Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра патологической анатомии
“ УТВЕРЖДАЮ ”
Декан медицинского факультета
____________________________
“_____” ________________2011 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине — Патологическая анатомия
для специальности — Педиатрия
ГОС ВПО направления (специальностей):
Педиатрия — 060103 (040200)
Курс — III,
Семестр — V – VI
Лекций — 72 (час.) Экзамен — VI семестр
Практические занятия — 91 (час)
Всего часов — 163 Самостоятельная работа — 82 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) — 245 (час.)
2011 г.
Рабочая учебная программа составлена на основании Примерной программы по дисциплине “ПАТОЛОГИЯ” (патологическая анатомия и патологическая физиология) для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва, 2000), утвержденной Департаментом государственной политики в образовании Минобразования России 15 ноября 2005 г.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры топографической и патологической анатомии
Протокол № ______
от “____”________________200 г.
Заведующий кафедрой: Доцент, к.м.н. ______________ А.А. Зейналов
Одобрена научно-методической комиссией медицинского факультета Петрозаводского государственного университета
Протокол № ______
от “____”________________200 г.
Председатель: Доцент, к.м.н. ____________________ В.Ф. Стафеев
^
Цель преподавания дисциплины.
Изучение структурно-функциональных основ болезней, их этиологии и патогенеза для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача широкого профиля.
^
общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические и функциональные проявления той или иной болезни;
этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
морфофункциональных изменений, отражающих процессы приспособления и компенсации организма, развивающихся в ответ на воздействие патогенных факторов и имеющихся условий внешней среды;
изменений болезней, возникающих в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз);
болезней и патологических процессов, развивающихся в результате медицинских мероприятий — профилактических, диагностических, лечебных, анестезиологических, реанимационных, косметологических, реабилитационных и других (патология терапии, ятрогении);
организация патологоанатомической службы.
Сопоставление морфологических, функциональных и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа
^
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен
знать:
термины, используемые в курсе патологии;
основные методы патологоанатомического и патофизиологического исследования;
сущность и основные закономерности общепатологических процессов;
понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза, учения о болезни, нозологии, принципы классификации болезней;
характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;
основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза.
Студент должен
уметь:
описать морфологические изменения изучаемых макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм;
на основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях;
анализировать изменения основных показателей состояния организма (лейкоцитарная формула, показатели коагулограммы крови, кислотно-основного состояния, газообменной функции крови и др.);
применить полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической работе.
^
Биология
Теория биологической эволюции.
Понятие о биосфере.
Основные положения генетики.
Общая химия
Номенклатура химических соединений.
Химические свойства веществ и соединений.
Общие закономерности протекающих химических реакцией.
Биоорганическая химия
Номенклатура органических соединений.
Понятие об осмотическом давлении и коллоидных системах, растворимости химических и органических веществ.
Понятие о буферных и коллоидных системах.
Понятие об электрохимических процессах, окислительно-восстановительных потенциалах, свободных радикалах, цепных реакциях.
Физика
Основные понятия термодинамики закрытых и открытых систем.
Общие представления о биофизике биологических мембран.
Анатомия человека
Анатомическое строение и функции органов и систем человека.
Связь между анатомической структурой и функцией органа, ткани, системы.
Гистология, эмбриология, цитология
Гистологическое строение клеток, тканей, органов человека.
Связь гистологического строения и функции клетки, органа, ткани, системы.
Основные методы морфологического исследования.
Нормальная физиология
Физиологические особенности функционирования органов и систем организма человека, их регулирование.
Понятие о гомеостазе, гемостазе, функциональной системе.
Основы теплообразования и теплорегуляции.
Основные методы изучения физиологических функций.
Биологическая химия
Молекулярные основы биоэнергетики.
Классификация и строения углеводов, белков, нуклеиновых кислот, липидов, их основные свойства.
Функциональная биохимия отдельных тканей и органов, механизмы их регуляции.
Связь между структурой и функцией биохимических соединений, биологическое значение витаминов.
Микробиология, вирусология, иммунология.
Понятие о прокариотах и эукариотах.
Молекулярная генетика, мутации, мутагены.
Основные свойства микроорганизмов.
Понятие об иммунной системе, ее строении, функционировании.
Иностранный язык
Уметь работать с иностранной литературой.
Латинский язык
Знание медицинской терминологии и правил образования терминов.
^
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
245
|
V, VI
|
^
|
163
|
|
лекции (Л)
|
72
|
|
практические занятия (ПЗ)
|
91
|
|
Лабораторные занятия (ЛЗ)
|
—
|
|
^
|
82
|
|
курсовая работа
|
—
|
|
другие виды самостоятельной работы
|
82
|
|
Вид итогового контроля
|
Экзамен
|
VI
|
^
3 курс “Педиатрия”, Семестр — V – VI
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
1
|
Содержание, задачи и методы патологической анатомии. Повреждение (альтерация).
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Объекты, уровни исследования в патологии. Аутопсия и биопсия.
|
Текущий устный и письменный контроль.
|
2
|
2
|
Дистрофии. Классификация. Паренхиматозные дистрофии.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Значение изучения трупного материала, биопсий, экспериментального материала.
|
— ‼ —
|
3
|
3
|
Стромально-сосудистые дистрофии. Мезенхимальные белковые, жировые и углеводные дистрофии.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Морфологическая и функциональная трактовка системы. Уровни системного анализа в медицине.
|
— ‼ —
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
4
|
4
|
Смешанные дистрофии. Морфология нарушения обмена хромопротеидов, нуклеопротеидов, минералов. Смерть. Посмертные изменения. Некроз. Апоптоз.
|
4
|
2,5
|
3
|
9,5
|
Старение клеток как многофакторный процесс. Механизмы, морфологическая характеристика.
|
Текущий устный и письменный контроль.
|
5
|
5
|
^
|
—
|
2,5
|
2
|
4,5
|
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным
темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач.
|
6
|
6
|
Нарушения кровообращения. Полнокровие, стаз, кровоизлияния, кровотечение.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Нарушение водно-электролитного баланса.
|
Устный и письменный контроль.
|
7
|
7
|
Тромбоз, эмболия, инфаркт.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Шок (виды, механизмы, стадии, характеристика). Гемостаз.
|
— ‼ —
Решение тестовых карт.
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
8
|
8
|
Воспаление (общие вопросы). Экссудативное воспаление.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Клеточные и молекулярные процессы при воспалении.
|
— ‼ —
Решение тестовых карт.
|
9
|
9
|
Продуктивное воспаление. Специфическое воспаление. Местные аллергические реакции. Реакции гиперчувствительности I (анафилаксический тип) и II типов (цитотоксический).
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Клеточные основы иммунного ответа. Регуляция иммунного ответа. Реакции гиперчувствительности III (иммунокомплексный) и IV (клеточно-опосредованный) типов.
|
— ‼ —
|
10
|
10
|
Компенсаторно-приспосо-бительные процессы. Регенерация. Гипертрофия. Гиперплазия. Метаплазия. Атрофия. Организация.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Патологические аспекты при воспалении и регенерации. Морфологическая характеристика, клиническое значение.
|
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
11
|
^
|
—
|
2,5
|
2
|
4,5
|
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным
темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач.
|
12
|
12
|
Опухоли. Общие положения. Классификация. Эпителиальные опухоли.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Клеточный цикл и типы клеток. Клон, дифферон, ткань.
|
Устный и письменный контроль.
|
13
|
|
Органоспецифические
опухоли. Апудомы.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Молекулярные механизмы фактора роста клеток.
|
— ‼ —
|
14
|
14
|
Мезенхимальные опухоли.
Опухоли из нервной и меланинобразующей тканей.
|
4
|
2,5
|
3
|
9,5
|
Молекулярные основы канцерогенеза.
|
Устный и письменный контроль.
|
15
|
15
|
Особенности опухолей у детей. Опухоли дизонтогенетические и из эмбриональных тканей.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Биология опухолевого роста. Опухоли, развивающиеся по типу опухолей взрослых.
|
— ‼ —
Решение тестовых карт.
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
16
|
16
|
Лейкозы и лимфомы у детей.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Факторы риска
опухолей.
|
— ‼ —
|
17
|
17
|
^
|
—
|
2,5
|
2
|
4,5
|
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным
темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач.
|
18
|
18
|
Введение в нозологию. Болезнь. Номенклатура и классификация болезней. Этиология. Патогенез. Диагноз.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Скоропостижная смерть. Понятие о внутриутробной, клинической, биологической смерти.
|
Текущий устный и письменный контроль.
|
19
|
19
|
Введение в перинатальную патологию. Основные пороки Развития. Гипертоническая болезнь. Вторичные (симптоматические) гипертензии.
|
4
|
2,5
|
3
|
9,5
|
Структурные и функциональные характеристики клапанов сердца и миокарда.
|
Устный и письменный контроль.
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
20
|
20
|
Ревматические болезни. Ревматизм. Пороки сердца.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Васкулиты. Пересадка сердца. Осложнения.
|
— ‼ —
|
21
|
21
|
Болезни легких. Острые пневмонии. Крупозная пневмония. Очаговая пневмония. Бронхопневмония.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Факторы, нарушающие механизмы клиренса легких. Пневмония в условиях подавления иммунитета.
|
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.
|
22
|
22
|
Хронические неспецифические заболевания легких. Рак легкого.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Фиброзирующий альвеолит Хаммена-Рича.
|
— ‼ —
|
23
|
23
|
^
|
—
|
2,5
|
2
|
4,5
|
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным
темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач.
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
24
|
24
|
Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Гастрит. Язвенная болезнь. Аппендицит. Рак желудка. Рак пищевода.
|
4
|
2,5
|
3
|
9,5
|
Анатомические аномалии пищевода. Нарушение резервуарной, секреторной и моторной функций желудка.
|
Устный и письменный контроль.
|
25
|
25
|
Пренатальная и перинатальная патология.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Генетические болезни. Мутации. Патология плаценты. Патология беременности. Гестозы.
|
— ‼ —
|
26
|
26
|
Болезни печени. Гепатоз. Гепатит. Цирроз печени. Рак печени.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Печеночные синдромы. Желтухи. Болезни накоплений.
|
— ‼ —
|
27
|
27
|
Болезни почек. Классификация. Гломерулонефрит. Амилоидоз почек. Нефротический синдром.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Ренальные и экстрарельные симптомы. Роль биопсий в диагностике.
|
— ‼ —
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
28
|
28
|
Острая почечная недостаточность. Пиелонефрит.
Нефросклероз.
Опухоли почек.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Врожденные аномалии почек. Кистозные болезни почек. Гиперкальциемия и нефрокальциноз.
|
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.
|
29
|
29
|
^
|
—
|
2,5
|
2
|
4,5
|
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным
темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач.
|
30
|
30
|
Болезни эндокринной систем: сахарный диабет, зоб, различные эндокринопатии. Дисгормональные (опухолеподобные) болезни и опухоли половых органов и молочных желез. Патология беременности.
|
4
|
2,5
|
3
|
9,5
|
Общая этиология и патогенез эндокринопатий. Болезни гипофиза.
Доброкачественная
нодулярная гиперплазия предстательной железы.
|
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
31
|
31
|
Инфекционные болезни (общая характеристика, патоморфоз). Вирусные болезни (грипп, полиомиелит, цитомегалия). СПИД. Сыпной тиф.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Особенности течения абортивной, латентной,
персистентной и нозокомиальной и оппортунистических инфекций. Вирулентность. Входные ворота инфекции.
|
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.
|
32
|
32
|
Кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия). Особо опасные инфекции (холера, чума, натуральная оспа).
|
4
|
2,5
|
3
|
9,5
|
Варианты местных и общих реакций при инфекциях. Роль реактивности организма.
|
— ‼ —
|
33
|
33
|
Воздушно-капельные бактериальные инфекции (менингококковая инфекция, дифтерия, скарлатина). Сепсис.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Тропические инфекции (эпидемиология, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, исходы).
|
— ‼ —
|
^
|
Номер
темы
|
Название тем
и их содержание
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
Всего
часов
|
Темы для самостоятельной работы
|
Формы
контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
34
|
34
|
Туберкулез.
|
2
|
2,5
|
2
|
6,5
|
Эпидемиология, преобладающие формы туберкулеза и их течение в Республике Карелия.
|
Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.
|
35
|
35
|
^
|
—
|
3
|
3
|
6
|
Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным
темам.
|
Контрольный опрос, решение ситуационных задач.
|
36
|
36
|
Краткий очерк истории патологической анатомии. Роль трудов отечественных ученых патологоанатомов.
|
2
|
3
|
2
|
6
|
Патологоанатомическая служба, ее роль в системе здравоохранения.
|
37
|
37
|
Просмотр экзаменационных макро- и микропрепаратов.
|
—
|
—
|
3
|
3
|
^
микроскопы, компьютерный класс, препараты, муляжи, электронограммы.
|
38
|
38
|
Экзамен по всему курсу патологической анатомии.
|
^
Опрос по билетам и препаратам.
|
В С Е Г О:
|
72
|
91
|
82
|
245
|
|
Преподаватель _______________________
дата “___”___________________________
Рекомендуемая литература
Калитеевский П. Ф. Макроскопическая дифференциальная диагностика патологических процессов. – М.: Медицина, 1987.
Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия (в 2 томах). – М.: Медицина, 2000.
Пальцев М. А., Аничков М. Н., Рыбакова М. Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2002.
М.А. Пальцев, А.Б. Пономарева, А.В. Берестова. Атлас по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2003.
Общая патология человека. Руководство, т. 1, 2 /Под ред. А. И. Струков, В. В. Серов, Д. С. Саркисов. – М.: Медицина, 1990.
Патологическая анатомия болезней плода и ребенка. Руководство, т. 1, т. 2 /Под ред. Т. Е. Ивановской, Л. Б. Леонова. – М.: Медицина, 1989.
Руководство по частной патологии человека: в 2-х частях. /Под ред. Н.К. Хитрова, Д.С. Саркисова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 2005.
Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии. – М.: Медицина, 1993.
Серов В. В., Ярыгин Е.Е., Пауков В.С. Патологическая анатомия. Атлас. – М.: Медицина,1986.
Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, 1993.
Тестовые задания по патологической анатомии. 2 книги. /Под ред. М.А. Пальцева. – М.: Русский врач, 2003.
Цинзерлинг А. В., Цинзерлинг В. А. Патологическая анатомия: Учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов. – С.-Петербург, 1996.
Дополнительная литература
Давыдовский И. В. Общая патология человека. – М.: Медицина, 1989.
Патологоанатомическая диагностика опухолей человека. Руководство. Т. 1, 2 /Под ред. Н. А. Краевского, А. В. Смольянникова, Д. С. Саркисова). 4-е изд. – М.: Медицина, 1994.
Самсонов В. А. Разрезы и распилы для доступа к органам при вскрытии трупа: Учебное пособие. – Петрозаводск, 1981.
Самсонов В. А. Трудности и ошибки в клинической диагностике у больных пожилого и старческого возраста и их значение в гериатрической хирургии (при язвенной болезни, нодулярной гиперплазии предстательной железы и раке различных органов). Лекция. – Петрозаводск, 1999.
Цинзерлинг А.В. Современные инфекции: Патологическая анатомия и вопросы патогенеза. Руководство. – С.-Петербург: “С О Т И С”, 1993.
|