|
Скачать 50.42 Kb.
|
Новое в законодательстве о медицинских осмотрах С 1января 2012 года приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года № 302н введен в действие новый порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение № 3 к приказу). Этим же приказом утвержден новый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (приложения № 1 и № 2 к приказу). ^ - приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 года № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии»; - приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)»; - приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 мая 2005 года № 338 «О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 года № 83 …»; - подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12,12, касающихся управления мопедами, мотоколясками и автомобилями с ручным управлением для инвалидов), 13 приложения № 2 к приказу Минздрава СССР от 29 сентября 1989 года № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Каковы же основные особенности и отличия нового порядка от ранее действующего? Во-первых, теперь в едином документе (что особенно важно) сосредоточены: -перечни производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров; -периодичность осмотров, участие врачей-специалистов, объем лабораторных и функциональных исследований, общие и дополнительные медицинские противопоказания к допуску к профессии в зависимости от воздействия того или иного производственного фактора либо выполняемой работы; -блок нормативных требований к работодателю и медицинской организации в части организации, проведения и оформления результатов медицинских осмотров. Ранее единый регламент медицинских осмотров отсутствовал: эта информация содержалась в четырех документах органов здравоохранения различных периодов и значительной давности, была громоздка, неудобна, порой противоречива и (как следствие) затруднительна в практическом применении, особенно при разработке списка контингента профессий и видов работ, выдаче направлений на медосмотр, при формировании плана периодических медицинских осмотров и принятии экспертных решений Во-вторых, утративший силу приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 года № 83 не обеспечивал полноценного регулирования порядка проведения медицинских осмотров: прежний порядок проведения состоял всего лишь из 16 пунктов (новый порядок содержит 49 пунктов), имел пробелы по ряду проблемных вопросов, но при этом содержал заведомо невыполнимый пункт 6 о проведении 1 раз в 5 лет медицинских осмотров работников со стажем работы 5 и более лет в особых условиях труда (которых на практике большинство) только в центрах профпатологии или лицензированных медицинских организациях с правом на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, тогда как службы профпатологии в субъектах Российской Федерации не были подготовлены (да и сегодня не в состоянии) выполнить этот объем работ по следующим причинам. По данныи НИИ труда в нормативной базе в сфере медицины труда и профпатологии России отсутствуют не только единый порядок оказания профпатологической помощи, но и сами понятия (положения) «здравпункт организации», «кабинет врача-профпатолога», «профпатологическое отделение», «центр профпатологии субъекта РФ», «федеральный центр профпатологии» и, соответственно, регламенты оснащения и кадрового состава. Все это создает дополнительные трудности экономического планирования развития службы. Только лечащие врачи и больные с подозрением на наличие у них профессионального заболевания в полной мере на собственном опыте «вкусили» прелесть «хождения по мукам», безрезультатно добиваясь у профпатологов установления диагноза профзаболевания при наличии к тому явных оснований. Таким образом, квалифицированное медицинское обеспечение работников с особыми (тяжелыми, вредными опасными) условиями труда, входящих в группу риска развития профессиональной патологии и несчастных случаев на производстве, отсутствовало. Теперь все «стажированные» работники (со стажем 5 и более лет) не нуждаются в обследовании 1 раз в 5 лет в центрах профпатологии, за исключением определенных групп (п.37 приложения № 3 к приказу), к которым относятся: -участники аварийных ситуаций или инцидентов; -занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору; -имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания; -лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве; -иные работники по решению врачебной комиссии. В-третьих, новый порядок отличается от ранее действующего тем, что теперь в нем предусмотрено следующее: -отсутствие необходимости согласования списка контингента профессий (и работ), подлежащих обязательным медосмотрам, вместе с поименным списком с органами Роспотребнадзора (п.21 приложения № 3 к приказу); прописана только обязанность работодателя разработанный и утвержденный им контингент в 10-дневный срок направить в указанный надзорный орган; -обязанность работодателя по организации проведения медицинских осмотров (п.^ проведения медицинских осмотров (п.6 приложения № 3 к приказу); -регламентация порядка проведения как предварительных, так и периодических медицинских осмотров (разделы 11 и 111 приложения № 3 к приказу); -определение перечня и содержания заполняемых медицинских документов, включая заключение по результатам предварительного (периодического) медосмотра (п.п. 12,13 приложения № 3 к приказу) и заключительный акт по итогам проведения периодического медосмотра (п. 43 приложения № 3 к приказу); -участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра обязательно для всех категорий обследуемых; -обязанность лица, прибывшего в медицинскую организацию для прохождения предварительного медосмотра, предъявить решение врачебной комиссии с результатами обязательного психиатрического освидетельствования в случаях, предусмотренных законодательством (см. ст.213 ТК РФ); -обязанность лиц, прибывших для прохождения как предварительного, так и периодического медосмотра, представить направление (заполняется работодателем, п.8 приложения № 3 к приказу), медицинскую карту амбулаторного больного формы № 025/у-04, паспорт здоровья (п.п. 28,10 приложения №3 к приказу); -обязанность медицинской организации при отсутствии у работника медкарты и паспорта здоровья оформить эти документы (п.29 приложения № 3 к приказу); -другие новшества, ранее не урегулированные прежним порядком. Информация подготовлена отделом охраны труда крайсовпрофа. |