ПРОЕКТ
Примерная программа по дисциплине
ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ
Для специальности
060108 - Фармация
Москва
2007
ПРОЕКТ
Составлен в соответствии с Государственными образовательными
стандартами по соответствующим специальностям высшего
профессионального медицинского и фармацевтического образования
Примерная программа по дисциплине
ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ
Для специальности
060108 - Фармация
Москва
2007
1. ^
Обеспечение обучающемуся необходимой информации для овладения определенными знаниями в области физиологии с основами анатомии человека с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности 040500 - Фармация.
Дисциплина «Физиология с основами анатомии» входит в блок медико-биологических дисциплин.
^ : научить студента анализировать и применять основные физиологические закономерности жизнедеятельности человека для анализа системных механизмов сохранения здоровья, а также знания принципиальных механизмов регулирования физиологических функций с помощью лекарственных средств.
^
Формирование базисных знаний для изучения дисциплин: фармакологии, биохимии, патологии и др.
Обучение студентов целостным (системным) представлениям о функционировании организма; связи структуры и функции органов.
^
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:
цель, задачи дисциплины и ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;
основные элементы строения тела человека; системы органов; ультраструктуру органов;
физиологические функции человека и их структурное обеспечение;
взаимоотношение организма и внешней среды (сенсорные системы);
физиологические основы психической деятельности;
механизмы защитных функций здорового организма;
основные возрастные особенности физиологических функций;
принципиальные пути фармакологического регулирования физиологических функций.
Студент должен уметь:
указывать на наглядных пособиях (таблицах, муляжах, планшетах и др.) основные структуры и органы тела человека;
уметь измерять и оценивать важнейшие показатели жизнедеятельности человека;
применять полученные знания для объяснения принципов
действия лекарственных веществ;
самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой;
самостоятельно выполнять лабораторные работы, ставить простые опыты на животных, защищать протоколы ведения опытов;
решать тестовые задания и ситуационные задачи;
готовить научные рефераты, участвовать в работе научного студенческого кружка.
Студент должен приобрести практические навыки:
работы с мелкими лабораторными животными, с нервно-мышечным препаратом, сердцем, плавательной перепонкой, клоакой лягушки;
определения типа телосложения человека;
оценки вегетативного тонуса человека;
пальпации и подсчета пульса;
определения артериального давления методом Короткова; методом Рива-Роччи;
анализа электрокардиограммы здорового человека;
проведения простых функциональных проб и оценки реактивности сердечно-сосудистой системы человека;
расчета коэффициента проницаемости гистогематических барьеров;
определения содержания гемоглобина;
определения границ осмотической устойчивости эритроцитов;
определения группы крови и резус-фактора;
расчета основных и дополнительных дыхательных показателей;
расчета основного обмена разными способами;
расчета энергозатрат и составления должного пищевого рациона;
термометрии;
количественной оценки механизмов мочеобразования;
исследования остроты и поля зрения; остроты слуха; вкусовой чувствительности;
тестирования особенностей ВНД и психологических свойств личности человека.
Студент должен иметь представление:
о методах экспериментального и клинического исследования физиологических функций организма в норме:
о принципиальных путях биологической трансформации ксенобиотиков, в том числе лекарственных средств;
о принципиальных путях фармакологического регулирования физиологических функций.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Биология: строение и функции клетки; генетический код.
Химия: общая и неорганическая, физическая и коллоидная; аналитическая – понятие о растворах, осмосе, солях, кислотах и основаниях, межмолекулярных связях;
органическая строение белков, жиров, углеводов.
Латинский язык: принципы формирования терминов, названий анатомических структур и физиологических процессов.
Иностранный язык: умение ориентироваться в иностранной литературе по дисциплине, в том числе в сети Интернет.
Биофизика: электрические явления в живых тканях, механизмы транспорта веществ.
Физиология с основами анатомии основана на знании базисных биологических наук.
Ориентирована на создание исходного уровня знаний для изучения на последующих курсах дисциплин: патологии, фармакологии, клинической фармакологии, фармацевтической технологии, первой доврачебной помощи и др.
^
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№№
п/п
|
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
1.
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
200
|
|
2.
|
Аудиторные занятия,
из них
|
133
38
95
|
1
2
|
3.
|
Лекции,
из них
|
57
19
38
|
1
2
|
4.
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-
|
-
|
5.
|
Лабораторные занятия (ЛЗ),
из них
|
76
19
57
|
1
2
|
6.
|
Самостоятельная работа,
из них
|
67
22
45
|
1
2
|
7.
|
Вид итогового Контроля,
зачет,
экзамен
|
|
1
2
|
^
4.1. Разделы дисциплины и типы занятий
№№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
Лабораторные занятия
|
Самостояельная работа
|
1.
|
^
Универсальные структурно-функциональные основы жизни.
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Базисные структуры и физиологические
процессы.
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Информационные взаимодействия в
живых системах.
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Анатомические системы органов и физиологические функции.
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Взаимоотношение организма с внешней средой.
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Физиологические
основы психической деятельности.
|
+
|
+
|
+
|
|