Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях»





Скачать 412.03 Kb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Дата 25.03.2013
Размер 412.03 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА


Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»


УТВЕРЖДАЮ


Заведующий кафедрой

В.Н. Пряхин


"____"______________2011г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»


Для специальностей: 280202.65 – «Инженерная защита окружающей среды» и
280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях»



Москва, 2011


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Выписка из государственного образовательного стандарта специальности ГОС с базовыми дидактическими единицами по дисциплине (для специальностей ЗЧС и ИЗОС)……………………………………………..3

  2. Рабочие учебные программы дисциплины………………………………..4

2.1. Рабочая программа для специальности ЗЧС…………………………4

2.2. Рабочая программа для специальности ИЗОС……………………….8

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей программой……………………………………….12

3.1. Методические указания к лекциям, практическим и семинарским занятиям в виде календарного плана…………………………………….13

3.2. Методические указания к практическим занятиям

3.3. Методические указания студентам специальности ЗЧС по выполнению курсовой работы

  1. Материалы для текущего контроля знаний студентов………………….21

4.1. Вопросы и билеты к экзамену для студентов специальности ЗЧС..21

4.2. Вопросы к зачету для студентов специальности ИЗОС……………23

  1. Учебные пособия…………………………………………………………..25

  2. Карта обеспеченности учебной литературой…………………………….25

  3. Протокол актуализации УМК……………………………………………..25



1. Выписка из государственного образовательного стандарта специальности ГОС с базовыми дидактическими единицами по дисциплине (для специальностей ЗЧС и ИЗОС)


Базово-дидактические единицы по предмету «Физиология человека»:


Организм человека и его основные физиологические функции; обмен веществ; развитие и рост; организм как целое; единство функций и форм, высшая и низшая нервная деятельность, их единство; органы чувств; физиология двигательного аппарата, физиология деятельности.


2. Рабочие учебные программы дисциплины

2.1. Рабочая программа для специальности ЗЧС

2.2. Рабочая программа для специальности ИЗОС


^ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА


МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан механического факультета

АПАТЕНКО А.С.__________

«____» ______________________2008 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ



______________ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА_____________

(наименование дисциплины)


Цикл дисциплин ___________________СД.07______________________


Для специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» .

(номер и наименование специальности)

_____________________________________________________________


Кафедра ___________^ Безопасности жизнедеятельности__________________


Программу составили: ______профессор Пряхин В.Н., ассистент Прожерина Ю.А.___

__________________________________
(Ф.И.О. автора, подпись)


Курс _____2_____ Семестр _______3_______


Общее количество часов (по примерной программе) _____85_______


Вид занятий

Количество часов (аудиторных) 34

Семестр __3___

Семестр _____

Всего

Лекции

17




17

Практические занятия

34




34

Лабораторные работы










Итоги

51




51

В конце семестра

Экзамен




Экзамен

* Форма аттестации (зачет, экзамен)


Внеаудиторные задания ____________^ Курсовая работа_____________________

(ДЗ, РГР, курсовая работа, курсовой проект)


Самостоятельная работа студентов ________34 ч._________


2008/2009 учебный год

2. Обоснование для составления программы


Рабочая программа составлена на основании Госстандарта по специальности, примерной рабочей программы дисциплины «Физиология человека», утвержденной учебно-методическим объединением МГУП и Учебного плана по специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях».

________________________


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «БЖД» МГУП,

протокол № ____ от «____» ______________ 2008 г.


Заведующий кафедрой БЖД ____________________ Пряхин В.Н.


Рабочая программа одобрена Методической комиссией механического факультета,

протокол № _____ от «____» _____________ 2008 г.


Председатель методической комиссии ____________________ проф. Ревин Ю.Г.


3. Содержание и объем аудиторных занятий


п/п

Название темы

Содержание лекционных занятий

Кол-во
часов

Содержание практических, семинарских и лабораторных занятий

Кол-во
часов

1.

Введение в физиологию.

Лекция 1. Физиология возбудимых тканей.


2



Занятие 1: Введение в физиологию. История физиологии. Методы физиологических исследований

4


2.

Регуляция физиологических функций.

Лекция 2. Общие представления о регуляции физиологических функций.

Лекция 3. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.

Лекция 4. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.


1


1


1


Занятие 2:

Семинар по лекциям 1, 2.

Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

4


3.

Физиология внутренних органов и систем человека.

Лекция 5. Физиология крови.

Лекция 6. Физиология сердца и кровообращение.

Лекция 7. Физиология дыхания.

Лекция 8. Физиология пищеварения.

Лекция 9. Выделение. Физиология почек.


1

1

1

1

1


Занятие 3:

Семинар по лекциям 3 и 4.

Занятие 4.

Семинар по лекциям 5 и 6.

Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

Занятие 5.

Семинар по лекциям 7 и 8.

Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

4


4


4



4.

Энергетический и тепловой баланс организма.

Лекция 10. Терморегуляция.

Лекция 11. Обмен веществ и энергии.

Лекция 12. Физиология труда.

1

1

1

Занятие 6.

Семинар по лекциям 9 и 10.


4



5.

Организм человека во взаимосвязи с окружающей средой.

Лекция 13. Физиология анализаторов.

Лекция 14. Высшая нервная деятельность.

Лекция 15. Экологическая физиология.

Лекция 16. Рост и развитие организма человека.

1

1

1

1


Занятие 7.

Семинар по лекциям 11 и 12.

Практическая работа «Анализ пищевого рациона».

Занятие 8.

Семинар по лекциям 13 и 14.

Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга».

Занятие 9. Семинар по лекциям 15 и 16.

4


4


2

4. Содержание и объем внеаудиторных занятий



п/п

Наименование и содержание задания

Объем
(стр.)

Трудоемкость
(час.)

1.

Курсовая работа

  1. Введение.

  2. Анализ литературных источников по проблемам курсовой работы.

  3. Основная расчетно-содержательная часть.

  4. Выводы и заключение.

30-50 стр.

25

2.

Подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным работам.




9


5. Список литературы


Основная литература


  1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. – Учебное пособие [в печати].

  2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М. 1996.


Дополнительная литература


  1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 408 с.

  2. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ /
    Н.А. Барбараш [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 185 с.



^ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА


МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан механического факультета

АПАТЕНКО А.С.__________

«____» ______________________2008 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ



______________ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА_____________

(наименование дисциплины)


Цикл дисциплин ___________________СД.07______________________


Для специальности 280202.65 «Инженерная защита окружающей среды»________

(номер и наименование специальности)

_____________________________________________________________


Кафедра ___________^ Безопасности жизнедеятельности__________________


Программу составили: ______профессор Пряхин В.Н., ассистент Прожерина Ю.А.______

__________________________________
(Ф.И.О. автора, подпись)


Курс _____3_____ Семестр _______5_______


Общее количество часов (по примерной программе) _____51_______


Вид занятий

Количество часов (аудиторных) 34

Семестр __5___

Семестр _____

Всего

Лекции

17




17

Практические занятия

16




16

Лабораторные работы










Итоги

51




51

В конце семестра

Зачет




Зачет

* Форма аттестации (зачет, экзамен)


Внеаудиторные задания ______________Реферат_________________________________

(ДЗ, РГР, курсовая работа, курсовой проект)


Самостоятельная работа студентов ________18 ч.________


2008/2009 учебный год

2. Обоснование для составления программы


Рабочая программа составлена на основании Госстандарта по специальности, примерной рабочей программы дисциплины «Физиология человека», утвержденной учебно-методическим объединением МГУП и Учебного плана по специальности 280202.65 «Инженерная защита окружающей среды».

________________________


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «БЖД» МГУП,

протокол № ____ от «____» ______________ 2008 г.


Заведующий кафедрой БЖД ____________________ Пряхин В.Н.


Рабочая программа одобрена Методической комиссией механического факультета,

протокол № _____ от «____» _____________ 2008 г.


Председатель методической комиссии ____________________ проф. Ревин Ю.Г.


3. Содержание и объем аудиторных занятий


п/п

Название темы

Содержание лекционных занятий

Кол-во
часов

Содержание практических, семинарских и лабораторных занятий

Кол-во
часов

1.

Введение в физиологию.

Лекция 1. Физиология возбудимых тканей
(08.09.08).


1



Занятие 1: Введение в физиологию. История физиологии. Методы физиологических исследований

2


2.

Регуляция физиологических функций.

Лекция 2. Общие представления о регуляции физиологических функций (08.09.08).

Лекция 3. Нервная регуляция. Физиология нервной системы (22.09.08).

Лекция 4. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции (22.09.08).


1


1


1


Занятие 2:

Семинар по лекциям 1, 2.

Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

2


3.

Физиология внутренних органов и систем человека.

Лекция 5. Физиология крови (06.10.08).

Лекция 6. Физиология сердца и кровообращение (06.10.08).

Лекция 7. Физиология дыхания (20.10.08).

Лекция 8. Физиология пищеварения (20.10.08).

Лекция 9. Выделение. Физиология почек (03.11.08).


1

1

1

1

1


Занятие 3:

Семинар по лекциям 3 и 4.

Занятие 4.

Семинар по лекциям 5 и 6.

Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

Занятие 5. Семинар по лекциям 7 и 8.

Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

2


2


2



4.

Энергетический и тепловой баланс организма.

Лекция 10. Терморегуляция (03.11.08).

Лекция 11. Обмен веществ и энергии (17.11.08).

Лекция 12. Физиология труда (17.11.08).

1

1

1

Занятие 6.

Семинар по лекциям 9 и 10.


2



5.

Организм человека во взаимосвязи с окружающей средой.

Лекция 13. Физиология анализаторов (01.12.08).

Лекция 14. Высшая нервная деятельность (01.12.08).

Лекция 15. Экологическая физиология (15.12.08).

Лекция 16. Рост и развитие организма человека (15.12.08).

1

1

1

1


Занятие 7.

Семинар по лекциям 11 и 12.

Практическая работа «Анализ пищевого рациона».

Занятие 8.

Семинар по лекциям 13 и 14.

Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга».

Занятие 9.Семинар по лекциям 15 и 16.

2


2


2


4. Содержание и объем внеаудиторных занятий



п/п

Наименование и содержание задания

Объем
(стр.)

Трудоемкость
(час.)

1

Реферат

  1. Введение.

  2. Анализ литературных источников по проблеме.

Список литературы.

7-10

9


2.

Подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным работам.




9


5. Список литературы


Основная литература


  1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. – Учебное пособие. – в печати.

  2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М. 1996.


Дополнительная литература


  1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 408 с.

  2. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ /
    Н.А. Барбараш [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 185 с.



^ 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

3.1. Методические указания к лекциям, практическим и семинарским занятиям в виде календарного плана (распечатка и электронная версия).

3.2. Методические указания к практическим занятиям (распечатка)

3.3. Методические указания студентам специальности ЗЧС по выполнению курсовой работы (распечатка)


Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях», группа № 281,
2009-2010 учебный год, 3 семестр



недели

Содержание лекций или практических занятий

Литературный источник

1

Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.

Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций

1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.


2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.


3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.


4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.



2

Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

3

Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.

Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

4

Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.

5

Лекция 6. Физиология крови.

Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.

6

Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

7

Лекция 8. Физиология дыхания.

Лекция 9. Физиология пищеварения.

8

Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

9

Лекция 10. Выделение. Физиология почек.

Лекция 11. Терморегуляция.

10

Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.

11

Лекция 12. Обмен веществ и энергии.

Лекция 13. Физиология труда.

12

Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13.

13

Лекция 14. Физиология анализаторов.

Лекция 15. Высшая нервная деятельность.

14

Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»

15

Лекция 16. Экологическая физиология.

Лекция 17. Рост и развитие организма человека.

16

Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.

17

Итоговое занятие





^ Задания по курсу: практические работы, выполняемые на семинарах.

В конце семестра: экзамен.


Профессор кафедры БЖД, к.пед.н. С.С. Соловьёв


Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина


Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,

Профессор В.Н. Пряхин

Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях», группа № 281,
2010-2011 учебный год, 3 семестр



недели

Содержание лекций или практических занятий

Литературный источник

1

Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.

Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций

1.Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Учебное пособие. Курс лекций и практические работы. – М.,2010.


2. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.


3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.


4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


5. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.

2

Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

3

Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.

Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

4

Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.

5

Лекция 6. Физиология крови.

Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.

6

Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

7

Лекция 8. Физиология дыхания.

Лекция 9. Физиология пищеварения.

8

Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

9

Лекция 10. Выделение. Физиология почек.

Лекция 11. Терморегуляция.

10

Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.

11

Лекция 12. Обмен веществ и энергии.

Лекция 13. Физиология труда.

12

Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13.

13

Лекция 14. Физиология анализаторов.

Лекция 15. Высшая нервная деятельность.

14

Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»

15

Лекция 16. Экологическая физиология.

Лекция 17. Рост и развитие организма человека.

16

Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.

17

Итоговое занятие





^ Задания по курсу: курсовая работа «Анализ пищевого рациона», практические работы, выполняемые на семинарах.

В конце семестра: экзамен.


Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина


Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,

Профессор В.Н. Пряхин

Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 371,
2009-2010 учебный год, 5 семестр




недели

Содержание лекций или практических занятий

Литературный источник

1

Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.

Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций.


Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.


2. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.


3. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


4. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.

2




3

Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.

Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.


Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.

4




5

Лекция 6. Физиология крови.

Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.


Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

6




7

Лекция 8. Физиология дыхания.

Лекция 9. Физиология пищеварения.


Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

8




9

Лекция 10. Выделение. Физиология почек.

Лекция 11. Терморегуляция.


Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.

10




11

Лекция 12. Обмен веществ и энергии.

Лекция 13. Физиология труда.


Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа « Анализ пищевого рациона».

12




13

Лекция 14. Физиология анализаторов.

Лекция 15. Высшая нервная деятельность.


Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»

14




15

Лекция 16. Экологическая физиология.

Лекция 17. Рост и развитие организма человека.


Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.

16




17

Итоговое занятие





^ Задания по курсу: реферат по выбранной теме; практические работы, выполняемые на семинарах.

В конце семестра: зачёт.


Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина


Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,

Профессор В.Н. Пряхин


Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 372,
2009-2010 учебный год, 5 семестр



недели

Содержание лекций или практических занятий

Литературный источник

1

Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.

Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций

1. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.


2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.


3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.


4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.



2

Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

3

Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.

Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

4

Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.

5

Лекция 6. Физиология крови.

Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.

6

Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

7

Лекция 8. Физиология дыхания.

Лекция 9. Физиология пищеварения.

8

Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

9

Лекция 10. Выделение. Физиология почек.

Лекция 11. Терморегуляция.

10

Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.

11

Лекция 12. Обмен веществ и энергии.

Лекция 13. Физиология труда.

12

Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа «Анализ пищевого рациона».

13

Лекция 14. Физиология анализаторов.

Лекция 15. Высшая нервная деятельность.

14

Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»

15

Лекция 16. Экологическая физиология.

Лекция 17. Рост и развитие организма человека.

16

Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.

17

Итоговое занятие





^ Задания по курсу: реферат по выбранной теме; практические работы.

В конце семестра: зачет.


Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина


Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,

Профессор В.Н. Пряхин

Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 371,
2010-2011 учебный год, 5 семестр



недели

Содержание лекций или практических занятий

Литературный источник

1

Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.

Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций.


Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

1.Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Учебное пособие. Курс лекций и практические работы. – М.,2010.


2. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.


3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.


4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


5. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.

2




3

Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.

Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.


Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.

4




5

Лекция 6. Физиология крови.

Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.


Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

6




7

Лекция 8. Физиология дыхания.

Лекция 9. Физиология пищеварения.


Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

8




9

Лекция 10. Выделение. Физиология почек.

Лекция 11. Терморегуляция.


Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.

10




11

Лекция 12. Обмен веществ и энергии.

Лекция 13. Физиология труда.


Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа « Анализ пищевого рациона».

12




13

Лекция 14. Физиология анализаторов.

Лекция 15. Высшая нервная деятельность.


Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»

14




15

Лекция 16. Экологическая физиология.

Лекция 17. Рост и развитие организма человека.


Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.

16




17

Итоговое занятие





^ Задания по курсу: реферат по выбранной теме; практические работы, выполняемые на семинарах.

В конце семестра: зачёт.


Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина


Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,

Профессор В.Н. Пряхин


Календарный план лекционно-практических занятий
по предмету «Физиология человека» для специальности
280202.65 «Инженерная защита окружающей среды», группа № 372,
2010-2011 учебный год, 5 семестр



недели

Содержание лекций или практических занятий

Литературный источник

1

Лекции 1,2. История физиологии. Физиология возбудимых тканей.

Лекция 3. Общие представления о регуляции физиологических функций

1.Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Учебное пособие. Курс лекций и практические работы. – М.,2010.


2. Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология человека. Учебное пособие. М.: МГУП, 2009.


3. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. Изд. 2-е, испр. – М. Изд-во РУДН, 2005.


4. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н.А. Барбараш и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


5. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М., 1996.

2

Занятие 1. Семинар по лекциям 1-3. Практические работы «Измерение абсолютной силы мышц кисти и спины человека» и «Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц с помощью динамометрии»

3

Лекция 4. Нервная регуляция. Физиология нервной системы.

Лекция 5. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

4

Занятие 2. Семинар по лекциям 4 и 5.

5

Лекция 6. Физиология крови.

Лекция 7. Физиология сердца и кровообращение.

6

Занятие 3. Семинар по лекциям 6 и 7. Практические работы «Измерение уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений у человека в покое и после динамической физической нагрузки» и «Определение биологического возраста по параметрам системы кровообращения».

7

Лекция 8. Физиология дыхания.

Лекция 9. Физиология пищеварения.

8

Занятие 4. Семинар по лекциям 8 и 9. Практические работы «Функциональные пробы с задержкой дыхания» и «Измерение длительности задержки дыхания после гипервентиляции и физической нагрузки».

9

Лекция 10. Выделение. Физиология почек.

Лекция 11. Терморегуляция.

10

Занятие 5. Семинар по лекциям 10 и 11.

11

Лекция 12. Обмен веществ и энергии.

Лекция 13. Физиология труда.

12

Занятие 6. Семинар по лекциям 12 и 13. Практическая работа « Анализ пищевого рациона».

13

Лекция 14. Физиология анализаторов.

Лекция 15. Высшая нервная деятельность.

14

Занятие 7. Семинар по лекциям 14 и 15. Практические работы «Исследование функциональной асимметрии мозга»

15

Лекция 16. Экологическая физиология.

Лекция 17. Рост и развитие организма человека.

16

Занятие 8. Семинар по лекциям 16 и 17.

17

Итоговое занятие





^ Задания по курсу: реферат по выбранной теме; практические работы, выполняемые на семинарах.

В конце семестра: зачёт.


Доцент кафедры БЖД, к.б.н. Ю.А. Прожерина


Зав. кафедрой БЖД, д.т.н.,

Профессор В.Н. Пряхин

^ 4. Материалы для текущего контроля знаний студентов:

4.1. Вопросы и билеты к экзамену для студентов специальности ЗЧС



  1. Сущность предмета физиологии. Основные этапы развития физиологии. Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других учёных в развитии физиологии. Методы исследования, используемые при изучении физиологических функций.

  2. Строение и функции клетки. Виды межклеточных контактов. Характеристика синаптического контакта.

  3. Физиология возбудимых тканей. Общие представления о состоянии покоя и возбуждения клетки. Типы нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.

  4. Физиология мышц. Особенности скелетной и гладкой мускулатуры. Виды работ, совершаемых скелетными мышцами. Утомление мышц. Отдых.

  5. Регуляция физиологических функций. Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций.

  6. Гомеостаз. Жёсткие и пластичные показатели, характеризующие постоянство внутренней среды. Представление о саморегуляции в организме человека, значение прямых и обратных (положительных и отрицательных) связей.

  7. Гуморальная регуляция. Гормональная регуляция как высшая форма гуморальной регуляции. Железы внутренней секреции (эндокринные железы): особенности строения и функции. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы. Общее представление о гормонах (строение, функции, общие биологические свойства, цикл работы, механизм действия).

  8. Частная физиология желез внутренней секреции. Функции гипофиза и эпифиза, щитовидной железы и паращитовидных желез, коры и мозгового вещества надпочечников, поджелудочной железы и половых желез.

  9. Нервная система. Нейрон как основная структурная и функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Типы нейронов. Рефлекс и строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. Понятие о нервном центре, свойства нервных центров. Процесс торможения.

  10. Физиология центральной нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Рефлекс. Строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.

  11. Головной мозг: физиологическая роль продолговатого мозга и заднего мозга (варолиев мост и мозжечок), среднего мозга (четверохолмие и ножки мозга), промежуточного мозга (таламус, гипоталамус, гипофиз и эпифиз), конечного мозга (большие полушария мозга).

  12. Физиология вегетативной нервной системы. Особенности строения и функции симпатической, парасимпатической и метасимпатической системы.

  13. Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови и гематокрит. Функции форменных элементов крови: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.

  14. Свертывание крови (гемостаз). Представление о сосудисто-тромбоцитарном и коагуляционном гемостазе. Противосвертывающая система.

  15. Группы крови. Агглютиногены и агглютинины, понятие об агглютинации. Резус-фактор.

  16. Физиология кровообращения: большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление в большом и малом кругах кровообращения. Давление крови на различных участках сосудистого русла. Расчёт пульсового давления, артериального давления среднего, систолического и минутного объемов. Лимфа.

  17. Физиология сердца. Сердечный цикл. Новое свойство сердечной мышцы – автоматия (строение проводящей системы сердца, узлы автоматии). Регуляция работы сердечно-сосудистой системы.

  18. Дыхание. Этапы процесса дыхания. Строение дыхательной системы. Внешнее дыхание: механизмы вдоха и выдоха. Главные инспираторные и экспираторные мышцы.

  19. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Взаимодействие газов с тканями. Регуляция процесса дыхания.

  20. Дыхание. Этапы процесса дыхания. Легочные объемы и емкости.

  21. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Регуляция процесса пищеварения.

  22. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в начальном отделе тонкого кишечника – 12-типерстной кишке. Роль ферментов поджелудочной железы, желчного пузыря и печени в процессе пищеварения. Регуляция процесса пищеварения.

  23. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в тонком (полостное и пристеночное) и толстом кишечнике. Регуляция процесса пищеварения. Регуляция процесса пищеварения.

  24. Выделение, органы выделения. Строение и функции мочевыделительной системы и почек. Нефрон как структурная и функциональная единица почки. Состав и свойства конечной мочи. Регуляция деятельности почек.

  25. Терморегуляция. Пойкилотермия и гомойотермия. Температурные «оболочка» и «ядро», понятие об истинной температуре тела. Температурная схема тела человека. Условия температурного комфорта. Регуляция температуры тела для поддержания теплового баланса организма: терморецепторы, роль гипоталамуса и установочная температурная точка, механизмы теплопродукции и теплоотдачи.

  26. Обмен веществ и энергии или метаболизм. Анаболизм и катаболизм. Значение для организма белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен. Роль витаминов в жизнедеятельности организма.

  27. Основной обмен. Обмен во сне, обмен в покое и рабочий обмен. Определение основного обмена методами прямой и непрямой калориметрии, суть методов.

  28. Физиология труда. Деление населения на группы в зависимости от вида выполняемого труда. Факторы трудового процесса, влияющие на трудоспособность человека. Определение понятия «Здоровье» согласно ВОЗ. Работоспособность человека. Фазы изменения работоспособности на протяжении рабочей смены и недели.

  29. Общее представление о сенсорных системах: отделы сенсорной системы, основные свойства рецепторов, классификация рецепторов. Зрительный анализатор: строение, функции. Аномалии рефракции: близорукость и дальнозоркость.

  30. Общее представление о сенсорных системах: отделы сенсорной системы, основные свойства рецепторов, классификация рецепторов. Слуховой и вестибулярный анализаторы: строение, функции.

  31. Общее представление о сенсорных системах: отделы сенсорной системы, основные свойства рецепторов, классификация рецепторов. Обонятельный, вкусовой анализаторы и соматовисцеральная сенсорная система: строение и функции.

  32. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Первая и вторая сигнальные системы. Мышление и речь. Типы высшей нервной деятельности.

  33. Физиология эмоций: классификация эмоций; внешние и вегетативные проявления эмоций; значение положительных и отрицательных эмоций.

  34. Память: этапы формирования памяти; механизмы, лежащие в основе кратковременной и долговременной памяти; роль памяти при обучении.

  35. Физиология сна: фазы сна; корково-подкорковая теория сна; значение сна для организма.

  36. Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Виды основных групп экологических нагрузок на организм: климат окружающей среды; климат в помещениях и вентиляция помещений;

  37. Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Виды основных групп экологических нагрузок на организм. Шум; вибрация и ускорение.

  38. Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Виды основных групп экологических нагрузок на организм. Высота и низкое давление; подводное погружение и высокое давление.

  39. Адаптация человека. Характеристика процессов адаптации. Общие принципы и механизмы адаптации. Стадии фазового течения адаптации. Качественные критерии фактора и режим его воздействия на организм.

  40. Рост и развитие организма человека (жизненный цикл человека).


^ 4.2. Вопросы к зачету для студентов специальности ИЗОС


  1. Сущность предмета физиологии. Основные этапы развития физиологии. Методы исследования, используемые при изучении физиологических функций.

  2. Строение и функции клетки. Виды межклеточных контактов. Синапс.

  3. Физиология возбудимых тканей: состояния покоя и возбуждения клетки. Типы нервных волокон. Проведение возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.

  4. Физиология мышц. Особенности скелетной и гладкой мускулатуры. Виды работ, совершаемых скелетными мышцами. Утомление мышц. Отдых.

  5. Гомеостаз. Саморегуляция в организме человека, значение прямых и обратных связей.

  6. Гуморальная и гормональная регуляция. Железы внутренней секреции (эндокринные железы): особенности строения и функции. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы.

  7. Частная физиология эндокринных желез. Гормоны гипофиза и эпифиза, щитовидной железы и околощитовидных желез, коры и мозгового вещества надпочечников, поджелудочной железы и половых желез.

  8. Нервная система. Строение нейрона. Типы нейронов. Понятие о нервном центре, свойства нервных центров. Процесс торможения.

  9. Строение и функции спинного мозга. Строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.

  10. Головной мозг: физиологическая роль продолговатого мозга и заднего мозга (мост и мозжечок), среднего мозга (четверохолмие и ножки мозга), промежуточного мозга (таламус, гипоталамус, гипофиз и эпифиз), конечного мозга (большие полушария мозга).

  11. Физиология вегетативной нервной системы. Особенности строения и функции симпатической, парасимпатической и метасимпатической систем.

  12. Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови и гематокрит. Функции форменных элементов крови: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.

  13. Свертывание крови (гемостаз). Представление о сосудисто-тромбоцитарном и коагуляционном гемостазе. Противосвертывающая система.

  14. Группы крови. Агглютиногены и агглютинины, понятие об агглютинации. Резус-фактор.

  15. Физиология кровообращения: большой и малый круги кровообращения. Кровяное давление в большом и малом кругах кровообращения. Лимфа.

  16. Физиология сердца. Сердечный цикл. Новое свойство сердечной мышцы – автоматия (строение проводящей системы сердца, узлы автоматии). Регуляция работы сердца.

  17. Дыхание. Этапы процесса дыхания. Строение дыхательной системы. Внешнее дыхание: механизмы вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости.

  18. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Взаимодействие газов с тканями. Регуляция процесса дыхания.

  19. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Регуляция процесса пищеварения.

  20. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль ферментов поджелудочной железы. Значение желчного пузыря и печени в процессе пищеварения. Пищеварение в толстом кишечнике.

  21. Выделение, органы выделения. Строение и функции мочевыделительной системы и почек. Строение нефрона и этапы образования мочи. Состав конечной мочи. Регуляция работы почек.

  22. Терморегуляция. Пойкилотермия и гомойотермия. Температурные «оболочка» и «ядро», понятие об истинной температуре тела. Регуляция температуры тела: терморецепторы, роль гипоталамуса, механизмы теплопродукции и теплоотдачи. Условия температурного комфорта.

  23. Обмен веществ и энергии или метаболизм. Анаболизм и катаболизм. Значение для организма белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен. Витамины.

  24. Основной обмен. Обмен во сне, обмен в покое и рабочий обмен. Определение основного обмена методами прямой и непрямой калориметрии, суть методов.

  25. Физиология труда. Деление населения на группы в зависимости от вида выполняемого труда. Факторы трудового процесса, влияющие на трудоспособность человека.

  26. Общее представление о сенсорных системах, отделы сенсорной системы. Зрительный анализатор: строение, функции. Аномалии рефракции: близорукость и дальнозоркость.

  27. Общее представление о сенсорных системах, отделы сенсорной системы. Слуховой и вестибулярный анализаторы: строение, функции.

  28. Общее представление о сенсорных системах, отделы сенсорной системы. Обонятельный, вкусовой анализаторы и соматовисцеральная сенсорная система: строение и функции.

  29. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Первая и вторая сигнальные системы. Мышление и речь. Типы высшей нервной деятельности.

  30. Физиология эмоций: классификация эмоций; внешние и вегетативные проявления эмоций; значение положительных и отрицательных эмоций.

  31. Память: этапы формирования памяти; механизмы, лежащие в основе кратковременной и долговременной памяти; роль памяти при обучении.

  32. Физиология сна: фазы сна; корково-подкорковая теория сна; значение сна для организма.

  33. Экологическая физиология. Понятие «экологическая нагрузка». Основные группы экологических нагрузок на организм: климат окружающей среды; климат в помещениях и вентиляция помещений.

  34. Экологическая физиология. Шум; вибрация и ускорение, их влияние на организм человека.

  35. Экологическая физиология. Высота и низкое давление; подводное погружение и высокое давление, их влияние на организм человека.

  36. Рост и развитие организма человека (жизненный цикл человека).



^ 5. Учебные пособия


Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология и безопасная жизнедеятельность человека. – Учебное пособие. – М., 2009. – 370 с.


Прожерина Ю.А. Элементарные основы физиологии человека. Курс лекций и практические работы. – М.: Издательство «Спутник+», 2010. – 127 с.: ил.


6. Карта обеспеченности учебной литературой


№№

Наименование учебного пособия

Наличие в библиотеке, шт

1

Пряхин В.Н., Соловьев С.С. Физиология и безопасная жизнедеятельность человека. – Учебное пособие. – М., 2009. – 370 с.






7. Протокол актуализации УМК


Актуализация необходима в 2012 г.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность: 280200 «Защита окружающей среды»

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Учебно-методический комплекс дисциплины социальная защита инвалидов (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Медицинская защита в чрезвычайных ситуациях”

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Настоящее методическое пособие рекомендуется для проведения занятий по темам, посвященным безопасности

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Контрольная работа По безопасности жизнедеятельности На тему: «Защита населения и территорий в чрезвычайных

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Учебно- методический комплекс «физиология человека и животных» Для студентов заочного отделения пи

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Физиология центральной нервной системы»

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Учебно-методический комплекс дисциплины физиология высшей нервной деятельности ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Для специальностей: 280202. 65 «Инженерная защита окружающей среды» и 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы