|
Скачать 41.72 Kb.
|
Содержание
2. Руководство научно – исследовательской работой учащихся.3.Усиление практической направленности предметов естественнонаучного цикла. |
Творческий отчет кафедры естественнонаучных дисциплин «Инновационные направления работы кафедры». Коллектив кафедры объединяет педагогов биологии, химии, физики, физической культуры, ОБЖ. Методическая тема, над которой работают учителя кафедры «Освоение и внедрение в практическую деятельность методик преподавания, способствующих социализации личности» соответствует основной задаче гимназии – подготовке социально адаптированных граждан. Инновационная работа ведется по трем направлениям. 1.Формирование навыков здоровьесбережения. Осуществляется по программе, разработанной учителем биологии, зав. кафедрой Воропаевой С.В. под руководством к.п.н. Черняковой Ю.С. и состоящей из разделов: -формирование привычки к оптимальному двигательному режиму; - тренировка иммунитета и закаливания; -рациональное питание; -рациональная организация жизнедеятельности; -психофизиологическая регуляция; -отказ от употребления психоактивных веществ. Реализуя программу, учителя физической культуры воспитывают активную жизненную позицию в сохранении здоровья и пропаганде здорового образа жизни. Работа начинается с начальной школы. Учитель Меркуленкова Н.Н. ежегодно проводит соревнования «Весёлые старты». Воспитательным моментом является то, что команды формируются из учащихся и родителей. Учитель Кордов В.В. с учащимися первых классов занимается спортивной гимнастикой. ![]() Ребята осваивают комплекс общих развивающих и акробатических упражнений, хореографические и танцевальные элементы, спортивные снаряды. Учащиеся среднего и старшего звена посещают секцию баскетбола, руководителем которой в течение десяти лет является Заудер П.А. Баскетбольная команда гимназии - неоднократный участник и призёр первенств района, города, России. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают навыки, необходимые для успешного освоения школьной программы: формирование правильной осанки, развитие мышц спины, умение восстанавливать работоспособность. Во взрослой жизни пригодятся навыки выносливости, силы, смелости, координации и красоты движений, гибкости. Занятия спотом учат рациональному планированию дня. Одним из моментов реализации программы является пропаганда здоровьесберегающих знаний среди учащихся гимназии. С этой целью под руководством учителя биологии Фетисовой Н.О. разработан сборник бесед и памяток – буклетов для учащихся 1-8 классов по темам: правильное питание, безопасный двигательный режим, закаливание, уход за полостью рта, составление режима дня с учетом хронотипа, свойства и значение питьевой воды, ароматерапия, цветотерапия. Работа по реализации программы будет продолжена. ^ Работа в этом направлении ведется планомерно в течение восьми лет. В результате учащиеся овладевают работой с информацией, учатся ставить эксперименты, моделировать исследуемые ситуации. Работа проводится за счет индивидуальных часов, включенных в учебный план 10-11 классов по программам, разработанным учителями биологии, физики, химии, ОБЖ.. Исследовательская деятельность охватывает множество направлений – экологическое, валеологическое, медицинское, биохимическое, биофизическое, микробиологическое, физиологическое, генетическое. В ходе подготовки соблюдаются все этапы научной деятельности от выдвижения гипотезы, изучения специальной литературы, постановки эксперимента для проверки гипотезы до руководства к практическому применению. На подготовительном этапе формируется специальный язык, расширяется кругозор. При защите приобретаются навыки публичного выступления и умения вести дискуссию. Большинство исследований проводятся в рамках здоровьесберегающей программы и используются для практической иллюстрации уроков естественнонаучного цикла. Защита работ проводится на научно – практических конференциях разного уровня. Подготовлены призеры районно-городских, региональных, федеральных НПК. Большая часть учащихся - членов научного общества - выбирает в будущем биологические специальности. Установлено тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями и учреждениями города: ЧелГУ, педуниверситетом, Институтом здоровья, городской клинической больницей, станцией переливания крови, санитарно – эпидемиологической станцией, комитетом по экологии и очистке промышленных вод, архитектурным управлением. ![]() ^ В соответствии с лингвистической профилизацией гимназии сокращено количество часов на преподавание предметов естественнонаучного цикла. Их программ выбираем главное, то, что учит применять знания в повседневной жизни. Это достигается через лабораторные и практические занятия на уроках. Учителя химии Бикбаева Е.В. и Кучина Ю.Ю.на творческом отчёте кафедры, проходящем в рамках педагогического марафона, представили интегрированное занятие исследовательской лаборатории для учащихся 10-11 классов «Исследование действия желудочного сока». Цель занятия – изучение влияния «агрессивных» компонентов пищи и лекарственных препаратов на кислотность желудочного сока. ![]() В ходе занятия реализованы задачи: - повторения строения и заболеваний пищеварительного тракта; - знакомство с водородным показателем как индикатором среды; - знакомство с химическим составом желудочного сока; - знакомство с новым прибором – pH –метром; - изучение эффективности кислотопонижающих препаратов; - подготовка рекомендаций по правильному питанию и нормализации кислотности желудочного сока. Занятие состояло из двух этапов. На первом проверялось влияние разных продуктов питания, содержащих вещества - молочную кислоту, уксус, этиловый спирт, на кислотную среду желудка. На втором – тестировались лекарственные препараты, нормализующие кислотность желудочного сока. Практическая значимость занятия состояла в формировании познавательного интереса к предмету химия и развитии здоровьесберегающего мышления. Учителями кафедры совместно с администрацией проводится работа по усилению материальной базы предметных кабинетов и созданию лабораторий. Зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин Воропаева С.В. |