Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) icon

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент)





НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент)
Петрова Л.Г
Дата01.03.2013
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая учебная программа
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра анатомии, физиологии и валеологии


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

для специальности «050301.65 – Русский язык»

по циклу ОПД. Ф.5 – общепрофессиональные дисциплины

(федеральный компонент)


Очная форма обучения Заочная форма обучения

Курс – 1 Курс – 1

Семестр – 1 Семестр – 1

Объем в часах всего – 72 Объем в часах всего – 72

в. т. ч: лекции – 24 в. т. ч: лекции – 4

практические занятия – 18 практические занятия –

самостоятельная работа – 36 самостоятельная работа – 68

экзамен – 1 семестр экзамен – 1 семестр


Екатеринбург 2010


Рабочая учебная программа по дисциплине

« Возрастная анатомия и физиология»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2010 – 33 стр.

Составитель: Петрова Л.Г., доцент, к.п.н., доцент УрГПУ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры анатомии,

физиологии и валеологии.


Протокол от 09. 09. 2010 г. № 1

___________ Зав. каф. С. Н. Малафеева


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение и воспитание детей, подготовка их к разнообразной деятельности, требует от педагога определенных знаний возрастных особенностей организма в процессе его роста и развития и умения эффективно использовать эти знания в педагогической деятельности. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности развития организма педагогом в учебно-педагогическом процессе в школе.

Важность изучения дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» заключается и в том, что в процессе индивидуального развития организм претерпевает ряд непрерывных и неодновременных преобразований морфологического, физиологического, биохимического характера. Происходящие изменения определяют степень биологической зрелости организма и функциональной готовности его к учебной деятельности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды. Учет анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды позволяет грамотно строить учебно-воспитательный процесс, адекватно возрасту подбирать учебный материал, методы и средства обучения. Оптимально подобранная возрасту умственная, и физическая нагрузка способствует нормальному развитию детей и не нарушает их физического и психического здоровья.

В учебном плане ОПД. Ф.05 подготовки студентов по специальности «050301.65 – Русский язык» «050403.65 – Культурология» предусматривается изучение дисциплины «Возрастная анатомия и физиология». В данном курсе рассматриваются вопросы анатомии, физиологии нервной системы, вегетативных и сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата человека и развитие этих систем с возрастом.

Содержание разделов курса акцентируется на изучение механизмов нервно-гуморальной регуляции, деятельности вегетативных систем, особенностей изменения функционального состояния организма на фоне психоэмоциональных реакций поведения человека

В курсе также дается физиолого-психологическое обоснование умственных и физических нагрузок возрастным возможностям организма человека с учетом их функциональных и двигательных способностей.


^ Цель дисциплины

Изучение теоретических и практических основ строения и функционирования организма в период его роста и развития, механизмов регуляции функций в условиях действия разнообразных внешних факторов. Обучение будущего специалиста знаниям, умениям и навыкам рационально и физиологически обосновано строить учебно- воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей организма в различные возрастные периоды.

^ Задачи дисциплины

1. Овладение студентами научными знаниями о строении и

функционирование организма в различные возрастные периоды.

2. Изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития.

3. Изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека.

4. Освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма.

5. Формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни.

^ Место курса в профессиональной подготовке

выпускника


Освоение студентами дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» базируются на знаниях, полученных в школе по биологии, основ медицины, физической культуры. Реализация программы предусматривает активное обучение студентов с использованием диалоговой формы и постановки проблемных вопросов. В процессе изучения дисциплины используются различные формы занятий: лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельные занятия, защита рефератов.

На практических занятиях студенты изучают анатомию отдельных органов, систем и аппарата человека, осваивают навыки нахождения на поверхности тела проекции основных анатомических образований опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, сердца, сосудов и нервов, а также осваивают методики оценки функционального состояния организма. Для контрольно – оценочной деятельности студентов в учебном процессе применяются разнообразные формы: текущей учет среза знаний, контрольные работы, защита рефератов.

Дисциплины завершается экзаменом.



  1. учебно-тематическое планирование

    1. Учебно-тематический план очной формы обучения





п/п



Наименование темы,

раздела

Всего

трудо-емкость

Аудиторные часы


Само-

стоятель-

ная

работа

Всего

Лек-

ции

Прак-

тичес-

кие

1

2

3

4

5

6

7

1.



Общее представление об организме

  • Современное представления о целостности организма и уровнях его структурной организации

  • Механизмы регуляции организма

4

2

2

-

2


2.

Закономерности роста и развития организма.

  • Общее представление о развитии.

  • Биологический и календарный возраст. Комплексная оценка здоровья детей и подростков.

  • Периодизация развития человека.

  • Наследственность и среда, влияние на развитие детского организма.

6

4

2

2

2

3.

Железы внутренней секреции

  • Значение ЖВС и их роль в регуляции функций организма.

  • Гормоны, физиологические механизмы их деятельности.

  • Строение и функции желез внутренней секреции.

  • Развитие эндокринного аппарата в онтогенезе

4

2

2

-

2

4.

Нервная система

  • Значение нервной системы, общий план строения НС.

  • Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Понятие о нервных центрах.

  • Принципы рефлекторной деятельности нервной системы

  • Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.

10

6

4

2

4

5.

Высшая нервная деятельность

  • Механизмы образования условных рефлексов.

  • Возрастные особенности развития ВНД

6

2

2

-


4

6.


Сердечно-сосудистая система

  • Анатомия, физиология системы кровообращения. Возрастные особенности. Строение сердца, свойства, механизмы регуляции.

  • Адаптация сердечно-сосудистой системы человека к физическим нагрузкам

8

4

2

2


4

7.

Система крови

  • Значение крови. Состав и свойства крови. клетки крови, их характеристика, функции.

  • Иммунитет. Виды иммунитета Белки плазмы крови и их значение. Развитие системы крови с возрастом.

2

-

-

-

2

8.

Строение и функции дыхательной системы

  • Строение органов дыхания.

  • Механизм вдоха и выдоха.

  • Механизмы регуляции дыхания

  • . Возрастные особенности.

8


4

2

2

4

9.

Строение пищеварительной системы

  • Физиология пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Возрастные особенности.

6

4

2

2

2

10.

Обмен веществ и энергии. Терморегуляция

  • Общая характеристика обмена веществ.

  • Терморегуляция и механизмы регуляции.

  • Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции у детей и подростков

4

-

-

-

4

11.

Анатомия и физиология сенсорных систем

  • Структура и функции сенсорных систем организма.

  • Классификация анализаторов.

  • Возрастные особенности развития анализаторов..

6

2

2

-

4

12.

Анатомия и физиология

опорно-двигательного аппарата

  • Закономерности развития ОДА в онтогенезе.

  • Строение и функции костной системы, возрастные особенности.

  • Строение и функции мышц, развитие мышечной системы, возрастные особенности.

8

6

4

2

2




^ Итого по плану

72

36

24

12

36




    1. Учебно-тематический план заочной формы обучения





п/п



Наименование темы,

раздела

Всего

трудо-емкость

Аудиторные часы


Само-

стоятель-

ная

работа

Всего

Лек-

ции

Прак-

тичес-

кие

1

2

3

4

5

6

7

1.



Общее представление об организме

  • Современное представления о целостности организма и уровнях его структурной организации

  • Механизмы регуляции организма

4

1




-

3


2.

Закономерности роста и развития организма.

  • Общее представление о развитии.

  • Биологический и календарный возраст. Комплексная оценка здоровья детей и подростков.

  • Периодизация развития человека.

  • Наследственность и среда, влияние на развитие детского организма.

6

1

-



-

5

3.

Железы внутренней секреции

  • Значение ЖВС и их роль в регуляции функций организма.

  • Гормоны, физиологические механизмы их деятельности.

  • Строение и функции желез внутренней секреции.

  • Развитие эндокринного аппарата в онтогенезе

4







-

6

4.

Нервная система

  • Значение нервной системы, общий план строения НС.

  • Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Понятие о нервных центрах.

  • Принципы рефлекторной деятельности нервной системы

  • Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.

10

2




-

8

5.

Высшая нервная деятельность

  • Механизмы образования условных рефлексов.

  • Возрастные особенности развития ВНД

6




-




4

6.

Сердечно-сосудистая система

  • Анатомия, физиология системы кровообращения. Возрастные особенности. Строение сердца, свойства, механизмы регуляции.

  • Адаптация сердечно-сосудистой системы человека к физическим нагрузкам

8

-

-

-

8

7.

Система крови

  • Значение крови. Состав и свойства крови. клетки крови, их характеристика, функции.

  • Иммунитет. Виды иммунитета Белки плазмы крови и их значение. Развитие системы крови с возрастом.

2

-

-

-

2

8.

Строение и функции дыхательной системы

  • Строение органов дыхания.

  • Механизм вдоха и выдоха.

  • Механизмы регуляции дыхания

  • . Возрастные особенности.

8


-

-

-


8

9.

Строение пищеварительной системы

  • Физиология пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Возрастные особенности.

6

-


-


-

6

10.

Обмен веществ и энергии. Терморегуляция

  • Общая характеристика обмена веществ.

  • Терморегуляция и механизмы регуляции.

  • Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции у детей и подростков

4

-

-

-

4

11.

Анатомия и физиология сенсорных систем

  • Структура и функции сенсорных систем организма.

  • Классификация анализаторов.

  • Возрастные особенности развития анализаторов..

6

-

-

-

6

12.

Анатомия и физиология

опорно-двигательного аппарата

  • Закономерности развития ОДА в онтогенезе.

  • Строение и функции костной системы, возрастные особенности.

  • Строение и функции мышц, развитие мышечной системы, возрастные особенности.

8

-

-

-

8




Итого по плану

72

4

4




68




  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Общее представление об организме

Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками. Значение курса в подготовке учителя рационально и физиологически обоснованно строить учебный процесс, адекватно возрастным особенностям организма школьника. Организм как живая система. Уровни организации живых систем: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системный. Органный уровень организации, понятие «орган». Системный уровень организации, понятие «физиологическая система, виды и функции физиологических систем организма человека.

Организм как открытая и саморегулирующаяся система. Понятие «гомеостаз» компоненты и гомеостатические константы внутренней среды организма. Организм как саморегулирующаяся система. Развитие регуляторных систем. Гуморальная регуляция функций в организме. Нервная регуляция функций в организме. Рефлекторный механизм регуляции в организме.


^ Тема 2. Закономерности роста и развития организма


Понятие о развитии. Факторы, обуславливающие процесс развития. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в формировании и развитии человека.

Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, имплантация, гаструляция, гистогенез и закладка тканей и органов. Механизмы гистогенеза и дифференцировки. Основные закономерности развития организма человека в постэмбриональном периоде. Физическое, половое и умственное развитие. Способы оценки уровня физического развития. Критерии физического развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Возрастная периодизация, принципы периодизации. Схема возрастной периодизации. Биологический и паспортный возраст (календарный).

Теории индивидуального развития. Энергетическое правило скелетных мышц (Аршавский И.А.). Надежность биологических систем (Маркосян А.А.). Принципы надежности: дублирование, избыточность, взаимозаменяемость и динамическое взаимодействие элементов структуры и управления биологической системы. Изменение надежности с возрастом и в процессе тренировки. Теория функциональных систем П.К. Анохина. Понятие о функциональной системе. Системогенез как основа возрастного преобразования функций. Понятие процесса гетерохронность. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.


^ Тема 3 . Железы внутренней секреции


Значение ЖВС и их роль в регуляции функций организма в покое и при мышечной деятельности. Гормоны, физиологические механизмы их деятельности. Гипоталамо-гипофизарная система и ее взаимодействие с эндокринными железами. Строение и функции желез внутренней секреции. Развитие эндокринного аппарата в онтогенезе

Гормональная регуляция функций в организме. Понятие о железах внешней, внутренней и смешанной секреции. Железы внутренней секреции: зависимые и независимые от функций гипофиза. Гормоны, их свойства. Механизмы гормональной регуляции деятельности клеток и тканей. Значение желез внутренней секреции в регуляции вегетативных функций. Основные гормоны гипофиза, надпочечников, щитовидной, околощитовидной, вилочковой, эпифиза, поджелудочной и половых желез. Гипо- и гиперфункция желез внутренней секреции, влияние на развитие и функциональное состояние организма Механизмы регуляции деятельности эндокринных желез. Значение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в адаптации организма к экстремальным условиям окружающей среды.

Половое развитие и половое созревание. Механизмы полового созревания, значение гипоталамо-гипофизарной системы. Стадии полового созревания у мальчиков и девочек, половая зрелость.


^ Тема 4. Нервная система


Значение нервной системы, нервная регуляция функций в организме. Общий план строения нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Строение головного и спинного мозга. Отделы головного мозга. Строение периферической нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система, функции в организме. Строение вегетативной системы: симпатическая и парасимпатическая нервная система. Строение и функции коры больших полушарий. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Строение нервной ткани, функции. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Понятие о нервных центрах.

Рефлекс как основной нервный механизм регуляции соматических и вегетативных функций в организме. Виды рефлексов и их значение. Рефлекторная дуга, структура рефлекторной дуги. Виды рефлекторных дуг.

Рефлекторная деятельность нервной системы. Принципы координационной деятельности центральной нервной системы: принцип общего конечного пути, принцип иррадиации, принцип взаимной индукции, принцип доминанты.


^ Тема 5. Высшая нервная деятельность


Развитие учения о высшей нервной деятельности. Характеристика условных и безусловных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов. Уровни рефлекторных поведенческих реакций. Торможение условно-рефлекторной деятельности Возрастные особенности развития ВНД. Классификация процессов торможения условно-рефлекторной деятельности. Формы торможения: внешнее (безусловное), внутреннее (условное). Запредельное торможение. физиологические механизмы условного торможения. Принципы рефлекторной теории Сеченова – Павлова. Динамический стереотип.

Биологические основы психических функций мозга человека. Ассиметрия коры больших полушарий. Пластичность процессов сенсомоторной координации. Первая и вторая сигнальные системы. Основные функции речи. Анатомические различия речевых зон правого и левого полушарий. Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Стресс, стадии стресса. Биологическая функция стресса – адаптация.


^ Тема 6. Сердечно-сосудистая система


Значение системы кровообращения в жизнедеятельности организма. Общая схема системы кровообращения. Строение сердца, основные сосуды сердца. Клапанный аппарат сердца, механизм работы клапанного аппарата сердца. Строение сердечной мышцы. Свойства сердечной мышцы: автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость. Проводящая система сердца, основные узлы и проводящие пути. Закон градиента автоматии сердца. Возникновение и проведение возбуждения в сердце. Изменение возбудимости сердечной мышцы во время сердечного цикла. Значение рефрактерности для работы сердца. Понятие об экстрасистоле и компенсаторной паузе. Законы сокращения сердца: закон "все или ничего", закон Франка-Старлинга. Основные физиологические показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови. Изменение этих показателей с возрастом. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца. Иннервация сердца, влияния парасимпатической и нервной симпатической системы. Рефлекторные и гуморальные влияния на сердце. Изменение деятельности сердца при психоэмоциональном стрессе.

Строение сосудистой системы, виды сосудов и особенности строения. Основные закономерности гемодинамики. Факторы, влияющие на движение крови по сосудам. Скорость движения крови по артериям, венам и капиллярам. Особенности движения крови по артериям и венам. Виды капилляров, движение крови по капиллярам.

Артериальное давление и методы его измерения, изменение с возрастом. Нервно-гуморальная регуляция сосудистого тонуса. Сосудодвигательный центр и сосудодвигательные нервы. Значение рефлексогенных зон в саморегуляции кровообращения. Гуморальные влияния на сосуды. Роль больших полушарий в регуляции кровообращения. Развитие системы кровообращения в онтогенезе.

Адаптация сердечно-сосудистой системы человека к физическим и умственным нагрузкам.


^ Тема 7. Система крови


Кровь как основной компонент внутренней среды организма, её значение. Количество и состав крови. Состав плазмы крови, белки крови и их функции. Физико-химические свойства крови: вязкость крови, осмотическое давление, кислотно-щелочное равновесие (pН). Буферные системы крови: карбонатная, фосфатная, гемоглобиновая, белковая. Значение буферных систем крови. Механизм поддержания гомеостатических констант крови. Изменение химического состава крови с возрастом.

Форменные элементы крови. Строение и функции эритроцитов, количество, изменение с возрастом. Понятие о группах крови, значение при переливании. Строение и функции лейкоцитов. Виды лейкоцитов, лейкоцитарная формула. Количество лейкоцитов, изменение с возрастом. Строение и функции тромбоцитов, количество, изменение с возрастом. Свертывание крови, факторы свертывания. Фазы свертывания крови: рефлекторная, ферментативная.

Иммунитет. Иммунная система. Механизмы иммунных реакций. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный иммунитет.


^ Тема 8. Строение и функции дыхательной системы


Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Развитие дыхательной системы с возрастом. Легочная вентиляция, её значение. Механизм дыхательных движений. Значение отрицательного давления в плевральной полости для осуществления вентиляции. Типы дыхания, изменение с возрастом. Основные физиологические и функциональные показатели внешнего дыхания: частота дыхания, дыхательный объем, минутный объем дыхания. Жизненная емкость легких и объемы её составляющие. Изменение этих показателей с возрастом.

Обмен газов между легкими и кровью. Парциальное давление газов в крови и в альвеолярном воздухе, значение для газообмена в легких. Кривая диссоциации гемоглобина. Химическое связывание и перенос кислорода и углекислого газа кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Обмен газов между тканями и кровью. Тканевое дыхание.

Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр, его структуры и их роль в регуляции дыхания. Инспираторный и экспираторный центры дыхания продолговатого мозга, автоматия нейронов центра вдоха. Роль коры больших полушарий в регуляции дыхания.


^ Тема 9. Строение пищеварительной системы

Строение и функции органов пищеварения. Отделы пищеварительной системы, клапаны желудочно-кишечного тракта и их значение. Пищеварение в ротовой полости. Слюнные железы: околоушные, подъязычные, подчелюстные. Состав и физико-химические свойства слюны, основные пищеварительные ферменты и их значение. Нервно-гуморальная регуляция слюноотделения. Значение гигиены ротовой полости.

Пищеварение в желудке. Пищеварительные железы слизистой желудка. Состав и физико-химические свойства желудочного сока, основные пищеварительные ферменты. Полостное пищеварение. Фазы желудочной секреции. Нервно-гуморальная регуляция секреции желудочного сока, её изменение при психоэмоциональном стрессе.

Пищеварение в тонком кишечнике. Строение двенадцатиперстной кишки и её значение. Секреторная функция поджелудочной железы. Состав и физико-химические свойства поджелудочного сока. Значение кишечного сока, его состав. Нервно-гуморальная регуляция секреции кишечного и поджелудочного сока. Печень, её значение в переваривании пищи. Нервно-гуморальная регуляция желчеобразования и желчевыделения. Понятие о пристеночном пищеварении. Всасывание питательных веществ в тонком кишечнике. Строение стенки тонкого кишечника и кишечных ворсинок. Механизм всасывания.

Толстый кишечник, строение и значение в переработке и всасывании пищи. Значение микрофлоры в процессе пищеварения. Дисбактериоз, причины развития. Моторика кишечного тракта, нервно-гуморальная регуляция моторики кишечного тракта.

Физиологические механизмы голода и насыщения. Изменение пищеварения с возрастом.


^ Тема 10. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция


Понятие об обмене веществ, процессы диссимиляции и ассимиляции в клетках. Значение белков в жизнедеятельности организма. Основные этапы обмена белков. Полноценные и неполноценные белки, заменимые и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс, его изменение с возрастом и при функциональных различных состояниях. Возрастные особенности белкового обмена. Изменение потребности в белках с возрастом. Нервно-гуморальная регуляция обмена белков.

Значение углеводов в жизнедеятельности организма. Основные этапы углеводного обмена. Механизмы поддержания постоянного уровня сахара в крови. Нервно-гуморальная регуляция углеводного обмена. Изменение углеводного обмена с возрастом и при функциональных различных состояниях. Изменение потребности в углеводах с возрастом.

Значение жиров в жизнедеятельности организма. Основные этапы обмена жиров. Нервно-гуморальная регуляция жирового обмена. Возрастные особенности липидного обмена, изменение его при функциональных различных состояниях. Изменение потребности в липидах с возрастом.

Водно-солевой обмен. Значение воды, минеральных солей (макро- и микроэлементов) в жизнедеятельности организма. Возрастные особенности водно-солевого обмена. Витамины, их значение для организма. Понятие о гипо- и гипервитаминозах.

Основной обмен. Факторы, влияющие на основной обмен. Энергетический баланс, суточный расход энергии. Методы исследования энергозатрат: прямая и непрямая калориметрия. Температура тела, возрастные особенности. Физиологические механизмы терморегуляции. Регуляция теплообмена. Значение закаливания.

Система выделения, её значение. Строение мочевыделительной системы. Строение и функции почек, возрастные особенности. Строение нефрона. Физиологические механизмы мочеобразования, его фазы. Механизм образования первичной и вторичной мочи. Изменение состава мочи в процессе мочеобразования. Нервно-гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения. Возрастные особенности.

Изменение состава и количества мочи с возрастом. Энурез, его причины. Кожа, её значение. Строение кожи. Производные кожи. Кожная чувствительность.


^ Тема 11. Анатомия и физиология сенсорных систем


Строение и функции анализаторов, классификация анализаторов. Отделы анализаторов и их функции. Основные механизмы организации деятельности сенсорных систем. рецепторная мембрана и рецепторный потенциал. основные функции рецепторов сенсорных систем. структурно-функциональная организация зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного анализаторов. Строение глаза, оптика глаза, регуляция и коррекция в оптической системе глаза, острота зрения в различных условиях освещенности. передача информации в путях и центрах зрительной системы. Строение слухового аппарата. Периферические отделы слухового аппарата. Возрастные особенности развития анализаторов.

^ Тема 12. Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата


Значение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Строение костной ткани, изменение с возрастом. Строение кости, различные формы и виды костей. Виды соединения костей, строение сустава.

Общий план строения скелета. Скелет черепа, скелет туловища, скелет поясов конечностей и свободных конечностей, основные костные элементы. Рост и развитие скелета в онтогенезе. Развитие скелета черепа, большой и малый роднички, значение и расположение. Развитие скелета грудной клетки, изменение формы грудной клетки с возрастом. Развитие скелета позвоночника, формирование и фиксация изгибов позвоночника с возрастом. Осанка, её формирование и фиксация. Развитие скелета верхних и нижних конечностей с возрастом. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Строение мышечной ткани, отличие гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, их значение. Развитие мышечной ткани с возрастом. Строение мышц, их свойства. Виды мышц по форме и функциям. Основные мышечные группы их функции. Развитие мышечной системы с возрастом. Увеличение мышечной массы и силы мышц с возрастом.

Работа мышц, механизм мышечного сокращения. Виды мышечной деятельности. Изменение работоспособности мышц при выполнении работы, фазы работоспособности. Утомление, его признаки и значение. Фазы утомления, понятие об ощущении усталости. Значение ощущения усталости в диагностике утомления у людей разного возраста. Развитие основных движение и двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты и ловкости) с возрастом. Влияние физических упражнений на умственное развитие и здоровье детей.


^ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Практическое занятие 1.


Тема: Оценка физического развития детей и подростков

Работа 1. Изучение закономерностей развития организма.

Работа 2. Оценка уровня физического развития по методу сигмальных отклонений

Работа 3. Методы определение осанки.


Практическое занятие 2


Тема: Железы внутренней секреции

Работа 1. Нарисовать в тетради рисунок 1. Подписать название желез и органов с эндокринной функцией, записать в форме таблицы, какие железы относятся к железам внутренней секреции, смешанным и внешним железам.

Работа 2. Определить характер действия гормона в организме.

Работа 3. Железы внутренней секреции и их влияние на организм

Практическое занятие 3

Тема: Строение центральной нервной системы

Работа 1. Строение головного и спинного мозга.

Работа 2. Строение нейрона

Работа 3. Схема рефлекторной дуги


Практическое занятие 4

Тема: Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Работа 1. Измерение артериального давления и подсчет пульса.

Работа 2. Исследование сердечно-сосудистой системы в покое и после физической нагрузки по данным ЧСС и АД

Работа 3. Определение систолического и минутного объема крови в покое и после физической нагрузки. Оценка резервных возможностей системы кровообращения.


Практическое занятие 5

^ Тема: «Оценка функционального состояния организма»

Работа 1. Определить частоту сердечных сокращений и артериальное давление и с помощью расчетного метода определить показатели пульсового давления, среднего давления.

Работа 2. Определение функционального состояния по показателям ортопробы.


Практическое занятие 6

Тема: Внешнее дыхание, регуляция дыхания. Методы оценки дыхательной системы.

Работа 1. Спирометрия

Работа 2. Оценка возбудимости дыхательного центра по продолжительности задержки дыхания. Проба с задержкой дыхания при различных условиях.


^ 3.1 Вопросы для контроля и самоконтроля

Контроль освоения практических, семинарских занятий и выполнения самостоятельной работы студентами осуществляется в форме портфолио. Каждый студент должен составить портфолио следующего содержания:

1. Таблица « Возрастная периодизация»

2. Таблица « Железы внутренней секреции»

3. Таблица « Классификация мышц»

4. Таблица « Название групп мышц и их функции»

5. Таблица « Строение и функции головного мозга»

6. Таблица « Функции отделов ЦНС»

7. Протоколы практических занятий по темам:

  • Оценка уровня физического развития.

  • Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков.

  • Комплексная оценка состояния здоровья.

  • Оценка физической работоспособности школьников.

  • Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

  • Оценка функционального состояния дыхательной системы.

  • Определение работоспособности нервной системы с помощью

«теппинг-тест».

8. Рисунки по теме «Опорно-двигательный аппарат»:

  • Зарисовать строение костной и хрящевой ткани.

  • Зарисовать строение кости.

  • Зарисовать строение сустава.

  • Зарисовать строение грудного позвонка.

  • Зарисовать строение грудины и ребра.

  • Зарисовать строение скелета верхней свободной конечности.

  • Зарисовать строение скелета нижней свободной конечности.

  • Зарисовать строение гладкой и поперечнополосатой мышечной

ткани.



  • Зарисовать строение мышцы.

  • Зарисовать виды мышц по форме и по строению.

9. Рисунки по теме «Сердечно-сосудистая система»

  • Зарисовать строение сердца.

  • Зарисовать строение проводящей системы сердца.

  • Зарисовать строение сердечно-сосудистой системы.

  • Сделать конспект раздела «Возрастные особенности развития

сердечно-сосудистой системы»

10. Строение пищеварительной системы.

  • Зарисовать строение пищеварительной системы.

  • Заполнить таблицу «Основные пищеварительные ферменты и их

значение».



Отделы пищеварительного

тракта

Пищеварительные

ферменты

Значение












^ 4. Самостоятельная работа и организация

контрольно-оценочной деятельности

4.1. Темы для самостоятельной работы студентов.

1. Периодизация развития человека.

2. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

3. Железы внутренней секреции и их роль в регуляции организма в покое и

при мышечной работе.

4. Основные гормоны желез внутренней секреции.

5. Анатомо-физиологические особенности созревания нервной системы.

6. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Развитие речи.

7. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

8. Память, её виды. Особенности развития памяти у детей.

9. Закономерности развития опорно-двигательного аппарата. Строение

скелета.

10. Развитие мышечной системы.

11. Сердечно-сосудистая система и система кровообращения.

12 Изменения дыхания при мышечной работе.

. 13 Физиологические механизмы пищеварения. Возрастные особенности

14. Значение выделительных процессов. Строение и функции почек,

регуляция мочеобразования.

15. Общая характеристика обмена веществ. Возрастные особенности

энергетического обмена и терморегуляции у детей и подростков.


^ 4.2. Примерные темы контрольных работ


Тема 1. Общее представление об организме

Вопросы:

1. Строение клетки. Строение и функции органоидов клетки.

2. Ткани, виды тканей и их значение в организме.

3. Физиологическая система, виды физиологических систем организма

человека.

4. Внутренняя среда организма;

5. Понятие гомеостаза, гомеостатические константы;

6. Механизмы нервно-гуморальной регуляции;

7. Закономерности развития организма.

8. Методика оценки физического развития школьника;

9. Критерии биологического возраста

Тема 2. Общее строение и функции нервной системы.

Вопросы:

1. Общий план строения нервной системы;

2. Строение и функции спинного мозга;

3. Отделы головного мозга и их функции;

4. Рефлекс и рефлекторная дуга. Обратная связь

5. Свойства нервных центров, возрастные особенности;

6. .Доминанта, свойства доминанты, возрастные изменения.

7. Характеристика условных и безусловных рефлексов, их отличия;

8. Стадии и механизм образования условных рефлексов;

9. Формы торможения условных рефлексов: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное)

10. Первая и вторая сигнальные системы действительности и их значение

в познании окружающего мира.

11. Развитие речи в онтогенезе.

12. Типы ВНД и темперамент в структуре индивидуальности

Тема 3. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.

Вопросы:


1. Общий план строения опорно-двигательного аппарата;

2. Основные скелетные элементы опорно-двигательного аппарата;

3. Виды и соединения костей;

4. Основные группы мышц тела человека и их функции;

6. Работа мышц, её виды

7. Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата.

Тема 4. Железы внутренней секреции.

Вопросы:

1. Значение гормонов для жизнедеятельности организма.

2. Функции гипофиза, гормоны передней и задней доли гипофиза.

3. Функции надпочечников, гормоны.

4. Функции щитовидной и околощитовидных желез.

5. Функции поджелудочной железы, гормоны.

6. Функции половых желез, гормоны


Тема 5. Система крови

. Вопросы:

1. Кровь, её значение.

2. Количество и состав крови.

3. Буферные системы крови.

4 .Форменные элементы крови: функции, строение и количество.

Тема 6. Сердечно-сосудистая система.

Вопросы:

1. Нервно-гуморальная регуляция деятельности системы кровообращения

2. Возрастные особенности развития сердца и сосудов.

3. Строение сердца, фазы сердечного цикла, тоны сердца.

4. Проводящая система сердца.

5. Сосуды сердца.

6. Свойства сердечной мышцы.

7. Регуляция сердечно-сосудистой системы.

Тема 7. Строение дыхательной системы.

Вопросы:

1. Строение и функции органов дыхания.

2. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Возрастные особенности дыхания.

3. Механизм вдоха и выдоха.

4. Строение и функции органов дыхания.

5. Возрастные особенности дыхания.


^ 4.3. Примерные темы рефератов


1. Возрастные особенности системы кровообращения.

2. Роль генотипа и среды в формировании личности.

3. Особенности психической деятельности человека

4. Физиологические особенности организма детей и их адаптация

к физическим и умственным нагрузкам.

5. Развитие центральной нервной системы у детей и подростков.

6. Влияние занятий физической культурой и спорта на функциональное

развитие организма детей и подростков.

7. Изменения эндокринных функций при различных состояниях.

8. Роль сенсорных систем в познании окружающего мира и развитии

интеллекта ребенка.

9. Значение костно-мышечной системы для роста и развития организма

детей и подростков.

10. Значение воды, минеральных веществ, витаминов в

жизнедеятельности организма.

11. Физиологические механизмы изменения в системе крови

при мышечной деятельности.

12. Физиологические основы изменения и повышения работоспособности

человека в условиях пониженного атмосферного давления.

13. Физиологические основы физических упражнений.

^ 4.4. Примерные вопросы к экзамену


1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена». Его роль в подготовке педагога-психолога и значение для научного обоснования обучения и воспитания.

2. Понятие о развитии. Факторы, обуславливающие процесс развития. Основные закономерности развития. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в формировании и развитии человека.

3. Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.

4. Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.

5. Теории индивидуального развития. Энергетическое правило скелетных мышц (Аршавский И.А.). Надежность биологических систем и её принципы (Маркосян А.А.).

6. Теория функциональных систем (Анохин П.К.). Системогенез как основа возрастного преобразования функций. Понятие о гетерохронии.

7. Физическое, половое и умственное развитие. Способы оценки уровня физического развития. Критерии оценки физического развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития.

8. Возрастная периодизация, принципы периодизации. Предварительная схема возрастной периодизации. Биологический и паспортный возраст.

9. Организм как живая, открытая и саморегулирующаяся система. Взаимосвязь организма с окружающей средой. Понятие о гомеостазе. Нервная и гуморальная регуляция функций организма.

10. Гормональная регуляция функций. Железы внутренней секреции. Роль эндокринных желез в регуляции вегетативных функций и для физического, полового и умственного развития. Гормоны, их свойства. Механизмы гормональной регуляции вегетативных функций.

11. Основные гормоны поджелудочной, щитовидной, околощитовидной и вилочковой желез. Гипо- и гиперфункция, влияние на организм.

12. Основные гормоны гипофиза, надпочечников и половых желез. Гипо- и гиперфункция, влияние на организм.

13. Механизмы саморегуляции деятельности эндокринных желез. Роль гипоталамо-гипофизарной системы. Влияние нервной системы на деятельность эндокринных желез.

14. Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции. Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в развитии адаптации организма к экстремальным условиям окружающей среды.

15. Половое развитие и половое созревание. Стадии полового созревания у мальчиков и девочек. Половая зрелость. Психосексуальное развитие, фазы психосексуального развития в онтогенезе.

16. Нервная регуляция функций в организме. Общий план строения нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Рефлекс как основной нервный механизм регуляции процессов в организме. Рефлекторная дуга, структура рефлекторной дуги.

17. Значение опорно-двигательного аппарата. Строение костной ткани, изменение с возрастом. Строение кости, различные формы и виды костей. Соединение костей, строение сустава.

18. Общий план строения скелета. Скелет черепа, скелет туловища, скелет поясов конечностей и свободных конечностей.

19. Рост и развитие скелета в онтогенезе. Осанка, её формирование и фиксация.

20. Строение мышечной ткани, отличия гладкой и поперечнополосатой мускулатуры, их значение. Механизм мышечного сокращения. Развитие мышечной ткани с возрастом.

21. Строение мышц, их свойства. Виды мышц по форме и функциям, примеры.

22. Основные мышечные группы, примеры. Развитие мышечной системы с возрастом. Увеличение мышечной массы и силы мышц с возрастом.

23. Работа мышц. Виды мышечной деятельности. Изменение работоспособности в процессе выполнения работы. Фазы работоспособности.

24. Утомление, его признаки и значение. Фазы утомления. Понятие об ощущении усталости. Значение ощущения усталости в диагностике утомления у людей разного возрасте.

25. Развитие основных движений и двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты и ловкости) с возрастом. Влияние физических упражнений на умственное развитие и здоровье детей.

26. Кровь и её значение. Количество и состав крови. Физико-химические свойства крови: осмотическое давление, кислотно-щелочное равновесие (рН). Буферные системы крови и их значение.

27. Форменные элементы крови: функции, строение, количество. Развитие системы крови с возрастом. Иммунитет, виды. Иммунная система.

28. Понятие о группах крови, значение при переливании. Свертывание крови. Фазы свертывания крови, основные факторы свертывания.

29. Общая схема системы кровообращения. Строение сердца. Основные сосуды сердца. Клапанный аппарат сердца, его значение.

30. Строение сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Свойства сердечной мышцы: автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость.

31. Возникновение и проведение возбуждения в сердце. Изменение возбудимости сердечной мышцы во время сердечного цикла. Значение рефрактерности. Понятие об экстрасистоле и компенсаторной паузе.

32. Биоэлектрические явления в сердце. Электрокардиография и её диагностические показатели.

33. Основные физиологические показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови. Изменение этих показателей с возрастом.

34. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца. Иннервация сердца, влияния со стороны парасимпатической и симпатической нервной систем. Рефлекторные и гуморальные влияния на сердце.

35. Строение сосудистой системы. Основные принципы гемодинамики. Факторы, влияющие на движение крови по сосудам. Скорость движения крови.

36. Особенности движения крови по артериям и венам. Понятие о микроциркуляции, её значение. Виды капилляров, движение крови по капиллярам.

37. Артериальное давление и методы его измерения, изменение с возрастом. Развитие системы кровообращения в онтогенезе.

38. Нервно-гуморальная регуляция сосудистого тонуса. Сосудодвигательный центр и нервы. Значение рефлексогенных зон в саморегуляции кровообращения. Гуморальные влияния на сосуды. Роль коры больших полушарий и регуляции кровообращения.

39. Строение и функции органов дыхания. Развитие системы дыхания с возрастом. Механизм дыхательных движений. Типы дыхания, изменение с возрастом.

40. Основные физиологические и функциональные показатели внешнего дыхания: частота, глубина и минутный объем дыхания. Жизненная ёмкость легких и объемы, её составляющие. Изменение этих показателей с возрастом.

41. Обмен газов в легких. Кривая диссоциации гемоглобина. Химическое связывание и перенос кислорода и углекислого газа кровью. Обмен газов в тканях.

42. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Структуры дыхательного центра и их роль в регуляции дыхательных движений. Роль коры больших полушарий в регуляции дыхания.

43. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Основные пищеварительные ферменты слюны. Нервно-гуморальная регуляция слюноотделения.

44. Пищеварение в желудке. Основные пищеварительные ферменты. Полостное пищеварение. Фазы желудочной секреции. Нервно-гуморальная регуляция секреции желудочного сока.

45. Пищеварение в тонком кишечнике. Секреторная функция поджелудочной железы. Значение кишечного сока. Пристеночное пищеварение. Нервно-гуморальная регуляция секреции кишечного и поджелудочного соков.

46. Печень, её значение в переваривании пищи. Нервно-гуморальная регуляция желчеобразования и желчевыделения. Механизм всасывания.

47. Всасывание пищи в тонком кишечнике. Строение кишечной стенки и кишечной ворсинки. Механизм всасывания.

48. Толстый кишечник, строение и значение в переработке пищи. Значение микрофлоры в процессе пищеварения. Регуляция моторики пищеварительного тракта.

49. Физиологические механизмы голода и насыщения. Изменение пищеварения с возрастом.

50. Значение белков в жизнедеятельности организма. Обмен белков, полноценные и неполноценные белки. Азотистый баланс, его изменение с возрастом. Нервно-гуморальная регуляция обмена белков.

51. Значение углеводов в жизнедеятельности организма. Обмен углеводов. Механизмы поддержания постоянного уровня глюкозы в крови. Нервно-гуморальная регуляция углеводного обмена.

52. Значение жиров в жизнедеятельности организма. Обмен жиров, нервно-гуморальная регуляция жирового обмена. Возрастные особенности липидного обмена.

53. Водно-солевой обмен. Минеральные соли, микроэлементы и их значение для организма. Витамины, их значение. Понятие о гиповитаминозе.

54. Основной обмен. Факторы, влияющие на основной обмен. Методы исследования энергозатрат. Непрямая калориметрия.

55. Физиологические механизмы терморегуляции. Регуляция теплообмена. Температура тела, возрастные особенности. Значение закаливания.

56. Система выделения, её значение. Строение и функции почек. Cтроение нефрона. Физиологические механизмы мочеобразования, его фазы.

57. Нервно-гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения. Возрастные особенности. Изменение состава и количества мочи с возрастом. Энурез, его причины.

58. Кожа, её значение. Строение кожи, производные кожи. Личная гигиена и её значение в профилактике инфекционных заболеваний. Гигиена одежды и обуви.

^ 4.5. примерные вопросы к экзаменационному тесту

Тема 1. Общее понятие об организме и закономерности его развития

1. Как называется метод измерения показателей физического развития?

2. Относительное постоянство внутренней среды называется?

3. Какие факторы включает процесс развития?

4. Процесс гетерохронность отражает….

5. Какая функциональная система осуществляет процесс саморегуляции в организме?

6. Какой из принципов НБФС осуществляет динамическое взаимодействие между системами организма?

7. Какие активные физиологические вещества являются основными регуляторами процессов роста и развития?

8. Оценка показателей строения тела по внешним признакам называется?

9. Какой механизм регуляции осуществляет единство организма?

10. Что изучает наука физиология?

11. Какой из принципов БНФС отражает резервные возможности организма?

12. Процесс индивидуального непрерывного развития организма называется?

13. В каком возрастном периоде преобладают процессы ассимиляции?

14. Как называется учение о внутренностях?

15. Вещества, определяющие скорость биохимических процессов в

организме, называются:

16. Состояние здоровья ребенка нельзя оценить…

17. В каком возрастном периоде усиливается деятельность подкорковых влияний?

18. Естественный приобретенный активный иммунитет возникает в результате..

19. Пренатальный период начинается….

20. Процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействию всех систем, называется:

21. Формообразование включает…

22. Какие функции выполняет оболочка (мембрана) клетки?

23. Внутренней средой клетки является…

24. Какие типы тканей участвуют в образовании органов?

25. Какой механизм регуляции функций организма осуществляется с помощью химических веществ?

26. Явление акселерации – это пример_____________ роста и развития.

27. Рост и развитие происходит в организме…..

Тема 2. Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата

1. Сколько позвонков имеет шейный отдел позвоночника?

2. Какой тканью образованы скелетные мышцы?

3. Какая работа более утомительна?

4. Какая часть опорно-двигательного аппарата является пассивной?

5. Из каких отделов состоит череп головы?

6. Назовите сократительные белки мышечного волокна?

7. В каких костях находится костномозговая полость?

8. Какие кости относятся к плечевому поясу?

9. Как называется кривая записи электрической активности целой

мышцы?

10. Функциональной единицей мышцы является?

11. Сокращение мышц зависит?

12. Какую функцию в организме выполняют плоские (широкие) кости?

13. Как называется процесс нарушения работоспособности мышц,

когда мышца находится в длительном бездействии?

14. За счет, каких структур тела позвонков соединяются между собой.

15. При каком виде работы костные рычаги изменяют свое положение в

пространстве?

16. В образовании, каких структур участвует хрящевая ткань?

17. При каких условиях возникают статические рефлексы?

18. Ведущим механизмом развития физических качеств является..

19. Основным фактором, вызывающим утомление организма является..

20. Развитие мышечного утомления сопровождается…

21. В каких структурах организма содержится миоглобин?

Тема 3 Сердечно-сосудистая система, кровь

1. Фазы сердечного цикла.

2. Фазы возбудимости сердца.

3. В каком возрасте отмечается усиленный рост сердца?

4. Одностороннее движение крови через сердце связано…..

5. Артериальное давление с возрастом?

6. Какие клетки крови участвуют в регуляции свертывания крови?

7. Свойства сердечной мышцы.

8. Какой узел проводящей системы сердца называется главным водителем

ритма?

9. Самый крупный сосуд сердца?

10. Как называется основной слой стенки сердца?

11. Какую функцию в организме выполняют эритроциты?

12. Сколько длится по времени сердечный цикл?

13. Сокращение сердца называют?

14. В каких структурах организма содержится миоглобин?

15. Увеличение числа лейкоцитов в крови называют?

16. Какие сосуды в организме выполняют обменную функцию?

17. Какие клетки белой крови называют макрофагами?

18. Какая система крови осуществляет регуляцию кислотно-щелочного равновесия?

19. Как называется состояние, при котором в организме снижено содержание гемоглобина в крови?

Тема 4. Дыхательная система

1. Какой механизм осуществляет вентиляцию легких?

2. Избыток углекислого газа в крови приводит?

3. Какой хрящ гортани закрывает сверху вход в гортань?

4. Какой газ возбуждает нейроны дыхательного центра?

5. В каком отделе головного мозга находится основное ядро дыхательного центра?

6. При каких условиях происходит наибольшая задержка дыхания?

7. Какой отдел мозга регулирует произвольное дыхание?

8. Какие мышцы называются дыхательными?

9. Как называется крупный хрящ гортани?

10. Какие мышцы участвуют в акте вдоха?

11 .Что является структурной единицей легких?

12. Важным показателем мощности аэробных процессов является?

13. Каким прибором измеряют жизненную емкость легких?

14. Сумма дыхательного воздуха резервных объемов вдоха и выдоха составляет?

15. Половые различия в строении гортани появляются..

16. Важным показателем мощности аэробных процессов является…


Тема 5. Сенсорные системы

1. Звукопроводящим аппаратом уха является?

2. Какие фоторецепторы находятся на сетчатки глаза?

3. На какой оболочке глаза находятся фоторецепторы?

4. Какая структура глаза не имеет нервов и сосудов?

5. В какой структуре уха находятся рецепторы?

6. Как называется снижение чувствительности анализаторов к постоянно действующему раздражителю?

7. Какие виды анализаторов относятся к анализаторам положения тела?

8. В каком отделе анализаторов происходит образование нервного импульса?

9. Какую функцию выполняет аккомодация для зрения?

10. В какой зоне коры больших полушарий находится отдел вестибулярного анализатора?

11. Пространство, видимое глазом человека при фиксации взгляда в одной точке называется:

12. Аккомодацией называют способность глаза к…

13. Неспецифическое (не связанное с работой соответствующего анализатора) действие шума проявляется……

Тема 6. Эндокринная система

1. Какой гормон гипофиза стимулирует синтез белков и процессы роста

костей в длину?

2. Какой гормон передней доли гипофиза стимулирует рост молочных желез и

секреции молока?

3. Какие гормоны усиливают приспособительные реакции в организме?

4. Какие гормоны играют важную роль в адаптации организма к стрессам?

5. При гиперфункции передней доли гипофиза развивается..

6. К признакам эндокринных желез относят..

7. Какие железы эндокринной системы зависимые от функции гипофиза?

8. Какие железы эндокринной системы независимые от функции гипофиза?

9. Какой гормон щитовидной железы повышает обмен энергии в организме?

10. Устойчивая гиперфункция щитовидной железы приводит к

заболеванию…..

11. Какой гормон паращитовидной (околощитовидной) железы играет роль в

развитии скелета и регулирует отложение кальция в костях и уровень его

концентрации в крови?

12. Как называется верхний слой надпочечников?

13. Как называются мужские гормоны?

14. Какой гормон надпочечников поддерживает тонус кровеносных сосудов?

15. Антидиуретический гормон, способствующий всасыванию воды в

канальца нефронов почек из первичной мочи, называется…

16. Поджелудочная железа синтезирует гормоны….

17. Какой гормон поджелудочной железы снижает уровень сахара в крови?

18. Какое действие оказывает гормон поджелудочной железы – глюкагон на

обменные процессы в организме?

Тема 7. Физиология нервной системы


1. Какой элемент рефлекторной дуги обладает высокой чувствительностью к адекватному раздражителю?

2. Высшим регулятором вегетативных функций является?

3. В каком направлении проводится возбуждение через нервные центры?

4. Совокупность нервных клеток, необходимых для осуществления какой- либо функции или рефлекса называют…

5. Специфичными структурными элементами для нервной клетки являются…

6.Стадия адаптации физиологического напряжения организма характеризуется?

7. Основным средством связи между нейронами является?

8. Сколько нервных слоев имеет новая кора?

9. Какую функцию выполняет серое вещество мозга?

10. Какую функцию выполняет спинномозговая жидкость?

11. Какую физиологическую функцию выполняют промежуточные нейроны?

12. В каком возрасте неустойчивая доминанта?

13. Кто открыл доминанту?

14. В каком возрасте завершается процесс миелинизации нервов черепных

волокон?

15. Что называется иррадиацией возбуждения в ЦНС?

16. Какой отдел головного мозга формирует распределение тонуса скелетных

мышц?

17. Природа адекватного раздражителя слуховых рецепторов…

18. Какие первичные подкорковые центры расположены в среднем мозге?


Тема 8. Высшая нервная деятельность

1. Система условных и безусловных рефлексов, вырабатывается

при повторении одного и того же порядка раздражений называется?

2. Какому темпераменту соответствует сильный неуравновешенный тип ВНД по И.П.Павлову?

3. Механизм образования условного рефлекса заключается?

4. Какая сигнальная система базируется на непосредственных раздражителях?

5. При каких условиях возникают статические рефлексы?

6. Основным фактором, вызывающим утомление организма является?

7. Какой вид условного торможения позволяет различать раздражители

по сигнальному значению?

8. Свойства нервных корковых процессов.

9. Когда возникают установочные рефлексы?

10. Торможение, развивающееся в корковых клетках при отставании подкрепления во времени от действия условного раздражителя называется..

11. Как называется торможение, развивающееся при не подкреплении условного раздражителя?

12. Как называется способность человека сознательно и целеустремленно регулировать свою деятельность, поведение. эмоции?

13. Какую функцию в рефлекторной дуге выполняют эфферентные нейроны?

14. Как называется вид памяти, приобретенный в онтогенезе на основе жизненного опыта?

15. Раздражители, которые не вызывают в организме каких-либо изменений, называются?

16. В каком возрасте формируется наглядно-действенное мышление?

17. Запредельное торможение, которое носит охранительный характер чаще всего проявляется и длительно сохраняется у …..

18. Рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от ..

19. Стадия адаптации физиологического напряжения организма характеризуется…..

20. В онтогенезе чаще всего проявляется ____________ торможение условных рефлексов…

Тема 9. Пищеварительная и мочевыделительная системы

1. Основной структурно-функциональной единицей почек является….

2. Сколько времени переваривается жирная пища в желудке?

3. Какие ферменты расщепляют белки?

4. В каком отделе пищеварительной системы происходит завершающий этап всасывания?

5. Сколько образуется за сутки у человека мочи?

6. Какую роль в организме выполняет экскреторная функция?

7. Какие клетки желудочного сока секретируют соляную кислоту?

8. Первичная моча образуется в результате фильтрации…….

9. Образование мочи происходит…..

10. Какую форму имеют почки?


Тема 10. Обмен веществ и энергии

1. В каких структурах организма происходит наиболее интенсивное теплообразование?

2. В каком отделе головного мозга находится центральный аппарат терморегуляции?

3. Основным источником энергии для организма являются…

4. Какие вещества не имеют пластического и энергетического значения?

5. Обмен, при котором энерготраты организма идут на поддержание процессов

жизнедеятельности называется….

6. Терморегуляторная функция кожи не связана с…….

7. Участие кожи в терморегуляции обеспечивается наличием в ней……..


^ 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

1. Основы анатомии и физиологии человека;

2. Возрастные особенности организма на разных этапах онтогенеза;

3. Общие закономерности роста и развития организма.

4. Механизмы саморегуляции функций организма человека

на различных уровнях его организации.

5. Механизмы сохранения физического и психического здоровья и

влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и

подростков.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

1. Применять полученные знания в профессиональной деятельности в соответствие с потребностями и возможностями детей и подростков.

2. Уметь оценивать психическое и физическое состояние здоровья детей и подростков.

3. Определять функциональные возможности организма.

4. Оценивать изменения функционального состояния организма при физических и умственных нагрузках ;


^ 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Рекомендуемая литература

Основная: 1. Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Чеснокова С.А Физиология человека.: учебник для мед. вузов/ Н.А. Агаджанян, Л.З.Телль, С.А. Чеснокова. – НГМА, М: Медицинская книга, 2005. – 280 с., 10 экз.

2. Богданов А.В. Физиология центральной нервной системы и основы простых форм адаптивного поведения.: учеб. Пособие/А.В. Богданов. – М: Москва; психол.-социал. ин-т, 2005. – 543 с., 2 эк.

3. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка: учеб. пособие /Под. ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М: «АСАДЕМА», 2002. – 423 с., 20 экз.

4.Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс] / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010. – Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/57604/.

5. Ганат С. А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. А. Ганат. – М. : АЙРИС-пресс, 2008. – 207 с. – Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/79009/.

6 Гайнутдинова И.К., Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник/ И.К. Гайнутдинова, Н.И.Федюкович. – Изд-во: Феникс, Ростов/Д, 2009. – 510 с., 1 эк.

7.Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. – Юрайт- Изд-во ООО, 2012. – 527 с., 1 эк.

8.Дубровский В.И. Спортивная физиология.: учебник для сред. и высш. заведений по физической культуре/ В.И. Дубровский. – М: ВЛАДОС, 2005. – 462 с., 3 экз.

9.Любимова З.В., Маринова К.М., Никитина А.А. Возрастная физиология: учебник для студентов вузов /З.В. Любимова, К.М. Маринова, А.А. Никитина. – М: ВЛАДОС, 2004.Ч.1. – 404 с., 10 экз.

10.Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / С.Н. Малафеева. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т; Уральское изд-во, 2007. – 646 с., 85 экз.

11. .Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ. учрежд. высш. пед. проф. образования / Е.Н. Назарова,

Ю.Д. Жилов. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с., 1 эк.

12. Попова Н.П., Якоменко О.О. Анатомия центральной нервной системы учебное пособие для вузов / Н.П.Попова, О.О. Якоменко. – 4-е изд. М: _ккад. Проект; Культура, 2007. – 112 с., 10 экз.

13. Никитюк Д. Б. Анатомия человека [Электронный ресурс] / Д. Б. Никитюк, М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2009. – 384 с. – Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/53773/.

14 Сапин М.Р., Брыксина. З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений /М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М: Академия, 2004. – 456 с., 100 экз.

15.Сапин М.Р., Сивоглазов. В.И Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебное пособие для студентов сред. пед. учебных заведений/М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Академия, 2004. – 448 с., 50 экз.

16. Сапин М.Р. Анатомия и физиология (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студен. общ.учр./ М.Р. Сапин. – Гриф МОРФ, Изд-во «Академия», 2011. – 384 с., 40 эк.

17. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков.: учеб. пособие для студентов дефект. факул. пед. Вузов /В.М. Смирнов. – М: Академия, 2004. – 400 с., 1 эк.

18. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов не биолог. спец. пед. ин-тов /[ А.Г. Хрипкова]; под общ. ред. Р.А. Шебунина. – Из-во: «Академическая книга», 2007. – 287 с., 100 эк.

19.Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: Т.1. Физиология сенсорных систем: учебник для студ. высш. учеб. заведений /[Я.А. Альтман, И.А.Вартанян, И.А. Горлинский и др.]; под ред. Я.А. Альтман, Г.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 228 с., 2экз.

20. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: Т2. Физиология высшей нервной деятельности.: учебник для студ. высш. учеб. заведений /[Н.Г. Андреева и др.]; под ред. Я.А. Альтман, Г.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с., 2 экз.


Дополнительная:


1. Айзман Р.И., Ширшова В.М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебное пособие для студентов пед. вузов сред. спец. учеб. заведений. Новосибирск: Сиб. университет, 2004. – 136 с., 2 эк.

2. Алексеев, О.Л. Анатомия. Физиология и патология органа зрения: учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004 – 85 с., 1эк.

3. Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине «Анатомия»/состав. А.Г.Деминов. Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2008. – 57 с., 25 экз.

4. Петунин О.В. Познавательные процессы у человека. 8-9 кл.: разработка уроков. М: Чистые пруды, 2005. – 32 с., 1 эк.

5. Погодаева О.В., Тристан В.Г. Физиология человека. Висцеральные системы: учебное пособие. Омск: СибГУФКиС, 2003. – 56 с., 1 эк.

6. Практическое пособие по дисциплинам: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Общая патология», «Невропатология» /сост. Ю.С. Чурилов. Урал. гос.пед.ун-т, Екатеринбург: [ б. и.], 2004. – 99 с., 15 эк.

7. Практические занятия по возрастной анатомии и физиологии. метод. рекомендации к работе со студентами/ С.Н.Малафеева, И.В. Павлова, Н.А.Головина. Екатеринбург; Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – 70 с., 100 экз.

8. Прокофьева В.Н. Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по физиологии физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие для вузов. М: Советский спорт, 2005. – 164 с., 10 экз.

9. Смирнов В.М.,. Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие для студ .высш. учеб. заведений. М: Издательский центр: «Академия», 2003. – 304 с., 2 эк.

10. Сурнина О.Е. Центральная нервная система: учебно-метод. пособие по анатомии человека для студентов-психологов. Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2003. – 62 с., 200 экз.

11. Физиология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /под ред. Л.К. Караулова Н.А. Красноперова, М.М.Расулов. М: Издательский центр: «Академия», 2009. – 384 с., 2 экз.

12. Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация к экстремальным нагрузкам: монография. Омск : СибГУФК, 2006. – 196 с., 1 экз.

13. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды: учеб. для студ. мед. училищ колледжей /под ред. В.Р.Кучма. В.И.Донцов, А.А.Кожин М: Изд-во: «Мастерство», 2002. – 400 с. 1 эк.

14. Юшков Б.Г. Иммунная система и регуляция физиологических функций: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001. – 74 с., 5 эк.


^ 6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Электронные учебники на сайте учебного портала УрГПУ и ИИЦ Научная библиотека УрГПУ

Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология, 2007 г.

Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека, 2003, - Интернет на сайте http/mtdbooks ucoz.ru/load/anatomiya.

Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология, 2006. hatt://www.books med com/fiziologiya/1449-vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-pris


^ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


При изучении данной дисциплины используются средств обеспечения:

1. Раздаточный материал в печатном виде по темам:

  • Оценка уровня физического развития

  • Железы внутренней секреции

  • Оценка физической работоспособности

  • Строение центральной нервной системы

  • Рефлекторная деятельность нервной системы

  • Высшая нервная деятельность

  • Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

  • Внешнее дыхание, регуляция дыхания. Методы оценки дыхательной системы.

  • Пищеварительная система

  • Строение скелета человека

  • Мышечная система



^ 2. Рисунки и схемы, муляжи строения органов:

- дыхания; сердца

- опорно-двигательного аппарата;

- строение глаза, уха;

3. Таблицы по физиологическим системам:

- сердечно-сосудистая система;

- пищеварительная система;

- нервная система;

- сенсорная система

- костно-мышечная система

- железы внутренней секреции (щитовидная железа, надпочечники,

поджелудочная железа

^ 4. Технические средства обучения.

Аппаратура: динамометр, спирометр, тонометр, фонендоскоп

секундомер, весы, сантиметровая лента, периметр для измерения

поля зрения, эстезиометр Вебера, ступенька (45 см)

5. Мультимедийная установка.

8. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы
^
Петрова Людмила Григорьевна

кандидат пед. наук , доцент

доцент, каф. анатомии, физиологии и валеологии

рабочий телефон: 336-13-47


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

для специальности «050301.65 – Русский язык»

по циклу ОПД. Ф.5 – общепрофессиональные дисциплины

(федеральный компонент)


Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» по циклу опд очная форма обучения
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и валеологии
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для ооп «050100

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование)

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области
Дисциплина "Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области" относится к математическому,...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология, патология и гигиена направление подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая учебная программа дисциплины Физиология с основами анатомии (очный факультет) для специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент) iconРабочая учебная программа по дисциплине Патологическая анатомия для специальности Педиатрия гос впо

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы