|
Скачать 284.23 Kb.
|
На правах рукописи ВЛАСОВА ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА СТОМАТОФОБИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ 14.02.05 – Социология медицины АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Волгоград - 2012 Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Защита состоится 12 мая 2012 года в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1, ауд. 4-07. С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета. Автореферат разослан «____» ________ 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета, профессор Фирсова ^ Актуальность темы исследования. Выраженный страх стоматологического вмешательства занимает высокое место в иерархии человеческих страхов и выявляется у 33%-67% населения земного шара (Корчагина В.В., 2008; Маслак Е.Е. и соавт., 2008; Schuller A.A. и соавт. 2003; Folayan M.O. и соавт., 2004; Heft M.W. и соавт., 2007; Hermes D. и соавт., 2007; Nicolas E. и соавт., 2007). Наивысшая степень страха – стоматофобия – может сформироваться в детстве и сохраняться на протяжении всей жизни (Кононенко Ю.Г. и соавт., 2001; Деревянченко С.П., 2005; Gower P.L, 2004; Milgrom P., 2004). Развитие многих стоматологических заболеваний начинается в раннем детском возрасте, однако страх стоматологического вмешательства у родителей и детей порождает серьезную проблему сотрудничества и не позволяет стоматологу произвести необходимые мероприятия (Taani Q., 2002). Лишь невыносимая зубная боль может заставить детей и взрослых, страдающих стоматофобией, обратиться за помощью (Al-Shammari K.F. и соавт., 2007). В результате – высокая распространенность и интенсивность кариозного процесса, большое количество удаленных зубов не только во взрослом, но и в детском возрасте (Eitner S. и соавт., 2006; Armfield J.M. и соавт., 2007), что обосновывает большую медицинскую и социальную значимость проблемы стоматофобии. Стоматофобии посвящено большое количество исследований, однако они направлены, как правило, на преодоление страха и обеспечение стоматологического лечения пациентов, уже страдающих стоматофобией. Недостаточно изученными остаются вопросы формирования стоматофобии в детском возрасте, влияние социальных, психологических и медико-биологических факторов на появление признаков стоматофобии у детей. Не изучены возможности прогнозирования и профилактики стоматофобии, которая должна проводиться у детей при первом контакте с врачом-стоматологом, то есть в раннем детском возрасте. В связи со сложностью интеракции социально-психологических и медико-биологических факторов, влияющих на формирование стоматофобии в раннем детском возрасте, для изучения проблемы и поиска путей её решения потребовалось проведение комплексного медико-социологического исследования в категориальном поле социологии медицины. ^ оценка социальной значимости, возможности прогнозирования и профилактики стоматофобии на основании изучения комплекса социальных, психологических и медико-биологических факторов, влияющих на её формирование в раннем детском возрасте. Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи исследования:
^ : дети раннего возраста, впервые обратившиеся к врачу-стоматологу, и их родители. Предмет исследования: социальное взаимодействие врачей-стоматологов, детей и родителей в процессе внедрения программы профилактики формирования стоматофобии у детей раннего возраста. ^ Стоматофобия имеет большое социальное значение, так как является одной из основных причин несвоевременного обращения детей и взрослых за профилактической и лечебной стоматологической помощью, что повышает частоту заболеваемости, осложнений и неблагоприятных исходов стоматологической патологии, способствует ухудшению не только стоматологического, но и общего здоровья детского и взрослого населения. Стоматофобия формируется в раннем детском возрасте, её возникновению способствует множество различных факторов. Выявление наиболее значимых социальных, психологических и медико-биологических факторов позволит прогнозировать формирование стоматофобии у детей. Предполагается, что социальные факторы имеют наибольшее значение в формировании стоматофобии в раннем детском возрасте. Разработка программы профилактики формирования стоматофобии, направленной на повышение социализации детей в роли стоматологических пациентов имеет социальное и медицинское значение, так как её внедрение в практику позволит улучшить результаты социализации и стоматологического оздоровления детей. Для изучения проблемы формирования, прогнозирования и профилактики стоматофобии в детском раннем возрасте целесообразно проведение медико-социологического исследования в категориальном поле социологии медицины. ^
Научная новизна исследования раскрывается также в основных положениях, выносимых на защиту:
^ были основные концепции социологии, разработанные академиком РАМН А.В. Решетниковым (2000-2010). Проведенное в категориальном поле социологии медицины интегративное комплексное исследование включало использование методов конкретных социологических исследований (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, включенное наблюдение, компаративный анализ), клинических методов стоматологического исследования (осмотр, определение оценочных критериев), методов математического анализа. ^ заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практическом здравоохранении для улучшения социального взаимодействия между стоматологическим персоналом, детьми-пациентами и их родителями / опекунами с целью снижения уровня стоматофобии в обществе и улучшения стоматологического здоровья детей. Теоретическое значение имеют данные исследования о социальной значимости стоматофобии, роли социальных, психологических и медико-биологических факторов в её формировании, возможности прогнозирования и профилактики ФС в раннем детском возрасте. Применение врачами-стоматологами детскими разработанной методики прогнозирования и профилактики стоматофобии у детей раннего возраста позволит улучшить социализацию детей, оптимизировать стоматологическую помощь детям, повысить охват детей раннего возраста санацией и диспансеризацией. ^ Диссертация прошла апробацию на научно-практических форумах различного уровня (Волгоград, 2008-2011; Санкт-Петербург, 2010, 2011; Москва, 2010, 2011). Результаты исследования внедрены в работу стоматологических поликлиник: МУЗ «Детская клиническая стоматологическая поликлиника № 2» г. Волгограда, МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 5» г. Волгограда, ООО «Волго-Дент». По материалам исследования опубликовано 17 научных работ, в том числе 5 – в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией министерства образования и науки РФ. ^ Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (222 источника), иллюстрирована 28 рисунками и 19 таблицами, объем - 138 страниц. ^ Во Введении обоснована актуальности исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет, приведены гипотеза исследования, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту. Первая глава «Обзор литературы» включает анализ данных современной отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования и обосновывает актуальность избранного научного направления. В §1.1. «Социальная значимость стоматофобии. Распространенность, проявления, причины формирования» показано, что социальная значимость стоматофобии, обусловленная её высокой распространенностью и неблагоприятными последствиями, способствующими ухудшению здоровья и снижению качества жизни детей и взрослых. Стоматофобия формируется в детском возрасте на фоне комплекса социальных, психических или соматических патологий. §1.2. «Возможности социологических методов в выявлении и оценке стоматофобии в различные возрастные периоды» включает анализ методов выявления страха стоматологического вмешательства. Автор отмечает отсутствие идеального метода, ограниченность применения социологических методов у детей в возрасте до трех лет, предлагает применение шкал оценки поведения для выявления стоматофобии у детей раннего возраста. В §1.3. «Профилактика и лечение стоматофобии» показана сложность прогнозирования, оценки и профилактики ФС в раннем детском возрасте, однако только в детском возрасте может быть заложена основа снижения распространенности стоматофобии у взрослого населения. ^ содержит описание программы и дизайна медико-социологического исследования, объекта и предмета исследования, методов социологических и стоматологических исследований. В анкетировании и интервьюировании участвовали 242 матери детей раннего возраста (авторская анкета, шкала тревожности Спилбергера, шкала страха Кора). Ретроспективное исследование включало контент-анализ 780 случаев, включенное наблюдение – 38 случаев первичных обращений детей раннего возраста к врачу-стоматологу. Наличие признаков ФС (по шкале поведения Frankl) было оценено у 242 детей в возрасте 1-3 лет, не имевших опыта стоматологического приема. В разработанной программе профилактики ФС участвовали 204 ребенка, которым проводились лечебно-профилактические мероприятия и динамическое наблюдение в течение полутора лет. У матерей было получено информированное согласие на участие детей в исследовании. Эффективность программы была оценена в зависимости от наличия признаков ФС и участия детей в ППФС. Все протоколы исследования были одобрены региональным этическим комитетом. ^ , включающая 4 параграфа, содержит собственные исследования автора. В §3.1. «Распространенность стоматофобии и социальные характеристики семьи, способствующие её формированию» показано, что признаки ФС выявлялись у трети детей раннего возраста (35,9%), а страх стоматологического вмешательства был присущ большинству детей школьного возраста (54,7%-89,2%). Среди причин первичных обращений детей раннего возраста к врачу-стоматологу первое место занимала необходимость профилактического осмотра по направлению врача-педиатра (77,1%), значительно причиной обращений были кариозные поражения (15,8%), зубная боль (4,1%), травма (2,1%), другое (1,0%). Первичный стоматологический осмотр детей выявлял более высокую, чем считали родители, распространенность патологии: 32,2% детей имели кариес зубов и нуждались в лечении. Чем старше были дети, тем чаще обнаруживались заболевания зубов, тем выше была потребность в лечении, которая составляла: в возрасте 12-17 мес. – 13,5%, 18-23 мес. – 34,8%, 24-29 мес. – 28,8%, 30-36 мес. – 45,9%. Изучение поведения детей на первом в их жизни приеме у врача-стоматолога показало, что каждый третий ребенок имел признаки ФС (тревога, беспокойство, желание уйти, плаксивость). В возрасте младше двух лет признаки ФС выявлялись у детей существенно чаще, чем в возрасте старше двух лет: 47,4% и 28,3%, p<0,01. Включенное наблюдение процесса стоматологического приема детей раннего возраста показало, что многие мамы (29%) отказывались от стоматологического лечения или прекращали начатое лечение детей из-за страха перед процедурами в полости рта малышей и нежелания допускать насильственное лечение своих детей. Изучение социальных характеристик семьи, способствующих формированию стоматофобии у детей раннего возраста показало, что среди детей без признаков ФС (первая группа) в полных семьях проживали 84,5%, в неполных семьях –15,5%, среди детей с признаками ФС (вторая группа) – 79,3% и 20,7%. В первой группе чаще (74,8%) встречались семьи, воспитывавшие одного ребенка, реже – двух детей и более (25,2%). Во второй группе преобладали семьи с двумя детьми и более – 60,9%, реже встречались семьи с одним ребенком – 39,1% (p<0,05). Наличие в семье других детей не оказывало существенного влияния на появление признаков ФС у детей в возрасте до двух лет, хотя тенденция к этому определялась. В возрасте старше двух лет дети, имеющие признаки ФС, существенно чаще воспитывались в семьях с двумя и более детьми, чем дети без признаков ФС: 73,2% и 10,6%, p<0,001. В первой группе хорошая обстановка в семье встречалась существенно чаще, чем во второй (76,8% и 60,9%, p<0,05), а удовлетворительная – существенно реже (23,2% и 39,1%, p<0,05). Ответов о неудовлетворительной обстановке в семье не было (возможно, в таких семьях не принято водить детей раннего возраста к стоматологу). У детей в возрасте до двух лет обстановка в семье не влияла существенно на появление ФС, у детей старше двух лет этот фактор приобретал значение: дети с признаками ФС значительно реже, чем дети без ФС, воспитывались в семьях с хорошей обстановкой: 34,1% и 75,0%, p<0,01. В большинстве семей воспитанием детей занималась мама (в первой группе 61,3%, во второй 73,6%), реже – бабушка (15,5% и 13,8%), очень редко – няня (1,9 и 2,3%). Однако в первой группе существенно чаще, чем во второй, в воспитании детей принимали участие все члены семьи: 21,3% и 10,3% соответственно. У детей с ФС в возрасте до двух лет существенно чаще, чем у детей без ФС, воспитанием ребенка занималась только мама: 93,5% и 76,5%, p<0,05. В возрасте старше двух лет во второй группе существенно реже, чем в первой, в воспитании детей участвовали все члены семьи: 17,1% и 36,0%, p<0,05. Изучение материального положения семей показало, что в первой группе доходы выше прожиточного минимума встречались чаще, чем во второй (34,8% и 25,3%), а доходы ниже прожиточного минимума – реже (16,8% и 25,3% ответов), однако различия не были существенными. В первые годы жизни ребенок наиболее тесно связан с матерью, поэтому в §3.2. было изучено «Влияние матери, как основного агента социализации, на формирование стоматофобии у детей раннего возраста». Изучение возраста матерей показало, что в первой группе, по сравнению со второй, преобладал возраст старше 25 лет (26-30 лет – 52,3% и 42,5%, старше 30 лет – 29,0% и 26,4%). У матерей детей с ФС возраст младше 25 лет встречался существенно чаще, чем у матерей детей без ФС: 31,0% и 18,7%, p<0,05. В образовательном уровне матерей существенных различий не было выявлено, хотя прослеживалась тенденция к более высокому образовательному уровню в первой группе, по сравнению со второй (высшее образование – 61,9% и 56,3%, среднее – 38,1% и 43,7%). Известно, что специальные знания, приобретенные матерями в процессе получения медицинского, педагогического или психологического образования, могут повлиять на повышение заботы о здоровье и формировании санологического поведения детей. Оказалось, что соответствующее специальное образование матери имели существенно чаще в первой группе, чем во второй: 18,7% и 8,0%, p<0,05. В процессе исследования нас интересовало, имеется ли взаимосвязь между страхом матерей стоматологического вмешательства и формированием стоматофобии у детей раннего возраста. В результате установили, что матери первой группы, по сравнению со второй, чаще сообщали об отсутствии страха (26,4% и 23,0%), в 2 раза реже – о наличии выраженного страха стоматологического вмешательства (23,2% и 46,0%, p<0,001). У остальных матерей страх был слабо выражен. Изучение материнского страха с использованием шкалы Кора показало, что уровень страха у матерей первой группы был существенно ниже, чем во второй: 8,39 баллов и 10,18 баллов. Исследование тревожности матерей по Шкале Спилбергера выявило, что в первой группе, по сравнению со второй, чаще встречалась низкая личностная тревожность (74,8% и 52,9%, p<0,01), реже – умеренная (20,6% и 41,4%, p<0,001). Влияние личностной тревожности матерей на формирование стоматофобии было более выражено у детей в возрасте старше двух лет. Повышенная ситуативная тревожность матерей реже встречалась в первой группе, чем во второй (высокая – 9,0% и 14,9%, умеренная – 34,8% и 55,2%, p<0,01). Низкая ситуативная тревожность матерей была более характерна для первой группы, чем для второй: 56,1% и 29,9%, p<0,001. Ситуативная тревожность матерей зависела от возраста детей. У детей младше двух лет высокий уровень материнской тревожности встречался одинаково часто в первой и второй группах (17,6% и 13,0%), а у детей старше двух лет – существенно чаще во второй группе, по сравнению с первой (17,1% и 4,8%, p<0,05). Таким образом, развитию стоматофобии у детей раннего возраста способствует не только присущий матерям страх стоматологического вмешательства, но и повышение уровня личностной и, особенно, ситуативной тревожности матерей в ожидании приема ребенка у стоматолога. После проведения анкетирования и интервьюирования матерей (до личного знакомства с ребенком) мы просили их дать прогноз поведения детей на первом стоматологическом приеме. В результате установили, что матери детей первой группы давали более благоприятный прогноз, чем во второй группе. Спокойное поведение детей прогнозировали 34,2% респондентов первой группы и 12,6% второй (p<0,001), сопротивление – 21,3% и 42,5% (p<0,01). Матери детей старше двух лет значительно реже, чем матери детей младшего возраста, предполагали спокойное поведение детей на приеме у врача-стоматолога. Однако в первой группе таких предположений было существенно больше, чем во второй группе: 26,9% и 9,8% (p<0,01). Неблагоприятный прогноз матери давали существенно чаще во второй группе, чем в первой: 36,6% и 18,3% , p<0,05. Совпадения материнского прогноза с реальным поведением детей в первой группе встречались в 1,9 раза чаще, чем во второй: 78,7% и 42,5%, p<0,001. Известно, что в социализации ребенка принимают участие не только члены семьи, но и другие агенты: персонал детских дошкольных учреждений (ДДУ), дети и взрослые, контактирующие с ребенком в различных ситуациях, персонал медицинских учреждений. Поэтому в следующем параграфе §3.3. «Особенности социализации детей и формирование стоматофобии» была показана взаимосвязь между обнаружением признаков ФС и протеканием процесса социализации детей в обществе. Было установлено, что половина (50,0%) обследованных детей посещали ДДУ, однако в первой группе в 2,3 раза чаще, чем во второй: 62,6% и 27,6%, p<0,001. Во второй группе большинство (72,4%) детей не посещали ДДУ, в первой группе таких детей было всего 37,4%. Различия в посещаемости детьми ДДУ между первой и второй группами появлялись в возрасте младше двух лет, а в возрасте старше двух лет становились явно выраженными. Изучение способности обследованных детей к коммуникации с другими людьми (не родственниками) показало, что во второй группе затруднения в общении с взрослыми встречались существенно в 1,6 раза чаще, чем в первой группе (78,2% и 48,7%, p<0,001), со сверстниками – в 1,5 раза чаще (63,2% и 43,2%, p<0,01). Наоборот, дети первой группы в 2,4 раза чаще, чем дети второй группы, легко вступали в контакт с «чужими» взрослыми (52,3% и 21,8%, p<0,001), в 1,5 раза чаще – со сверстниками (56,8% и 36,8%, p<0,01). Процесс социализации детей неразрывно связан с состоянием их общего здоровья, поэтому можно было предположить, что низкий уровень общего здоровья детей и связанная с этим необходимость проведения инвазивных процедур могут оказать влияние на формирование стоматофобии у детей раннего возраста. Однако нами не было установлено существенных различий между заболеваемостью детей первой и второй групп острыми и хроническими заболеваниями. Лишь для детей старше двух лет были выявлены статистически значимые различия: в первой группе более 6 раз в году болели реже, чем во второй группе (9,6% и 34,1%, p<0,001). Следовательно, снижение уровня общего здоровья может влиять на ФС у детей, начиная с двухлетнего возраста. В раннем детском возрасте ребенок неизбежно сталкивается с различными «медицинскими» ситуациями: осмотр у врача-педиатра, проведение инъекций (профилактические прививки, введение лекарственных препаратов), пребывание в стационаре и др. Боль и страх, испытанные ребенком в этих ситуациях, могут способствовать ФС уже при первом знакомстве ребенка с врачом-стоматологом. В связи с этим мы изучили связь стоматофобии с опытом пребывания детей в стационаре, поведением детей на педиатрическом приеме и во время проведения процедур. Было установлено, что в первые три года жизни каждый четвертый ребенок уже имел опыт госпитализации, причем в первой группе чаще, чем во второй (27,1% и 19,5%). В ситуации посещения детской поликлиники, на приеме у врача-педиатра и других специалистов, большинство детей вели себя спокойно, однако в первой группе значительно чаще, чем во второй группе: 96,1% и 77,0%, p<0,05. Немного беспокойное поведение детей встречалось одинаково редко в первой и второй группах (6,5% и 6,9%). Очень беспокойное поведение было более характерно для детей второй группы, чем первой (16,1% и 1,9%, p<0,01). Выявленные различия были значимыми, как у детей младше, так и старше двух лет. Во время проведения инвазивных процедур поведение детей значительно ухудшалось. Спокойное поведение не отмечалось, немного беспокойно вели себя всего 14,8% детей в первой группе и 10,3% во второй. Остальные дети во время процедуры плакали, но многие быстро успокаивались, в первой группе существенно чаще, чем во второй: 68,4% и 48,3%, p<0,01. Длительный плач, трудности в успокоении были более характерны для детей второй группы, чем первой: 41,4% и 16,8%, p<0,001. Интересно, что данные закономерности не были значимыми для детей в возрасте до двух лет, и лишь среди детей в возрасте старше двух лет обнаруживались статистически существенные различия между первой и второй группами. Возраст детей оказывал существенное влияние на частоту появления признаков ФС во время первого стоматологического приема: в возрасте младше двух лет признаки ФС были выявлены у 47,4% детей, в возрасте старше двух лет у 28,3% детей (p<0,01). Безусловно, социализирующая роль медицинского персонала в формировании отношения детей к врачебной обстановке в целом и врачам, в частности, несомненна, и сформировавшийся страх «белого халата» и других специфических стимулов может переноситься детьми на любую новую «медицинскую» ситуацию, в том числе и на ситуацию первого стоматологического приема. Поэтому большое значение мы придавали вопросу социализации детей в роли «стоматологических» пациентов, рассмотренному в §3.4. «Значение социализации ребенка в роли пациента стоматологической клиники». В результате анализа данных анкетирования матерей установили, что во многих семьях детей готовили к первому посещению врача-стоматолога, однако в первой группе значительно чаще, чем во второй (68,4% и 40,2%, p<0,001), причем различия были более ярко выражены у детей в возрасте старше двух лет (80,7% и 39,0%, p<0,001). В то же время, подготовка детей сводилась к сообщению о предстоящем визите к «зубному» врачу (47,1% ответов), реже детям объясняли, что будет делать стоматолог (7,9%), репетировали «открывание рта» (3,3%). Был выявлен низкий уровень информированности детей о враче-стоматологе. Создание образа врача-стоматолога путем чтения, рассказов или просмотра мультфильмов чаще проводилось в первой группе, чем во второй, как у детей в возрасте младше двух лет (31,3% и 21,7%), так и в возрасте старше двух лет (73,1% и 56,1%), хотя различия не были значимыми статистически. Явно недостаточным во второй группе был уровень ясной мотивации детей к хорошему поведению на приеме у врача (обещание игрушки), по сравнению с первой группой: 70,3% и 25,3% ответов, p<0,001. Данная закономерность сохранялась у детей различного возраста. Прием у врача-стоматолога отличается от приема у других врачей тем, что манипуляции проводятся в полости рта ребенка. Поэтому мы предположили, что дети, которым дома проводится гигиенический уход за зубами, будут меньше бояться врача, что и подтвердили результаты исследования (чистка зубов детям в первой группе проводилась существенно чаще, чем во второй – 77,4% и 57,5%, p<0,01). У детей в возрасте младше двух лет выявленные различия проявлялись наиболее ярко: гигиенический уход за полостью рта проводился всего у 39,1% детей второй группы и 60,8% детей первой группы (p<0,05). Интегративный анализ влияния социальных, психологических и медико-биологических факторов позволил установить факторы, имеющие существенное значение для формирования стоматофобии у детей раннего детского возраста и встречающиеся более чем у 40% детей с признаками ФС (таб. 1). Математический анализ полученных в результате исследования данных позволил рассчитать влияние каждого фактора на повышение риска ФС у детей раннего возраста. Было установлено, что в 2-3 раза повышался риск развития ФС (RR=2,03-3,21) у детей при воздействии следующих факторов: не менее двух детей в семье; отсутствие опыта воспитания в ДДУ; трудности общения с взрослыми; отсутствие подготовки к посещению стоматолога и позитивной мотивации к хорошему поведению на приеме у врача (таб. 1). Таблица 1. Факторы, существенно увеличивающие риск формирования стоматофобии у детей раннего возраста.
* коэффициент относительного риска (RR), ** медицинское, психологическое, педагогическое *** детское дошкольное учреждение В 1,3-1,7 раза повышался риск ФС (RR=1,33-1,67) у детей под влиянием следующих факторов: отсутствие хорошей обстановки в семье, доминирующее материнское воспитание, отсутствие у матери специального образования, наличие у матери страха посещения стоматолога, неблагоприятный материнский прогноз поведения детей, трудности общения детей со сверстниками, отсутствие у детей информации о враче-стоматологе и опыта гигиенических манипуляций в полости рта (таб. 1). Другие факторы (повышение личностной и ситуативной тревожности матери, возраст ребенка младше двух лет, негативное поведение после инъекций) незначительно повышали риск ФС (RR=0,68-0,96). Компаративный анализ результатов исследования позволил разработать анкету для экспресс-оценки риска формирования стоматофобии у детей, которая включала 5 вопросов к родителям (положительные ответы на которые повышают риск развития ФС в 2-3 раза). Вопросы были направлены на установление уровня социализации ребенка в обществе. Применение методики экспресс-оценки позволяет стоматологу до начала приема прогнозировать у ребенка риск развития стоматофобии и составлять индивидуальную программу профилактики ФС. Так как признаки формирующейся стоматофобии выявлялись, как правило, у детей, недостаточно социализированных в обществе, в основу разработанной нами программы профилактики стоматофобии был положен принцип повышения уровня социализации детей путем постепенного введения в роль пациентов стоматологической клиники. В выполнении программы участвовали родители детей и стоматологический персонал. Компаративный анализ результатов исследования у детей, участвовавших (основная группа) и не участвовавших (контрольная группа) в программе профилактики формирования стоматофобии показал, прежде всего, социализирующее влияние программы, которое выразилось в освоении детьми роли пациентов стоматологической клиники и уменьшении количества детей с признаками ФС. В целом, частота появления у детей признаков ФС в течение года в основной группе существенно снизилась в 1,7 раза, с 35,8% до 21,1%, p<0,001, в контрольной – возросла в 1,6 раза, с 36,8% до 60,6%, p<0,01. Установили, что влияние программы зависело от наличия или отсутствия признаков ФС у детей во время первого стоматологического приема. Влияние программы снижалось под действием интеракции факторов семьи, личностно-психологических особенностей матерей и других, способствующих развитию ФС в раннем детском возрасте. Оздоравливающее влияние ППФС выразилось в улучшении качества санации и диспансеризации детей раннего возраста, по сравнению с результатами оказания обычной стоматологической помощи (рис. 1). В 2,1 раза увеличивалось количество детей, получивших профилактическую герметизацию фиссур моляров (51,0% и 23,7%, p<0,001). В 2,6 раза увеличилось количество детей с завершенной санацией полости рта (89,1% и 34,7%, p<0,001). В 2,7 раза снизилось количество детей, отказавшихся от санации (10,9% и 29,4%, p<0,01). В 6,1 раза увеличилось количество детей, прошедших повторный стоматологический диспансерный осмотр в течение полутора лет (83,8% и 13,8%, p<0,001). ![]() Рис. 1. Результаты санации и диспансеризации детей раннего возраста в зависимости от участия в Программе профилактики формирования стоматофобии. ВЫВОДЫ
^
^
|