Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей)





Скачать 288.13 Kb.
Название Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей)
Дата конвертации 22.03.2013
Размер 288.13 Kb.
Тип Рабочая учебная программа
Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра патологической анатомии

“ УТВЕРЖДАЮ ”

Декан медицинского факультета

____________________________

“_____” ________________2011 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине — Патологическая анатомия

для специальности — Педиатрия

ГОС ВПО направления (специальностей):

Педиатрия — 060103 (040200)


Курс — III,

Семестр — V – VI


Лекций — 72 (час.) Экзамен — VI семестр

Практические занятия — 91 (час)

Всего часов — 163 Самостоятельная работа — 82 (час.)


Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) — 245 (час.)


2011 г.

Рабочая учебная программа составлена на основании Примерной программы по дисциплине “ПАТОЛОГИЯ” (патологическая анатомия и патологическая физиология) для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва, 2000), утвержденной Департаментом государственной политики в образовании Минобразования России 15 ноября 2005 г.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры топографической и патологической анатомии


Протокол № ______

от “____”________________200 г.


Заведующий кафедрой: Доцент, к.м.н. ______________ А.А. Зейналов


Одобрена научно-методической комиссией медицинского факультета Петрозаводского государственного университета


Протокол № ______

от “____”________________200 г.


Председатель: Доцент, к.м.н. ____________________ В.Ф. Стафеев


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цель преподавания дисциплины.

Изучение структурно-функциональных основ болезней, их этиологии и патогенеза для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача широкого профиля.


^ Задачами дисциплины является изучение:

  • общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические и функциональные проявления той или иной болезни;

  • этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

  • морфофункциональных изменений, отражающих процессы приспособления и компенсации организма, развивающихся в ответ на воздействие патогенных факторов и имеющихся условий внешней среды;

  • изменений болезней, возникающих в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз);

  • болезней и патологических процессов, развивающихся в результате медицинских мероприятий — профилактических, диагностических, лечебных, анестезиологических, реанимационных, косметологических, реабилитационных и других (патология терапии, ятрогении);

  • организация патологоанатомической службы.

Сопоставление морфологических, функциональных и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа


^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен

знать:

  • термины, используемые в курсе патологии;

  • основные методы патологоанатомического и патофизиологического исследования;

  • сущность и основные закономерности общепатологических процессов;

  • понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза, учения о болезни, нозологии, принципы классификации болезней;

  • характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;

  • основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза.


Студент должен

уметь:

  • описать морфологические изменения изучаемых макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм;

  • на основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях;

  • анализировать изменения основных показателей состояния организма (лейкоцитарная формула, показатели коагулограммы крови, кислотно-основного состояния, газообменной функции крови и др.);

  • применить полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической работе.



^ Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:


Биология

Теория биологической эволюции.

Понятие о биосфере.

Основные положения генетики.

Общая химия

Номенклатура химических соединений.

Химические свойства веществ и соединений.

Общие закономерности протекающих химических реакцией.

Биоорганическая химия

Номенклатура органических соединений.

Понятие об осмотическом давлении и коллоидных системах, растворимости химических и органических веществ.

Понятие о буферных и коллоидных системах.

Понятие об электрохимических процессах, окислительно-восстановительных потенциалах, свободных радикалах, цепных реакциях.


Физика

Основные понятия термодинамики закрытых и открытых систем.

Общие представления о биофизике биологических мембран.

Анатомия человека

Анатомическое строение и функции органов и систем человека.

Связь между анатомической структурой и функцией органа, ткани, системы.

Гистология, эмбриология, цитология

Гистологическое строение клеток, тканей, органов человека.

Связь гистологического строения и функции клетки, органа, ткани, системы.

Основные методы морфологического исследования.


Нормальная физиология

Физиологические особенности функционирования органов и систем организма человека, их регулирование.

Понятие о гомеостазе, гемостазе, функциональной системе.

Основы теплообразования и теплорегуляции.

Основные методы изучения физиологических функций.

Биологическая химия

Молекулярные основы биоэнергетики.

Классификация и строения углеводов, белков, нуклеиновых кислот, липидов, их основные свойства.

Функциональная биохимия отдельных тканей и органов, механизмы их регуляции.

Связь между структурой и функцией биохимических соединений, биологическое значение витаминов.


Микробиология, вирусология, иммунология.

Понятие о прокариотах и эукариотах.

Молекулярная генетика, мутации, мутагены.

Основные свойства микроорганизмов.

Понятие об иммунной системе, ее строении, функционировании.

Иностранный язык

Уметь работать с иностранной литературой.

Латинский язык

Знание медицинской терминологии и правил образования терминов.


^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

245

V, VI

^ Аудиторные занятия:

163




лекции (Л)

72




практические занятия (ПЗ)

91




Лабораторные занятия (ЛЗ)






^ Самостоятельная работа (СР)

82




курсовая работа






другие виды самостоятельной работы

82




Вид итогового контроля

Экзамен

VI



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

3 курс “Педиатрия”, Семестр — V – VI

^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

Содержание, задачи и методы патологической анатомии. Повреждение (альтерация).

2

2,5

2

6,5

Объекты, уровни исследования в патологии. Аутопсия и биопсия.

Текущий устный и письменный контроль.

2

2

Дистрофии. Классификация. Паренхиматозные дистрофии.

2

2,5

2

6,5

Значение изучения трупного материала, биопсий, экспериментального материала.

— ‼ —

3

3

Стромально-сосудистые дистрофии. Мезенхимальные белковые, жировые и углеводные дистрофии.

2

2,5

2

6,5

Морфологическая и функциональная трактовка системы. Уровни системного анализа в медицине.


— ‼ —

^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

4

Смешанные дистрофии. Морфология нарушения обмена хромопротеидов, нуклеопротеидов, минералов. Смерть. Посмертные изменения. Некроз. Апоптоз.

4

2,5

3

9,5

Старение клеток как многофакторный процесс. Механизмы, морфологическая характеристика.

Текущий устный и письменный контроль.

5

5

^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ I





2,5

2

4,5

Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным

темам.

Контрольный опрос, решение ситуационных задач.

6

6

Нарушения кровообращения. Полнокровие, стаз, кровоизлияния, кровотечение.

2

2,5

2

6,5

Нарушение водно-электролитного баланса.

Устный и письменный контроль.

7

7

Тромбоз, эмболия, инфаркт.

2

2,5

2

6,5

Шок (виды, механизмы, стадии, характеристика). Гемостаз.

— ‼ —

Решение тестовых карт.

^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

8

Воспаление (общие вопросы). Экссудативное воспаление.

2

2,5

2

6,5

Клеточные и молекулярные процессы при воспалении.

— ‼ —

Решение тестовых карт.

9

9

Продуктивное воспаление. Специфическое воспаление. Местные аллергические реакции. Реакции гиперчувствительности I (анафилаксический тип) и II типов (цитотоксический).

2

2,5

2

6,5

Клеточные основы иммунного ответа. Регуляция иммунного ответа. Реакции гиперчувствительности III (иммунокомплексный) и IV (клеточно-опосредованный) типов.


— ‼ —


10

10

Компенсаторно-приспосо-бительные процессы. Регенерация. Гипертрофия. Гиперплазия. Метаплазия. Атрофия. Организация.

2

2,5

2

6,5

Патологические аспекты при воспалении и регенерации. Морфологическая характеристика, клиническое значение.

Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.

^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

11

^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ II




2,5

2

4,5

Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным

темам.

Контрольный опрос, решение ситуационных задач.

12

12

Опухоли. Общие положения. Классификация. Эпителиальные опухоли.

2

2,5

2

6,5

Клеточный цикл и типы клеток. Клон, дифферон, ткань.

Устный и письменный контроль.

13




Органоспецифические

опухоли. Апудомы.

2

2,5

2

6,5

Молекулярные механизмы фактора роста клеток.

— ‼ —

14

14

Мезенхимальные опухоли.

Опухоли из нервной и меланинобразующей тканей.

4

2,5

3

9,5

Молекулярные основы канцерогенеза.

Устный и письменный контроль.

15

15

Особенности опухолей у детей. Опухоли дизонтогенетические и из эмбриональных тканей.

2

2,5

2

6,5

Биология опухолевого роста. Опухоли, развивающиеся по типу опухолей взрослых.

— ‼ —

Решение тестовых карт.

^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

16

16

Лейкозы и лимфомы у детей.

2

2,5

2

6,5

Факторы риска

опухолей.

— ‼ —

17

17


^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ III




2,5

2

4,5

Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным

темам.

Контрольный опрос, решение ситуационных задач.

18

18

Введение в нозологию. Болезнь. Номенклатура и классификация болезней. Этиология. Патогенез. Диагноз.

2

2,5

2

6,5

Скоропостижная смерть. Понятие о внутриутробной, клинической, биологической смерти.

Текущий устный и письменный контроль.

19

19

Введение в перинатальную патологию. Основные пороки Развития. Гипертоническая болезнь. Вторичные (симптоматические) гипертензии.



4


2,5

3

9,5


Структурные и функциональные характеристики клапанов сердца и миокарда.



Устный и письменный контроль.


^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

20

20

Ревматические болезни. Ревматизм. Пороки сердца.

2

2,5

2

6,5

Васкулиты. Пересадка сердца. Осложнения.

— ‼ —

21

21


Болезни легких. Острые пневмонии. Крупозная пневмония. Очаговая пневмония. Бронхопневмония.

2

2,5

2

6,5

Факторы, нарушающие механизмы клиренса легких. Пневмония в условиях подавления иммунитета.

Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.

22

22


Хронические неспецифические заболевания легких. Рак легкого.


2

2,5

2

6,5

Фиброзирующий альвеолит Хаммена-Рича.

— ‼ —

23

23

^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ IV




2,5

2

4,5

Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным

темам.

Контрольный опрос, решение ситуационных задач.


^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

24

24

Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Гастрит. Язвенная болезнь. Аппендицит. Рак желудка. Рак пищевода.

4

2,5

3

9,5

Анатомические аномалии пищевода. Нарушение резервуарной, секреторной и моторной функций желудка.

Устный и письменный контроль.

25

25


Пренатальная и перинатальная патология.


2

2,5

2

6,5

Генетические болезни. Мутации. Патология плаценты. Патология беременности. Гестозы.


— ‼ —

26

26

Болезни печени. Гепатоз. Гепатит. Цирроз печени. Рак печени.

2

2,5

2

6,5

Печеночные синдромы. Желтухи. Болезни накоплений.


— ‼ —

27

27

Болезни почек. Классификация. Гломерулонефрит. Амилоидоз почек. Нефротический синдром.

2

2,5

2

6,5

Ренальные и экстрарельные симптомы. Роль биопсий в диагностике.




— ‼ —

^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

28

28

Острая почечная недостаточность. Пиелонефрит.

Нефросклероз.

Опухоли почек.

2

2,5

2

6,5

Врожденные аномалии почек. Кистозные болезни почек. Гиперкальциемия и нефрокальциноз.

Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.

29

29

^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ V




2,5

2

4,5

Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным

темам.

Контрольный опрос, решение ситуационных задач.

30

30

Болезни эндокринной систем: сахарный диабет, зоб, различные эндокринопатии. Дисгормональные (опухолеподобные) болезни и опухоли половых органов и молочных желез. Патология беременности.

4

2,5

3

9,5

Общая этиология и патогенез эндокринопатий. Болезни гипофиза.

Доброкачественная

нодулярная гиперплазия предстательной железы.

Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.

^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

31

31

Инфекционные болезни (общая характеристика, патоморфоз). Вирусные болезни (грипп, полиомиелит, цитомегалия). СПИД. Сыпной тиф.

2

2,5

2

6,5

Особенности течения абортивной, латентной,

персистентной и нозокомиальной и оппортунистических инфекций. Вирулентность. Входные ворота инфекции.

Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.

32

32

Кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия). Особо опасные инфекции (холера, чума, натуральная оспа).

4

2,5

3

9,5

Варианты местных и общих реакций при инфекциях. Роль реактивности организма.

— ‼ —


33

33

Воздушно-капельные бактериальные инфекции (менингококковая инфекция, дифтерия, скарлатина). Сепсис.

2

2,5

2

6,5

Тропические инфекции (эпидемиология, этиология, патогенез, клинико-морфологическая характеристика, исходы).


— ‼ —


^ Номер

недели


Номер

темы

Название тем

и их содержание

Л

ПЗ

СР

Всего

часов

Темы для самостоятельной работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

34

34

Туберкулез.

2

2,5

2

6,5

Эпидемиология, преобладающие формы туберкулеза и их течение в Республике Карелия.

Устный и письменный контроль. Решение тестовых карт.

35

35


^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ VI




3

3

6

Изучение основной и дополнительной литературы по пройденным

темам.

Контрольный опрос, решение ситуационных задач.

36

36

Краткий очерк истории патологической анатомии. Роль трудов отечественных ученых патологоанатомов.

2

3

2

6

Патологоанатомическая служба, ее роль в системе здравоохранения.

37

37

Просмотр экзаменационных макро- и микропрепаратов.





3

3

^ Учебно-методическое обеспечение:

микроскопы, компьютерный класс, препараты, муляжи, электронограммы.

38

38

Экзамен по всему курсу патологической анатомии.

^ Форма экзамена:

Опрос по билетам и препаратам.

В С Е Г О:

72

91

82

245






Преподаватель _______________________

дата “___”___________________________


Рекомендуемая литература


  1. Калитеевский П. Ф. Макроскопическая дифференциальная диагностика патологических процессов. – М.: Медицина, 1987.

  2. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия (в 2 томах). – М.: Медицина, 2000.

  3. Пальцев М. А., Аничков М. Н., Рыбакова М. Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2002.

  4. М.А. Пальцев, А.Б. Пономарева, А.В. Берестова. Атлас по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2003.

  5. Общая патология человека. Руководство, т. 1, 2 /Под ред. А. И. Струков, В. В. Серов, Д. С. Саркисов. – М.: Медицина, 1990.

  6. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка. Руководство, т. 1, т. 2 /Под ред. Т. Е. Ивановской, Л. Б. Леонова. – М.: Медицина, 1989.

  7. Руководство по частной патологии человека: в 2-х частях. /Под ред. Н.К. Хитрова, Д.С. Саркисова, М.А. Пальцева. – М.: Медицина, 2005.

  8. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии. – М.: Медицина, 1993.

  9. Серов В. В., Ярыгин Е.Е., Пауков В.С. Патологическая анатомия. Атлас. – М.: Медицина,1986.

  10. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. – М.: Медицина, 1993.

  11. Тестовые задания по патологической анатомии. 2 книги. /Под ред. М.А. Пальцева. – М.: Русский врач, 2003.

  12. Цинзерлинг А. В., Цинзерлинг В. А. Патологическая анатомия: Учебник для педиатрических факультетов медицинских вузов. – С.-Петербург, 1996.



Дополнительная литература


  1. Давыдовский И. В. Общая патология человека. – М.: Медицина, 1989.

  2. Патологоанатомическая диагностика опухолей человека. Руководство. Т. 1, 2 /Под ред. Н. А. Краевского, А. В. Смольянникова, Д. С. Саркисова). 4-е изд. – М.: Медицина, 1994.

  3. Самсонов В. А. Разрезы и распилы для доступа к органам при вскрытии трупа: Учебное пособие. – Петрозаводск, 1981.

  4. Самсонов В. А. Трудности и ошибки в клинической диагностике у больных пожилого и старческого возраста и их значение в гериатрической хирургии (при язвенной болезни, нодулярной гиперплазии предстательной железы и раке различных органов). Лекция. – Петрозаводск, 1999.

  5. Цинзерлинг А.В. Современные инфекции: Патологическая анатомия и вопросы патогенеза. Руководство. – С.-Петербург: “С О Т И С”, 1993.



отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа по дисциплине внутренние болезни (факультетская терапия) для специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа по дисциплине внутренние болезни (факультетская терапия) для специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа по дисциплине лечебная физкультура и врачебный контроль для специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа по дисциплине Анатомия По направлению подготовки 060103 Педиатрия
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки фгос-03 Педиатрия
Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия пищевого сырья» федерального компонента цикла опд

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа для специальностей: 1-39 01 01 «Радиотехника», 1-39 02 01 «Моделирование
Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Философия. Типовая учебная программа...
Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060103 «педиатрия»

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301.

Рабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо направления (специальностей) icon Учебная программа дисциплины Патологическая анатомия, секционный курс Для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина