МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
В.Н. Пряхин
"____"______________2011г.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Для специальностей: 280202.65 – «Инженерная защита окружающей среды» и
280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности ГОС с базовыми дидактическими единицами по дисциплине (для специальностей ЗЧС и ИЗОС)……………………………………………..3
Рабочие учебные программы дисциплины………………………………..4
2.1. Рабочая программа для специальности ЗЧС…………………………4
2.2. Рабочая программа для специальности ИЗОС……………………….8
Учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей программой……………………………………….12
3.1. Методические указания к лекциям, практическим и семинарским занятиям в виде календарного плана…………………………………….13
3.2. Методические указания к практическим занятиям
3.3. Методические указания студентам специальности ЗЧС по выполнению курсовой работы
Материалы для текущего контроля знаний студентов………………….21
4.1. Вопросы и билеты к экзамену для студентов специальности ЗЧС..21
4.2. Вопросы к зачету для студентов специальности ИЗОС……………23
Учебные пособия…………………………………………………………..25
Карта обеспеченности учебной литературой…………………………….25
Протокол актуализации УМК……………………………………………..25
1. Выписка из государственного образовательного стандарта специальности ГОС с базовыми дидактическими единицами по дисциплине (для специальностей ЗЧС и ИЗОС)
Базово-дидактические единицы по предмету «Физиология человека»:
Организм человека и его основные физиологические функции; обмен веществ; развитие и рост; организм как целое; единство функций и форм, высшая и низшая нервная деятельность, их единство; органы чувств; физиология двигательного аппарата, физиология деятельности.
2. Рабочие учебные программы дисциплины
2.1. Рабочая программа для специальности ЗЧС
2.2. Рабочая программа для специальности ИЗОС
^
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан механического факультета
АПАТЕНКО А.С.__________
«____» ______________________2008 г.
^
ДИСЦИПЛИНЫ
______________ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА_____________
(наименование дисциплины)
Цикл дисциплин ___________________СД.07______________________
Для специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» .
(номер и наименование специальности)
_____________________________________________________________
Кафедра ___________^ __________________
Программу составили: ______профессор Пряхин В.Н., ассистент Прожерина Ю.А.___
__________________________________ (Ф.И.О. автора, подпись)
Курс _____2_____ Семестр _______3_______
Общее количество часов (по примерной программе) _____85_______
Вид занятий
|
Количество часов (аудиторных) 34
|
Семестр __3___
|
Семестр _____
|
Всего
|
Лекции
|
17
|
|
17
|
Практические занятия
|
34
|
|
34
|
Лабораторные работы
|
|
|
|
Итоги
|
51
|
|
51
|
В конце семестра
|
Экзамен
|
|
Экзамен
|
* Форма аттестации (зачет, экзамен)
Внеаудиторные задания ____________^ _____________________
(ДЗ, РГР, курсовая работа, курсовой проект)
Самостоятельная работа студентов ________34 ч._________
2008/2009 учебный год
2. Обоснование для составления программы
Рабочая программа составлена на основании Госстандарта по специальности, примерной рабочей программы дисциплины «Физиология человека», утвержденной учебно-методическим объединением МГУП и Учебного плана по специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях».
________________________
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «БЖД» МГУП,
протокол № ____ от «____» ______________ 2008 г.
Заведующий кафедрой БЖД ____________________ Пряхин В.Н.
Рабочая программа одобрена Методической комиссией механического факультета,
протокол № _____ от «____» _____________ 2008 г.
Председатель методической комиссии ____________________ проф. Ревин Ю.Г.
3. Содержание и объем аудиторных занятий
№
п/п
|
Название темы
|
Содержание лекционных занятий
|
Кол-во
часов
|
Содержание практических, семинарских и лабораторных занятий
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение в физиологию.
|
Лекция 1. Физиология возбудимых тканей.
|
2
|
Занятие 1: Введение в физиологию. История физиологии. Методы физиологических исследований
|
4
|
2.
|
Регуляция физиологических функций.
|
Лекция 2. Общие представления о регуляции физиологических функций.
Лекция 3. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.
Лекция 4. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
|
1
1
1
|
Занятие 2:
Семинар по лекциям 1, 2.
Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
4
|
3.
|
Физиология внутренних органов и систем человека.
|
Лекция 5. Физиология крови.
Лекция 6. Физиология сердца и кровообращение.
Лекция 7. Физиология дыхания.
Лекция 8. Физиология пищеварения.
Лекция 9. Выделение. Физиология почек.
|
1
1
1
1
1
|
Занятие 3:
Семинар по лекциям 3 и 4.
Занятие 4.
Семинар по лекциям 5 и 6.
Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
Занятие 5.
Семинар по лекциям 7 и 8.
Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
4
4
4
|
4.
|
Энергетический и тепловой баланс организма.
|
Лекция 10. Терморегуляция.
Лекция 11. Обмен веществ и энергии.
Лекция 12. Физиология труда.
|
1
1
1
|
Занятие 6.
Семинар по лекциям 9 и 10.
|
4
|
5.
|
Организм человека во взаимосвязи с окружающей средой.
|
Лекция 13. Физиология анализаторов.
Лекция 14. Высшая нервная деятельность.
Лекция 15. Экологическая физиология.
Лекция 16. Рост и развитие организма человека.
|
1
1
1
1
|
Занятие 7.
Семинар по лекциям 11 и 12.
Практическая работа «Анализ пищевого рациона».
Занятие 8.
Семинар по лекциям 13 и 14.
Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга».
Занятие 9. Семинар по лекциям 15 и 16.
|
4
4
2
|
4. Содержание и объем внеаудиторных занятий
№
п/п
|
Наименование и содержание задания
|
Объем
(стр.)
|
Трудоемкость
(час.)
|
1.
|
Курсовая работа
Введение.
Анализ литературных источников по проблемам курсовой работы.
Основная расчетно-содержательная часть.
Выводы и заключение.
|
30-50 стр.
|
25
|
2.
|
Подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным работам.
|
|
9
|
5. Список литературы
Основная литература
Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. – Учебное пособие [в печати].
Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М. 1996.
Дополнительная литература
Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 408 с.
Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ /
Н.А. Барбараш [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 185 с.
^
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан механического факультета
АПАТЕНКО А.С.__________
«____» ______________________2008 г.
^
ДИСЦИПЛИНЫ
______________ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА_____________
(наименование дисциплины)
Цикл дисциплин ___________________СД.07______________________
Для специальности 280202.65 «Инженерная защита окружающей среды»________
(номер и наименование специальности)
_____________________________________________________________
Кафедра ___________^ __________________
Программу составили: ______профессор Пряхин В.Н., ассистент Прожерина Ю.А.______
__________________________________ (Ф.И.О. автора, подпись)
Курс _____3_____ Семестр _______5_______
Общее количество часов (по примерной программе) _____51_______
Вид занятий
|
Количество часов (аудиторных) 34
|
Семестр __5___
|
Семестр _____
|
Всего
|
Лекции
|
17
|
|
17
|
Практические занятия
|
16
|
|
16
|
Лабораторные работы
|
|
|
|
Итоги
|
51
|
|
51
|
В конце семестра
|
Зачет
|
|
Зачет
|
* Форма аттестации (зачет, экзамен)
Внеаудиторные задания ______________Реферат_________________________________
(ДЗ, РГР, курсовая работа, курсовой проект)
Самостоятельная работа студентов ________18 ч.________
2008/2009 учебный год
2. Обоснование для составления программы
Рабочая программа составлена на основании Госстандарта по специальности, примерной рабочей программы дисциплины «Физиология человека», утвержденной учебно-методическим объединением МГУП и Учебного плана по специальности 280202.65 «Инженерная защита окружающей среды».
________________________
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «БЖД» МГУП,
протокол № ____ от «____» ______________ 2008 г.
Заведующий кафедрой БЖД ____________________ Пряхин В.Н.
Рабочая программа одобрена Методической комиссией механического факультета,
протокол № _____ от «____» _____________ 2008 г.
Председатель методической комиссии ____________________ проф. Ревин Ю.Г.
3. Содержание и объем аудиторных занятий
№
п/п
|
Название темы
|
Содержание лекционных занятий
|
Кол-во
часов
|
Содержание практических, семинарских и лабораторных занятий
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение в физиологию.
|
Лекция 1. Физиология возбудимых тканей
(08.09.08).
|
1
|
Занятие 1: Введение в физиологию. История физиологии. Методы физиологических исследований
|
2
|
2.
|
Регуляция физиологических функций.
|
Лекция 2. Общие представления о регуляции физиологических функций (08.09.08).
Лекция 3. Нервная регуляция. Физиология нервной системы (22.09.08).
Лекция 4. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции (22.09.08).
|
1
1
1
|
Занятие 2:
Семинар по лекциям 1, 2.
Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
2
|
3.
|
Физиология внутренних органов и систем человека.
|
Лекция 5. Физиология крови (06.10.08).
Лекция 6. Физиология сердца и кровообращение (06.10.08).
Лекция 7. Физиология дыхания (20.10.08).
Лекция 8. Физиология пищеварения (20.10.08).
Лекция 9. Выделение. Физиология почек (03.11.08).
|
1
1
1
1
1
|
Занятие 3:
Семинар по лекциям 3 и 4.
Занятие 4.
Семинар по лекциям 5 и 6.
Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
Занятие 5. Семинар по лекциям 7 и 8.
Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
2
2
2
|
4.
|
Энергетический и тепловой баланс организма.
|
Лекция 10. Терморегуляция (03.11.08).
Лекция 11. Обмен веществ и энергии (17.11.08).
Лекция 12. Физиология труда (17.11.08).
|
1
1
1
|
Занятие 6.
Семинар по лекциям 9 и 10.
|
2
|
5.
|
Организм человека во взаимосвязи с окружающей средой.
|
Лекция 13. Физиология анализаторов (01.12.08).
Лекция 14. Высшая нервная деятельность (01.12.08).
Лекция 15. Экологическая физиология (15.12.08).
Лекция 16. Рост и развитие организма человека (15.12.08).
|
1
1
1
1
|
Занятие 7.
Семинар по лекциям 11 и 12.
Практическая работа «Анализ пищевого рациона».
Занятие 8.
Семинар по лекциям 13 и 14.
Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга».
Занятие 9.Семинар по лекциям 15 и 16.
|
2
2
2
|
4. Содержание и объем внеаудиторных занятий
№
п/п
|
Наименование и содержание задания
|
Объем
(стр.)
|
Трудоемкость
(час.)
|
1
|
Реферат
Введение.
Анализ литературных источников по проблеме.
Список литературы.
|
7-10
|
9
|
2.
|
Подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным работам.
|
|
9
|
5. Список литературы
Основная литература
Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. – Учебное пособие. – в печати.
Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М. 1996.
Дополнительная литература
Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 408 с.
Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ /
Н.А. Барбараш [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 185 с.
^
3.1. Методические указания к лекциям, практическим и семинарским занятиям в виде календарного плана (распечатка и электронная версия).
3.2. Методические указания к практическим занятиям (распечатка)
3.3. Методические указания студентам специальности ЗЧС по выполнению курсовой работы (распечатка)
Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях», группа № 281,
2009-2010 учебный год, 3 семестр
№ недели
|
Содержание лекций или практических занятий
|
Литературный источник
|
1
|
Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.
Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций
|
1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.
2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.
3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.
4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
|
2
|
Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
3
|
Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.
Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
|
4
|
Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.
|
5
|
Лекция 6. Физиология крови.
Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.
|
6
|
Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
|
7
|
Лекция 8. Физиология дыхания.
Лекция 9. Физиология пищеварения.
|
8
|
Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
9
|
Лекция 10. Выделение. Физиология почек.
Лекция 11. Терморегуляция.
|
10
|
Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.
|
11
|
Лекция 12. Обмен веществ и энергии.
Лекция 13. Физиология труда.
|
12
|
Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13.
|
13
|
Лекция 14. Физиология анализаторов.
Лекция 15. Высшая нервная деятельность.
|
14
|
Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»
|
15
|
Лекция 16. Экологическая физиология.
Лекция 17. Рост и развитие организма человека.
|
16
|
Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.
|
17
|
Итоговое занятие
|
|
^ практические работы, выполняемые на семинарах.
В конце семестра: экзамен.
Профессор кафедры БЖД, к.пед.н. С.С. Соловьёв
Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина
Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,
Профессор В.Н. Пряхин
Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях», группа № 281,
2010-2011 учебный год, 3 семестр
№ недели
|
Содержание лекций или практических занятий
|
Литературный источник
|
1
|
Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.
Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций
|
1.Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Учебное пособие. Курс лекций и практические работы. – М.,2010.
2. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.
3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.
4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.
|
2
|
Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
3
|
Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.
Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
|
4
|
Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.
|
5
|
Лекция 6. Физиология крови.
Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.
|
6
|
Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
|
7
|
Лекция 8. Физиология дыхания.
Лекция 9. Физиология пищеварения.
|
8
|
Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
9
|
Лекция 10. Выделение. Физиология почек.
Лекция 11. Терморегуляция.
|
10
|
Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.
|
11
|
Лекция 12. Обмен веществ и энергии.
Лекция 13. Физиология труда.
|
12
|
Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13.
|
13
|
Лекция 14. Физиология анализаторов.
Лекция 15. Высшая нервная деятельность.
|
14
|
Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»
|
15
|
Лекция 16. Экологическая физиология.
Лекция 17. Рост и развитие организма человека.
|
16
|
Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.
|
17
|
Итоговое занятие
|
|
^ курсовая работа «Анализ пищевого рациона», практические работы, выполняемые на семинарах.
В конце семестра: экзамен.
Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина
Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,
Профессор В.Н. Пряхин
Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 371,
2009-2010 учебный год, 5 семестр
№ недели
|
Содержание лекций или практических занятий
|
Литературный источник
|
1
|
Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.
Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций.
Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.
2. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.
3. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.
|
2
|
|
3
|
Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.
Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.
|
4
|
|
5
|
Лекция 6. Физиология крови.
Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.
Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
|
6
|
|
7
|
Лекция 8. Физиология дыхания.
Лекция 9. Физиология пищеварения.
Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
8
|
|
9
|
Лекция 10. Выделение. Физиология почек.
Лекция 11. Терморегуляция.
Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.
|
10
|
|
11
|
Лекция 12. Обмен веществ и энергии.
Лекция 13. Физиология труда.
Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа « Анализ пищевого рациона».
|
12
|
|
13
|
Лекция 14. Физиология анализаторов.
Лекция 15. Высшая нервная деятельность.
Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»
|
14
|
|
15
|
Лекция 16. Экологическая физиология.
Лекция 17. Рост и развитие организма человека.
Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.
|
16
|
|
17
|
Итоговое занятие
|
|
^ реферат по выбранной теме; практические работы, выполняемые на семинарах.
В конце семестра: зачёт.
Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина
Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,
Профессор В.Н. Пряхин
Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 372,
2009-2010 учебный год, 5 семестр
№ недели
|
Содержание лекций или практических занятий
|
Литературный источник
|
1
|
Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.
Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций
|
1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.
2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.
3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.
4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
|
2
|
Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
3
|
Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.
Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
|
4
|
Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.
|
5
|
Лекция 6. Физиология крови.
Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.
|
6
|
Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
|
7
|
Лекция 8. Физиология дыхания.
Лекция 9. Физиология пищеварения.
|
8
|
Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
9
|
Лекция 10. Выделение. Физиология почек.
Лекция 11. Терморегуляция.
|
10
|
Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.
|
11
|
Лекция 12. Обмен веществ и энергии.
Лекция 13. Физиология труда.
|
12
|
Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа «Анализ пищевого рациона».
|
13
|
Лекция 14. Физиология анализаторов.
Лекция 15. Высшая нервная деятельность.
|
14
|
Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»
|
15
|
Лекция 16. Экологическая физиология.
Лекция 17. Рост и развитие организма человека.
|
16
|
Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.
|
17
|
Итоговое занятие
|
|
^ реферат по выбранной теме; практические работы.
В конце семестра: зачет.
Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина
Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,
Профессор В.Н. Пряхин
Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 371,
2010-2011 учебный год, 5 семестр
№ недели
|
Содержание лекций или практических занятий
|
Литературный источник
|
1
|
Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.
Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций.
Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
1.Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Учебное пособие. Курс лекций и практические работы. – М.,2010.
2. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.
3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.
4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.
|
2
|
|
3
|
Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.
Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.
|
4
|
|
5
|
Лекция 6. Физиология крови.
Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.
Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
|
6
|
|
7
|
Лекция 8. Физиология дыхания.
Лекция 9. Физиология пищеварения.
Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
8
|
|
9
|
Лекция 10. Выделение. Физиология почек.
Лекция 11. Терморегуляция.
Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.
|
10
|
|
11
|
Лекция 12. Обмен веществ и энергии.
Лекция 13. Физиология труда.
Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа « Анализ пищевого рациона».
|
12
|
|
13
|
Лекция 14. Физиология анализаторов.
Лекция 15. Высшая нервная деятельность.
Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»
|
14
|
|
15
|
Лекция 16. Экологическая физиология.
Лекция 17. Рост и развитие организма человека.
Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.
|
16
|
|
17
|
Итоговое занятие
|
|
^ реферат по выбранной теме; практические работы, выполняемые на семинарах.
В конце семестра: зачёт.
Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина
Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,
Профессор В.Н. Пряхин
Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 372,
2010-2011 учебный год, 5 семестр
№ недели
|
Содержание лекций или практических занятий
|
Литературный источник
|
1
|
Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.
Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций
|
1.Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Учебное пособие. Курс лекций и практические работы. – М.,2010.
2. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.
3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.
4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.
|
2
|
Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»
|
3
|
Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.
Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
|
4
|
Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.
|
5
|
Лекция 6. Физиология крови.
Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.
|
6
|
Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».
|
7
|
Лекция 8. Физиология дыхания.
Лекция 9. Физиология пищеварения.
|
8
|
Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».
|
9
|
Лекция 10. Выделение. Физиология почек.
Лекция 11. Терморегуляция.
|
10
|
Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.
|
11
|
Лекция 12. Обмен веществ и энергии.
Лекция 13. Физиология труда.
|
12
|
Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа « Анализ пищевого рациона».
|
13
|
Лекция 14. Физиология анализаторов.
Лекция 15. Высшая нервная деятельность.
|
14
|
Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»
|
15
|
Лекция 16. Экологическая физиология.
Лекция 17. Рост и развитие организма человека.
|
16
|
Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.
|
17
|
Итоговое занятие
|
|
^ реферат по выбранной теме; практические работы, выполняемые на семинарах.
В конце семестра: зачёт.
Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина
Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,
Профессор В.Н. Пряхин
^
Сущность предмета физиологии. Основные этапы развития физиологии. Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других учёных в развитии физиологии. Методы исследования, используемые при изучении физиологических функций.
Строение и функции клетки. Виды межклеточных контактов. Характеристика синаптического контакта.
Физиология возбудимых тканей. Общие представления о состоянии покоя и возбуждения клетки. Типы нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.
Физиология мышц. Особенности скелетной и гладкой мускулатуры. Виды работ, совершаемых скелетными мышцами. Утомление мышц. Отдых.
Регуляция физиологических функций. Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций.
Гомеостаз. Жёсткие и пластичные показатели, характеризующие постоянство внутренней среды. Представление о саморегуляции в организме человека, значение прямых и обратных (положительных и отрицательных) связей.
Гуморальная регуляция. Гормональная регуляция как высшая форма гуморальной регуляции. Железы внутренней секреции (эндокринные железы): особенности строения и функции. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы. Общее представление о гормонах (строение, функции, общие биологические свойства, цикл работы, механизм действия).
Частная физиология желез внутренней секреции. Функции гипофиза и эпифиза, щитовидной железы и паращитовидных желез, коры и мозгового вещества надпочечников, поджелудочной железы и половых желез.
Нервная система. Нейрон как основная структурная и функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Типы нейронов. Рефлекс и строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. Понятие о нервном центре, свойства нервных центров. Процесс торможения.
Физиология центральной нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Рефлекс. Строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
Головной мозг: физиологическая роль продолговатого мозга и заднего мозга (варолиев мост и мозжечок), среднего мозга (четверохолмие и ножки мозга), промежуточного мозга (таламус, гипоталамус, гипофиз и эпифиз), конечного мозга (большие полушария мозга).
Физиология вегетативной нервной системы. Особенности строения и функции симпатической, парасимпатической и метасимпатической системы.
Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови и гематокрит. Функции форменных элементов крови: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.
Свертывание крови (гемостаз). Представление о сосудисто-тромбоцитарном и коагуляционном гемостазе. Противосвертывающая система.
Группы крови. Агглютиногены и агглютинины, понятие об агглютинации. Резус-фактор.
Физиология кровообращения: большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление в большом и малом кругах кровообращения. Давление крови на различных участках сосудистого русла. Расчёт пульсового давления, артериального давления среднего, систолического и минутного объемов. Лимфа.
Физиология сердца. Сердечный цикл. Новое свойство сердечной мышцы – автоматия (строение проводящей системы сердца, узлы автоматии). Регуляция работы сердечно-сосудистой системы.
Дыхание. Этапы процесса дыхания. Строение дыхательной системы. Внешнее дыхание: механизмы вдоха и выдоха. Главные инспираторные и экспираторные мышцы.
Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Взаимодействие газов с тканями. Регуляция процесса дыхания.
Дыхание. Этапы процесса дыхания. Легочные объемы и емкости.
Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Регуляция процесса пищеварения.
Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в начальном отделе тонкого кишечника – 12-типерстной кишке. Роль ферментов поджелудочной железы, желчного пузыря и печени в процессе пищеварения. Регуляция процесса пищеварения.
Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в тонком (полостное и пристеночное) и толстом кишечнике. Регуляция процесса пищеварения. Регуляция процесса пищеварения.
Выделение, органы выделения. Строение и функции мочевыделительной системы и почек. Нефрон как структурная и функциональная единица почки. Состав и свойства конечной мочи. Регуляция деятельности почек.
Терморегуляция. Пойкилотермия и гомойотермия. Температурные «оболочка» и «ядро», понятие об истинной температуре тела. Температурная схема тела человека. Условия температурного комфорта. Регуляция температуры тела для поддержания теплового баланса организма: терморецепторы, роль гипоталамуса и установочная температурная точка, механизмы теплопродукции и теплоотдачи.
Обмен веществ и энергии или метаболизм. Анаболизм и катаболизм. Значение для организма белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен. Роль витаминов в жизнедеятельности организма.
Основной обмен. Обмен во сне, обмен в покое и рабочий обмен. Определение основного обмена методами прямой и непрямой калориметрии, суть методов.
Физиология труда. Деление населения на группы в зависимости от вида выполняемого труда. Факторы трудового процесса, влияющие на трудоспособность человека. Определение понятия «Здоровье» согласно ВОЗ. Работоспособность человека. Фазы изменения работоспособности на протяжении рабочей смены и недели.
Общее представление о сенсорных системах: отделы сенсорной системы, основные свойства рецепторов, классификация рецепторов. Зрительный анализатор: строение, функции. Аномалии рефракции: близорукость и дальнозоркость.
Общее представление о сенсорных системах: отделы сенсорной системы, основные свойства рецепторов, классификация рецепторов. Слуховой и вестибулярный анализаторы: строение, функции.
Общее представление о сенсорных системах: отделы сенсорной системы, основные свойства рецепторов, классификация рецепторов. Обонятельный, вкусовой анализаторы и соматовисцеральная сенсорная система: строение и функции.
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Первая и вторая сигнальные системы. Мышление и речь. Типы высшей нервной деятельности.
Физиология эмоций: классификация эмоций; внешние и вегетативные проявления эмоций; значение положительных и отрицательных эмоций.
Память: этапы формирования памяти; механизмы, лежащие в основе кратковременной и долговременной памяти; роль памяти при обучении.
Физиология сна: фазы сна; корково-подкорковая теория сна; значение сна для организма.
Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Виды основных групп экологических нагрузок на организм: климат окружающей среды; климат в помещениях и вентиляция помещений;
Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Виды основных групп экологических нагрузок на организм. Шум; вибрация и ускорение.
Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Виды основных групп экологических нагрузок на организм. Высота и низкое давление; подводное погружение и высокое давление.
Адаптация человека. Характеристика процессов адаптации. Общие принципы и механизмы адаптации. Стадии фазового течения адаптации. Качественные критерии фактора и режим его воздействия на организм.
Рост и развитие организма человека (жизненный цикл человека).
^
Сущность предмета физиологии. Основные этапы развития физиологии. Методы исследования, используемые при изучении физиологических функций.
Строение и функции клетки. Виды межклеточных контактов. Синапс.
Физиология возбудимых тканей: состояния покоя и возбуждения клетки. Типы нервных волокон. Проведение возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.
Физиология мышц. Особенности скелетной и гладкой мускулатуры. Виды работ, совершаемых скелетными мышцами. Утомление мышц. Отдых.
Гомеостаз. Саморегуляция в организме человека, значение прямых и обратных связей.
Гуморальная и гормональная регуляция. Железы внутренней секреции (эндокринные железы): особенности строения и функции. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы.
Частная физиология эндокринных желез. Гормоны гипофиза и эпифиза, щитовидной железы и околощитовидных желез, коры и мозгового вещества надпочечников, поджелудочной железы и половых желез.
Нервная система. Строение нейрона. Типы нейронов. Понятие о нервном центре, свойства нервных центров. Процесс торможения.
Строение и функции спинного мозга. Строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
Головной мозг: физиологическая роль продолговатого мозга и заднего мозга (мост и мозжечок), среднего мозга (четверохолмие и ножки мозга), промежуточного мозга (таламус, гипоталамус, гипофиз и эпифиз), конечного мозга (большие полушария мозга).
Физиология вегетативной нервной системы. Особенности строения и функции симпатической, парасимпатической и метасимпатической систем.
Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови и гематокрит. Функции форменных элементов крови: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.
Свертывание крови (гемостаз). Представление о сосудисто-тромбоцитарном и коагуляционном гемостазе. Противосвертывающая система.
Группы крови. Агглютиногены и агглютинины, понятие об агглютинации. Резус-фактор.
Физиология кровообращения: большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление в большом и малом кругах кровообращения. Лимфа.
Физиология сердца. Сердечный цикл. Новое свойство сердечной мышцы – автоматия (строение проводящей системы сердца, узлы автоматии). Регуляция работы сердца.
Дыхание. Этапы процесса дыхания. Строение дыхательной системы. Внешнее дыхание: механизмы вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости.
Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Взаимодействие газов с тканями. Регуляция процесса дыхания.
Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Регуляция процесса пищеварения.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль ферментов поджелудочной железы. Значение желчного пузыря и печени в процессе пищеварения. Пищеварение в толстом кишечнике.
Выделение, органы выделения. Строение и функции мочевыделительной системы и почек. Строение нефрона и этапы образования мочи. Состав конечной мочи. Регуляция работы почек.
Терморегуляция. Пойкилотермия и гомойотермия. Температурные «оболочка» и «ядро», понятие об истинной температуре тела. Регуляция температуры тела: терморецепторы, роль гипоталамуса, механизмы теплопродукции и теплоотдачи. Условия температурного комфорта.
Обмен веществ и энергии или метаболизм. Анаболизм и катаболизм. Значение для организма белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен. Витамины.
Основной обмен. Обмен во сне, обмен в покое и рабочий обмен. Определение основного обмена методами прямой и непрямой калориметрии, суть методов.
Физиология труда. Деление населения на группы в зависимости от вида выполняемого труда. Факторы трудового процесса, влияющие на трудоспособность человека.
Общее представление о сенсорных системах, отделы сенсорной системы. Зрительный анализатор: строение, функции. Аномалии рефракции: близорукость и дальнозоркость.
Общее представление о сенсорных системах, отделы сенсорной системы. Слуховой и вестибулярный анализаторы: строение, функции.
Общее представление о сенсорных системах, отделы сенсорной системы. Обонятельный, вкусовой анализаторы и соматовисцеральная сенсорная система: строение и функции.
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Первая и вторая сигнальные системы. Мышление и речь. Типы высшей нервной деятельности.
Физиология эмоций: классификация эмоций; внешние и вегетативные проявления эмоций; значение положительных и отрицательных эмоций.
Память: этапы формирования памяти; механизмы, лежащие в основе кратковременной и долговременной памяти; роль памяти при обучении.
Физиология сна: фазы сна; корково-подкорковая теория сна; значение сна для организма.
Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Основные группы экологических нагрузок на организм: климат окружающей среды; климат в помещениях и вентиляция помещений.
Экологическая физиология. Шум; вибрация и ускорение, их влияние на организм человека.
Экологическая физиология. Высота и низкое давление; подводное погружение и высокое давление, их влияние на организм человека.
Рост и развитие организма человека (жизненный цикл человека).
^
Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология и безопасная жизнедеятельность человека. – Учебное пособие. – М., 2009. – 370 с.
Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Курс лекций и практические работы. – М.: Издательство «Спутник+», 2010. – 127 с.: ил.
6. Карта обеспеченности учебной литературой
№№
|
Наименование учебного пособия
|
Наличие в библиотеке, шт
|
1
|
Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология и безопасная жизнедеятельность человека. – Учебное пособие. – М., 2009. – 370 с.
|
|
7. Протокол актуализации УМК
Актуализация необходима в 2012 г.
|