Скачать 57.72 Kb.
|
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с нарушением зрения, обучающихся в вузе (опыт инклюзивного обучения) Ермакова Е.А., ХЛЫстова Е.В. г. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет Наличие профессионального образования является одним из важнейших факторов социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако в России проблема доступности высшего образования для молодых людей с особыми образовательными потребностями остается весьма актуальной. С начала девяностых годов, как отмечает И.Н. Зарубина, повысилась активность инвалидов в получении высшего профессионального образования. Это справедливо и для инвалидов по зрению [1]. В то же время, лица с глубоким нарушением зрения испытывают значительные трудности, которые проявляются как на этапе поступления в высшее учебное заведение, так и на этапе непосредственно обучения в вузе [3]. В связи с этим, в 2002 году в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) открылся Центр образования инвалидов (далее - Центр), инициатором создания которого выступил директор Института специального образования А.Н. Нигаев. Создание специализированного Центра направлено на осуществление мероприятий по обеспечению условий доступности высшего образования для инвалидов и интеграции студентов данной категории в учебную группу. Основной задачей Центра является организационно-методическая работа по психологическому, педагогическому, социальному и информационному сопровождению учебного процесса студентов-инвалидов в течение их обучения в УрГПУ. В то же время, несмотря на имеющийся опыт сопровождения студентов–инвалидов в вузе, остается много нерешенных вопросов, касающихся психологических механизмов возникновения трудностей и барьеров общения при нарушениях зрения. Г.В. Никулина утверждает, что из многочисленных трудностей, встречающихся у инвалидов по зрению на этапе адаптации в вузе, самыми распространенными являются барьеры, возникающие в процессе осуществления коммуникативной деятельности. Неумение незрячих студентов организовать межличностное общение с сокурсниками и преподавателями вуза зачастую не дает возможности оперативно и продуктивно решать многие проблемы психологического, информационного и методического характера. Барьеры в общении студентов указанной категории заключаются в наличии у них представлений об отрицательном отношении к ним со стороны зрячих, связанном как с негативным восприятием косметических дефектов, так и непониманием людьми, не имеющими зрительного нарушения [4]. Результаты исследования В.В. Мурашко свидетельствуют о том, что студенты, не имеющие зрительных нарушений, готовы оказывать кратковременную помощь незрячим сокурсникам, но не стремятся к более длительному взаимодействию, избегают совместной деятельности с инвалидами, предпочитают не работать с ними в коллективе, избегают совместного проведения досуга, в малой степени готовы к совместной социально-бытовой деятельности [3]. По словам Ю.И. Кочеткова и В.З. Денискиной, к факторам, облегчающим адаптацию незрячего студента в коллективе зрячих, относится коммуникабельность. Она является тем самым интегративным качеством, которое сплачивает отдельных индивидов в группу, а инвалиду по зрению помогает в нее входить [2]. Также большое значение для успешного вхождения в студенческую среду имеет осознание своего дефекта и правильное отношение к нему; понимание того, что общество еще не готово принять инвалида как равного; осознание себя как дееспособной личности, как человека, способного вести полноценную жизнь, учебную и трудовую деятельность [1, 2]. Многочисленные аспекты адаптации студентов-инвалидов могут быть успешно реализованы не только усилиями самих молодых людей. Им помогает внимание, доброжелательное отношение и помощь со стороны однокурсников, преподавателей, сотрудников, и кроме того, организованное в структуре вуза психолого-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями [3]. Таким образом, самой распространенной причиной, затрудняющей адаптацию в образовательном учреждении, с которой сталкиваются студенты с нарушением зрения, является боязнь взаимодействия со зрячими сверстниками и преподавателями. Это мешает вхождению обучающегося с глубоким зрительным нарушением в студенческую среду и не дает возможности оперативно и продуктивно решать многие проблемы психологического, информационного и методического характера. Но, с другой стороны, сформированная коммуникабельность и осознание того, что общество не готово принять инвалида как равного человека, помогает лицам указанной категории быстрее адаптироваться в коллективе зрячих одногруппников и в высшем учебном заведении. Все вышесказанное стало основанием для аналитического исследования личного опыта адаптации к обучению в УрГПУ, в рамках которого дифференцировались факторы, затрудняющие и облегчающие интеграцию в студенческой группе студентки с тотальной слепотой. Основным исследовательским методом стал рефлексивный анализ. В качестве факторов облегчающих процесс адаптации выделены следующие:
Все вышеуказанное существенно облегчило вхождение в учебную ситуацию. Однако, при обучении на первом курсе сохранялись социальные проблемы, трудности при создании длительных личностно ориентированных отношений с сокурсниками. Студенты не отказывали в помощи, в общении в пределах университета, но избегали совместного отдыха. Вероятнее всего, это было обусловлено следующими причинами:
В ходе обучения в вузе произошли некоторые личностные изменения, которые позволили преодолеть деструктивную внутреннюю установку, являвшуюся барьером при построении коммуникации и личностно–ориентированных отношений. Сформировалась способность к рефлексии, что позволило существенно повысить социальную активность. Возможно, развитие такого личностного новообразования обусловлено получением полезных знаний в области психологии личности (обучение в ВУЗе происходило по специальности специальная психология). Навыки рефлексии позволили осознавать неэффективное отношение к зрячим сверстникам и проанализировать собственное поведение. Позитивные изменения произошли так же за счет:
К старшим курсам негативная установка прошла. Изменилось отношение к людям без зрительных нарушений. Таким образом, описанный выше личный опыт позволил выделить как внешние, так и внутренние барьеры интеграции студентов – инвалидов. Причем, на наш взгляд имеют большее значение именно внутренние барьеры, связанные с деструктивными личностными установками, которые, в свою очередь сформировались на основе негативного опыта. Преодоление этих установок благодаря самоанализу и получение позитивного опыта являются важнейшими факторами, оптимизирующими процесс адаптации в вузе. А значит, при построении программ психолого-педагогического сопровождения необходимо формулировать задачи, ориентированные на эти факторы. Литература.
|