О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon

О. И. Политика спб.: Речь, 2005





Скачать 261.49 Kb.
Название О. И. Политика спб.: Речь, 2005
понимает «деятельность
Дата 23.03.2013
Размер 261.49 Kb.
Тип Документы

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью




О.И. Политика
СПб.: Речь, 2005



Тот, кто следит за новинками психолого-педагогической литературы, наверняка обратил внимание, что в последние несколько лет вышло немало изданий по вопросам обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Из этого факта следуют, по крайней мере, два вывода: первый — об актуальности данной проблематики, о чём в один голос твердят все авторы; и второй — об известной недостаточности и ограниченности каждого из изданий.

Данная книга, отнесённая автором к разряду монографий (хотя налицо её выраженная практическая направленность), не является исключением. Посвящённая проблеме коррекции психического развития детей с СДВГ, она имеет выраженную специфику: под психологической коррекцией автор понимает «деятельность, направленную на создание мультимодальной программы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме». Это определение достаточно точно отражает содержание той работы, которая, по мнению автора, должна проводиться с ребёнком и его окружением — с семьёй и сотрудниками дошкольных образовательных учреждений.

На необходимость проведения соответствующих занятий с воспитывающими ребёнка взрослыми указывали многие исследователи аномального детства, но эти указания носили слишком общий характер. Поэтому предпринятая автором попытка разработки такой комплексной программы безусловно может быть оценена только позитивно, а вот насколько эта программа окажется эффективной — сказать трудно.

Данное издание выгодно отличается от ему подобных основательностью: психолого-педагогическая технология развития детей с СДВГ опирается на результаты теоретических и экспериментальных исследований особенностей этих детей. Список литературы, состоящий из 364 источников, говорит сам за себя и невольно повышает доверие к автору.

В то же время книга имеет ограничения возрастного характера — в ней речь идёт о дошкольниках. При этом специально отмечается, что ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, отличающийся большими компенсаторными возможностями. Поэтому данное издание рассчитано прежде всего на педагогов и психологов, работающих с дошкольниками, а для школьных психологов оно может быть рекомендовано лишь как источник сведений, причём весьма основательный, о детях с СДВГ.

Вместе с тем следует отметить, что предлагаемые автором методы работы пригодны не только для дошкольников, но и для детей постарше, но в силу своей трудоёмкости (например, занятия по релаксации с родителями) могут быть использованы скорее в психологических центрах, чем в учебных учреждениях. Правда, невольно возникает вопрос: каков должен быть штат психологов, занятых с одним ребёнком, или один человек в состоянии профессионально провести и тренинг личностного роста для взрослых людей, и коррекционные занятия с детьми?
^
Марина СТЕПАНОВА

Форумы: Он украл ключи у соседа!!!!Как отучить ребенка драться? Ребенок закатывает нам истерики. Сын нас обманывает. Ревность к младшему брату. Капризный, импульсивный, взрывной ...Ребенок стал совершенно неуправляемым. Психологическая готовность к школе. Одаренные дети. Ребенок задает глупые вопросы. Мы уже от них устали!!! Сын копирует поведение взрослых, в том числе и вредные привычки. Ребенок сосет большой палец на руке.

Детская патопсихология – Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). Современные представления о механизмах формирования СДВГ. Клинические проявления СДВГ. Нарушения двигательной функции у детей с СДВГ. Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта). Рекомендации по коррекции внимания. Рекомендации по оптимизации обучения детей с СДВГ. Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ.


^ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

ВРоссии синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей.

Первоначально его рассматривали в сочетании с гиперактивным поведением ребёнка, описывая характерное двигательное беспокойство и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Данный синдром был описан на детях с нормальным интеллектом. Дети этой категории, несмотря на хороший интеллект, часто оказывались неуспевающими в школе или относились к "детям с проблемами".

Были попытки расценивать синдром дефицита внимания с гиперактивностью как вид "задержки психического развития" или вариант "минимальной мозговой дисфункции". Такой подход связан с тем, что причинами возникновения синдрома назывались всё те же остаточные явления раннего органического поражения головного мозга в период внутриутробного формирования плода или в первые месяцы жизни ребёнка. Несколько позже специалистами было высказано мнение, что синдром дефицита внимания можно наблюдать и у детей без признаков гиперактивного поведения.

Следует отметить, что в России психологическая диагностика синдрома разработана слабо. На практике диагноз "синдром дефицита внимания" стали ставить и умственно отсталым детям, и детям с психопатией, и даже детям, больным шизофренией. Дело в том, что нарушения внимания можно диагностировать практически при любом виде детской психопатологии. Если нарушается ход психического развития ребёнка, то в той или иной форме нарушаются разные стороны внимания: концентрация, распределение, переключение, объём. При нарушении развития произвольности психических процессов естественно страдает и произвольное внимание. При органических повреждениях головного мозга страдает непроизвольное внимание, связанное с нарушением ориентировки в окружающем мире.

Представляется более правильным диагностировать синдром дефицита внимания у детей с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, когда, например, трудности их обучения можно объяснить особенностями поведения: плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью.

^ Коррекция гиперактивности у детей

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?

Активный ребёнок – это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своём распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а ещё дерётся, кусается, танцует, поёт, кричит – и всё это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

^ Тест на гиперактивность.

Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"…

Итак, Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

^ Гиперактивный ребенок:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…

^ Откуда ноги растут?

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

^ Спокойствие, только спокойствие!

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определённые условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, чёткий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придётся и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несёмся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребёнка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Чёткий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

А также воспользуйся такими советами:

- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьётесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

- Научить ребёнка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребёнка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

- Ребёнка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребёнку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

- "Движение – это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребёнка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребёнка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

- Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило: если ребёнок не хочет есть – не заставляйте его!

- Подготовьте своему непоседе "поле для манёвров": активные виды спорта для него – просто панацея.

- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а ещё рисуем, лепим. Даже если вашему ребёнку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии – это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

- И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

И всё, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребёнка, как бы тормозят его, но причина-то остаётся. Гиперактивность – это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на неё рукой, дескать, само пройдёт, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребёнок начнёт испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

^ Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста -- педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.

Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.

Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.

При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.

Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!"

Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.

Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.

Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.

^ Ребёнок - "катастрофа"


В ответ на робкий стук в дверь я выглянула в коридор и увидела там троих людей, относительно которых не оставалось никаких сомнений в том, что они родственники. Одинаковые, широко расставленные зелёные глаза, абсолютно прямые непокорные волосы, круглые головы, широкие плечи... Ширококостная, сильная на вид старуха, моложавая женщина с печатью какой-то непонятной усталости на лице и синевой вокруг глаз и мальчишка лет шести-семи, склонивший набок растрёпанную голову и глядящий на меня с лукавым видом Суок из "Трех толстяков".

- Гриша? - я заглянула в листочек самозаписи. - Проходите, пожалуйста...

- Я одна зайду, - торопливо сказала Гришина мама.

- Да заходите все, - радушно предложила я. - Мы поговорим, а Гриша пока поиграет. У меня там игрушек много...

- Нет, нет! - с непонятным испугом вскрикнула молодая женщина. - Я зайду, а Гриша тут с бабушкой... побегает.

Я кивнула, а про себя подумала: что бы там ни было с ребёнком, а с мамой явно не все в порядке. Этот её испуг... Да и представить себе крестьянского вида бабушку, бегающую с внуком по коридору, я не могла ни при каком напряжении фантазии...

В кабинете мама слегка расслабилась, поёрзала в кресле, усаживаясь поудобнее, застенчиво взглянула мне в глаза и тихо сказала:

- Я понимаю, доктор, что это нехорошо, но я уже больше так не могу. Иногда я думаю, пусть бы он больной был. Тогда бы я его жалела, ухаживала бы за ним... А так... Он же хороший вообще-то мальчик, и меня любит, а я... я иногда думаю: пусть бы его не было! Это же грех великий, доктор, так думать, правда?

- Да, конечно, - несколько смущённо подтвердила я, поскольку вообще-то как атеистка не могу мыслить категориями "греха". Но и момент для уточнения дефиниций был явно неподходящий. - Расскажите поподробней, что именно тревожит вас на сегодняшний день...

- На сегодняшний день его выкинули из школы, - печально сообщила Гришина мама.

Далее мне было рассказано следующее.

Гриша родился долгожданным и любимым ребёнком. В большой "сталинской" квартире ему была заранее приготовлена и украшена кружевными занавесочками очаровательная кроватка, проглаженные с двух сторон пелёнки, распашонки и чепчики стопочками лежали на полках старинного бельевого шкафа, свёкор и свекровь с нетерпением ждали внука, готовые ради него наконец-то примириться с "деревенской" невесткой. Счастливый отец, никого не стесняясь, плакал от радости, когда медсестра из роддома положила ему на руки сына – белоснежный кокон, перевязанный голубой лентой.

Дальше потекли будни. Гриша почти ничем не болел, развивался в соответствии со всеми нормами. Единственное огорчение состояло в том, что глаженные пелёнки и распашонки как-то не уживались с ним рядом. Из пелёнок он выползал ужом, оборочки сжёвывал или рвал, и почти всегда находился в кроватке голым поверх комка смятых и собранных в кучку простынок, пелёнок и одеялец. Даже памперсы каким-то образом умудрялся снимать. А когда годовалый Гриша выбрался из кроватки – начался кошмар.

- Первые шаги ребёнка – это ведь радость в доме, - рассказывала Гришина мама. - А у нас как? У нас он сразу пошёл на кухню (раньше его туда не носили – чад, запахи – это вредно для ребёнка), придвинул табуретку к плите и сдернул на себя кастрюлю с кипящим супом. Крик, неотложка, ожоговое отделение... Такое вот начало...

Дальше всё продолжалось в том же духе. Сказать о Грише, что он рос подвижным ребёнком – значит не сказать ничего. Не было ни одной вещи в доме, которая могла бы чувствовать себя в безопасности, когда Гриша бодрствовал. Он доставал дедушкино белье из ящика в комоде и "надевал его себе на голову, он пускал в ванной кораблики из папиных деловых бумаг, он сделал грандиозный "бух!" из бабушкиной антикварной вазы. Два раза его увозили на неотложке с медикаментозным отравлением. (Второй раз он достал таблетки из внутреннего ящика дивана, куда спрятали аптечку после первого раза.) Все члены семьи переводили дух только тогда, когда Гриша засыпал.

Ходили к врачам. Вызывали врачей на дом. Врачи выписывали успокаивающие травяные сборы и говорили: "Терпите!" Терпение свёкра и свекрови лопнуло, когда Грише исполнилось три года и стало ясно, что надеяться больше не на что. Скрепя сердце они разменяли свою престижную жилплощадь в центре и выделили молодым хорошую двухкомнатную квартиру. "Ты понимаешь, какая это жертва с нашей стороны?" - спрашивали они у сына (но так, чтобы невестка тоже слышала). "Понимаю", - отвечал сын и глядел на жену с немым укором.

Образованные люди, они читали соответствующие книги. Там было написано, что воспитывать таких детей нужно внимательно и терпеливо, приучая их к труду и сосредоточенности. Они пытались, но Гриша ни на чём не мог сосредоточиться больше одной минуты. Он был готов начать любое дело, соглашался на любую игру, но тут же бросал её, чтобы начать другую. Общительный и весёлый, Гриша легко шёл на контакт со сверстниками, но любые игры с его участием быстро превращались в бессмысленную беготню. Приглашённый на дом психолог сказал, что нужно использовать метод "кнута и пряника", а в качестве "кнута" порекомендовал наказание неподвижностью. Наказанный Гриша сидел на диване и корчил рожи ровно до той секунды, пока мама не отводила от него глаза. Как только это происходило, он тут же с быстротой молнии утекал куда-то для следующих проказ. Шлепки и даже побои не оказывали вообще никакого действия. Отвопив своё, Гриша никогда не унывал и не обижался, и ровно через пять минут после наказания мог подойти к матери и невинно спросить: "А теперь ты мне конфету дашь?"

Свёкор как-то в шутку назвал Гришу "ребёнок-катастрофа", и это прозвище настолько укрепилось за мальчиком, что даже он сам, когда его спрашивали: "Как тебя зовут?" - отвечал: "Гришка-катастрофа".

В детском саду ни один ребёнок не получал столько окриков, шлепков и наказаний, сколько Гриша. Когда изредка ему случалось заболеть гриппом или простудой, воспитательницы говорили матери с умоляющими нотками в голосе:

- Вы уж подержите его дома подольше. Подлечите как следует.

Подтекст этих пожеланий просвечивал настолько ярко, что матери становилось не по себе.

Одежда, игрушки и книги жили в Гришиных руках короткой, но яркой жизнью. Он ничего специально не рвал, не ломал, не пачкал и не терял. Всё получалось само собой. Довольно часто терялся и сам Гриша. Стоило оставить его возле ларька, или заговорить со знакомой на улице, или отойти разменять деньги, и... от получаса до двух-трёх часов лихорадочных метаний по соседним дворам и кварталам, звонки в справочную об автодорожных происшествиях и об увезённых скорой помощью. Два обращения в милицию. В одном случае Гришу в конце концов отыскал на чердаке вызванный с работы отец, в другом – торжествующе улыбающийся милиционер притащил разыскиваемого за шиворот. Пропажа была найдена в ближайшем казино, где люди восточной национальности предлагали Грише делать за них ставки, кормили его бутербродами с икрой, уверяли, у мальчика счастливая рука, и предлагали милиционеру убедиться в этом самому. Уходить из казино Гриша очень не хотел, а милиционеру кричал: "Вы не имеете права!"

На лето Гришу отправляли к бабушке в деревню. Она прятала все городские одёжки в сундук, одевала внука в сшитые за зиму навырост две пары штанов и две рубахи из "дерюги", и в этом немудреном облачении, босой Гриша всё лето носился где-то с деревенскими пацанами, приходя в избу только поесть да спать. Хотя нельзя сказать, что в деревне обходилось совсем без происшествий. В возрасте четырёх лет Гриша упал с обрыва в речку. Деревенские малыши в страхе разбежались, и лишь случайно проходившие мимо мужики спасли мальчику жизнь. Прошлым летом старшие ребята нашли в лесу неразорвавшийся снаряд времён Второй мировой войны. Как и следовало ожидать, именно Гриша вызвался положить снаряд в костёр. К счастью, один из посвящённых пацанов оказался ябедой и вовремя прибежал доложиться Гришиным бабушке с дедом. Спустя два дня снаряд взорвала на старом выгоне специально вызванная бригада сапёров.

- Свечку поставьте за того пацана, что к вам прибежал, - сказал деду старшина. - Рвануло бы, даже клочков хоронить – намаялись бы собиравши.

Именно деревенская бабушка была вызвана на помощь изнемогающей дочери, когда подошло время отдавать Гришу в школу. Самоотверженная старуха бросила дом и скотину на мужа-инвалида ("У папы ещё с юности ноги нет – производственная травма") и поехала в город, воспитывать непутёвого внука.

- Мама ещё с ним как-то справляется. Он её хоть иногда слышит. Хотя иногда и она говорит: "Антонина, забери от меня своего, а то я его, не ровен час, пристукну чем-нибудь..."

В школе всё было плохо с самого начала.

- Он вообще-то и читать может бегло, и писать, и рисует иногда очень даже неплохо. Только не заканчивает ничего. И слова пропускает, когда читает, и буквы на письме. Но это всё полбеды. Учительница мне сказала так: "Я лично против Гриши ничего не имею. Он, в сущности, хороший мальчик. И интеллект у него, судя по всему, в порядке. Но его пребывание в школе на сегодняшний день совершенно бессмысленно. Он совершенно не слышит меня на уроках, не воспринимает дисциплинарных требований, и к тому же отвлекает полкласса своими выходками. Либо переходите на домашнее обучение, либо подождите ещё годик – может, дозреет. А нет – идите в спецшколу. Там маленькие классы, индивидуальный подход к каждому ребёнку..."

На глазах у Гришиной мамы показались слезы.

- И вот я в тупике. Отдавать его в школу для умственно отсталых? Но он же не идиот, он нормальный ребёнок, я это знаю, и все это говорят. Домашнее обучение – это же ад на дому. Его же совершенно невозможно заставить на чем-то сосредоточиться. Я так на школу надеялась! И, потом, он же общительный, ему нужно с ребятами быть, играть, бегать, общаться. Ему дома – как в тюрьме. Ещё год ждать... А чего ждать-то? Что-то не видно, чтобы он в лучшую-то сторону менялся. С каждым годом всё шкоднее и шкоднее... И обстановка в семье с каждым годом становится всё напряжённей.

- Мой муж – прекрасный человек. Хороший специалист, много работает, хорошо зарабатывает. Сейчас у него своя строительная фирма. Он, конечно, старается не слушать, что родители говорят, но как же не слушать – мать, отец... Они говорят: "Вот, зачем женился на деревенской?" Да какая я деревенская! Я пятнадцать лет в деревне жила, а семнадцать – в городе. Считайте сами. Сначала в училище училась, потом в институте, работала... Они думают, это у нас в деревне все такие. Да ерунда это! В деревне мальчишки пусть шкодные, и необразованные, и матом ругаются, но, как бы это сказать... вот – степенные, рассудительные, осторожные, смалу к труду приучены. По двору там, или в огороде, или на сенокос... Мама говорит: "Давай я его к себе совсем заберу. Пусть идёт в деревенскую школу, она малокомплектная, авось выучат как-нибудь". А я иногда думаю – пускай! - и облегчение такое, а потом стыдно так. Как же я своего ребёнка, да старой матери на руки. У неё и так – и скотина, и дом, и огород, и папа-инвалид. И жильё у меня есть, и деньги, и муж хороший... Другие вон ночей не спят, всё думают, какое бы образование своим детям получше дать, а я... куда бы его спихнуть. Какая же я мать после этого!

И он сам уже говорит: "Я никому не нужен, отправляй меня в деревню! И в школу меня не берут! И бабушка с дедушкой говорят, чтобы ты меня надолго не привозила..." Ему же обидно, он ничего плохого не хочет. Я же двоих или троих детей хотела. И муж тоже. Мама моя на ферме надорвалась, после меня рожать уже не могла, а мне так хотелось братьев или сестёр... В деревне ведь детей много. Я думала: у моих детей будут братья или сестры. И муж тоже был согласен. Говорил: "Всех прокормлю". А теперь – даже подумать страшно. А муж... я его люблю так... и хочу с ним быть... а он старается домой попозже прийти, чтоб не видеть всего этого. И мама моя... он вежливо с ней, конечно, но она деревенская всё же, иногда так скажет... мужа аж перекашивает всего. Но он понимает, что мне одной с Гришей не справиться, терпит пока... Он с ним пытался заниматься, как в книгах написано, читать там или в конструктор... железную дорогу купили. Так он две минуты сидит, а потом начинает крутиться, в окно смотреть, спрашивать что-то невпопад, муж злится. А паровозики и вагончики он все по одному в детский сад перетаскал и там подарил кому-то, или стащили у него, или сам где-то забыл... Ничего не осталось... Ничего...

Искренне сочувствуя сидящей передо мной молодой женщине, на глазах которой рушилось с таким трудом завоеванное ею счастье и благополучие (деревенская девочка, приехавшая в большой город, без всякой помощи и поддержки закончившая училище, институт, удачно вышедшая замуж – шутка ли всё это? Ей было что терять, и она это понимала. Но с другой стороны, сын, ребёнок...), я открыла тоненькую медицинскую карточку Гриши и сразу же в заключении невропатолога увидела слова, которые и ожидала увидеть после первых же слов Гришиной мамы: гиперкинетический (гипердинамический) синдром.

Итак, с чем же нам предстояло иметь дело?


^ Вернемся к Грише...

Для меня было совершенно очевидно, что ни к какому анализу ситуации Гришина мама сейчас не способна. За много лет она устала от бесполезного анализирования. Этой семье были необходимы действия. И хотя бы маленькие победы.

- Отправить Гришу в деревню - это значит отказаться от борьбы, сдаться на милость его состояния...
- Да, я знаю. Я, в общем-то, и не собиралась его никуда отправлять. Так просто сказала, себя потешить...
- Готов ли ваш муж помогать вам? На сегодняшний день?
- Да, конечно. Он много работает, но для Гриши всегда найдет время. Лишь бы была какая-нибудь польза.
А то мы уже отчаялись...

- Тогда для начала так. Находите в вашем районе какую-нибудь "обучалку-развивалку" для подготовки к школе и немедленно отдаете туда Гришу...
- Его же не возьмут никуда... Он же несносный...
- Найдите дорогую, с маленькими группами. Туда возьмут. Соглашайтесь со всем, что говорит учительница, дарите цветы, кивайте головой как китайский болванчик: "Обязательно сделаем, Марья Петровна! Работаем, Марья Петровна! Спасибо за ценные указания, Марья Петровна!" Ваша задача, чтобы Гриша по крайней мере два-три раза в неделю находился в условиях более-менее структурированного коллективного обучения. Вы совершенно правы в том, что домашнее обучение - гибельно и для него и для вас. Только в классе, только вместе со всеми. Заниматься в "обучалке-развивалке" ему будет легко, он уже многое знает. Его будут хвалить. Это непривычно, и, для того чтобы испытать это непривычное удовольствие снова и снова, ему придется напрягать внимание, следить за учительницей, чтобы вовремя поднять руку, ответить впопад и в конце концов заслужить ее похвалу. Положительный опыт "обучалки-развивалки" плюс ваша поддержка ("Вот
видишь - здесь у тебя все получается, получится и в школе. Все дело в том, чтобы следить, знаешь, как разведчики следят, шпионы, и все вовремя понять и ответить, когда спрашивают...") позволят перекрыть негативный опыт неудачи этого года...

- Как-то мне уже и не верится, что все так хорошо получится...
- Именно вы и должны верить. Если не будете верить вы, не поверит никто... И еще вам придется прислать ко мне папу. И завести собаку. Только не какую-нибудь там таксу или коккер-спаниеля. Эрдельтерьер или даже лучше фокстерьер...
- Но они же лают все время!
- Да, лают! - плотоядно усмехнулась я. - А еще бегают, прыгают и суют во все свой мокрый черный нос.
- О, господи! - Антонина сжала руками виски. - Вы думаете, они будут вместе?..
- Именно так я и думаю. И не забудьте про папу...

Папа оказался спокойным и здравомыслящим человеком, который прекрасно чувствовал состояние жены, но устранился от ситуации, будучи не в силах ничем помочь ни ей ни сыну.

- Понимаете, - негромко объяснял он мне. - Я пытался все делать в соответствии с инструкциями, с книгами. Но ничего не помогает. В конце концов, я же не специалист в вопросах воспитания, я - строитель, я кормлю семью, а Тоня сидит дома... Ей понадобилась ее мать, я согласился, хотя, видит бог, как с ней тяжело. Это
же прямо какой-то унтер Пришибеев в юбке. Но Гришка ее хоть как-то слушается и боится - этого не отнять...
Может быть, и в самом деле разумнее было бы отправить его в деревню, но, сами понимаете, все во мне протестует. Отказаться от мысли самому растить своего сына, дать ему образование, сделать из него культурного современного человека...
- Не надо ни от чего отказываться... Вы готовы попробовать следовать еще одному набору инструкций?
- Вы - специалист, вам виднее, - попробовал отвертеться папа.
- Готовы или нет?
- Всегда готов! - Мужчина вскинул руку в пионерском салюте, и я поняла, что в борьбе за Гришку-"катастрофу" мы обрели еще одного, очень важного союзника.

- Для начала вам придется купить велосипед, фокстерьера и подробную карту города и области...
- Велосипед у меня есть, - флегматично откликнулся папа, решив, видимо, ничему не удивляться. - На даче в сарае. Можно привезти. Про фокса жена мне уже говорила. Я звонил в клуб, они обещали перезвонить. Карты - это не проблема. А что мы будем делать потом? Искать клады? - В голосе папы явно против его собственной воли прозвучала надежда, и вдруг на какое-то мгновение в солидном директоре фирмы проглянуло что-то от Тома Сойера. Именно в этот момент я впервые заметила, что Гришка-"катастрофа" похож не только на маму и бабушку, но и на папу.
- Да, клады. Обязательно клады. Именно так, - подтвердила я, хотя за секунду до этого не думала ни о каких кладах.

Дальше события разворачивались стремительно, совершенно в Гришкином стиле. В дорогой "обучалке-развивалке" флегматичная учительница ("Она на карася похожа!" - со смехом рассказывала Антонина) полюбила Гришку с первого взгляда.
- Он у вас такой подвижный, раскрепощенный, так свободно мыслит и отвечает, - размягченно говорила она удивленной матери, которая подготовилась к привычному выслушиванию претензий. - А с письмом... Ну что ж, подтянем... Подвижные дети, они, знаете ли, часто буквы пропускают...

Гришка, естественно, цвел и пах и восторженно орал прямо с порога по-домашнему уютного класса ("обучалка" арендовала под свои нужды четверть государственного садика):
- Мам, у меня сегодня две пятерки и три жетона!

Трехмесячный алиментный фокс души не чаял в подвижном хозяине и готов был бегать за ним хоть круглые сутки. Но на стену по моей просьбе был вывешен собственноручно написанный Гришкой режим дня и кормлений для собаки. (Гипердинамичным детям просто необходим режим дня. Это структурирует и организует не только их жизнь, но и их мышление. Но они обожают его нарушать и, как правило, преуспевают в этом. У родителей просто не хватает сил бороться еще и за соблюдение режима.)

У Гришки никогда не было собственного режима дня. Теперь он жил по собачьему режиму. Опять же по моей просьбе правильная Антонина сдерживала себя и регулярно забывала покормить щенка, дать ему витамины, сварить овощи или кашу. Щенок плакал, Гришка впадал в бешеную ярость, а Антонина резонно возражала, что у нее и без щенка много дел по хозяйству, и если бы Гришка удосужился научиться понимать часы или хотя бы звонил по телефону и, сверившись с расписанием, сообщал ей, когда нужно делать то или это... Часы Гришка выучил за два дня (ранее над этим навыком безуспешно бились два года). Режим дня щенка перестал интересовать его через месяц (сам подросший щенок навсегда остался его самым верным другом), но за это время Гришка привык ориентироваться во времени и самостоятельно рассчитывать, когда должно произойти то или иное событие. Изредка он даже сам вспоминал о том, что для занятий в "обучалке" необходимо выполнить то или иное домашнее задание.

По средам Гришка приезжал ко мне на коррекционные занятия, где мы с ним в течение получаса выполняли разные упражнения на развитие памяти и внимания (за основу работы с Гришкой я взяла актерский тренинг на развитие внимания по Станиславскому). Успехи тщательно заносились в разграфленную Антониной тетрадку и демонстрировались отцу и бабушке. Через три месяца занятий Гришка уверенно удерживал в зоне своего внимания восемь среднесложных предметов и в два раза улучшил начальные результаты по методике "корректурная проба".

А по выходным и в праздники Гришка с папой играли в "шпионов-кладоискателей". Игра была абсолютно
авторской и являлась плодом нашего совместного с папой творчества. Играют в нее так. Сначала играющие отправляются "на местность", подозрительную относительно наличия там кладов, тщательно изучают ее и составляют подробный план в соответствии со всеми правилами картографии. Потом проверяется способность участников уверенно передвигаться по этому плану (так как поиск кладов занятие опасное, и в случае чего промедление или неуверенность может очень дорого стоить). В дальнейшем проводится аналитическое обсуждение: если бы вы были бандитом или преступником, то куда бы вы спрятали клад именно на этой местности? Далее обследуются все подходящие места. Также полезным признается внимательная (и разумеется, незаметная для объекта) слежка за всякими подозрительными личностями (они могут навести кладоискателей на след клада). В результате отыскивается клад или еще что-нибудь полезное.

Папа клялся, что в процессе игры Гришкина внимательность возрастает прямо как тесто на дрожжах. Ничего "дрожжевого" я на своих занятиях с Гришкой не наблюдала, но надо думать, по степени интересности мои занятия не шли с поиском кладов ни в какое сравнение. Антонина, в свою очередь, говорила, что с "прогулок" за кладами муж и сын приходят одинаково грязные и не поймешь, кого ругать за это в первую очередь. Подрастающий фокс, естественно, принимал в поисках кладов деятельнейшее участие, многократно вступал в схватки с крысами и кошками, а однажды даже действительно отыскал не то потерянный, не то выброшенный кем-то бумажник с документами, которые папа с сыном торжественно сдали в ближайшее отделение милиции. (Как вы, наверное, уже догадались, остальные "клады" закладывались в соответствующие места Гришиным отцом.)

Деревенская бабушка, поглядев на все эти "городские выкрутасы и безобразия" и убедившись, что внук стал вроде бы более управляемым, а дочка откровенно повеселела, отбыла к изнемогающему под грузом крестьянских забот мужу. Напоследок троекратно облобызалась с зятем, пребывающим по поводу ее отъезда в нешуточно приподнятом настроении, и строго велела прощать ее, "коли что было не так".
- Что вы, что вы, Авдотья Прокопьевна! - искренне воскликнул зять. - Какие между нами счеты! Приезжайте, как надумаете, еще!

Сейчас Гришка учится в пятом классе. Особых школьных успехов за ним не водится, но только устойчивая тройка по русскому языку (все еще много ошибок, особенно в диктантах) портит вполне пристойный вид его табелей. Два раза в неделю он занимается в секции футбола, а по четвергам и выходным ходит в клуб спортивного ориентирования, в котором, благодаря хорошей базовой подготовке "кладоискателя", делает большие успехи. Недавно захотел играть на гитаре. Хотелось петь в лесу, у костра. И голос и слух оказались вполне приличными. Купили гитару, нашли преподавателя. Прозанимался ровно месяц и бросил. Антонина начала было опять расстраиваться, но в конце концов изобретательный Гришка сам нашел выход из положения. Он подарил гитару старшему приятелю из секции ориентирования. Теперь приятель играет на гитаре, а поют они с Гришкой на воскресных лесных сборах вместе. Дуэтом поют. Гришка говорит, что у них хорошо получается, громко. Предлагал показать, как они поют, но я почему-то отказалась. Может быть, зря.
Автор: Е.В. Мурашова






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Н. И. Ананьева, Т. Н. Трофимова; спб. Мед акад. Последиплом. Образования спб.: спбмапо, 2005. 135

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Н. И. Ананьева, Т. Н. Трофимова; спб мед акад последиплом образования спб.: спбмапо, 2005. 135 с.:

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Из книги: Д. Н. Исаев "Умственная отсталость у детей и подростков" Речь.: Спб, 2003 год

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. Спб.: Речь, 2002. 288 с

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2006. 400 с. Isbn 5-9268-0166-4

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиатив­ной медицине для врачей, психологов и всех

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Долгов Г. В. Гнойно-воспалительные осложнения в оперативной гинекологии. Прогнозирование. Профилактика.

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Д. О. Виберс; Д. О. Виберс, В. Фейгин, Р. Браун; пер с анг и ред проф. В. Л. Фейгина. 2-е изд., испр

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Яхимов Прямой перелет спб Карловы Вары спб, по субботам, а/к чса: Яхимов

О. И. Политика спб.: Речь, 2005 icon Контрольная работа По дисциплине: Психология и педагогика На тему : Речь и ее функции
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы