические периодонтиты: план лечения. 33. Абсолютные показания к удалению зубов. 34. Кариес временных зубов. Особенности. 35. Особенности течения хронических периодонтитов. 36. Резорицин - формалиновый метод лечения осложненного кариеса. 37. Метод серебрения при лечении кариеса временных зубов. 38. Методы лечения периодонтитов временных зубов у детей в зависимости от сроков формирования корней. 39. Ренггенологическая характеристика периодонтитов временных зубов. Образец и схемы заполнения дневника производственной практики по стоматологии детского возраста: ГОУ ВПО Красноярская государственная медицинская академия ^ Институт стоматологии Дневник производственной практики по стоматологии детского возраста Студента_________________группы Института стоматологии ФИО Место прохождения практики (город, район, № поликлиники) Время прохождения практики Ответственный за практику преподаватель _________________ Руководитель практики врач_____________________________ Красноярск 200__ ^ помещение, оборудование, организация работы врачебного, среднего и младшего персонала кабинета. ___________________________________________________________. Схема заполнения дневника производственной практики на терапевтическом приеме: кариес зубов
Примечания: условные единицы трудоемкости рассчитываются по нормативам 2004 года ^ (первое посещение)
^ (второе посещение)
|