Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План





Скачать 101.95 Kb.
Название Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План
Дата 25.03.2013
Размер 101.95 Kb.
Тип Документы
Лекция. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ.

План

  1. Понятие, определение инвалидности.

  2. Медико-социальные аспекты инвалидности.

  3. Пути реализации прав граждан на социальную защиту.

  4. Распространенность инвалидизации в РФ и РСО-Алания.

Слайд 4.

Стойкая нетрудоспособность или инвалидность – это постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности. Всестороннее изучение причин инвалидности, предупреждение ранней инвалидизации, восстановление и использование остаточной трудоспособности населения имеют важное значение в сохранении трудовых ресурсов страны.

Слайд 5.

Показатели инвалидности, являясь важным медико-соци­альным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, эко­логическое состояние территории, качество проводимых про­филактических мероприятий.

Слайд 6.

Слово "инвалид" происходит от латинского invalidus — сла­бый, немощный. Инвалидом принято считать человека, кото­рый имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функ­ций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедея­тельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Слайд 7.

^ ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ это отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Слайд 8.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т. е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследст­вие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма чело­века.

Слайд 9.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов.

Слайд 10.

Выделяют следующие нарушения функ­ций организма:

  • нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, рече­вые, языковые нарушения);

  • нарушения органов чувств (зрительные нарушения, слу­ховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоня­ния, осязания);

  • двигательные нарушения;

  • висцеральные и метаболические нарушения, расстрой­ства питания;

  • уродующие нарушения;

  • нарушения, связанные с причинами общего характера.

Слайд 11.

На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений

выделя­ют три степени нарушений функций организма:

^ 1-я степень — незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень — умеренно выраженные нарушения функций;

3-я степень — выраженные и значительно выраженные на­рушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к полной либо частич­ной утрате лицом способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ори­ентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обу­чаться и заниматься трудовой деятельностью.

Слайд 12.

Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограни­чивает инвалидность, являются:

  • способность к самообслуживанию, т. е. способность справляться с основными физиологическими потребно­стями, пользоваться общими жилищно-бытовыми пред­метами;

  • способность к передвижению, т. е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управ­лять положением тела;

  • способность к обучению, т. е. способность к воспри­ятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (соци­альными, культурными и бытовыми);

Слайд 13.

  • способность к труду, т. е. способность осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считаю­щихся нормальными для человека, а также соответст­вующую требованиям к содержанию, объему и условиям профессии;

  • способность к ориентации, т. е. способность самостоя­тельно ориентироваться в окружающей среде посредст­вом зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

  • способность к общению, т. е. способность к установле­нию и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

  • способность контроля за своим поведением, т. е. спо­собность ощущения себя и правильного поведения в по­вседневной обстановке.

Слайд 14.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельно­сти человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности.

^ В свою очередь в за­висимости от степени ограничения жизнедеятельности и сте­пени нарушения функций организма лицу, признанному ин­валидом, устанавливают группу инвалидности.

В Российской Федерации различают три группы инвалидно­сти.

У граждан, полностью утративших способность к регу­лярному профессиональному труду в обычных условиях и ну­ждающихся в постоянном постороннем уходе (помощи, над­зоре), устанавливается инвалидность I группы.

Слайд 15.

II группа уста­навливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухода. Поводом для определения III группы инвалидности является утрата способности к профессиональному труду. Обычно она устанавливается при значительном снижении трудоспособно­сти, наступившей вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомиче­скими дефектами.

Слайд 16.

Данная группа инвалидности устанавливается, в частности, при необходимости перевода работника по со­стоянию здоровья на другую, более легкую работу, требую­щую меньшего напряжения и, как правило, не такой высо­кой, как прежде, квалификации. При определенных анато­мических дефектах соответствующая группа инвалидности устанавливается независимо от характера выполняемой ра­боты. С учетом тяжести (степени) инвалидности определя­ются размер пенсии, объем других видов обеспечения и об­служивания.


Слайд 17.


^ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ

Критериями определения групп являются:

  • степень выраженности ограничений жизнедеятельности и (или) их сочетание.



I группа инвалидности

  • Резко выраженное ограничение одной из категорий жизнедеятельности – 3 степень (самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроля за своим поведением) или их сочетание.


II группа инвалидности

  • Выраженное ограничение одной из категорий жизнедеятельности –2-3 степень (самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроль за своим поведением) или их сочетание


III группа инвалидности

  • Незначительно умеренно выраженное ограничение одной из категорий жизнедеятельности –1 степень (самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроль за своим поведением) или их сочетание.




  • 1 гр. устанавливается на 2 года или бессрочно;

  • 2-3 гр. устанавливается на 1 год или бессрочно.

  • Критериями установления бессрочности инвалидности являются невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности (при наблюдении более 5 лет) или неэффективность реабилитационных мероприятий



^ ИНВАЛИДНОСТЬ У ДЕТЕЙ

  • Дети до 16 лет, имеющие значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности в будущем.


^ УСТАНОВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ

  • означает не только приобретение законного права на получение социальных пособий и льгот, но и

  • предоставление ребенку-инвалиду и его семье медицинской, образовательной, социальной помощи от государства, а также в трудовой (профессиональной) ориентации и устройстве






Слайд 18.

Признание человека инвалидом возможно только при про­ведении медико-социальной экспертизы, которую осуществля­ют специальные учреждения — Бюро медико-социальной экс­пертизы. Бюро медико-социальной экспертизы входят в Госу­дарственную службу медико-социальной экспертизы, работаю­щую в системе органов социальной защиты населения РФ.

Слайд 19.

Для оценки первичного выхода на инвалидность определяются: число впервые признанных инвалидами

(на 10 тыс. населения);

  • число впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. трудоспособного населения);

  • число впервые признанных инвалидами по отдельным классам (группам) заболеваний (то же с учетом причин и тяжести инвалидности);

  • структура первичной инвалидности с учетом пола, возраста, групп инвалидности, классов болезней и т. д.

Слайд 20.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше ^ 10 млн. инвалидов.

Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн.
человек.

Анализ эпидемиологии инвалидности показывает, что в 2001 г. в стране впервые было признано инвалидами 1 199 761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза.

Слайд 21.

Уровень первичной инвалидности среди взрослого населения по РСО-Алания

в 2006 году составил 205,1(в РФ - 128,3), 2007 г. – 127,7 на 10 тыс. взрослого населения.

Самый высокий показатель первичной инвалидности был зарегистрирован в республике в 2005 г. и составил 222,9 на 10 тыс. населения (в РФ – 157,0).

^ В 2006 и в 2007 имело место снижение показателя инвалидности как в РФ, так и в РСО-Алания.

Слайд 22.

Наиболее часто определяют II группу инвалидности (70,6 % случаев), затем III (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавливают в^ 14,3 % случаев.

В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая:

1 группа - 9,5 % случаев,

II — 62,6 %, III — 27,9 % случаев.

Близка к этому структура инвалидности по группам среди сельских жителей, особенно трудоспособного возраста.

СЛАЙД 23.

Наиболее высокие показатели

(на 10 тыс. насел.) инвалидизации отмечены при болезнях сердечно-сосудистой системы ( 59,6 в 2004 г. и 63,3 в 2007 г.).

Второе ранговое место занимают болезни костно-мышечной системы (17,4 и 13,0 соответственно).

На третьем месте злокачественные новообразования

(13,2 в 2004 г. и 14,0 в 2007 г.) (табл. 1).


^ БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Экспертиза детской инвалидности построена на современ­ной концепции ВОЗ, полагающей, что поводом для назначе­ния инвалидности является не сама болезнь или травма, а сте­пень тяжести их последствий, которые проявляются в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточ­ности.

Показаниями для установления инвалидности у детей яв­ляются патологические состояния, возникающие при врож­денных, наследственных или приобретенных заболеваниях и после травм.

Юридическое оформление инвалидности означает не толь­ко приобретение законного права на получение социальных пособий и льгот, но и предоставление ребенку-инвалиду и его семье медицинской, образовательной, социальной и профориентационной помощи от государства. При этом учитываются характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, состояние компенсаторных механизмов, прогноз течения за­болевания, возможность социальной адаптации и удовлетво­рение потребности в различных видах и формах социального обеспечения.

В соответствии с адаптированным вариантом "Междуна­родной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедея­тельности и социальной недостаточности" с 1996 г. к катего­рии детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие зна­чительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к соци­альной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, об­щению, трудовой деятельности в будущем.

При этом учитываются характер и прогноз течения основ­ного заболевания, последствия которого явились причиной инвалидности ребенка, характер и степень тяжести ограниче­ний жизнедеятельности, свойственной возрасту ребенка, со­стояние компенсаторных механизмов, направленных на вос­становление нарушенных функций, возможность социальной адаптации и удовлетворение потребности в различных видах и формах медико-социальной помощи.





отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Основные вопросы, планируемые для обсуждения на конференции: Инвалидность, как медико-социальная

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Алкоголизм как социальная проблема

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Курение как социальная проблема в Казахстане

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Научное обоснование современных подходов к медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Информационно-методический материал для медицинских работников Сахарный диабет серьёзная медико-социальная

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Стоматофобия как социальная проблема: факторы формирования и возможности профилактики 14. 02. 05

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Анализ первичной инвалидности за 12 месяцев 2012г среди детского населения по кму «цпмсп» Всего получили

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Преодоление кризиса школьной стоматологии как медико-социальная задача 14. 00. 52 социология медицины

Инвалидность как медико-социальная проблема. Эпидемиология инвалидности. План icon Качество медико-статистических данных как проблема современного российского здравоохранения1

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы