ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ
-
Нормальная температура воздуха жилых помещений в умеренном климате должна составлять (0С):
16 - 18
18 – 20
20 – 22
22 – 24
24 – 26.
Для помещений жилых зданий, детских и лечебных учреждений оптимальным считается отопление:
1) печное;
2) каминное;
3) суховоздушное;
4) центральное паровое;
5) панельное (лучистое);
6) водяное.
Повышенная температура воздуха отрицательно влияет на:
1) пищеварительную систему;
2) систему терморегуляции;
3) сердечно-сосудистую систему;
4) водно-солевой обмен;
5) опорно-двигательную систему.
-
Пониженная температура воздуха может вызвать нарушения:
периферической нервной системы;
терморегуляции, уменьшая теплоотдачу;
терморегуляции, усиливая теплоотдачу;
иммунной системы;
в виде миозитов, невритов и т.д.
-
Для гигиенической оценки отопления помещения необходимо провести:
термометрию;
психрометрию;
анемометрию;
кататермометрию;
барометрию.
-
Не рекомендуется устраивать в жилых зданиях и детских учреждениях отопление:
печное;
каминное;
водяное;
паровое;
лучистое.
-
Тепловой комфорт человека в помещении зависит от:
ориентации здания;
уровня освещенности;
возраста;
конституции;
эффективности работы отопления.
-
Профилактика перегревания организма осуществляется за счет:
рациональной одежды и обуви;
рациональной системы вентиляции;
рационального режима труда и отдыха;
рационального питьевого режима;
повышенной мышечной активности.
-
Оптимальная относительная влажность воздуха в жилых помещениях составляет, %
30 – 40;
30 – 60;
40 – 50;
50 – 60;
60 – 70.
-
Условия микроклимата, при которых организм быстрее переохлаждается:
высокая влажность и высокая температура;
низкая влажность и высокая температура;
высокая влажность и низкая температура;
низкая температура и низкая влажность;
высокая влажность и низкое атмосферное давление.
-
Скорость движения воздуха можно определить с помощью:
шкалы Бофорта и флюгера;
чашечного анемометра;
крыльчатого анемометра;
кататермометра;
психрометра,
-
Приборами для измерения атмосферного давления являются:
барометр-анероид;
чашечный барометр;
сифонный барометр;
анемометр;
барограф.
-
Ведущим фактором развития высотной болезни является снижение:
температуры воздуха;
атмосферного давления;
парциального давления кислорода в воздухе;
артериального давления;
влажности воздуха.
-
Газовая эмболия является сущностью:
гипертонической болезни;
кессонной болезни;
пневмонии;
высотной болезни;
горной болезни.
-
Параметрами микроклимата помещения являются:
температура воздуха;
относительная влажность воздуха;
перепады температур по вертикали и горизонтали;
атмосферное давление;
скорость движения воздуха.
-
Предельно допустимое содержание диоксида углерода в воздухе помещений составляет (%):
0,04;
0,1;
0,5;
1,0;
3,0;
-
Токсичность вредных веществ зависит от:
их кумулятивных средств;
пути поступления в организм;
растворимости в биологических средах;
психического состояния организма;
скорости выведения из организма.
-
Дискомфортное состояние студентов, находящихся в учебном помещении с недостаточным воздухообменом, определяется:
избыточным содержанием углекислого газа и недостаточным процентным содержанием кислорода;
измененным ионным составом воздуха;
повышенной относительной влажностью;
накоплением летучих органических соединений;
повышенной температурой воздуха.
-
Косвенным показателем санитарного состояния воздуха закрытых помещений является:
концентрация кислорода;
ионный состав воздуха;
бактериальное загрязнение воздуха;
химический состав воздуха;
концентрация двуокиси углерода.
-
Микробное загрязнение воздуха помещений определяют с помощью:
электроаспиратора Мигунова;
аппарата Кротова;
анемометра;
психрометра;
газоанализатора УГ-2.
-
Патогенная микрофлора распространяется:
в чистом виде;
на пылевых частицах;
на дымовых частицах;
в составе капель жидкости;
в аэрозоли от обрабатываемой кариозной полости.
22. Степень вредности пыли для организма зависит от:
дисперсности пылевых частиц;
электрозаряженности пылевых частиц;
молекулярной массы;
химического состава пыли;
растворимости пыли в воде.
23. В чистых операционных эпидемически безопасная воздушная среда
обеспечивается путем:
разбавления до санитарных норм загрязненного воздуха очищенным приточным;
установки системы кондиционирования удаляемого воздуха;
создания дисбаланса приточной и вытяжной вентиляции;
установки систем кондиционирования воздуха с преобладанием притока;
создания баланса подаваемого и аспирируемого воздуха.
24. Санитарная охрана атмосферного воздуха включает:
создание санитарно-защитных зон вокруг предприятия;
организацию зон санитарной охраны;
увеличение высоты выбрасывающих труда, ограничение загрязнения воздуха до уровня ПДК;
оборудование выбрасывающих труб очистными сооружениями;
вывод наиболее опасных предприятий за городскую черту с учетом розы ветров.
25. Роль зеленых насаждений в населенных местах:
улучшают микроклимат;
оказывают ветрозащитное и шумозащитное действие;
выделяют фитонциды;
очищают воздух от пыли и газов;
влияют на этажность строений.
26. Какие виды ориентации окон по сторонам света обеспечивают наилучшие условия инсоляции жилых зданий:
южная и юго-восточная;
северная;
западная;
восточная;
юго-западная.
27. Какой процент ультрафиолетовых лучей солнечного спектра доходит до земли:
59; 2) 40; 3) 21; 4) 12; 5) 1.
28. Положительное влияние ультрафиолетовой радиации на организм проявляется:
повышением фагоцитарной активности лейкоцитов;
ускорением образования в коже меланина;
ускорением образования холекальциферола;
усилением барьерной функции кожи;
повышением остроты зрения.
29. Факторы, влияющие на уровень естественного освещения:
световой климат местности;
количество домов в городе или населенном пункте;
ориентация зданий по сторонам света;
окружение здания (деревья, дома и др.);
размер помещения, окон.
30. Достаточность естественной освещенности в помещении можно определить с помощью:
угла отверстия;
угла падения;
люксметра;
светового коэффициента;
коэффициента естественной освещенности.
31. Какие световые коэффициенты достаточны для жилых помещений:
1:1; 1:4;
1:4; 1:5;
1:8; 1:10;
1:20; 1:50;
1:80; 1:100.
32. Оконные проемы операционной должны быть ориентированы:
на север;
на юг;
на восток;
на запад;
ориентация по сторонам света значения не имеет.
33. Естественное освещение в производственном помещении может быть:
фонарным;
комбинированным;
рассеянным;
прямым;
локализованным.
34. Каким должно быть минимальное расстояние между рядом стоящими зданиями:
1,5 м;
15 м;
0,5 высоты более высокого здания;
1,5 м высоты более высокого здания;
15 – 20 м.
35. Арматура искусственного освещения считается оптимальной, если дает свет:
прямой;
рассеянный;
отраженный;
смешанный;
совмещенный.
36. Преимущества люминесцентных ламп:
по спектру приближаются к солнечному свету;
дают мягкий рассеянный свет;
экономичнее ламп накаливания;
не являются источником тепла;
могут создавать стробоскопический эффект.
37. Нормы суточного водопотребления на человека при центральном водоснабжении населенного пункта составляют (л):
20 – 30;
60 – 90;
120 – 180;
200 – 350;
350 – 500.
38. В соответствии с гигиеническими требованиями (СанПиН 2.1.4.1074-01) питьевая вода должна:
иметь привкус и запах не более 2 баллов;
иметь определенный химический состав;
иметь определенную температуру;
быть прозрачной;
не содержать патогенных микроорганизмов.
39. Краткий лабораторный анализ воды водоисточника включает исследования:
органолептических свойств;
физических свойств;
химических свойств;
бактериологических показателей;
уровня радиоактивности.
40. Зона санитарной охраны водоисточника – это территория:
на которой запрещено строительство предприятий;
около водозабора;
прилегающая к головным сооружениям водозабора;
на которой установлен специальный режим, направленный на охрану водоисточника от загрязнений;
населенного пункта.
41. Санитарное обследование водоисточников включает:
санитарно-топографическое обследование;
определение дебита водоисточника;
определение уровня стояния грунтовых вод;
взятие проб для исследования;
санитарно-эпидемиологические исследования.
42. Наиболее часто подвергаются бактериальному загрязнению воды:
подземные;
поверхностные;
межпластовые напорные;
межпластовые ненапорные;
артезианские.
43. Пояс строго режима зоны санитарной охраны водоисточника – это:
территория, на которой запрещено строительство объектов;
территория около водозабора;
территория вокруг водоисточника;
охраняемая территория с пропускной системой вокруг головных сооружений водопровода, на которой поддерживается специальный режим, препятствующий загрязнению водоисточника;
территория населенного пункта.
44. Санитарная охрана водоисточника включает:
организацию зон санитарной охраны;
гигиеническое нормирование химических соединений в воде водоисточников;
запрещение сброса сточных вод в водоемы без предварительной очистки и обеззараживания;
внедрение замкнутых систем водоснабжения промышленных предприятий;
проведение карантинных мероприятий в зоне питания водопроводных станций.
45. Показания загрязнения воды органическими веществами:
соли аммония;
соли азотистой кислоты;
соли азотной кислоты;
оксалаты;
хлориды.
46. Значение загрязнения воды органическими веществами состоит в том, что они:
могут вызывать отравления человека;
указывают на возможность присутствия в воде патогенных микроорганизмов;
опасны для здоровья человека;
ухудшают вкус воды;
изменяют рН среды.
47. Очистка воды – это комплекс гигиенических мероприятий, направленных на освобождение воды от:
взвешенных частиц;
запаха;
цветности;
частично от патогенных организмов;
хлоридов.
48. Очистка воды – это освобождение:
от любых микроорганизмов;
от запаха;
только от взвешенных частиц;
только от патогенных микрооргнизмов;
от взвешенных частиц, частично от патогенных микроорганизмов, цветности, запаха.
49. Недостатки процесса отстаивания:
длительность;
сложность;
недостаточность бактериальной очистки;
малая эффективность очистки;
громоздкость сооружений.
50. Способы очистки воды:
отстаивание;
хлорирование;
фильтрация;
коагуляция;
флоккуляция.
51. Механизм коагуляции воды заключается в:
механической очистке;
физической очистке;
химической очистке;
реакции с солями, определяющими общую жесткость;
реакции коагулянта с солями, определяющими устранимую жесткость.
52. К коагулянтам относятся химические вещества:
сульфат алюминия;
хлористый алюминий;
железные квасцы;
глинозем;
хлорное железо.
53. Коагуляция воды применяется при:
повышенной цветности;
значительном количестве растворенных солей;
наличии взвешенных частиц;
наличии запаха;
наличии мутности.
54. Необходимая доза коагулянта для очистки воды в основном зависит от:
рН;
цветности;
мутности;
наличия взвешенных частиц;
устранимой жесткости.
55. Для оценки качества воды используют бактериологические показатели (СанПиН 2.1.1.1074-01 «Питьевая вода):
количество термотолерантных и общих колиморфных бактерий;
количество остаточного хлора;
общее микробное число;
количество колифагов;
количество спор сульфатредуцирующих клостридий.
56. Нормируемые показатели бактериологического исследования воды (СанПиН 2.1.1. 1074-01 «Питьевая вода»):
общее микробное число;
термотолерантные и общие колиморфные бактерии;
коли-титр;
колифаги и цисты лямблий;
споры сульфатредуцирующих клостридий.
57. Через воду передается зоонозное заболевание:
туляремия;
чума;
орнитозы;
трихинеллез;
тениаринхоз.
58. Инфекционные заболевания, передающиеся водным путем:
брюшной тиф;
оспа;
холера;
гепатит А;
дизентерия.
59. Водным путем передаются заболевания:
брюшной тиф;
холера;
сыпной тиф;
туляремия;
гепатит А.
60. Основные признаки, характерные для водных эпидемий:
высокая летальность;
внезапность и массовость;
наличие у заболевших общего источника водоснабжения;
резкое снижение числа заболевших после закрытия водоисточника;
легкость течения заболеваний, не болеют грудные дети, вскармливаемые
материнским молоком.
61.Причиной бактериального загрязнения источников водоснабжения являются сточные воды предприятий и учреждений:
комбинаты бытового обслуживания;
кожевенные заводы;
металлургические предприятия;
мясокомбинаты;
микробиологической промышленности.
62. Способы обеззараживания воды:
хлорирование;
озонирование;
коагуляция;
обработка ультразвуком;
ультрафиолетовое облучение.
63.Обеззараживание воды на крупных водопроводных станциях может быть осуществлено:
хлорированием;
озонированием;
ультразвуком;
ультрафиолетовыми лучами;
кипячением.
64. Показаниями к хлорированию воды нормальными дозами хлора являются:
наличие времени для контакта воды с хлором;
предварительная очистка воды;
благополучная эпидемиологическая обстановка;
предварительное кипячение воды;
нормальные показатели микробного загрязнения воды.
65. В обычных условиях воду хлорируют методом:
хлорирования хлорной известью;
перехлорирования;
хлорирования остаточным хлором;
хлорирования нормальными дозами хлора;
хлорирования газообразным хлором.
66. Доза хлора при хлорировании воды зависит от:
жесткости воды;
наличия времени для контакта воды с хлором;
мутности воды;
предварительной очистки воды;
эпидемиологической обстановки.
67.Для обеззараживания индивидуальных запасов воды используют табельные средства:
таблетки пантоцида;
гипосульфит натрия;
йодные таблетки;
устройство «Родник»;
таблетки дихлоризоциануровой кислоты.
68. Методы обеззараживания воды в полевых условиях:
кипячение;
индивидуальные средства;
коагуляция;
хлорирование нормальными дозами;
перехлорирование.
70. Физические свойства почвы характеризуются:
воздухопроницаемостью;
пористостью;
наличием пестицидов;
капиллярностью;
водоемкостью.
71. Считается, что в чистой почве:
яйца гельминтов отсутствуют;
в 1 г может находиться 1-5 яиц;
в 1 г может находиться 6-10 яиц;
в 1 г может находиться 10-100 яиц;
в 1 г может находиться свыше 100 яиц.
72. С почвой может быть связано распространение заболеваний:
эндемических;
анаэробных инфекций;
геогельминотозов;
аденовирусных инфекций;
кишечных инфекций.
73. Почва состоит из:
минеральных и органических соединений;
почвенного воздуха;
пестицидов;
микроорганизмов;
почвенных растворов.
74. Поступление химических веществ из почвы в организм человека происходит по экологическим путям миграции:
почва – растения – человек;
почва – растения – животные – человек;
почва – вода – рыба – человек;
почва – атмосферный воздух – человек;
почва – человек.
75. Для обезвреживания жидких отходов используют:
поля запахивания;
поля ассенизации;
поля орошения;
поля фильтрации;
усовершенствованные свалки.
76. Обезвреживание твердых отходов производят:
сжиганием;
биотермическим методом;
компостированием;
на полигонах;
на станциях аэрации.
77. Лабораторный анализ почвы включает:
органолептические;
физические;
химические;
бактериологические;
гельминтологические.
78. Бактериологический анализ почвы предусматривает определение:
титра Е. сoli и анаэробов;
количество органического углерода;
стафилококков;
яиц и личинок гельминтов;
рН.
79. Работоспособность – это:
производимая за определенное время работа;
способность человека выполнить какую-либо работу за определенное время;
способность человека длительно и продуктивно выполнять определенную работу;
физическая подготовленность;
психофизиологическая устойчивость.
80. На уровень работоспособности влияют:
факторы производственной среды;
факторы трудового процесса;
степень загрязненности воздуха сапрофитной флорой;
состояние здоровья;
климат.
81. Факторы трудового процесса, влияющие на работоспособность:
социальные факторы;
монотонная работа на конвейерном производстве;
характер работы;
организация рабочего места;
неблагоприятные производственные факторы.
82. Факторы трудового процесса, влияющие на работоспособность:
1) характер работы;
2) конвейерное производство;
3) степень миопии;
4) организация рабочего места и окружения;
5) степень обученности профессии.
83. Методы оценки работоспособности:
определение устойчивости памяти;
определение устойчивости внимания;
определение латентного периода зрительно-слухомоторной и температурной реакции;
эхокардиография;
динамометрия.
84.Методики исследования ЦНС и высшей нервной деятельности при оценке работоспособности:
определение латентного периода зрительно-слухомоторной и температурной реакции;
исследование двигательного анализатора;
определение устойчивости внимания;
определение устойчивости памяти;
электроэнцефалография.
85. Производственные факторы, способствующие возникновению профессиональной патологии:
психофизиологические;
физические;
психосоматические;
биологические;
химические.
86. Активный отдых – это:
смена вида деятельности;
смена вида отдыха;
ускорение времени восстановления функциональной способности коры головного мозга;
пребывание в кабинете психоэмоциональной разгрузки;
прием гидромассажных процедур.
87. Субъективный фактор производственного процесса, влияющий на работоспособность:
характер работы;
организация рабочего места;
психофизиологическое соответствие выбранной профессии;
профессиональные вредности;
микроклимат.
88. Систематически накапливающееся утомление приводит к:
повышению работоспособности;
снижению памяти и внимания;
переутомлению;
сердечно-сосудистым заболеваниям;
потере сна и аппетита.
89. Под утомлением понимают:
общее снижение работоспособности;
стойкое снижение работоспособности;
снижение производительности труда;
временное снижение работоспособности;
невозможность продолжения работы.
90. Вибрационная болезнь – это болезнь, возникающая от:
кратковременного воздействия общей вибрации;
длительного воздействия общей или местной вибрации;
интенсивного воздействия местной вибрации;
эпизодического воздействия местной и общей вибрации одновременно;
попеременного воздействия местной и общей вибрации.
91. Профилактика мероприятий по предупреждению воздействия вибрации на организм:
предупредительные медицинские осмотры;
медицинская профилактика;
разработка рационального режима труда и отдыха;
применение технических средств борьбы с вибрацией;
периодические медицинские осмотры.
92. Профилактические мероприятия по предупреждению воздействия вибрации на организм:
нормирование параметров вибрации;
применение общих средств защиты;
применение индивидуальных средств защиты;
установка технологического оборудования на виброоснование;
дистанционное управление.
93. Под влиянием шума в организме возникают изменения в виде:
ослабления слуха;
влияния ЦНС;
понижения тактильной чувствительности;
влияния на ССС;
влияние на ЖКТ.
94. Порог слышимости – это:
минимальная интенсивность звука, который в состоянии воспринимать слуховой орган;
максимальная интенсивность звука, который в состоянии воспринимать слуховой орган;
максимальная и минимальная границы интенсивности звука, который в состоянии воспринимать слуховой орган;
интенсивность звука, сохраняемая слуховым анализатором;
интенсивность звука, формирующая патологический процесс слухового анализатора.
95. Профилактические мероприятия по предупреждению воздействия шума на организм:
медицинская профилактика;
индивидуальные средства защиты;
нормирование параметров шума;
технические средства борьбы с шумом;
лечебно-профилактическое питание.
96. Эффективная доза за год, в среднем за 5 последовательных лет, для лиц из населения в соответствии с НРБ-99 не должна превышать (мЗв):
20; 2) 10; 3) 5; 4) 2; 5) 1.
97. В соответствии с НРБ-99 для лиц из персонала группы «А» эффективная доза за 1 год, в среднем за 5 последовательных лет не должна превышать (мЗв):
50; 2) 30; 3) 20; 4) 10; 5) 5.
98. В соответствии с НРБ-99 для лиц из персонала группы «Б» основные дозовые пределы установлены на уровне:
равных дозовых пределов для персонала группы «А»;
в 4 раза ниже дозовых пределов для персонала группы «А»;
на уровне предела дозы для населения;
правильно: 1 и 2;
правильно 2 и 3.
99. При проведении рентгенологических исследований врач-рентгенолог обязан обеспечить радиационную безопасность:
персонала рентгеновского кабинета;
обследуемых пациентов;
других сотрудников учреждения, находящихся в сфере воздействия излучения рентгеновского аппарата ;
правильно 1 и 2;
правильно 1, 2 и 3.
100.Радиационная безопасность пациента обеспечивается за счет:
исключения необоснованных исследований;
снижения дозы облучения до величины, достаточной для получения диагностически приемлемого изображения;
непревышения дозового предела для персонала группы «Б»;
правильно 1 и 2;
правильно 2 и 3.
101.Защита от излучения рентгеновского аппарата необходима:
круглосуточно;
в течение рабочего дня;
только во время рентгеноскопических исследований;
только во время генерирования рентгеновского излучения;
все перечисленное выше правильно.
102.Для стохастических эффектов излучения характерно:
отсутствие порога дозы;
отсутствие связи между дозой и тяжестью проявления эффекта;
увеличение вероятности проявления эффекта при увеличении дозы;
правильно 1 и 2;
правильно 1, 2 и 3.
103.Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров ртути в воздухе стоматологических кабинетов должна быть (мг/м3):
не менее 0,01;
не более 0,01;
не менее 0,02;
не более 0,02;
не более 0,03.
104.Хроническая интоксикация ртутью – это:
силикоз;
сидероз;
микромеркуриализм;
паркинсонизм;
микроэнцефалопатия.
105.Назначение использования амальгамосмесителя состоит в:
устранении ручных операций при приготовлении серебряной амальгамы;
улучшении качества пломбировочной массы;
уменьшении выделения паров ртути в воздух помещения;
устранении ручных операций при приготовлении медной амальгамы;
устранении необходимости использования вытяжного шкафа при приготовлении пломбировочной массы.
106.Для снижения зрительного напряжения врача при работе с инструментарием необходимо:
подбирать нужный размер рабочей части инструментария в наиболее освещенном месте кабинета;
хранить инструменты отдельно по размерам рабочих частей;
использовать инструментарий с цветовой маркировкой рукояток в зависимости от размера рабочей части;
не использовать инструментарий с цветовой маркировкой рукояток в зависимости от размера рабочих частей;
правильно 1, 2, 3.
107.Основными источниками инфекции в стоматологических кабинетах являются:
пациенты с гнойно-воспалительными процессами челюстно-лицевой области;
больные сифилисом, гепатитом В, СПИДом, герпесом и др.;
носители патогенных возбудителей из числа пациентов;
носители патогенных возбудителей из числа персонала;
животные и насекомые.
108.Строгий противоэпидемический режим должен соблюдаться в стоматологических кабинетах:
терапевтических;
хирургических;
ортопедических;
ортодонтических;
во всех стоматологических.
109.Особую опасность в плане распространения инфекции в стоматологии для пациента представляют:
полость рта пациента;
руки врача;
стоматологический инструментарий;
полотенце;
дверные ручки.
110.Для предупреждения передачи инфекции в стоматологических кабинетах необходим следующий комплекс противоэпидемических мероприятий:
санитарная культура персонала;
применение вытяжного шкафа;
строгое соблюдение персоналом правил личной гигиены;
использование средств индивидуальной защиты (СИЗ);
выполнение режимов дезинфекции и стерилизации.
111.Назовите наиболее опасные для стоматологов производственные аллергены:
антибиотики;
акрилаты;
анестетики (новокаин);
воск;
гипс.
112.Меры профилактики сенсибилизации организма стоматологов:
медицинский отбор на стадии выбора профессии;
исследование на аллергенность новых стоматологических материалов по отношению к организму не только пациентов, но и медперсонала;
правильный уход за руками;
недопущение контакта аллергенных материалов с незащищенной кожей;
применение электрополотенца для просушивания кожи рук после мытья.
113.Назовите наиболее опасные пути поступления ртути в организм стоматологов в процессе работы с амальгамами:
ингаляционный и перкутанный;
внутривенный и подкожный;
внутриартериальный;
пероральный;
все названные пути.
114.К правилам безопасной работы со ртутью и амальгамами относятся:
применение амальгамосмесителя;
пользование вытяжным шкафом;
хранение ртути и запаса амальгамы в вытяжном шкафу;
защита маской или респиратором органов дыхания врача;
защита кожи рук резиновыми перчатками.
115.В случае разлива ртути в помещении следует:
собрать капли ртути железной пластинкой или кисточкой;
собрать ртуть с помощью проволочной кисточки из меди;
поместить собранную ртуть в стеклянный сосуд;
налить в сосуд воды (чем больше, тем лучше);
закрыть сосуд притертой пробкой и поместить его в вытяжной шкаф.
116.При обнаружении загрязнения ртутью кабинета следует:
провести уборку;
провести влажную уборку;
закрыть кабинет на капительный ремонт;
проветрить помещение;
провести демеркуризацию помещения.
117.Вынужденная рабочая поза стоя может вызвать у врачей-стоматологов появление следующих видов патологии:
хронические запоры;
геморрой;
варикозное расширение вен нижних конечностей;
нарушение осанки (сколиозы, кифоз);
остеопороз.
118.Наиболее правильным считается «динамическое» положение тела врача во время работы, когда:
врач 40% рабочего времени работает сидя, а остальное время – стоя или перемещаясь по кабинету;
врач не менее 60 % рабочего времени работает сидя, а остальное время – стоя или перемещаясь по кабинету;
врач 60% рабочего времени работает стоя, а остальное время – сидя;
врач 70% рабочего времени работает сидя, а остальное время – стоя или перемещаясь по кабинету;
врач 75% рабочего времени работает сидя, а остальное время – стоя или перемещаясь по кабинету.
119.Рациональная рабочая обувь стоматологов должна быть:
сменной;
свободной;
иметь устойчивый широкий каблук;
высота каблука не более 3 см;
в виде тапочек или туфель на высоком каблуке (соответственно у мужчин и женщин).
120.Принципами рационального питания являются:
сбалансированность рациона в качественном и количественном отношениях;
соблюдение режима питания;
умеренность питания;
разнообразие пищевых продуктов;
воздействие на отдельный орган, а не на весь организм.
121.требования к рациональному питанию включают:
качественную и количественную достаточность пищевых веществ;
соблюдение режима питания;
стереотипность питания;
разнообразие продуктов питания;
усвояемость пищи.
122.Под режимом питания понимают:
кратность приема пищи;
интервалы между приемами пищи;
качественное и количественное распределение продуктов по отдельным приемам;
длительность приема пищи;
адекватность питания.
123.Методы определения суточных энерготрат:
прямая калориметрия;
респираторная калориметрия (непрямая калориметрия);
таблично-хронометражный;
колориметрический;
правильно: 1, 2, 3.
124.К регулируемым энергетическим тратам человека относятся:
расход энергии при бытовой деятельности;
расход энергии при производственной деятельности;
основной обмен;
расход энергии при занятии спортом;
расход энергии при умственном труде.
125.Основной обмен зависит от:
профессии;
возраста;
конституции тела;
пола;
массы тела.
126.При длительном отрицательном энергетическом балансе развивается:
алиментарная дистрофия;
алиментарное ожирение;
подагра;
атеросклероз;
целлюлит.
127.Специфически динамическое действие пищевых веществ – это:
повышение расхода энергии в процессе трудовой деятельности;
понижение расхода энергии при умственном труде;
повышение расхода энергии при приеме пищевых веществ;
понижение расхода энергии при приеме пищевых веществ;
повышение основного обмена при приеме пищи в жарком климате.
128.Незаменимыми аминокислотами являются:
валин;
лейцин;
изолейцин;
триптофан;
цистин.
129.Роль жиров в питании человека:
энергетическая;
пластическая;
терморегуляторная;
генетическая;
защитная.
130.Основным источником ПНЖК является:
бараний жир;
говяжий жир;
растительное масло;
кулинарный жир;
сливочное масло.
131.Источники витамина С:
овощи;
фрукты;
ягоды;
хвоя;
печень.
132.Источники витамина А:
печень;
масло сливочное;
масло растительное;
сметана;
яйцо куриное.
133.Витамин D содержится в:
хлебе;
мясе;
печени трески;
овощах;
фруктах.
134.Суточная потребность в аскорбиновой кислоте у взрослого человека составляет:
2 – 3 г;
500 – 1000 мг;
70 – 100 мг;
20 – 30 мг;
1 – 2 мг;
135.Ангулярный стоматит – симптом дефицита витамина:
рибофлавина;
никотиновой кислоты;
пантотеновой кислоты;
пиридоксина;
тиамина.
136.Основными источниками витаминов группы В являются:
хлеб;
молоко;
масло сливочное;
крупы;
дрожжи.
137.Хлеб является продуктом:
белково-углеводным;
углеводно-жировым;
углеводно-белковым;
белково-углеводно-жировым;
белково-жировым.
138.Мясо является продуктом:
белково-углеводным;
белково-жировым;
углеводно-жировым;
белково-углеводно-жировым;
углеводным.
139.Доброкачественность хлеба определяют с помощью:
органолептических проб;
проб Андриевского;
показателя пористости;
показателя кислотности;
показателя влажности.
140. Доброкачественность мяса определяют с помощью:
органолептических проб на свежесть;
проб Андриевского;
показателя степени жирности;
реакции CuSO4 в бульоне;
паразитологических исследований.
141.Укажите продукты, богатые железом:
картофель;
ягоды;
грибы белые;
субпродукты;
мясо.
142.Наибольшее содержание витамина С сохраняется в блюдах:
картофельное пюре;
картофель тушеный;
суп картофельный;
картофель, сваренный в кожуре;
картофель жареный.
143.К пищевым отравлениям относятся заболевания , вызванные:
случайным употреблением лекарственных веществ;
преднамеренным употреблением пищи, содержащей токсические вещества;
алкогольным опьянением;
употреблением пищи, обсемененной микроорганизмами или содержащей токсичные вещества органической или неорганической природы;
все перечисленные выше отравления.
144.Пищевые отравления немикробной природы вызываются:
ядовитыми грибами;
«пьяным» хлебом;
пестицидами;
соланином;
примесями солей тяжелых металлов.
145.Пищевая токсикоинфекция вызывается:
солями тяжелых металлов;
грибами рода Ashtrgillus;
микроорганизмами группы Proteus;
ядовитыми грибами;
пестицидами.
146.Врач по лечебному делу, к которому обратился пострадавший от пищевого отравления, обязан:
оказать экстренную медицинскую помощь;
изъять остатки подозрительной пищи;
собрать рвотные, каловые массы, промывные воды желудка;
провести серологические реакции;
послать экстренное извещение о пищевом отравлении в ЦГСЭН.
147.Принципами лечебного питания являются:
воздействие пищевого рациона на весь организм в целом;
воздействие пищевого рациона только на больной организм;
динамичность применения диет;
тренировка пораженного органа;
сочетание с другими методами лечения.
148.Организацию питания в ЛПУ осуществляют:
главный врач;
дежурный врач;
врач-диетолог;
медицинская сестра по диетпитанию;
шеф-повар;
149.Контроль за питанием в ЛПУ проводит:
главный врач;
шеф-повар;
дежурный врач;
медицинская сестра по диетпитанию;
лечащий врач.
150.К лечебно-профилактическому питанию относятся:
диеты;
витаминные препараты;
молоко, молочно-кислые продукты;
лечебно-профилактические рационы;
пектинсодержащие продукты.
151.В обязательном порядке на пищеблоке в ЛПУ дезинфицируют:
кухонную посуду;
колоду для разрубки мяса;
разделочные доски;
столовую посуду;
части кухонных машин.
152.Правильное размещение больниц на местности предусматривает:
подветренное расположение по отношению к промышленному объекту;
наветренное расположение по отношению к промышленному объекту;
наличие удобных подъездных путей;
удаленность от заболоченных местностей;
удаленность от оживленных автомагистралей и железных дорог.
153.Какая система застройки больниц применяется чаще всего, так как она нивелирует недостатки других:
децентрализованная;
общая;
централизованная;
смешанная;
индивидуальная.
154.Меры по предупреждению ВБИ в стационаре:
архитектурно-планировочные решения в процессе проектирования ЛПУ;
постоянный контроль администрации ЛПУ за соблюдением текущего санитарно-противоэпидемического режима экспрессными методами исследования;
контроль органов санэпиднадзора за соблюдением текущего режима в ЛПУ;
обследование персонала на бациллоносительство;
иммунопрофилактика персонала.
155.Меры в ЛПУ в случае возникновения ВБИ:
строгая изоляция больного ВБИ в однокоечной палате;
перевод больных в другие палаты и изоляция больного ВБИ в той палате, где он заболел;
проведение предупредительной изоляции тяжелых больных;
обязательная дезинфекция рук персонала, оборудования, инструментария, всех выделений больного, применение отдельного уборочного инвентаря;
специфическая профилактика с целью повышения защитных сил организма пациентов.
156.Значение ВБИ состоит в том, что они:
имеют тенденцию к снижению во всем мире;
утяжеляют течение основного заболевания;
удлиняют сроки лечения;
увеличивают летальность;
требуют дополнительных расходов на уход, питание, лекарственные препараты.
157.Причины ВБИ:
измененная в условиях лечебных учреждений биология микроорганизмов;
отсутствие на территории ЛПУ мусоросжигательной печи;
внедрение в широкую хирургическую практику сложных оперативных вмешательств;
устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и дезинфектантам;
нарушение в ЛПУ санитарно-гигиенического режима.
158.На участке больницы должны быть зоны:
лечебных корпусов;
садово-парковая;
хозяйственного двора;
административно-поликлиническая;
подъездных путей.
159.Озеленение больничного участка должно быть не менее (%):
1) 40; 2) 50; 3) 60; 4) 70; 5) 100.
160.Патологоанатомическое отделение должно быть расположено на территории больницы в зоне:
лечебных корпусов;
хозяйственного двора;
административно-поликлинической;
садово-парковой;
самостоятельной ритуальной.
161.Палатная секция в соматическом отделении рассчитана на (коек):
15 – 20;
20 – 25;
25 – 30;
30 – 35;
любое количество.
162.Достоинства централизованной застройки больниц:
улучшаются условия питания больных;
не способствует распространению ВБИ;
близко к отделениям располагаются диагностические кабинеты;
высвобождаются площади для озеленения;
дешевле обходится строительство.
163.Достоинства децентрализованной застройки больниц:
не способствует распространению ВБИ;
ухудшается качество питания больных из-за удаленности доставки;
облегчается обеспечение лечебно-охранительного режима больных;
облегчается специализация лечебной помощи по отделениям;
облегчается пользование садово-парковой зоной.
164.Бокс – это комплекс помещений, включающий:
входной тамбур с улицы, санузел, палату, шлюз;
входной тамбур с улицы, санузел с ванной, вход в отделение через центральный коридор для связи персонала с больным;
входной тамбур с улицы, санузел с ванной, палату, шлюз, вход в отделение через центральный коридор для связи персонала с больным;
палату, шлюз, санузел с ванной, вход в отделение через центральный коридор;
входной тамбур с улицы, палату.
165.Полубокс – это тот же комплекс помещений, что и для бокса, но нет:
шлюза;
санузла;
ванны;
входного тамбура с улицы;
входа через центральный коридор.
166.К неблагоприятным для стоматологов факторам, обусловленным неправильным устройством помещений стоматологических поликлиник и кабинетов, относятся:
недостаточный набор производственных помещений;
несоответствие нормативам размеров рабочих помещений;
дискомфортный микроклимат;
нерациональное освещение кабинетов;
производственный шум.
167.К неблагоприятным для здоровья стоматологов факторам, обусловленным характером лечебного процесса на стоматологическом приеме, относятся:
контакт с лекарственными аллергенами, токсичными химическими веществами, патогенными микроорганизмами;
нерациональная рабочая обувь;
напряжение зрения;
нервно-эмоциональное напряжение;
множественные стереотипные движения мелких мышц рабочей руки.
168.К неблагоприятным для здоровья стоматологов факторам, обусловленным нерациональностью конструкции стоматологического оборудования, инструментария, несовершенством пломбировочных и зуботехнических материалов, относятся:
статистические нагрузки;
шум и вибрация;
высокие световые нагрузки;
нерациональная рабочая поза;
аэрозоли (микробные и пылевые), пары ртути и метилметакрилата (ММА).
169.Назовите оптимальный вариант размещения стоматологической поликлиники:
отдельно стоящее типовое здание стоматологической поликлиники;
стоматологическая поликлиника, встроенная в жилое здание;
использование для стоматологической поликлиники приспособленных зданий;
стоматологическое отделение в здании общей типовой поликлиники;
стоматологическая поликлиника встроена в здание общей поликлиники
170.В соответствии с нормами площадь в кабинете на основное стоматологическое кресло должна составлять не менее (м2):
4; 2) 7; 3) 10; 4) 14; 5) 20.
171. В соответствии с нормами площадь в кабинете на дополнительное стоматологическое кресло должна быть (м2):
4 или 7;
7 или 10;
14 или 20;
18 или 25;
25 и более.
172.Особенности внутренней отделки кабинетов терапевтической стоматологии обусловлены проведением работ с:
амальгамами;
акриловыми пластмассами;
гелиевыми пломбами;
фотополимерами;
эпоксидными смолами.
173.Особенности внутренней отделки помещений кабинетов терапевтической стоматологии заключаются в:
использовании мокрой штукатурки с добавлением 5% порошка серы;
применении для настила полов рулонного материала (линолеум) без щелей;
устройстве «фартука»;
специальной защите основания пола от проникновения металлической ртути и сорбции ее паров;
применении сухой штукатурки, оргалита, ДСП, ДВП и картона в качестве основания для пола кабинета.
174.Правильная цветовая отделка стоматологических кабинетов важна в работе стоматологов при:
диагностике заболеваний зубов и слизистых оболочек полости рта;
пломбировании зубов, особенно фотополимерами;
подборе цвета искусственных зубов для протезирования;
выявлении стоматологических заболеваний, сопровождающихся появлением иктеричности кожи и слизистых оболочек;
цветовая отделка не имеет значения.
175.Оптимальными видами цветовой отделки стен стоматологических кабинетов являются:
нейтральный светло-серый цвет;
салатный;
светлой охры;
с коэффициентом отражения не меньше 40%;
с коэффициентом отражения ниже 40%;
176.Искусственное освещение стоматологических кабинетов должно:
иметь достаточный уровень;
иметь любой спектр излучения ламп;
быть равномерным в разных точках помещения;
не обладать слепящим действием;
быть регулируемым и безопасным для организма.
177.Назовите правильно нормативы показателей достаточности естественного освещения в стоматологических кабинетах соответственно – СК, КЕО и угол падения:
1:4 – 1:8, не менее 2%, не менее 280;
1:4 – 1:6, не менее 1,5%, не менее 270;
1:4 – 1:5, не менее 1,5%, не менее 280;
1:4 – 1:5, не более 1,5%, не менее 280;
1:4 – 1:5, не более 2%, не менее 280.
178.Уровни общего искусственного освещения в лечебных кабинетах стоматологов, процедурных, основных помещениях ЗТЛ должны быть (соответственно люминесцентные лампы и лампы накаливания):
400 и 200 лк;
500 и 200 лк;
300 и 150 лк;
200 и 100 лк;
150 и 75 лк.
179.При неопрятном содержании кожи могут возникнуть:
рожистое воспаление;
эпидермофития стоп;
опрелости кожных складок;
фолликулез;
фурункулез.
180.Рекомендуется мыть тело горячей водой с мочалкой и банным мылом:
ежедневно;
по желанию;
раз в 3 дня;
еженедельно;
раз в 10 дней.
181.Рекомендуется пользоваться гигиеническим душем:
ежедневно;
еженедельно;
при перегревании;
при переохлаждении;
при производственном загрязнении.
182.В соответствии с гигиеническими требованиями одежда должна быть:
модной;
функционально соответствующей своему назначению;
соответствующей погодным условиям;
соответствующей микроклимату помещения;
свободной, не затрудняющей кровообращение и движения.
183.Рациональная обувь должна быть:
необходимого размера;
прочной;
модной;
функционально соответствующей своему назначению;
с устойчивым каблуком.
184.Гигиенические показатели тканей для одежды:
стоимость;
пористость;
гигироскопичность;
воздухопроницаемость;
электризуемость.
185.Зубные пасты бывают:
абразивные;
гигиенические;
лечебно-профилактические;
детские;
фторсодержащие.
186.Способы закаливания организма:
физкультура на открытом воздухе;
водные процедуры;
инсоляция;
интенсивное занятие спортом;
воздушные ванны.
187.Основные принципы закаливания:
постепенность;
правильная дозировка процедур;
учет исходного состояния здоровья;
систематичность;
правильный подбор одежды.
188.Способы закаливания водой:
купание в открытых водоемах;
обтирание;
влажное обертывание;
душ;
обливание.
189.Основная мотивация закаливания к холоду:
повышение спортивных достижений;
повышение устойчивости к простуде;
избавление от лишнего веса;
тренировка воли;
гигиенический и косметический эффект (чистота тела, загар и пр.).
190.Правила купания в открытом водоеме:
перед купанием интенсивно разогреться физическими упражнениями;
в воде поведение активное (плавать, играть и пр.);
купание длительное, но однократное;
купание следует проводить непосредственно перед приемом пищи;
после купания обсохнуть на солнце, не вытираясь.
191.Физическое развитие – это:
росто-весовые показатели и функциональные свойства на конкретном этапе биологического развития ребенка;
состояние морфологических и функциональных свойств, а также уровень биологического развития – биологический возраст;
соматометрические и физиологические показатели, соотнесенные с возрастными рациональными стандартами;
совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания;
соответствие биологического возраста росто-весовым показателям.
192.К закономерностям роста и развития организма детей относятся:
неравномерность темпа роста и развития;
половой диморфизм;
увеличение удельных энерготрат организма;
акселерация роста и развития;
биологическая надежность функциональных систем и организма в целом.
193.К факторам окружающей среды и условиям жизнедеятельности детей и подростков, влияющим на рост и развитие, относятся:
состояние атмосферного воздуха;
состав питьевой воды;
социальные условия;
питание;
гомеостаз.
194.Акселерация включает:
ускорение роста и развития;
увеличение продолжительности жизни;
увеличение репродуктивного периода;
увеличение дефинитивных размеров тела;
изменение структуры заболеваемости.
195.Основными благоприятными факторами окружающей среды, влияющими на состояние здоровья детей являются:
соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам;
наследственность;
закаливание;
сбалансированное питание;
рациональный суточный режим.
196.Гигиеническая оценка урока включает:
регламентацию длительности урока;
проведение физкультурных минуток;
исключение сдвоенных уроков (кроме уроков труда и физкультуры);
регламентацию видов преподавания;
анализ расписания.
197.Основными неблагоприятными факторами условий обучения в школе являются:
повышение температуры и влажности в помещениях к концу дня;
рост бактериальной загрязненности к концу дня;
ухудшение ионного состава воздуха в течение дня;
увеличение уровней шума;
недостаточный уровень освещения рабочих мест школьников.
198.Основными задачами физического воспитания детей и подростков являются:
укрепление здоровья;
формирование и совершенствование двигательных навыков;
воспитание гигиенических навыков;
формирование мотивации к занятиям физической культурой;
выполнение контрольных нормативов.
199.Дистанция парты (стола) – это расстояние:
по горизонтали между задним краем парты (стола) и передним краем сиденья;
между столом и сиденьем;
от заднего края стола до сиденья;
между партами;
между сиденьями.
200.Дистанция спинки – это расстояние:
по горизонтали от края стола, обращенного к ученику, до спинки сиденья;
между соседними партами;
между сиденьями столов;
от края стола, обращенного к ученику, до края сиденья;
равное сиденью.
201.Дифференция – это расстояние:
по вертикали от заднего края стола (парты) до сиденья;
от заднего края парты до сиденья;
между сиденьями парты;
между боковыми краями парты;
между передним и задним краями сиденья.
|