Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon

Фгу спо "кмкис" Минздравсоцразвития России





Скачать 73.97 Kb.
Название Фгу спо "кмкис" Минздравсоцразвития России
Дата конвертации 25.03.2013
Размер 73.97 Kb.
Тип Документы
ФГУ СПО "КМКИС" Минздравсоцразвития России


Особенности подготовки детей с нарушениями зрения к поступлению в музыкальный колледж на специализацию «Оркестровые духовые и ударные инструменты».

Развитие слухового восприятия через нетрадиционные методы и приемы у детей с нарушением зрения в элементарном музицировании.


Методическая статья


Заслуженный работник культуры РФ В.В. Шабельник


Курск – 2010

Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, ставят перед педагогической наукой и практикой проблему поиска путей, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Общественное дошкольное воспитание аномальных детей в нашей стране рассматривается как первоначальное звено в единой системе непрерывного специального образования.

Нарушение зрительных функций влечет за собой отклонение в речевой, двигательной, психической сферах. У детей появляется сенсорный голод, т.е. ограничение или полная потеря зрительного контроля и замена его контролем осязательным и слуховым. Поэтому приходится компенсировать познавательную деятельность детей с нарушением зрения целой системой форм и методов, в том числе и в музыкальном воспитании. Диагностика показала, что определенные трудности возникли у детей с нарушением зрения в процессе слухового восприятия музыки и звука. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность "озвучить" происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни. У детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими значительно беднее запас как зрительных, так и слуховых представлений. Это приводит к недоразвитию познавательной деятельности: образного мышления, восприятия, воображения, памяти, внимания. Все это ведет за собой задержку в формировании личности ребенка. Передо мной встали задачи:

  • как помочь развить слуховое восприятие у детей с нарушением зрения?

  • какие методы и приемы будут способствовать музыкальному и личностному развитию этих детей?

  • как построить коррекционную работу по слуховому восприятию, чтобы музыкальное воспитание для детей с патологией зрения было направлено на преодоление вторичных отклонений в развитии психических процессов, на восстановление нарушенных зрительных функций?

На помощь мне пришла методика «Элементарное музицирование» К.Орфа. Ее основной принцип: музыка понимается телом, а не рассудком. Говорить с детьми надо музыкой, а не о музыке. Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращения мускулатуры. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, дыханием, что в первую очередь необходимо детям, имеющим патологию зрения. Задачи по развитию слухового восприятия у детей с нарушением зрения:

  • научить ребенка слушать музыкальный звук - воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность, используя музыкально-дидактические игры;

  • слышать звуки окружающего мира, ориентироваться в их разнообразии;

  • обогащать представления детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;

  • учить выбирать инструменты, тембры которых соответствуют характеру звучащей музыки, учить различным приемам звукоизвлечения;

  • развивать творческое воображение.

Что же такое слуховые ощущения, слуховые представления, слуховое восприятие?

Человеческий слух воспринимает речевые и музыкальные раздражители. Подобно зрительному, слуховой анализатор воспринимает предметные свойства внешнего мира. У слепых и слабовидящих людей звуковые ощущения и восприятие имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи слепые узнают настроение, характер собеседника. Слух сохраняет возможность общения слепых с членами коллектива, в котором они живут и общаются. Велико значение слуха для слепых и слабовидящих детей в процессе познания окружающего мира, пространственной и социальной ориентации. Повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора при изменившихся условиях и является следствием усиленной тренировки, специальной тренировки и обучения. У лиц с нарушением зрения наблюдаются снижение абсолютных и дифференцированных порогов слуховой чувствительности. Слепым и слабовидящим чаше приходится использовать слух при различных видах деятельности.

Формирование слуховых представлений у слабовидящих дошкольников имеет некоторое своеобразие, обусловленное частичным выключением зрения. Так во время освоения новых предметных действий и развития пространственно-двигательной ориентировки при опоре на слуховое восприятие можно сформировать различные представления. Важную роль в развитии слуховых представлений имеет процесс овладения предметной деятельностью с опорой на речь, на принятый ребенком мотив деятельности. Формирование слуховых представлений должно проводиться в широком диапазоне звуков. Ребенок должен представлять голоса природы, радостное пение птиц, журчание ручья, шелест листьев деревьев, жужжание насекомых и т.д. Особенно необходимо, чтобы дети с нарушением зрения учились формированию музыкального слуха и музыкальных представлений.

Слуховое восприятие у детей с нарушением зрения участвует в компенсации слабовидения. Слепой ребенок учится использовать звуковые признаки предметов, голос родителей для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего мира. Согласно исследованиям М.И.Земцовой, развитие ориентировки на звуки происходит в несколько этапов. Тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия у незрячих детей формируется в младшем дошкольном возрасте. В то же время соотносимость звуков с предметностью восприятия еще низка по сравнению с восприятием детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие слуха при отсутствии зрения по-разному сказывается на познавательной деятельности, ориентировке и поведении детей.

Слуховое восприятие играет важную роль для слабовидящих при ориентации в пространстве и движении. Пользуясь слуховым восприятием, они могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но и представлять своеобразный звуковой пейзаж местности, близкий к природному пейзажу. Таким образом, у детей с нарушением зрения слуховое восприятие является важным средством психического развития и его необходимо всячески развивать и оберегать.

Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения средствами элементарного музицирования - благодатная почва. Ведь элементарная музыка - это игра звуками музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых рождается музыка. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Его богатство, многообразие сравнимо лишь с бесконечностью и изменчивостью окружающего предметного мира природы, вместе взятых. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни.

Способы вовлечения ребят в процессы воспитания разнообразны: сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, элементы пантомимы, поочередное погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера, собеседника придают динамичность, интригующую загадочность.

Для музыкальной педагогики сегодня очевидно, что нельзя идти наперекор природе, обращаясь только к логике и игнорируя наглядно-образное и эмоциональное восприятие ребенка, для которого игра - фактор постижения действительности. В творческой работе со звуком, в игровой форме дети постигают все то, что происходит со звуком во времени, а именно:

  • источник звука;

  • понятие "атака" звука;

  • эффект "затухания" звука и т. д.

При этом источником звука может стать расческа с бумагой, стакан и бутылка с водой, пластиковые баночки или металлические крышки. Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой. Различение звуков, любование ими - все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с приманными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость слухового восприятия, ассоциативность. На таких занятиях особое место занимает звукотворчество детей. Благодаря различным формам музицирования происходит формирование основополагающих понятий, таких как интонация, высота, ритм, динамика.

Графические обозначения, или графические партитуры фиксируют последовательность игры инструментов или же моделируют динамику и фактуру в самом общем виде, помогают детям с нарушением зрения соотносить слуховое и зрительное восприятие. И, естественно, подводят к пониманию закономерностей традиционной записи музыки. Такие дидактические игры развивают у детей с нарушением зрения способность видеть и слышать закономерность; формируют представления о том, что в природе все подчинено определенному ритму; переводят представления о ритме в природе и жизни в ритмические ощущения: слуховые, зрительные, тактильные.

Ритмодекломация - это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относится к различным проявлениям интонации: ее тембру, регистру, артикуляции, темпу, акценту и др.

Такие задания незаменимы для развития слухового внимания, а также для развития навыков поведения в группе, умения общаться, войти в контакт с другими участниками и действовать совместно. На занятии ребенок с нарушением зрения выражает свое видение происходящих явлений. Я создаю ситуации, при которых максимально раскрываются наблюдательность и слуховое восприятие мира, творчество и воображение. Каждый звук может быть музыкой, надо только постараться ее услышать.


Используемая литература


  1. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. М., «Музыка», 1986.

  2. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. Изд. «Таланты – XXI век».

  3. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., «Музыка», 1964.

  4. Опыт работы незрячих преподавателей музыки. Материалы совещания ВОС. М., 1979.

  5. Орф К.Элементарное музицирование. М., 1994.

  6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., «Педагогика», 1947.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Приказ Минздравсоцразвития России от 12. 04. 11 №302н (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Приказ Минздравсоцразвития России от 12. 04. 11 №302н (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Фгу «научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова В. И. Минздравсоцразвития»

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Согласно Приложению к Приказу Минздравсоцразвития России от 30 октября 2007 г. N 673 о внесении изменений

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Приказ Минздравсоцразвития России от 27. 04. 2012 №417н (зарегистрирован в Минюсте России 15. 05.

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Приказ Минздравсоцразвития России от 17. 05. 2012 n 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Минздравсоцразвития России

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Минздравсоцразвития России

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Минздравсоцразвития России

Фгу спо \"кмкис\" Минздравсоцразвития России icon Директор фгу «Научно-клинический центр оториноларингологии фмба россии»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина